Научная статья на тему 'Формирование морального поведения и воспитание духовных качеств молодежи на занятиях физической культурой'

Формирование морального поведения и воспитание духовных качеств молодежи на занятиях физической культурой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1828
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГ / ФОРМИРОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / МОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДУХОВНЫЕ КАЧЕСТВА / ВИХОВАННЯ / ФОРМУВАННЯ / МОРАЛЬНЕ ВИХОВАННЯ / ДУХОВНі ЯКОСТі / EDUCATION / THE TEACHER / FORMATION / CROP / MORAL BEHAVIOUR / SPIRITUAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сытник И.

Статья посвящена проблеме формирования морального поведения и воспитания духовных качеств молодежи на занятиях физической культуры. Физическое воспитание является важнейшим элементом в системе воспитания молодежи. Рассматривается роль педагога физической культуры в формировании духовных качеств молодежи. Физическая культура является частью общей культуры общества, одной из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья и развития физических способностей человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of moral behaviour and education of spiritual qualities of youth on occupations of physical training

The paper is devoted to the problem of formation of moral behaviour and education of spiritual qualities of youth on occupations of physical training. Physical training is the major device in an educational system of youth. The role of the teacher of physical training in formation of spiritual qualities of youth is considered there. The physical training is a part of common crop of a society, one of orbs of social activity, directional on strengthening of health and development of physical abilities of the person.

Текст научной работы на тему «Формирование морального поведения и воспитание духовных качеств молодежи на занятиях физической культурой»

нения. - Москва: Физкультура и спорт, 1988. - 144 с.

3. Меерсон Ф.З. Адаптация, деадаптация и недостаточность сердца. - Москва: Медицина, 1978. - 344 с.

4. Пирогова Е.А., Иващенко Л.Я., Страпко Н.П. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. - К.: Здоровье, 1986. - 252 с.

5. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - К.: Олимпийская литература, 1997.

- 584 с.

6. Фурман Ю.М. Корекція аеробної та анаеробної лактатної продуктивності організму молоді біговими навантаженнями різного режиму: Дис. д.б.н.: 03.00.13. - Вінниця, 2002.

- 299с.

7. Kostka T., Bonnefoy M., Arsac L.M. et al. Habitual physical activity and peak anaerobic power and in elderly women // Eur. J. Appl. Physical. - 1997. - Vol. 76. - P.181-187.

Надійшла до редакції 12.07.2007р.

ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНЫХ КАЧЕСТВ МОЛОДЕЖИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Сытник И.

Харьковский национальный педагогический университет им. Г. С. Сковороды

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования морального поведения и воспитания духовных качеств молодежи на занятиях физической культуры. Физическое воспитание является важнейшим элементом в системе воспитания молодежи. Рассматривается роль педагога физической культуры в формировании духовных качеств молодежи. Физическая культура является частью общей культуры общества, одной из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья и развития физических способностей человека. Ключевые слова: воспитание, педагог, формирование, культура, моральное поведение, духовные качества. Анотація. Ситник І. Формування морального поводження і виховання духовних якостей молоді на заняттях з фізичної культури. Стаття присвячена проблемі формування моральної поведінки та виховання духовних якостей молоді на заняттях фізичної культури. Фізичне виховання є найважливішим елементом в системі виховання молоді. Розглядається роль педагога фізичної культури в формування духовних якостей молоді. Фізична культура є частиною загальної культури суспільства, однією зі сфер соціальної діяльності, спрямованою на зміцнення здоров’я та розвиток фізичних здібностей особистості.

Ключові слова: виховання, педагог, формування, культура, моральне виховання, духовні якості.

Annotation. Sytnik I. Formation of moral behaviour and education of spiritual qualities of youth on occupations of physical training. The paper is devoted to the problem of formation of moral behaviour and education of spiritual qualities of youth on occupations of physical training. Physical training is the major device in an educational system of youth. The role of the teacher of physical training in formation of spiritual qualities of youth is considered there. The physical training is a part of common crop of a society, one of orbs of social activity, directional on strengthening of health and development of physical abilities of the person.

Keywords: education, the teacher, formation, crop, moral behaviour, spiritual qualities.

Введение.

В Свете документов, принятых экологической сессией ООН, «та нация, которая сегодня суме-

ет создать более совершенную систему «Учитель», станет лидером ХХ! века». Систематизирующим фактором данной системы выступает духовная культура, которая обращает к экзистенциалам человеческого бытия, конституирующим педагогом в его человеческом качестве как личности, обладающей духовной свободой, способами саморегуляции и отчуждения от духовного рабства.

Духовная культура преподавателя представляет, с одной стороны, как духовная матрица реального образа педагога совокупность духовных способностей и качеств личности. С другой стороны, выступает как внутренняя культура, обеспечивающая саморазвитие, являясь как бы культурой в общей культуре преподавателя, в том числе и профессиональной.

Понятие духовная культура преподавателя до сих пор не получило общепризнанного определения. Современная Педагогическая энциклопедия и словари по психологии, социологии, философии не содержат понятия духовной культуры личности.

Физическое воспитание является важнейшим элементом в системе воспитания молодежи. В этом аспекте физическое воспитание представляет собой образовательно-воспитательный процесс и характеризуется принципами, присущими педагогическому процессу.

Назревает ситуация, когда общество захочет измерить то качество образовательных услуг, которое гарантируется образовательными учреждениями.

Объективно оценить роль преподавателя возможно только на основе исследования объективных критериев и его сущностных характеристик.

В настоящее время большое внимание уделяется изучению проблемы формирования духовных качеств личности подростка и влияние педагога физической культуры на его мировоззрение. Профессионализация физического образования приводит к тому, что гуманистические начала утрачивают свои ведущие позиции в этой сфере. Поэтому, говоря о человеческом факторе, необходимо учитывать потребности и способности человека, мотивы его поведения, его интересы и творческие возможности, интеллект, эмоции, волю и характер.

Проблема духовности в спорте нашла отражение в государственном документе, который касается здоровья и физического воспитания, - это Целевая комплексная программа «Физическое воспитание - здоровье нации».

Роль педагога физической культуры в формировании духовных качеств молодежи рассматривается как в педагогической практике, так и в научных исследованиях, в частности, в работах Старковской Л.В., Змановского Ю.Ф., Ореховой Т.Ф. и др. Научные основы решения общих проблем формирования морального поведения личности, как направления воспитания в полной мере освещаются в работах Азарова Ю.Л., Беха И. Д., Бойко А. М., Волковой Н. П., Ващенко Г. Г., Керпенчука С.И., Лозовой В.И., Троцко А. В. и других современных уче-

ных. Обощение их работ позволяет нам сделать вывод, что исследования 70-90-х годов прошлого века базируется на обобщении комплексного подхода к воспитанию морального поведения личности без учета ее субъективности, а современные - основаны преимущественно на функциональном изучении отдельных составляющих морального поведения юношества в конкретных видах педагогической деятельности.

Актуальность, социально-педагогическая необходимость и недостаточная научная разработка проблемы формирования морального поведения молодежи именно на занятиях физической культуры определили выбор темы нашей статьи.

Работа выполнена по плану НИР Харьковского национального педагогического университета имени Г. С. Сковороды.

Формулирование целей работы.

В данной статье совершена попытка определить значение занятий физической культурой в формировании морального поведения и воспитания духовных качеств молодежи, а также определить роль педагога-специалиста, его деятельность, направленную на реализацию образовательных и воспитательных задач.

Результаты исследования.

Педагогическая культура - это часть общечеловеческой культуры, интегрирующая историкокультурный педагогический опыт и регулирующая среду педагогического взаимодействия. Совокупным субъектом педагогической культуры выступает общество вцелом, задающее цели и содержание образования, а его «агентами» в педагогическом взаимодействии выступают преподаватели, родители, педагогические сообщества.

Педагогическая культура - это характеристика целостной личности педагога, потому её развитие - реальный процесс движения профессиональной личности педагога к новому, качественному состоянию.

В. А.Сухомлинский не раз говорил о том, что общение с детьми должно основываться на твердом фундаменте любви к ним - на том, что в науке суховато называется профессионально-педагогической направленностью педагога. Но научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам [4, с. 45].

Эта способность развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его взаимоотношении с другими людьми.

Главная цель личностно-ориентированного образования - создание условий для становления и самореализации ученика, в том числе и как члена общества. Но между природой и социумом лежит культура, объединяющая их и снимающая противоречия между природным и социальным началом в человеке. Естественное вхождение человека в жизнь - через культуру. Человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя её.

В процессе обучения создаются условия для непрерывного развития личности на всех ступенях образовательного процесса. Обучение и воспитание формируют социальный опыт, включающий знания, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели целостному развитию личности школьника, что не исключает духовных качеств.

В организации общения педагога с учениками на занятии, в обеспечении его воспитательного воздействия нужна оптимальная мера. Задача педагога - определить тот порог, за которым проверенные идеи, справедливые мысли, слова как бы обесцениваются в глазах детей и самые благие намерения встречают тогда апатию или даже противодействие.

Позитивное, уважительное отношение к ученикам, признание достоинств каждого - главное условие взаимопонимания между учителем и учениками. Только те духовные качества, которые учитель проявляет в практической форме, могут вдохновить молодежь измениться к лучшему.

В физическом воспитании определены роль педагога-специалиста (учителя физической культуры), место и функции воспитанников, их совместная деятельность, которая направлена на реализацию задач образовательного и воспитательного характера [6, с. 98].

Было бы несправедливо не понимать объективной причины сложившейся ситуации, что видится в переходном состоянии современной цивилизации, кризисном состоянии науки и образования. Разработка же необходимых теоретических понятий, связанных с духовным развитием личности, нуждается как в накоплении эмпирических данных, так и в развитии теории.

Широко развернувшееся в последние годы научное обсуждение путей развития образования, создания новых технологий профессионального и личностного развития специалистов свидетельствуют об интересе к духовной культуре педагога.

Сейчас как раз то время, когда нам необходимо найти выход из тупика, связанного с эстетическим и нравственным воспитанием, формирующим мир человека как гармонично развитую личность.

Физическая культура является частью общей культуры общества, одной из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья и развития физических способностей человека. Для целостного понимания гармонично развитой личности необходимо добавить нравственные и эстетические составляющие. Телесное, психическое и духовное взятые по отдельности или попарно не могут отразить целостного понимания мироздания. Творческий гений человечества размышляет над тайной телесности с момента своего зарождения. По ёмкостному выражению Ю.М. Лотмана: «Наука и искусство - два глаза человеческой культуры, одна-

ко они являются продуктом не только ума и чувства. Необходим третий элемент - тело. Когда отвергают тело - культура вырождается. Занятия физической культурой являются средством воспитания гармонично развитой личности. Искусство телесных упражнений древние греки называли гимнастикой. Ею вдохновлялись скульпторы, ей посвящали трактаты греческие и римские философы, на протяжении ряда веков её выдвигали на первое место среди прочих физических упражнений как важнейшее средство гармоничного развития человека. В Древней Греции воспитание чувства гармонии и ритма посредством гимнастики считалось обязательным и необходимым для всей жизни, независимо от того, будет ли тот или иной человек впоследствии оратором, педагогом или философом. Таким образом, речь идет не столько о физических упражнениях, сколько об общей физической культуре [5, с. 56-59].

Основное средство достижения гармонично развитой личности - это овладение учащимися основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, разностороннее развитие двигательных (координационных и кондиционных) способностей, умения осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. При этом наряду с решением традиционных задач по формированию собственно знаний, двигательных умений и навыков, развитием кондиций и координационных способностей, укреплением здоровья несравненно целенаправленнее следует вести работу по воспитанию ценностных ориентаций на физическое и духовное развитие личности, здоровый образ жизни, формирование потребности и мотивов (интересов) к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, формирование гуманизма, радости и опыта общения, развитие волевых и нравственных качеств [3].

Физическая культура является одной из составляющих общей культуры человека, во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении.

Важнейшим признаком профессионализма педагога является его способность, используя те или иные формы, приемы обучения и воспитания учеников, выражать к каждому из них своё личное отношение. Другим важным показателем профессиональной культуры педагога является использование им разнообразных и варьирующих межличностных связей для формирования коллектива [1].

По отношению к человеку физическая культура рассматривается в единстве социального и биологического. Как специфическая форма культуры общества она носит социальный характер, по воздействию на развитие физических способностей человека - социальный и биологический. Социальная среда оказывает огромное влияние на биологическое функционирование человеческого орга-

низма. Биологические функции организма человека подчинены биологическим законам, влияние которых опосредовано законами социально-экономическими. Социальные и биологические факторы по отношению к человеку могут рассматриваться только в единстве.

Физическое воспитание в школе оказывает все возрастающее разностороннее влияние на физическое и духовное развитие учащихся. Как уже указывалось, одной из задач физического воспитания является обучение сознательному управлению своими движениями. А для того, чтобы сознательно управлять своими движениями, необходимо развивать на только определенные физические качества, но и способность к анализу, сравнению и синтезу движений. Таким образом, совершенствуя свои двигательные способности, физические качества и мастерство выполнения физических упражнений, школьники получают возможность для интеллектуального развития.

Своеобразие нравственного аспекта физического воспитания заключается в неразрывном единстве проявления моральных и волевых качеств личности. Спортивная деятельность доставляет эмоциональное удовлетворение от победы над собой, от достижения высоких спортивных результатов. Радость борьбы и победы усиливается, если это чувство преломляется сквозь призму интересов коллектива, команды. Защищая в состязаниях честь своего коллектива, Родины, учащиеся способны проявить большое мужество, подлинно спортивный героизм.

Наряду с духовным и нравственным развитием личности физическое воспитание обладает возможностью развития эстетических вкусов, формирования правильных представлений о красоте явлений природы и общественной жизни, ощущения красоты творческого труда.

Укрепляя здоровье молодежи, развивая и совершенствуя их двигательную активность и физические качества, физическая культура и спорт одновременно влияют и на формирование красоты их тела, выражающей физическое совершенство. Разнообразные физические упражнения, применяемые преподавателями на учебных занятиях, целенаправленно способствуют гармоничному, пропорциональному развитию форм тела, вырабатывают стройность, правильную осанку, изящество, грациозность, ловкость и уверенность в движениях.

Умело организованные, динамичные, яркие, разнообразные занятия физическими упражнениями способствуют развитию эстетических вкусов у молодежи. Они позволяют преподавателю воспитывать у учащихся культуру движений, развивать у них чувство и понимание красоты двигательной деятельности. Большое значение имеет воспитание в процессе занятий физическими упражнениями чувства ритма, а следовательно, и музыкального слуха. Школьники учатся чувствовать и понимать музыку, окраску и выразительность движений. Передавая в движениях

дух музыки, определенное эмоциональное состояние, овладевая умением с переменой темпа и ритма менять характер движений. Ученики развивают у себя музыкально-образную память, мышечную свободу и пластическую выразительность.

Большое значение в воспитании чувства прекрасного в процессе занятий физическими упражнениями приобрели массовые спортивные праздники, выступления гимнастов, парады физкультурников и спортсменов, спартакиады. Эти праздники физической красоты, силы и мужества привлекают к участию в них миллионы людей, а также сотни миллионов зрителей, которые получают большое эстетическое наслаждение [2].

Педагогическое общение учителя физической культуры предполагает умение работать как с коллективом и спортивной группой учеников (на уроках физической культуры, занятиях в спортивных секциях, соревнованиях), так и с большими коллективами при проведении спортивно-массовых мероприятий, дней здоровья, спортивных праздников и вечеров. Эти умения формируются на протяжении всей работы и содержат навыки работы с школьниками, их родителями, вышестоящими организациями: органами народного образования, департаментом по физической культуре и спорту. Основное содержание деятельности учителя физической культуры включает в себя выполнение определенных функций - обучающую, воспитывающую, организующую. Они воспринимаются в единстве и способствуют формированию личности школьника.

Выводы.

Таким образом, образование и воспитание молодого поколения является важнейшим условием воспроизводства материальной и духовной жизни, обеспечивающим преемственность процесса развития. Физическое воспитание является неотъемлемой частью воспитания вцелом и органически входит в педагогическую систему современной школы, цель которой - воспитание всесторонне развитых личностей.

Перспективы дальнейших научных исследований в этом направлении предусматривают изучение работы учебных заведений, неправленых на воспитание морального поведения молодёжи и внедрения новейших средств, методов физической культуры с целью воспитания всесторонне развитых личностей.

Литература:

1. Демиденко В .К. Підготовка майбутнього вчителя до морального виховання учнів. -К. 1996, - 200 с.

2. Гріненко М.Ф. Шлях до здоров’я. - К.: Здоров’я, 1981. -150 с.

3. Приступа Є.Н., Пилат В.С. Традиції української фізичної культури. - Львів: Троян, 1991 - Ч.І. - 148 с.

4. Основи теорії і методики фізичного виховання / За заг. ред. канд. пед. наук М.Є. Догадіна. - К.: Радянська школа, 1967

- 287 с.

5. Тернова М.Ф. Виховна робота на заняттях фізкультурою і спортом у школі. - К.: Рад.шк., 1967 - 148 с.

6. Папуша В.Г, Приступа Є.Н. Теорія фізичного виховання. Львів: ЛанМЮ, 1996.

Поступила в редакцию 10.08.2007г.

ВПРОВАДЖЕННЯ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЇ ТЕХНОЛОГІЇ ОЦІНЮВАННЯ В НАВЧАЛЬНОМУ ПРОЦЕСІ МАЙБУТНІХ ФАХІВЦІВ З ФІЗИЧНОГО ВИХОВАННЯ ТА СПОРТУ Тимошенко О. В., Медведєва І. М.

Національний педагогічний Університет імені М. П. Драгоманова

Анотація. У статті зазначається, що завданням контролю успішності студентів факультетів фізичного виховання є оцінювання різних сторін моделі професійної компетентності тренера та вчителя фізичної культури. Модель спеціаліста в галузі фізичної культури і спорту передбачає уміння тренера та вчителя фізичної культури володіти методикою навчання і удосконалення різних видів технічних прийомів, складати конспекти занять, підбирати фізичні вправи у відповідності із завданнями, які поставлені на тренування чи урок, організовувати і проводити спортивні змагання і обслуговувати їх в якості судді.

Ключові слова: тести, рейтинг, шкала, оцінювання, комплексний, контроль.

Аннотация. Тимошенко О.В., Медведева И.М. Внедрение модульно-рейтинговой технологии оценивания в учебном процессе будущих специалистов по физическому воспитанию и спорту. В статье говорится о том, что заданием контроля успешности знаний студентов факультетов физического воспитания является оценивание разных сторон модели профессиональной компетентности тренера и учителя физической культуры. Модель специалиста в области физической культуры и спорта предусматривает умение тренера и учителя физической культуры владеть методикой обучения и усовершенствования разных видов технических приемов, составлять конспекты занятий, подбирать физические упражнения в соответствии с заданиями тренировки или урока, организовывать и проводить спортивные соревнования и обслуживать их в качестве судьи.

Ключевые слова: тесты, рейтинг, шкала, оценивания, комплексный, контроль.

Annotation. Timoshenko O.V., Medvedeva I.M. Introduction of modular rating technology of an estimation in educational process of the future experts on physical training and sports. This article is about evaluation of different sides of the model of professional competence of a coach and a teacher of physical culture and sports which is an assignment of the control of the successfulness knowledge of the students of faculties physical education. The model of the specialist in the area of physical culture and sports provides skill of the coach and teacher of physical culture and sports to own the methodology of education and development of different ways of technical motions, to compose the conspectus of lessons, find physical exercises in accordance with tasks of the training or lesson, organize and conduct sport competitions and serve them in the quality of judge.

Key words: tests, rating, scale, evaluation, complex, control.

Вступ.

Розширення євроінтеграційних процесів в житті українського суспільства визначає головні напрямки модернізації національної системи вищої освіти, яка спрямована на підвищення підготовки фахівців, забезпечення їх конкурентоспроможності та мобільності. Бажання українських університетів приєднатись до Болонського процесу передбачає подальше вдосконалення модульної організації уч-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.