Научная статья на тему 'ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ'

ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
66
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СПОРТА / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Айвазова Е.С., Родионова А.И.

статье рассматриваются роль спорта и физической культуры в формировании гармоничной личности студента, раскрываются социальные функции спортивной деятельности. Проводится анализ того, на какие личностные качества и навыки спорт оказывает положительное воздействие. Занятия физической культурой раскрываются как инструмент, помогающий молодёжи выйти из стрессовой жизненной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Айвазова Е.С., Родионова А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS AS A TOOL OF STUDENT SOCIALIZATION

the article discusses the role of sports and physical culture in the formation of a harmonious personality of a student, reveals the social functions of sports activities. An analysis is made of what personal qualities and skills sports have a positive impact on. Physical education classes are revealed as a tool that helps young people get out of a stressful life situation.

Текст научной работы на тему «ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ Айвазова Е.С.1, Родионова А.И.2 Email: Aivazova6125@scientifictext.ru

1Айвазова Елена Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Родионова Анастасия Игоревна - студент, Южно-Российский институт управления - филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте

Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: в статье рассматриваются роль спорта и физической культуры в формировании гармоничной личности студента, раскрываются социальные функции спортивной деятельности. Проводится анализ того, на какие личностные качества и навыки спорт оказывает положительное воздействие. Занятия физической культурой раскрываются как инструмент, помогающий молодёжи выйти из стрессовой жизненной ситуации.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, социализация, социальные функции спорта, развитие личности, социальная активность.

PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS AS A TOOL OF STUDENT

SOCIALIZATION

12 Aivazova E.S. , Rodionova A.I.

1Aivazova Elena Sergeevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; 2Rodionova Anastasia Igorevna - Student, SOUTH-RUSSIAN INSTITUTE OF MANAGEMENT - BRANCH RUSSIAN ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION UNDER THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION ROSTOV-ON-DON

Annotation: the article discusses the role of sports and physical culture in the formation of a harmonious personality of a student, reveals the social functions of sports activities. An analysis is made of what personal qualities and skills sports have a positive impact on. Physical education classes are revealed as a tool that helps young people get out of a stressful life situation.

Keywords: physical culture, sport, socialization, social functions of sport, personal development, social activity.

УДК 378

В настоящее время в России происходит активная популяризация физической культуры и спорта в молодёжной среде. Это подтверждается тем, что с 2021 года началась реализация Стратегии развития физической культуры и спорта РФ, утверждённая до 2030 года. В соответствии с анализом текущего состояния спортивной сферы, произведённом в данной Стратегии [2], число студентов, систематически занимающихся каким-либо видом физической активности, составляет 83%. Однако данный показатель не совсем соответствует действительности. Среди студентов 1-5 курсов Южно-российского института управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы (ЮРИУ РАНХиГС) был проведён социологический опрос, в результате которого удалось выяснить, что 45%

опрошенных студентов либо вообще не уделяют время физической культуре и спорту, либо делают это крайне редко.

Регулярность занятий спортом среди молодёжи в возрасте от 18 до 23 лет

Не занимаюсь спортом-'' физ. культурой

■ Очень редко занимаюсь спортом-1' фнз. культурой Занимаюсь, но не регулярно

Регулярно занимаюсь несколько раз в неделю

■ Тренируюсь почти каждый день

Рис. 1. Диаграмма. Регулярность занятий спортом среди молодежи в возрасте от 18 до 23

лет

Очень важно чтобы занятия осуществлялись систематически, т.к. спорт не только улучшает состояние здоровья человека, способствует развитию его физических качеств, но и влияет на психическое состояние. Сейчас это наиболее актуально, т.к. в нашей стране из-за сложившейся неблагоприятной социально-экономической ситуации ухудшилось состояние психического здоровья молодёжи. Появление данного феномена связано непосредственно с недостатком внимания нашего общества, государственных органов управления всех уровней к реализации различных уже действующих госпрограмм, которые направлены на поддержку молодых людей и укрепления их здоровья. Свою роль в этом играет недостаточность или вовсе отсутствие мотивации у студентов, т.к. перспективы их развития как спортсменов невелики [5]. Проблемой является и то, что многие вузы нашей страны в достаточной мере не оснащены спортивными тренажёрами, снарядами и иным инвентарём, необходимым для проведения качественного и интересного занятия по физической культуре. Однако стоит сказать, что государство старается принимать меры по поддержке и развитию студенческого спорта, о чём свидетельствует выделение более 1,1 млрд рублей в ближайшие три года на финансирование данной сферы [1].

Более того, спорт выполняет множество социальных функций, к которым, в первую очередь, относятся воспитательная, социально-интегрирующая, объединительная, образовательная и др. Большой интерес вызывает рассмотрение социализирующей функции физической культуры, т.к. в широком смысле она обеспечивает стабильное существование российского общества путём сплочения молодёжи на базе ценностей и достижений нашего спорта, воспроизведения ими в процессе физического воспитания общепринятых норм, правил и традиций, присущих нашей уникальной цивилизации.

Необходимо отметить, что социализация молодёжи - это важнейший процесс, когда происходит формирование и развитие разносторонней и целостной личности, приобретается способность контролировать своё психическое состояние.

Данный процесс имеет своей целью включение студента в жизнь общества, усвоение им опыта социальной жизни, общепринятых норм и правил поведения, вхождение его в социальную среду, группы и приспособление к ним. Для социально-незрелой личности при занятии спортом мобилизация её внутренних резервов может

способствовать устранению недостатков в поведении и даже устранению черт асоциального поведения. Систематические занятия физической культурой или спортом играют значительную роль в развитии личности студента.

В процессе увлечения физической культурой студент учится слаженной работе в команде, формирует и развивает у себя чувство ответственности перед другими её членами, способность противостоять трудностям, целеустремлённость, воспитывает важнейшие волевые качества: самоконтроль, дисциплинированность, смелость и настойчивость. Спорт дисциплинирует и приучает к трудовой деятельности. Молодые люди начинают осознанно относиться к труду, выполнять необходимые задачи намного быстрее, без проявления лени и отложения их на потом.

Принимая быстрые и точные решения в спортивной игре, каком-либо командном виде спорта, при участии в соревнованиях студент совершенствует в себе адаптивное поведение в разнообразных условиях [3], что позволяет ему в реальной жизни всегда сохранять спокойствие и уверенность в себе при любых ситуациях. А лидерские качества, которые студент также приобретает во время занятий спортом, потом реализуются в учебной и даже профессиональной деятельности, позволяя добиться определённого успеха.

Рассмотреть роль занятий физической культурой и спортом как инструмента социализации студентов можно на конкретном примере. Многим первокурсникам для того, чтобы обучаться в престижных университетах приходится переезжать из сёл или маленьких городов в большие. Порой им бывает сложно интегрироваться и адаптироваться в новом для них обществе, привыкнуть к городской культуре, войти в ритм большого города. Если ранее они находились в привычной для себя среде, кругу общения и были не совсем самостоятельны, потому что чувствовали помощь и заботу своей семьи, то при смене места жительства привычный уклад жизни меняется. Преодолеть этот этап можно благодаря занятиям спортом, общим интересам молодежи, тем самым помогая психике и организму спокойно перенести смену обстановки, отвлечься, успешно влиться в городской социум [4], не позволяют сдаться или войти в состояние депрессии. Кроме того, посещая спортивные залы, студии, площадки, есть возможность расширить свой круг общения, познакомиться с людьми, которые обладают похожими интересами, а именно следят за состоянием своего здоровья, тела, ведут активный образ жизни, правильно питаются.

Стоит отметить, что большинство студентов значительную часть времени уделяют учёбе, т.е. в течение дня долго сидят за компьютером, мало двигаются. Особенно это проявляется при обучении в дистанционном формате. Такое положение дел сильно ухудшает самочувствие, студенты быстрее устают от такого образа жизни и поэтому понижается общий уровень социальной активности. Даже самая лёгкая тренировка улучшает настроение и увеличивает продуктивность учебы, именно поэтому необходимо находить хотя бы немного времени для спорта. Регулярные занятия физической культурой и выполнение разнообразных упражнений дают положительный эффект в том плане, что они способствуют росту удовлетворённости жизнью, меньшему утомлению нервной системы студента, появлению социального оптимизма.

Физическая культура и спорт являются достаточно эффективным инструментом социализации молодёжи, поэтому в жизни студента они должны занимать не последнее место. Для повышения физической активности российских студентов государству в целом и педагогам в частности необходимо проводить тщательную работу по популяризации спорта, пропаганде здорового образа жизни. Российское общество заинтересовано в здоровой молодёжи, их гармоничном и разностороннем личностном развитии, т.к. от них зависит будущее нашей страны. Физкультурно-спортивная деятельность должна быть интересна для молодёжи и иметь общедоступный характер.

Список литературы /References

1. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. № 2429 Об утверждении Правил предоставления субсидии Общероссийской общественной организации "Российский студенческий спортивный союз" на финансовое обеспечение межотраслевой программы развития студенческого спорта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/TyHBHUE3TsuQEtv6cA88WDzxjkdjFUFQ.pdf/ (дата обращения: 25.05.2022).

2. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/Rr4JTrKDQ5nANTR1Oj29BM7zJBHXM05d.pd f/ (дата обращения: 25.05.2022).

3. Айвазова Е.С. Социализация студентов средствами физической культуры и спорта в процессе физического воспитания в вузе / Е.С. Айвазова, О.И. Селиванов, В.В. Прядченко // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. № 1. С. 166-170.

4. Ефремова Н.Г. Изучение особенностей мотивации к процессу физического воспитания в системе высшего образования. / Н.Г. Ефремова, С.Б. Маврина // Образование и педагогические науки в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей победителей международной научно-практической конференции, 2017. С. 122-124.

5. Матвеенко В.И. Особенности социализации студентов в процессе физического воспитания / В.И. Матвеенко, Е.А. Щербакова, Е.Н. Дорофеева // Молодой ученый, 2019. № 20 (258). С. 79-80.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Хаитов У.Х. Email: Khaitov6125@scientifictext.ru

Хаитов Умиджон Хамидович - докторант,

кафедра информационных технологий, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье представлена информация о критериях определения компетенций учащихся начальных классов по основам и естественным наукам (родной язык и математика) и их оценочных показателях. Ключевые слова: компетентность, начальная школа, критерии оценки.

CRITERIA FOR ASSESSING THE COMPETENCES OF PRIMARY

SCHOOL STUDENTS Khaitov U.Kh.

Khaitov Umidjon - doctoral Student,

DEPARTMENT OF INFORMATION TECHNOLOGY,

BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.