Научная статья на тему 'Замысел имитационной игры для формирования навыков действий персоналав чрезвычайных ситуациях при железнодорожных перевозках'

Замысел имитационной игры для формирования навыков действий персоналав чрезвычайных ситуациях при железнодорожных перевозках Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИМИТАЦИОННЫЕ ИГРЫ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / СЦЕНАРИЙ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпов Л. А., Пашинин Е. А.

Имитационные управленческие игры как способ овладения персоналом навыками ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций при перевозках опасных грузов железнодорожным транспортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEA OF SIMULATION GAMES FOR SKILLS TRAINING ACTIVITIES PERSONALAV EMERGENCIES IN RAIL TRANSPORT

Management simulation games as a way of mastering the skills of staff of emergencies involving dangerous goods by rail.

Текст научной работы на тему «Замысел имитационной игры для формирования навыков действий персоналав чрезвычайных ситуациях при железнодорожных перевозках»

зопасности продукции и технологий средствами педагогических технологий: интерактивной лекции с организацией обратной связи (mail messaging, Skyping) сетевого семинара, интерактивного мониторинга, дисплейного и слайдового представления лекций, применения в учебном процессе билингвальных IT платформ в сочетании с традиционными формами проведения семинарских занятий - объяснения и опросов (фронтальная и индивидуальная формы работы).

Таким образом, конструктами модели организации учебного процесса выступают: тематическое содержание; маркетинговая компетентность в составе компетенций; контролируемые умения и навыки, составляющие компетенций; а также основные виды коммуникативной деятельности и сетевые инструменты, понятийный репертуар, содержание практической деятельности результирующий продукт, временные ограничения. Для формирования искомых компетенций применяется педагогический инструмент - интерактивная лекция, как с организацией обратной связи, так и с целью теоретического накопления. Заключительным параметром (организационным конструктом) является событийный ряд, задающий образовательную траекторию в рамках указанного модуля, например, вводная лекция в соответствии с задачей формирования искомой компетентности сфокусирована на постановке проблемы и организации группового целеполагания. Теоретическое погружение в проблему и углубление и детализация инструментария решения проблемы подводят к практической деятельности как консолидации сформированных умений, навыков и предшествующего учебному событию персонального опыта.

Литература:

1. Алехин И.А., Филатов С.В. Совершенствование творческого потенциала и креативности личности будущего специалиста в ходе технологизации его профессиональной подготовки -INTERMATIC -2007./ Материалы школы-семинара «Проблемы качества в образовательных технологиях высшей школы» . - М.: МИРЭА, 2007, часть 4 (3/1,5 с., печатная).

2. Поташник М. Управление качеством образования в вопросах и ответах //Народное образование . - 2002 . - № 1 . - С. 86 - 93.

3. Рационализация процесса управления качеством предметного обучения //Наука и школа . - 2003 . - № 5 . - С. 13-18.

4. Филатов С.В. Интерактивная технология формирования маркетинговой компетентности бакалавров по направлению подготовки «Метрология, стандартизация и сертификация» - М.:МИ-РЭА, 2007 (50 с., печатная).

5. Филатов С.В. Методология и модель управления качеством образовательного продукта при формировании маркетинговой компетентности бакалавров по направлению подготовки «Метрология, стандартизация и сертификация» - Педагогическое образование и наука./ Научно-методический журнал. - М.: МАНПО, 2010, №12 (7 с., печатная).

6. Филатов С.В. Система и качество профессиональной подготовки инженерных кадров в системе высшего технического образования - INTERMATIC -2007./ Материалы школы-семинара «Проблемы качества в образовательных технологиях высшей школы». - М.: МИРЭА, 2007, часть 4 (4 с., печатная).

ЗАМЫСЕЛ ИМИТАЦИОННОЙ ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ДЕЙСТВИЙ ПЕРСОНАЛАВ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ

Карпов Л.А., к.т.н., профессор Пашинин Е.А., инженер

Имитационные управленческие игры как способ овладения персоналом навыками ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций при перевозках опасных грузов железнодорожным транспортом.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, опасные грузы, чрезвычайные ситуации, управленческие имитационные игры, моделирование, сценарий игры.

THE IDEA OF SIMULATION GAMES FOR SKILLS TRAINING ACTIVITIES PERSONALAV EMERGENCIES IN RAIL TRANSPORT

Karpov L., Ph.D., professor Pashinin E., the engineer

Management simulation games as a way of mastering the skills of staff of emergencies involving dangerous goods by rail. Keywords: railway transport, dangerous goods, emergency management simulation games, simulation, scenario games.

Железнодорожный транспорт играет решающую роль в осуществлении перевозок грузов, обеспечивающих бесперебойное функционирование промышленного комплекса.

Железнодорожные пути, как на территории России, так и во всем остальном мирепроходят через крупные города и густонаселенные районы. Транспортные происшествия в таких местах, мо-гутиметь серьезные последствия как для жизни и здоровья людей, так и для экологической обстановки, и причинить значительный материальный ущерб.

Практически любая продукция современной промышленнос-тивыпускается с использованием опасныхвеществ, которые уже изначально несут в себе определенную угрозу жизни и здоровью людей, окружающей природной среде, особенно - в больших концентрациях.

Под определение «опасный груз» попадает любой груз, который при несоблюдении обязательных условий погрузки, перевозки и выгрузки, способен нанести определенный ущерб как здоровью и имуществу людей, так и окружающей среде.

Нарушение правил перевозок опасных грузов происходит при отступлении от установленных технической документацией норм в сфере обеспечения безопасности перевозок.

Груз должен быть, согласно классу опасности, специально упакован и закреплен в транспортном средстве, иметь соответствую-

щую маркировку. Перевозку опасного груза должен осуществлять специально обученный персонал.

При перевозках опасных грузов возникает парадоксальная ситуация: содной стороны, частота возникновения транспортных происшествий с опасными грузами относительно невелика, а с другой стороны, масштабы последствий подобных происшествий достаточно серьезны.

Кроме того, при транспортировке любого груза, в том числе и опасного, нельзя заранее предугадать время и место возможного транспортного происшествия. Поэтому весь персонал, связанный с погрузкой, перевозкой и выгрузкой опасных грузов должен знать не только правила перевозки указанной категории грузов, но и быть подготовлен к проведению работ по ликвидации последствий транспортных происшествий с опасными грузами.

В настоящее время подготовка персонала по вопросам обеспечения безопасности перевозки опасных грузов построена на изучении действующих нормативно-правовых документов, анализе причин произошедших транспортных происшествий и изучении опыта ликвидации последствий.

Обучение, по существу, представляет собой теоритическое изучение нормативно-правовых документов, а вопрос формирования навыков действий персонала в аварийных ситуациях остается открытым.

Это обусловлено тем, что реальные возможности проведения практических занятийс целью формированиянавыков действий персонала отсутствуют, так как возникает необходимость созданияре-альной аварийной ситуации.

С одной стороны, возможные последствия созданнойреальной ситуации неочевидны и могут быть достаточно серьезны, а с другой стороны, затраты на натурный экспериментпри обучении будут весьма велики.

Поэтому с целью формирования у персонала навыков обеспечения безопасности перевозки опасных грузов и ликвидациивоз-можных последствийтранспортных происшествий целесообразно использовать имитационные игры.

Особенностью имитационных игр является то, что они позволяют воспроизводить во взаимосвязи сложные явления и процессы, происходящие в окружающей среде.

По игровым целям можно выделить несколько видов имитационных игр: военные, управленческие (деловые), инженерные. По назначению имитационные игры различаются на учебные, исследовательские и для принятия управленческих решений.

Существует несколько определений деловых игр, одно из которых определяет игру как непродуктивный вид деятельности, где важен сам процесс, а не результат.

Также под игрой понимают процесс, в котором участвуют две и более стороны, которые ведут борьбу за реализацию своих инте-ресов.Но такие определения явно являются узкими.

В нашем случае имитационная игра является, с одной стороны, непродуктивной, так как именно в процессе игры отрабатываются навыки применения на практике полученных теоретических знаний, а с другой стороны, результат игры должен подтвердить устойчивый характер сформированных в процессе игры навыков действий в случае транспортных происшествий.

Имитационная игра - это процесс применения по назначению некоторой имитационной модели, описывающей процессы так, как они проходили бы в действительности.

В нашем случае имитационная игра предполагает наличие игровой имитационной модели, воспроизводящей реальный технологический процесс работы железнодорожной станции, сценария игры - обстановки на железнодорожной станции, игроков-работ-ников железнодорожной станции, прошедших теоретической обучение по вопросам перевозки опасных грузов, а также экспертов, оценивающих правильность действий игроков.

В игровую модель должна входить характеристика моделируемой ситуации с опасным грузом. Игровая модель должна предус-матриватьвозможность воспроизведения нескольких сюжетов, например, происшествий с различными типами опасных грузов. В

сюжет, в свою очередь, могут входить эпизоды, которые дальше не детализируются.

В игре в качестве исходных данных представлена информация о реальной станции с ее путевым развитием, показатели ее работы, характеристики грузопотоков опасных грузов, а также особенности прилегающей к станции местности, такие как жилые здания, промышленные объекты, леса, водоемы и реки.

Сценарий игры предполагает возможность задания для участников игры вводнойинформации, следствием которой являются конкретные аварийные ситуации, а задача участников игры - выработать и реализовать с помощью модели соответствующие решения по ликвидации их последствий.

Для достижения целей самой игры необходимо пройти следующие этапы: изучение правил перевозки опасных грузов, нормативных документов по предупреждению и ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами.

При выполнении первого этапа игры ее участники должны продемонстрировать знание необходимых действий персонала по предупреждению возможности возникновения аварийных ситуаций.

Следующий этап предусматривает формирование навыков действий персонала при ликвидации возникшей аварийной ситуации с опасными грузами.

Последовательное прохождение игроками этапов игры позволяет:

• получить теоретические знания о правилах размещения и крепления опасных грузов, подготовки подвижного состава к перевозке и непосредственно самой перевозке;

• проверить знание правил предупреждения возможных аварийных ситуаций с опасными грузами;

• отработать на имитационной модели навыки принятия решений и соответствующих действий при устранении последствий аварийных ситуаций.

Литература:

1. Инженерные имитационные игры (на примерах железнодорожного транспорта) под ред. Дружинина Г.В. - М. : Транспорт, 1992. - 207 с.

2. Лифшиц А.Л. Деловые игры в управлении. - Л.: Лениздат, 1989. - 172 с.

3. Комаров В.Ф. Управленческие имитационные игры.— Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1989.— 272 с.

4. Андросюк В.Н. Основы обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта при перевозках опасных грузов: Курс лекций. - М.: РАПС, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.