СЦЕНАРИЙ ИМИТАЦИОННОЙ ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ДЕЙСТВИЙ ПЕРСОНАЛАВ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ
Карпов Л.А., к.т.н., профессор Пашинин Е.А., инженер
Сценарий имитационной игры, предназначенной для принятия правильных управленческих решений персоналом железнодорожного транспорта при ликвидации последствий возможных авариных ситуаций, связанных с перевозкой опасных грузов.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, опасные грузы,аварийные ситуации,имитационные игры, сценарий игры, цель игры, структура игры, участники игры.
SCENARIO SIMULATION GAMES FOR SKILLS TRAINING ACTIVITIES PERSONAL EMERGENCIES IN RAIL TRANSPORT
Karpov L., Ph.D., professor Pashinin E., engineer
Scenario simulation game designed for sound management decisions railway staff in the aftermath of the possible emergency situations involving dangerous goods.
Keywords: railway transport, dangerous goods, emergency situations, simulations, scenario play, the goal of the game, the structure of the game, the players.
Доля перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом составляет около четверти общего грузооборота. В связи с этим обеспечение безопасности перевозок опасных грузов становится одной из основополагающих задач по предотвращению аварийных ситуаций на железнодорожном транспорте.
Возможность возникновения аварийной ситуации, связанной с перевозкой опасных грузов, нельзя предусмотреть. В то же время персонал железнодорожного транспорта должен быть готов к возникновению подобных ситуаций. Этому должна предшествовать теоретическая подготовка персонала по вопросам безопасности перевозок опасных грузов и ликвидации последствий возможных транспортных происшествий.
Важно не только знать порядок действий в аварийной ситуации, но и верно принимать управленческие решения в регламентированный период времени и видеть последствия, которые будут иметь эти решения.
Для формирования навыковпринятия такого рода решений целесообразно использовать имитационные игры. Они позволяют не только моделировать подобные ситуации, но и прорабатывать различные варианты действий, которые предусмотрены в сценарии этой игры.
В структуру сценария игры должны входить следующие разделы: подготовительный раздел, основной раздел - активная часть игры, анализ и оценка результатов игры.
Сценарий начинается с описания общих положений игры, где дается характеристика игры как управленческой, рассчитанной на руководителей железнодорожных станций.
В данной имитационной игре используется реальная информация о работе железнодорожной станции с описанием обстановки вокруг нее.При этом на условия функционирования станции накладываются конкретные аварийные ситуации.
Цель игры для каждого ее участника состоит в приобретения умения быстро принимать правильные решения в сложившейся аварийной ситуации, а также эффективно обеспечивать их выполнение.
В сценарии игры должны быть отражены главные цели. На этапе предупреждения аварийной ситуации вероятность ее возникновения при перевозках опасных грузов должна оставаться на минимальном остаточном уровне.
На этапе ликвидации последствий аварийных ситуаций следует минимизировать риски, связанные с ними.
Главные цели игры предусматривают реализацию некоторых подцелей.
Прежде всего, для предупреждения возникновения аварийных ситуаций необходимо не только обеспечить каждое рабочее место актуальными нормативными правовыми документами, но и предусмотреть высокий уровень профессиональной подготовки и дисциплины персонала станции, а также отработать и усовершенствовать технологические процессы.
Для этапа ликвидации последствий аварийных ситуаций необходимо обеспечить готовность к действиям, не допустить увеличение масштабов аварийной ситуации, организовать содействие восстановительным, пожарным и спасательным службам.
Для достижения целей игры перед участниками ставятся следующие задачи: осуществить предварительную оценку обстоятельств возникновения и масштаба аварийной ситуации, рассмотрение и анализ актуальных дел на станции. Рассредоточение подвижного состава, постановка вагонов с опасными грузами в безопасные места и освобождение путей для обеспечения работы восстановительных и пожарных служб также являются задачами участников игры.
Первый раздел сценария - это подготовительный раздел. Он представляет собой методическую базу и ее усвоение участниками для использования в ходе игры для подготовки легитимных и эффективных решений, которая необходима на активной фазе игры.
В этом разделе сценария должно быть определено содержание мероприятий подготовительного этапа.
Мероприятия заключаются в том, что участники игры должны пройти интенсивный курс обучения для овладения и закрепление материалов теоретического курса, а также повышения квалификации для осознания значимости, сложности и масштабности проблематики, связанной с перевозками опасных грузов.
Курс обучения включает в себя материал о правовых основаниях, классификации опасных грузов, организации и выполнении перевозок этих грузов, а также совокупность нормативных актов, регламентирующих действия персонала железных дорог при возникновении аварийных ситуаций, включая ситуации, в которые в той или иной степени вовлекаются опасные грузы.
После прохождения теоретического обучения для отработки навыков действий персонала в аварийных ситуациях в следующий раздел сценария должна входить постоянная нормативно-справочная база. Она представляет собой описание станции и включает в себя следующие документы: схема станции, сведения о специализации парков и станций, ТРА станции, технологический процесс работы станции. Сведения о поездопотоках и вагонопотоках с опасными грузами также необходимо включить в перечень документов нормативно-справочной базы.
Исходная обстановка на станции определяется моделью объекта. Поэтому неотъемлемой составляющей нормативно-справочной базы должна стать топографическая карта с особенностями прилегающей к станции местности в радиусе 1000-1500 метров с промышленными предприятиями, жилыми домами, дорожной инфраструктурой и водоемами.
Под особенностью работы станции нужно понимать следующие операции:
• прием, отправление и пропуск как пассажирских, так и грузовых поездов;
• расформирование вывозных и передаточных поездов и от-цепляемыхгрупп вагонов, прибывающих в расформирование;
• формирование вывозных и передаточных поездов и прицепляемых групп из вагонов своей погрузки или порожних из-под выгрузки;
• осуществлять подачу и уборку вагонов под выгрузку и выгрузку по подъездным путям общего и необщего пользования, обслуживаемых станцией.
Пакет необходимых и достаточных показателей эксплуатационной загрузки станциивключает следующие показатели за сутки: размеры движения - пар поездов; транзит с переработкой - в обоих направлениях - поездов и вагонов; погрузка и выгрузка вагонов.
Сведения об общем наличии вагонов на станции, а также о номенклатуре грузов и количестве вагонов с опасными грузами, находящимися на станции или вовлеченными в аварийную ситуацию, устанавливаются индивидуально руководителем игры в каждом отдельном случае в зависимости от целей решаемой задачи с их варьированием по сравнению со средними показателями.
Следующий раздел описывает возможные сценарии событий с опасными грузами. Этот раздел содержит исходную информацию, необходимую для реализации активной фазы игры.
Участникам игры можно предложить следующий перечень возможных аварийных ситуаций:
• истечение сжиженного углеводородного газа с возникновением устойчивого факельного горения или с образованием взрывоопасного облака;
• утечка из вагона-цистерны бензина с образованием пожароопасной зоны разлива;
• пожар в поезде, приближающимся к станции, с горением вагона с ВМ;
• повреждение при маневрах вагона-цистерны с хлором с истечением продукта.
Для каждого из таких и других событий в задание на проведение игры должны варьироваться как состояние груза (интенсивность истечения в окружающую среду, образование зоны разлива, образование облака, возгорание, взрыв), так и дислокация вагонов в поездах и на путях станции.
При подготовке задания на игру для каждого события должен предварительно разрабатываться проект решения с полной проработкой всех принятых вариантов развития события, уточнением вводных для участников игры и формулировки критериев для оценки ее результатов.
Следующий раздел сценария игры предусматривает выдачу участникам игры вводных данных и разъяснение условий решения задач. По каждой задаче выдается ряд наборов исходных данных, составленный с таким расчетом, чтобы участник игры мог быстро ориентироваться и принимать правильные решения при различных вариантах обстановки на станции.
Активная часть игры описывается в следующем разделе сценария. В плане проведения игры отражаются действия организаторов игры по ее подготовке и по слежению за действиями участников, а также возможные корректирующие ходы решения и воздействия ее организаторов.
На следующем этапе действия участников игры и принятые ими решения рассматриваются организаторами игры с позиций оценки полной или частичной реализации целей игры.
На их основе при подведении итогов игры в зависимости от полученных результатов готовятся решения о корректировке методической базы игры, ее сценария и постановок отдельных задач.
Анализируя все выше сказанное, можно сделать вывод о том, что сценарий играет важную роль в подготовке имитационной игры, так как позволяет структурировать игру и организовать порядок ее проведения.
Литература:
1. Инженерные имитационные игры (на примерах железнодорожного транспорта) под ред. Дружинина Г.В. - М. : Транспорт, 1992. - 207 с.
2. Лифшиц А.Л. Деловые игры в управлении. - Л.: Лениздат, 1989. - 172 с.
3. Комаров В.Ф. Управленческие имитационные игры.— Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1989.— 272 с.
4. Андросюк В.Н. Основы обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта при перевозках опасных грузов: Курс лекций. - М.: РАПС, 2010.
РОЛЬ ГОСКОРПОРАЦИЙ ПО РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ И ВОССТАНОВЛЕНИЮ ПРОМЫШЛЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА В КЛЮЧЕВЫХ ОТРАСЛЯХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
Киселев А.Г., аспирант Московской Академии предпринимательства при Правительстве Москвы
В статье рассматривается роль государственных корпораций в восстановлении промышленного потенциала страны, оцениваются полижительные и негативные стороны деятельности госкорпораций.
Ключевые слова: государственное управление; социально-экономические задачи; устойчивое состояние экономики; предпринимательство.
THE ROLE OF STATE CORPORATIONS TO RESTRUCTURE AND RESTORE THE INDUSTRIAL POTENTIAL IN KEY SECTORS OF NATIONAL ECONOMY
Kiselev A., the post-graduate student, Moscow Academy of Entrepreneurship under the Government of Moscow
The article examines the role of public corporations in the reconstruction of the country’s industrial capacity is estimated polizhitelnye and negative sides of state corporations
Keywords: the government; social and economic problems; a steady condition of economy; business.
После десяти лет динамичного экономического роста 2000 гг. экономика страны сталкивается с серьезнейшими структурными проблемами. Глобальный экономический кризис привел к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. Его воздействие на Россию имеет свою специфику. Это связано с накопленными деформациями структуры экономики, высокой зависимостью от экспорта природных ресурсов, слабой конкурентоспособностью несырьевых секторов экономики, неразвитостью ряда рыночных институтов, включая финансовые. Мировой ВВП снизился в 2009 г. почти на 0,5%, в США - на 2,6-2,7%, в Японии - на 55,8%. Экономика Евросоюза может сократиться на 2,1-2,5%. Практически во всех странах будут значительно снижаться доходы на-
селения. Положительные темпы роста сохранятся в Индии и Китае, но и там они упадут почти в два раза по сравнению с предыдущими годами. В России ВВП также может уменьшиться более чем на 2%.
С сентября 2008 г., когда мировой экономический кризис начал оказывать серьезное воздействие на российскую экономику, Правительство Российской Федерации и Банк России приступили к осуществлению антикризисных мер. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации в ноябре 2008 . утвержден план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Он включает оперативные меры, призванные защитить граждан и экономику страны от