Научная статья на тему 'Роль госкорпораций по реструктуризации и восстановлению промышленного потенциала в ключевых отраслях отечественной экономики'

Роль госкорпораций по реструктуризации и восстановлению промышленного потенциала в ключевых отраслях отечественной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / УСТОЙЧИВОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / THE GOVERNMENT / SOCIAL AND ECONOMIC PROBLEMS / A STEADY CONDITION OF ECONOMY / BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселев А. Г.

В статье рассматривается роль государственных корпораций в восстановлении промышленного потенциала страны, оцениваются полижительные и негативные стороны деятельности госкорпораций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF STATE CORPORATIONS TO RESTRUCTURE AND RESTORE THE INDUSTRIAL POTENTIAL IN KEY SECTORS OF NATIONAL ECONOMY

The article examines the role of public corporations in the reconstruction of the country’s industrial capacity is estimated polizhitelnye and negative sides of state corporations

Текст научной работы на тему «Роль госкорпораций по реструктуризации и восстановлению промышленного потенциала в ключевых отраслях отечественной экономики»

• расформирование вывозных и передаточных поездов и от-цепляемыхгрупп вагонов, прибывающих в расформирование;

• формирование вывозных и передаточных поездов и прицепляемых групп из вагонов своей погрузки или порожних из-под выгрузки;

• осуществлять подачу и уборку вагонов под выгрузку и выгрузку по подъездным путям общего и необщего пользования, обслуживаемых станцией.

Пакет необходимых и достаточных показателей эксплуатационной загрузки станциивключает следующие показатели за сутки: размеры движения - пар поездов; транзит с переработкой - в обоих направлениях - поездов и вагонов; погрузка и выгрузка вагонов.

Сведения об общем наличии вагонов на станции, а также о номенклатуре грузов и количестве вагонов с опасными грузами, находящимися на станции или вовлеченными в аварийную ситуацию, устанавливаются индивидуально руководителем игры в каждом отдельном случае в зависимости от целей решаемой задачи с их варьированием по сравнению со средними показателями.

Следующий раздел описывает возможные сценарии событий с опасными грузами. Этот раздел содержит исходную информацию, необходимую для реализации активной фазы игры.

Участникам игры можно предложить следующий перечень возможных аварийных ситуаций:

• истечение сжиженного углеводородного газа с возникновением устойчивого факельного горения или с образованием взрывоопасного облака;

• утечка из вагона-цистерны бензина с образованием пожароопасной зоны разлива;

• пожар в поезде, приближающимся к станции, с горением вагона с ВМ;

• повреждение при маневрах вагона-цистерны с хлором с истечением продукта.

Для каждого из таких и других событий в задание на проведение игры должны варьироваться как состояние груза (интенсивность истечения в окружающую среду, образование зоны разлива, образование облака, возгорание, взрыв), так и дислокация вагонов в поездах и на путях станции.

При подготовке задания на игру для каждого события должен предварительно разрабатываться проект решения с полной проработкой всех принятых вариантов развития события, уточнением вводных для участников игры и формулировки критериев для оценки ее результатов.

Следующий раздел сценария игры предусматривает выдачу участникам игры вводных данных и разъяснение условий решения задач. По каждой задаче выдается ряд наборов исходных данных, составленный с таким расчетом, чтобы участник игры мог быстро ориентироваться и принимать правильные решения при различных вариантах обстановки на станции.

Активная часть игры описывается в следующем разделе сценария. В плане проведения игры отражаются действия организаторов игры по ее подготовке и по слежению за действиями участников, а также возможные корректирующие ходы решения и воздействия ее организаторов.

На следующем этапе действия участников игры и принятые ими решения рассматриваются организаторами игры с позиций оценки полной или частичной реализации целей игры.

На их основе при подведении итогов игры в зависимости от полученных результатов готовятся решения о корректировке методической базы игры, ее сценария и постановок отдельных задач.

Анализируя все выше сказанное, можно сделать вывод о том, что сценарий играет важную роль в подготовке имитационной игры, так как позволяет структурировать игру и организовать порядок ее проведения.

Литература:

1. Инженерные имитационные игры (на примерах железнодорожного транспорта) под ред. Дружинина Г.В. - М. : Транспорт, 1992. - 207 с.

2. Лифшиц А.Л. Деловые игры в управлении. - Л.: Лениздат, 1989. - 172 с.

3. Комаров В.Ф. Управленческие имитационные игры.— Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1989.— 272 с.

4. Андросюк В.Н. Основы обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта при перевозках опасных грузов: Курс лекций. - М.: РАПС, 2010.

РОЛЬ ГОСКОРПОРАЦИИ ПО РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ И ВОССТАНОВЛЕНИЮ ПРОМЫШЛЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА В КЛЮЧЕВЫХ ОТРАСЛЯХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ экономики

Киселев А.Г., аспирант Московской Академии предпринимательства при Правительстве Москвы

В статье рассматривается роль государственных корпораций в восстановлении промышленного потенциала страны, оцениваются полижительные и негативные стороны деятельности госкорпораций.

Ключевые слова: государственное управление; социально-экономические задачи; устойчивое состояние экономики; предпринимательство.

THE ROLE OF STATE CORPORATIONS TO RESTRUCTURE AND RESTORE THE INDUSTRIAL POTENTIAL IN KEY SECTORS OF NATIONAL ECONOMY

Kiselev A., the post-graduate student, Moscow Academy of Entrepreneurship under the Government of Moscow

The article examines the role of public corporations in the reconstruction of the country’s industrial capacity is estimated polizhitelnye and negative sides of state corporations

Keywords: the government; social and economic problems; a steady condition of economy; business.

После десяти лет динамичного экономического роста 2000 гг. экономика страны сталкивается с серьезнейшими структурными проблемами. Глобальный экономический кризис привел к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. Его воздействие на Россию имеет свою специфику. Это связано с накопленными деформациями структуры экономики, высокой зависимостью от экспорта природных ресурсов, слабой конкурентоспособностью несырьевых секторов экономики, неразвитостью ряда рыночных институтов, включая финансовые. Мировой ВВП снизился в 2009 г. почти на 0,5%, в США - на 2,6-2,7%, в Японии - на 55,8%. Экономика Евросоюза может сократиться на 2,1-2,5%. Практически во всех странах будут значительно снижаться доходы на-

селения. Положительные темпы роста сохранятся в Индии и Китае, но и там они упадут почти в два раза по сравнению с предыдущими годами. В России ВВП также может уменьшиться более чем на 2%.

С сентября 2008 г., когда мировой экономический кризис начал оказывать серьезное воздействие на российскую экономику, Правительство Российской Федерации и Банк России приступили к осуществлению антикризисных мер. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации в ноябре 2008 . утвержден план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Он включает оперативные меры, призванные защитить граждан и экономику страны от

кризисного шока, сохранить жизнеспособность российской финансовой системы. В настоящее время реализация этого плана в основном завершена. Принятые антикризисные меры позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики. В сегодняшних условиях это позволяет сосредоточиться как на решении текущих антикризисных задач, так и на создании основ для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период.

Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г. (далее - программа) является документом, определяющим приоритетные задачи по преодолению кризисных явлений в экономике страны и пути их решения.

Программа обеспечивает оптимальное сочетание антикризисных мер и долгосрочных проектов, ориентированных на строительство новой, более эффективной экономики. К приоритетам программы следует отнести выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизацию внутреннего спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы. Будет обеспечиваться макроэкономическая сбалансированность, выдерживаться курс на стабильность национальной валюты и последовательное снижение инфляции. Одновременно будут активизированы действия, повышающие эффективность и конкурентоспособность экономики и ускоряющие ее переход на инновационный тип развития в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. К ним относятся наращивание человеческого потенциала, модернизация здравоохранения и пенсионной системы, образования и национальной инновационной системы, создание технологических и инфраструктурных заделов на будущее. Последовательно будет обеспечиваться развитие рыночных институтов.

Программа учитывает решения глав государств и правительств, выработанные на саммите «Группы двадцати», который состоялся 2 апреля 2009 г. в Лондоне. К их числу относятся меры по восстановлению темпов экономического роста и расширению числа рабочих мест, укреплению финансовой системы и финансового регулирования, возобновлению полномасштабного кредитования, сдерживанию протекционизма. Социально-экономическая политика Правительства Российской Федерации и бюджетные проектировки на среднесрочную перспективу (2010-2012 гг.) будут разрабатываться с учетом проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г. исходя из необходимости:

• проведения институциональных преобразований, обеспечивающих развитие человеческого капитала, повышение эффективности образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, улучшения жилищных условий, развития сферы культуры;

• сокращения дифференциации населения по уровню доходов; снижения зависимости экономического роста от экспорта топливно-сырьевых товаров, развития внутреннего спроса и конкуренции на товарных рынках;

• повышения защищенности частной собственности, совершенствования экономических институтов, последовательного снижения роли государства как собственника промышленных и финансовых активов;

• значительного роста инновационной активности и ускорения технологической модернизации отраслей экономики, стимулирования повышения ресурсо- и энергоэффективности;

• развития производственной инфраструктуры; обеспечения макроэкономической сбалансированности, сокращения бюджетного дефицита, снижения уровня инфляции и процентных ставок, устойчивости рубля и повышения его международной привлекательности;

• повышения эффективности и надежности банковской системы, формирования устойчивого финансового рынка;

• уменьшения региональной дифференциации, ускорения развития депрессивных и слаборазвитых регионов.

Важную роль в преодолении кризиса играет сотрудничество с другими странами, как на двусторонней основе, так и в рамках международных организаций. Будут приняты меры по ускорению интеграционных процессов на базе Содружества Независимых Государств, формирования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

Первые годы работы госкорпораций дали надежду на воссоздание разорванных в процессе реформирования интеграционных связей, а именно в условиях кризиса крупные корпорации могут сохранить базовые отрасли, способствующие модернизации российской экономики.

Попытка же реформирования корпораций в условиях кризиса и неопределенности с правами собственности наоборот приводит к дезинтеграции промышленности России. Одновременно нечеткость правовых норм при ликвидации госкорпораций может привести к размыванию их собственности, как это произошло при ликвидации «Госинкора».

Планы создания госкорпораций предполагают, что они могут стать ключевыми «точками прорыва» в отечественной экономике. Отечественное законодательство определяет, что государственные корпорации могут создаваться в любых значимых индустриях, где широко представлен государственный интерес. Для этого необходимо лишь доказательство того, что эта организационная форма более оптимальна, чем та, через которую на настоящий момент реализуется государственный мандат. Ведь формально госкорпорация — некоммерческий фонд, занимающийся предпринимательской деятельностью и принимающий на себя обязательство по более эффективному использованию управленческих, финансовых и деловых ресурсов, которые федеральным законом предоставляются ей в большей степени, чем, например, ОАО со 100%-ным государственным участием.

Приведем анализ предпринимательской деятельности некоторых госкорпораций в период кризиса.

ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» говорит об увеличении в 2008 г. объемов производства предприятий, интегрированных в ОАО «ОАК», на 21% по показателю консолидированной выручки. Соответствующий показатель группы в целом составил 85,174 млрд. руб. в 2008 г. против 70,592 млрд. руб. в 2007 г.

Однако эти успехи — результат сохранения высокого уровня поставок на экспорт в рамках военно-технического сотрудничества, а не результат производства гражданских судов. Рост же выручки ОАО «ОАК» как головной компании в 2008 г. (с 27,1 млн. руб. в 2007 г. до 2,47 млрд. руб. в 2008 г.) обеспечивался государственным заказом, в котором ОАО «ОАК» участвовало в исполнении научноисследовательских работ по перспективным проектам, заказчиком которых выступает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Остается неясным, каким образом ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» будет решать вопросы строительства 68 гражданских воздушных судов (план их производства на 2009-2012 гг. уже уменьшен), а также решать вопросы технического перевооружения заводов с давно и безнадежно устаревшим оборудованием. При отсутствии такой четкой программы вся государственная поддержка остается бессмысленной.

Схожая ситуация и с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК). Задача ОСК была поставлена — стимулировать развитие гражданского судостроения.

Все, что пока происходит, — это выстраивание новой структуры и акционирование для этой цели ФГУПов. Уже сменился не один руководитель, но даже эти скромные организационные задачи до конца не решены, а ведь процесс идет с 2007 г. (дата формального создания). А гражданское судостроение находится на той же отправной точке. Растут разве что расходы на содержание надстроечной бюрократической верхушки, да идут судебные споры о здании в г. Москве.

ОСК составила ориентировочную программу, которая предполагает производство 265 единиц рыбохозяйственной техники, еще 791 судно планируется произвести в рамках реализации программы по развитию транспортной системы России. Газпром и Роснефть до 2030 г. планируют заказать у ОСК 307 судов.

По словам экспертов, на поддержку российского судостроения в 2009 г. будет выделено 10,5 млрд. руб. В 2010 г. на эти же цели потрачено 17,5 млрд. руб. Поэтому ситуация практически не меняется, хотя позитивные сдвиги все же есть.

В 1996-2005 гг. на российских верфях размещалось 4% от общего объема российских заказов, в 2007 г. — 6%, а в 2008 г. — 8%. Возможными мерами поддержки со стороны государства могут стать субсидирование процентных ставок по кредитам, реструктуризация налоговой задолженности, госзаказ, протекционистские меры в сфере таможенно-тарифной политики.

Только из средств Федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники», которая утверждена в марте 2008 г. и рассчитана на восемь лет, в 2009 г. было выделено 4,2 млрд. руб. Однако общий объем госрасходов на судостроение существенно больше. Финансирование проектав в области высоких технологий в отрасли в 2009 г. достигло 110 млрд. руб.

Наряду с Объединенной судостроительной корпорацией, которая призвана консолидировать профильные государственные активы, самостоятельными игроками на этом рынке выступают ОАО «Северная верфь» и ОАО «Балтийский завод» (входят в состав «Объединенной промышленной корпорации»), ОАО «Приморский судостроительный завод “Янтарь”» и ОАО «Амурский судостроительный завод» (активы Концерна средне — и малотоннажного судостроения), ОАО «Выборгский судостроительный завод» (контролируется структурами банка «Россия»), а также ОАО «Завод “Красное Сормово”» (принадлежит группе «Морские и нефтегазовые проекты»). Упомянутые верфи включены в список так называемых системообразующих предприятий, которым может быть оказана господдержка.

Активы бывшего Министерства судостроительной промышленности СССР воедино собрать, но большую часть из того, что сохранилось на территории России, все-таки решено интегрировать в рамках одной корпорации — на рыночных принципах, но с заметным присутствием государства.

Пока же только решается вопрос о строительстве первой верфи. Специалисты считают, что наиболее подготовлен для поддержки проект Выборгского завода — строительство новой верфи в районе Приморска. Его оценочная стоимость — 38,5 млрд. руб., а реализация рассчитана на четыре года. Это при условии, что государство возьмет на себя строительство инфраструктуры — около 18 млрд. руб. Но результаты конкурса пока неизвестны.

Концепция развития судостроения предполагает создание на западе, севере и востоке России трех новых верфей для строительства гражданских судов дедвейтом свыше 200 тыс. тонн, а также морских платформ для работы на шельфе. Реформирование отечественного судостроения должно решить три задачи. Первая — общего характера — касается проблем выживания отечественной отрасли в принципе, особенно в свете успехов судостроения стран Восточно-Азиатского региона. Вторая — обеспечение боеспособности ВМФ и в частности — конкурентоспособности отечественных кораблей на мировых рынках. И третья — технологический прорыв в производстве судов с учетом увеличения спроса на поставки горючего водным путем во всем мире.

Выполнение всех трех задач предполагает финансовые вливания, структурные преобразования, улучшение правового поля. Главным препятствием для развития отечественного гражданского судостроения специалисты называют проигрыш в конкурентной борьбе с зарубежными производителями судов, поскольку отечественные производители находятся с ними в неравных условиях. Российские высокие кредитные ставки, налоги — НДС, таможенные пошлины и т. д. — повышают стоимость судов, строящихся для отечественных судовладельцев, на 20-25%.

Не созданы условия для притока инвестиций в судостроительную промышленность; весь мир строит суда в кредит, который составляет примерно 80% от цены судна, т. е. дается рассрочка платежа на 10-12 лет под 5-6% годовых, а 20% вносит будущий судовладелец. В России, как известно, банки не дают таких кредитов. Причем на Западе кредиты даются под залог судов.

Продолжает оставаться неясным, как Объединенная судостроительная корпорация собирается решать эту проблему всей финансовой системы страны, которая, несмотря на явный вред отечественному промышленному производителю, остается незыблемой в политике главных финансистов государства.

Такие факторы, как отсутствие долгосрочных кредитов, высокие ставки на обслуживание кредитов (в полтора — два раза больше средств, чем зарубежные), нереальные для нашей промышленности залоги, могут свести на нет все усилия по развитию отечественного гражданского судостроения и окончательно похоронить отрасль.

Тенденции весьма тревожны: 77% производства в судостроительной отрасли приходится на военное кораблестроение и только 23% — на гражданское. Судостроительная корпорация не может переломить эту тенденцию, а значит, и расходы федерального бюджета на создание очередной управленческой надстройки пока себя не оправдывают.

На этапе планирования своей работы находится и. Госкорпорация «Росатом» производит 16% электроэнергии в России, добывает 9% мировой добычи урана, 40% мирового рынка услуг по обогащению урана, 17% мирового рынка свежего ядерного топлива для АЭС и 16% мирового рынка строительства атомных станций. А также более 90% операций по экспорту-импорту электроэнергии любого происхождения.

Общий объем программы финансирования госкорпорации «Росатом» из бюджета составляет 120 млрд. руб., но более 60% ее финансирования направлено на создание новой технологической платформы атомной энергетики на основе быстрых реакторов и элементов замкнутого топливного цикла. Часть ресурсов направлена на модернизацию экспериментальной базы атомной энергетики, и часть — на решение перспективных задач развития управляемого термоядерного синтеза.

Программа, рассчитанная до 2020 г., уже на этапе подготовки выглядит нереалистично, а значит, и вероятность ее срыва крайне велика. Одна из глобальных проблем ядерной и радиационной безопасности — это проблема наследия «советского атомного проекта». Помимо существенных денежных затрат она потребует от госкорпорации «Росатом» новых, нередко нестандартных подходов к решению проблем, накопившихся еще с советских времен: новых методов по переработке и хранению отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и радиоактивных отходов (РАО), новых способов реабилитации загрязненных территорий и т. д. Для решения этих проблем Правительство Российской Федерации в 2007 г. утвердило Федеральную целевую программу «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 г. и на период до 2015 г.» с бюджетом 145,3 млрд. руб., в том числе 131,8 млрд. руб. — из федеральных источников.

В 2008 г. госкорпорация «Росатом» продолжила присоединение новых предприятий. Так, из ведения упраздненного Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстроя) в собственность госкорпорации «Росатом» были переданы 15 специализированных комбинатов «Радон», которые были объединены в единую компанию — ФГУП «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами “РосРАО”».

Литература:

• Гартен Жд. Госкапитализм: суверенная опасность.// Ведомости, 09.08.2007, № 147 (1921).

• Государственно-частное партнерство в современной России (http://bujet.ru/article/23951.php)

• Жаворонков С. Неэффективность управления государственной собственностью (на примере крупных предприятий)// Вопросы экономики 2004, №9.

• Логинов Е.Л. Криминальные операции в российских и зарубежных корпорациях. - М.: Юнити. - 2005.

• Петраков Н. Отношения собственности: анализ трансформации в переходной экономике // Проблемы теории и практики управления 2005, №2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.