Научная статья на тему 'Мониторинг состояния и перспектив развития судостроения в России'

Мониторинг состояния и перспектив развития судостроения в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
535
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Погонев С. В., Бочарова И. Ю.

Рассмотрено состояние судостроительной отрасли России, выявлены факторы ее отставания от мировых лидеров и представлены мероприятия, позволяющие улучшить положение предприятий данной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Погонев С. В., Бочарова И. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF THE CONDITION AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SHIPBUILDING IN RUSSIA

The condition of ship building branch of Russia is considered, factors of its backlog from world leaders are revealed and the actions, allowing to improve position of the enterprises of this branch are presented.

Текст научной работы на тему «Мониторинг состояния и перспектив развития судостроения в России»

Библиографический список

1. Алпатов А.А. Эффективное управление долями и акциями. М.: ВШПП, 2000. 327 с.

2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Изд-во «Питер», 1999. 416 с.

3. Бандурин А.В, Дроздов С.А., Кушаков С.Н. Проблемы управления корпоративной собственностью. М.: «БУКВИЦА», 2000. 160 с.

4. Люсов А.Н. Модели рыночной экономики и регулирующая роль государства / Экономическая академия при Минэкономики РФ. М., 1994.

5. Рязанова О.Е. Акционерная собственность в России: проблемы и пути развития. М.: Изд-во МГОУ, 2008. 226 с.

O.E. Ryazanov

Property management of industrial enterprises in Russia

The article is devoted to property management associated with adequate support and development of various forms, there are problems of property management, the necessity of the formation of the new integrated property management system integrity of an industrial enterprise.

Key words: property, regulation, principles, control, joint-stock company.

УДК 005.584.1:629.5](470+571)

С.В. Погонев, аспирант, 89152777283, pogonev.sergey@gmail.com; И.Ю. Бочарова, д-р экон. наук, (Россия, Орел, Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс)

МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ СУДОСТРОЕНИЯ В РОССИИ

Рассмотрено состояние судостроительной отрасли России, выявлены факторы ее отставания от мировых лидеров и представлены мероприятия, позволяющие улучшить положение предприятий данной отрасли.

Ключевые слова: судостроительная отрасль, платежеспособность, стратегия развития, федеральная целевая программа.

Судостроение, являясь материало- и энергоемкой отраслью, требует координации работы с предприятиями других отраслей, образуя за счет этого подобие целевого экономического сектора, в который входят

металлургические, машиностроительные деревообрабатывающие, химические предприятия, электростанции, порты, строительные предприятия, страховые организации, банковская система. Их взаимосвязь предполагает движение капитала, что приносит доход как государству, так и частным фирмам.

Судостроительная промышленность России — совокупность зарегистрированных на территории страны в соответствии с законодательством РФ независимо от организационно-правовых форм и форм собственности судостроительных и судоремонтных предприятий, предприятий судового машиностроения, морского приборостроения, электромонтажных предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций. По данным за 2009 г., судостроительная промышленность включает в себя 168 промышленных предприятий, имеющих возможность строить и ремонтировать суда водоизмещением до 5000 т. Под контролем государства находятся 86 предприятий отрасли, остальные находятся в частном секторе.

Судостроительная промышленность России делится на три основные подотрасли: судостроение и судоремонт — 36 %, судовое машиностроение и электротехника — 24 % и морское приборостроение — 40 %.

Подотрасль судостроение и судоремонт, по данным за 2005 г., включает 65 предприятий и организаций, судовое машиностроение и электротехника — 43, морское приборостроение — 56, прочие специализации — 6. Основу научно-технического потенциала судостроительной промышленности составляют 56 научно-исследовательских и про-ектно-конструкторских организаций, специализированных по основным направлениям НИОКР и проектных работ: судостроение и кораблестроение — 21; морское приборостроение — 22; судовое машиностроение и электротехника — 13. В сфере судостроения и судоремонта занято более 177,6 тыс. чел. без учета смежных производств (из них 146,6 тыс. чел. — в промышленности, 31,0 тыс. чел. — в научных и проектных организациях), во всех регионах России.

Судостроительные и судоремонтные заводы размещены практически во всех регионах России (в том числе на Севере, Дальнем Востоке, в районах Черного, Балтийского и Каспийского морей, на берегах многих рек и озер). Равномерное размещение промышленных предприятий, их территориальное рассредоточение обеспечивает высокую эффективность их работы. Отличительной и естественной особенностью размещения судостроительных предприятий является их расположение на берегах рек, озер, морских и океанических бухт, каналов, любых других водоемов.

Судостроительная отрасль России располагается в четырех основных центрах (табл. 1).

Таблица 1

Основные центры судостроительной промышленности России

Регион Города Предприятия Направление деятельности

Западный Санкт- Петербург, Калининград ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», OАO «Адмиралтейские верфи», ОАО «Судостроительный завод «Северная Верфь», ОАО «Балтийский завод», ОАО «Выборгский судостроительный завод» и др. сосредоточена большая часть научно-исследовательских институтов и проектно-конструкторских бюро, а также крупные судостроительные, машино- и приборостроительные заводы

Северный Северодвинск OAO «Центр судоремонта «Звездочка», ОАО «ПО «Сев-маш», ОАО «Северное производственное объединение «Арктика» и др. сосредоточены крупнейшие в стране судостроительный и судоремонтный заводы атомного судостроения

Дальневосточный Владивосток, Комсомольск- на-Амуре, Николаевск- на-Амуре, Хабаровск ОАО «Дальневосточный завод «Звезда», ОАО «Восток-Раффлс», ОАО «Амурский судостроительный завод», ОАО «Хабаровский судостроительный завод», ОАО «179 судоремонтный завод», ОАО «Никола-евский-на-Амуре судостроительный завод» и др. Сосредоточены предприятия судостроения и судоремонта, а также некоторые машино- и приборостроительные заводы

Поволжье Нижний Новгород, Астрахань, Зеленодольск, Волгоград ОАО «Волгоградский судостро-ительно-судоремонтный завод», ООО «Малфлот-Арматор», Инженерно-производственный центр, ООО «Волжские Верфи Вега», ОАО «Волга», судостроительный завод «Вымпел», ОАО Конструкторское бюро по проектированию судов, ОАО ПП «Астраханская судостроительная верфь», ОАО «Астраханское судостроительное производственное объединение», ОАО «Красные Баррикады» и др. сосредоточены заводы, направленность деятельности которых основывается на выпуске судов речного и смешанного типов плавания, а также средств, обеспечивающих освоение шельфа Каспия

Основная доля судостроения России располагается на северо-западе страны: Санкт-Петербург и Северодвинск (Архангельская область). Здесь сосредоточен основной научно-технический и производственный потенциал судостроения. Он обеспечивает выполнение более 80 % НИОКР и около 70 % судостроительной продукции России.

В Западном и Дальневосточном регионах сосредоточены основные судостроительно-судоремонтные предприятия и ряд предприятий судового машино- и приборостроения, Северный регион ориентирован на атомное судостроение, Поволжье представлено выпуском судов класса «река-море», но большое значение данный регион имеет в судостроении для развития углеродистых месторождений на Каспии.

Почти за 20 лет формирования рыночной экономики в России судостроение подверглось одному из значительных спадов объема производства в сравнении с другими промышленными отраслями. С 1995 по 2005 гг. в России судостроительные заводы размещали 4 %, к 2007 г. данный уровень возрос до 6 %, в 2008 г. составил 8 % . Производство российского судостроителя в 2009 г. возросло на 50 %.

Годовые объемы мирового рынка судостроения, по данным за 2008 г., оцениваются в 150 млрд долл.

Россия имеет сейчас менее 0,5 % от мировой судостроительной отрасли в отличие от Китая, Южной Кореи, Японии, которые удерживают лидирующее положение на данном рынке (рисунок).

динамика доли рынка судостроения

ю СП 8 оо СП СП СП о о о 8 со о 3 ю о 8 Е5 оо о СП о о

СП СП СП СП СП о о о о я о о о о о о

т- см см см см см см см см см см

годы

-Япония

-Южная Корея

-Западная Европа

-Прочие страны

Динамика доли рынка судостроения

В числе основных лидеров рынка судостроения следует отметить Японию — 35 %, второе место принадлежит Южной Кореи — 32 %. Уровень доли рынка всех остальных стран значительно ниже лидеров: Китай — 7 %, Германия — 6 %, Польша — 3 %, Италия — 2,8 %, Финляндия — 2,5 %, Нидерланды — 1,8 % и Тайвань — 1,5 %.

Сложившееся положение судостроения России на мировом рынке связано со множеством факторов, имеющих отрицательное воздействие на данную отрасль (табл. 2).

Таблица 2

Факторы снижения доли российской судостроительной отрасли

на мировом рынке

Фактор Причина Следствие

Снижение платежеспособного спроса Снижение спроса на военное кораблестроение и коммерческое судостроение; снижение эффективности капитальных вложений; единичный и мелкосерийный тип производства; ориентированность судостроителей на военное кораблестроение и второстепенное значение гражданского судостроения; дорогое кредитование судостроителей, фискальная политика налогового и таможенного режима. Неустойчивость объема производства, находящегося в зависимости от количества заказов, поступающих на предприятие; удорожание постройки судов за счет высоких процентов по кредиту, НДС и высоких таможенных пошлин на импортное оборудование.

Устаревшее оборудование Изношенность основных производственных фондов предприятий отрасли (как физическая, так и моральная), в том числе машиностроительного и приборостроительного. Производственное оборудование, возрастом 10 лет, более 65 %. Износ машин и оборудования составляет в среднем более 57,0 %, основного технологического оборудования до 75,0 %, по срокам эксплуатации: оборудование до 10 лет — 21,0 %, от 10 до 20 лет — 45,0 %, более 20 лет — 34,0 %. Значительная материалоемкость и ресурсоем-кость.

Устаревшие разработки Устаревают проектные решения, заложенные еще в 80-х годах прошлого столетия. Снижение конкурентных позиций судостроения Росси на мировом уровне; снижается научно-технический и технологический потенциал отрасли.

Слабый технологический уровень Значительный удельный вес ручных работ и операций; низкий уровень отдачи массы средств труда из-за несоответствия их качественных характеристик современным требованиям; низкий уровень механизации труда в отрасли; отставание в общем уровне технологии и организации работ по сравнению с зарубежными предприятиями; отсутствием кранов большой грузоподъемности (600, 900, 1100 т). Удельная отраслевая трудоемкость в 3-5 раз выше зарубежной, а продолжительность постройки судна в 2-2,5 раза дольше; на судостроительных заводах не используется технология крупноблочного строительства.

Окончание

Кадровый фактор

На данный момент идет интенсивное старение квалифицированного персонала в данной отрасли; неравномерность изменения трудоемкости постройки судна на протяжении всего строительства.

Молодой персонал не успевает перенять опыт наставников; чередование приема рабочих в период стапельной сборки судна, погрузки и монтажа судового оборудования и их увольнение в период выполнения достроечных работ и проведения испытаний.

Важным фактором, существенно снижающим уровень конкурентоспособности судостроительной отрасли России, является низкий уровень качества выпускаемой продукции. Это связано с тем, что на отечественных верфях практически не используются современные виды обработки металла на роботизированных и автоматизированных обрабатывающих центрах при сборочных и сварочных работах, технологии лазерной резки и сварки, тонкоструйной плазменной резки, электронно-лучевой сварки, сварки ТВЧ, ротационно-локальной гибки и формообразования, прецизионных технологий для исключения пригоночных работ и ряд других видов современного оборудования. По данным Департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромэнерго, российское судостроительное производство обрабатывает меньший, по сравнению с зарубежными производственными площадками почти в два раза, металл листовой, в результате чего количество сварных швов возрастает в 2,5-3 раза. В российском судостроении удельная трудоемкость обработки 1 т металла равна 90-110 чел.-часам, в отличие от трудоемкости современных верфей мира — в интервале 30-35 чел.-часов (увеличение трудоемкости на 50-60 %).

Для поддержки, развития и модернизации судостроительной отрасли в России принимаются следующие мероприятия:

1. Создание Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).

Идея создания Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) сформировалась в конце 2006 г. Это одна из ряда новообразованных госкорпораций, призванных стимулировать развитие различных отраслей промышленности. Задача ОСК — стимулировать развитие гражданского судостроения.

Предполагается, что корпорация будет разбита по трем субхолдингам, ориентированным на географическое расположение: «Западный центр судостроения» (Санкт-Петербург), «Северный центр судостроения» (Северодвинск) и «Дальневосточный центр судостроения» (Владивосток). Согласно указу Президента в нее должны войти все государственные судо-

строительные активы — ФГУПы после акционирования и госпакеты крупных частных судостроительных предприятий.

Направленность формирования ОСК проявляется в разрешении проблемы излишней конкуренции в судостроительной отрасли, обеспечить вертикальность интеграции связей предприятий и привести к более легкому контролю расходования средств, направленных на развитие судостроительной отрасли.

К числу несомненных достоинств предложенной схемы консолидации, достаточно осторожной и консервативной, следует отнести отказ от претензий на национализацию частных активов.

2. Разработка и утверждение Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 г. и на дальнейшую перспективу. Утверждена приказом Минпромэнерго России от 06 сентября 2007 г. № 354.

I этап (2007-2010 гг.) предусматривает реструктуризацию, начало работ по внедрению новых технологий.

II этап (2011-2015 гг.) — строительство судов для шельфа. Годовой объем выпуска продукции увеличится более чем в 2,2 раза.

III этап (2016-2020 гг.) — возрождение морского, речного и рыболовного флотов. Ожидается рост годового объема производства в 3,1 раза.

Стратегически развить судостроительную отрасль планируют используя внутренний рынок. Гражданскую направленность судостроения России профилируют под добычу и транспортировку углеродистого сырья (строительство буровых установок, ледоколов и т. д.). Обеспечение отечественного судпрома заказами российских пароходств и нефте- и газодобывающих компаний стало одной из главных целей стратегии.

3. Принятие Федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 гг. Утверждена постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2008 г. № 103.

ФЦП — один из основных инструментов реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу. Цель Программы — развить отечественный научно-технический и проектный потенциал судостроительной промышленности России. Направление Программы ориентировано на спонсирование перспективных научных разработок, опытно-конструкторских работ в постройке гражданских судов и развитие уникальной стендовой базы.

Программа имеет семь направленностей:

- Освоение шельфа. Ориентировано на разработку и освоение технологий по созданию средств для освоения нефтегазовых месторождений на шельфе. Сюда входят: платформы разведывательного и добывающего типа, средства добычи и перевозки сырья, мероприятия, обеспечивающие безопасность морской деятельности и снижения воздействия на экологию и окружающую среду.

- Научный задел. Предусматривается направленность в работе по разработке и освоению технологий гидродинамики морских и речных судов, мерами по обеспечению прочности и надежности конструкций морских технических средств, обеспечение конкурентоспособности техники путем создания специальных материалов, позволяющих осуществить эффективность новых проектов.

- Разработка концептуальных проектов морской техники предусматривает выполнение работ по концептуальным проектам, определяющим перспективный облик гражданских судов и морской техники различного назначения.

- Судостроительное производство определяется выполнением работ по созданию определенных производственных технологий в строительстве и ремонте морской техники, судового машиностроения, оборудования и приборостроения, сертификации производств и технологических процессов.

- Судовое приборостроение подразумевает освоение работ в области навигационных систем, систем управления, гидроакустики, связи, радиолокации, предусматривающих использование новой электронной компонентной базы и системы технических решений.

- Судовое машиностроение и энергетика включает работы в области энергетических систем, использования атомных установок и электрохимических генераторов, газотурбинных двигателей, агрегатов и устройств электротехники, движения, обеспечения жизнедеятельности.

- Системные исследования морских технологий и рынков. Это направление предусматривает работы, результаты которых позволят оценивать конъюнктуру мирового рынка, определять приоритетность номенклатуры судов и морской техники в модельном ряде российского судостроения.

Общий объем финансирования на программный период составляет 136,4 млрд руб., в том числе 90,6 млрд руб. из средств федерального бюджета.

Помимо разработки новых технологий предусматривается закупка ряда лицензий, необходимых для создания современной техники.

4. Меры по созданию российских суперверфей.

В 2006 г. Минпромэнерго объявило конкурс и начало работу рассмотрения проектов по созданию новых производственных мощностей в Западном, Северном и Дальневосточном регионах, позволяющих производить строительство гражданских судов дедвейтом 100-150 тыс. т, в том числе сложные, такие, как газовозы ледового класса. Данный сегмент рынка имеет тенденцию роста, основная часть газовозов закладывается под транспортировку российского газа. Россия не имеет опыта, отсутствуют технологии постройки данных судов. Производственные мощности российских верфей позволяют строить суда водоизмещением 70-90 тыс.

куб. м, однако спрос ориентирован на более вместительные газовозы 150, 200 тыс. куб. м. Однако отсутствие в России суперверфей для строительства газовозов можно считать конкурентным преимуществом, позволяющим создать производство основанное на современных технологиях и менеджменте.

Из представленного материала видно то, что российское судостроение переживает трудные времена и решить эту проблему самостоятельно предприятиям трудно, необходима взаимосвязанная работа как самого предприятия, так и государства для получения положительных результатов каждой из сторон.

S.V. Pogonev, I.U. Bocharova

Monitoring of the condition and prospects of development of shipbuilding in Russia

The condition of ship-building branch of Russia is considered, factors of its backlog from world leaders are revealed and the actions, allowing to improve position of the enterprises of this branch are presented.

УДК 334.72

А.А. Семёнов, аспирант, Бешеиоу aa@inbox.ru, olesuar@rambler.ru, (Россия, Москва, МГУПС (МИИТ))

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫМИ КОМПАНИЯМИ В МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

Рассматривается оценка формирования и развития интегрированных компаний в российской промышленности, целесообразность формирования и развития таких компаний в металлургической промышленности. Даются рекомендации по созданию мультидивизиональной структуре управления металлургическими компаниями в рамках комплексного подхода.

Ключевые слова: интегрированная компания; система управления; мультидивизиональная структура управления; металлургическая промышленность.

Современные интегрированные промышленные компании представляют собой диверсифицированные многофункциональные структуры, образующиеся в результате объединения капиталов предприятий, кредитно-финансовых и инвестиционных институтов, а также других организаций с целью максимизации прибыли, повышения эффективности производственных и финансовых операций, усиления конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, упрочения технологических и коопераци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.