Научная статья на тему 'Модель и организация имитационной игры для формирования навыков действий персонала в чрезвычайных ситуациях при железнодорожных перевозках'

Модель и организация имитационной игры для формирования навыков действий персонала в чрезвычайных ситуациях при железнодорожных перевозках Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
167
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ / АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ / ИМИТАЦИОННЫЕ ИГРЫ / МОДЕЛЬ ИГРЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРЫ / RAILWAY TRANSPORT / DANGEROUS GOODS / EMERGENCY SITUATIONS / SIMULATION GAMES / GAME MODEL / THE ORGANIZATION OF THE GAME

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Карпов Л. А., Пашинин Е. А.

Описание модели имитационной игры, которая помогает персоналу железнодорожного транспорта, связанному с перевозками опасных грузов, формировать навыки принятия решений при ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций, и организация проведения игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Карпов Л. А., Пашинин Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL AND THE ORGANIZATION OF SIMULATION GAMES FOR THE FORMATION OF SKILLS FOR PERSONNEL IN EMERGENCY SITUATIONS IN RAIL TRANSPORT

Description of the model simulation game, which helps staff to rail transport, associated with the transport of dangerous goods, build skills in decision-making in the aftermath of possible emergencies, and organization of the Games

Текст научной работы на тему «Модель и организация имитационной игры для формирования навыков действий персонала в чрезвычайных ситуациях при железнодорожных перевозках»

МОДЕЛЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИМИТАЦИОННОИ ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ДЕЙСТВИЙ персонала в ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ситуациях при ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ

Карпов Л.А., к.т.н., профессор Пашинин Е.А., инженер

Описание модели имитационной игры, которая помогает персоналу железнодорожного транспорта, связанному с перевозками опасных грузов, формировать навыки принятия решений при ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций, и организация проведения игры.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, опасные грузы, аварийные ситуации, имитационные игры, модель игры, организация игры.

THE MODEL AND THE ORGANIZATION OF SIMULATION GAMES FOR THE FORMATION OF SKILLS FOR PERSONNEL IN EMERGENCY SITUATIONS IN RAIL TRANSPORT

Karpov L., Ph.D., Professor,

Pashinin E., engineer

Description of the model simulation game, which helps staff to rail transport, associated with the transport of dangerous goods, build skills in decision-making in the aftermath of _possible emergencies, and organization of the Games

Keywords: railway transport, dangerous goods, emergency situations, simulation games, game model, the organization of the game.

Железнодорожный транспорт входит в единую транспортную систему страны и играет решающую роль в осуществлении перевозок грузов, в том числе и опасных. Обеспечение безопасности перевозок таких грузов железнодорожным транспортом является основной задачей по предупреждению аварийных ситуаций.

Персонал железнодорожного транспорта должен быть подготовлен к возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их ликвидации. Таким образом, для принятия правильных управленческих решений возникает необходимость создания или имитации реальной аварийной ситуации.

С целью формирования навыков действий персонала во время аварийной ситуации представляется возможным использовать имитационные игры.

Игра должна быть основана на имитационной модели, которая помогает описывать процессы, происходящие в действительности на железнодорожной станции или перегоне.

Игровая имитационная модель должна воспроизводить реальный технологический процесс работы железнодорожной станции, обстановку на ней и на прилегающих перегонах, а также моделировать ситуации с опасными грузами.

Описание процесса функционирования станции и построение модели определяются постоянной нормативно-справочной базой, в состав которой включаются:

• схема станции;

• сведения о специализации парков и путей;

• операции, выполняемые станцией;

• технико-распорядительный акт станции (ТРА);

• технологический процесс работы станции;

• сведения о поездопотоках, проходящих через станцию;

• сведения о вагонопотоках с опасными грузами;

• особенности прилегающей к станции местности, промышленных объектах, жилых зданий и т.д.

Топографическая карта местности включает в себя особенности окрестностей станции в радиусе не менее 1000-1500 метров. На карте должны быть обозначены промышленные предприятия, селитебные зоны, дорожная сеть с подъездными путями ко всем объектам инфраструктуры.

На карте прилегающей местности необходимо указать расположение водоемов, болот и рек с местной флорой. Под флорой понимается совокупность видов растений, характерных для данной местности: растительный покров, деревья и кустарники.

Районы с жилыми зданиями и поселки также должны быть отражены на карте.

Железнодорожные пути на станциях подразделяются на две группы: станционные пути и пути специального назначения.

В первую группу входят пути в границах станции, то есть глав-

ные, сортировочные, приемо-отправочные, погрузочно-выгрузочные, ходовые, вытяжные, выставочные, деповские (локомотивного и вагонного хозяйств), соединительные, а также прочие пути. Предохранительные и улавливающие тупики, а также подъездные пути к различным предприятиям и организациям относятся к путям специального назначения.

Главные станционные пути являются продолжением путей перегонов. Для приема и отправления поездов используются приемоотправочные пути, для сортировки - сортировочные. Они также используются для накопления вагонов и формирования поездов по назначениям в соответствии с планом формирования. Перестановку групп вагонов и целых составов для маневровой работы производят на вытяжные путях. Погрузочно-выгрузочные пути используются как стоянки вагонов в процессе погрузки или выгрузки, а выставочные — для отстоя вагонов в ожидании погрузки, выгрузки или уборки для включения в составы. Группы, называемые парками, включают в себя пути на крупных станциях, которые предназначены для выполнения однородных операций.

Поэтому в модель должны быть включены различного рода парки: приемо-отправочные, сортировочные и другие парки. Для каждого из них указывается специализация путей и их вместимость в условных вагонах.

Для приемо-отправочного и сортировочного парков можно принять в расчет следующие сведения о специализации путей:

• I - главный, для приема, отправления нечетных пассажирских и грузовых поездов;

• II - главный, для приема, оправления четных пассажирских и грузовых поездов;

• приемо-отправочный для нечетных и четных грузовых поездов и сортировочный;

• сдаточный для завода (промышленного предприятия);

• сортировочный и погрузочно-выгрузочный;

• соединительный;

• приемо-отправочный, для приема четных и нечетных пассажирских поездов и для пропуска четных и нечетных грузовых поездов;

• приемо-отправочный, для нечетных пассажирских и грузовых поездов и для пропуска поездов на и с подъездных путей завода (промышленного предприятия);

• для отстоя вагонов;

• для стоянки пассажирских электропоездов;

• предохранительный;

• улавливающий;

• ходовой.

Специализацию путей грузового двора можно представить в следующем виде:

• погрузочно-выгрузочный;

• сортировочный, погрузочно-выгрузочный;

• соединительный;

• сортировочный;

• погрузочно-выгрузочный для контейнеров.

В модели следует учесть и особенности технологического процесса работы станции:

• прием, отправление и пропуск пассажирских поездов;

• прием, отправление и пропуск грузовых поездов;

• расформирование вывозных и передаточных поездов и отцепляемых групп вагонов, прибывающих в расформирование (под выгрузку);

• формирование вывозных и передаточных поездов и прицепляемых групп, из вагонов своей погрузки или порожних из-под выгрузки;

• прием и передачу вагонов на и с заводов (промышленных предприятий);

• выполнение технического и коммерческого осмотров поездов и вагонов, прибывающих в разборку под выгрузку и погрузку, осмотр вагонов при подаче их под грузовые операции;

• осуществление подачи и уборки вагонов под погрузку и выгрузку по подъездным путям общего и необщего пользования, обсуживаемых станцией;

• оформление перевозочных документов по прибытии и отправлении грузов и денежные расчеты по ним через станцию;

• информирование грузополучателей о прибытии вагонов под выгрузку.

Для осуществления взаимодействия на станции предусмотрены следующие виды связи:

• двусторонняя оповестительная связь со всеми парками станции (парковая);

• поездная и маневровая радиосвязь дежурного по станции с электровозами, маневровыми тепловозами станции и тепловозами заводов (промышленных предприятий), маневрового диспетчера с маневровыми тепловозами станции;

• постанционная, межстанционная, диспетчерская связь ДСП и ДСЦ с энергодиспетчером, вагонораспределителем, ДСП соседних станций, заводов (промышленных предприятий), релейной поста МРЦ, механиком связи, платформой, входными сигналами, агентом справочного бюро колонками местного управления, линейнопутевая;

• радиосвязь между составителем поездов и маневровыми локомотивами, маневровым диспетчером, дежурным по станции;

• поездная диспетчерская;

• телефонная связь АТС.

Специализация подъездных путей, примыкающих к станции, дается индивидуально для каждой отдельной станции. Вагоны, прибывшие на станцию в вывозных и передаточных поездах в адрес промышленных предприятий, после расформирования состава подаются локомотивом станции на приемо-сдаточные пути.

Эксплуатационная загрузка станции включает в себя пакет необходимых и достаточных показателей сутки: размеры движения -пар поездов; транзит с переработкой - в обоих направлениях - поездов и вагонов; погрузка и выгрузка вагонов.

Руководитель игры имеет право индивидуально устанавливать сведения об общем наличии вагонов на станции, о номенклатуре грузов и количестве вагонов с опасными грузами, которые находятся на станции или вовлечены в аварийную ситуацию. Это должно рассматриваться в каждом отдельном случае, в зависимости от целей решаемой задачи с их варьированием по сравнению со средними показателями.

Модель игры представляет собой результат анализа существующей станции. Имитационная модель должна отражать реальные события, происходящие на станции. На базе этой модели с учетом различных вводных о ситуациях с опасными грузами и происходит отработка навыков принятия персоналом правильных управленческих решений в аварийных ситуациях, связанных с перевозкой опасных грузов.

При этом обстоятельства конкретных аварийных ситуаций накладываются на условия функционирования станции с возможностью варьирования этих условий.

Используя данную имитационную игру, ее участники формируют навыки оперативного реагирования на изменения эксплуатационной обстановки на станции и прилегающих перегонах в регламентированный период времени.

Эксперты, оценивающие действия участников игры, контролируют правильность принимаемых решений и эффективность их выполнения при различных вариантах развития аварийных ситуаций с опасными грузами.

Для реализации основной - активной фазы игры - необходимо наличие исходной информации о работе станции, а также перечень возможных событий, которые происходят на ней.

Для каждого события в модели игры варьируется состояние груза, а также дислокация вагонов в поездах и на путях станции.

Состояние груза характеризуется интенсивностью истечения в окружающую среду, образованием зоны разлива и поражения сильнодействующими ядовитыми веществами, образованием облака, возгоранием и взрывом.

Дислокация вагонов должна быть задана общим количеством вагонов на каждом пути и количеством вагонов с опасными грузами с их местоположением на станции в каждый момент времени.

При подготовке задания на игру для каждого события необходимо предварительно разработать проект решения с полной проработкой всех принятых вариантов развития события, уточнением вводных для участников игры и формулировки критериев для оценки ее результатов.

Литература:

1. Инженерные имитационные игры (на примерах железнодорожного транспорта) под ред. Дружинина Г.В. - М. : Транспорт, 1992. - 207 с.

2. Лифшиц А.Л. Деловые игры в управлении. - Л.: Лениздат, 1989. - 172 с.

3. Комаров В.Ф. Управленческие имитационные игры.— Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1989.— 272 с.

4. Андросюк В.Н. Основы обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта при перевозках опасных грузов: Курс лекций. - М.: РАПС, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.