МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ТЕХНИЧЕСКИХ
ВУЗАХ
Филатов С.В., проректор МГТУ МИРЭА по международным связям
В статье рассматривается создание прототипа образовательного процесса формирования маркетинговой компетентности бакалавра в техническом университете в соответствии с педагогическими целями, изменяя ресурсную базу и применяемые образовательные технологии.
Ключевые слова: модель образовательного процесса формирования маркетинговой компетентности бакалавров; диверсификация ресурсов и образовательных технологий; управленческая культура; проектирование учебной ситуации.
MODELING OF A QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF INNOVATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN TECHNICAL COLLEGES
Filatov S., pro- rector, International Relations, MGTU MIREA
The article describes how to create a prototype of the educational process offorming a Bachelor of Science marketing competence in Technical University in accordance with the teaching objectives, changing resource base and applied technology education.
Keywords: model of the educational process of forming a marketing expertise of bachelors, diversification of resources and educational technology, management culture, design a training situation.
Результативность предлагаемой к рассмотрению дидактической концепции управления качеством инновационного образовательного процесса строится на достижении необходимого и достаточного уровня профессиональной компетентности выпускников. Как было установлено в более ранних исследованиях[4], структура компетентности определяется комплексом ключевых компетенций и мета профессиональных качеств личности. Опытно-экспериментальное исследование в рассматриваемом случае ориентировано на маркетинговую компетентность бакалавров в силу профессиональной специализации автора исследования - лектор по направлению подготовки «Метрология, стандартизация и сертификация».
Примем, что маркетинговую компетентность бакалавра по направлению подготовки «Метрология, стандартизация и сертификация» следует рассматривать как мета профессиональное качество личности, способ мышления, основанный на знании маркетинговой теории; умении формировать и реализовывать маркетинговую стратегию, осуществлять эффективные коммуникативные акты в контексте норм государственного регулирования, содействующие конкурентоспособности наукоемкой продукции.
Инструментом автора в процессе организации образовательного процесса является в исследовании интерактивная лекция в сравнении с традиционной. При этом моделирование интерактивной лекции предполагает активное включения медиа ресурсов мировой паутины в знаниевое пространство. Также проектируемый учебный процесс предполагает обязательные аудиторные занятия и самостоятельную работу студентов, что диктуется необходимостью осуществлять постоянную поддержку учебно-познавательной деятельности студентов путем организации текущего и промежуточного контроля, проведения сетевых занятий и консультаций.
Как правило, применяемые при интерактивной организации обучения сетевые технологии охватывают процессы поиска и анализа образовательных ресурсов (интерактивное чтение), организации обмена учебными текстами и легитимное использование сетевых ресурсов. Важно отметить, что в основе процесса обучения всегда лежит передача сведений о предмете изучения от преподавателя к студенту. В этом смысле любую технологию, применяемую в образовании, можно называть информационной. С другой стороны, нередко термин «информационные технологии» применяют по отношению ко всем технологиям, основанным на использовании компьютерной техники и средств телекоммуникации.
Во избежание неправильной интерпретации, определим три понятия, значимые для проектирования интерактивной лекции. Это знаниевое пространство, образовательные технологии и сетевые технологии.
Образовательное или знаниевое пространство - это совокупность образовательных ресурсов, которые необходимо включить в учебный пакет при формировании предметной компетентности специалиста.
В предметной модели обучения, присущей очной системе образования, интерпретатором знаний выступает преподаватель. В случае интерактивного обучения интерпретатором знаниевых конструктов в большей мере является сам студент и поэтому определение качества и полноты образовательных ресурсов и способам ее интерпретации следует обучать студентов. Организация ресурсного поля имеет специфическую организацию, определяемую сетевым способом взаимодействия, что обусловлено как психофизиологическими особенностями восприятия информации на экране компьютера, так и технологией доступа к ней.
Образовательные технологии - это комплекс дидактических методов и методических приемов, используемых для доступа к интерактивным образовательным ресурсам, и развитой цифровой компетенции студентов; при интерактивном взаимодействии происходит активизация образного мышления и синтетического мышления.
Интерактивные технологии - это дидактические образовательные технологии проектирования ресурсного пространства, технологии включения сетевых образовательных платформ в учебный процесс, интерактивные методики мониторинга индивидуальных образовательных траекторий студентов.
Выбор дидактических и методических средств организации учебного взаимодействия на сетевом пространстве основывается на целеполагании учебного процесса, характере формируемых профессиональных компетенций будущих специалистов. В учебном процессе важна учебная стратегия и насколько ее использование служит достижению образовательных целей. Выбор средств коммуникации должен определяться содержанием, а не технологией. Это означает, что в основе выбора технологий должно лежать исследование содержания учебных курсов, степени необходимой активности обучаемых, их вовлеченности в учебный процесс, конкретных целей и ожидаемых результатов обучения и т.п. Результат обучения зависит от качества ресурсной базы и методически грамотного интерактивного взаимодействия.
Другими словами, образовательный интерактивный процесс основан на использовании механизма обратной связи, коллабора-тивного взаимодействия участников при работе в сети, на лекциях и семинарах, с включением процессов активизации прошлых знаний, с возможностью выполнения заданий в удобное для студентов время и место в силу доступности сетевых ресурсов.
К поддерживающим ресурсам такого рода следует отнести такие распространенные и простые в использовании средства как электронная почта, списки рассылки и телеконференции. Доступность сетевых ресурсов с использованием различного рода персональных гаджетов расширяет границы сетевого взаимодействия до характеристик непосредственного общения с преподавателем, создавая условия для индивидуальной работы, с другой стороны -условия группового взаимодействия с рабочей группой, размещенной дистантно в пространстве, но совместно действующей.
При организации совместных образовательных программ особое значение приобретают сетевые технологии удаленного обучения, позволяющие реализовать принцип распределенности образовательных ресурсов и кадрового потенциала.
С точки зрения управления образовательным процессом, выбор технологий учебного взаимодействия определяется преподавателем в конкретной ситуации. Однако дидактические средства, выбираемые для достижения образовательной цели, зависят от выбранной стратегии обучения.
Учебный процесс в вузе включает в себя все основные формы традиционной организации учебного процесса: лекции, семинарские и практические занятия, лабораторный практикум, систему контроля, исследовательскую и самостоятельную работу студентов. Все эти формы организации учебного процесса позволяют осуществить на практике гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности студентов с развивающей учебной деятельностью на сетевом пространстве (обучающие интернет платформы), интерактивного взаимодействия с ведущим преподавателем курса и колла-боративное взаимодействие в учебной группе.
В ситуации проектирования интерактивной лекции задейству-ются медийные ресурсы и средства коммуникации реципиентов учебного познавательного процесса, затраты учебного заведения в этом случае сводятся к обеспечению доступности Интернет-ресурсов (зоны WI-FI)и достижение необходимого уровня владения сетевыми возможностями со стороны преподавателя.
В ситуации проектирования интерактивной лекции требуется мониторинг обучающих платформ, организацию доступности информационных фондов электронных библиотек для широкого круга пользователей.
Для «интерактивной лекции» вводится процедура совместного целеполагания, изменяющая роль студентов на активного участника учебного процесса. Совместная рефлексия первоначально заданных целей и подцелей, как было установлено нами в процессе исследования, расширяет область исследования за счет включения «белых пятен» на знаниевом пространстве студентов, изменению приоритетов, акцентов и порядок следования учебных процедур на основании обратной связи по результатам совместного вхождения в тему и разделения учебной нагрузки за счет делегирования ряда функций студентам. При этом происходит сокращение временных затрат за счет непосредственного персонально организованного интереса студентов.
Подобно тому, как в системе дистантного образования реализуются все три уровня семинарских занятий: просеминары, семинары, специальные семинары, виды интерактивных лекций по содержанию градируются на следующие типы: (1) интерактивная лекция с организацией обратной связи; (2) интерактивная лекция (теоретическое накопление); (3) практическое занятие (активизация сформированных умений и навыков). Расширения возможностей интерактивной лекции как формы образовательных процедур в некотором смысле стирает рамки общепринятых типов занятий со студентами, позволяя выстраивать и чередовать теоретическую подачу материала с практическими занятиями в соответствии с потребностями учебной группы при движении по образовательной траектории.
Для технологии организации образовательного процесса в виде тематических модулей, реализуемых посредством интерактивных лекций, происходит расширение традиционных средств обеспечения взаимодействия, делающих его похожим в некоторой степени на дистантный процесс обучения. Однако при этом сохраняется непосредственный контакт преподавателя с аудиторией, снимаются ограничения на регламент организации учебного общения - выбор средств взаимодействия согласуется на этапе совместного целеполагания и отвечает потребностям и возможностям учебной группы на данный момент времени и в данном образовательном месте.
В ситуации интерактивной лекции значительно расширяется пространство взаимодействия за счет обязательного подразделения на группы по предпочтениям и роста персональной мотивации. Задачей преподавателя становится проектирование коллаборатив-ного взаимодействия и экспертного участия на тематическом пространстве развития. В этих условиях мониторинг персональных учебных траекторий представляется трудоемким, что привело нас к пониманию достаточности проведения мониторинга движения по образовательной траектории отдельных групп с обязательным разделением ролей участников.
Интерактивная лекция как форма обучения сочетает в себе непосредственный контакт студентов с преподавателем и возможно-
сти ресурсного разнообразия, когда консультирование становится формой диалога не только с преподавателем, но и интерактивными агентами, обеспечивающими самостоятельное движение студентов по образовательной траектории с учетом потребностей и возможностей студентов, имеющегося опыта самостоятельной работы.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что интерактивная лекция, в свою очередь, как форма организации образовательного процесса делает прозрачным контроль и персонально зависимым вследствие смещения акцента на самостоятельную активность студентов. Определяющим место и глубиной охвата экспертного контроля становится проектное решение преподавателя. Это вопрос квалификации преподавателя как ведущего проектный мониторинг интерактивной лекции как образовательного продукта.
В данном исследовании нами предполагается, что, инструментом достижения образовательного эффекта (в данном случае, формирования маркетинговой компетентности бакалавров по направлению подготовки «Метрология, стандартизация и сертификация») является интерактивная лекция. Традиционная лекция ресурсно-ограничена представляемым лектором текстовым материалом, аудиторным способом изложения и временными рамками и характеризуется бинарным способом взаимодействия: лектор-аудитория. Вследствие чего, традиционная лекция недостаточно информативна по сравнению с интерактивным аналогом, изобилует обобщениями и отсутствием посылок к самостоятельному исследованию проблемы (контрольно-измерительные материалы, представленные чаще в виде опросника, ограничивают область исследования представленным обзором проблемы).
Традиционную лекцию отличает низкая метафоричность вследствие временных ограничений, что затрудняет восприятие и усвоение нового в сочетании с личным опытом студента. Часто за рамками остается историография проблемы, т.е. затрудняется формирование ретроспективной компетенции как составляющей компетентности личного самосовершенствования будущего специалиста.
Практическая значимость явления, проблемы в рамках традиционной лекции вследствие ограниченности ресурсной базы представляется в обобщенном виде, в виде перечисления возможностей, что препятствует развитию воображения, гиперболизации и возможности постановки вопросов к культуре. Роль лектора в этом варианте организации учебного процесса сводится к озвучиванию персонального и/или коллективного опыта исследования этой проблемы в контексте учебной программы.
Следовательно, интерактивная лекция в логике проведенного исследования - это структурозадающий, целеориентированный процесс организации учебного пространства так, что:
(1) учебное взаимодействие лектор - студенты носит полифонический характер, поскольку формируется на интерактивном пространстве (рисунок 2);
(2) лекция целеориентирована на свободное использование медийных ресурсов, тем самым расширяется взаимодействие с пространством культуры;
(3) задается ролевое распределение участников образовательного процесса при движении по образовательному пространству;
(4) постулируется делегирование ответственности для организации поисковой активности в рамках образовательной проблемы через учебные сценарии, что формирует пространство коллабо-ративного взаимодействия;
(5) контрольно-измерительные материалы суть проективные решения субъективного опыта студентов;
(6) роль лектора преобразуется в целеформирующую, экспертную и мониторинговую;
(7) организация обратной связи выступает как механизм достижения образовательного эффекта.
В рамках блока учебных модулей и соответствующей ей квали-метрической модели ставится образовательная задача формирования маркетинговой компетентности в составе компетенции личностного самосовершенствования, организационно-управленческой, производственно-технологической, научно-исследовательской и проектно-конструкторской компетенции на организованном ресурсном пространстве в процессе выполнения учебных сценариев с целью формирования умений и навыков разработки мероприятий по повышению качества контроля продукции, метрологическому обеспечению разработки, производства, испытаний и эксплуатации; навыки планирования работы по стандартизации и сертификации, проверке и контролю выполнения требований стандартов, технических условий и другой нормативной документации по обеспечению качества и бе-
зопасности продукции и технологий средствами педагогических технологий: интерактивной лекции с организацией обратной связи (mail messaging, Skyping) сетевого семинара, интерактивного мониторинга, дисплейного и слайдового представления лекций, применения в учебном процессе билингвальных IT платформ в сочетании с традиционными формами проведения семинарских занятий - объяснения и опросов (фронтальная и индивидуальная формы работы).
Таким образом, конструктами модели организации учебного процесса выступают: тематическое содержание; маркетинговая компетентность в составе компетенций; контролируемые умения и навыки, составляющие компетенций; а также основные виды коммуникативной деятельности и сетевые инструменты, понятийный репертуар, содержание практической деятельности результирующий продукт, временные ограничения. Для формирования искомых компетенций применяется педагогический инструмент - интерактивная лекция, как с организацией обратной связи, так и с целью теоретического накопления. Заключительным параметром (организационным конструктом) является событийный ряд, задающий образовательную траекторию в рамках указанного модуля, например, вводная лекция в соответствии с задачей формирования искомой компетентности сфокусирована на постановке проблемы и организации группового целеполагания. Теоретическое погружение в проблему и углубление и детализация инструментария решения проблемы подводят к практической деятельности как консолидации сформированных умений, навыков и предшествующего учебному событию персонального опыта.
Литература:
1. Алехин И.А., Филатов С.В. Совершенствование творческого потенциала и креативности личности будущего специалиста в ходе технологизации его профессиональной подготовки -INTERMATIC -2007./ Материалы школы-семинара «Проблемы качества в образовательных технологиях высшей школы» . - М.: МИРЭА, 2007, часть 4 (3/1,5 с., печатная).
2. Поташник М. Управление качеством образования в вопросах и ответах //Народное образование . - 2002 . - № 1 . - С. 86 - 93.
3. Рационализация процесса управления качеством предметного обучения //Наука и школа . - 2003 . - № 5 . - С. 13-18.
4. Филатов С.В. Интерактивная технология формирования маркетинговой компетентности бакалавров по направлению подготовки «Метрология, стандартизация и сертификация» - М.:МИ-РЭА, 2007 (50 с., печатная).
5. Филатов С.В. Методология и модель управления качеством образовательного продукта при формировании маркетинговой компетентности бакалавров по направлению подготовки «Метрология, стандартизация и сертификация» - Педагогическое образование и наука./ Научно-методический журнал. - М.: МАНПО, 2010, №12 (7 с., печатная).
6. Филатов С.В. Система и качество профессиональной подготовки инженерных кадров в системе высшего технического образования - INTERMATIC -2007./ Материалы школы-семинара «Проблемы качества в образовательных технологиях высшей школы». - М.: МИРЭА, 2007, часть 4 (4 с., печатная).
ЗАМЫСЕЛ ИМИТАЦИОННОЙ ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ДЕЙСТВИЙ ПЕРСОНАЛАВ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ
Карпов Л.А., к.т.н., профессор Пашинин Е.А., инженер
Имитационные управленческие игры как способ овладения персоналом навыками ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций при перевозках опасных грузов железнодорожным транспортом.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, опасные грузы, чрезвычайные ситуации, управленческие имитационные игры, моделирование, сценарий игры.
THE IDEA OF SIMULATION GAMES FOR SKILLS TRAINING ACTIVITIES PERSONALAV EMERGENCIES IN RAIL TRANSPORT
Karpov L., Ph.D., professor Pashinin E., the engineer
Management simulation games as a way of mastering the skills of staff of emergencies involving dangerous goods by rail. Keywords: railway transport, dangerous goods, emergency management simulation games, simulation, scenario games.
Железнодорожный транспорт играет решающую роль в осуществлении перевозок грузов, обеспечивающих бесперебойное функционирование промышленного комплекса.
Железнодорожные пути, как на территории России, так и во всем остальном мирепроходят через крупные города и густонаселенные районы. Транспортные происшествия в таких местах, мо-гутиметь серьезные последствия как для жизни и здоровья людей, так и для экологической обстановки, и причинить значительный материальный ущерб.
Практически любая продукция современной промышленнос-тивыпускается с использованием опасныхвеществ, которые уже изначально несут в себе определенную угрозу жизни и здоровью людей, окружающей природной среде, особенно - в больших концентрациях.
Под определение «опасный груз» попадает любой груз, который при несоблюдении обязательных условий погрузки, перевозки и выгрузки, способен нанести определенный ущерб как здоровью и имуществу людей, так и окружающей среде.
Нарушение правил перевозок опасных грузов происходит при отступлении от установленных технической документацией норм в сфере обеспечения безопасности перевозок.
Груз должен быть, согласно классу опасности, специально упакован и закреплен в транспортном средстве, иметь соответствую-
щую маркировку. Перевозку опасного груза должен осуществлять специально обученный персонал.
При перевозках опасных грузов возникает парадоксальная ситуация: содной стороны, частота возникновения транспортных происшествий с опасными грузами относительно невелика, а с другой стороны, масштабы последствий подобных происшествий достаточно серьезны.
Кроме того, при транспортировке любого груза, в том числе и опасного, нельзя заранее предугадать время и место возможного транспортного происшествия. Поэтому весь персонал, связанный с погрузкой, перевозкой и выгрузкой опасных грузов должен знать не только правила перевозки указанной категории грузов, но и быть подготовлен к проведению работ по ликвидации последствий транспортных происшествий с опасными грузами.
В настоящее время подготовка персонала по вопросам обеспечения безопасности перевозки опасных грузов построена на изучении действующих нормативно-правовых документов, анализе причин произошедших транспортных происшествий и изучении опыта ликвидации последствий.
Обучение, по существу, представляет собой теоритическое изучение нормативно-правовых документов, а вопрос формирования навыков действий персонала в аварийных ситуациях остается открытым.