Раздел V. ПЕДАГОГИКА, ПОЛИТОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ФИЛОЛОГИЯ
С.И. Ашмарина И.А. Плаксина
РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ1
Аннотация: в статье рассмотрены особенности организации образовательного процесса подготовки магистров с использованием технологии «виртуальный кампус магистерских программ», определены принципы его построения, задачи, модульное наполнение, характеристики процессов.
Ключевые слова: виртуальный кампус магистерских программ, интерактивные образовательные технологии обучения, инновации, образовательная среда.
Развитие современной системы образования происходит под воздействием целого ряда факторов, обусловленных изменениями в глобальном образовательном пространстве, формируемых под воздействием разработки новых принципов, технологий и программного обеспечения создания новой интерактивной обучающей информационно-знаниевой университетской среды взаимодействия преподавателей и студентов, основанной на синтезе принципов традиционного, электронного, дистанционного и сетевого обучения - обучение в среде обучения. Предложенная в работе концепция и технология создания и внедрения в образовательный процесс подготовки магистров виртуального кампуса магистерских программ направлена на формирование информационно-знаниевой среды перекрестного обучения, выступающей генератором новых идей и знаний в области образовательной, научной и профессиональной деятельности магистров. Виртуальный кампус - это сообщество, в котором реализуется и социальная, и образовательная, и научная деятельность магистров (см. рис. 1). Создание кампуса направлено в том числе и на развитие сетевого проектного обучения.
Разработка и внедрение в образовательный процесс подготовки магистров системы «Виртуальный кампус магистерских программ» обусловлено также следующими трендами развития современной образовательной системы: глобализацией образовательных процессов (ростом числа участников мирового рынка высшего образования; растущей конкуренцией за абитуриентов на международном уровне; расширением числа альтернатив для студентов); цифровизацией образовательного пространства (необходимостью обеспечения сетевого взаимодействия обучающихся и обучающих в реальном и виртуальном времени и пространстве, повышения мобильности ресурсов, идей, людей, инфраструктуры и технологий). Важнейшим трендом, определяющим вектор развития отечественного образования, стало приня-
© Ашмарина С.И., Плаксина И.А., 2013
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований № 13-32-01012 «Инновационное развитие как основа повышения конкурентоспособности высших учебных заведений».
тие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Впервые на законодательном уровне Российской Федерации выделены отдельные нормы, посвященные:
Рис. 1. Скриншот страницы виртуального кампуса магистерских программ
- сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях;
- использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе;
- формированию электронной информационно-образовательной среды университетов.
Учитывая существующие тренды развития современной системы образования и необходимость повышения конкурентоспособности российских университетов, считаем целесообразным и актуальным создание в университетской среде интерактивной обучающей ин-формационно-знаниевой среды взаимодействия преподавателей и студентов, основанной на синтезе принципов традиционного, электронного, дистанционного и сетевого обучения -«обучение в среде обучения». Предложенная в работе концепция и технология создания виртуального кампуса магистерских программ направлена на формирование информационно-знаниевой среды перекрестного обучения, выступающей генератором новых идей и знаний в области образовательной, научной и профессиональной деятельности магистров. Приоритетными задачами решаемыми организацией виртуального кампуса магистерских задач является [2]: интегрирование ресурсов, направленных на обеспечение эффективности трансфера знаний; результативность аудиторной работы с магистрами (в том числе активное использование интерактивных технологий обучения); развитие сетевых форм взаимодействия при работе магистров в командах; повышение эффективности обеспечения академической мобильности магистров; обеспечение индивидуальных траекторий обучения; повышение эффективности самостоятельной, научной и педагогической работы магистров; обеспечение оперативного взаимодействия в информационно-знаниевой среде кампуса преподавателя и студента; создание распределенной сети баз знаний по отдельным предметным областям и видам деятельности; разработка электронных обучающих технологий и ресурсов на базе еди-
ной информационно-знаниевой платформы кампуса; сетевая организация образовательного пространства.
Данная технология отвечает основным требованиям, предъявляемым к современному образованию, которое должно быть максимально включенным в жизнь обучаемого, неформальным, реализуемым с помощью современных технологий с возможностями быстрой актуализации, доступным в любых пространствах с использованием дополненной реальности, сетевым. Виртуальный кампус магистерских программ реализуется через систему виртуальных модулей, основными из которых являются: интерактивный обучающий блок; виртуальное сообщество; информационный портал (см. рис. 2).
Виртуальные модули базируются на следующих ключевых разработанных технологиях: интерактивных рабочих тетрадях по лекциям и практическим занятиям, для самостоятельной работы; виртуальных лабораторий; виртуальных учебно-тренировочных фирм; предметно-ориентированных порталов; электронных тестов для самоконтроля; портала педагогических знаний; информационно-коммуникационной площадки взаимодействия магистров с предприятиями; информационно-коммуникационного портала взаимодействия магистров с представителями научных школ университета; системы портфолио научных достижений магистров. Ядром интерактивного обучающего блока являются интерактивные технологии обучения - симуляторы, тренажеры, кейсы и т.п., то есть такие образовательные среды, в которых учащийся может предпринимать активные действия по достижению поставленных целей, а среда, в свою очередь, реагирует на эти действия и изменения. В данном контексте обучение происходит более гибко, более настраиваемо и определяется теми задачами, которые необходимо студенту понимать и решать.
Одновременно с этим решается задача персонализации обучения, построения индивидуальных траекторий обучения. Именно современные ИТ позволяют выстраивать содержание курсов под конкретные запросы студента, его способности и знания. Еще один важный вопрос, решаемый возможностями кампуса, - режим и время обучения. Студент самостоятельно выбирает время работы с лекционными и другими материалами кампуса, самостоятельно принимает решение о прохождении обучения на симуляторах и т.д. Возможности кампуса позволяют обучаться в интерактивной среде кампуса 24 часа семь дней в неделю.
Технологии кампуса не исключают традиционные виды образовательной деятельности (лекции, семинары и т.п.). Наоборот, ставится вопрос об эффективности и качестве этого образования. В том числе и в отношении самих преподавателей, и в отношении объема того времени, которое целесообразно проводить со студентом. Это время при использовании технологии ВКРМ используется более интенсивно, более качественно, а все рутинные процессы, которые обязательно присутствует в образовательном процессе, переводятся в цифровое образовательное пространство. С другой стороны аудиторный фонд времени работы с магистрами отводится на творческую работу, выполнение проектных работ и кейсов, организации дискуссии и т.п. И в этом случае такая работа становится более интенсивной и более насыщенной.
Интерактивный обучающий блок включает в себя следующие модули: модуль поддержки процесса аудиторного обучения; модуль организации и поддержки самостоятельной работы; модуль поддержки научной и практической деятлеьности; модуль мониторинга результативности работы.
р ю
о
^
сг и о
п>
и
р
я о Й и
п>
и
п> и
Р н §
§ р
Г Й сг и о
►п
о
я р
§ я
о р
р я
о н п> 'тЗ о Я
и я ►о о
ОБУЧАЮЩИМ БЛОК
МОДУЛЬ ПОДДЕРЖКИ ПРОЦЕССА АУДИТОРНОГО ОБУЧЕНИЯ
МОДУЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ И ПОДДЕРЖКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ
Подмодуль обучения
- интерактивные рабочие тетради (ИРТ) по лекциям;
- интерактивные рабочие тетради (ИРТ) по практическим занятиям
- электронные тесты;
- эжктронньЕ учебно-\клодичсскис комплексы
Подмодуль тренингов
- предметно-
ориентированные порталы
виртуальные
лаборатории;
- бизнес-симуляторы; -учебно-тренировочные фирмы;
Подмодуль обучения
-гипертекстовые учебно-методические материалы -глоссарии -видеоролики
- ИРТ для
самостоятельной работы
- элеюронные тесты для самоконтроля
МОДУЛЬ ПОДДЕРЖКИ НАУЧНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Информацион
ный портал взаимодействия
Подмодуль информационно-знаниевого обеспечения
Электронные ресурсы университета
-электронная библиотека;
- база научных трудов сотрудников и магистров
Электронные ресурсы макросреды
- виртуальное представительство в ЕИВРАРУ;
- база магистерских диссертаций;
МОДУЛЬ МОНИТОРИНГА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ
- портал педагогических знании;
- информационно-коммуникационная п.ющачгавзаимэдейсгвия магистров с 111 К'
- информационно-коммуникационный портал взаимодействия магистров с представителями научных школ университета
- эжкгронный календарь научных \цх>|гриятий
- электронные ведомости;
- отчетов успеваемости магистров;
- отчетов активности магистров
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ
Электронное табло-расписание
Новости в группах
Информация
Новости
Новости магистерских программ
ВИРТУАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО
Блогосфера
Блог декана
магистратуры
Блоги руководителей
магистерских
программ
Блоги
преподавателей
Виртуальные кафедры
Виртуальный деканат
Клуб выпускников и работодателей
Система видеоконференций
Электронная информационно-образовательная среда университета
УНИВЕРСИТЕТ
ГЛОБАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО
Модуль поддержки аудиторного обучения основывается на разработке и использовании интерактивных технологий обучения, объединненных в два базовых подмодуля - обучения и тренингов. Подмодуль обучения. В этом модуле опорными элементами являются технологии обучения, основанные на использовании интерактивных рабочих тетрадей по лекциям, по практическим и семинарским занятиям, электоронные тесты, мультимедийные обучающие системы по дисциплинам и др. Следующий подмодуль модуля поддержки процесса аудиторного обучения - подмодуль тренингов. Основными, но не единственными, составляющими подмодуля тренингов являются: предметно-ориентированные порталы; виртуальные лаборатории; виртуальные учебно-тренировочные фирмы; бизнес-симуляторы и др.
Важным модулем обучающего блока является Модуль организации и поддержки самостоятельной работы. Составляющими данного модуля являются подмодули обучения и информационно-знаниевого обеспечения. Подмодуль обучения включает в себя следующие технологии.
Интерактивные технологии самостоятельной работы:
- интерактивные рабочие тетради для самостоятельной работы;
- шаблон задания для самостоятельной работы приведен на рис. 3.
Виды самостоятельной работы [1].
Самостоятельные работы по образцу, требующие переноса известного способа решения в непосредственно аналогичную или отдаленно аналогичную внутрипредмет-ную ситуацию. Эти работы выполняются на основе конкретных алгоритмов, ранее продемонстрированных преподавателем и опробованных обучающимся при выполнении предыдущих заданий. Другими словами, речь идет о самостоятельном решении примеров и задач способом, показанным преподавателем или подробно описанном в учебном пособии.
Самостоятельные работы по образцу, требующие переноса известного способа решения задачи в непосредственно аналогичную или отдаленно аналогичную межпредметную ситуацию. Эти задания сходны с работами первого вида. Однако для их выполнения требуется знание способов решения задач из смежных учебных дисциплин. Заметим, что все действия обучающегося при выполнении самостоятельных работ по образцу служат только основой для формирования умений планировать собственную познавательную деятельность, базой опыта познавательной самостоятельности. Этот опыт начинает формироваться только тогда, когда обучающийся выполняет уже реконструктивно-вариативные самостоятельные работы на перенос известного способа (с некоторой модификацией) в необычную внутрипредметную или межпредметную проблемную ситуацию.
Домашняя (индивидуальная) учебная работа - это самостоятельная учебная деятельность, дополняющая занятие и являющаяся частью цикла обучения. Ее особые функции состоят в развитии умений самостоятельно учиться, определять задачи и средства работы, планировать обучение. Индивидуальная работа выполняет функцию подготовки студентов к непрерывному образованию. Но главное ее назначение состоит в формировании компетенций, приобретенных на занятии, отработке навыков, усвоении нового материала.
Описание практической ситуации
Заполняется преподавателем
Введение
постановка задачи;
название компании, имена и должност^-^
главных персонажей;
• название, размещение и номенклатура продукции организации;
• название кейса и авторство.
Проблема (краткое описание проблемы) Материалы для решения
Сценарии решения
Самостоятельные исследовательские работы, построенные с учетом внутрипред-метных и особенно межпредметных связей, нацелены, прежде всего, на развитие опыта творческой деятельности, они приучают видеть в необычных ситуациях уже известные законы, самостоятельно программировать собственную познавательную деятельность по применению знания в новых условиях, вскрывать единство фундаментальных теорий и законов природы при различных способах их выражения.
Интерактивные технологии самостоятельного обучения базируются на интерактивных тренинговых технологиях (описаны выше) и основных элементах технологий дистанционного обучения.
Модуль поддержки научной и практической деятельности включает в себя портал педагогических знаний; информационно-коммуникационную площадку взаимодействия магистров с бизнес-сообществом; информационно-коммуникационный портал взаимодействия магистров с представителями научных школ; электронный календарь научных мероприятий.
Портал педагогических знаний предназначен для самостоятельного освоения магистрами основ педагогики и психологии. Структура портала представлена на рис. 4.
Портал обмена педагогическим опытом состоит из следующих компонентов:
- электронная библиотека методических разработок;
- педагогическая блогосфера;
- подсистема педагогических вебинаров.
Заполняется студентом
Рис. 3. Шаблон заданий для самостоятельной работы
1
Глоссарии по педагогике и психологии
Коллещиштернет-ресурсов оо психологии и педагогике
ГипертЦиовые учебные материалы по педагогике и психологии
Обмен знаниями с педагогами других
1
Блоги
Рис. 4. Портал обмена педагогическим опытом
Электронная библиотека методических разработок содержит полнотекстовые версии соответствующих изданий, выпущенных в университете или приобретенных с соответствующими правами у сторонних организаций и авторов. Педагогическая блогосфера представляет собой специальным образом выделенную систему, являющуюся совокупностью блогов ведущих преподавателей, которые в ней публикуют собственные статьи. Блогоориен-тированная организация портала обмена педагогическим опытом позволяет не только опубликовать собственные разработки, но и по каждой из них вести обсуждения в форме иерархической виртуальной дискуссии. Хотелось бы отметить, что блогоориентированным является не только педагогическая блогосфера, но и электронная библиотека методических разработок, поскольку по каждой разработке посетители портала, наделенные соответствующими полномочиями, могут оставить свои собственные замечания и предложения.
Для публикации доступны не только текстовые блоки с изображениями, но и видеопубликации в формате Flash Video или в H.264, что позволяет приводить примеры и обсуждать проведенные лекции, практические занятия, семинары и другие виды педагогической деятельности. Для каждой статьи, размещенной на портале обмена педагогическим опытом, авторы назначают специальные теги, которые являются своеобразными метками и позволяют быстрым образом находить нужную информацию не только посредством контентного поиска, но посредством ключевых слов - меток. Подсистема педагогических семинаров позволяет ведущим преподавателям делиться опытом в режиме реального времени, обеспечивая таким образом одновременное отображение учебной аудитории, презентации, предоставления совместного доступа к общей доске, чату и т.д. Портал обмена педагогическим опытом является закрытой частью виртуального кампуса, доступ к которому имеют только преподаватели университета, но никак не магистранты.
Информационно-коммуникационная площадка взаимодействия магистров с базовыми организациями
Для организации взаимодействия с базовыми организациями виртуальный кампус предлагает следующие возможности:
- база данных базовых организаций;
- электронная почта;
- общение в алфавитно-цифровом режиме (чат);
- часто задаваемые вопросы по всем организациям;
- ответы на вопросы по каждой организации.
- доска объявлений;
- биржа труда.
База данных базовых организаций позволяет осуществлять поиск необходимых компаний по направлениям деятельности. Любой компании можно организовать чат или задать вопрос, который в дальнейшем может попасть в список «наиболее часто задаваемых вопросов». Инициаторам сообщений на доске объявлений являются компании, которые публикуют важную, по их мнению, информацию. Биржа труда предназначена для выставления вакансий и резюме как базовыми организациями, так и самими пользователями виртуального кампуса. Доступ к информационно-коммуникационной площадке взаимодействия магистров с базовыми организациями имеют все пользователи виртуального кампуса. Для тех пользователей, которым присвоена роль «компания», предоставляются расширенные права, а именно: возможность публикации на доске объявлений, внесение изменений в базу данных о своей организации, ответы на задаваемые вопросы, а также выставление вакансий.
Информационно-коммуникационная площадка научных школ университета, кафедр, магистров
Информационно-коммуникационная площадка научных школ университета, кафедр, магистров представляет собой набор «персональных» сайтов, структура которых является единой для всех инициаторов. Модуль мониторинга результативности работы магистров реализуется с использованием платформы «Деканат», оценка результативности научных достижений магистров осуществляется на основе разработанного «Портфолио научных достижений».
Научная новизна работы заключается в разработке инновационных подходов к организации образовательного процесса подготовки магистров на основе комплексного встраивания в образовательную среду информационных и сетевых технологий и формирования системы «обучение в среде обучения» посредством организации электронного кампуса магистерских программ как среды, где сочетаются аудиторные формы образования и элементы электронного, дистанционного и сетевого обучения.
Развитие работы направлено на решение проблем повышения качества, доступности, мобильности образования. Использование виртуального кампуса магистерских программ в системе подготовки магистров позволяет существенно повысить не только эффективность аудиторных занятий, но и в значительной степени повысить результативность организации и контроля самостоятельной и научной работы студентов, а также проведение всех видов практик, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами. Следует отметить, что при подготовке магистров в общей структуре нагрузки вес внеаудиторной работы превалирует. Предложенные в работе технологии организации и оценки результативности аудиторной и внеаудиторной работы базируются на системном и комплексном использовании инновационных методов обучения, элементов дистанционного и электронного обучения, сетевого взаимодействия. Виртуальный кампус является одним из важнейших элементов единой электронной информационно-образовательной среды университета. Именно сочетание электронных, дистанционных и сетевых технологий обучения помимо традиционных аудиторных занятий при подготовке современных магистров является,
на наш взгляд, основой повышения конкурентоспособности образовательной системы в целом. Мировые тренды развития образования свидетельствуют о его тотальной цифровиза-ции. Развитие современных информационных технологий приводит к созданию электронных университетов. Мобильность и доступность образования становятся одними из важнейших факторов, определяющих выбор абитуриентов. В этой связи актуальность предложенных в работе форматов и технологий организации образовательного процесса, использования эффективных технологий обучения, построенных на принципах командной работы, использования имитационных и игровых форматов обучения, а также организация сетевого взаимодействия с вузами-партнерами при подготовке магистров на основе дистанционных и электронных форм обучения, на наш взгляд, обоснована. Практическая значимость работы определяется возможностью ее широкого использования в образовательной деятельности при подготовке магистров.
Библиографический список
1. Ашмарина С.И., Погорелова Е.В. Методика формирования корпоративной базы групповых и индивидуальных знаний // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2012. - № 10. - С. 24-28.
2. Кандрашина Е.А. Проблемы управления разработкой и реализацией программ магистратуры // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2012. - № 6. - С. 34-39.
Н.И. Гуцаева
СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация: рассматривается проблема предшкольной подготовки 5-7-летних детей. Выявлены сущность и особенности предшкольной подготовки, названы формы взаимодействия родителей детей и дошкольных учреждений для формирования готовности детей к школе.
Ключевые слова: предшкольная подготовка, готовность к школе, ребенок 5-7 лет, равные стартовые возможности.
В научный оборот современной педагогической науки входит новая дефиниция -предшкольное образование, которая на сегодняшний момент не отражена в терминологических или толковых словарях. Хотя имеются сопутствующие, ставшие уже классическими терминами, такие как: подготовка детей к школе, непрерывность образования, преемственность в работе ДОУ и школы, школьная зрелость, пропедевтика школьного обучения. Сегодня уже никто не отрицает и наличие термина предшкольная подготовка. При этом следует отметить, что предшкольная подготовка детей - это вопрос не только качества образования в школьном периоде, но и качества жизни подрастающего поколения. Данная подготовка включает в себя комплекс мероприятий, направленных на создание условий для гармоничного развития и воспитания ребенка, охраны и укрепления его здоровья.
Понятие предшкольная подготовка может использоваться как в широком, так и узком значении. В широком понимании предшкольная подготовка охватывает обучение, воспитание и развитие детей дошкольного возраста в различных социальных институтах: в семье, детском саду, центрах развития и воспитания детей, в которых находится ребенок до школы
© Гуцаева Н.И., 2013