Научная статья на тему 'Активные методы изучения логистики'

Активные методы изучения логистики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ / СТРУКТУРА / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ДОСТАВКИ ГРУЗА / КРИТЕРИИ / ВЫБОР / МЕТОДЫ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК / BUSINESS GAMES / STRUCTURE / LOGISTIC SYSTEMS OF CARGO DELIVERY / CRITERIA / CHOICE / METHODS OF EXPERT ESTIMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабурин В. А., Бабурин Н. В.

В статье изложены цели, задачи и содержание деловой игры по выбору звена логистической системы доставки грузов с использованием экспертных оценок на основе интегрально-рейтингового метода при изучении дисциплин учебного плана специальности «Организация перевозок и управление на транспорте».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article outlines the goals, tasks and the matter of the business game on the choosing a part of the logistic system of cargo delivery with the use of expert estimation on the basis of integral-rating method in studying the subjects of the speciality «Management in transportation».

Текст научной работы на тему «Активные методы изучения логистики»

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В. А. Бабурин,

канд. техн. наук, проф., СПГУВК;

Н. В. Бабурин,

канд. техн. наук, доц., СПГУВК

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛОГИСТИКИ

ACTIVE METHOD OF LOGISTICS STUDY

В статье изложены цели, задачи и содержание деловой игры по выбору звена логистической системы доставки грузов с использованием экспертных оценок на основе интегрально-рейтингового метода при изучении дисциплин учебного плана специальности «Организация перевозок и управление на транспорте».

The article outlines the goals, tasks and the matter of the business game on the choosing a part of the logistic system of cargo delivery with the use of expert estimation on the basis of integral-rating method in studying the subjects of the speciality «Management in transportation».

Ключевые слова: деловые игры, структура, логистические системы доставки груза, критерии, выбор, методы экспертных оценок.

Key words: business games, structure, logistic systems of cargo delivery, criteria, choice, methods of expert estimation.

Н

Ш

А ПРАКТИКЕ часто встречаются ситуации, когда в той или иной предметной области исследований или производственной деятельности, например при формировании логистической цепочки доставки груза, не всегда имеются готовые алгоритмы и отработанные методики принятия оптимальных решений на основе точных аналитических методов. В таких случаях достаточно часто используются приближенные методы, среди которых широкое признание получили разнообразные методы экспертных оценок, в том числе «метод делфи», «мозгового штурма» и др. Эти методы основаны на том, что лицо, принимающее решение (ЛПР), в определенных ситуациях пользуется мнением специалистов в конкретной области и на этой основе формирует решение. Таких специалистов принято называть экспертами, а их обобщенное мнение, лежащее в основе принимаемого управленческого решения, формулируется по определенным правилам (методикам).

Выполнение подобного рода исследований в реальной жизни носит характер деловых

профессиональных отношений при подготовке обоснованных решений в условиях неопределенности и в этом смысле может быть использовано в познавательном процессе в виде деловой игры.

Деловые игры относятся к активным методам обучения и призваны обеспечить развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, навыки лидерства, а также работы в коллективе; способствуют развитию умения работать в команде для достижения поставленной цели, в том числе в условиях временного творческого коллектива при решении конкретных задач. Деловые игры представляют собой метод имитации принятия решений руководящими работниками или специалистами в определенных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком, использующим компьютер в диалоговом режиме, например при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности [1].

Деловые игры зародились как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределенности и многофакторности.

В настоящее время они используются в учебном процессе вузов как педагогическая технология — один из методов активного обучения, а также при проведении социально-психологических тренингов и на производстве для решения возникающих проблем и задач. Во всех случаях использования деловых игр присутствует двойственность целей, заключающаяся в том, что при их реализации решаются не только игровые или профессиональные задачи, но вместе с этим происходит обучение и воспитание участников.

Уместно в данной статье отметить, что первая деловая игра была разработана и проведена в СССР в 1932 г. В 1938 г. деловые игры в СССР постигла участь ряда перспективных научных направлений, например, таких как кибернетика, они были запрещены. Их второе рождение у нас произошло только в 1960-х гг., после того как появились первые деловые игры в США.

Основные психолого-педагогические принципы организации деловой игры заключаются в следующем [2]:

— принцип имитационного моделирования изучаемого объекта или исследуемого процесса. Моделирование реальных условий профессиональной деятельности специалиста во всем многообразии служебных, социальных и личностных связей является основой методов интерактивного обучения;

— принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности. Реализация этого принципа является необходимым условием учебной игры, так как обеспечивает выполнение обучающих функций;

— принцип совместной деятельности. В деловой игре этот принцип реализуется посредством вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников. Это накладывает на разработчика ответственность по формированию игровых ролей, определению их содержания и полномочий, интересов и направлений деятельности;

— принцип диалогического общения. В этом принци-

пе заложено необходимое условие достижения учебных целей, так как диалог, дискуссия с максимальным вовлечением в них играющих обеспечивают заинтересованную творческую работу. Коллективное обсуждение учебного материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов производственной деятельности;

— принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса ее развертывания в игровой деятельности.

Цели использования деловых игр вообще и как педагогических технологий преследуют:

— формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов;

— воспитание системного мышления специалиста (будущего специалиста), включающего целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в нем;

— обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;

— привитие ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом;

— обучение методам моделирования, в том числе математического, а также инженерного и социального проектирования.

Деловая игра, будучи педагогической технологией, представляет собой обучающую систему как совокупность взаимосвязанных

ГТоТ|

Рис. 1. Структура деловой игры

элементов. В познавательном, собственно учебном процессе вся игровая деятельность происходит на фоне и в соответствии с дидактической моделью игры, включающей такие элементы, как:

— игровую имитационную модель деятельности (процесса или объекта);

— систему оценивания;

— участников;

— регламент, определяющий правила

игры.

Элементный состав и взаимосвязи такой системы приведены на рис. 1.

В соответствии с общим представлением о методах активного обучения следует отметить, что центральным элементом деловой игры является имитационная модель объекта, поскольку она позволяет выстроить и реализовать цепочку логически взаимосвязанных действий (процедур) при принятии решений. В сочетании со средой (внешним окружением) имитационная модель формирует проблемное содержание игры.

Действующими лицами в деловой игре являются обучающиеся (участники), организуемые в команды и выполняющие индивидуальные или командные роли. При этом и модель, и участники находятся в игровой среде, представляющей профессиональный, социальный или общественный контекст имитируемой в игре деятельности.

Сама игровая деятельность представляется в виде вариативного воздействия на имитационную модель, осуществляемого в процессе взаимодействия участников, в соответствии с установленным регламентом (принятыми правилами).

С целью актуализации и активизации процесса обучения на кафедре транспортной логистики СПГУВК разработана деловая игра «Выбор звена логистической цепочки методом экспертных оценок» [3].

Деловая игра разработана для студентов, обучающихся по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте» при изучении дисциплин «Организация международных транспортных систем» и «Посредничество на транспортно-логистических рынках». Может быть использована также при изучении дисциплины «Между-

народные транспортные системы» студентами специальности «Экономика и управление на предприятии транспорта» и слушателями Центра дополнительного профессионального образования при изучении соответствующих программ.

Общая цель деловой игры достигается последовательным решением двух задач:

— выбор системы критериальных показателей эффективности транспортного процесса с позиций грузовладельца (клиента) с использованием «метода делфи»;

— выбор субъекта звена логистической цепочки на основе «интегрально-рейтингового метода» экспертной оценки [4].

Суть проблемной ситуации, положенной в основу деловой игры, заключается в следующем.

Российское предприятие ОАО «Ниж-некамскнефтехим» производит синтетический каучук и поставляет его на внутренний и международный рынок. Индийская группа компаний заключила с российским производителем синтетического каучука контракт на поставку товара в промышленных объемах. В соответствии с договором купли-продажи в обязанности продавца входит доставка товара потребителю.

Учитывая географическое положение поставщика и потребителя, принципиально может быть рассмотрено два направления перевозок с использованием международных транспортных коридоров (МТК): «Север-Юг» и 9-го МТК. Однако в связи с военно-политической обстановкой на Ближнем Востоке в целом и в странах возможного транзита — Афганистан, Иран, Ирак в частности использование МТК «Север-Юг» является проблематичным. Поэтому ОАО «Нижнекамскнефтехим» останавливается на рассмотрении возможностей 9-го МТК. Учитывая, что по двустороннему договору франко-станцией назначения может быть один из индийских портов, в частности Nhava Sheva, организация транзита синтетического каучука возможна через морской порт Санкт-Петербурга с внутренней (Нижнекамск — Санкт-Петербург), международной морской (Санкт-Петербург — Nhava Sheva) и терминальной (перевалка в порту Санкт-Петербург) составляющими.

При этом, учитывая положения контракта о равномерности поставки продукции в течение года, производитель исключает возможность использования речного транспорта на внутреннем плече перевозки в связи с сезонным характером его работы.

Предприятие-изготовитель не располагает необходимыми производственными структурами и персоналом профессионалов для решения вопросов организации доставки своей продукции потребителю в согласованный контрактом пункт назначения в полном объеме и с необходимой эффективностью.

В связи с этим ОАО «Нижнекамскне-фтехим» (Клиент) выдал транспортно -экспедиторской компании (ОМП) заявку на организацию перевозки партии груза «каучук синтетический в деревянных ящиках» назначением на морской порт Индии (№ауа 8Ьеуа) через морской порт Санкт-Петербурга. Учитывая, что производитель-продавец ОАО «Нижне-камскнефтехим» располагает собственным парком железнодорожных вагонов и в связи со спецификой продажи груза клиент просит

рассмотреть следующий вариант транспортировки груза: клиент самостоятельно организует отправку груза отдельными местами в Санкт-Петербург, ОМП организует перетарку груза в контейнеры морской линии по прямому варианту или с кратковременным хранением на складе и погрузку на борт судна на одном из терминалов морского порта Санкт-Петербурга.

Возможные терминалы перевалки груза в деловой игре виртуальные, однако в основе разработанных по каждому из них легенд лежат характеристики реально существующих в Большом порту Санкт-Петербурга терминальных комплексов и стивидорных компаний. Кроме того, для придания большей степени правдоподобия и более полного понимания сущности реальной производственной ситуации, имитируемой в игре, полезно до начала игры провести ознакомительную экскурсию студентов на один из действующих объектов порта.

Деловая игра выполняется в течение 8 часов — 6 часов аудиторных занятий и

Этап 1 (1/—)*

Этап 2 (2/1)

Этап 3 (1/1)

Этап 4 (1/—)

Учебная группа

Этап 5 (1/—)

Примечание:

* в числителе указано количество аудиторных часов, в знаменателе — самостоятельной работы. Всего — 6/2.

Гш|

Рис. 2. Схема организации и проведения деловой игры

2 часов самостоятельной работы, связанной с повторением теоретического материала, обработкой результатов опроса (анкетирования) экспертов и подготовкой отчета. Состоит из пяти этапов (рис. 2) в соответствии с «цепочкой решений», принимаемых по рассматриваемым в процессе выполнения деловой игры вопросам.

Этап 1 — постановка цели деловой игры, формулировка задач, деление учебной группы на подгруппы (проводит преподаватель).

Этап 2 — выбор перечня критериальных показателей (5-7 из 15-20 предложенных)

на производственном совещании, проводимом студентом — руководителем подгруппы. Формирование групп экспертов, изучение легенд претендентов.

Этап 3 — анкетирование экспертов и обработка результатов анкетирования. Формулирование выводов. Каждый студент при этом выступает в двух ролях: с одной стороны, как интервьюер, а с другой — как эксперт.

Этап 4 — обсуждение результатов экспертных оценок, принятие решения о выборе терминала перевалки и подготовка отчета в подгруппе.

ш

нет

Конец

Рис. 3. Блок-схема алгоритма выбора элемента звена логистической системы —

проведения деловой игры

Этап 5 — обсуждение результатов деловой игры в составе учебной группы. Формулирование общего резюме по принятым решениям и выработка рекомендаций по их практической реализации (проводит преподаватель).

Общая функциональная схема проведения деловой игры показана на рис. 3.

Представленная в данной статье разработка имеет все признаки деловой игры, к которым обычно относят [5]:

— моделирование процесса деятельности руководящих работников и специалистов по выработке управленческих решений;

— выполнение «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система или ситуация рассматривается как дина-

мическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи — требуется принятие «цепочки решений»;

— распределение ролей между участниками игры;

— различие ролевых целей, которое может определить наличие противоречий между участниками, конфликта интересов;

— взаимодействие участников, исполняющих разные роли;

— наличие общей игровой цели;

— коллективная выработка решений;

— многоальтернативность решений;

— наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

Список литературы

1. Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М. Деловые игры. — Рига, 1989.

2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М., 1991.

3. Бабурин Н. В. Выбор звена логистической цепочки методом экспертных оценок. Деловая игра: метод. пособие. — СПб., 2008.

4. Бабурин В. А., Бабурин Н. В. Оптимизация параметров логистической системы доставки грузов // Журнал университета водных коммуникаций. — СПб., 2009. — Вып. 1.

5. http//wwwwekipedia.ra

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В. П. Евланников,

д-р филос. наук, проф., СПГУВК

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ПОНИМАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

FORMATION OF EXISTENTIAL UNDERSTANDING OF OUTLOOK IN THE

SYSTEM OF ARTS EDUCATION

1

В статье рассматриваются экзистенциальные особенности и условия формирования мировоззре- 5

ния в системе гуманитарного образования. Подобное видение мировоззренческих проблем являет собой поиск альтернативного пути познания в науке XXI

The article gives consideration of existential features of outlook and conditions of its formation in the system of arts education. Such vision of world outlook problems presents search of an alternative way of cognition in the science of the XXIst century.

Ключевые слова: мировоззрение, экзистенция, система, синергетика, гуманитарное знание.

Keywords: outlook, existential, system, synergetic, humanitarian knowledge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.