Научная статья на тему 'Заметки об отечественном техническом образовании от истоков до современности: ХХ - нач. ХХI вв'

Заметки об отечественном техническом образовании от истоков до современности: ХХ - нач. ХХI вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ВТУЗЫ / СТУДЕНТЫ / РАБФАКИ / СПЕЦИАЛИСТЫ / КАДРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кушнер В. Г., Попова Т. В., Бородько В. Н.

Авторы настоящей статьи попытались осветить и проанализировать драматические коллизии отечественного инженерно-технического образования на протяжении столетия, изобиловавшего многочисленными трансформациями его форм и содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заметки об отечественном техническом образовании от истоков до современности: ХХ - нач. ХХI вв»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№11/2015

ISSN 2410-6070

7.Неболсин А.Г. Историко-статистический очерк общего и специального образования в России. - СПб., 1883.

8.Попова Т.В. Экологическая культура преподавателя высшей школы. - М., 2013.

9. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 2001.

10. Федоров И.Б., Еркович С.П., Коршунов С.В.. Высшее профессиональное образование: мировые тенденции: (Социальный и философский аспекты). - М., 1998. 11.Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Том ХХХШ. - СПб., 1901.

12.Худяков П.К. Роль и значение инженерной техники в жизни культурных народов. - М., 1925.

© Кушнер В.Г., Т.В. Попова, Бородько В.Н., 2015

УДК: 378. 1/4

В.Г.Кушнер

к. и. н., доц., Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники

Т.В. Попова

к.ф.-м.н., доц., Московский государственный технический

университет имени Н.Э. Баумана В.Н.Бородько

к.ф.-м.н., доц., Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники

г. Москва, Российская Федерация

ЗАМЕТКИ ОБ ОТЕЧЕСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ОТ ИСТОКОВ ДО

СОВРЕМЕННОСТИ: ХХ - НАЧ. ХХ1 ВВ

Аннотация

Авторы настоящей статьи попытались осветить и проанализировать драматические коллизии отечественного инженерно-технического образования на протяжении

столетия, изобиловавшего многочисленными трансформациями его форм и содержания.

Ключевые слова

Инженерно-техническое образование, научно-техническая интеллигенция, высшая школа , втузы,

студенты, рабфаки, специалисты , кадры.

За два десятка лет до октябрьских событий 1917 года в Российской империи имел место очень значительный рост естественнонаучного, инженерного и сельскохозяйственного образования, а также общего числа инженеров. К началу Первой мировой войны «мощность» естественнонаучных факультетов российских университетов была сопоставима с германскими университетами. В то же время российская система высшего специального технического и сельскохозяйственного образования по всем параметрам заметно превосходила немецкую, не говоря уже об остальных странах. Это было достигнуто прежде всего за счет целенаправленной государственной политики развития технического образования и значительных инвестиций в данную сферу, начиная с середины 90-х гг. XIX в. Создание новых вузов и значительное развитие старых привело к тому, что если в начале 90-х гг. XIX в. военные и гражданские технические вузы выпускали не более 500 инженеров в год, то в начале XX в. ежегодный выпуск российских инженеров превысил тысячу специалистов, а накануне Первой мировой войны - две тысячи. [8, с. 78]

Однако, в результате Великой войны (1914-1918 гг.), Великой Октябрьской социалистической революции (1917 г.) и Гражданской войны (1918-1922 гг.) резко снизился контингент студентов в отечественных технических вузах. С приходом к власти большевиков последовавшая реформация высшего

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

образования России преследовала две кардинальные цели: а) демократизацию состава студентов за счёт привлечения в вузы выходцев из социальных низов; б) идейную перестройку, т.е. внедрение в учебный процесс постулатов марксизма-ленинизма. Это, в свою очередь, потребовало радикального обновления всех вузовских программ. Первым практическим шагом на этом пути стало введение новых правил приёма (Декретом Совнаркома от 2 августа 1918 г.): каждый человек по достижении 16-летнего возраста без всяких ограничений мог теперь бесплатно поступить в любой вуз без сдачи экзаменов. Не надо было даже предъявлять элементарного свидетельства о среднем образовании. Весьма показателен в этом отношении пример Московского университета: до 2 августа туда было подано около 2,5 тысяч заявлений, а после - ещё почти 6 тысяч от абитуриентов, не имевших среднего образования. Посему приём -1918 в университет более чем в 5 раз превысил приём-1913. Как видим, количество в данном случае существенно расходилось с качеством принятых. Чрезвычайной мерой в этой непростой ситуации явилось учреждение в 1919 г. рабочих факультетов, выпускники которых в середине 20-х гг. составили около половины студенческого приёма вузов. [12, с. 260-261]

Постановлением Наркомпроса РСФСР от 11 сентября 1919 г. «Об организации рабочих факультетов" сия структура определялась как автономное учебно-вспомогательное учреждение - специальные курсы для подготовки в кратчайший срок рабочих и крестьян в высшую школу. Первый рабфак Советской России был открыт в том же 1919 г. на базе вечерних курсов, организованных при бывшем Московском Коммерческом институте (впоследствии Московский институт народного хозяйства им. Г. В. Плеханова, ныне Российская экономическая академия). Законодательное оформление системы рабфаков завершил Декрет Совнаркома РСФСР «О рабочих факультетах» от 17 сентября 1920 г.: на них принимались рабочие и крестьяне в возрасте от 18 лет по направлению местных предприятий, профсоюзов, партийных и советских органов.. Обучение на дневном отделении рабочего факультета засчитывалось в трудовой стаж, слушатели обеспечивались государственными стипендиями. В 1921/1922 учебном году на дневных рабфаках был установлен трёхлетний срок обучения, на вечерних - четырёхлетний. В 1930 г. в РСФСР насчитывалось 117 рабфаков (69 дневных и 48 вечерних), на которых обучалось 44930 слушателей. К 1932/1933 учебному году в СССР успешно существовало уже более 1000 рабфаков (около 350 тысяч слушателей). К середине 1930-х гг. из-за развития системы общего и специального среднего образования в стране необходимость в рабфаках отпала и они были упразднены. [2]

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР 1969 г. предписало: «в целях повышения уровня общеобразовательной подготовки рабочей и сельской молодёжи и создания ей необходимых условий для поступления в высшую школу» создать в вузах страны подготовительные отделения. И хотя старый термин «рабфаки» при этом в официальных актах не использовался, в неофициальной речи, а потом в вузовских документах и в СМИ он обрёл вторую жизнь. Что касается дореволюционных образовательных кадров, то, справедливости ради, надо заметить, что добровольная и принудительная эмиграция профессорско -преподавательского состава вузов в меньшей степени коснулась представителей технической интеллигенции, которая считала своим долгом работать на благо страны. Несмотря на нововведения 1918 г. относительно правил приема в вузы, отмены всех ученых степеней и званий, резко уменьшившийся выпуск студентов профессорско-преподавательскому составу ведущих технических вузов удалось сохранить их огромную культурную и научную ценность и передать ее новому поколению инженеров. Российская высшая техническая школа не только выдержала все тяжёлые испытания, но и продолжала, по возможности, развиваться: к 1927 г. в СССР работало 32 технических вуза, в которых обучалось 150 тысяч студентов, т.е. показатели 1914 г. снизились в несколько раз, по которым наша страна находилась на 18-м месте в Европе в области высшего образования. [9]

Что касается сути учебного процесса в технических вузах в 1920-1930-е гг., то она сводилась к ускоренной подготовке кадров и прикладному характеру обучения. [10, с. 275]. Дореволюционная система обучения утратила свою чёткую организационную структуру: она практически перестала быть курсовой, постепенно видоизменяясь в предметную.

Весьма печально, но у государства, вероятнее всего, до конца 1920-х гг. отсутствовала чёткая перспектива в отношении подготовки инженерных специалистов. Об этом наглядно говорит тот факт, что

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

в период нэпа страна задыхалась от недостатка специалистов средней и высшей квалификации: например, один инженер приходился на 2 тыс. промышленных рабочих, а один сельхозспециалист - более чем на 1000 крестьянских хозяйств. [11, с. 119] Для решения острой кадровой проблемы в аварийном порядке создали втузы с сокращенным сроком обучения (3-4 года), что значительно ухудшило качество их выпускников.

Однако с началом форсированной индустриализации значительно изменилось отношение власти к подготовке квалифицированных инженерно-технических кадров: планировался рост инженерных вузов и увеличение их финансирования, улучшение материального положения студентов, обеспечение втузов профессиональными преподавателями, увеличение объёма и качества общенаучной (фундаментальной) подготовки, всемерное укрепление связи учебного процесса с производством. [4, с. 169-173]. Важной новацией обучения стало возвращение к отраслевой форме. Так, в 1932 г. был образован Всесоюзный комитет по высшему техническому образованию, который при сохранении за ведомствами непосредственного руководства вузами осуществлял контроль за организацией учебно-воспитательной работы, качеством подготовки специалистов по техническим дисциплинам, утверждал учебные планы, программы и методы преподавания [6, с. 30].

Абсолютно позитивную роль сыграло восстановление в первой половине 30 -х гг. дореволюционной лекционной формы обучения и семинарских занятий при индивидуальной аттестации. Чётко структурировался учебный процесс: учебный год длился 50 недель, вводилась шестидневная рабочая неделя с шестичасовым рабочим днём. Также на базе кафедр ряда втузов были учреждены исследовательские институты. 30-е гг. ознаменовались стремительным ростом количества технических вузов: в 1928 г. в стране действовало 32 втуза, а в 1932 г. - 268 . Показательно то, что открывались технические вузы не только в центре страны, но и на национальных окраинах. Так, в Казани с 1929 по 1932 гг. создали пять втузов (в том числе политехнический и авиационный).

Весьма впечатляла численность советских студентов: в 1940 г. всего обучалось свыше 600 тысяч человек, что гораздо больше всех студентов Англии, Франции, Италии, Японии и Германии вместе взятых. [4, с. 170] Из них в инженерных вузах СССР обучалось более 200 тысяч человек. [7, с. 28]

В суровые годы Великой Отечественной войны сильно пострадала высшая техническая ( как, впрочем, и другие) школа. Лишь немногие наиболее крупные столичные втузы удалось эвакуировать (МВТУ. Энергетический, Авиационный и т.п.). Оказавшиеся в зоне оккупации более 300 вузов (в том числе и инженерные) были разрушены и разграблены. Радикально изменились условия подготовки студентов в уцелевших институтах: в 1941 г. вузовский приём сократился на 41% в сравнении с 1940 г., число вузов уменьшилось с 817 до 460, в 3,5 раза сократилось количество студентов, а контингент преподавателей стал меньше более чем в 2 раза. Чтобы как-то исправить положение в вузы активно привлекали девушек, урезали сроки обучения до 3 - 3,5 лет и т.д. Отход системы высшего образования от стандартов военного времени начался с 1943 г., когда большая часть оккупированных советских земель была освобождена и стали освобождать от армейского призыва студентов некоторых втузов. [12, с. 313-314]

В целях укрепления государственного руководства высшим образованием Комитет по делам высшей школы преобразовали в союзно-республиканское Министерство высшего образования. Для студентов -фронтовиков создавали льготные материально-бытовые условия. Весьма востребованной стала система вечернего и заочного образования. На многих крупных предприятиях создавались филиалы и отделения втузов для подготовки инженеров из местных рабочих. Вместе с тем не вызывало радости то обстоятельство, что в заочных вузах процветали высокий отсев и низкое качество подготовки. Что касается количественных показателей, то по ним мы были впереди всей планеты: в эти годы в СССР обучалось студентов больше, чем во всех странах Европы и Азии вместе взятых. [12, с.321-322]

В данный период произошли значительные изменения, связанные с наращиванием научно-технической интеллигенции. В частности, наблюдался стабильно-поступательный рост числа советских вузов: в 1960 г. их насчитывалось 7392, в 1972 г. - 8123, в 1980 г. - 8834 и в 1989 г. - 9045. Существенно возросло и количество студентов: в начале 1960/61 учебного года в стране насчитывалось почти 2,4 млн. чел.(в 3 раза больше, чем перед войной). Динамика их роста выглядела так: в 1972 г. - 4 600 тыс. студентов,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯНАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

в 1980 г. - 5 236 тыс. В отдельно взятой РСФСР в 1980 г. действовало 494 вуза, в которых обучалось 3 млн. студентов. [5, c.197]

Существенно возрос приём во втузы по направлениям, определявшим развитие научно-технического прогресса (реактивная техника, радиолокация, атомная энергетика, электроника, автоматика и т. п.). Несколько настораживал крен в сторону вечернего и заочного образования: если в 1945/46 учебном году на этих формах обучалось 28% всех студентов, то в 1960/61 - 51,7 %. В 1957 г. в вузы спустили сверху новые правила приёма, предоставившие льготы при поступлении абитуриентам с двухлетним стажем работы или демобилизованным из армии. Вызывало тревогу снижение уровня первокурсников и в связи с этим увеличение отсева студентов. В середине 60-х гг. правила приёма вновь видоизменили: конкурс для производственников (стажников) и школьников стали проводить отдельно; отменили обязательную работу студентов втузов. [12, с. 342-343]

В целях регулирования социального состава студенчества в 1969 г. реанимировали рабфаки, теперь именуемые подготовительными отделениями: в отличие от предшественников они не принимали слушателей без среднего образования; для их выпускников выделялось 20% мест приёма на первый курс. [12, с. 357]

Нельзя не видеть, что наряду с серьёзными достижениями советского технического образования в конце большевистской эпохи наметились нарастающие недостатки и проблемы. Так, всё больше

давали себя знать формализм, процентомания, гигантомания. Например, в послевоенный период (1945- 1980 гг.) число лиц с высшим образованием увеличивалось каждые пять лет примерно в 1,4 раза; по количеству студентов на каждые 10 тыс. населения страны СССР занимал второе место в мире после США, а в 1988-89 гг. они разделили первое место (в СССР и в США - 174 чел., а в РСФСР - 190 чел.).На 1985 г. приходится наибольший выпуск вузовских инженеров за всю историю их подготовки - 376,1 тыс. чел. (в 1970 г. - 257,4 и в 1980 г. - 359,3 тыс. чел.). В погоне за количеством не заметили как произошло неимоверное ухудшение качества подготовки специалистов, прежде всего инженерно-технических. Это наглядно показала аттестации в 1987 г. 24-х вузов, в ходе которой обнаружился крайне низкий уровень подготовки студентов как первых, так и старших курсов. [5 ]

Таким образом, с конца 1970-х гг. в отечественном техническом образовании, как и в экономике страны, стали всё жестче проявляться негативные тенденции, которые в дальнейшем привели к его кризису в 1980-е и начале 1990-х гг.

В постсоветский период кардинальные изменения претерпела структура подготовки инженерно-технических специалистов. Так, в течение 1994-2000 гг. сохранилась тенденция снижения доли их подготовки с 35,1% до 29,0%. Однако число государственных втузов при этом возросло с 39% в 1994 г. до 60% в настоящее время. Подготовку инженерных кадров в России сегодня осуществляют 346 государственных вузов (в 1994 г. - 215), общее количество студентов в которых увеличилось с 921,9 тыс. чел. в 1994 г. до 1351,1 тыс. чел. в 2000 г. Помимо казённых подготовку инженерных кадров ведут также 112 негосударственных вузов (с лицензиями): общее количество студентов по инженерно-техническим специальностям в них возросло с 1,3 тыс. чел. в 1994 г. до 10,09 тыс.чел. в 2000 г. (3,14% от общего контингента негосударственных студентов). [3, с. 46]

За 1995-2001 гг. приём студентов по инженерно-техническим специальностям увеличился с 201,7 тыс. чел. в 1997 г. до 306,7 тыс. чел. в 2001 г. Изменилась и структура приёма во втузы: в частности, увеличилась доля приема студентов по группам специальностей информатики, вычислительной техники, сервиса, эксплуатации транспорта и технологии продовольственных продуктов, значительно возросла доля приёма студентов по междисциплинарным естественно-техническим специальностям, а также по безопасности жизнедеятельности, экологии и природопользованию.

Кадровый потенциал инженерных вузов сохранился и имеет в настоящее время наиболее высокие квалификационные показатели: 61,6% преподавателей (основной штатный персонал) казённых втузов имеют ученые степени и звания (в классических университетах - 57,2%, в экономических вузах - 60,6%). За период с 1994 по 1999 гг. дополнительно открыты 3 новых направления подготовки и 21 специальность, 10 специальностей переименовали. [3, с. 47]

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

Болонская декларация (1999 г.) и иные документы об образовании, принятые в последние годы в Европе, предусматривают создание единого европейского образовательного пространства, неотъемлемой частью которого является высшее профессиональное образование.

Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу 19 сентября 2003 г. в Берлине во время саммита европейских министров образования. Полноценное вхождение в Болонский процесс потребовало от нашей страны (как и от ранее присоединившихся стран) реформирования системы обучения в целом и высшего профессионального образования в частности. Реформа предусматривает, прежде всего, разработку образовательных программ, совместимых с европейскими, а для их реализации - соответствующую трансформацию вузовских структур, нормативной базы и практики преподавания. В декабре 2004 г. Правительство утвердило «Приоритетные направления развития образовательной системы РФ»: сей рескрипт продекларировал реализацию в нашей стране в ближайшей перспективе основных принципов Болонского процесса. Приказом Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2005 г.( №40) был утвержден «План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы». Весной 2005 г. Правительство одобрило «Комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года», а постановлением от 23 декабря 2005 г.( №803) утвердило «Федеральную целевую программу развития образования на 2006-2010 годы" , в которой определен порядок проведения и финансирования мероприятий по реформе отечественной образовательной системы. Так произошло присоединение России к Болонской системе со всеми её позитивными и негативными принципами. Насколько она окажется полезной нашему высшему образованию покажет время. [1, с. 17-29, 81-95]

Подводя итог краткому историческому обзору отечественного инженерно-технического образования в ХХ - начале XXI вв., следует сказать, что в течение данного периода оно прошло сложный и драматический путь всевозможных трансформаций: начавшись революционным взрывом 1917 г. наше образование вновь испытывается на прочность болонским взрывом. Список использованной литературы:

1. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. - М., 2005.

2. Волкова Т.А. рабочие факультеты в практике развития советской высшей школы в 1920-1930-е гг. // Вестник Чувашского университета. - 2008. - №4.е статью

3. Гребнев Л., Кружалин В., Попова Е. Модернизация структуры и содержания инженерного образования // ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ - 2003 - № 4.

4. Гусарова М.Н. Исторический опыт формирования инженерно-технической интеллигенции в отечественной высшей школе в 30-40-е гг. XX в. // Власть.- 2010.- №4.

5. Гусарова М.Н. Исторический опыт формирования инженерно-технической интеллигенции в советской высшей технической школе в 1950-1980-е гг. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2010.- № 1 (72).- Том 13.

6.Макаренко Е.И. Социально-исторические аспекты проведения научно-технической политики и подготовка технических кадров: Российский опыт XX века. М.,2008.

7. Митин Б.С., Мануйлов В.Ф. Инженерное образование на пороге XXI века. - М., 1995.

8. Сапрыкин Д.Л. История инженерного образования в России, Европе и США: развитие институтов и количественные оценки // ВИЕТ. - 2012.- №4.

9.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 2001.

10. Чанбарисов Ш^. Формирование советской университетской системы. - Уфа, 1973.

11. Чуфаров В.Г Деятельность партийных организаций Урала по осуществлению культурной революции (1920-1937). Свердловск, 1970.

12.Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России: IX-XX вв. - М.. 1996.

© Кушнер В.Г., Попова Т.В., Бородько В.Н., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.