Научная статья на тему 'ЗАКРПЕЛЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ КРЫМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕКИХ ИГР'

ЗАКРПЕЛЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ КРЫМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕКИХ ИГР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / КРЫМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амет-Уста З.Р., Емандыкова А.Р.

В статье осуществлена попытка раскрыть важность использования дидактических игр в процессе закрепления представлений о народах Крыма у детей старшего дошкольного возраста. В процессе дидактической игры дети приобретают новые и закрепляют уже имеющиеся знания, умения, навыки. Однако, дидактическая игра станет средством воспитания, при условии ее включения в целостный педагогический процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ZAKREPLENIE IDEAS ABOUT THE CULTURE OF THE PEOPLES OF CRIMEA IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE DIDACTICS GAMES

The article attempts to reveal the importance of the use of didactic games in the process of consolidation of ideas about the people of Crimea in preschool children. In the process of didactic game children acquire new and consolidate existing knowledge, skills. However, didactic game will become a means nourishing, provided its inclusion in a holistic pedagogical process.

Текст научной работы на тему «ЗАКРПЕЛЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ КРЫМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕКИХ ИГР»

УДК 372.3.034

Амет-Уста З.Р., к.пед.н.

доцент

кафедра дошкольного образования и педагогики

ГБОУ ВО РК «КИПУ» Емандыкова А.Р. обучающаяся группы КЗДО-13 Республика Крым, г. Симферополь ЗАКРПЕЛЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ КРЫМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕКИХ ИГР Аннотация: в статье осуществлена попытка раскрыть важность использования дидактических игр в процессе закрепления представлений о народах Крыма у детей старшего дошкольного возраста. В процессе дидактической игры дети приобретают новые и закрепляют уже имеющиеся знания, умения, навыки. Однако, дидактическая игра станет средством воспитания, при условии ее включения в целостный педагогический процесс.

Ключевые слова: дидактическая игра, закрепление представлений, старший дошкольный возраст, Крым.

Amet-Usta Z.R. Emandukova A.R.

ZAKREPLENIE IDEAS ABOUT THE CULTURE OF THE PEOPLES OF CRIMEA IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

DIDACTICS GAMES Abstract: the article attempts to reveal the importance of the use of didactic games in the process of consolidation of ideas about the people of Crimea in preschool children. In the process of didactic game children acquire new and consolidate existing knowledge, skills. However, didactic game will become a means nourishing, provided its inclusion in a holistic pedagogical process.

Keywords: didactic game, consolidation of ideas, senior preschool age, Crimea.

Постановка проблемы. Социально-экономические изменения, которые произошли в Российской Федерации за последние десять лет, привели к трансформациям в духовно-нравственном развитии человека, а именно: глобальным образом повлияли на его интеллектуальный, культурный и этический аспекты развития, что вызвало появление новых приоритетов воспитания. Среди них - формирование у подрастающего поколения доброжелательного отношения к людям разных национальностей, важной составляющей которого является ознакомление детей с культурой и традициями народов Крыма [1].

Республика Крым - поликультурный регион на территории которого

проживают представители более, чем 127 национальностей: русские, этнические украинцы, крымские татары, белорусы, азербайджанцы, болгары, армяне, греки, грузины, крымчаки, караимы, евреи, итальянцы, марийцы, молдаване, немцы, поляки, венгры, чехи, цыгане, эстонцы и еще многие другие. Каждый народ отличается самобытной культурой, уникальными традициями и обычаями.

Исследованием разных аспектов проблемы ознакомления с культурой народов Крыма занимались такие ученые, как: Редькина Л.И., Мустафаева З.И.; Алиева С.Р., Хайруддинов М.А.;, Амет-Уста З.Р., Зареддинова Э.Р., Кадырова Л. И. и др. Ученые обращают внимание на важность формирования ценностного отношения к своей малой родине (Крыму), ее культурно-историческому наследию, символике, к старшему поколению, традициям народов полуострова; представления о себе как о частичке (ячейке) общества на полуострове, умения вести себя в обществе, уважение и знание культур и традиций других национальностей.

Цель статьи: раскрыть возможности дидактических игр в процессе закрепления представлений о народах Крыма у детей старшего дошкольного возраста.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста является одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Познавательное развитие оказывает важное воздействие на общее развитие: формируется интеллектуальные, личностные качества ребёнка, в нём закладываются черты будущей личности (отношение к окружающему миру, к сверстникам, взрослым).

Дошкольный возраст является важнейшим этапом становления основ познавательной культуры и образованности личности. В связи с этим, познавательное развитие старших дошкольников становится приоритетным направлением педагогической теории и практики на этом этапе обучения, так как в этом возрасте интерес ребенка к окружающей природе, его любознательность и наблюдательность могут быть использованы для расширения познавательного кругозора и эрудиции [3].

Важной составляющей познавательной культуры воспитанников дошкольных образовательных учреждений являются знания о культуре народов Крыма. Именно представления о культуре родного и других народов являются той основой, на которой в будущем выстраиваются конструктивные взаимоотношения людей разных национальностей. Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру.

Крым переживает подлинное возрождение и становится неотъемлемой

частью России. Знания о народах Крыма выполняют теперь, новую функцию: они становится живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут [4].

Таким образом, можно предположить, что для ребенка приобщение к культуре разных народов - это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, потребность бывать в музее, ценить достоинства культур других народов, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития.

Эффективному закреплению представлений о культуре народов Крыма у детей дошкольного возраста способствуют дидактические игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой [3].

Дидактическими называются игры, которые разработаны для детей с целью их обучения. Они интересуют их намного больше, чем традиционные задания и становятся толчком для развития внимания, памяти, мышления и т.д.

В процессе дидактической игры дети приобретают новые и закрепляют уже имеющиеся знания, умения, навыки. Однако, дидактическая игра станет средством воспитания, при условии ее включения в целостный педагогический процесс. Руководя деятельностью детей, организуя их жизнь в игре, педагог оказывает воздействие на все стороны развития личности ребенка: чувства, сознание, волю и поведение.

Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Это метод занятий с детьми в форме специальных развивающих игр, являющихся способом активного обучения. Основу дидактических игр составляет развитие познавательной сферы ребенка.

Дидактическая игра может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная деятельность детей, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка. Выбор игры для воспитателя — дело серьезное и ответственное. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему уже знакомо, и побуждать к усвоению нового. Кроме того, при выборе игры нельзя ограничиваться только ее предметным содержанием (доступность знаний и умений), требуется еще и предварительный анализ характера игры [4].

Дидактическая игра имеет определенную структуру.

Структура — это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Выделяются следующие структурные составляющие дидактической

игры:

1) дидактическая задача;

2) игровая задача;

3) игровые действия;

4) правила игры;

5) результат (подведение итогов).

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т. д.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстаёт перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Игровые действия — основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими нора поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи — незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Подведение итогов (результат) — проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчёт очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победительницы и т. д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей, достижения каждого ребенка [24].

Приведем примеры дидактических игр.

„Отгадай, какой предмет быта"

Цель: уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида и функционального назначения предметов быта разных народов Крыма.

Материалы: картинки с изображением предметов быта народов Крыма. Игровое действие: отгадать по описанию, какой предмет быта изображенный на картинке, назвать его и рассказать о нем.

Игровые правила: для того, чтобы узнать, о каком предмете обихода идет речь, ребенок может задавать вопросы. На вопросы нужно отвечать только „да", „нет", „может быть".

Ход игры: воспитатель прикрепляет к спине ребенка картинку с изображением предмета быта крымских народов. Ребенок, задавая вопросы, касающиеся внешнего вида предмета быта и особенностей его назначения, пытается определить его. „Одень куклу"

Цель: уточнить и закрепить знания детей о составляющих национального женского и мужского костюмов людей разных национальностей.

Материалы: бумажные куклы (мальчики и девочки), элементы национальной одежды.

Игровое действие: на скорость одеть бумажные куклы в национальные костюме и назвать составляющие костюмов.

Игровые правила: выигрывает тот, кто правильно и быстро нашел все составляющие костюма.

Ход игры: элементы одежды перемешаны. Воспитатель предлагает детям на скорость одеть куклы в национальные костюмы. Побеждает тот игрок, который первым правильно одел куклу.

Использованные источники:

1. Амет-Уста З.Р. Актуальш проблеми морального виховання дггей старшого дошкшьного вжу в умовах полiетнiчного простору (на матерiалi АР Крим) / З. Р. Амет-Уста // Вюн. 1н-ту розвитку дитини : зб. наук. пр. - К. : Вид-во НПУ iменi М. П. Драгоманова, 2010. - Вип. 9. - С. 28-32.

2. Зарединова Э.Р. Формирование морально-ценностных взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста в современной крымскотатарской семье : дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Эвира Рифатовна Зарединова ; Институт проблем воспитания АПН Украины. - К., 2004. - 256 с.

3. Койкова Е. I. Виховання толерантност у молодших школярiв на уроках музики в умовах полшультурного простору : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Койкова Ельзара 1мдалвна ; Схщноукрашський нац. ун-т iменi Володимира Даля. - Луганськ, 2008. - 242 с.

4. Кравцова Л. Ф. Проблема воспитания толерантности младших школьников / Л. Ф. Кравцова, А. С. Диляджи // Межэтнические отношения в Крыму: поиск путей раннего предупреждения конфликтных ситуаций : сборник исследований, документов и материалов / [под общ. ред. М. А. Араджиони]. - Симферополь : Сонат, 2005. - С. 81-86.

5. Мустафаева З.И. Основные аспекты полиэтнического воспитания дошкольников / З. И. Мустафаева // Формирование межэтнической и

межконфессиональной толерантности в Крыму: мониторинг существующей системы обучения и воспитания, рекомендации по развитию межкультурного образования и этнического просвещения населения : материалы «круглых столов» / под. ред. М. А. Араджиони. - Симферополь, 2003. - С. 82-85.

УДК: 372.32 : 82.34

Амет-Уста З.Р., к.пед.н.

доцент

кафедра дошкольного образования и педагогики

ГБОУ ВО РК «КИПУ» Коновал М.В. обучающаяся группы КЗДО-13 Республика Крым, г. Симферополь НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье осуществлена попытка раскрыть специфику формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе наблюдений в природе. Наблюдения в природе - это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка. Кроме того, в процессе наблюдений дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе

Ключевые слова: наблюдения в природе, экологические представления, дети старшего дошкольного возраста.

Amet-Usta Z.R. Konoval M. V.

OBSERVATIONS IN NATURE AS A FORM OF PRIMARY ECOLOGICAL CONCEPTS IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Abstract: the article presents an attempt to reveal the specifics of formation of environmental perceptions in children of preschool age in the process of observation in nature. Observations in nature are purposeful, systematic perception of objects and phenomena of the surrounding world. The experience, knowledge and skills of the child are essential in understanding the observed phenomenon. In addition, during observations, the children clarify konkretisiert, fix, expand, sistematizirovat ideas about the nature.

Keywords: observe the nature, ecological views, the children of senior preschool age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.