Научная статья на тему 'НАРОДОВЕДЧЕСКИЙ УГОЛОК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ КРЫМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

НАРОДОВЕДЧЕСКИЙ УГОЛОК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ КРЫМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДОВЕДЧЕСКИЙ УГОЛОК / ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАРОДАХ КРЫМА / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / КРЫМ / ETHNOLOGICAL CORNER / FORMATION OF IDEAS ABOUT THE PEOPLES OF CRIMEA / SENIOR PRESCHOOL AGE / CRIMEA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мовчан Н.В.

В статье осуществлена попытка раскрыть важность народоведческих уголков как средств формирования представлений о народах Крыма у детей старшего дошкольного возраста. Крым переживает подлинное возрождение и становится неотъемлемой частью России. Знания о народах Крыма выполняют теперь, новую функцию: они становится живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOLOGY AREA AS A MEANS OF FORMING IDEAS ABOUT THE CULTURE OF THE PEOPLES OF CRIMEA IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

The article attempts to reveal the importance of ethnological corners as a means of forming ideas about the peoples of the Crimea in children of preschool age. Crimea is experiencing a genuine revival and is becoming an integral part of Russia. Knowledge about the people of Crimea is now performing a new function: they become a living means of communication and familiarization with the national cultural experience. Friendliness, respect for people of different nationalities are not inherited, they should be brought up again and again in each generation, and the earlier the formation of these qualities begins, the more stability they will acquire

Текст научной работы на тему «НАРОДОВЕДЧЕСКИЙ УГОЛОК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ КРЫМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 372.3.034

Мовчан Н.В. обучающаяся группы ЗДО-5-5-14 кафедра дошкольного образования и педагогики факультета психологии и педагогического образования ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» Научный руководитель: к. пед.н., доцент Алимова Л.У. НАРОДОВЕДЧЕСКИЙ УГОЛОК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ КРЫМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: в статье осуществлена попытка раскрыть важность народоведческих уголков как средств формирования представлений о народах Крыма у детей старшего дошкольного возраста. Крым переживает подлинное возрождение и становится неотъемлемой частью России. Знания о народах Крыма выполняют теперь, новую функцию: они становится живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут

Ключевые слова: народоведческий уголок, формирование представлений о народах Крыма, старший дошкольный возраст, Крым.

Movchan N. V., student of the group ZDO-5-5-14 faculty of psychology and pedagogical education GBOUVO RK ""Crimean Engineering and Pedagogical University" Russia, Republic of Crimea, Simferopol Scientific supervisor: Alimova L. U. candidate of pedagogical Sciences.n., associate Professor ETHNOLOGY AREA AS A MEANS OF FORMING IDEAS ABOUT THE CULTURE OF THE PEOPLES OF CRIMEA IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE Abstract: the article attempts to reveal the importance of ethnological corners as a means of forming ideas about the peoples of the Crimea in children of preschool age. Crimea is experiencing a genuine revival and is becoming an integral part of Russia. Knowledge about the people of Crimea is now performing

a new function: they become a living means of communication and familiarization with the national cultural experience. Friendliness, respect for people of different nationalities are not inherited, they should be brought up again and again in each generation, and the earlier the formation of these qualities begins, the more stability they will acquire

Key words: ethnological corner, formation of ideas about the peoples of Crimea, senior preschool age, Crimea.

Постановка проблемы. Социально-экономические изменения, которые произошли в Российской Федерации за последние десять лет, привели к трансформациям в духовно-нравственном развитии человека, а именно: глобальным образом повлияли на его интеллектуальный, культурный и этический аспекты развития, что вызвало появление новых приоритетов воспитания. Среди них - формирование у подрастающего поколения доброжелательного отношения к людям разных национальностей, важной составляющей которого является ознакомление детей с культурой и традициями народов Крыма [1].

Республика Крым - поликультурный регион на территории которого проживают представители более, чем 127 национальностей: русские, этнические украинцы, крымские татары, белорусы, азербайджанцы, болгары, армяне, греки, грузины, крымчаки, караимы, евреи, итальянцы, марийцы, молдаване, немцы, поляки, венгры, чехи, цыгане, эстонцы и еще многие другие. Каждый народ отличается самобытной культурой, уникальными традициями и обычаями.

Исследованием разных аспектов проблемы ознакомления с культурой народов Крыма занимались такие ученые, как: Редькина Л.И., Мустафаева З.И.; Алиева С.Р., Хайруддинов М.А.;, Амет-Уста З.Р., Зареддинова Э.Р., Кадырова Л. И. и др. Ученые обращают внимание на важность формирования ценностного отношения к своей малой родине (Крыму), ее культурно-историческому наследию, символике, к старшему поколению, традициям народов полуострова; представления о себе как о частичке (ячейке) общества на полуострове, умения вести себя в обществе, уважение и знание культур и традиций других национальностей.

Цель статьи: раскрыть возможности дидактических игр в процессе закрепления представлений о народах Крыма у детей старшего дошкольного возраста.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста является одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Познавательное развитие оказывает важное воздействие на общее развитие: формируется интеллектуальные, личностные качества ребёнка, в нём закладываются черты будущей личности (отношение к окружающему миру, к сверстникам, взрослым).

Дошкольный возраст является важнейшим этапом становления основ познавательной культуры и образованности личности. В связи с этим, познавательное развитие старших дошкольников становится приоритетным направлением педагогической теории и практики на этом этапе обучения, так как в этом возрасте интерес ребенка к окружающей природе, его любознательность и наблюдательность могут быть использованы для расширения познавательного кругозора и эрудиции [3].

Важной составляющей познавательной культуры воспитанников дошкольных образовательных учреждений являются знания о культуре народов Крыма. Именно представления о культуре родного и других народов являются той основой, на которой в будущем выстраиваются конструктивные взаимоотношения людей разных национальностей. Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру.

Крым переживает подлинное возрождение и становится неотъемлемой частью России. Знания о народах Крыма выполняют теперь, новую функцию: они становится живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут [4].

Таким образом, можно предположить, что для ребенка приобщение к культуре разных народов - это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, потребность бывать в музее, ценить достоинства культур других народов, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития.

Дети должны иметь представления о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. Они узнают, что существуют разные культуры, которые отличаются друг от друга своими обрядами, праздниками, играми, игрушками, музыкальными и художественными традициями. Они также должны усвоить, каждый человек принадлежит к одной или нескольким культурам. Жизнь людей в современном мире невозможна без уважительного отношения к народам иных культур, что войны начинаются тогда, когда люди не могут договориться друг с другом.

Любой этнос проявляет себя через культуру, и только в рамках культуры он может существовать и взаимодействовать с другими культурами. Поэтому вопрос приобщения подрастающего поколения к культуре разных народов представляется одним из важнейщих [2].

Важным средством формирования представлений о народах Крыма является народоведческий уголок. Народоведческие уголки - это то место, где собираются, хранятся, оформляются, изучаются и демонстрируются предметы далекого прошлого и недавних событий в жизни разных народов, свидетельства отдельных человеческих судеб [5]. Народоведческие уголки могут знакомить с образцами культуры своего и других народов одновременно, что не только расширяет кругозор детей, но и, побуждает их к сравнению, способствует пониманию, как индивидуального характера нации, так и единых корней национальных культур народов Крыма.

Предметно-развивающая среда является немаловажным фактором, при ознакомлении детей с родным краем и народами его населяющими. Только при правильно организованном предметно-развивающем пространстве ребенок может овладеть культурой и приобрести эстетический вкус.

Народоведческий уголок в группе должен быть эстетически оформлен и расположен в светлом, удобном для обзора месте, быть визуально отделенным от игровых центров. Наполнение уголка не должен быть застывшим, а постоянно меняться и пополняться.

Созданные в группах народоведческие уголки, могут включать в себя:

• образцы народного быта;

• образцы национальных костюмов (для кукол, детей и взрослых);

• подборки книг и открыток;

• игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом и бытом разных народов.

Особое место в краеведческой работе занимают дидактические средства музейной педагогики, которые помогают воссоздать в сознании детей картины прошлого, познакомить с предметами быта, орудиями труда, одеждой наших предков. Экспозиции народоведческого содержания позволяют показать культурное богатство и разнообразие нашей республики в условиях, приближенных к натуральным.

Учитывая ведущую деятельность детей, широко используются различные виды игр в народоведческой работе. Используется ряд дидактических игр по ознакомлению с городами ("Где я нахожусь", "Узнай и расскажи", "Когда это было").

Приведем примеры дидактических игр.

„Отгадай, какой предмет быта"

Цель: уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида и функционального назначения предметов быта разных народов Крыма.

Материалы: картинки с изображением предметов быта народов Крыма.

Игровое действие: отгадать по описанию, какой предмет быта изображенный на картинке, назвать его и рассказать о нем.

Игровые правила: для того, чтобы узнать, о каком предмете обихода идет речь, ребенок может задавать вопросы. На вопросы нужно отвечать только „да", „нет", „может быть".

Ход игры: воспитатель прикрепляет к спине ребенка картинку с изображением предмета быта крымских народов. Ребенок, задавая вопросы, касающиеся внешнего вида предмета быта и особенностей его назначения, пытается определить его.

„Одень куклу"

Цель: уточнить и закрепить знания детей о составляющих национального женского и мужского костюмов людей разных национальностей.

Материалы: бумажные куклы (мальчики и девочки), элементы национальной одежды.

Игровое действие: на скорость одеть бумажные куклы в национальные костюме и назвать составляющие костюмов.

Игровые правила: выигрывает тот, кто правильно и быстро нашел все составляющие костюма.

Ход игры: элементы одежды перемешаны. Воспитатель предлагает детям на скорость одеть куклы в национальные костюмы. Побеждает тот игрок, который первым правильно одел куклу.

Таким образом, самым огромным наследием любого народа является то, что передается из поколения в поколение - традиции, обычаи, быт, культура и язык. Всё то, что нас окружает, передалось нам от наших предков, хотя с течением времени многое теряется, уходит и исчезает. Возникает необходимость сохранения и бережного отношения к нашему наследию.

Использованные источники:

1. Амет-Уста З.Р. Актуальш проблеми морального виховання дггей старшого дошкшьного вшу в умовах полiетнiчного простору (на матерiалi АР Крим) / З. Р. Амет-Уста // Вюн. 1н-ту розвитку дитини : зб. наук. пр. - К. : Вид-во НПУ iменi М. П. Драгоманова, 2010. - Вип. 9. - С. 28-32.

2. Зарединова Э.Р. Формирование морально-ценностных взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста в современной крымскотатарской семье : дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Эвира Рифатовна Зарединова ; Институт проблем воспитания АПН Украины. - К., 2004. - 256 с.

3. Койкова Е. I. Виховання толерантност у молодших школярiв на уроках музики в умовах полшультурного простору : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Койкова Ельзара 1мдалвна ; Схщноукрашський нац. ун-т iменi Володимира Даля. - Луганськ, 2008. - 242 с.

4. Кравцова Л. Ф. Проблема воспитания толерантности младших школьников / Л. Ф. Кравцова, А. С. Диляджи // Межэтнические отношения в Крыму: поиск путей раннего предупреждения конфликтных ситуаций : сборник исследований, документов и материалов / [под общ. ред. М. А. Араджиони]. - Симферополь : Сонат, 2005. - С. 81-86.

5. Мустафаева З.И. Основные аспекты полиэтнического воспитания дошкольников / З. И. Мустафаева // Формирование межэтнической и межконфессиональной толерантности в Крыму: мониторинг существующей системы обучения и воспитания, рекомендации по развитию межкультурного образования и этнического просвещения населения : материалы «круглых столов» / под. ред. М. А. Араджиони. - Симферополь, 2003. - С. 82-85.

УДК 101

Морозов В.А аспирант

Институт связи и информатики Россия, г. Москва СИСТЕМНАЯ ПАРАДИГМА КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ

Аннотация: Статья посвящена 150 летнему юбилею периодической таблицы Д.И. Менделеева.

Ключевые слова: Системная парадигма, культура мышления, движение, покой, мера, закон.

Morozov V. A. Postgraduate

Institute of communication and Informatics,

Russia, Moscow

THE SYSTEM PARADIGM OF THE CULTURE OF THINKING

Abstract: the Article is devoted to the 150th anniversary of the periodic table of D. I. Mendeleev.

Key words: System paradigm, culture of thinking, movement, rest, measure, law.

«Всё движется, всё меняется».

Гераклит

Первым человеком, назвавший себя философом, был Пифагор (6 век до н. э). До него умные, образованные люди считались и назывались просто мудрецами. Пифагор много странствовал, был знаком с содержанием различных восточных и иных эзотерических школ. Сведения о странствиях Пифагора неточны, но историки согласны с тем, что он посетил многие страны, научился там многому и был посвящен в различные мистерии. После своего возвращения на родину он основал школу, где для учеников было три ступени совершенства. Ученики Пифагора никогда не произносили его имени, а использовали слово Мастер. Ученик, достигший третьей степени совершенства, допускался Мастером к секретным, только для избранных, знаниям. Секретность и безусловное повиновение Мастеру были незыблемыми принципами в школе пифагорейцев, а их главная цель -связать гармонию окружающего мира с числами, числовыми отношениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.