Научная статья на тему 'СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ НАРОДОВ КРЫМА - КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ДИАЛОГА'

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ НАРОДОВ КРЫМА - КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ДИАЛОГА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1015
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМ / СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ / КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНОСТЬ / НАРОД / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ БРАКИ / CRIMEA / FAMILY TRADITIONS / CULTURE / NATIONALITY / PEOPLE / INTERETHNIC DIALOGUE / INTERETHNIC MARRIAGES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ерина Инобат Аъзамкуловна

Статья посвящена теоретическому изучению основных семейных традиций многочисленных народов Крыма и их влияние на формирование культурной стороны межнационального диалога. В статье представлены статистические данные переписи населения в Крыму, а также некоторые точки мнения ученых, изучающих рассматриваемую проблему. Рассмотрены основные семейные традиции многочисленных народов, населяющих Крым (русского, украинского и белорусского), объединяющие эти народы. Представлены семейные традиции крымскотатарского, армянкого народов. Статья выявляет ряд проблем лежащих в пространстве межнациональных отношений и построения диалога.The article is devoted to the theoretical study of the basic family traditions of the numerous peoples of the Crimea and their influence on the formation of the cultural side of the interethnic dialogue. The article presents the statistical data of the population census in Crimea, as well as some points of view of scientists studying the problem under consideration. The basic family traditions of numerous peoples inhabiting the Crimea (Russian, Ukrainian and Belarusian) uniting these peoples are considered. The family traditions of the Crimean Tatar and Armenian peoples are presented. The article reveals a number of problems lying in the space of interethnic relations and building dialogue.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ НАРОДОВ КРЫМА - КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ДИАЛОГА»

29. Мартынова А.С., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 100-105.

30. Парфенова Л.А., Федорова Н.И., Бурцева Е.В. Пути повышения физкультурно-оздоровительной компетентности родителей детей с нарушением интеллекта // Теория и практика физической культуры. -2019. - № 6. - С. 77.

31. Zotova F.R., Miftakhov M.R., Burtseva E.V. Heritage of the world summer Universiade-2013 as a factor of social-cultural development of the region // Наука и спорт: современные тенденции. - 2017. - Т. 16. - № 3 (16). -С. 92-97.

Психология

УДК 378. 221

кандидат психологических наук, доцент Ерина Инобат Аъзамкуловна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ НАРОДОВ КРЫМА - КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО

ДИАЛОГА

Аннотация. Статья посвящена теоретическому изучению основных семейных традиций многочисленных народов Крыма и их влияние на формирование культурной стороны межнационального диалога. В статье представлены статистические данные переписи населения в Крыму, а также некоторые точки мнения ученых, изучающих рассматриваемую проблему. Рассмотрены основные семейные традиции многочисленных народов, населяющих Крым (русского, украинского и белорусского), объединяющие эти народы. Представлены семейные традиции крымскотатарского, армянкого народов. Статья выявляет ряд проблем лежащих в пространстве межнациональных отношений и построения диалога.

Ключевые слова: Крым, семейные традиции, культура, национальность, народ, межнациональный диалог, межнациональные браки.

Annotation. The article is devoted to the theoretical study of the basic family traditions of the numerous peoples of the Crimea and their influence on the formation of the cultural side of the interethnic dialogue. The article presents the statistical data of the population census in Crimea, as well as some points of view of scientists studying the problem under consideration. The basic family traditions of numerous peoples inhabiting the Crimea (Russian, Ukrainian and Belarusian) uniting these peoples are considered. The family traditions of the Crimean Tatar and Armenian peoples are presented. The article reveals a number of problems lying in the space of interethnic relations and building dialogue.

Keywords: Crimea, family traditions, culture, nationality, people, interethnic dialogue, interethnic marriages.

Введение. Полуостров Крым - один из ярких и красочных уголков России, обладающий красотой природы, великолепием архитектурных сооружений и разнообразием национальностей. Для, современной России и Крыма одним из приоритетных вопросов остается сохранение семейных традиций, благодаря которым народы, проживающих на одной территории, могут строить межнациональный диалог. Все заметнее становится кризис семьи, которая переживает экономические и духовно - психологические трудности, он выражается в том, что современные семьи теряют и забывают семейные традиции как культурное достояние конкретного народа.

Формулировка цели статьи рассмотреть основные семейные традиции многочисленных народов Крыма и их влияние на формирование культурной стороны межнационального диалога.

Изложение основного материала статьи. С давних времен, в силу множества исторических событий, на территорию полуострова стали прибывать представители разных этнических групп, которые повлияли не только на становление социально-политической и экономической жизни, но и культурной. Эти группы обладали разнообразием национальной культуры (совокупность верований, символов, убеждений, норм поведения и ценностей, характеризующие духовную жизнь определенного этнического сообщества), что привело к становлению историко-культурного наследия Крыма.

Согласно данным переписи населения в 2019 году, на территории Крыма проживает чуть более 2,355 млн. человек.

Представители 175 национальностей. Из них 68,3% - русских, 15,8% - украинцев, 10,6% - крымских татар, 4% других национальностей, таких как: белорусы, армяне, азербайджанцы, узбеки, корейцы, молдаване, евреи, поляки, греки, чуваши, цыгане, немцы, болгары, грузины, турки, таджики, башкиры, удмурты, осетины, казахи, арабы и прочие. В Крыму действуют 30 национально-культурных объединений, из которых 24 зарегистрированы официально [5].

Исследователи культуры и быта разных народов профессор Л.В. Скворцов и академик К.К. Колин убеждали, что сохранение и развитие духовных, культурных и народных традиций в первую очередь связано с раскрытием оптимальных возможностей народа, которые ведут к закреплению их в традициях, а традиция указывает общий путь данного народа [1, С. 124].

Многие этнические группы по сей день сохранили, активно пользуются и популяризуют свой язык, верование и традиционно-бытовую культуру в виде праздников, одеваний, кухни, песен и сказок. Каждая семья разных народов имеет и придерживается своих семейных традиций (принятые в семье нормы, обычаи и взгляды, манеры поведения, передающиеся из поколения в поколение).

Рассматривая семейные традиции самых численных этнических групп Крыма, ведь именно они в большей степени влияют на становление культуры межнационального диалога (взаимодействие национальных культур, благоприятная основа для развития межэтнических отношений) было выявлено, что такие народы как (русские, украинцы и белорусы) очень схожи между собой. Это связанно с тем, что эти

«братские» национальности носят одну христианскую веру. Их различают: одеяния, кулинария, язык, но и эти отличительные особенности очень малы.

Семейные традиции, объединяющие эти народы можно начать перечислять со знания своей родословной. Многие семьи составляют и ведут «фамильное дерево» своей семьи. Одним из ярких примеров - это ведение фотоальбома. Он помогает помнить яркие моменты жизни своих семей и жизни тех близких людей, которых нет уже в живых.

Так же можно выделить, что чтить память родственников, ушедших из жизни и забота о престарелых родителях тоже относятся к их общей традиции, которая помогает строить межнациональный диалог. Передача вещей, семейных реликвий из поколения в поколение. Обычай называть ребенка в честь одного из членов семьи или в честь святого, которого чествуют в этот день. Венчание молодоженов и крещение младенцев в церкви. Профессиональные династии (когда все члены семьи выбирают одну и ту же профессии с давних времен). К семейным традициям также необходимо отнести и празднование семейных праздников (именины, дни рождения, дни свадьбы и т.д.) или других дней, особо связанных с определенным днем (Рождество Христово, масленица, день защитника отечества, международный женский день, пасха, день Победы в Великой Отечественной войне, Троица, детский день, Ивана Купала и прочее).

К отличительной особенности, не только семейных, но и этнических традиций, относят различные обрядовые традиции (проведения сватовства, свадеб и похорон и т.д.) [3, С. 28].

Крымские татары - одни из самых ведущих представителей этнических групп Крымского полуострова, которые уважают, ценят и берегут свои традиции. На первый план выдвинут обряд проведения свадеб, церемония длиться длительно и со всеми почестями. Именно крымские татары, чаще всех других национальностей, на церемонии одеты в национальные костюмы, на праздновании звучат только песни на крымско-татарском языке.

Свадьбы бывают 3 видов - сватовство, похищение невесты без ее согласия или уход девушки из дома без благословения родителей.

Крымских татар считают самыми гостеприимными и щедрыми. Любой пришедший в их дом, будет принят хозяевами, которые напоют его национальным кофе, свежезаваренным в турке, и накормят разными вкусностями на топчане. Отличительной чертой будет сам этикет встречи гостей, он зависит от возраста пришедшего. Если в дом пришел пожилой человек, то ему целуют руку не только хозяева, но и все дети, а если гость моложе хозяев, то руку целует хозяевам сам гость [4, С. 52].

Традиционно в семье первыми к приему пищи приступает глава семьи, а по окончанию трапезы никто не может выйти из-за стола пока старший не прочтет молитву.

На празднование рождения ребенка мужчины и женщины приглашаются отдельно.

Церемония присвоения «имени» остается и по сей день неизменимая. Историк Каюм Насыри описывает его следующим образом: при собрании всех приглашенных ребенка на подушке подносят мулле (мусульманский священник), после прочтения молитвы он трижды произносит фразу с его именем. После этого каждому гостю преподносят масло и мед, взяв угощение, гость в ответ кладет на поднос подарок или деньги [4, С. 63].

Еще одной отличительной чертой от славянских национальностей является обряд обрезания крайней плоти у детей мужского пола, что олицетворяет его принятие в ряды мужчин.

Татарская семья основывается на патриархальных принципах, главный в их семье - мужчина. Женщина без его согласия не может покинуть дом, даже если она собирается пойти к родителям, родственникам или друзьям. Жена должна подчиняться мужу всегда и во всем, муж при этом должен полностью обеспечивать семью едой, вещами и подарками. Когда мужчина женится несколько раз - он должен каждую жену одинаково обеспечить местом жительства, едой, вещами и подарками.

Далее, армянские семьи. Эти семьи славятся своим значительным количеством родственников, живущих под одной крышей (гердастан), иногда их количество может достигать до 50 человек, где идет четкое разграничение прав и обязанностей. Во главе семьи стоит тантер - хозяин дома. В семье у этой национальности особенно видна забота, особенные уважительные отношения как младших поколений к старшим, так и наоборот. Жена в такой семье должна быть не только хорошей хозяйкой, но и быть красавицей, чему уделяется много усилий. Амбиций и стремлений к карьере у матерей обычно отсутствуют, поэтому они занимаются воспитанием детей и хранением домашнего очага. Вся функция по обеспечению семьи лежит на мужчине, в основном благополучие семьи для него куда важнее, чем собственное самолюбие [3, С. 92].

Чтить память умерших родственников, хранить их некоторые вещи как память - считается одним из важнейших ритуалов.

Самые старшие родственники считаются мудрецами рода и всегда прибегают к их советам. Армяне также славятся своим гостеприимством, они способны приютить любого человека, накормить его всем чем могут и дать гостинцев с собой.

Свадьба у армян - это очень большой праздник и гуляется в семь дней и семь ночей, в свадебных костюмах своего народа. А при рождении ребенка дом украшается зелеными ветвями, что является символом продолжения рода, при этом отец ребенка кладет свою руку на голову друзьям и близким, проговаривая «таросе кес» (передаю тебе), тем самым он желает такого же счастья, как и у него.

Можно рассматривать множество семейных традиций разных национальностей, в большинстве случаев они все схожие: разделение домашних обязанностей, совместные игры, семейные трапезы и беседы, празднование праздников, совместные прогулки и путешествия, чествования умерших, традиции свадебных обрядов и обряды при рождении детей. Они дают ощущение единства со своими близкими родственниками, сближают и укрепляют чувства родственников по отношению друг к другу, впоследствии чего происходит укрепление отдельных членов семьи в полноценную дружную семью, а укрепление нескольких семей -укрепление этнической группы. Особенность заключается в том, что каждая этническая группа проводит эти ритуалы по-разному, в зависимости от веры, языка, одеваний, песен и прочее.

Как утверждает Киселева Н.М. в учебном пособии «Этнополитические процессы в Крыму: исторический опыт, современные проблемы и перспективы их решения»: диалог культур - был и остается главным звеном в развитии межнациональных отношений и человечества в целом. Он формирует культуру общения среди людей, исключает пренебрежение и неуважительность к культуре, истории, достижениям любого другого народа, учит уважать, проявлять толерантность и внимание к людям независимо от их национальности. Крым

- является одним из ярких показателей культуры межнационального диалога. Обладая полиэтничным и поликультурным характером, он доказывает, что и на маленькой территории могут ужиться, сохранять и придерживаться своих традиций множество национальностей. Однако проблема маленькой территории является и проблемой разных культур, происходит некоторое заимствование ритуалов, что приводит к смешиванию культур и отдаления от первоначального вида.

Создание межнациональной семьи всегда предполагает наличие межнационального диалога. Многие ученые и в частности А.Б. Блохина и И.М. Городецкая изучали взаимоотношения в браках русских и татар, соединение национальных и семейных традиций двух народов. Рассмотрение данной темы достаточно актуально так как в наше время возникновение межнациональных конфликтов имеют отголоски в межнациональных семьях, где межнациональный диалог должен быть принятым и понятным.

Различные противостояния народов приводит к затруднению диалога между ними, которые в дальнейшем имеют воздействие на их культуру взаимодействия.

Авторы утверждают, что взаимоотношения в семье во многом зависят от ее экономического и социального статуса, соблюдения в повседневной жизни этнически традиций и даже личностных характерологических особенностей супругов и их родственников. И что, несмотря на то, что эти два народа многие годы живут бок о бок и большинство семейных и социальных традиций у них смешались, на бытовом уровне эти народы имеют определенную специфику в семейной жизни. Если говорить о благополучии взаимоотношений в межэтнических семьях в первую очередь учитывается личностное отношение супругов к своему этносу, пример его родительской семьи (была ли она межнациональной или оба родителя были одной этнической принадлежности) и насколько он переносит ее уклад в свою семью. Здесь так же огромное значение имеет толерантное отношение к укладам, традициям и особенностям другой национальности.

Изучением культуры межнационального диалога занимались Сократ, Платон, Аристотель, философы эпохи эллинизма. В основу диалога ими было положено: мнения, точки зрения, общечеловеческие принципы, свободы и ценности личности и общества в целом. По Данилевскому межнациональные культуры развивались обособленно друг от друга. По его мнению, диалог - это общение с культурой, понимание ценностей других культур.

Основная ценность в народе - это его семейные традиции. Именно они позволяют понимать представителей других национальностей и строить межнациональный диалог. Семейные традиции сплачивают членов семьи, воспитывают в них уважением и принятие людей других национальностей, и их образа жизни.

Семейные традиции своей стабильностью и повторением формируют в подрастающем поколении устойчивость к большому еще неведомому миру. Кроме того, семейные традиции помогают детям сблизится с собственными родителями. Что касается взрослых, то семейные традиции сплачивают и воссоединяют родственников между собой, а так как полиэтнических браков становиться все больше, то и соприкоснуться с традициями своего супруга (супруги). С помощью семейных традиций идет культурное обогащение семьи, которая становится не просто комбинацией отдельных «я», а полноценной ячейкой общества, несущей и делающей свой вклад в культурное наследие страны.

Каждый народ не только чтит свои семейные традиции, но и создает новые с дальнейшей трансляцией их в начале в свое сообщество, а далее и в другие национальные группы общества.

Выводы. Крымчане гордятся тем, что Крым полиэтничный. Именно поэтому в Крыму открыто много национальных музеев о разных культурах полуострова. Ежегодно проводят национальные ярмарки, где чествуются национальные одевания, еда, питье, танцы и песни.

О полиэтничности Крыма и диалоге культур проводят дополнительные открытые уроки в общеобразовательных школах и внешкольных учреждениях.

Рассматривая проблема раскрывает ряд общественных проблем и одна из которых, касается межнациональных семей. Осмысление культурного наследия и традиций, участие в межнациональном диалоге способствуют формированию национального самосознания, выявлению сближающих народы факторов, содействуют более глубокому пониманию общих этических стандартов и общечеловеческих ценностей, стимулируют поиск собственной модели развития страны.

Этносы и этнические группы внесли свой вклад в культурное пространство межнационального диалога населяющих Крым. Национальная палитра представлена семьюдесятью этносами и этническими группами, многие из которых сохранили свою традиционно-бытовую культуру и активно популяризуют свое историко-культурное наследие, которое помогает им строить межнациональный диалог.

Литература:

1. Берестовская Д.С. Культурология: учеб. пособие. - Симферополь, 2003. - 202 с.

2. Киселева Н.М., Малыгин А.В., Петров В.П. Этнополитические процессы в Крыму: исторический опыт, современные проблемы и перспективы их решения: монография: учеб. Пособие. - Симферополь, 2015. - 351 с.

3. Малышева Н.В., Волощук Н.Н. Крым. Соцветие национальных культур. Традиции, обычаи, праздники, обряды. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2003. - 298 с.

4. Рашитов Ф.А. История татарского народа: С древнейших времен до наших дней: учеб. пособие для нац. школ, гимназий, лицеев - Саратов: Регион. Прмволж. изд- во "Дет. кн.", 2001. - 326 с.

5.http://crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/ru/census_and_researching/census/crimea_census_20 14/score 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.