Научная статья на тему 'Толерантность - один из важнейших принципов межэтнических отношений в Крыму'

Толерантность - один из важнейших принципов межэтнических отношений в Крыму Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
154
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / ETHNOS / ПОЛИЭТНИЧНОСТЬ / POLYETHNICITY / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERETHNIC RELATIONS / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шостка В.И.

В работе рассмотрены основные принципы устойчивого развития Крыма, среди которых наиболее важное место занимает принцип толерантного взаимодействия различных этносов, поживающих на полуострове. Принцип толерантности в современных условиях формирования культуры межнациональных отношений стал нормой отношений между гражданами разных этносов, одновременно сохраняя культурные, языковые, религиозные и другие различия между ними. Толерантное отношение народов полуострова друг к другу, терпимость и уважительное отношение одних народов к другим позволили избежать серьезных межнациональных конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шостка В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tolerance is one of the most important principles of interethnic relations in the Crimea

The main principles of sustainable development of the Crimea are considered in the work, among which the most important place is occupied by the principle of tolerant interaction of various ethnic groups living on the peninsula. The principle of tolerance in modern conditions for the formation of a culture of interethnic relations has become the norm of relations between citizens of different ethnic groups, while preserving cultural, linguistic, religious and other differences between them. The tolerant attitude of the peoples of the peninsula to each other, the tolerance and respectful attitude of some peoples to others allowed to avoid serious interethnic conflicts.

Текст научной работы на тему «Толерантность - один из важнейших принципов межэтнических отношений в Крыму»

Толерантность - один из важнейших принципов межэтнических отношений в Крыму_

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Физико-технический институт, г. Симферополь e-mail: vshostka@yandex.ru

Аннотация. В работе рассмотрены основные принципы устойчивого развития Крыма, среди которых наиболее важное место занимает принцип толерантного взаимодействия различных этносов, поживающих на полуострове. Принцип толерантности в современных условиях формирования культуры межнациональных отношений стал нормой отношений между гражданами разных этносов, одновременно сохраняя культурные, языковые, религиозные и другие различия между ними. Толерантное отношение народов полуострова друг к другу, терпимость и уважительное отношение одних народов к другим позволили избежать серьезных межнациональных конфликтов.

Ключевые слова: этнос, полиэтничность, межнациональные отношения, толерантность.

Среди принципов устойчивого развития регионов, которые объединяют в единое целое экономическую, социальную, экологическую и другие сферы человеческой деятельности следует выделить очень важные в наше время принципы, а, именно:

- устранение всех форм насилия над человеком и природой, прежде всего войн, террора и экоцида, поскольку мир, развитие и природ взаимозависимы и неразделимы;

- сохранение всех форм "социоразнообразия", в том числе малых народов, этносов, в формах адекватных их традиционным способам жизнедеятельности культур.

- установление социальной справедливости и социального партнерства, утверждение духовных ценностей общества и приоритетных ценностей среды обитания, проявления политической воли и коллективного разума в реализации политики целостного развития.

Экономическое развитие региона в данном случае возможно только как результат этического обновления человечества, формирования новой системы ценностей, новых моральных императивов.

Сложные процессы, происходящие в последнее время в различных сферах жизни, сопровождаются и определенным обострением взаимоотношений на национальной и религиозной почве. Проблемы в экономической, социальной и политической жизни, борьба за власть, за материальные и имущественные блага в конечном итоге позволяют некоторым лидерам политического бомонда провоцировать конфликтные ситуации, формировать в различных регионах ксенофобские настроения. Новая политическая элита, не всегда осознавая

УДК 37.015.3(075.8) В.И. Шостка

последствия противостояний народов на этнической или этноконфессиональной почве, не имея общих целей и идеологических приоритетов, через средства массовой информации провоцирует негативное отношение одних народов к другим. Наиболее сложным и интересным в этом отношении регионом является Крым, регион, в котором на протяжении многих веков сформировалось полиэтничное население, где сообщество народов накопило опыт противостояния негативному влиянию противоречий на национальной и религиозной почве, урегулирования отношений с учетом интересов отдельных этносов, толерантного и уважительного отношения друг к другу. Особенно это интересно в настоящее время, когда население Крыма воссоединилось с Россией. Многие предвещали конфликтную ситуацию, подобную тем, которые происходили в недавнем прошлом в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии, Чечне или Дагестане. Однако, и на сей раз Крым показал всему миру, что толерантное отношение народов полуострова, терпимость и уважительное отношение одних народов к другим вопреки политическим амбициям их лидеров позволили избежать серьезных межнациональных конфликтов.

В связи с выше изложенным становятся актуальными вопросы, касающиеся преодоления и предупреждения межнациональных конфликтов, тем более, что в последнее время на эту сферу взаимодействия оказывают значительное влияние процессы общемирового характера: глобализация; ухудшение экологической обстановки; обострение противоречий между богатыми и бедными странами; между исламским миром и странами христианского вероисповедания; ближневосточные конфликты, которые с каждым разом разгораются все сильнее и сильнее; возрастание миграции, изменяющий этносоциальный баланс во многих странах и регионах, не только в Европе, но и в мире в целом.

Под влиянием перечисленных факторов обостряется напряженность в межнациональных и межконфессиональных отношениях, усиливается их влияние на общественное сознание.

Альтернативой подобным тенденциям является формирование толерантного отношения одних этносов к другим, заблаговременное выявление рисков, способствующих развитию конфликтов.

Предложенная для обсуждения тема носит поисковый междисциплинарный характер на стыке различных наук: культурологии, психологии, социологии, политологии, управления, этнологии и других. Тема толерантности в последние годы привлекает общественное мнение на пике трансформации усилий общества, направленных на разрешение проблем нетерпимости в различных сегментах жизни.

Методологические проблемы толерантности и интолерантности рассмотрены в трудах Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева, Ю.В. Арутюняна и др. [1,2]. Проблемам этнической и религиозной толерантности посвящены работы М.Б. Хомякова, В.И. Гараджи, Э.В. Соколова, В.М. Сторчака, К.В. Коростелиной и др. [3-5]. Вопросы толерантности в поликультурном обществе анализируются в трудах Дж. Берри и М. Уолцера [6].

Несмотря на сравнительно большое количество публикаций, вопросам этнической идентичности и толерантности в системе социальных идентичностей в условиях полиэтничного и поликультурного сообщества Крыма практически ничего не изучено.

Социальная идентичность является связующим звеном между психологией личности и структурой, и процессами в социальных группах, в которых эта личность развивается. Идентичность формируется посредством социального взаимодействия. Однажды возникнув, она может поддерживаться, изменяться или трансформироваться в процессе социальных взаимоотношений. С одной стороны, специфическая идентичность обусловлена историей, культурой общества, в котором она формируется, а, с другой стороны, эта культура и история создаются людьми, обладающими специфическими идентичностями.

Под идентичностью мы понимаем осознанность и оценивание личностью своей причастности к той или иной социальной группе. Развитие идентичности — это взаимодействие трех процессов: биологического, социального, общественного и эго-развития, причем в процессе этого взаимодействия индивид должен определить и принять ценности для себя и своего вида деятельности. К основам становления социальной идентичности относятся такие понятия как общественное разделение труда, различие культур, положение в обществе, исторические судьбы народов и формирование специфических интересов каждой общности. С этой точки зрения социальная идентичность — это часть Я-концепции, возникающая на основе знаний индивидуума о членстве в социальной группе вместе с эмоциональной значимостью и ценностью членства в этой группе [7,8].

Система идентичностей представителей этнических меньшин в Крыму является сильно взаимосвязанной и характеризуется наличием процесса формирования ярко выраженной региональной идентичности на базе общих религии, истории, традиций и языка.

Процесс формирования национальной идентичности протекает по-разному у представителей разных этнических меньшинств. Чем больше человек идентифицирует себя с группой, тем больше предубеждений он не будет демонстрировать по отношению к другим группам. Сильная этническая идентификация среди жителей отдельных регионов в последние годы оказывает влияние на их потребность в групповой солидарности, антипатию по отношению к другим группам, восприятие угрозы и нетерпимость к ним.

Нерешенность языковой проблемы или форсированная языковая ассимиляция стали основой для возникновения межэтнических конфликтов, которые таят в себе потенциальную опасность перерастания в экстремистские формы.

На наш взгляд, в эпоху глобализации мира и взаимовлияния различных культур необходимо создать условия для формирования гражданина, способного к активной деятельности в полиэтничном и поликультурном обществе. Необходимо национальную идентичность связывать с гармонизацией сосуществования и развития других этносов.

Принцип толерантности в современных условиях формирования культуры межнациональных отношений должен стать нормой отношений между гражданами разных этносов, одновременно сохраняя культурные, языковые, религиозные и другие различия между ними.

Во многих культурах понятие «толерантность» является синонимом слова «терпимость» [9]. Терпимость к чужим мнениям, отказ от доминирования, признание равенства с другими этносами. На уровень этнической толерантности

влияют образование, место проживания и возрастная группа. Чем выше уровень образования, тем ниже уровень ксенофобии. Большая часть этнофобий имеет корни в переживаниях по поводу национального комплекса неполноценности. Историческая несправедливость вызывает у отдельных групп желание восстановить ее и тогда эта этническая общность сплачивается вокруг идеи мести той этнической группе, которая считается виновником всех бед. Подобное мы сейчас наблюдаем в Украине, да и в Европе. Во всех бедах виноваты «москалЬ» или Путин. Как поется в известной песне: « Во всем виноват Табаков!». Как же переубедить людей в том, что они не там ищут виновника трагедии, происходящей сейчас на территории самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик, Дагестане или Южной Осетии?

Прежде всего, необходимо отказаться от стереотипов в межэтнических отношениях, выработать новые ценности, которые стали бы приемлемыми для всех этнических групп и укрепили бы социальную консолидацию общества. Необходимо перейти от противостояния «Я и Они» к диалогу. Но любой диалог должен быть хорошо организованным. А это не так просто.

В Крыму после воссоединения с Россией поэтапно выполняются задачи по укреплению межнационального согласия, удовлетворения культурных и образовательных потребностей национальных меньшинств. Провозглашены три государственных языка: русский, украинский и крымско - татарский. Принят закон о реабилитации ранее депортированных народов: немцев, болгар, греков, армян и крымских татар. Объявлены общегосударственными праздниками Ураза - Байрам и Курбан - Байрам. Огромную роль при этом играют социально-культурные мероприятия: финансируются издания художественной и учебно-методической литературы; укрепляется материальная база национальных школ, творческих коллективов, музеев, библиотек, медицинских центров и т. п.

Важнейшим аспектом обеспечения прав национальных меньшинств является развитие образования на родных языках и возрождение национальных культур [10].

Изучение родного языка организовано в общеобразовательных заведениях и на базе национально-культурных обществ: армянский язык изучают более 120 человек; болгарский — 77; иврит — 22; немецкий — 78 и факультативно — 39; корейский — 20; эстонский — 27; новогреческий — 91, факультативно — 210; польский — 45 и т. д. [9].

Особое внимание уделяется возрождению и развитию национальных культур, поддержке народных и образцовых творческих коллективов. В настоящее время насчитывается 91 крымско-татарский коллектив, 89 украинских и 81 русский коллектив. Действуют греческие, немецкие, белорусские, армянские, болгарские, караимские и другие творческие коллективы. В настоящее время в Крыму создан «Дом Дружбы».

В республиканских краеведческом, художественном и этнографическом музеях, городских и районных музеях постоянно функционируют выставки, экспозиции, посвященные культуре и истории национальных меньшинств полуострова. Ведутся работы по реставрации и сохранению памятников и достопримечательностей истории и культуры народов Крыма. Предоставляется поддержка печатным органам: «Хоффнунг», «Голубь Массиса», «Йылдыз»,

«Касевет», «Янъы-Дюнья», «Къырым» и др. На ГТРК «Крым» на канале Крым - 1 и Крым - 24 действуют национальные редакции [11].

Таким образом, принцип толерантности в межнациональных отношениях становится нормой отношений между гражданами Крыма. А это должно прививать уважительное отношение к историческому прошлому полуострова, к истории его этносов, их обычаям и традициям, укладу жизни, культуре и т. п. [12].

Литература

1.Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. - М., 2008. - 412 с.

2. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилев. - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2002.

3.Гарадиса В.И. Толерантность и религиозная нетерпимость / В.И. Гарадиса // Философские науки. - 2004. - № 3.

4. Соколов Э.В. Культура и личность / Э.В. Соколов. - Л., 1972.

5.Коростелина К.В. Социальная идентичность и конфликт / К.В. Коростелина. — Симферополь: Доля, 2003, - 358 с.

6.Берри Дж. Аккультурация и психологическая адаптация: обзор проблемы / пер. с англ. И. Шолохова // Развитие личности. - 2001. - № 3-4; 2002. - № 1.

7. Проблемы гармонизации межнациональных и межпрофессиональных отношений в Северном регионе. / С.Н. Варламова, Г. А. Выдрина, С.П. Малахов и др./ отв. ред. Лопаткин. - Ханты-Мансийск: Изд-во ГУП «Информ.-изд. Центр», 2004. - 225 с.

8. Tajfel H. The social identity theory of inter group behavior / H. Tajfel. -Psychology of Intergroup relations. - Chicago: Melson-Hall, 1986.

9. Шостка В.И.Сельский туризм как вид рекреационной деятельности. / В.И.Шостка. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2011. - 302 с.

10. Кануншкова О.Р. Толерантность як умова мiжетнiчноï злагоди в Укрш'ш / О.Р. Кануншкова // VIII Междунар. научно-практ. конф. «Проблемы гармонизации многонациональных отношений на постсоветском пространстве», 19 декабря 2012 г.: Материалы конференции. - Харьков, 2013. - С. 66-68.

11.Шостка В.И. Социальная идентичность и проблемы предупреждения межнациональных конфликтов / В.И. Шостка // VIII Междунар. научно-практ. конф. «Проблемы гармонизации многонациональных отношений на постсоветском пространстве», 19 декабря 2012 г.: Материалы конференции. -Харьков, 2013. - С. 178-183.

12. Шостка В.И. Перспективы развития сельского зеленого, экологического и этнографического видов туризма в Крыму./ В.И.Шостка // Современные проблемы сервиса и туризма, 2015, № 1,т.8. - с.97- 103.

V.I. Shostka

Tolerance is one of the most important principles of interethnic relations in the Crimea

V. I. Vernadsky Crimean Federal University, , Simferopol, Russian Federation e-mail: vshostka@yandex.ru

Abstract. The main principles of sustainable development of the Crimea are considered in the work, among which the most important place is occupied by the principle of tolerant interaction of various ethnic groups living on the peninsula. The principle of tolerance in modern conditions for the formation of a culture of interethnic relations has become the norm of relations between citizens of different ethnic groups, while preserving cultural, linguistic, religious and other differences between them. The tolerant attitude of the peoples of the peninsula to each other, the tolerance and respectful attitude of some peoples to others allowed to avoid serious interethnic conflicts.

Key words: ethnos, polyethnicity, interethnic relations, tolerance.

Reference

1. Bromlej YU.V. Ocherki teorii ehtnosa / YU.V. Bromlej. - M., 2008. - 412 s.

2. Gumilev L.N. EHtnogenez i biosfera Zemli / L.N. Gumilev. - M.: OOO «Izd-vo AST», 2002.

3. Garadisa V.I. Tolerantnost' i religioznaya neterpimost' / V.I. Garadisa // Filosofskie nauki. - 2004. - № 3.

4. Sokolov EH.V. Kul'tura i lichnost' / EH.V. Sokolov. - L., 1972.

5. Korostelina K.V. Social'naya identichnost' i konflikt / K.V. Korostelina. — Simferopol': Dolya, 2003, - 358 s.

6. Berri Dzh. Akkul'turaciya i psihologicheskaya adaptaciya: obzor problemy / per. s angl. I. SHolohova // Razvitie lichnosti. - 2001. - № 3-4; 2002. - № 1.

7. Problemy garmonizacii mezhnacional'nyh i mezhprofessional'nyh otnoshenij v Severnom regione. / S.N. Varlamova, G. A. Vydrina, S.P. Malahov i dr./ otv. red. Lopatkin. - Hanty-Mansijsk: Izd-vo GUP «Inform.-izd. Centr», 2004. - 225 s.

8. Tajfel H. The social identity theory of inter group behavior / H. Tajfel. -Psychology of Intergroup relations. - Chicago: Melson-Hall, 1986.

9. SHostka V.I.Sel'skij turizm kak vid rekreacionnoj deyatel'nosti. / V.I.SHostka. -Simferopol': IT «ARIAL», 2011. - 302 s.

10. Kanunnikova O.R. Tolerantnost' yak umova mizhetnichnoi zlagodi v Ukraini / O.R. Kanunnikova // VIII Mezhdunar. nauchno-prakt. konf. «Problemy garmonizacii mnogonacional'nyh otnoshenij na postsovetskom prostranstve», 19 dekabrya 2012 g.: Materialy konferencii. - Har'kov, 2013. - S. 66-68.

11. Shostka V.I. Social'naya identichnost' i problemy preduprezhdeniya mezhnacional'nyh konfliktov / V.I. SHostka // VIII Mezhdunar. nauchno-prakt.

«ProЫemy garmonizacii mnogonacional'nyh otnoshenij na postsovetskom prostranstve», 19 dekabrya 2012 g.: Materialy konferencii. - Har'kov, 2013. - S. 178-183.

12. Shostka V.I. Perspektivy razvitiya sel'skogo zelenogo, ehkologicheskogo i ehtnograficheskogo vidov turizma v Krymu./ V.I.SHostka // Sovremennye problemy servisa i turizma, 2015, № 1Д.8. - s.97- 103.

Поступила вредакцию13.02.2016г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.