Научная статья на тему 'Национально-смешанная семья как фактор межэтнического согласия'

Национально-смешанная семья как фактор межэтнического согласия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
237
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / FAMILY / МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ / INTERETHNIC FAMILY / МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ / FAMILY OF MANY CHILDREN / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERETHNIC RELATIONS / СОВЕТСКИЙ СОЮЗ / SOVIET UNION / РОССИЯ / RUSSIA / ДАГЕСТАН. / DAGESTAN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Караев Исрафил Ибадулахович

В статье рассмотрены проблемы межнациональной семьи, показана ее роль в сохранении ме-жэтнического согласия и стабильности в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problems of interaction of inte-rethnic relations and family. The author pays attention to interna-tional family, shows its role in preservation of interethnic consent and stability in a society.

Текст научной работы на тему «Национально-смешанная семья как фактор межэтнического согласия»

ИМ. КАРАЕВ аспирант кафедры истории, философии и культурологии МГГУ им. М.А. Шолохова*

Национально-смешанная семья как фактор межэтнического согласия

В сложнейшем динамическом и противоречивом конгломерате общественных отношений в современной России взаимосвязь между семейными и межнациональными отношениями занимает особое место.

В то же время в научной литературе семья, в частности национально-смешанная, в качестве фактора оптимизации межнациональных отношений исследована недостаточно.

В советский период национально-смешанные браки находились в сфере внимания этнографов, историков, социологов, демографов. Как правило, исследователи констатировали рост количества национально-смешанных семей в стране в целом и в отдельных ее регионах.

Обратимся к данным статистики. К примеру, в 1925 г. в бывшем СССР межнациональным браком был лишь каждый сороковой брак, к концу 50-х гг. таковым являлся каждый десятый брак, а в ряде городов -даже каждый четвертый. В 1970 г. процент межнациональных браков в

стране достиг 13,5, а в 1980 г. - 151. Во второй половине 80-х гг. «в нашей

- 2

стране каждая шестая семья включала людей разных национальностей»2. Это один из ярких показателей дружественных межнациональных отношений, которые сложились в стране за годы Советской власти.

В Дагестане в 1939 г. межнациональные браки составляли 5,7% к общему числу браков, а в 1970 г. их было 8,6%. В 1973 г. национально-смешанные браки составляли уже 13,7% общего числа браков,

* Караев Исрафил Ибадулахович, e-mail: karaev05I@mail.ru

1 См.: Бромлей Ю. В. Этнонациональные процессы в СССР. М., 1986, с. 27; Население СССР, М., 1983, с.98.

2 Сусоколов А.А. Межнациональные браки в СССР. М., 1987, с. 3.

заключенных в республике1. И вплоть до конца 80-х гг. наблюдалась тенденция роста таких браков. В 90-х гг. межнациональные семьи столкнулись с трудностями, вызванными миграционными процессами и острыми межнациональными конфликтами. Распад СССР привел к разрыву не только экономических, хозяйственных связей, но и родственных отношений. Это отразилось и на самочувствии национально-смешанных семей. Многие из них, особенно в регионах межнациональных конфликтов, разрушились. Ухудшилась межэтническая ситуация во многих регионах страны, усилились националистические, центробежные силы, межнациональная интолерантность, усложнилась демографическая ситуация в российском социуме. Все это не могло не привести к формированию в общественном сознании негативного отношения к заключению межнациональных браков и в определенной степени к дискредитации самой этой идеи2. Тем не менее сложности развития страны хотя и ослабили интерес к изучению межнациональных браков, но не могли остановить общую тенденцию развития смешанных браков.

Выше было отмечено, что в советский период наблюдался рост числа национально-смешанных браков. Это было связано с тем, что вся атмосфера жизни людей, совместный труд, семья, школа, армия, культура, искусство, литература работали на формирование в обществе дружественных, солидарных отношений между людьми разных национальностей, воспитание у них, в первую очередь у молодежи, самых благородных чувств - чувства любви к Родине (патриотизма) и уважительного отношения к человеку независимо от национальности, расовой и религиозной принадлежности.

В результате складывался особый психологический климат межнациональных отношений, к которому мы все привыкли. Абсолютное

1

Гаджиева С.Ш., Янкова З.А. Дагестанская семья сегодня. Махачкала, 1978, с. 28, 29.

2 Шахбанова М.М. Отношение к межнациональным бракам в этническом сознании дагестанцев // СОЦИС, 2008, №11, с. 73.

большинство советских людей положительно относилось к общению с людьми других национальностей. Это способствовало росту числа этнически смешанных семей.

Поэтому этнически-смешанные браки, как нам представляется, требуют глубокого исследования и анализа.

Во-первых, как справедливо пишет А.А. Сусоколов, «результаты

изучения межнациональной брачности, правильное научное освещение

данного вопроса важны с воспитательной точки зрения». Ведь именно в

межнациональном общении особенно рельефно ощущается нал

циональная специфика культур1.

Во-вторых, исследования смешанной семьи могут иметь значение и в процессе решения социально-экономических проблем нашего общества. Ведь межнациональные браки являются следствием развития межэтнических контактов. Эти связи расширяются в условиях функционирования трудовых ассоциаций, учебных и воинских коллективов, в процессе миграции и т.д. Рост числа этнически-смешанных браков является одним из показателей национальной адаптации, которая, как свидетельствует практика, часто не менее важна, чем адаптация экономическая, климатическая или бытовая. Изучение смешанных семей, конечно, не раскроет всех проблем национальной адаптации, но позволит взглянуть на некоторые из них более глубоко.

Наконец, изучение семьи вообще, межнациональной в частности, необходимо с точки зрения сохранения и передачи новым поколениям положительных семейных традиций, а их в российской семье немало.

Дагестан на протяжении почти всей своей истории служил образцом дружбы народов. Об этом писали иностранные и русские ученые, журналисты и общественные деятели, побывавшие в нем. История

Сусоколов А.А. Указ. соч., с. 14.

Дагестана не знает примеров столкновения его народов на строго этнической почве. Это - правда.

Народы Дагестана всегда доверяли друг другу, уважали друг друга, учились друг у друга, заимствовали друг у друга лучшие качества. Идеи единства дагестанцев превратились в общедагестанскую традицию единства. Передаваемая из поколения в поколение, эта традиция приобрела особую значимость в современных непростых условиях. Или возьмем традицию гостеприимства. В Дагестане этот институт был одним из важнейших каналов общения представителей разных селений, обществ, народов. Для дагестанцев в гостеприимстве главное не национальная принадлежность гостя. В беду или в трудное положение попал человек. И этим для наших предков было сказано все. Разве это не признание - пусть бессознательное - приоритета общечеловеческого над национальным, т.е. то самое признание, к которому мы, просвещенные люди начала XXI в., с таким трудом приходим теперь.

Традиция гостеприимства присуща всем народам, является частью их быта. «Каждый народ, большой и малый по своей человеческой натуре является тружеником, творцом и художником. Труд, мир, добрососедство, стремление к справедливости и прекрасному - эти черты характеризовали народы с древних времен. От них и идут, как ручейки от родников, прогрессивные национальные обычаи, отображая таким образом то общее, что присуще всем народам... Сколько под солнцем народов, столько же национальных особенностей, обычаев и обрядов... Лучшие традиции всех народов обретают крылья и вылетают за национальные границы. Их подхватывают соседние народы, и, когда эти традиции входят в плоть и в кровь, они становятся их достоянием», -справедливо пишет профессор А.Г. Агаев в книге «В единой семье».

Воспитание на положительных традициях начинается в семье, в том числе межнациональной. Необходимо добиться того, чтобы традиции воспринимались не просто как связь времен, чередование дат и событий,

а как моральный долг, нравственная ответственность каждого за продолжение и преумножение свершений отцов, дедов и прадедов, за утверждение свободной и счастливой жизни.

Многое в этом плане может сделать наша многонациональная интеллигенция. От ее социальной ответственности и профессионального уровня, твердых гуманистических позиций во многом зависит формирование у граждан исторической памяти, сохранение целостности страны, гуманизация общества, передача молодежи того, что было создано предшествующими поколениями.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в современных непростых условиях развития российского социума роль и значение семьи как уникальной ценности не ослабевает, а возрастает с новой силой. Во-первых, она обеспечивает будущее страны. Во-вторых, как важнейший социальный институт семья выступает источником производства, хранения и передачи новым поколениям подлинно народных традиций. В-третьих, нельзя отрицать значение семьи, в том числе и межнациональной, в сохранении стабильности общества, в обеспечении мира и национального согласия в полиэтническом социуме.

На наш взгляд, исключительно важной задачей как мононациональной, так и межнациональной семьи является воспитание детей как граждан страны великой культуры, внесшей значительный вклад во всемирную историю, в развитие науки и техники, сохранение мира на Земле. Такая работа родителей не может не способствовать формированию у детей гуманизма, любви и уважения к народам страны, их истории, языкам, традициям, культурам, уважения к малой родине, ее истории, обычаям и традициям старших поколений. Эта работа призвана носить целенаправленный и систематический характер. Она должна осуществляться совместно со школой и учреждениями культуры.

На долю российской семьи в новейшей истории выпали серьезные испытания.

Относительно недавно по историческим меркам мы оказались свидетелями распада СССР. Данный акт принес много горя нашим гражданам. Много крови, боли, личных трагедий. Независимо от национальности этих граждан. Обжитые ранее районы покинули миллионы людей, распались этнически-смешанные семьи, хлынул поток беженцев.

Может возникнуть вопрос: существует ли подобная опасность по отношению к России? Могу отметить лишь то, что угроза полностью не исчезла.

Нам представляется, что состояние межнациональных отношений в стране в целом и в ее отдельных субъектах в известной степени зависит от такого уникального социального института, как семья, от ее устойчивости, возможности и способности осуществлять эффективное гуманистическое воспитание.

Смешанная семья имеет общегосударственную значимость не в меньшей мере, чем, например, многодетная семья. На последнюю мы внимание обращаем, на межнациональную - почти нет. Между тем межнациональная семья является той уникальной структурой, где на микроуровне формируются не только межличностные, но и межнациональные отношения. Поэтому от того, как формируются в ней национальное сознание и самосознание разнонациональных супругов, какие национальные стереотипы и установки складываются у них по отношению к этнической группе брачного партнера, в значительной степени зависят и особенности личностных взаимоотношений супругов, и специфика их межнациональных контактов в более широкой, внесемейной социальной среде. Поэтому смешанная семья может быть использована как микромодель для изучения межнациональных отношений, а исследование взаимоотношений разнонациональных супругов в этих семьях позволяет глубже раскрыть социально-

психологические механизмы оптимизации взаимодействия этнических групп1.

Межнациональная семья (особенно, если она дружная, крепкая, здоровая) самим фактом своего существования служит благому и доброму делу для всего нашего государства, а именно: единству наших граждан всех национальностей, взаимотерпимости, уважению к ценностям, языку, культуре, традициям, обычаям, психологическому складу, вероисповеданию, исторической памяти иных народов, препятствует шовинизму, национализму, этническому чванству или, напротив чувству национальной ущербности, неполноценности. Значение всего этого для сегодняшней России трудно переоценить.

В соответствии с проблематикой настоящей статьи в 2005-2007 гг. автором были проведены исследования в среде дагестанской студенческой молодежи с целью проследить динамику изменения мировоззренческих ориентаций молодых людей в затронутой области. В ходе социологического опроса выявилось, в частности, что если в 2005 г. к смешанным бракам положительно или безразлично относилось в общей сложности более 70% респондентов, то в 2007 г. этот показатель едва превысил 60%; если в 2005 г. изъявили готовность сами вступить в смешанный брак около 50% опрошенных, то в 2007 г. таковых оказалось менее 40%. Если учесть, что число опрошенных превышало 500 человек, то выявленная картина может быть расценена как достаточно объективная.

Приведем еще один пример. Социологическая группа кафедры политологии и социологии Дагестанского государственного педагогического университета в октябре-ноябре 2010 г. провела по специальной анкете социологическое исследование с целью изучения общественного мнения студенческой молодежи по поводу

См.: Левкович В.П. Социально-психологические проблемы взаимоотношений в разнонациональных семьях // Женщина и свобода. М., 1994, с. 133.

межнациональных отношений. Всего было опрошено 250 человек с семи факультетов.

На вопрос «Для Вас важно, кто Ваш друг по национальности»? 233 (93,2%) человека ответили - «Нет. Для меня в друге важна не национальность, а его человеческие качества». 12 (4,8%) человек ответили «Да. Я хотел бы иметь друзей только моей национальности»; затруднились с ответом 5 (2%) человек. На вопрос «Ваше отношение к межнациональным бракам» положительно ответили 151 (60,4%) человек, отрицательно - 27 (10,8%) человек; «сам бы в такой брак не вступил, а в отношении других безразлично» - 50 человек (20%); затруднились ответить - 12 (4,8%) человек.

На вопрос «Как Вы относитесь к межнациональным бракам Ваших родственников и близких друзей»? положительно ответили 170 (68%) человек, отрицательно - 30 человек (12%), не задумывались - 50 человек (20%).

Хотя межнациональные семьи далеко не единственный канал взаимовлияния культур, особенно в современных условиях, однако этот канал достаточно значим. Через него происходит наиболее глубокое усвоение многих важных элементов соционормативной культуры другого этноса. Опасения по поводу того, что смешанная семья способствует исчезновению национальной культуры, на наш взгляд, безосновательны потому, что такая семья не может «навязать» однонациональной семье специфические для себя элементы культуры. Национально-смешанная семья играет в этнокультурных процессах роль не столько инициатора, сколько «катализатора», ускорителя уже идущих процессов.

Определенный интерес представляет вопрос и об устойчивости межнациональных семей. Конечно, современная семья не терпит жесткой внешней регламентации. Но ситуация, когда мы являемся свидетелями увеличения числа разводов, также не может быть признана нормальной, так как сказывается она, прежде всего, на детях.

А это уже не частная тема для социологического исследования, а проблема перспектив всего нашего общества. «Изучение расторжения браков разного национального состава позволяет раскрыть влияние этнокультурных факторов на данный процесс... Увеличение числа национально-смешанных браков, - справедливо отмечает А.А. Сусоколов, - не является причиной роста числа разводов, которое наиболее велико как раз в относительно однонациональных регионах»1.

Что же конкретно нужно делать для укрепления смешанной семьи?

Мы стимулируем существование многодетных семей. И материально и морально. Последнее выражается, в частности, через содействие средств массовой информации, формирование общественного мнения. Думаем, что это правильная политика, работающая на будущее России.

Но почему мы не делаем того же самого применительно к межнациональным семьям? Хотя бы в моральном плане, если в материальном нам сейчас не по карману? Где у нас передачи о счастливых межнациональных семьях? Где общественное признание вклада таких семей в дело межнационального мира в России? Этого у нас нет.

Выше было отмечено, что развал СССР вызвал и относительное падение числа межнациональных браков. Это вполне объяснимо. Но россиянам от этого не легче. Поскольку мы ничего не делаем для поддержки семей, образующихся в результате таких браков, трудно было бы ожидать иного. Что нас ожидает в перспективе, если данная тенденция сохранится? Ответ ясен: усиление национального изоляционизма и сепаратизма, стремление к мононациональным бракам и семьям. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Будет ли это все во благо России? Вряд ли. Что мы в состоянии реально противопоставить этой угрозе?

Сусоколов А.А. Указ. соч., с. 15-16.

1. Свободу личного национального самоопределения по образцу свободы совести и вероисповедания.

2. Прекращение под видом деидеологизации шельмования истории нашей страны, которое отнюдь не способствует укреплению патриотизма, доверия между властью и народом, стабильности общества, межэтническому согласию, сближению народов, сохранению единства в полиэтнической стране, общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, исторической памяти, культурно-исторических традиций; разобщает людей по этническому признаку, усиливает центробежные, экстремистские и националистические силы.

3. Усиление внимания к межнациональным семьям на государственном уровне хотя бы в моральном отношении.

4. Активную пропаганду опыта межнациональных семей в современной России.

Караев И.И. Национально-смешанная семья как фактор межэтнического согласия. В статье рассмотрены проблемы межнациональной семьи, показана ее роль в сохранении межэтнического согласия и стабильности в обществе.

Ключевые слова: семья, межнациональная семья, многодетная семья, межнациональные отношения, Советский Союз, Россия, Дагестан.

Karaev I.I. Ап international family as a factor of interethnic consent. The article deals with the problems of interaction of interethnic relations and family. The author pays attention to international family, shows its role in preservation of interethnic consent and stability in a society.

Key words: family, interethnic family, family of many children, interethnic relations, Soviet Union, Russia, Dagestan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.