Научная статья на тему 'КРЫМСКОТАТАРСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ: ОБЗОР ДИССЕРТАЦИЙ'

КРЫМСКОТАТАРСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ: ОБЗОР ДИССЕРТАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ДИССЕРТАЦИЯ / КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асанова З.Р.

В статье акцентируется внимание на научных исследованиях, в которых освещаются значимые для крымских татар проблемы. Выявлено, что тематика научных педагогических исследований затрагивает историко-педагогические аспекты, направленные на изучение педагогического наследия прошлого с целью его адаптации в современных условиях; вопросы воспитания детей дошкольного и школьного возраста в семье и образовательных организациях с активным использованием средств народной педагогики с целью сохранения культуры народа и родного языка; подготовки педагогических кадров для детских садов и школ с обучением на крымскотатарском языке. Сделан вывод, что, несмотря на полученные результаты, необходимо определение перспектив дальнейших научных поисков, направленных на разрешение значимых для крымскотатарского народа проблем в области образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMEAN TATAR PROBLEMS IN MODERN PEDAGOGICAL RESEARCH: A BRIEF OVERVIEW OF DISSERTATIONS

The article focuses on scientific research, which highlights significant problems for the Crimean Tatars related to the revival and development of the culture of the people, their integration into the Crimean society after returning to their historical homeland. The content of scientific pedagogical works (dissertations) related to the Crimean Tatar issues is analyzed. It is revealed that the subject of scientific research affects historical and pedagogical aspects aimed at studying the pedagogical heritage of the past in order to adapt it to modern conditions; issues of educating preschool and school-age children in the family and educational organizations with the active use of folk pedagogy to preserve the culture of the people and their native language; training of teaching staff for kindergartens and schools with instruction in the Crimean Tatar language. It is concluded that, despite the results obtained, it is necessary to determine the prospects for further scientific searches aimed at resolving problems significant for the Crimean Tatar people in the field of education. Thematic and substantive analysis of dissertations allows you to identify a certain list of issues that require consideration. In the history of education, pedagogical personalism should be enriched by the names of Ismail Akya, Yagya Naji Bayburtli, Usein Balich, Mustafa Bekirov, Ilyas Boragansky and many other Crimean Tatar figures, whose educational activities and pedagogical ideas are to be understood. In the pedagogy of the Crimean Tatar people in addition to the studies of folk traditions (valeological, environmental, etc.) is essential for scientific level to justify the algorithms for the implementation of the most significant and relevant in the educational process of educational institutions, in the practice of family education. Ethnodidactical studies will help to solve the problems of the formation of the Crimean Tatar children according to their ethnic nature. The problems of training teachers for general education schools - subject teachers (physicists, chemists, historians, etc.) and the development of teaching methods in academic subjects continue to be relevant. When identifying the problem field of further scientific research, it is necessary to take into account that the results of pedagogical research are reflected in monographs and scientific articles. It is also necessary to focus on the social demand. In this regard, it is necessary to study the thematic content of other scientific publications that reveal the Crimean Tatar problems, and conduct sociological studies to clarify the needs of the Crimean Tatars in the educational sphere.

Текст научной работы на тему «КРЫМСКОТАТАРСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ: ОБЗОР ДИССЕРТАЦИЙ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 7 (73). 2021. № 4. С. 54-65.

УДК 37(=512.1)

КРЫМСКОТАТАРСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ: ОБЗОР ДИССЕРТАЦИЙ

Асанова З. Р.

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова» Симферополь, Республика Крыш, Россия E-mail: asanova.zarema@yandex.ua

В статье акцентируется внимание на научных исследованиях, в которых освещаются значимые для крымских татар проблемы. Выявлено, что тематика научных педагогических исследований затрагивает историко-педагогические аспекты, направленные на изучение педагогического наследия прошлого с целью его адаптации в современных условиях; вопросы воспитания детей дошкольного и школьного возраста в семье и образовательных организациях с активным использованием средств народной педагогики с целью сохранения культуры народа и родного языка; подготовки педагогических кадров для детских садов и школ с обучением на крымскотатарском языке. Сделан вывод, что, несмотря на полученные результаты, необходимо определение перспектив дальнейших научных поисков, направленных на разрешение значимых для крымскотатарского народа проблем в области образования.

Ключевые слова: педагогика, диссертация, крымские татары, образование, воспитание. ВВЕДЕНИЕ

В период репатриации крымских татар наблюдается активный научный поиск решения проблем, связанных с возрождением и дальнейшем развитием культуры депортированного народа. Проведен ряд разнообразных научных исследований, результаты которых обогатились такие научные отрасли как педагогика, история, философия, культурология и др.

В философии раскрыта регулятивно-креативная функция традиций в этнокультуре крымских татар (Л. Бекирова, 2004).

В истории рассмотрены периоды начиная с Крымского ханства и заканчивая началом XXI в., раскрыты исторические аспекты этносоциокультурной эволюции крымскотатарского народа, роль Ислама как системообразующего фактора в процессе этногенеза крымскотатарского народа и крымскотатарской газеты «Переводчик-Терджиман» в этнокультурном и политическом дискурсе в России рассмотрены вопросы развития этнополитики и народного образования (Д. И. Абибуллаева, 2005; Е. Е. Бойцова, 2000; В. Ю. Ганкевич, 2000; Р. Т. Дейников, 2012; Б. В. Змерзлый, 2008; Г. Н. Кондратюк, 2005; Е. В. Латышева, 2004; М. Н. Сотавов, 2010; Н. Е. Тихонова, 2019; Р. И. Хаяли, 2010; С. П. Шендрикова, 2002; В. В. Ширай, 2014 и др.), проведены историко-этнографические исследования крымскотатарского традиционного костюма и свадебной обрядности (Л. Х. Аблямитова, 2011; Л. И. Рославцева, 1999; Е. В. Соболева, 2009).

54

В политологии, социологии и юридических науках рассмотрены вопросы, связанные с самоопределением и интеграцией крымскотатарского сообщества в геополитическое пространство, с национальным движением крымских татар, другими политико-правовыми и социокультурными аспекты (А. И. Апселямова, 2011; К. Н. Ахмадеев, 2018; С. Н. Бекиров, 2011; В. А. Гладун, 2007; Н. Э. Демешко, 2020; Р. Д. Куртсеитов, 1995; О. В. Рябцев, 2008; А. В. Старицын, 2007; Д. Р. Хаваджи, 2005; А. В. Щерба, 2010).

В культурологии и искусствоведении раскрыты этапы развития, типология, стилистика, художественные особенности декоративно-прикладного искусства крымских татар XV - первой половины XX вв., особенности становления и развития крымскотатарского театра в конце XIX и начале XX века, народной хореографической культуры крымских татар XIX - первой половины XX в., рассмотрены религиозные музыкально-поэтические жанры в традиционной музыке крымских татар, поднимаются вопросы возрождения театрального и декоративно-прикладного искусства, традиционных праздников и обрядов крымских татар в современных условиях ((Н. М. Акчурина-Муфтиева, 2009; В. Э. Вейсова, 2011; С. А. Керимова, 2004; А. Н. Пидлыпская, 2005; Г. Р. Туймова, 2008; Л. В. Узунова, 2003).

В филологии определены источники формирования лексики крымскотатарского языка, проанализирована эволюция крымскотатарского художественного слова в конце XIX - начале ХХ вв. актуализированы проблемы лингвистической и юридической терминологии, решены узконаправленные задачи в морфологии, грамматике, фонетике, синтаксисе (Г. Ш. Аджимамбетова, 2009; Э. С. Ганиева, 2008; Л. И. Караева, 2006; И. А. Керимов, 1999; А. М. Меметов, 1989; О. Д. Рустемов, 2012; Н. С. Сейдаметова, 2010; Л. С. Селендили (Оказ), 2000, 2015; Л. Ш. Селимова, 2006). В фольклористике проанализированы народные сказки и песни крымских татар (Л. П. Гуманенко, 2011; О. Н. Гуменюк, 2009; О. А. Тищенко-Монастырская, 2010). Активные научные поиски ведутся и по проблемам крымскотатарской литературы и прессы (А. Т. Аблаева, 2017; Т. Н. Киримов, 2009; Ф. А. Сеферова, 2007; Г. З. Юксель, 2007).

Значительную долю (30%) из проанализированных 70 диссертаций составили педагогические исследования. И это не случайно. Одной из первоочередных задач крымскотатарского народа после возвращения на историческую родину было изучение и переосмысление историко-педагогического опыта, накопленного веками в культуре народа и подвергшегося забвению в период депортации, а также определение путей дальнейшего развития и интеграции сложившихся образовательных практик в крымское и мировое образовательное пространство с учетом потребностей этнического сообщества.

Цель статьи - проанализировать содержание современных научных педагогических работ (диссертаций), связанных с крымскотатарской проблематикой, обобщить результаты исследований и обозначить перспективы дальнейших научных поисков. Используя аналитико-синтетические методы исследования, нами было проанализировано 21 диссертация (из них 3 докторские) по отраслям педагогической науки, содержащиеся в Национальной библиотеке Украины имени Вернадского и Российской государственной библиотеке.

55

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

1. Историко-педагогические исследования. Среди диссертационных работ, посвященных персоналиям в педагогике, необходимо выделить исследования, раскрывающие педагогическое наследие Исмаила Гаспринского. Одним из первых раскрыл прогрессивисткие педагогические идеи крымских татар второй половины XIX - начала ХХ веков Э. А. Аблаев (1991). Ученый обратил внимание на деятельность великого просветителя как организатора реформирования крымскотатарской школы, издателя и постоянного автора газеты «Терджиман-Переводчик», борца за активизацию женского образования, создателя учебных пособий для крымскотатарской школы, подчеркнул значимость педагогических идей И. Гаспринского в вопросах приобщения крымских татар к родной (крымскотатарской), государственной (русской) и мировой культурам для современных исследований [1].

Продолжила изучение педагогического наследия просветителя, назвав И. Гаспринского первым среди первых в деле просвещения, олицетворением пассионарного возрождения, Э. Э. Абибуллаева (2004). В исследовании отмечено влияние И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и других педагогов на становление и формирование дидактических взглядов И. Гаспринского, четко обозначены цель и содержание образования, раскрыты сущность и структура дидактической системы реформатора [2].

Поднятую И. Гаспринским и нашедшую продолжение в деятельности его дочери Ш. Гаспринской проблему женского образования, затрагивает в своем исследовании Т .В. Шушара (2006). Изучив архивные материалы, исследователь определяет типы учебно-воспитательных заведений в Таврической губернии, в которых девочки и девушки могли получить образование, раскрывает содержательную сторону учебно-воспитательного процесса. Отдельно описывает организацию и содержание крымскотатарских школ (мектеб), в которых, по сведениям автора, к 1890-м гг. обучалось примерно одинаковое количество мусульманских девочек и мальчиков [3].

Период XIX - начала XX вв. привлек внимание и других современных исследователей. Комплексный историко-педагогический анализ подготовки учителей для крымскотатарской национальной школы как социально-исторического явления осуществлен Э. Ш. Бекировой (2007). Исследователем обоснованы основные тенденции становления и развития учебных заведений, осуществляющих подготовку педагогических кадров для крымскотатарской школы, определены типы учебных заведений, на базе которых осуществлялась подготовка учителей для национальной крымскотатарской школы (медресе, мектебы-рушдие, Симферопольская татарская учительская школа, русско-татарские министерские училища и др.) [4].

Педагогика джадидизма И. Гаспринского, основанная на гармоничном единстве тюркского, исламского и европейского компонентов, проектировалась и на музыкальное творчество крымских татар. Анализ архивных материалов и периодики конца XIX - начала XX вв. позволил З. А. Алиевой (2012) выделить ряд

56

тенденций в развитии музыкально-педагогической культуры крымскотатарского народа изучаемого периода, среди которых признание необходимости усиления воспитательной функции музыкальной дисциплины в учебных заведениях, широкая пропаганда общечеловеческих музыкальных ценностей и национальных традиций в музыкальном воспитании, рассмотрение музыкальной педагогики как «искусства воспитания», пропаганда деятельности выдающихся представителей крымскотатарского общественного мнения и педагогики, разработка программ по музыке для крымскотатарских школ и т.д. [5].

Таким образом, деятельность И. Гаспринского, а также его сподвижников А. Айвазова, О. Акъчокъракълы, И. Леманова и др., их педагогические идеи представляют огромный пласт для исследования, анализ которого может дать основу для решения современных проблем, например, в образовательных организациях с крымскотатарским языком обучения.

2. Этнопедагогические исследования. Среди этнопедагогических исследований необходимо выделить фундаментальное исследование М. А. Хайруддинова (2003), в котором обращено внимание на народную педагогику крымских татар, развитие и укрепление этнопедагогики крымскотатарского народа как одной из составных частей этнопедагогической науки. Ретроспективный анализ педагогического наследия крымскотатарского народа ХШ-ХХ веков позволил исследователю определить этапы, источники и тенденции его развития и на этой основе разработать пути актуализации этнопедагогики в современной системе обучения и воспитания подрастающего поколения. Ученым разработаны теоретические и методологические основы этнопедагогики крымскотатарского народа, определена структура этнопедагогики, ее связи со смежными науками, уточнен понятийный аппарат, раскрыты роль и место этнопедагогических традиций крымских татар в сохранении и развитии их как этноса, сущность и особенности взаимодействия морально-религиозной культуры и крымскотатарской народной педагогики как фактора формирования современных этнопедагогических концепций, выявлены и охарактеризованы содержание, методы, формы и средства народного воспитания и т.д. [6].

3. И. Мустафаева - одна из первых обратилась к воспитательному потенциалу народной педагогики крымских татар, в которой отражено их мировоззрение, особенности национального характера и культуры, опыт воспитания детей, акцентировав внимание на дошкольном возрасте как периоде, когда ребенок продолжает находиться в центре семейных забот. Обозначив, что современная крымскотатарская семья и дошкольные учреждения нуждаются в научно -методическом обеспечении, исследователь предложила примерные учебно-тематические планы занятий клуба родителей «Чешме» и кружка для детей «Алтын бешик». Таким образом, система взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения с использованием средств этнопедагогики крымских татар, по мнению З. И. Мустафаевой, должна быть направлена на формирование начал духовного и национального самосознания дошкольников [7].

Традиции этнопедагогики крымских татар в воспитании детей дошкольного возраста продолжила рассматривать Л. И. Кадырова, которая предлагает

57

использовать исторический опыт крымскотатарского народа по регулированию поведения и взаимоотношений между людьми в нравственном воспитания и привлечении старших дошкольников к моральным ценностям и культуре крымских татар. Поддерживая мнение предшественников о необходимости взаимодействия образовательной организации и семьи в решении задач нравственного воспитания, исследователь рекомендует организовать воспитательную работу в три этапа: на когнитивно-ознакомительном этапе - ознакомить детей старшего дошкольного возраста с народными традициями крымских татар нравственного содержания, которые определяют нормы и правила поведения в многонациональной среде, в отношении сверстников и взрослых, членов семьи, в трудовой и бытовой деятельности, на репродуктивно-деятельностном - привлечь детей к активному использованию народных традиций крымских татар в повседневной жизни, в общении, сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, на креативно-деятельностном - закрепить в самостоятельной деятельности старших дошкольников нравственные нормы, отвечающие народным традициям крымских татар, через приобщение детей к различным видам творчества [8].

Младший школьный возраст - не менее активный период инкультурации подрастающего поколения. Система этнопедагогических средств нравственного воспитания обучающихся начальной школы предложена З. Р. Асановой (2013). Исследователем при подборе средств этнопедагогики крымскотатарского народа учитывалось соответствие этнопедагогического материала задачам воспитания, этапам возрастного развития и уровню познавательных способностей учащихся, особенностям изучаемых предметов. В подаче этнопедагогического материала соблюдалось обеспечение последовательности и преемственности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Организация нравственного воспитания крымскотатарских детей в начальной школе с активным использованием этнопедагогических средств может способствовать, по мнению ученого, сохранению и поддерживанию принадлежности личности к родному этносу, позволяет в дальнейшем (в средней и старшей школе) строить учебно-воспитательный процесс, который будет содействовать выведению носителя традиционной родной крымскотатарской культуры к государственной и мировой, предоставлять возможность учащимся для свободного самоопределения и самореализации в социальном мире [9].

Проблема формирования внутренних взаимоотношений в крымскотатарской семье, которые бы давали ей возможность реализоваться в новых социально-экономических условиях, и, в то же время, сберечь национальные особенности, воспитать молодежь на духовно-нравственных ценностях своего народа, раскрывается в исследовании Э. Р. Зарединовой (2004). Исследователем отмечено, что нравственно-ценностные взаимоотношения в крымскотатарской семье характеризуются внешней направленностью на членов семьи со стороны институтов землячества (койдеш), побратимства (аркъадашлыкъ), сватов (къудалар), аталычества (аталыкъ), добрососедства (талакъа), общественного совета (джемаатчылыкъ) и др., свидетельствующей о взаимодействии семьи и общества как целостного организма [10].

58

Проблемы воспитания крымскотатарских детей раскрываются и в исследованиях, проводимых в рамках концепции поликультурного образования и воспитания. В диссертации Э. И. Койковой (2008) обращается внимание на то, что нетерпимость является одной из крупнейших глобальных проблем современного мира. Особую актуальность данная проблема приобретает в условиях поликультурного пространства Крымского региона, в связи с определяющим влиянием на этнополитическую ситуацию трех наиболее многочисленных этносов: русских, украинцев и крымских татар, тенденцией к росту роли в межэтнических отношениях представителей этносов, которые были насильственно переселены по этническому признаку, а теперь возвращаются на свою историческую Родину, а также ростом общенационального и этнического самосознания. Поскольку в теории поликультурного образования главное место отводится толерантности как принципу взаимоотношений между людьми разных национальностей и культур исследователем было предложено создание педагогических условий для формирования потребности и готовности ученика начальных классов к конструктивному взаимодействию со сверстниками независимо от национальной, социальной, религиозной принадлежности, принятию, пониманию и проявлению интереса к культуре и традициям разных народов [11].

Для решения проблем формирования позитивных взаимоотношений в условиях поликультурного крымского региона в исследовании С. Р. Алиевой (2011) предлагается обратить внимание на один из важнейших факторов, который способен обеспечивать взаимодействие этносов на основе гуманистической морали, определяющей жизнедеятельность демократического общества - кросс-культурные ценности. Учитывая сензитивность периода младшего школьного возраста, исследователь выделила и предлагает формировать у детей такие базовые ценности как толерантность, открытость, контактность, чувство собственной достоинства, справедливость [12].

Учитывая, что полиэтническая среда, в которой пересекаются культура и традиции различных этнических групп, создает благоприятные предпосылки для позитивного восприятия этнических различий и решения возникающих жизненных проблем путем диалога и сотрудничества, З. Р. Амет-Уста (2014) предлагает использовать данный фактор в воспитании доброжелательного отношения к людям разных национальностей как эмоционально-позитивного отношения к представителям различных этнических групп, проявляющегося в понимании и принятии ребенком их этнической самобытности, устойчивом интересе к жизни, быту и культуре, а также поддержании с ними дружеских отношений в разнообразных видах деятельности (общении, игре, труде, учебе). Ученый отмечает, что доброжелательное отношение к людям разных национальностей не передается генетически, а формируется в процессе социализации ребенка под влиянием многих социальных институтов, прежде всего в процессе воспитания. Учитывая, что старший дошкольный возраст является периодом формирования когнитивного, эмоционального и поведенческого сходства ребенка с представителями своего этноса, а также закрепления системы отношений к людям разных национальностей, исследователь акцентирует внимание именно на этом возрасте [13].

59

Проблема полоролевой социализации старших дошкольников разных этнических групп, в том числе и крымскотатарской, исследуется А. Р. Аблитаровой (2010). Полоролевая социализация понимается как процесс усвоения личностью социокультурных ценностей, которые обуславливают большинство особенностей полоролевого поведения. Исследователем обращается внимание на то, что среди дошкольников из мононациональных крымскотатарских групп существует определенная иерархия раздела игровой комнаты и игрушек, которая подкрепляется руководством педагога, дети из крымскотатарской группы характеризуются стереотипными представлениями о половой дифференциации, распределении родительских обязанностей, заложенными авторитарными религиозными канонами. Это связано с тем, что воспитательный процесс в крымскотатарской группе в условиях дошкольного учреждения предусматривает овладение двумя языками -родным и русским. Это объясняется тем, что в данной группе доминирует ориентация на национальное воспитание, а оно выдвигает строгие требования к соблюдение норм традиционной полоролевой модели поведения. Любое отклонение от установленных норм полового воспитания (под влиянием исламских канонов) сразу регулируется со стороны взрослых [14].

Комплексное исследование, проведенное М. В. Иванниковой (2014), позволило автору выявить и охарактеризовать этнопедагогические традиции трудового воспитания крымских татар, в которых народный опыт воспитания рассматривается как целостная эмпирическая система, согласно которой трудовое воспитание и подготовка к профессиональной деятельности осуществляется на основе исламской веры, национальных традиций и нравственных норм семейного воспитания. Исследователем рассмотрены возможности использования этнопедагогических традиций трудового воспитания в современных условиях социально-экономического развития крымского региона [15].

3. Исследования в области профессиональной педагогики. Во многих исследованиях обращается внимание на необходимость организации дополнительной работы с педагогами, участвующими в экспериментальных исследованиях. Это связано с тем, что большая часть педагогов, работающих с крымскотатарскими детьми (особенно в первые годы репатриации), недостаточно знала о национально-психологических особенностях обучающихся -представителях данного этнического сообщества, не была знакома с воспитательным потенциалом народной культуры крымских татар. Целенаправленно проблема подготовки будущих воспитателей дошкольных учебных заведений к профессиональной деятельности в условиях поликультурной среды Крыма поднимается в исследовании Э. Э. Бахичи (2011), где учитывается, что этот процесс - сложный, многоплановый, требует предварительного осмысления его целей, задач, содержания, зависимый от конкретных социокультурных и педагогических условий и обстоятельств. Исследователем предлагается помимо таких дисциплин как «Культурология», «Религиоведение», «Этнопедагогика», позволяющих в целом ознакомить студентов с культурой, религиозными воззрениями и педагогическими традициями разных народов, ввести в учебные планы, спецкурсы (например, «Технология профессиональной деятельности

60

воспитателя в поликультурном ДОУ»), которые будут построены на концептуальных идеях организации толерантного взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса и создания условий для развития межэтнической толерантности во взаимоотношениях с различными представителями этнических групп у воспитанников, при этом систематически использовать тренинговые упражнения, позволяющие развить у будущих воспитателей практические навыки толерантного взаимодействия [16].

На подготовке студентов к педагогической деятельности с учетом принципа дифференциации образования в условиях многонационального крымского региона настаивала Э. М. Муртазаева (2013), которая разработала факультативный курс «Крымскотатарский художественный труд с методикой обучения», отразивший особенности архитектонического творчества крымских татар. В исследовании поднимается вопрос о необходимости качественной переработки учебных планов и программ по художественным дисциплинам, об издании принципиально новых учебников и учебно-методических пособий для учителей начальных классов с крымскотатарским языком обучения [17].

Проблема обучения будущих учителей начальных классов крымскотатарского языка в условиях трилингвальной (русской, украинской и крымскотатарской) языковой среды поднимается Р. Р. Девлетовым (2012). Учитывая то, что изучению крымскотатарского языка в современной крымской школе уделяется недостаточно внимания, ученым впервые формируется методика трехъязычного обучения математике, изобразительному искусству, естествознанию, музыке, трудовому обучению и другим предметам. Таким образом, исследователем обращено внимание на то, что наряду с культуроведческим направлением, в рамках которого происходит усвоение обучающимися лингвострановедческих и социокультурных знаний, в трилингвальном обучении должно актуализироваться предметное направление, требующее овладение студентами (в основном, крымскими татарами) русским, украинским и крымскотатарским языками в пределах, необходимых для выполнения своих основных функций в полиэтническом обществе [18].

4. Исследования по методике обучения на родном (крымскотатарском) языке. Проблема говорения на крымскотатарском языке продолжает оставаться актуальной в крымскотатарском сообществе, большая часть представителей которого говорят на русском языке. Остро стоят вопросы определения содержания обучения говорению детей, согласно их возрастным возможностям, и обоснования последовательности отработки данного навыка. По возможности, эмпирическим путем учителя и воспитатели решают обозначенную проблему. На научном уровне пути ее решения продолжены в исследовании Л. Н. Асановой (2009), но они затрагивают только первоклассников. Исследователем на научном уровне составлены фонетический, лексический и грамматический минимумы по крымскотатарскому языку для 1 класса, составлены учебно-методические материалы, издан пробный учебник «Крымскотатарский язык» в комплекте с методическими указаниями и конспектами уроков, аудиокассетой, дидактическими играми [19].

61

В исследовании Н. М. Яяевой (2012) обращается внимание на одну из актуальнейших лингвометодических проблем - создание лингводидактической модели обучения крымскотатарской диалогической речи. Исследователем акцентировано внимание на пятиклассниках, для которых были составлены разнообразные упражнения, позволяющие сформировать необходимые умения и навыки повседневного говорения [20].

Проблема возрождения родного (крымскотатарского) языка, по мнению научной и педагогической общественности, должна решаться не только на уроках крымскотатарского языка и литературы, но и на других. Так, в исследовании С. М. Сейдаметовой (2009), обозначено, что учет и обоснование методических особенностей обучения информатике в школах с крымскотатарским языком обучения являются неотъемлемыми факторами создания методики обучения информатике на родном языке, разработки всех ее компонентов [21].

ВЫВОДЫ

Таким образом, за последние три десятилетия было проведено немало педагогических исследований, результаты которых при условии их распространения и внедрения в образовательные организации (детские сады, школы, вузы) позволят решить определенные проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения в крымскотатарском этническом сообществе.

Тематический и содержательный анализ диссертаций позволяет выделить определенный перечень вопросов, требующих рассмотрения. В истории образования педагогическая персоналистика должна обогатиться именами Исмаила Акъкъи, Ягъи Наджи Байбуртлы, Усеина Балича, Мустафы Бекирова, Ильяса Бораганского и многих других крымскотатарских деятелей, осмысление просветительской деятельности и педагогических идей которых предстоит осуществить. В этнопедагогике крымскотатарского народа помимо изучений народных традиций воспитания (например, валеологического, экологического и т.п.) необходимо на научном уровне обосновать алгоритмы внедрения наиболее значимых и актуальных из них в воспитательный процесс образовательных организаций, в практику семейного воспитания. Этнодидактические исследования позволят решать проблемы образования крымскотатарских детей сообразно их этнической природе. Актуальными продолжают оставаться проблемы подготовки педагогических кадров для общеобразовательной школы - учителей-предметников (физиков, химиков, историков и т.д.) и разработки методик обучения по учебным предметам.

В то же время при обозначении проблемного поля дальнейших научных поисков необходимо учитывать, что результаты педагогических исследований отражаются в монографиях и научных статьях. Также необходимо ориентироваться на социальный заказ. В связи с этим предстоит изучить тематическое содержание других научных публикаций, раскрывающих крымскотатарскую проблематику, и провести социологические исследования, позволяющие уточнить потребности крымских татар в образовательной сфере.

62

Список литературы

1. Аблаев Э. А. Прогрессивные педагогические идеи крымских татар второй половины XIX-начала XX веков : На материале педагогического наследия Исмаила Гаспринского : автореф дис... доктора пед. наук : 13.00.01 / Эдем Аджиевич Аблаев; Ташк. гос. пед. ин-т. - Ташкент, 1991. - 38 с.

2. Абибуллаева Э. Э. Дидактическая система И. Гаспринского : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Абибуллаева Энисе Эдемовна; Институт педагогики АПН Украины. - К., 2004. - 206 с.

3. Шушара Т. В. Развитие женского образования в Таврической губернии (XIX - начало XX века) : дис... канд. пед. наук: 13.00.01 / Шушара Т. В.; Крымский гуманитарный ун-т. - Ялта, 2006. - 215 с.

4. Беюрова У. Ш. Шдготовка педагопчних кадр1в для нацюнально! кримськотатарсько! школи (початок XIX - кшець ХХ ст.): автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.01 / Елмра Шевкепвна Беюрова; 1н-т вищ. освгги АПН Украши. - К., 2007. - 20 с.

5. Ал1ева З. Розвиток музично-педагопчно! культури кримськотатарського народу (кшець XIX -початок XX ст.) : автореф. дис ... канд. пед наук: 13.00.01 / Зарема Атева; Кримський гумаштарний ушверситет. - Ялта, 2012. - 20 с.

6. Хайруддинов М. А. Становлення i тенденцп розвитку етнопедагогжи кримськотатарського народу : автореф. дис... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Мухвддш Ашддшович. Хайруддшов; 1н-т педагопки АПН Украши. - К., 2003. - 37 с.

7. Мустафаева З. И. Воспитание дошкольников средствами этнопедагогики в крымскотатарских семьях: дис ... канд. пед. наук : 13.00.08. / Мустафаева Зюре Исмаиловна. - К., 2001. - 199 с.

8. Кадирова Л. I. Моральне виховання дпей старшого дошкшьного вжу на традицшх етнопедагогжи кримських татар : автореф. дис. ... канд. пед. наук : спец. 13.00.08 / Левiза 1ловйвна Кадирова; Швденноукрашський нацюнальний педагогiчний ун-т ш. К.Д.Ушинського. - Одеса, 2009. - 20 с.

9. Асанова З. Р. Моральне виховання молодших школярiв засобами етнопедагогжи кримськотатарського народу (на матерiалi шкш АРК) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Зарема Рiзаiвна Асанова; [робота виконана: Республжанський вищий навчальний заклад «Кримський iнженерно-педагогiчний унiверситет», м. Симферополь]; [мiсце захисту:] 1нститут проблем виховання НАПН Укра!ни. - К., 2013. - 19 с.

10. Зарединова Э. Р. Формирование нравственно-ценностных взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста в современной крымскотатарской семье : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Зарединова Э. Р.; Институт проблем воспитания АПН Украины. - К., 2004. - 253 с.

11. Койкова Е I. Виховання толерантност у молодших школярiв на уроках музики в умовах полжультурного простору : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Ельзара 1мдат1вна Койкова; Сыдноукрашський нацюнальний ун-т iм. Володимира Даля. - Луганськ, 2008. - 20 с.

12. Алiева С. Р. Формування крос-культурних цшностей у дпей молодшого шкшьного вжу в школах АР Крим : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Сусанна Рустемгвна Атева; 1нститут проблем виховання НАПН Укра!ни. - К., 2011. - 20 с.

13. Амет-Уста З. Р. Виховання доброзичливого ставлення до людей рiзних нацюнальностей у дпей старшого дошкшьного вжу в полiетнiчному середовищ : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Зарема Ремзйвна Амет-Уста; 1нститут проблем виховання НАПН Украши. - К., 2014. - 19 с.

14. Аблиарова А.Р. Особливост статеворольово! соцiалiзацii дошкшьниив рiзних еттчних груп : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Атде Рефшвна Аблiтарова; 1н-т пробл. виховання НАПН Украши. - К., 2010. - 23 с.

15. Иванникова М. В. Этнопедагогические традиции крымских татар в трудовом воспитании детей : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Марина Викторовна Иванникова; Крым. гуманит. ун-т. -Ялта, 2014. - 24 с.

16. Баыча Е. Е. Шдготовка майбутнх вихователiв дошкшьних навчальних заклад1в до професшно! дшльносп в полiкультурному середовищ Криму : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Е. Е. Баыча; ДЗ «Швденноукр. нац. пед. ун-т iм. К. Д. Ушинського». - Одеса, 2011. - 21 с.

17. Муртазаева Е.М. Шдготовка майбуттх учител1в початкових класiв до навчання художньо! працi в школах з кримськотатарською мовою навчання : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Е. М. Муртазаева; Нац. акад. пед. наук Укра!ни, 1н-т педагогжи НАПН Украши. - К., 2013. - 20 с.

18. Девлетов Р. Р. Теоретико-методичш засади навчання майбутнх учителiв початкових клаав кримськотатарсько! мови в умовах трилшгвального мовленневого середовища : автореф. дис. ... д-

63

ра пед. наук: 13.00.02 / PeM3i Рефжович Девлетов; Нац. пед. ун-т îm. М. П. Драгоманова. - К., 2012. - 41 с.

19. Асанова Л. Н. Развитие умения говорить на крымскотатарском языке у первоклассников школ с русским языком обучения : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Асанова Лейля Нуриевна; Ин-т педагогики АПН Украины. - К., 2009. - 238 с.

20. Яяева Н. М. Розвиток дiалогiчного мовлення учшв п'ятих класш у процеи навчання кримськотатарськоï мови : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Яяева Назле Мшетшна; 1н-т педагогiки НАПН Украши. - К., 2012. - 19 с.

21. Сейдаметова С. Методика навчання шформатики учшв шкш з кримськотатарською мовою навчання : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Саше Сейдаметова; [робота виконана: Кримський шженерно-педагопчний ушверситет]; |шсце захисту:] Нацiональний педагогiчний ушверситет iменi М. П. Драгоманова. - К., 2009. - 20 с.

CRIMEAN TATAR PROBLEMS IN MODERN PEDAGOGICAL RESEARCH: A BRIEF OVERVIEW OF DISSERTATIONS

Asanova Z. R.

Fevzi Yakubov Crimean Engineering and Pedagogical University Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation E-mail: asanova.zarema@yandex.ua

The article focuses on scientific research, which highlights significant problems for the Crimean Tatars related to the revival and development of the culture of the people, their integration into the Crimean society after returning to their historical homeland. The content of scientific pedagogical works (dissertations) related to the Crimean Tatar issues is analyzed. It is revealed that the subject of scientific research affects historical and pedagogical aspects aimed at studying the pedagogical heritage of the past in order to adapt it to modern conditions; issues of educating preschool and school-age children in the family and educational organizations with the active use of folk pedagogy to preserve the culture of the people and their native language; training of teaching staff for kindergartens and schools with instruction in the Crimean Tatar language. It is concluded that, despite the results obtained, it is necessary to determine the prospects for further scientific searches aimed at resolving problems significant for the Crimean Tatar people in the field of education. Thematic and substantive analysis of dissertations allows you to identify a certain list of issues that require consideration. In the history of education, pedagogical personalism should be enriched by the names of Ismail Akya, Yagya Naji Bayburtli, Usein Balich, Mustafa Bekirov, Ilyas Boragansky and many other Crimean Tatar figures, whose educational activities and pedagogical ideas are to be understood. In the pedagogy of the Crimean Tatar people in addition to the studies of folk traditions (valeological, environmental, etc.) is essential for scientific level to justify the algorithms for the implementation of the most significant and relevant in the educational process of educational institutions, in the practice of family education. Ethnodidactical studies will help to solve the problems of the formation of the Crimean Tatar children according to their ethnic nature. The problems of training teachers for general education schools -subject teachers (physicists, chemists, historians, etc.) and the development of teaching methods in academic subjects continue to be relevant. When identifying the problem field of further scientific research, it is necessary to take into account that the results of

64

AcaHOBa 3. P.

pedagogical research are reflected in monographs and scientific articles. It is also necessary to focus on the social demand. In this regard, it is necessary to study the thematic content of other scientific publications that reveal the Crimean Tatar problems, and conduct sociological studies to clarify the needs of the Crimean Tatars in the educational sphere.

Keywords: pedagogy, dissertation, Crimean Tatars, education, upbringing.

References

1. Ablaev E.A., Progressive pedagogical ideas of the Crimean Tatars of the second half of the XIX - early XX centuries: On the material of the pedagogical heritage of Ismail Gasprinsky. Abstract of dissertation, 38 p. (Tashkent, 1991).

2. Abibullayeva E.E., I. Gasprinsky's didactic system. Dissertation, 206 p. (Kiev, 2004).

3. Shushara T.V., Development of women's education in the Tauride province (XIX - early XX century). Dissertation, 215 p. (Yalta, 2006).

4. Bekirova V.Sh. Training of pedagogical personnel for the National Crimean Tatar school (beginning of the XIX - end of the XX century). Abstract of dissertation, 20 p. (Kiev, 2007).

5. Aliyeva Z., Development of musical and pedagogical culture of the Crimean Tatar people (late XIX -earlyXXcenturies). Abstract of dissertation, 20 p. (Yalta, 2012).

6. Khairuddinov M.A., Genesis and trends in the development of ethnopedagogy of the Crimean Tatar people, Abstract of dissertation, 37 p. (Kiev, 2003).

7. Mustafayeva Z.I., Upbringing of preschool children by means of ethnopedagogy in Crimean Tatar families. Dissertation, 199 p. (Kiev, 2001).

8. Kadyrova L.I., Moral upbringing of children of senior preschool age on the traditions of ethnopedagogy of the Crimean Tatarso Abstract of dissertationö 20 p. (Odessa, 2009).

9. Asanova Z.R., Moral upbringing of younger schoolchildren by means of ethnopedagogy of the Crimean Tatar people (based on the material of schools of the Autonomous Republic of Crimea). Abstract of dissertation, 19 p. (Kiev, 2013).

10. Zaredinova E.R., Formation of moral and value relationships between parents and children of primary school age in the modern Crimean Tatar family. Dissertation, 253 p. (Kiev, 2004).

11. Koikova E.I., Upbringing of tolerance in younger schoolchildren at music lessons in the conditions of multicultural space. Abstract of dissertation, 20 p. (Luhansk, 2008).

12. Aliyeva S.R., Formation of cross-cultural values in children of primary school age in schools of the Autonomous Republic of Crimea. Abstract of dissertation, 20 p. (Kiev, 2011).

13. Amet-Usta Z.R., Education of a friendly attitude towards people of different nationalities in older preschool children in a multiethnic environment. Abstract of dissertation, 19 p. (Kiev, 2014).

14. Ablitarova A.R., Features of gender role socialization of preschool children of different ethnic groups. Abstract of dissertation, 23 p. (Kiev, 2010).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Ivannikova M.V., Ethnopedagogical traditions of Crimean Tatars in labor education of children: abstract of dissertation, 24 p. (Yalta, 2014).

16. Bakhicha E.E., Training offuture teachers ofpreschool educational institutions for professional activity in the multicultural environment of the Crimea. Abstract of dissertation, 21 p. (Odessa, 2011).

17. Murtazaeva E.M., Training of future primary school teachers for teaching art work in schools with the Crimean Tatar language of instruction. Abstract of dissertation, 20 p. (Kiev, 2013).

18. Devletov R.R., Theoretical and methodological foundations of teaching future primary school teachers of the Crimean Tatar language in the conditions of a trilingual speech environment. Abstract of dissertation, 41 p. (Kiev, 2012).

19. Asanova L.N., Development of the ability to speak the Crimean Tatar language in first-graders of schools with the Russian language of teaching. Dissertation, 238 p. (Kiev, 2009).

20. Yayaeva N.M., Development of dialogic speech of fifth-grade students in the process of teaching the Crimean Tatar language. Abstract of dissertation, 19 p. (Kiev, 2012).

21. Seidametova S., Methods of teaching computer science to school students with the Crimean Tatar language of instruction. Abstract of dissertation, 20 p. (Kiev, 2009).

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.