Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ В ЭТНОПЕДАГОГИКЕ НАРОДОВ КРЫМА'

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ В ЭТНОПЕДАГОГИКЕ НАРОДОВ КРЫМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / МАЛЬЧИКИ / ДЕВОЧКИ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ / ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР / ПОДРАЖАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванникова М.В.

Отношение к социальной роли мужчины и женщины в истории цивилизации было неоднозначным, но этнические особенности всегда накладывали свой отпечаток. На формирование стереотипов поведения значительное влияние оказывало трудовое воспитание подрастающего поколения. В статье раскрыты гендерные подходы некоторых народов Крыма к проблеме подготовки детей к труду и самостоятельной жизни. Выявлено, что заложение основ маскулинности и феминности у крымских татар, евреев, караимов, греков, армян осуществлялось в семьях на основе общечеловеческих ценностей и национальных, культурных и педагогических традиций. Основным методом воспитания мальчиков и девочек был пример родителя их пола и вовлечение в семейную трудовую деятельность. Подходы к трудовому воспитанию, выявленные в этнопедагогике народов Крыма, могут стать базой для разработки методических материалов по формированию гендерных стереотипов у современных детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER APPROACH TO LABOUR EDUCATION IN THE ETHNOPEDAGOGY OF THE PEOPLES OF CRIMEA

The attitude to the social role of men and women in the history of civilization has been ambiguous, but ethnic characteristics aLways Left their mark. Labour education has had a significant impact on stereotyping of behaviour in the younger generation. The article reveals gender approaches of some Crimean peoples to the problem of preparing children for work and independent life. It is revealed that the foundations of mascuLinity and femininity among Crimean Tatars, Jews, Karaites, Greeks, Armenians has been carried out in famiLies on the basis of universaL vaLues as weLL as nationaL, cuLturaL and pedagogicaL traditions. The main upbringing method for boys and girls has been the example of a parent of their gender and involvement in family work. Approaches to labour education, identified in the ethnopedagogics of the Crimean peoples, may become the basis for the development of methodological materials on forming gender stereotypes in modern child ren.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ В ЭТНОПЕДАГОГИКЕ НАРОДОВ КРЫМА»

УДК 37.035.6 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-2-125-138

ББК 74.65

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ В ЭТНОПЕДАГОГИКЕ НАРОДОВ КРЫМА

GENDER APPROACH TO LABOUR EDUCATION IN THE ETHNOPEDAGOGY OF THE PEOPLES OF CRIMEA

Иванникова Марина Викторовна

Старший преподаватель кафедры «Технологическое образование», Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, кандидат педагогических наук E-mail: marivannikova2111@rambler.ru

Ivannikova Marina Viktorovna

Senior Lecturer at the Department of Technological education, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, PhD in Education

E-mail: marivannikova2111@rambler.ru

Аннотация. Отношение к социальной роли мужчины и женщины в истории цивилизации было неоднозначным, но этнические особенности всегда накладывали свой отпечаток. На формирование стереотипов поведения значительное влияние оказывало трудовое воспитание подрастающего поколения. В статье раскрыты тендерные подходы некоторых народов Крыма к проблеме подготовки детей к труду и самостоятельной жизни. Выявлено, что заложение основ маскулинности и феминности у крымских татар, евреев, караимов, греков, армян осуществлялось в семьях на основе общечеловеческих ценностей и национальных, культурных и педагогических традиций. Основным методом воспитания мальчиков

Abstract. The attitude to the social role of men and women in the history of civilization has been ambiguous, but ethnic characteristics always left their mark. Labour education has had a significant impact on stereotyping of behaviour in the younger generation. The article reveals gender approaches of some Crimean peoples to the problem of preparing children for work and independent life. It is revealed that the foundations of masculinity and femininity among Crimean Tatars, Jews, Karaites, Greeks, Armenians has been carried out in families on the basis of universal values as well as national, cultural and pedagogical traditions. The

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Иванникова М. В., 2021

и девочек был пример родителя их пола и вовлечение в семейную трудовую деятельность. Подходы к трудовому воспитанию, выявленные в этнопедагогике народов Крыма, могут стать базой для разработки методических материалов по формированию гендерных стереотипов у современных детей.

main upbringing method for boys and girls has been the example of a parent of their gender and involvement in family work. Approaches to labour education, identified in the ethnopedagogics of the Crimean peoples, may become the basis for the development of methodological materials on forming gender stereotypes in modern child ren.

Ключевые слова: гендерный подход, тендерные стереотипы, трудовое воспитание, мальчики, девочки, народная педагогика, семейные традиции, личный пример, подражание.

Keywords: gender approach, gender stereotypes, Labour education, boys, girls, folk pedagogy, family traditions, personal example, imitation.

Общество на каждом этапе своего развития выдвигало определенные требования к роли мужчины и женщины в нем и имело соответствующие ожидания по их реализации. В основе оценки и интерпретации «правильного» мужского и женского поведения лежали общечеловеческие, религиозные, народные и семейные ценности. Современная эпоха глобализации и ускоренных темпов развития навязывает представителям разного пола свои стереотипы о том, как они должны думать, чувствовать, поступать. Ставшее модным на Западе «бесполое воспитание» сегодня имеет негативные последствия, которые проявляются в усилении тенденций маскулинизации девочек и феминизации мальчиков, неспособности молодых мужчин и женщин подобающе выполнять социальные и семейные роли.

В связи с этим перед отечественной системой образования встала задача выдвинуть такую концепцию воспитания подрастающего поколения, которая, с одной стороны, позволила бы Российской Федерации идти в ногу с мировым сообществом, а с другой - способствовала сохранению у мальчиков и девочек традиционных представлений о половых и социальных ролях, мотивировала их придерживаться данных моделей поведения. В Российской педагогической науке с 1990-х гг. появилось новое направление, которое носит название «гендорология» - «это учение о полах, дисциплина, изучающая общественное бытие полов, включая эволюцию их общественных статусов» [1, с. 7]. Однако педагогическая повседневность свидетельствует о том, что «во всем многообразии методик обучения практически не встречаются методические указания и рекомендации, основанные на концепциях различия полов. Педагогика у нас бесполая. Последствия печальны» [2, с. 269].

Иная ситуация складывается в этнопедагогике - науке, которая исследует опыт народов, «анализирует педагогическое значение тех и других явлений народной жизни и выясняет их соответствие или несоответствие современным задачам воспитания» [3, с. 120]. Народная педагогика напрямую связана с биологическим и социальным полом человека. Накопленная тысячелетиями человеческая мудрость, семейно-бытовая

культура, педагогические традиции обусловили «полоролевые принципы, социальные установки и нормы поведения, идеи и убеждения, представления и взгляды» [4, с. 12]. Поэтому в контексте разработки приоритетных направлений российского образования, а также сохранения исторических, культурных, народных традиций считаем целесообразным проведение гендерных исследований в области этнопедагогики народов России, в частности, проживающих на территории Крымского полуострова.

Этнопедагогические разработки в отношении народов Крыма уже проводились рядом исследователей, среди которых З. Р. Асанова, Э. Н. Бакшиш, Э. Р. Зареддинова, Э. М. Муслядинова, М. М. Хайруддинов (крымские татары); А. М. Гекерова, А. Я. Найтман (евреи); В. В. Дмитриева, С. О. Лукьянова, Ю. В. Майборода (греки); Л. И. Редькина (караимы); Г. Ф. Биктагирова, Н. Э. Мартиросян, А. Л. Саргсян (армяне).

Тенденции и перспективы гендерных исследований в области этнопедагогики описаны в работе Б. Х. Жубановой. Этнопедагогика с позиции гендерных стандартов маскулинности была рассмотрена Л. Х. Урусовой. Гендерные особенности воспитания и развития детей в аспекте этнопсихологии и этнопедагогики проанализированы А. Т. Султановой. Гендерные отношении в разных этнических культурах представлены в статьях Л. Г. Почебуг и И. А. Шмелевой. Методические рекомендации по полоролево-му воспитанию дошкольников на основе народных традиций даны в учебном пособии Н. Е. Татаринцевой.

Однако вопросам подготовки мальчиков и девочек к труду и самостоятельной жизни с точки зрения их будущих социальных ролей внимания было уделено недостаточно. Поэтому цель нашей работы: выявить особенности гендерного подхода к трудовому воспитанию в этнопедагогике некоторых народов Крыма. Проведем анализ подходов к воспитанию мальчиков и девочек у крымских татар, евреев, караимов, греков и армян, которые имели место в традиционной культуре данных народов в период с конца XVIII в. до первой четверти XX в.

Выбор этих народов не случаен, поскольку они и их предки издавна проживали на территории Крымского полуострова: первые сведения о поселении греков датированы VII в., об армянском народе известно с XI в., появление крымскотатарского и караимского народов обозначено в литературных источниках XIII в., а евреев - XVIII в.1.

Данные народы принадлежали к разным религиям и конфессиям: крымские татары представляли мусульманство, евреи исповедовали иудаизм, караимы относили себя к вероучению, вышедшему из ранних течений иудаизма, под названием караимизм, греки были христианами, большинство армян - православными. В общественном укладе, религиозных представлениях, элементах жилища и одежды, способах добывания пищи, семейных взаимоотношениях этих народов традиционно присутствовали гендерные особенности. По данным нескольких переписей населения в период с конца XVIII в. и до первой четверти XX в. (табл. 1) процентный состав данных народов в Крыму изменялся2.

1 Народы Крыма (древнейшее время конец XVIII века). URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 13.02.2020).

2 Население Крыма. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 13.02.2020).

Таблица 1

Процентный состав исследуемых народов в общем количестве населения Крыма

Год Народ

крымские татары караимы армяне греки евреи

1795 87,60 1,50 0,60 1,90 0,80

1816 85,90 1,40 1,30 0,80 0,90

1835 83,50 1,10 1,50 2,00 0,90

1850 77,80 1,30 1,00 2,00 0,90

1858 73,00 0,80 1,30 2,40 1,80

1864 50,30 1,70 2,90 6,50 5,30

1897 35,60 сведений нет 1,50 3,10 4,40

1917 28,70 сведений нет 1,60 2,90 6,40

1920 26,00 0,80 1,70 3,30 6,70

1926 25,34 0,60 1,52 2,27 2,35

В трудовом воспитании и первичной социализации детей, становлении гендерных стереотипов мальчиков и девочек первостепенное значение имел институт семьи.

Анализ литературных источников показал, что в исследуемый нами временной период в среде крымских татар, евреев, караимов, греков, армян царил патриархат. В работах В. Е. Возгрина [5] значится, что крымскотатарская семья отличалась стабильным равноправием между мужчиной и женщиной и четким разделением прав и обязанностей по половозрастному признаку. Мужчины обеспечивали семью, а женщины занимались домом и воспитывали детей, хотя, согласно шариату, имели право обучаться, управлять и распоряжаться своим состоянием, заниматься ремеслом и специальностью. Для матери семейства и жены крымского татарина считалось достойным быть душеприказчицей мужчины, но только в узком кругу, то есть в семье. Мужского деспотизма в отношении женщин и детей отмечено не было.

Глава еврейской семьи, по сведениям А. М. Геркеловой [6], подгонял под себя и заставлял других людей жить так, как он хотел и видел. При этом «мужчина не считал зазорным иногда посоветоваться с женщиной, поскольку она видела ситуацию в другом ракурсе, и ее мнение могло быть полезным. Но окончательное решение оставлял за собой» [6, с. 84]. Религиозные каноны иудаизма не запрещали еврейской женщине ходить на работу, но если позволял муж или была в этом крайняя необходимость. «В случае смерти мужа и при отсутствии взрослых сыновей мать могла стать главой дома» [6, с. 116].

Семейный уклад караимской семьи был еще более жесткий, чем у евреев. Такой вывод был сделан Л. И. Редькиной [7], проводившей исследования в области этнопедаго-гики караимов Крыма. Отец, по данным автора, обладал неограниченным авторитетом и властью, был попросту деспотом, в семье царила почти военная дисциплина, все беспрекословно и без рассуждений подчинялись ему. Отличительной чертой жизнедеятельности караимов была духовно-нравственная зрелость, а трудовое воспитание в семье являлось компонентом нравственного развития.

У крымских греков, как отмечала В. В. Дмитриева [8], мужчина обеспечивал репутацию семьи и каждого его члена в общине, учитывал нужды и потребности хозяйства, распределял работу, следил за соблюдением порядка и обычаев, сам принимал участие в полевых и хозяйственных работах. «Жена главы семьи распределяла обязанности среди женщин и девушек дома, поучала их, давала советы. Если муж умирал, она становилась во главе семьи и несла полную ответственность за экономическое положение хозяйства и выплату налогов государству» [8, с. 140].

В армянской семье старшим являлся отец, если не было бабушек и дедушек, первенство которых не оспаривалось. Авторитет отца был непререкаем, именно он решал все основные и второстепенные вопросы воспитания детей. Женщина не имела права вступать в разговор с мужчинами и перечить мужу, в особенности на улице. В национальных традициях хорошая жена - это опора мужу, хранительница очага, верная жена и мать [9]. Однако в исследовательской работе Н. Э. Мартиросян и Г. Ф. Биктагировой [10] отмечалось, что в домашнем хозяйстве авторитет жены ценился выше авторитета мужа и, переступив порог дома, все мужчины подчинялись порядку, который установила старшая женщина.

Таким образом, изучение семейных укладов крымских татар, евреев, караимов, греков и армян позволило сделать вывод, что главенствующая роль в семье и социуме в период с конца XVIII в. до первой четверти XX в. принадлежала мужчине. Мужской образ олицетворял надежную опору, основу благосостояния, лицо семьи и всего рода в обществе. При этом в женских характерах приветствовались некоторые черты маскулинности, что позволяло крымскотатарским и армянским женщинам управлять домом, а еврейским и греческим женам брать на себя ответственность за все семейство в случае гибели или смерти мужа. В ходе исследования также было выявлено, что производственная и хозяйственная функции мужчин и женщин в семейном союзе разделялась по гендерному типу. Мужчины занимались хозяйственными, ремесленными, полевыми работами, изготовлением и обслуживанием орудий труда, содержанием крупного рогатого скота, заготовкой сена и топлива на зиму. На женских плечах лежал уход за детьми и стариками, приготовление пищи, содержание в чистоте жилища, стирка, рукоделие и шитье одежды, кормление птицы и доение коров. Как правило, мужчины и женщины в дела друг друга не вмешивались.

В соответствии с исторически установленными гендерными стереотипами решались основные задачи воспитания детей, в том числе и трудового, которое предусматривало не только обучение мальчиков и девочек необходимым для жизни умениям и навыкам, оно формировало внутреннюю, нравственную потребность в труде, давало возможность занять соответствующее положение в семье и обществе. Основными направлениями трудового воспитания были самообслуживание, труд хозяйственно-бытовой и в природе, обучение ремеслам. Процесс привлечения детей к трудовой деятельности имел определенную систему и был разбит на несколько этапов: с раннего детства до 5-6 лет, с 6-7 до 10-12 лет, с 12-13 лет до начала семейной жизни.

Воспитанием детей от рождения и до 5-6-летнего возраста у исследуемых народов занимались матери, которые становились объектом для идентификации женской

социальной роли. Дети обоих полов наблюдали за деятельностью матери и участвовали в «женской» работе. Социальная роль мужчины в этот жизненный период детям была менее доступна и понятна, поскольку следить за исполнением отцами домашней работы, профессиональных или общественных функций они систематической возможности не имели. Трудовое воспитание у крымских татар, по словам З. И. Мустафаевой [11], начиналось с того дня, когда ребенок научился воспринимать значение слова, а с 2 лет у него уже были свои обязанности по дому - подать воды, принести пиалы. Евреи и караимы считали, что «нет в воспитании ничего лучшего, чем приучать сына и дочь, пока они еще маленькие, к чистоте тела, чистоте одежды и ко всему красивому» [12, с. 201]. По караимским традициям, как утверждала жительница г. Бахчисарая Ирина Баккал, когда девочке исполнялось 3 года, ей дарили маленькую скалку. В караимской кухне много мучных блюд, поэтому дочку ставили рядом с мамой и учили месить тесто. В греческих семьях дети до 6 лет были освобождены от трудовой деятельности, они играли, выполняли мелкие поручения взрослых [8]. В роду у армян, отмечала А. Л. Саргсян [9], детям предоставлялась полная свобода. Они сами находили для себя занятие, часто использовали домашнюю утварь в качестве игрушки, вертелись вокруг взрослых, подносили по их просьбе разные мелочи. Такие дети редко капризничали и вырастали очень деловитыми.

Таким образом, исследования показали, что в процессе трудового воспитания детей раннего возраста акцент на гендерные различия не делался. В традициях крымских татар, евреев, караимов приучение к труду и самообслуживанию начиналось с тех пор, как дети начинали ходить и понимать слова. У греков и армян дети были освобождены от любой работы и познавали элементы трудовой деятельности только в игре. Основными методами воспитания в традициях исследуемых народов были: игра, пример, показ, приучение, просьба, поручение, похвала, требование, напоминание.

Дифференциацию представлений о «мужском» и «женском» труде у детей традиционно начинали формировать с 6-7-летнего возраста, используя различные психобиологические, общественные и семейно-культурные механизмы гендерной социализации. Так, по рассказам Севили Абибуллаевой, 59 лет, из г. Белогорск [13], крымскотатарский мальчик в 6 лет мог оказаться как в роли «младшего», который трудится вместе со «старшим», так и сам «руководить» работой меньшего по возрасту. Он имел полное право сделать замечание младшему брату или сестре, послать их с поручением по делам, и те воспринимали это как должное.

В этнопедагогических традициях еврейского народа считалось, что «хорошо тому, кто с детства приучен нести бремя определенных обязанностей» [6, с. 85]. Поэтому в 6-7-летнем мальчике отец уже культивировал такие качества, как самостоятельность, ответственность, умение помогать бедным и тем, кто попал в беду. Девочек привлекали к обслуживанию гостей и обучали разным домашним работам. О воспитании дочери мать заботиться до самого ее замужества.

Обязанности караимских детей с 6 лет усложнялись, им поручали покормить птицу или животных, помочь в саду, огороде, винограднике. Трудовое воспитание велось в духе норм морали, зафиксированных в Ветхом Завете, Коране и Торе. Мальчику внушали, что он вторая рука отца, только чуть слабее и «может и ишака оседлать, и за сеном

съездить, вместе с отцом овец пасти» [7, с. 245]. Девочку готовили к выполнению женских обязанностей - учили шить, вязать, ткать, готовить. А главное - воспитывали аккуратность в домашней работе. «Основным методом трудового воспитания считался метод педагогической помощи - инициирование («помоги мне сделать»)» [7, с. 246].

Семейная педагогика греков отдавала предпочтение дедушкам и бабушкам, именно они, а не родители главным образом отвечали за воспитание детей, начиная с 6 лет. Дед приучал мальчиков к крестьянской работе, выпасу домашней птицы и овец, уходу за скотом. Бабушка учила девочек выполнять домашнюю работу, помогать ухаживать за младшими сестрами и братьями [8]. Начиная с 8 лет девочку психологически готовили к созданию семьи. Ей отводили специальный «женский угол», где она до самого замужества хранила одежду и украшения, занималась рукоделием, складывала приданое [14].

Воспитание в армянских семьях в корне отличается от других народов. Старшие тщательно оберегали детей и не приучали к трудностям. С 6-7 лет мальчикам давали определенную степень свободы, но прививали чувства рамок дозволенного, мотивировали расти достойными людьми, умеющим брать ответственность за свои поступки и свою семью. Сначала в игре, а потом в реальных делах их учили кормить и пасти лошадей, выгонять овец на летние пастбища. Девочку в этом возрасте мать могла послать с поручением к соседям, попросить принести в дом воду или хворост, помочь на кухне; показывала ей, как прясть, вязать, ткать, собирать травы и грибы [10]. Наставления детям давались очень осторожно, чтобы они не были восприняты как командование. Отцы никогда не ругались и не кричали на детей, а женам запрещали это делать в их отсутствие [9].

Таким образом, в семейной педагогике крымских татар, евреев, караимов, греков по отношению к 6-7-летним детям уже использовались гендерные различия в трудовом воспитании. На дифференциацию представлений мальчиков и девочек об их будущих социальных ролях накладывал отпечаток семейный уклад и традиции. Трудовое воспитание детей осуществлялось через вовлечение детей в труд взрослых своего пола. Для формирования сознания применялись словесные методы - объяснение, рассказ, беседа, наставление, предостережение. Трудовые умения и навыки закреплялись в многократном повторении упражнений. Эффективными стимулирующими факторами были родительская похвала, одобрение, осуждение, ограничения некоторых прав, усиление контроля, негодование и даже наказание.

Анализ ряда литературных источников [6-9; 13] позволил сделать вывод, что у всех изучаемых нами народов Крыма воспитание мальчиков, достигших подросткового возраста, полностью переходило к отцу и другим членам семьи мужского пола, девочек продолжали воспитывать мать и бабушка. Трудовое воспитание предписывало детям приобретать такие трудовые умения и навыки, которые будут необходимы будущему главе семьи, хозяину и хозяйке дома.

Так, при изучении этнопедагогических традиций крымскотатарского народа было выявлено, что в возрасте 10-12 лет мальчики начинали овладевать ремеслами, которыми владели мужчины в данной семье. Чаще всего это было гончарное дело или обработка металлов. Сначала мальчикам разрешали наблюдать за работой и подавать инструменты, затем доверяли закончить работу и только потом поручали выполнить

более сложные операции. На основе Корана и хадисов мальчику внушали, что труд - это и умственное, и физическое усилие. Занятия наукой, пополнение знаний, зарабатывание денег и приобретение имущества считаются «фардом» - обязательными действиями для каждого мусульманина [15]. Трудовая подготовка девочек состояла из обучения приготовлению пищи и приему гостей, содержанию в чистоте двора и жилища, уходу за домашними животными. Их учили прясть и красить шерсть, катать войлок и изготавливать из него изделия, шить, вышивать, ткать ковры [13].

По еврейским традициям мальчики становились совершеннолетними уже в 13 лет, а девочки - в 12. Отец развивал наследника в практическом и этическом отношении, отмечая, что человек трудится благодаря силам, данным ему Всевышним. «Немалую воспитательную роль играли еврейские ремесленные цехи, члены которых рассматривали себя как одну семью, имели свою синагогу, организовывали совместные празднества и заботились о воспитании осиротевших детей своих членов» [6, с. 122]. Мать давала девочкам наставления в соответствии с обычаями и моралью, мягко, но настойчиво.

Специфические черты трудового воспитания караимских мальчиков-подростков во многом зависели от принадлежности к определенной социальной группе - виноградарей, садовников, огородников, ремесленников, представителей светской власти или духовенства. Приручение животных и уход за ними служили для мальчиков источником разнообразных знаний и воспитания трудолюбия. Девочек привлекали к выращиванию растений, уходу за животными, уборке урожая, заготовке продукции на зиму. Их учили выполнять домашние поручения в сжатые сроки и с наилучшим качеством, проявлять инициативу и творчество. Караимская народная мудрость гласила: «Благодаря шитью бедная приобретет ремесло, а богатая лучше узнает работу других» [7].

Традиционной системе воспитания греков Крыма присуще привлечение мальчиков с подросткового возраста к работе в поле и на виноградниках, выпасу скота, заготовке топлива и воды, управлению лодкой и рыболовству наряду с взрослыми. Ремесло считалось второсортным занятием, поэтому юношей обучали тем видам, которые сопутствовали скотоводству: выделка кож и изготовление из них изделий. Девочки традиционно помогали матери по дому, обучались женскому рукоделию: вышивке, вязанию, обработке шерсти [8].

В армянской семье мальчики-подростки неизменно становились воспитанниками и помощниками отца, право воспитывать девочек могло быть предоставлено матери, но в этом случае отец не переставал строго следить за дочерью. Мальчиков сначала в игре, потом в реальных делах учили кормить и пасти лошадей и овец, ухаживать за скотом, выгонять его на летние пастбища, готовить продукты из молока, работать в поле. Отец на личном примере показывал сыну, как нужно преодолевать слабость, боль, страх. У девочек с 10-12 лет начинается этап активной помощи матери во всех домашних делах, в работе по дому и на огороде, в уходе за малышами [9].

Таким образом, в семейной педагогике крымских татар, евреев, караимов, греков и армян прослеживается усиление различий в трудовом воспитании мальчиков и девочек в связи с возрастом. В мальчиках воспитывали ответственность, чувство долга, целеустремленность, настойчивость, силу воли, честность, взаимовыручку, уважение

к своему и чужому труду, преданность семейным ремесленным традициям. Признавая особое значение дома в жизни девочки, важными качествами в ее воспитании считали усердие, расторопность, терпение. В формировании сознания большую роль играли объяснения, установки, наставления, намеки, советы. Организация жизнедеятельности детей основывалась на примерах взрослых, выполнении поручений, упражнений, указаний и требований. К ранее применяемым методам мотивации мальчиков и девочек добавлялись благословение, благопожелания, насмешка, проклятие, упрек.

Одним из самых ответственных этапов в трудовом воспитании являлся период подготовки юношей или девушек к будущей семейной жизни. Усвоение семейно-трудо-вых традиций своего народа было направлено на формирование мировоззренческого сознания и стимулирование социальной активности мальчиков, на развитие нравственных качеств и ценностных ориентаций у девочек.

Молодому крымскому татарину до вступления в брак необходимо было скопить значительную сумму денег для уплаты калыма, что требовало долгих лет упорного труда. В этническом очерке Г. А. Бонч-Осмоловский [16] оставил запись, что свадьба и домашние обзаведения обходились около 2000 рублей - сумма по тем временам очень большая. Для этого многие юноши уходили в чабаны, годами пасли овец на яйле и зарабатывали тяжелым трудом необходимые деньги. Без силы воли, трудолюбия, физических данных, умения приспосабливаться к погодным условиям это было невозможно. Будущая невеста оценивалась по участию в сезонных работах, времени и частоте прихода к фонтану за водой, вышивке на платке, который она передавала юноше в знак благосклонности к его вниманию, по кулинарному мастерству [17]. Из интервью с Л. С. Бекировой мы узнали об одном своеобразном методе воспитания крымскотатарских девушек. Это - разговор матери и дочери глазами. «Взгляд несет в себе даже больше информации, чем слова, которые иногда могут быть неудачно подобраны. Если такой контакт у матери с дочерью устанавливался, это было залогом того, что девушка вырастет не только хорошей дочерью, но станет хорошей женой и матерью» [18].

Одним из аспектов подготовки еврейских юношей и девушек к семейной жизни являлся экономический. Отец наставлял своего воспитанника, что образование семьи связано с материальным благосостоянием - покупкой дома, одежды, пропитанием жены и детей, платой за обучение. Прививал мальчику качества рачительности, экономии, трудолюбия, честности в делах, помощи бедным, обязательного соблюдение древнейших традиций семьи. В воспитании еврейской девушки идеалом служил принцип «эшет хайл» [6, с. 60] - добродетельная супруга и энергичная хозяйка дома. Девушку учили законам «кашрута» [6, с. 61] - на основе текста Торы знать продукты, которые разрешены и запрещены к употреблению в пищу, исполнять правила приема пищи, разделять посуду для приготовления мясных и молочных блюд. По женской линии передавались традиции исполнения «обычаев и ритуалов в священный день Субботы (Ша-бат)» [6, с. 62] - зажигание свечей, приготовление трех трапез, подготовка праздничной одежды. Предметом особой ответственности и гордости для матери было научить дочь создать своему мужу и сыновьям «условия для обучения в религиозных учебных заведениях и достижения успеха в деловой сфере» [6, с. 115]. Будущим жениху и невесте

рекомендовали продумывать, «каким образом они будут отделять традиционную благотворительность "цдаку" от своих доходов, начиная с десятины от свадебных подарков» [6, с. 102]. Традиционными методами еврейского семейного воспитания было соблюдение заповедей, любовь и принуждение.

Основными занятиями юношей-греков в сельской местности были отгонно-пастбищ-ное скотоводство и земледелие, на южном берегу - садоводство, виноградарство, овощеводство, рыболовство. Греческая девушка, «начиная с 15 лет, все меньше и меньше общалась со сверстниками и начинала готовить для себя приданное (одежду, предметы белья, подарки для будущей родни). Приданое девушки изготавливали (шили, вышивали, вязали), используя каждую свободную от работы минуту, а также на девичьих посиделках» [8, с. 142]. Мать должна была так подготовить девушку в невестки, чтобы та могла угодить свекрови - быть хорошей хозяйкой и поварихой, трудолюбивой, расторопной, ловкой и смекалистой. В новой семье невестке положено было раньше всех подниматься утром, топить печь, готовить воду и полотенце для умывания свекрови и свекру, поливать свекру.

Уделом всех армянских мужчин были тяжелый физический труд, защита семьи и рода, обеспечение семьи и воспитание детей. Поэтому армянским юношам внушали, как аксиому: «Истинный армянин должен быть сильнее своих естественных человеческих слабостей. Считались позором и подвергались осуждениям жалобы на усталость, недомогание, холод, жару или голод» [9, с. 683]. Отцы семейств демонстрировали твердость характера, хладнокровие, самообладание, умение не поддаваться панике и страху и требовали этого от сына. Однако в каждой конкретной семье были свои правила и традиции воспитания юношей. Девушку в родной семье обучали только элементарным правилам приличия, рукоделию, умению готовить пищу и принимать гостей. А какой ей быть хозяйкой - решала семья мужа [10].

Таким образом, на этапе, предшествующем выходу юношей и девушек во взрослую семейную жизнь, трудовое воспитание и формирование правильной гендерной идентичности осуществлялось на основе этнопедагогических и этнокультурных методов, средств, приемов, имеющих установку на социальную роль. Гендерные подходы в семьях изучаемых народов базировались на:

• возрастной периодизации;

• гендерных стандартах маскулинности и феминности;

• семейных традициях;

• культурных традициях своего и других народов, проживающих на той же территории;

• религиозных верованиях;

• народной психологии;

• ремеслах и других видах трудовой деятельности;

• календарно-обрядных сельскохозяйственных праздниках;

• фольклоре, народных играх;

• антропонимах.

Анализируя фольклор, нами был сделан вывод, что пословицы и поговорки касаются самых разных сторон трудовой жизни, положения и поведения мужчины и женщины

в обществе и семье. По мнению В. Филоненко, пословицы и поговорки «имеют даже большее значение, чем предписания религии, и в особенности для женщин» [19, с. 14]. Не случайно крымские татары говорят: «Анасына бакъып къызыны ал, бабасына бакъып огълуны ал!» («Девочки - это особая материя... Если говорить об этом масштабно, за ее воспитанием стоит народ, его будущее!»)

В народных сказках также были заложены стереотипы мужского и женского поведения. Слушая сказки из уст матери или бабушки, девочки без напряжения усваивали информацию о своем предназначении в семье. В повествовании отца или деда мальчики видели пример героев народного эпоса и получали мотивацию, как с честью выйти из трудной ситуации или избавиться от лени, нерешительности и других пороков.

Народные игры способствовали вхождению детей в мир взрослых, трудовому воспитанию в вопросах быта, обычаев и разделению деятельности на «мужскую» и «женскую». В игре девочки и мальчики легко, непринужденно, с интересом, шутками проходили подготовительный этап к работе, требующей определенных усилий, а выработанные трудовые навыки и приемы впоследствии применяли в реальной жизни.

Календарно-обрядные сельскохозяйственные праздники характеризовали важнейшие стороны культурно-бытовой жизни и идеологических представлений народов Крыма, этнокультурные связи с другими этносами. Праздники были механизмом гендерного воздействия на психику подрастающего поколения, поскольку ожидание, подготовка и проведение народных гуляний вызывали глубокие эмоциональные переживания у детей. В период календарных праздников юноши и девушки могли увидеть чествование тружеников, продемонстрировать свои достижения, получить похвалу, одобрение или критику.

В антропонимах - именах, фамилиях, прозвищах - была заложена информация, способствующая формированию гармонически развитой личности, положительных качеств мужчин и женщин.

Объем публикаций не позволяет в полной мере раскрыть все аспекты данной проблематики, поэтому более подробно гендерные подходы к трудовому воспитанию мальчиков и девочек через фольклор, народные игры, календарно-обрядные сельскохозяйственные праздники, антропонимы будут раскрыты в следующих публикациях.

Вывод. В результате изучения гендерного подхода к трудовому воспитанию в эт-нопедагогике крымских татар, евреев, караимов, греков и армян удалось выявить, что формирование у детей представлений о «мужской» и «женской» роли в различных видах деятельности являлось сложным многоэтапным процессом. В основе педагогического воздействия лежали биологические, психологические, социальные факторы. Объем гендерных различий и воспитательные меры возрастали с каждым новым возрастным периодом в жизни мальчиков и девочек.

Влияние на самоидентификацию индивидов, формирование у них черт маскулинности и феминности было присуще всем изученным этнопедагогикам и этнокультурам. Общность гендерных подходов у крымских татар, евреев, караимов, греков, армян объясняется следующими факторами: географическим положением, историческими условиями развития, общечеловеческими духовно-нравственными ценностями, основами народной психологии, взаимовлиянием педагогических традиций. Устройство и функционирование

традиционных общественных институтов накладывало на семью основную ответственность за реализацию гендерной подготовки подрастающего поколения. При этом каждый из рассматриваемых народов строил воспитательный процесс на собственных духовно-нравственных ценностях, имел свои методы и средства для пояснения детям природы и социальной обусловленности стереотипов, а также формирования гендерного самосознания. Это доказывает значимость народных идей в развитии педагогической мысли и предполагает актуализацию этнопедагогического потенциала в современной науке и практике.

Список литературы

1. Гендерология и гендерные исследования в социальной работе: учеб. пособие для студентов направления подготовки «Социальная работа» / сост. В. В. Ситникова. Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2018. 131 с.

2. Жубанова Б. Х. О тенденциях и перспективах гендерных исследований в этнопедагогике // Научное пространство Европы: материалы междунар. науч.-практ. конф. Днепропетровск, 2008. С. 269-274.

3. Волков Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1974. 376 с.

4. Татаринцева Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций: учеб. пособие. М.: Центр пед. образования, 2008. 96 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Возгрин В. Е. История крымских татар: очерки этнической истории коренного народа Крыма в 4 т. СПб.: Нестор-история, 2013. 932 с.

6. Геркерова А. М. Идеи семейного воспитания на основе еврейской этнопедагогики (конец XIX - начало ХХ столетия): дис... канд пед. наук: 13.00.01. Ялта, 2011. 230 с.

7. Редькина Л. И. Этнопедагогические традиции воспитания подрастающего поколения у караимов Крыма: дис... д-ра пед. наук: 13.00.01. Ялта, 2006. 506 с.

8. Дмитриева В. В. К изучению традиционной системы воспитания детей у греков Крыма и Приазовья // Культура народов Причерноморья. 2007. № 118. С. 140-143.

9. Саргсян А. Л. Армянские традиции воспитания детей // Молодой ученый. 2014. № 21(80). С. 682-684.

10. Мартиросян Н. Э., Биктагирова Г.Ф. О формировании семейных армянских традиций // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7. С. 79-81.

11. Мустафаева З. И. Воспитание дошкольников средствами этнопедагогики в крымскотатарских семьях: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 «Дошкшьна педагогжа». Киев, 2001. 199 с.

12. Иосиф, иеромонах. История иудейскаго народа по археологии Иосифа Флавия. [Сергиев Посад], 1903. 483 с.

13. Иванникова М. В. Этнопедагогические традиции крымских татар в трудовом воспитании детей: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Ялта, 2014. 296 с.

14. Лукьянова С. О. Этнические традиции греков Приазовья как основа семейного воспитания // Педагогическое мастерство: материалы IV Международной конференции (г. Москва, февраль 2014 г.) Т. 0. М.: Буки-Веди, 2014. С. 280-282. URL: https:// moluch.ru/conf/ped/archive/100/5066/ (дата обращения: 21.01.2020).

15. Беккин Р. И. Некоторые элементы исламской экономики // Проблемы современной экономики. 2002. № 1(1). С. 271-279.

16. Бонч-Осмоловский Г. А. Крымские татары: этнографический очерк // Путеводитель по Крыму. Симферополь: Крымгосиздат, 1925. С. 50-71.

17. Кондараки В. Х. Универсальное описание Крыма // Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения Крыма / [ред.-сост. М. А. Арджиони, А. Г. Герцен]. Симферополь: Таврия-Плюс, 2004. С. 98-106.

18. Усеинова Г. Золотые узоры национальных канонов воспитания // Голос Крыма. 2015. 24 июля. URL: http://goloskrimanew.ru/zolotyie-uzoryi-natsionalnyih-kanonov-vospitaniya.html (дата обращения: 25.01.2020).

19. Филоненко В. И. Материалы по изучению караимской народной поэзии - пословицы и поговорки. Симферополь: Крымский пед. ин-т, 1930. 14 с.

References

1. Sitnikova V. V. (comp.) Genderologiya i gendernye issledovaniya v sotsialnoy rabote: ucheb. posobie dlya studentov napravleniya podgotovki "Sotsialnaya rabota". Blagoveshchensk: Amurskiy gos. un-t, 2018. 131 p.

2. Zhubanova B. Kh. O tendentsiyakh i perspektivakh gendernykh issledovaniy v etnopedagogike. In: Nauchnoe prostranstvo Evropy. Proceedings of International scientific-practical conference. Dnepropetrovsk, 2008. Pp. 269-274.

3. Volkov G. N. Etnopedagogika. Cheboksary: Chuvashskoe kn. izd-vo, 1974. 376 p.

4. Tatarintseva N. E. Polorolevoe vospitanie doshkolnikov na osnove narodnykh traditsiy: ucheb. posobie. Moscow: Tsentr ped. obrazovaniya, 2008. 96 p.

5. Vozgrin V. E. Istoriya krymskikh tatar: ocherki etnicheskoy istorii korennogo naroda Kryma. In 4 vols. St. Petersburg: Nestor-istoriya, 2013. 932 p.

6. Gerkerova A. M. Idei semeynogo vospitaniya na osnove evreyskoy etnopedagogiki (konets XIX - nachalo XX stoletiya). PhD dissertation (Education). Yalta, 2011. 230 p.

7. Redkina L. I. Etnopedagogicheskie traditsii vospitaniya podrastayushchego pokoleniya u karaimov Kryma. ScD dissertation (Education). Yalta, 2006. 506 p.

8. Dmitrieva V. V. K izucheniyu traditsionnoy sistemy vospitaniya detey u grekov Kryma i Priazovya. Kultura narodovPrichernomorya. 2007, No. 118, pp. 140-143.

9. Sargsyan A. L. Armyanskie traditsii vospitaniya detey. Molodoy uchenyy. 2014, No. 21(80), pp. 682-684.

10. Martirosyan N. E., Biktagirova G.F. O formirovanii semeynykh armyanskikh traditsiy. Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimentalnogo obrazovaniya. 2014, No. 7, pp. 79-81.

11. Mustafaeva Z. I. Vospitanie doshkolnikov sredstvami etnopedagogiki v krymskotatarskikh semyakh. PhD dissertation (Education). Kiev, 2001. 199 p.

12. Iosif, ieromonakh. Istoriya iudeyskago naroda po arkheologii Iosifa Flaviya. [Sergiev Posad], 1903. 483 p.

13. Ivannikova M. V. Etnopedagogicheskie traditsii krymskikh tatar v trudovom vospitanii detey. PhD dissertation (Education). Yalta, 2014. 296 p.

14. Lukyanova S. O. Etnicheskie traditsii grekov Priazovya kak osnova semeynogo vospitaniya. In: Pedagogicheskoe masterstvo. Proceedings of the IV International conference (Moscow,

Feb. 2014). Vol. 0. Moscow: Buki-Vedi, 2014. Pp. 280-282. Available at: https://moluch.ru/ conf/ped/archive/100/5066/ (accessed: 21.01.2020).

15. Bekkin R. I. Nekotorye elementy islamskoy ekonomiki. Problemy sovremennoy ekonomiki. 2002, No. 1(1), pp. 271-279.

16. Bonch-Osmolovskiy G. A. Krymskie tatary: etnograficheskiy ocherk. In: Putevoditel po Krymu. Simferopol: Krymgosizdat, 1925. Pp. 50-71.

17. Kondaraki V. Kh. Universalnoe opisanie Kryma. In: Ardzhioni M. A., Gertsen A. G. (eds., comps.) Khrestomatiya po etnicheskoy istorii i traditsionnoy kulture starozhilcheskogo naseleniya Kryma. Simferopol: Tavriya-Plyus, 2004. Pp. 98-106.

18. Useinova G. Zolotye uzory natsionalnykh kanonov vospitaniya. Golos Kryma. 24.07.2015. Available at: http://goloskrimanew.ru/zolotyie-uzoryi-natsionalnyih-kanonov-vospitaniya. html (accessed: 25.01.2020).

19. Filonenko V. I. Materialy po izucheniyu karaimskoy narodnoy poezii - poslovitsy i pogovorki. Simferopol: Krymskiy ped. in-t, 1930. 14 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 2

Статья поступила в редакцию 13.06.2020 The article was received on 13.06.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.