7. См.: Турицын И.В. Герои и зрадники: реализация бандеровского проекта украинской нации в годы Второй мировой войны // Современная научная мысль. - 2015. - №4. - С.67-108.
8. Архив ВК ВС РФ. Оп. 7. П. 113. Д. 123. Л.Л. 5-7.
ЕПИФАНОВ АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ - доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории права и государства Волгоградского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ YEPIFANOV, ALEXANDER E. - Doctor in Law, Professor, Department of theory and history of State and Law of the Volgograd branch of the Russian Academy of national economy and public administration under the President of Russian Federation (aey@mail.ru)
УДК 342.33(73)(091)
МАМИШЕВА З.А. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В КОНСТИТУЦИИ США 1787 ГОДА
Ключевые слова: власть, принцип разделения властей, конгресс, конституция, президент, импичмент, избирательная система.
В статье исследована проблема обеспечения принципа разделения властей в Конституции Соединенных Штатов Америки. Автор анализирует конституционно закрепленные полномочия высших органов власти США, в частности, современную процедуру выборов Президента США. Показано, что имеющий ключевое значение на выборах институт выборщиков безнадежно устарел и не способен обеспечить объективность процедуры выборов. На основе изученного материала обоснован вывод о том, что на данный момент Конституция США является, в существенной степени, устаревшей и не отвечающей современным реалиям.
MAMISHEVA, Z.A.
THE FIXATION OF THE PRINCIPLE OF SEPARATION OF POWERS IN THE CONSTITUTION OF THE USA OF 1787
Keywords: power, the principle of separation of powers, Congress, Constitution, President, impeachment, the electoral system.
In the article researched the problem of the separation of powers in the Constitution of the United States of America. The author analyzes the constitutional fixed powers of the highest authorities of the USA, in particular, the modern procedure for the election of the President of the USA. It is shown that having a key-value on the elections institute of electors is hopelessly outdated and is not able to ensure the objectivity of the election procedure. On the basis of the studied material it substantiated the conclusion that at the moment the Constitution of USA is, to a large extent outdated and does not meet modern realities.
Прежде чем говорить о принципе разделения властей, вполне уместно сказать о том, что такое власть. В своей работе «Хозяйство и общество» немецкий ученый Макс Вебер писал, что власть означает любую возможность навязать свою волю в рамках социальных отношений вопреки сопротивлению массы и независимо от того, на чем эта возможность основана [1]. Основной функцией власти является управление общественной жизнью, в том числе и перераспределение благ.
Государство, осуществляя свою политику в сфере управления жизнью общества, может опираться на свободу или на силу. Разное соотношение в том или ином государстве силы и свободы, соответственно, дает нам разные политические режимы.
На ранних этапах развития общества и государства большинство стран имели авторитарный или тоталитарный режим правления. Авторитарные и тоталитарные режимы правления эффективны в краткосрочной перспективе и при условии, что правитель обладает положительными качествами (например, такими как, честность, просвещенность) и действует на благо народа. Но такое происходило крайне редко. Зато история знает множество кровавых тиранов и узурпаторов.
В подобных условиях люди начали придумывать различные способы контролировать власть, дабы ограничить ее использование в интересах правящих элит. Именно так получила свое зарождение теория разделения властей. Согласно данной теории, государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга, но контролирующими друг друга ветвями государственной власти. Основоположником теории разделения властей принято считать Джона Локка, предложившего разделить государственную власть на две части - исполнительную и законодательную. Также им была выделена 3 ветвь власти - союзная, которая должна была заниматься вопросами войны и мира. Однако поскольку допускалось сосредоточение союзной и исполнительной власти в одних руках, фактически выделения «союзной» власти в отдельную ветвь не происходило. Позже Монтескье осуществил наиболее основательную разработку принципа разделения властей. Он предложил разделить государственную власть на 3 части - законодательную (ей отводилось центральное место), исполнительную и судебную. Именно после этого принцип разделения властей получил признание во многих государствах [2].
Впервые наиболее полно и последовательно принцип разделения властей был закреплен в Конституции Соединенных Штатов Америки. В системе разделения властей, согласно конституции, здесь были определены следующие органы государственной власти: Конгресс США, представляющий собой законодательный орган, Президент США, возглавляющий и формирующий исполнительную власть, и Верховный Суд, воплощающий судебную власть. «Отцы-основатели» при этом развили и дополнили «классическую» модель Монтескье, добавив «вертикальное» разделение властей, то есть разграничение компетенции между федерацией и штатами, а также систему «сдержек и противовесов», призванную не допустить возвышение одной ветви власти над другой.
Сразу после преамбулы в конституции идет Статья I, которая посвящена Конгрессу США. Символическое начало конституции с освещения законодательного органа также говорит о том, что законодательная ветвь власти занимает главенствующее место. Конгресс США состоит из Палаты представителей (нижней палаты) и Сената (верхней палаты). Палата представителей избирается, исходя из численности населения в каждом штате, в то время, как Сенат избирается на основе равного представительства всех штатов в Союзе. Члены Палаты представителей избираются сроком на 2 года, члены Сената - сроком на 6 лет. При этом каждые 2 года одна треть состава Сената должна переизбираться. Несмотря на то, что в Конституции нет четкого определения того, какая палата является нижней, а какая верхней, подобную градацию позволяет сделать процедура законодательного процесса и порядок формирования палат. В Статье I описана процедура выборов в каждую из палат, полномочия Конгресса, полномочия палат, требования к
кандидатам и законодательный процесс [3]. Также в статье закреплен иммунитет представителей и сенаторов от преследования за мнения, высказанные в ходе дебатов. До принятия в 1913 году Семнадцатой поправки, сенаторы избирались легислатурами штатов. Однако семнадцатая поправка установила прямые выборы в Сенат.
Конгресс США обладает весьма широкими законодательными полномочиями, что, к примеру, подтверждено делом «Маккаллох против Мэриленда», которое было рассмотрено Верховным судом США в 1819 году под председательством Джона Маршалла. Верховный суд в данном деле постановил, что Конгресс вправе принимать законы и по вопросам, которые прямо не отнесены к его ведению Статьей I, если это необходимо для того, чтобы осуществлять указанные в Конституции полномочия [4]. Конгресс способен отклонять законопроекты Президента, но, в свою очередь, Президент США способен использовать право отлагательного вето на законопроекты Конгресса. Даже если президент не согласен с конкретными статьями законопроекта, а не со всем законопроектом в целом, он может ветировать только весь законопроект полностью. Вето может быть преодолено двумя третями голосов в каждой палате. Палата представителей наделена возможностью начать процедуру импичмента в отношении Президента и ряда должностных лиц, подозреваемых в нарушении закона. Сенат занимается разбирательством дел об импичменте по существу.
За все время существования страны Палата представителей только три раза возбуждала процедуру импичмента в отношении Президента США. В 1868 году процедуре импичмента был подвергнут Президент Эндрю Джонсон, у которого весьма долго зрел конфликт с Конгрессом. Палата представителей посчитала, что Президент уволил военного министра Стэнтона неправомерно. В Палате представителей было набрано необходимое количество голосов для импичмента. Однако в результате голосования в Сенате, необходимые две трети голосов собрано не было и, соответственно, Президент США был оправдан. В 1998-1999 годах процедуре импичмента был подвергнут Билл Клинтон. Палата представителей возбудила импичмент, обвиняя Президента в лжесвидетельстве и препятствовании правосудию, в связи со скандалом, в котором была замешана Моника Левински. Билл Клинтом также был оправдан Сенатом. Обвинение не набрало необходимые две третьи голосов. В 1974 году к импичменту был представлен Ричард Никсон в связи с Уотергейтским скандалом [5]. Не дожидаясь суда в Сенате, Ричард Никсон ушел в отставку, что позволило его преемнику, Президенту США Джеральду Форду помиловать его. Отставка Ричарда Никсона стала первым в истории США случаем, когда президент, досрочно прижизненно прекратил свои полномочия.
Конгресс способен возбуждать процедуру импичмента, в том числе и в отношении чиновников более низкого ранга и судей. Так за всю историю Палата представителей выдвигала обвинения в адрес 11 судей, и 7 из них были отрешены от должности в результате голосования Сената.
Статья II Конституции США посвящена исполнительной власти, которую, возглавляет Президент США. В статье описаны порядок выборов, требования к кандидату в президенты, клятва, которую президент приносит при вступлении в должность, полномочия президента, институт вице-президентства [3]. Президент США избирается Коллегией выборщиков, которая, в свою очередь, избирается народом. Совместно с Президентом США, происходит избрание Вице-президента США, но с тем условием, что Президент и Вице-президент должны быть резидентами разных штатов. Подобное ограничение сделано с целью недопущения возвышения
какого-либо конкретного штата над всеми остальными. Вице-президент является председателем Сената. Президент избирается сроком на 4 года, не более двух сроков, причем не важно в каком порядке идут эти сроки. До принятия Двадцать второй поправки в 1951 году, практика «не более двух сроков» существовала только в качестве традиции, так как первый Президент США, Джордж Вашингтон, был президентом два срока. Но после того, как Франклин Делано Рузвельт был избран Президентом США четырежды, данная традиция приняла форму закона.
Президент США обладает весьма широкими полномочиями. Он должен обеспечивать безопасность страны и представлять ее на международной арене. Президент является главнокомандующим армией, флотом и ополчением. Для восстановления порядка, подавления мятежей и восстаний, обеспечения деятельности федеральных органов власти Президент может объявить чрезвычайное положение, на которое ему не нужно разрешение Конгресса. Чрезвычайные положения прямо не указаны в Конституции США, однако они предоставляются ему Актом о национальном чрезвычайном положении 1976 года [6]. В свою очередь, дабы не допустить узурпацию власти, палаты Конгресса способны в любой момент принять резолюцию, отменяющую чрезвычайное положение. Более того, с момента объявления чрезвычайного положения все акты, изданные Президентом, подлежат незамедлительному предоставлению в Конгресс. Также Конгресс должен не реже чем раз в шесть месяцев рассматривать вопрос о прекращении военного положения.
Следуя Конституции США, Президент нормотворческими полномочиями не обладает, за исключением внутренней организации деятельности органов исполнительной власти. Но на практике Президент США издает множество нормативно-правовых актов. Это связано с тем, что Конгресс, издавая законы, делегирует президенту полномочия по изданию актов в той или иной сфере. Так, после утверждения Сенатом, он назначает судей Верховного суда США. Более того, даже Кабинет США формируется с согласия Сената. Президент обладает правом помилования, но только не в отношении лиц, осужденных в порядке импичмента. В области внешней политики Президент США может подписывать договоры, назначать послов, консулов и полномочных представителей с «совета и согласия Сената». Данное согласие не является формальным. Сенат неоднократно отклонял кандидатуры, представленные президентом. Таким образом, законодательный орган также принимает участие во внешней политике.
Статья III описывает судебную систему США. Судебная система состоит из Верховного суда США и нижестоящих судов, учреждаемых Конгрессом США. «Судьи ... занимают свои должности, пока добросовестно исполняют свое дело» -данная фраза рассматривается как принцип несменяемости судей [3]. Теоретически, исчерпывающий перечень полномочий Верховного суда указан в Конституции США. Но эти полномочия были очень сильно «расширены» после прецедента 1803 г. Марбери против Мэдисона [7]. В результате данного прецедента, Верховный суд фактически принял на себя полномочия проверять соответствие нормативных актов и действий государственных служащих на соответствие Конституции США. Данный прецедент впервые в истории США признал парламентский закон несоответствующим Конституции США.
Помимо разделения по горизонтали, в Конституции США закреплено разделение властей по вертикали, то есть определен порядок взаимодействия власти между федерацией и штатами. По сути, Статья IV устанавливает равенство всех
штатов и их жителей между собой, определяет юрисдикцию по уголовным преступлениям, гарантирует республиканскую форму правления в каждом штате, а также защиту штатов со стороны федерации.
Закрепление в Конституции США системы разделения властей и системы «сдержек и противовесов» во многом вызвано периодом колониальной зависимости и освобождения колоний от метрополии. Когда закладывались основы новой страны, очень большое внимание уделялось недопущению возможность узурпации власти со стороны государства, особенно со стороны исполнительной власти. На момент принятия Конституции в 1787 г, изложенные в ней идеи были весьма прогрессивными. Например, законодательные, исполнительные и судебные органы имели разные процедуры формирования и различные сроки полномочий, что определенно мешало их «сращиванию». С другой стороны, в Конституции плохо были проработаны финансовые процессы, что сказывается и сегодня. Все законопроекты, касающиеся финансов, могут исходить только от Палаты представителей, Сенат способен лишь вносить поправки. Финансовые полномочия Президента в Конституции никак не обозначены. Они исходят из смысла положений Конституции и из делегированных ему полномочий парламентом. Фактически, Президент, занимающийся исполнением законов, также занимается и исполнением бюджета, в то время как у Конгресса мало реальных инструментов контроля за исполнением бюджета.
Сложно назвать совершенной и отвечающей современным реалиям и современную процедуру выборов Президента США. С одной стороны, народ участвует в выборах, а с другой - он не лишен прав прямого выбора. Более того, он может быть фактически лишен права выбора ввиду сложной, многоступенчатой процедуры голосования. Предварительно, перед выборами Президента США, происходят выборы коллегии выборщиков. Жители штата голосуют за выборщиков, которые, в свою очередь, обещают проголосовать за того или иного кандидата. С одной стороны - все просто, но с другой стороны, подобная процедура голосования показывает расхождение между голосованием Коллегии выборщиков и общенародным голосованием. Состав Коллегии выборщиков в каждом штате равен количеству представителей этого штата в Конгрессе, а именно, в палате представителей и в Сенате. Федеральный округ Колумбия не является штатом, но при голосовании, он получает столько же выборщиков, сколько получает самый маленький по численности населения штат США. На данный момент самый малонаселенный штат - Вайоминг, он имеет три выборщика. Соответственно округ Колумбия тоже имеет три выборщика. Огромным минусом является то, что при подобном подходе к выборам президента голос выборщика в одном штате, не равен голосу выборщика в другом, то есть на один голос выборщика приходится разное количество граждан. Например, Вайоминг имеет население в 584 153 человека и 3 выборщика, то есть порядка 194 717 человек на выборщика. Аналогичный показатель для Калифорнии - 38,8 млн. человек населения, 55 выборщиков и примерно 700 тысяч человек на выборщика.
Выборы посредством Коллегии выборщиков построены по принципу «победитель получает все», то есть если конкретный кандидат при голосовании в штате набирает большее количество голосов избирателей, чем другие кандидаты, то он получает все голоса выборщиков. Так, например, в 2000 году за Альберта Гора в Калифорнии проголосовали 5,8 миллиона человек или 53,45 %. За Буша - 4,5 миллиона или 41,65 %. Таким образом, Гор набрал большинство внутри штата
Калифорния и он получил все 54 электоральных голоса Калифорнии. Во Флориде Гор набрал 2,912,253 голосов, а Буш - 2,912,790. Эта разница в 537 голосов и принесла Бушу победу в штате [7]. В итоге, Джордж Буш получил все 25 электоральных голосов штата Флорида. Из-за подобной избирательной системы в 2000 году на выборах Президента США Джордж Буш одержал весьма странную победу. Кандидат от Республиканской партии Джордж Буш набрал 271 голос выборщиков (из 270 необходимых для победы) и 47,9% голосов населения страны. В то же время кандидат от Демократической партии Алберт Гор набрал 266 голосов выборщиков, но 48,4% голосов населения США. Получается, что кандидат, получивший большую поддержку народа, проиграл. Дабы прекратить подобную практику существует так называемый «План Амара», согласно которому, штаты, присоединившиеся к нему, будут отдавать все свои голоса выборщиков тому кандидату, который наберет самое большое количество голосов среди населения страны [8].
План начнет действовать тогда, когда к нему присоединятся штаты, чьи голоса выборщиков в сумме будут давать 270 голосов, необходимых для победы. По состоянию на 2014 год к данному плану присоединились 11 штатов, которые в сумме дают 165 голосов. Ожидается присоединение к «плану Амара» еще двух штатов -Мичигана и Миннесоты, которые в сумме дадут 26 выборщиков.
В целом, коллегия выборщиков как институт безнадежно устаревает. В конце XVIII века ее существование было оправдано тем, что невозможно было провести полноценное всенародное голосование. Первоначально Коллегию выборщиков составляли весьма уважаемые люди, которым доверяли граждане, и выборщики реально делали выбор. Сейчас в Коллегию также входят люди, имеющие авторитет в обществе, но вот только они делают не самостоятельный выбор, а обещают проголосовать за того или иного кандидата. И даже в таких условиях существуют «недобросовестные выборщики», поддерживающие кандидата, отличного от того, которого поддержал штат.
Учитывая изложенное, следует признать, что на момент принятия Конституция США являлась отражением прогресса правовой мысли. Она была одним из первых документов, закрепивших постулаты свободного мира [9]. Однако в настоящее время Конституцию США правильнее назвать устаревшей, нежели отвечающей современным реалиям.
Литература и источники
1. ВеберМ. Политические работы, 1895-1919. - М.: Праксис, 2003. - С.46.
2. Монтескье Ш. О духе законов // Электронная библиотека Гражданское общество России. Электронный ресурс: http://www.civisbook.ru/files/File/Monteskye_O%20dukhe. pdf
3. Конституция Соединенных Штатов Америки // https://www.constitutionfacts.com/content/constitution/files/USConstitution_Russian.pdf
4. http://caselaw.findlaw.com/us-supreme-court/17/316.html
5. Грищенко Н. Уотергейт уроки истории забытые, Бараком Обамой // Российская газета. -2014. - 12 июля.
6. Акт о национальном чрезвычайном положении // National Emergencies Act. Электронный ресурс: https://www.fas.org/sgp/crs/natsec/98-505.pdf
7. Трофимов А. 15 самых громких скандалов на выборах последнего десятилетия // Forbs. 02.12.2011 г. http://www.forbes.ru/sobytiya-photogallery/vlast/77085-samye-gromkie-vybornye-skandaly-xxi -veka/ photo/3
8. http://www.cikrf.ru/news/relevant/2013/03/04/03.html
9. Богославский Е.А., Эртель А.Г. Вопросы теоретико-правового понимания правовой политики // Право и практика. - 2014. - № 1. - С.29-34.
МАМИШЕВА ЗАРА АСКАРБИЕВА - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права и политологии Адыгейского государственного университета (amorok70@mail.ru)
MAMISHEVA, ZARA A. - PhD in Law, Associate Professor of the Department of the theory and history of state and law of Adyghe State University.
УДК 340.158
ПЕТРОВ А.Г.
СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ НЭП В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЕГО РАЗВИТИЯ: АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Ключевые слова: новая экономическая политика (НЭП), закон, законодательство, законодательный орган, законодатель, декрет, продразверстка, продналог, налог, цены, крестьянство, «кризис сбыта», крестьянское землепользование, единоличник.
В статье осуществлен анализ становления законодательства в начале 20-х годов ХХ века в Советской России. Рассмотрен законодательный процесс в первые годы новой экономической политики. Выявлены отличительные особенности налогообложения, дана характеристики прав трудового землепользования в эти годы. Раскрываются особенности отношения крестьянства к политике Советского государства в области сельского хозяйства в годы новой экономической политики. Осуществленный правовой анализ позволил сделать вывод о том, что новая экономическая политика была изначально обречена. Интересы партии большевиков предполагали ее существование на протяжении определенного ограниченного промежутка времени.
PETROV, A.G.
THE ESSENTIAL FEATURES OF THE NEP IN THE EARLY YEARS OF ITS DEVELOPMENT: AN ANALYSIS OF LEGISLATION
Keywords: new economic policy (NEP), law, legislation, legislature, legislator, decree, surplusappropriation system, tax in kind, tax, "crisis of marketing", peasantry land tenure, individual peasant.
In the article analyzes the formation of legislation in the early 20-ies of XX century in the Soviet Russia. Viewed the legislative process in the early years of the New Economic Policy. Revealed the distinctive features of taxation, given the characteristics of the rights of labor land tenure in these years. Disclosed the peculiarities of attitude of the peasantry to policy of the Soviet state in the field of agriculture in the years of the New Economic Policy. Implemented legal analysis allowed to do the conclusion that the new economic policy was initially doomed. Interests of Bolshevik Party assumed its existence for certain limited period of time.
В марте 1921 года на Х съезде РКП(б) большевики отказались от военного коммунизма и провозгласили новую экономическую политику (НЭП). Переход к НЭПу был вынужденной мерой. Большевикам необходимо было не потерять власть любым способом. Опираться дальше лишь на государственное принуждение уже не представлялось возможным. При этом, с переходом к нэпу начинает меняться и отношение советской власти к праву. Приходит понимание, что без укрепления