Научная статья на тему 'Конституционно-правовой статус президентов Республики Узбекистан и сша (сравнительно-правовой анализ)'

Конституционно-правовой статус президентов Республики Узбекистан и сша (сравнительно-правовой анализ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2116
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС / ПРЕЗИДЕНТ / ФОРМА УСТРОЙСТВА / ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ / ВЫБОРЫ / ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА / ПАРЛАМЕНТ / ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ПАРЛАМЕНТАРНАЯ РЕСПУБЛИКА / СИСТЕМА "СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ" / ГЛАВА ГОСУДАРСТВА / СЕНАТ / COMPARATIVE ANALYSIS / CONSTITUTIONAL AND LEGAL STATUS / PRESIDENT / FORM OF GOVERNMENT / FORM OF RULE / ELECTIONS / PRESIDENTIAL POWERS / PARLIAMENT / PRESIDENTIAL REPUBLIC / PARLIAMENTARY REPUBLIC / SYSTEM OF CHECKS AND BALANCES / HEAD OF THE STATE / SENATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миракулов Миравзал Миродилович

В статье приводится сравнительно-правовой анализ конституционно-правовых статусов президентов Республики Узбекистан и США. Анализ проведен по соответствующим положениям конституций изучаемых стран и по таким критериям, как: форма устройства; форма правления; выборы и полномочия президентов; цензы, установленные для кандидатов в Президенты. Отмечены особенности правового статуса института президентства указанных стран, в частности, в следующих вопросах: участие в формировании верхней палаты парламента, министерств и иных органов государственного управления; взаимодействие с парламентом и судебной ветвью власти; полномочия в сферах обороны и безопасности; международные отношения; законотворчество и др. Таким образом, выявлены такие отличительные черты института президентства в Узбекистане, как: наличие должности премьер-министра и ответственность правительства перед парламентом и президентом; наличие у президента арбитражно-интегративных, координирующих, гарантирующих функций; право законодательной инициативы, роспуска парламента, назначения референдума, назначения и освобождения от должности глав местных исполнительных органов власти; статус президента пожизненно занимать должность члена сената по истечении своих полномочий. Выявлен ряд схожих черт института президентства в США и Узбекистане: возрастной ценз; право на послание парламенту; участие сената в назначении, утверждении, избрании должностных лиц, представляемых Президентом; право вето; статус главнокомандующего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL LEGAL STATUS OF PRESIDENTS OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN AND THE USA (COMPARATIVE LAW ANALYSIS)

The article provides comparative law analysis of constitutional legal statuses of Presidents of the Republic of Uzbekistan and the USA. The analysis is conducted per respective provisions of the constitutions of the countries in question and per such criteria as form of government, form of rule, presidential elections and powers, qualifications, established for candidates for presidency. Thus, special attention is paid to various peculiarities of the legal status of the institute of presidency of the countries in question, in particular, regarding such issues as participation in the formation of the upper chamber of parliament, ministries and other State administrative bodies, interaction with the parliament and the judicial branch, powers in defense and security sectors, international relations, law making etc. Thus, the author identifies such distinctive features of the institute of presidency in Uzbekistan, as the existence of the post of Prime Minister and responsibility of the Government before the parliament and President; that the President possesses arbitration and integrative, coordinating and guaranteeing functions; the right to legislative initiative, dissolution of Parliament, convocation of the referendum, appointing and dismissing heads of local executive authorities; the status of President allows holding office of a Senate member during good behavior upon the expiry of the term. On the basis of an astute comparative analysis the author also reveals a number of similar characteristics in the institutes of presidency in the USA and Uzbekistan, such as age qualifications, the right to the address to parliament, participation of the Senate in appointing, approving and electing functionaries, presented by President, the veto power, as well as the status of the Commander-in-Chief.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовой статус президентов Республики Узбекистан и сша (сравнительно-правовой анализ)»

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН И США (СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ)

МИРАКУЛОВ Миравзал Миродилович, начальник отдела Института мониторинга действующего законодательства при Президенте Республики Узбекистан, кандидат юридических наук

100078, Узбекистан, г. Ташкент, Мустакиллик майдони, 6

E-mail: [email protected]

В статье приводится сравнительно-правовой анализ конституционно-правовых статусов президентов Республики Узбекистан и США. Анализ проведен по соответствующим положениям конституций изучаемых стран и по таким критериям, как: форма устройства; форма правления; выборы и полномочия президентов; цензы, установленные для кандидатов в Президенты. Отмечены особенности правового статуса института президентства указанных стран, в частности, в следующих вопросах: участие в формировании верхней палаты парламента, министерств и иных органов государственного управления; взаимодействие с парламентом и судебной ветвью власти; полномочия в сферах обороны и безопасности; международные отношения; законотворчество и др. Таким образом, выявлены такие отличительные черты института президентства в Узбекистане, как: наличие должности премьер-министра и ответственность правительства перед парламентом и президентом; наличие у президента арбитражно-интегративных, координирующих, гарантирующих функций; право законодательной инициативы, роспуска парламента, назначения референдума, назначения и освобождения от должности глав местных исполнительных органов власти; статус президента пожизненно занимать должность члена сената по истечении своих полномочий. Выявлен ряд схожих черт института президентства в США и Узбекистане: возрастной ценз; право на послание парламенту; участие сената в назначении, утверждении, избрании должностных лиц, представляемых Президентом; право вето; статус главнокомандующего.

Ключевые слова: сравнительный анализ, конституционно-правовой статус, президент, форма устройства, форма правления, выборы, полномочия президента, парламент, президентская республика, парламентарная республика, система «сдержек и противовесов», глава государства, сенат.

CONSTITUTIONAL LEGAL STATUS OF PRESIDENTS OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN AND THE USA (COMPARATIVE LAW ANALYSIS)

M. M. MIRAKULOV, head of the department of the Institute for Monitoring of Current Legislation under the President of the Republic of Uzbekistan, сandidate of legal sciences

6, Mustaqillik maydoni, Tashkent, Uzbekistan, 100078

E-mail: [email protected]

The article provides comparative law analysis of constitutional legal statuses of Presidents of the Republic of Uzbekistan and the USA. The analysis is conducted per respective provisions of the constitutions of the countries in question and per such criteria as form of government, form of rule, presidential elections and powers, qualifications, established for candidates for presidency. Thus, special attention is paid to various peculiarities of the legal status of the institute of presidency of the countries in question, in particular, regarding such issues as participation in the formation of the upper chamber of parliament, ministries and other State administrative bodies, interaction with the parliament and the judicial branch, powers in defense and security sectors, international relations, law making etc. Thus, the author identifies such distinctive features of the institute of presidency in Uzbekistan, as the existence of the post of Prime Minister and responsibility of the Government before the parliament and President; that the President possesses arbitration and integrative, coordinating and guaranteeing functions; the right to legislative initiative, dissolution of Parliament, convocation of the referendum, appointing and dismissing heads of local executive authorities; the status of President allows holding office of a Senate member during good behavior upon the expiry of the term. On the basis of an astute comparative analysis the author also reveals a number of similar characteristics in the institutes of presidency in the USA and Uzbekistan, such as age qualifications, the right to the address to parliament, participation of the Senate in appointing, approving and electing functionaries, presented by President, the veto power, as well as the status of the Commander-in-Chief.

Keywords: comparative analysis, constitutional and legal status, President, form of government, form of rule, elections, Presidential powers, parliament, presidential republic, parliamentary republic, the system of checks and balances, head of the state, Senate.

DOI: 10.12737/19197

Введение поста Президента в систему органов государственной власти Республики Узбекистан (РУ) в 1990 г. значительно повысило ин-

терес к сущности и функционированию института президентства в других странах, особенно в развитых демократических, таких как США.

Термин «президент» происходит от лат. "prаesidens", что буквально означает «сидящий впереди». В антич -ные времена президентом называли председательствующих на различных собраниях. В его нынешнем понимании как главы государства термин «президент» начал употребляться только с конца XVIII в., когда в 1787 г. был учрежден институт президентства в США.

Согласно ст. 89 Конституции РУ Президент РУ яв -ляется главой государства и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, а в США в соответствии с разд. 1 ст. II Конституции исполнительная власть осуществляется Президентом США.

На основе анализа конституционного строя США можно выделить следующие аспекты, отличающиеся от Узбекистана.

Форма устройства. США по государственному устройству — федерация, где компетенция между федерацией и штатами четко и ясно разделена. Штаты обладают весомыми полномочиями, особенно в социально-экономической сфере. Горизонтальное распределение властных полномочий между ветвями власти — законодательной, исполнительной и судебной — дополнялось вертикальным разделением власти, что предполагалось федеративной формой государственного устройства: все, что не входило в сферу полномочий Союза, оставалось за штатами и народом1. Американская Конституция установила систему дуалистического федерализма, в основу которого положено жесткое разграничение сфер компетенции Союза и штатов. Согласно принципу дуалистического федерализма Конституция устанавливает сферу исключительной компетенции Союза (дается перечень вопросов, по которым только Союз может издавать законодательные акты). Все осталь -ные вопросы, не содержащиеся в конституционном перечне (так называемая остаточная компетенция), представляют собой предметы ведения нормоуста-навливающих органов субъектов федерации. Впервые подобная система разграничения компетенции была осуществлена в США. Раздел 8 ст. I Конституции содержит перечень предметов правового регулирования, относящихся к исключительной компетенции Союза. В него входят: регулирование междуштатной и внешней торговли; чеканка монеты; установление стандартов мер и весов; учреждение почтовых служб и почтовых дорог; выдача патентов и авторских свидетельств; установление признаков пиратства в открытом море и наказаний за его совершение; объявление войны; выдача каперских свидетельств и разрешений на репрессалии; набор и содержание армии; создание и содержание военно-морского флота; созыв милиции; ведение внешних

1 См.: Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2009. С. 180.

сношений и управление территориальными владениями. Все вопросы, не упомянутые в этом перечне, согласно поправке X относятся к исключительной компетенции штатов. В штатах США система государственных органов строится в соответствии с президентской формой правления. Высшим должностным лицом штата, носителем исполнительной власти является губернатор, который во всех штатах, за исключением Миссисипи (там губернатор избирается выборщиками), избирается прямыми выборами на срок от двух до четырех лет.

Узбекистан по своему государственному устройству является унитарным государством. К ведению местных органов власти (гл. XXI Конституции РУ) относятся: обеспечение законности, правопорядка и безопасности граждан; вопросы экономического, социального и культурного развития территорий; формирование и исполнение местного бюджета, установление местных налогов, сборов, формирование внебюджетных фондов; руководство местным коммунальным хозяйством; охрана окружающей среды; обеспечение регистрации актов гражданского состояния; принятие нормативных актов и иные полномочия, не противоречащие Конституции и законодательству РУ. Представительную и исполнительную власть на соответствующей территории возглавляет хоким области, района и города. Хоким области и города Ташкента по представлению премьер-министра РУ назначается и освобождается от должности Президентом РУ. Президент вправе освободить своим решением от должности хокимов районов и городов в случае нарушения ими Конституции, законов или совершения действий, порочащих честь и достоинство хокима.

Выборы Президента. Согласно Конституции США избирательная система, в том числе по выборам Президента и Конгресса, устанавливается законодательным органом самого штата. Отсюда — исключительная пестрота избирательных систем, несхожесть многих аналогичных положений в различных штатах. Чтобы ввести какие-то требуемые жизнью единообразные нормы для всей страны, каждый раз необходимо вносить соответствующую поправку в Конституцию США2.

Президент США избирается внепарламентским путем посредством косвенных выборов3. Выдвижение кандидатов политическими партиями проходит через первичные выборы — праймериз, это своего ро-

2 См.: Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Эн-тина. М., 2004. С. 372.

3 В 2000 г. кандидат Демократической партии А. Гор получил на 0,2% голосов больше, чем его соперник, но кан-

дидат Республиканской партии Дж. Буш (младший) набрал

больше голосов выборщиков (271 против 266) и стал Президентом США.

да первичная проба политических сил, предваритель -ная оценка популярности того или иного кандидата.

Срок полномочий Президента США составляет четыре года, причем одно и то же лицо не может избираться более чем на два срока подряд (поправка XXII к Конституции).

В Конституции США сказано: «Не может быть из -бран на должность Президента тот, кто не является гражданином Соединенных Штатов по рождению или не состоял в гражданстве Соединенных Штатов во время утверждения настоящей Конституции; равным образом не может быть избран на эту должность тот, кто не достиг тридцатипятилетнего возраста и не имел в течение четырнадцати лет постоянно -го жительства в Соединенных Штатах».

Согласно Конституции Узбекистана Президентом РУ может быть избран гражданин РУ не моложе 35 лет, свободно владеющий государственным языком, постоянно проживающий на территории Узбекистана не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Одно и то же лицо не может быть Президентом РУ более двух сроков подряд. Президент РУ избирается гражданами Республики Узбекистан на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет (ст. 90 Конституции РУ).

На совместном заседании палат Конгресса официально оглашаются результаты президентских выборов. А в Узбекистане сообщение об итогах выборов Президента РУ публикуется в печати Центральной избирательной комиссией не позднее чем в десятидневный срок после выборов.

В США, если кандидаты не наберут большинство голосов выборщиков, применяется экстраординарная процедура избрания Президента Конгрессом, предусмотренная поправкой XII к Конституции США4. В Узбекистане в подобных случаях проводится повторное голосование, в котором участвуют два кандидата, набравших наибольшее количество голосов.

Форма правления. В США по Конституции законодательная власть была вверена двухпалатному Конгрессу, исполнительная — Президенту, судебная — Верховному и нижестоящим федеральным судам. Все три ветви власти формировались различным образом5. Раздел I ст. II Конституции США устанавливает: «Исполнительная власть предоставляется Президенту Соединенных Штатов». В Конституции США не употреблено слово «глава государства», и он не обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Исторически президентская республика впервые была введена в США на основе Конституции 1787 г. Система высших органов государственной власти

4 См.: ЛафитскийВ. И. Конституционный строй США: монография. М., 2007. С. 25.

5 Там же.

США строится на основе принципа «сдержек и противовесов», согласно которому Президент, Конгресс и Верховный суд наделяются такими полномочиями, которые позволяют им воздействовать друг на друга.

США — президентская республика. Эта форма правления характеризуется прежде всего соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Глава государства — президент избирается непосредственно населением путем либо прямых, либо косвенных выборов (в США сначала избираются выборщики от штатов, а затем последние как особая коллегия избирают Президента страны). Президент является главнокомандующим вооруженными силами. Система «сдержек и противовесов» проявляется в президентской республике в том, что парламент не может отправить правительство в отставку, но и президент не может распустить парламент6.

Формальной отличительной особенностью президентской республики является отсутствие должности премьер-министра. Президентская республика теоретически строится по принципу жесткого разделения властей. Наряду с объединением полномочий главы государства и главы правительства в руках президента президентская республика отличается следующими характерными особенностями: внепарламентский метод избрания президента; внепарламентский метод формирования правительства и отсутствие института парламентской ответственности; отсутствие у президента права роспуска парламента7.

Форма правления в Узбекистане — смешанная рес -публика, она совмещает признаки президентской и парламентарных республик. К характерным признакам смешанной формы правления относятся следующие: президент избирается непосредственно населением в ходе прямых выборов, а сами выборы могут проводиться в один (мажоритарная система относительного большинства) и в два тура (мажоритарная система абсолютного большинства); президент наделяется обширными властными полномочиями: он является главой государства, ему принадлежат основные прерогативы в сфере исполнительной власти, он является верховным главнокомандующим; существует правительство как самостоятельный орган исполнительной власти, работающий под общим руководством президента.

В полупрезидентской республике правительство назначается президентом, но нуждается в доверии парламента. Вынесение вотума недоверия может повлечь либо отставку правительства, либо роспуск пар -ламента президентом8.

6 См.: Конституционное право зарубежных стран / под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. С. 54.

7 См.: Мишин А. А. Указ. соч. С. 52.

8 См.: Конституционное право зарубежных стран / под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. С. 136.

Парламентарная республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью парламентарной республики является наличие должности премьер-министра. В парламентарной республике правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате. Участие главы государства — прези -дента в формировании правительства носит чисто номинальный характер. Правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой пар -ламентского большинства. Глава государства в парламентарной республике, как правило, избирается парламентским путем, т. е. либо парламентом, либо особой коллегией, создаваемой парламентом. Президент парламентарной республики формально наделяется значительными полномочиями, но на практике не оказывает почти никакого влияния на осуществле -ние государственной власти. Любое действие президента, включая роспуск парламента и наложение вето, может быть осуществлено только с согласия правительства. Исходящие от президента нормативные акты приобретают юридическую силу только после контрасигнации их соответствующим министром, который и несет за них ответственность9.

Процедура избрания Президента РУ аналогична процедуре в президентской республике, т. е. глава государства избирается непосредственно народом. В Узбекистане в 1992 г. был принят Закон «Об упразд -нении должности Вице-президента Республики Узбекистан и учреждении должности Премьер-министра Республики Узбекистан», что является одним из признаков парламентарной республики.

Анализ текущих конституционных изменений, в соответствии с которыми: кандидатура премьер-министра вносится на рассмотрение и утверждение парламента по представлению политической партии, набравшей наибольшее количество депутатских мест в Законодательной палате Олий Мажлиса; парламент заслушивает отчет Премьер-министра по актуальным вопросам социально-экономической жизни страны; кандидат на должность премьер-министра вносит на рассмотрение парламента программу правительства на ближайшую и долгосрочную перспективы; Кабинет министров представляет Олий Мажлису РУ ежегодные доклады по важнейшим вопросам социально-экономической жизны страны; введение институтов вотум недоверия, парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти — свидетельствует о последовательном утверждении, усилении основ парламентаризма в стране.

Полномочия Президента. Конституция США упо -минает некоторые полномочия Президента, закреп-

9 См.: Мишин А. А. Указ. соч. С. 53.

ляя за ним осуществление исполнительной власти. В Конституции ничего не говорится о каком-либо коллегиальном правительстве или о структуре органов исполнительной власти. Президент независим, он неподотчетен Конгрессу, неподконтролен ему и несет ответственность только перед народом, от которого он получил свой мандат. Его полномочия закреплены в достаточно широком объеме, но без строгих пре -делов, что и способствовало их неуклонному фактическому возрастанию. В то же время президентская власть не переросла в личную диктатуру, поскольку она всегда сдерживалась определенными полномочиями Конгресса и Верховного суда. Основные полномочия Президента США перечислены в Конституции (разд. 2 ст. II). Однако со временем теорией и практикой было сформулировано понятие подразумеваемых (или «скрытых») полномочий, благодаря которому конституционные права и обязанности Президента существенно расширились. Кроме того, глава государства систематически наделяется Конгрессом различными «делегированными правами».

Согласно Конституции США (разд. 2 и 3 ст. II) «Президент является главнокомандующим армии и флота Соединенных Штатов и милиции отдельных штатов, когда они призываются на действительную службу Соединенных Штатов; он может требовать от руководителя каждого исполнительного департамента письменного мнения по любому вопросу, относящемуся к его компетенции; и ему предоставлено право отсрочки исполнения приговоров и помилования за преступления, совершенные против Соединенных Штатов, за исключением случаев осуждения в порядке импичмента.

Он имеет право с совета и согласия Сената заключать международные договоры при условии их одоб -рения двумя третями присутствующих сенаторов; с совета и согласия Сената назначать послов и иных полномочных представителей и консулов, судей Вер -ховного суда, а также всех других должностных лиц Соединенных Штатов, о назначении которых в Конституции нет иных постановлений и должности которых установлены законом.

Президент имеет право замещать все вакансии, которые откроются в период между сессиями Сената, предоставляя должностные полномочия на срок до окончания ближайшей сессии Сената.

Президент периодически представляет Конгрессу информацию о положении Союза и предлагает на его усмотрение такие меры, которые сочтет необходимыми и полезными; в чрезвычайных случаях он созывает обе палаты или одну из них, а в случае разногласий между палатами по поводу времени отсрочки сессий сам переносит их на такое время, какое сочтет необходимым; он принимает послов и других полно -мочных представителей, обеспечивает точное соблюдение законов и определяет полномочия всех должностных лиц Соединенных Штатов».

Каждый законопроект, принятый Палатой представителей и Сенатом, прежде чем стать законом, представляется Президенту США; если он одобряет зако -нопроект, то подписывает его; если не одобряет, то возвращает его со своими возражениями в ту палату, которой последний был предложен. Все постановления, резолюции или решения, для которых необходимо согласие Сената и Палаты представителей (за исключением решения об отсрочке заседания), представляются Президенту и только после его одобрения вступают в силу. Исключительно широкие полномочия американского президента основаны не на тексте Конституции, а на решениях Верховного суда, резолюциях Конгресса и доктрине «внешнего суверенитета». Последняя исходит из утверждения, что «внешний» суверенитет в отличие от «внутреннего» не является производным от передачи полномочий штатов, а вытекает из акта образования федерации. Поскольку же президент — единоличный носитель федеральной исполнительной власти, а осуществление внешней политики образует ее прерогативу, соответственно руководство внешней политикой отнесено к ведению главы государства10.

В Узбекистане полномочия Президента Республики четко и ясно прописаны в Конституции. Так, Президент выступает гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов РУ; принимает необходимые меры по охране суверенитета, безопасности и территориальной целостности Республики Узбекистан, реализации решений по вопросам национально-государственного устройства; представляет Республику Узбекистан внутри страны и в международных отношениях; ведет переговоры и подписывает договоры и соглашения Республики Узбекистан, обеспечивает соблюдение заключенных республикой договоров, соглашений и принятых ею обязательств; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических и иных представителей; представляет Сенату Олий Мажлиса кандидатуры для назначе -ния дипломатических и иных представителей РУ в иностранных государствах; имеет право обращаться в Олий Мажлис по важнейшим вопросам реализации внутренней и внешней политики страны; обеспечивает взаимодействие высших органов власти и управления Республики; образует и упраздняет по представлению Кабинета Министров министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления с последующим внесением указов по этим вопросам на утверждение палат Олий Мажлиса; представляет Сенату Олий Мажли-са кандидатуру для избрания на должность Председателя Сената; представляет для рассмотрения и утверждения палатами Олий Мажлиса кандидату-

10 См.: Конституционное право зарубежных стран / под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. С. 242.

ру Премьер-министра и освобождает его от должности в случае отставки, выражения вотума недоверия Премьер-министру, принятого палатами Олий Мажлиса, либо в других случаях, предусмотренных законом; утверждает по представлению Премьер-министра членов Кабинета Министров и освобождает их от должности; назначает и освобождает от должности Генерального прокурора РУ и председателя Счетной палаты с последующим утверждением их Сенатом Олий Мажлиса; представляет Сенату Олий Мажлиса кандидатуры на должности председателя и судей Конституционного суда, председателя и судей Верховного суда, председателя и судей Высшего хозяйственного суда, председателя правления Центрального банка РУ, председателя Государственного комитета РУ по охране природы; назначает и освобождает от должности судей областных, межрайонных, районных, городских, военных и хозяйственных судов; назначает и освобождает по представлению Премьер-министра от должности хо-кимов областей и города Ташкента в соответствии с законом. Президент вправе освободить своим решением от должности хокимов районов и городов в случаях нарушения ими Конституции, законов или совершения действий, порочащих честь и достоинство хокима; приостанавливает, отменяет акты органов государственного управления республики и хокимов в случае несоответствия их нормам законодательства; вправе председательствовать на заседаниях Кабинета Министров РУ; подписывает и обнародует законы Республики Узбекистан; вправе возвратить закон со своими возражениями в Олий Мажлис для повторного обсуждения и голосования; объявляет состояние войны в случае нападения на Республику Узбекистан или в случае необходимости выполнения договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии и в течение трех суток вносит принятое решение на утверждение палат Олий Мажлиса; в исключительных случаях (реальная внешняя угроза, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии) в интересах обеспечения безопасности граждан вводит чрезвычайное положение на всей территории или в отдельных местностях и в течение трех суток вносит принятое решение на утверждение палат Олий Мажлиса; является верховным главнокомандующим вооруженными силами РУ, назначает и освобождает от должности высшее командование вооруженных сил, присваивает высшие воинские звания; награждает орденами, медалями и грамотой РУ, присваивает квалификационные и почетные звания РУ; решает вопросы гражданства РУ и предоставления поли -тического убежища; вносит в Сенат Олий Мажли-са представления о принятии актов об амнистии и осуществляет помилование лиц, осужденных судами РУ; назначает и освобождает от должности пред -седателя Службы национальной безопасности с по-

следующим внесением указов по этим вопросам на утверждение Сената Олий Мажлиса.

В отличие от Узбекистана в США министерства образуются законами. Президент США в отличие от Президента РУ не уполномочен назначать сенаторов в Сенат. В Узбекистане 16 членов Сената Олий Маж-лиса назначаются Президентом РУ из числа наиболее авторитетных граждан с большим практическим опытом и особыми заслугами в области науки, искус -ства, литературы, производства и других сферах государственной и общественной деятельности.

В США, в отличие от Узбекистана, право объявлять войну принадлежит Конгрессу. В Узбекистане Президент объявляет состояние войны в случае нападения на Республику Узбекистан или в случае необходимости выполнения договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии.

Как отмечает А. А. Мишин, в президентских республиках право объявления войны фактически осуществляется президентом, хотя по букве конституции оно входит в сферу исключительных полномочий парламента. С наибольшей очевидностью это проявилось в США. Резолюция о военных полномочиях, принятая Конгрессом США в 1973 г., установила, что конституционное право Президента направлять Вооруженные силы США для участия в военных действиях может осуществляться только на основе объявления войны Конгрессом США, специального уполномочия законом или общенационального чрезвычайного положения, вызванного нападением на США, их владения либо на их Вооруженные силы. Если же Президент вынужден действовать без промедления, то он обязан в течение 48 часов представить Конгрессу письменный доклад, указывающий на те обстоятельства, которые принудили его к посылке войск, а также на конституционные и законодательные полномочия, на основании которых эта акция имела место.

На практике Президент мало считался с тем, что право объявления войны принадлежит Конгрессу, и действовал в силу обстоятельств, руководствуясь соображениями целесообразности. Библиотека Конгресса подсчитала, что США более 200 раз использовали свои Вооруженные силы за рубежом, и только в пяти случаях войну объявлял Конгресс11.

В США назначение глав исполнительных департаментов осуществляется Президентом по совету и с согласия Сената. А в Узбекистане согласно Конституции РУ исполнительную власть осуществляет Кабинет министров РУ, который состоит из премьер-министра, его заместителей, министров, председателей государственных комитетов. Кандидатура премьер-министра предлагается политической партией, набравшей наибольшее количество депутатских мест на выборах в Законодательную палату Олий Мажли-

11 См.: Мишин А. А. Указ. соч. С. 139.

са, или несколькими политическими партиями, получившими равное наибольшее количество депутатских мест. Президент РУ после рассмотрения представленной кандидатуры на должность премьер-министра в десятидневный срок предлагает ее на рассмотрение и утверждение палатами Олий Мажлиса.

Кандидат на должность премьер-министра при рассмотрении и утверждении его кандидатуры в Олий Мажлисе представляет программу действий Кабинета министров на ближайшую и долгосрочную перспективу. Кандидатура премьер-министра считается утвержденной, если за нее будет подано более половины голосов от общего числа соответственно депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса РУ. Члены Кабинета министров утверждаются Президентом РУ по представлению премьер-министра. Президент освобождает премьер-министра от должности в случае отставки, выражения вотума недоверия премьер-министру, принятого палатами Олий Мажлиса, либо в других случаях, предусмотренных законом.

В США решение о ратификации принимает только верхняя палата Конгресса квалифицированным большинством в две трети голосов, а в Узбекистане ратификация осуществляется обеими палатами парламента в форме закона.

Президент США в отличие от Президента РУ не имеет права законодательной инициативы. Программа законодательной деятельности предлагается Президентом США в его обращениях, в частности в Послании о положении страны, с которым он выступает на совместном заседании палат.

Конституция США предоставляет власть Верховному суду США, остальные суды учреждаются Конгрессом. В Узбекистане согласно Закону «О Судах» 1993 г. структура и штатная численность Верховного суда РУ, военных судов, хозяйственных судов РУ утверждаются Президентом РУ по представлению соответственно председателя Верховного суда, председателя Высшего хозяйственного суда РУ. Структура и штатная численность верховных судов Республики Каракалпакстан, областных, Ташкентских городских судов, межрайонных, районных (го -родских) судов утверждаются Президентом РУ по представлению Министерства юстиции РУ (специально уполномоченного органа при Министерстве юстиции РУ).

Таким образом, по итогам сравнения можно найти схожие позиции между институтами президентства США и Узбекистана, такие как возрастной ценз (для кандидатов в президенты 35 лет), право на послание парламенту, участие Сената в назначении, утверждении, избрании должностных лиц, представляемых Президентом, право вето, главнокомандование вооруженными силами. А отличительными признаками можно назвать следующие: наличие в Узбекистане должности премьер-министра и ответ-

ственность Кабинета министров в своей деятельности перед парламентом и Президентом РУ; наличие у Президента РУ арбитражно-интегративных, координирующих, гарантирующих функций; право законодательной инициативы, роспуска парламента, на-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

значения референдума, назначения и освобождения от должности глав местных исполнительных органов власти. Президент Узбекистана в отличие от Президента США по истечении своих полномочий занимает пожизненно должность члена Сената.

Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. М., 2004.

Лафитский В. И. Конституционный строй США: монография. М., 2007.

Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2009.

-о-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.