УДК 94(73).051 DOI
С. А. Исаев
Американские корни Конституции США
Когда Конституция США была уже составлена, но еще не ратифицирована, три видных участника этого процесса — Александр Гамильтон, Джеймс Мэдисон и Джон Джей — написали 85 эссе, убеждавших проголосовать за ратификацию. За сборником этих эссе закрепилось название «Федералист». Мэдисон (1751-1836), известный как «Отец Конституции», увещевал со страниц 14-го выпуска «Федералиста» (30 ноября 1787 г.): «Да не внемлите вы тому голосу, который нагло говорит вам, будто предлагаемая вам форма правления — это политическое новшество, будто она не встречается в теориях даже самых диких политических прожектеров, что составители ее пытаются опрометчиво достичь заведомо невозможного. Нет, сограждане, закройте уши свои, дабы не слышать эти негодные речи. Не дайте яду их проникнуть в сердца ваши»1. Мэдисон признавал, что некоторая новизна с* в Конституции имеется, но настаивал, что она продиктована здравым Ц смыслом и не опасна, а спасительна. £
Ратификация состоялась, и Конституция США 1787 г. действует до сих у пор. Оригинальность ее как системы норм государственного права давно уже 3 никем не оспаривается. Другой вопрос — степень новизны тех принципов, которые были положены в основу конституционного проекта, и его составных -2 частей. ¡5
Попытаемся оценить степень их новизны по сравнению с нормами, дей- р0 ствовавшими в колониальной Америке, в США или только в отдельных частях
страны до момента ее принятия2.
з
-О
Л
я 'Й
со
Какой текст (или тексты) Конституции США мы рассматриваем
Нынешний текст Конституции США состоит из основной части — семи статей — плюс двадцати семи3 так называемых поправок (Amendments), которые текстуально представляют собой дополнения к основной части. Текст основной части с 17 сентября 1787 г. никаким изменениям не подвергался. Некоторые из этих поправок действительно вносят изменения в нормы, прописанные в основной части4: в соответствии с англосаксонскими правовыми принципами закон, принятый позже и противоречащий ранее принятому закону, имеет приоритет перед ранее принятым законом. Отвечая на поставленный вопрос, мы должны выбрать какой-то момент истории Конституции США в качестве базы для сравнения.
Конституцию США в 1787 г. вырабатывал специально для этого избранный Конституционный Конвент США, заседавший в Филадельфии за закрытыми дверьми. Его работа неплохо документирована5. Конвент имел полномочия только предложить Конституцию как законопроект, но не вводить ее своей властью в силу6. Фактически Конвент свои полномочия несколько превысил: он предложил штатам ратифицировать документ, который сам определял порядок своего вступления в силу. Последнее изменение в текст проекта Конвент внес 17 сентября 1787 г., когда и завершил работу. Именно этот текст, ныне составляющий основную часть Конституции США, был разослан штатам для ратификации.
Ратификация Конституции США завершилась в хронологическом промежутке от 21 июня до 26 июля 1788 г. Почему невозможно обозначить рубеж одним днем? 21 июня 1788 г. Конституцию ратифицировал Нью-Джерси — 9-й из 13 штатов США, и она могла считаться вступившей в силу на территории этих 9 штатов. Но среди четырех не ратифицировавших ее штатов были два 2 штата-«гиганта»: Виргиния и Нью-Йорк. С Северной Каролиной, где процесс Ö ратификации затянулся еще более чем на год, и с Род-Айлендом, который прин-J ципиально бойкотировал конституционный процесс, еще можно было не счи-« таться; но без Виргинии и Нью-Йорка существование нового союза штатов 5! было немыслимо. Все ждали вестей из Ричмонда и Олбани. Виргиния ратифи-^ цировала Конституцию 26 июня, Нью-Йорк — 26 июля 1788 г. И осенью 1788 г. s на территории 11 штатов прошли президентские выборы и выборы в Конгресс. & Однако Конституция была ратифицирована не единодушно. Противникам принятия Конституции создаваемая ею новая федеральная власть представля-н лась слишком сильной и потому опасной для политических и личных свобод американцев. Правомерность таких опасений признавали и многие сторонники § Конституции. Поэтому вскоре после того, как начал работу I Конгресс США ^ (4 апреля 1789 г.), вступил в должность первый президент Джордж Вашинг-<о тон (30 апреля) и начался процесс создания федеральных ведомств, — а имен-н но, 8 июня 1789 г. не кто иной как «Отец Конституции» Джеймс Мэдисон внес С
в Конгресс США проект сразу целых 12 поправок к Конституции США. Этот документ вошел в историю как Билль о правах. 10 поправок из числа предложенных были ратифицированы и вступили в силу 15 декабря 1791 г.
Другие недостатки Конституции в ее первоначальном виде выяснились только «в процессе эксплуатации». Конституция относила к компетенции Верховного Суда как суда первой инстанции, между прочим, все дела, возбуждаемые против любого штата гражданином другого штата или гражданами / подданными иностранных государств. Верховный Суд очень скоро был завален исками такого рода. И 4 марта 1794 г. Конгресс, придя на выручку судьям, одобрил проект XI поправки, которая изъяла эти дела из первоначальной юрисдикции Верховного Суда. Она была быстро ратифицирована и уже 7 февраля 1795 г. вступила в силу, хотя объявил об этом только следующий президент — Джон Адамс — в послании Конгрессу 8 января 1798 г.
Гораздо более болезненной была проблема, связанная с тем, что изначально Конституция США устанавливала для избрания президента и вице-президента США процедуру, которая не принимала в расчет возможность разделения американцев на политические партии. На выборах 1788 и 1792 гг., где президентом единогласно избрали Джорджа Вашингтона, это не создавало проблем. Однако в 1796 г., когда президентом был избран Джон Адамс, вице-президентом стал набравший следующее за ним число голосов Томас Джефферсон — личный друг Адамса, но при этом лидер политической оппозиции. На выборах же 1800 г. соперниками в финале оказались Томас Джефферсон и Аарон Бэрр, собратья по демократическо-республиканской партии, принадлежавшие, однако, к разным ее фракциям, и их противоборство вылилось в затяжной политический кризис. Поэтому накануне следующих выборов была принята и 15 июня 1804 г. вступила в силу XII поправка к Конституции, которая ввела раздельное голосование за президента и вице-президента, дав каждому выборщику возможность проголосовать за двух кандидатов, принадлежащих к одной партии. Правда, даже эта реформа не смогла предотвратить кризисы в тех случаях, когда существовало равновесие голосов между ведущими кандидатами и перевес победителя был незначительным: в 1876 и 2000 гг. а
со
После ратификации XII поправки американцы оставили свою Конституцию ^ в покое надолго. В последующие десятилетия страна очень выросла территори- ^ ально, прошла через тяжелейшую Гражданскую войну, но нормы Конституции | никаким изменениям не подвергались. Лишь через несколько месяцев после окончания Гражданской войны, в декабре 1865 г., была принята следующая, -а XIII поправка, отменившая рабство. К тому времени никого из участников фи- % ладельфийского Конституционного Конвента уже не было в живых. Поэтому можно считать, что с 15 июня 1804 г. до начала сецессии и Гражданской войны, ^ т. е. до рубежа 1860/1861 гг., Конституция США с 12 поправками действовала в стабильном режиме в том виде, какой она приняла к тому времени, и в этом ^ смысле история ее создания в 1804 г. завершилась. я
Следовательно, мы рассматриваем Конституцию США по состоянию на 17 сентября 1787 г., но имеем в виду и изменения конституционного строя
США, осуществленные по 15 июня 1804 г.
***
Томас Пейн в 1791 г. дал следующее определение писаной конституции: «Это — свод положений, на который можно ссылаться, цитируя статья за статьей. На его принципах должны зиждиться государственная власть, характер ее структуры и полномочий; способ избрания и продолжительность существования парламентов или других подобных органов, как бы их ни называли; полномочия, которыми будет облечена исполнительная власть в государстве, — словом, всё то, что касается полной организации гражданского управления и принципов, которые лягут в основу ее действий и которыми она будет связана»7.
Томас Пейн родился в Англии — в стране, где такого основного закона, определяющего государственное устройство, ни тогда не было, ни сейчас нет. Но в американской части Британской империи действующие документы такого типа, но меньшей значимости были. Это были хартии (Charters) о делегировании правомочий сверху вниз на постоянной основе. Хартии выдавали короли Англии правителям английских колоний; правители — жителям колоний; а иногда и прямо короли — жителям. В двух последних случаях жители избирали представительные органы, которые и принимали хартию на хранение.
Наследие колониального периода: хартии колоний
2 Аллан Невинс в 1924 г. предложил различать четыре типа политического
Ö статуса колоний — будущих штатов США — накануне 1776 г.8 (1) Две колонии
J представляли собой фактически доминионы Англии, полностью контролиро-
« вавшие свои внутренние дела; они управлялись по хартиям короля Карла II. с! Коннектикут получил Хартию 23 апреля 1662 г., а Род-Айленд 8 июля 1663 г.
X Невинс был уверен, что, если бы такой статус был у всех колоний, войны за не-
s зависимость не было бы и США в наше время были бы федеративным домини-
& оном, подобным Канаде и Австралии. (2) Массачусетс имел статус единствен-^ ный в своем роде. Колония управлялась по хартии, выданной Вильгельмом III
н 26 августа 1691 г. Хартия закрепляла законодательную власть за легислатурой, которая избиралась населением, но исполнительную власть — за губернато-
§ ром, которого назначала корона. (3) Три колонии — Мэриленд, Пенсильвания ^ и Делавэр — были собственнические, т. е. первая формально принадлежала ^ одному лицу из семейства Балтиморов (Калвертов), две последние — одному
н лицу из семейства Пеннов. Как и про две предыдущие, про эти колонии можно С
сказать, что они «управлялись по хартиям», но в таком управлении была своя специфика и во всех трех взятых вместе, и в каждой из них. Вручая каждую из этих колоний собственнику, короли оформляли это хартиями. Калверты / Балтиморы получили у короля Карла I хартию на управление Мэрилендом 20 июня 1632 г. Уильям Пенн получил хартию на управление Пенсильванией, включая и Делавэр, у короля Карла II 28 февраля — 4 марта 1681 г. (1680 благовещенского года). Эти хартии оставались в силе до самого конца колониального периода9. Собственники были вправе передавать полученные от короля полномочия «вниз»: предоставить своим подданным постоянные права самоуправления. Калверты / Балтиморы не сделали этого и так и остались для мэрилендцев эрзац-монархами, но Уильям Пенн на протяжении последующих лет издал несколько документов такого рода, и последний из них — хартия Пенсильвании от 28 октября 1701 г. — оставался в силе до самой революции. Юрисдикция этой хартии распространялась и на Делавэр, но предусматривала возможность отделения Делавэра от Пенсильвании, чем Делавэр и воспользовался в 1704 г.: с этого года законодательное собрание и, соответственно, местные законы у Делавэра были отдельные, хотя губернатор у двух колоний был по-прежнему общий. Получается, что в Пенсильвании и Делавэре накануне революции действовали одновременно по две хартии. (4) Прочие семь колоний — Виргиния, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Нью-Гэмпшир, обе Каролины и Джорджия — представляли собой «королевские провинции»: ими управляли губернаторы, назначаемые королем, и выборы и созыв законодательных собраний осуществлялись исключительно по инициативе губернаторов. После Бостонского чаепития Великобритания одним из «репрессивных актов» — Законом об управлении Массачусетсом (Massachusetts Government Act) от 20 мая 1774 г. — упразднила самоуправление Массачусетса, переведя и эту колонию в разряд королевских провинций.
В итоге круг конституционных документов, действовавших на американской почве накануне 1776 г., оказывается довольно узким. Это четыре хартии: Коннектикута (1662), Род-Айленда (1663), Массачусетса (1691) и Пенсильвании (с Делавэром) (1701). Их я в дальнейшем буду называть конституци- Сонными хартиями. Можно не принимать в расчет хартии Мэриленда 1632 г.10 ^ и Пенсильвании 1681 г.: они регулировали взаимоотношения королей со сво- "g ими высокопоставленными вассалами — Балтиморами и Пеннами, а не с мас- g сой подданных, т. е. конституционными не были. А вот хартию Массачусетса ^ 1691 г. учитывать необходимо: хотя она не действовала в 1774-1776 гг., все ее -с живо помнили и отмену ее воспринимали как трагедию.
Одна особенность резко отличала эти четыре (конституционные) хартии от всех последующих конституций штатов США, от Статей Конфедерации J3 и от Конституций США и КША. С момента реставрации Стюартов в 1660 г. § и до событий 1775 г., пошатнувших британскую власть, сувереном — носителем верховной власти — в каждой из английских колоний в Северной Америке я
был король. Ни заключение унии Англии и Шотландии (1707), ни смены династий — Стюартам на смену пришли Оранская, затем Ганноверская, ныне именуемая Виндзорской — ничего в этом положении не изменили. Британский парламент к управлению колониями, строго говоря, отношения не имел: он был представительством Англии (с Уэльсом) и Шотландии.
Конституции штатов Конфедерации
Революция 1775-1776 гг. сделала суверенами народы отдельных колоний, которые объявили их штатами. 11 штатов в 1776-1784 гг. приняли свои конституции. В 1776 г. свои конституции приняли Нью-Гэмпшир (5 января), Южная Каролина (26 марта), Виргиния (12-29 июня), Нью-Джерси (2 июля), Делавэр (10 сентября), Пенсильвания (28 сентября), Мэриленд (9 ноября) и Северная Каролина (18 декабря). В 1777 г. свои первые конституции приняли Джорджия (5 февраля) и Нью-Йорк (20 апреля). В 1778 г. Южная Каролина заменила свою первую конституцию новой (19 марта).
Наибольшую активность в конституционном творчестве проявляли те штаты, которые, будучи колониями, хартий конституционного характера не имели. Коннектикут же и Род-Айленд не проявили никакой активности: они оставили в силе свои хартии, лишь объявив недействительными все ссылки на власть короля. Хартия Коннектикута оставалась в силе до 1818 г., а Род-Айленда — даже до 1842 г.
Массачусетс негодовал, когда британские власти отменили его хартию 1691 г., однако после провозглашения независимости не стал восстанавливать ее, а принялся вырабатывать новую конституцию. Принята она была лишь со второй по-пытки11 15 июня 1780 г. Зато конституция эта оказалась феноменально долго-^ вечной: она действует до сих пор.
g Нью-Гэмпшир 2 июня 1784 г. принял вторую конституцию взамен первой, G принятой наспех. С этого времени до вступления в силу Конституции США J никакой штат США12 никакой новой конституции не принимал. « Далеко не все эти документы были отмечены печатью оригинальности. с! Обычно законодатели в штатах, составляя новую конституцию, брали какую-^ то из прежних за основу и вносили необходимые изменения. Отмечу докумен-s ты, которые принимались за образец чаще других.
<и Виргиния в 1776 г. приняла два базовых конституционных документа: ►jU 12 июня — Виргинскую Декларацию прав, а 29 июня — конституцию штата. Вир-si гинская Декларация прав, написанная прекрасно образованным юристом и рачительным плантатором Джорджем Мейсоном (Mason, 1725-1792), стала доку-§ ментом не только общеамериканской значимости, но и европейской известности. ^ В наше время словосочетание «декларация прав» означает прежде всего за-^ явление, что власти не вправе применять к какому-либо индивиду или группе н людей меры принуждения; хотя это может быть и заявление претензий — ин-с
дивидуальных или групповых — на какие-либо блага. Но виргинцы в 1776 г. вступили в борьбу против королевской власти, которая, по их мнению, посягала на права как каждого отдельного виргинца, так и Виргинии в целом. Они приняли документ, заявляющий прежде всего о правах Виргинии как политической целостности, и лишь во вторую очередь — о правах виргинцев как индивидов. Фактически Виргинская Декларация — это свод базовых норм государственного права.
Согласно представлениям Джорджа Мейсона, право может существовать и действовать только на определенной территории и в среде достаточно многочисленной общности людей — таких людей, которые считают совершенно нормальным то обстоятельство, что все они живут под одной и той же властью, в едином правовом поле и экономическом пространстве. Название такой общности людей в английских и американских документах второй половины XVII — первой половины XIX в. передается выражениями political body (вариант: body-politick) и government13. Я передаю его словом «полития». В русский язык его ввели переводчики Аристотеля, в советское время оно воспринималось как историзм, однако сейчас всё чаще используется в указанном значении14. Вот как Мейсон сформулировал принцип единства и неделимости Виргинии: «Народ (the people) имеет право на единую для всей политии власть (have a right to uniform government); и, следовательно, никакая система власти, отдельная или независимая от системы власти Виргинии, не может быть учреждена в границах Виргинии (that no government separate from, or independent of, the government of Virginia, ought to be erected or established within the limits thereof)» (Раздел XIV).
Недолговечная Конституция Пенсильвании 1776 г. имела репутацию конституции максимально (или чрезмерно) демократической. Согласно этой конституции, носителем всей полноты власти в штате стала однопалатная «ассамблея представителей фрименов [Пенсильвании], президент и Совет (an assembly of the freemen of the same, and a president and council)». Принцип разделения властей в конституции не провозглашался; законодательная власть от исполнительной худо-бедно отделялась: первая принадлежала палате, последняя — С-
со
«президенту и Совету». В период действия этой конституции в Пенсильвании ^ не было единоличного губернатора: губернаторские полномочия осуществлял "g коллегиальный Верховный Исполнительный Совет. Он состоял из 12 членов, g избираемых на 3 года с ежегодной ротацией 1/3 состава. Каждый советник из- ^ бирался от одного города или графства и по должности был также мировым -с судьей для всего штата (a justice of the peace for the whole commonwealth) (раздел 19). Совет назначал на все те должности, на какие не назначала ассамблея: ^ офицеров, судей, генерального атторнея. Его председатель командовал мили- J3 цией штата (раздел 20). §
Репутацию образцово консервативной имела Конституция Массачусетса 1780 г., хотя в ней налицо и все демократические атрибуты. Конституция я
предваряется обстоятельной Декларацией прав и провозглашает разделение властей, бикамерализм15 и независимость судей в самой категорической форме. Она вручала законодательную власть двухпалатной легислатуре, носящей традиционное название General Court, а исполнительную власть губернатору. Она действует поныне, хотя в 1919 г. подверглась основательному редактированию.
В 1777 г. начали разрабатываться и 1 марта 1781 г. вступили в силу Статьи Конфедерации — первый общеамериканский конституционный документ. Однопалатный Континентальный Конгресс, работавший с 1774 г., оставался высшим органом законодательной, исполнительной и судебной власти. Делегация каждого штата имела один голос. В IX статье документа была подробнейшим образом описана арбитражная процедура для разрешения конфликтов между штатами, к которой, действительно, прибегали нередко.
Новые политические принципы Конституции США
Если мы обратимся к текстам «Федералиста» и посмотрим, какие читательские сомнения пытались преодолеть авторы знаменитых эссе, то узнаем, в чем американские современники видели новизну Конституции. Новизну они видели прежде всего в том, что Конституция устанавливала республиканский строй в большом по площади государстве, тогда как, согласно теории Монтескьё, республики могли существовать только в небольших городах-государствах. Авторы «Федералиста» уверяли, что «замечательный принцип представительства», изобретенный в Европе, но примененный в США, позволит создать стабильную демократическую республику на территории всей страны. Но уточняли, что новизна эта — лишь кажущаяся. В таких крупных штатах, как Виргиния, Массачусетс и Пенсильвания, еще с колониальных времен существует демократическое ^ устройство, и демократия там давно уже не прямая, а представительная. g Таким образом, «средние» американцы, к которым обращались авторы «Фе-G дералиста», осознавали свершившиеся политические перемены несколько за-J поздало и иногда усматривали опасную новизну в том, что на самом деле новым « уже не было.
с! Поэтому гораздо показательнее в этом отношении дебаты между пред-X ставителями политической элиты за закрытыми дверьми Конституционного s Конвента. Вот позиции, бывшие предметами долгих и ожесточенных споров, <и но в конечном счете одобренные16 и вошедшие в Конституцию США: ^ 1. Демократический федерализм.
н Это принцип политического устройства, согласно которому в США может вступить в силу только такой закон, за который проголосовали законные пред-§ ставители большей части населения страны, независимо от разделения на штаты. ^ 2. Разделение властей. ^ 3. Бикамерализм. н 4. Единоличное президентство. С
5. Народ США как субъект, провозглашающий Конституцию от своего имени.
С принятием поправок к Конституции добавились:
6. Права человека как система запретов органам федеральной власти вмешиваться в некоторые сферы жизни общества и отдельных лиц,
7. Политические партии как косвенно признаваемый политический субъект.
США — демократическая федерация
Принятие решений большинством голосов было общепринятой практикой как в колониальных легислатурах, так и в легислатурах штатов периода Конфедерации. Однако делегаты избирались не от равных количеств политически полноправных граждан, а от территориальных единиц, по квотам. Равными эти территориальные единицы не считались: квоты обычно учитывали численность населения. Так, по хартии Род-Айленда в ассамблею избиралось 6 представителей от Ньюпорта, не более чем по 4 от Провиденса, Портсмута и Уорика и не более чем по два от каждого другого местечка17. В конституциях же 1776 г. представление о равенстве территориальных единиц заметно: в Виргинии предусматривалось избрание двух представителей от каждого графства и по одному — от городов, в Нью-Джерси — по три от каждого графства, в Делавэре по семь.
Пенсильванская конституция 1776 г. (раздел 17) первая заявила, что представительство должно стать в перспективе строго пропорциональным, а избирательные округа нарезаться поровну на основании данных переписи, проводимой раз в 7 лет.
Конституция Массачусетса 1780 г. наметила план перехода от территориального представительства к пропорциональному. Нижняя палата легислатуры — Палата представителей — названа «в легислатуре этой республики представительством народа, избираемым ежегодно и основанным на принципе ^ равенства (equality)». Чтобы обеспечить такое представительство, каждому го- § роду, имеющему хартию (corporate town), если в нем 150 избирателей-налого- ^ плательщиков (ratable polls), давалось право избирать одного представителя; ~ 375 — двух; 600 — трёх, и затем с прибавлением 225 — дополнительного пред- S ставителя. Если город с хартией не имел 150 избирателей, он всё же имел право Д посылать одного представителя; но впредь, если в поселении (place) нет 150 из- 8 бирателей, ему не следовало выдавать городскую хартию (Глава I. Раздел 3. Па- °
сл
лата представителей. Статьи I—II). ¿2
В период Конфедерации решения по всем общеамериканским вопросам принимало большинство штатов. Малые
пагубные для последних законы, но систематически срывали разумные иници- -ц ативы крупных в сфере налогообложения. 5
Первая забота реформаторов состояла как раз в том, чтобы изменить это положение. Уже Виргинский план 29 мая предусматривал, что в едином для всех США законодательном органе наиболее многочисленная его ветвь должна избираться непосредственно народом. Были попытки заменить Виргинский план на иной, однако 19 июня именно он был окончательно принят за основу. Принцип этот и был воплощен в Конституции США. Для выборов 1788 г. Конституция прямо указывает количества представителей от каждого штата, но так делалось лишь за неимением точной статистики. В дальнейшем представительство в нижней палате должно было стать — и стало — пропорциональным.
Есть, правда, терминологическая проблема: как назвать общеамериканский, общенациональный уровень власти, отличный от уровня штатов? Когда в 1775 г. создавали общеамериканскую армию, ее назвали «континентальной». В самом начале работы Конституционного конвента развернулась целая дискуссия: обсуждали, что значит государство федеративное и государство конфедеративное, — однако к общему мнению быстро не пришли, а потому, во избежание путаницы, отказались от использования обоих слов и назвали единое американское государство National / национальным. В наше время эту функцию выполняет слово Federal / «федеральный».
Разделение властей как основной принцип политического устройства
К принципу этому революционеры 1776 г. относились двояко. Им нравилось, что он действовал в Англии: именно он гарантировал политические свободы, которые давали немало возможностей оппозиции. В хартиях этот принцип не провозглашался, но проводился в жизнь: отношения между губернатором, легислатурой и судьями выстраивались, обычно следуя английскому образцу. Ц 26 августа 1725 г. король Георг I выдал в дополнение к хартии 1691 г. «Объяс-^ нительную хартию Массачусетса» (Explanatory Charter of Massachusetts Bay). ^ Там указано, что легислатура вправе выбирать своего спикера, не спрашивая ^ мнения (королевского) губернатора, а в отсутствие губернатора его функции ^ переходят к спикеру.
=g В США сразу после отделения от Англии в 1776 г. принцип этот вызывал о подозрения, ибо играл на руку лоялистам, ставшим оппозицией теперь. В кон-s ституции Нью-Гэмпшира 1776 г. невозможно найти ни малейших признаков сО разделения властей. Пренебрегали им и в Пенсильвании.
s Тем не менее Джордж Мейсон в Виргинской Декларации прав провоз-s гласил принцип разделения властей в самых категоричных выражениях. В ее У разделе V сказано: Законодательная и исполнительная власти государства / ^ штата ^f the state)«должны быть отделены и отличны» (should be separate and distinct) от судебной.
Возвращение принципа разделения властей было постепенным, но необратимым. Массачусетская конституция 1780 г. провозгласила этот принцип в предельной форме. Последняя, XXX статья Декларации прав, предваряющей конституцию, гласит: "In the government of this commonwealth, the legislative department shall never exercise the executive and judicial powers, or either of them; the executive shall never exercise the legislative and judicial powers, or either of them; the judicial shall never exercise the legislative and executive powers, or either of them; to the end it may be a government of laws, and not of men". («В системе власти этой республики законодательный орган никогда не будет осуществлять ни исполнительную с судебными властями, ни какую-либо одну из них; исполнительный — ни законодательную с судебной властями, ни какую-либо из них; судебный — ни законодательную с исполнительной, ни какую-либо из них; [эти запреты вводятся] ради того, чтобы она могла быть властью законов, а не людей»).
В Конституции США этот принцип выглядит несколько менее категорично. 1-я ее статья начинается с заявления, что вся законодательная власть вручается Конгрессу США; но 2-я статья вручает исполнительную власть президенту, а 3-я судебную власть Верховному Суду без указания, что это вся исполнительная и вся судебная власть.
На деле тотальной изоляции одной ветви власти от других не получилось. Сенат рассматривает кандидатуры ключевых министров, дипломатов и членов Верховного Суда и может их отклонить, а президента подвергнуть импичменту, т. е. обладает некоторой исполнительной и судебной властью; президент может наложить вето на законопроект и предлагает кандидатуры членов Верховного Суда, т. е. обладает некоторой законодательной и судебной властью; Верховный Суд может аннулировать закон, объявив его противоречащим Конституции, т. е. обладает некоторой законодательной властью. «Разделение властей» означает лишь сосредоточение большей части, но ни в коем случае не всей законодательной власти в руках Конгресса, исполнительной — в руках президента, а судебной — в руках Верховного Суда. Американцы видят
„ о
в таких отклонениях от «чистого» разделения властей не недостаток, а важ- -Ci ное преимущество своей системы: именно эти отклонения делают возможной ^ систему «сдержек и противовесов», когда законодательные полномочия Кон- "g гресса ограничиваются и президентским правом вето, и надзором Верховного g Суда, и т. д. ~
Но, может быть, «сдержки и противовесы» отсутствовали в конститу- -с ции Массачусетса 1780 г., а появились только в федеральной Конституции в 1787 г.? Нет, политическая система Массачусетса по конституции 1780 г. аналогична будущей федеральной: у губернатора есть право вето, а Сенат вправе J3 подвергнуть губернатора импичменту. Тотальная изоляция одной ветви власти § от других была чисто декларативной изначально.
Бикамерализм
Двухпалатная система существовала как в большинстве колоний, так и в штатах периода Конфедерации. Однопалатные законодательные собрания были только в Нью-Гэмпшире, Пенсильвании и Джорджии. Однопалатным был и Континентальный Конгресс.
Чем сенаты (верхние палаты) отличались от нижних палат легислатур? Для сенаторов и их выборщиков все цензы были выше, а срок полномочий больше. Сенаторов всегда было меньше, чем членов нижних палат: конституция Южной Каролины 1778 г. прямо устанавливала, что на одного сенатора должно приходиться 10-15 представителей18. Различия же между способами избрания сенаторов и членов нижних палат сильно варьировались19. В Южной Каролине по конституции 1776 г. на первом заседании нижней палаты ее члены избирали из своей среды сенаторов, а на образовавшиеся вакансии проводились дополнительные выборы20. Следовательно, сенаторы там избирались по двухступенчатой системе, где нижняя палата выполняла функции выборщиков. В Виргинии несколько графств образовывали сенатские округа, каждый из которых избирал сенатора. В Северной Каролине сенаторов выбирали жители графств, но не городов21, т. е. сенаторы представляли специально аграрные интересы. В Нью-Йорке сенаторов избирали из своей среды фригольдеры, имевшие на 100 фунтов свободной от долгов собственности. В Массачусетсе легислатура делила территорию штата на округа (не меньше 13-ти) и устанавливала для каждого округа количество избираемых «сенаторов и советников» (не более 6 от округа, а всего 4022), исходя из доли данного округа в налоговых поступлениях в бюджет штата: кто больше платил, тот был лучше представлен. Кандидат в сенаторы должен был иметь в штате фригольд не менее чем на 300 фунтов или иную собственность на 600 фунтов (кандидат в члены нижней палаты — соответственно 100 и 200 фунтов). Ц Мэдисон считал такие сенаты / верхние палаты, для формирования ко-^ торых применялись повышенные цензы собственности, органами защиты ^ важных интересов, а именно — интересов собственности. По первоначального му Виргинскому плану, Сенат США тоже должен был стать таким. Когда ^ по Коннектикутскому компромиссу (16 июля) Сенат превратился в предста-!| вительство штатов, организованное почти как прежний Континентальный
0 Конгресс, Мэдисон воспринял это как тягчайшее поражение «национальной а партии».
01 В бикамерализме, какой ввела Конституция США, воплощен двоякий за-« прет: на законы, нарушающие интересы большинства населения, и на законы,
нарушающие интересы большинства штатов. Палаты, которая представляла бы ^ штаты пропорционально населению, но избиралась бы на основании повышен-^ ных цензов, в системе власти США нет.
Президентство единоличное
Идея единоличного президентства была экстраполяцией на США в целом опыта единоличного губернаторства в отдельных штатах. Губернаторы управляли каждой из колоний. В период Конфедерации губернаторов не было только в двух штатах: Нью-Гэмпшире и Пенсильвании. Не случайно в проекте А. Гамильтона единоличный пожизненный глава исполнительной власти США назывался Губернатор США.
Конституция Массачусетса 1780 г. примечательна тем, что описывает полномочия губернатора штата такими же, какими были полномочия королевского губернатора колонии Массачусетс по хартии 1691 г., и почти такими же, какие впоследствии были у президента США. Губернатор избирался всего на год, но общенародным голосованием (у кандидата в губернаторы должен был быть в пределах штата фригольд не менее чем на 1000 фунтов). Он мог наложить вето на законопроект, но палаты могли преодолеть это вето 2/3 голосов. Губернатор командовал вооруженными силами штата.
Народ США как субъект, провозглашающий Конституцию
Конституция вводилась в действие решениями легислатур отдельных штатов, но от имени народа США. Это предложил Гавернир Моррис 10 сентября. В отличие от королевских хартий, Конституция определяла политическое устройство со ссылкой на волю народа, а не монарха. В отличие от конституций отдельных штатов, она ссылалась на волю народа не отдельного штата, и даже не на арифметическую сумму воль народов отдельных штатов, а на волю народа США в целом. Такие противники Конституции, как Патрик Генри, справедливо усматривали в этой конституционной норме акт слияния суверенных народов штатов в новый суверенный народ и принимали эту перемену в шты-ки23. Даже после принятия Конституции юридическое существование единого суверенного народа США еще долго было предметом сомнений, дебатов и юридических спекуляций. Политики (почти все — с юридическим образованием) и просто юристы долго спорили о природе Конституции США: представляет ли она собой основной закон единого и неделимого государства (вариант: нерасторжимый договор (compact) между штатами), или же она представляет собой ^ обычный межгосударственный договор (treaty) между штатами и федераль- 13 ным центром власти, для расторжения которого достаточно желания одной ¡3 стороны? ^
Удивляет диспропорция между кратким и скудным упоминанием этой про- -У блемы в Конституции США и подробным, доскональным исследованием ее в предшествующих документах, прежде всего в Виргинской Декларации прав. К В ней значительное место занимает тщательное очерчивание того круга лиц, ко- S3 торый является субъектом (и, коль скоро речь идет о демократической системе, g также объектом) политического управления. Мейсон начинает это делать уже ^ в III разделе, когда пишет, что власть учреждается для заботы об общем благе — -g
чьем? — «народа, нации или общности» (of the people, nation or community). В дальнейшем Мейсон охотнее всего использует последнее слово — «общность» (community) — самое невыразительное, но зато, из-за абстрактности своей, применимое шире других. Это не должно нас удивлять. Ведь Виргиния намеревалась отделиться от той общности, которая состояла из подданных британского короля и которую мы обычно называем Британская империя. Рядом с Виргинией такую же процедуру отделения от Британской империи намеревались проделать и Северная Каролина, и Мэриленд, и Пенсильвания; и всем им предстояло решать, будут ли все эти колонии / штаты составлять какую-то новую — может быть, политическую — общность. При этом от самой Виргинии стремилась отделиться общность людей, которые позже образовали штат Кентукки. Озабоченность вопросом о том, с кем будут, а с кем не будут виргинцы строить свое государство, в такой ситуации выглядит вполне естественной. Заменять же в документе, рассчитанном на годы вперед, абстрактное слово более конкретным термином, означающим такую общность, которая, может быть, завтра распадется, было бы слишком рискованно... К тому же понятие это оказалось пригодно и для описания взаимоотношений в среде самих виргинцев. В разделе VI Мейсон настаивает на наделении избирательными правами «всех тех людей, относительно которых достаточно очевидно, что они имеют постоянный общий интерес с общностью и привержены ей» (all men, having sufficient evidence of permanent common interest with, and attachment to, the community have the right of suffrage).
Мейсон и другие авторы первых конституций штатов не случайно уделили проблеме определения общности людей, имеющей статус суверена или законодателя, первостепенное внимание. Рядом с традиционной государственностью штатов, которая наследовала колониям, на территориях со спорной юрисдикцией их жители пытались создать самопровозглашенные штаты: Вермонт — на спорной территории между Нью-Гэмпширом и Нью-Йорком (1777), 2 Нью-Коннектикут — в пределах Нью-Гэмпшира (1778), Френкленд, или Фран-
О
клин — на теннессийских землях Северной Каролины (1784). Попытка созда-J ния Нью-Коннектикута так и осталась полузабытым историческим эпизодом, « но Вермонт в 1791 г. стал 14-м штатом США, а в 1796 г. и Теннесси был принят
Л
jH в США как полноправный штат. То, что несколькими годами раньше считалось
^ самовольством и сепаратизмом, было узаконено. «
о
| Права человека как ограничение федеральной власти
Й Англосаксонскую традицию запретов, адресованных властям предержащим, обычно прослеживают от Великой Хартии вольностей 1215 г. и английского g Билля о правах 1689 г. Однако в революционной Америке традиция эта преры-& валась: в трех конституциях колоний, принятых до 4 июля 1776 г., о правах ни-^ чего не говорилось. Первый весомый шаг к ее восстановлению сделал Джордж Й Мейсон в Виргинской Декларации прав.
Мейсон понимал неизбежность коллизий между интересами индивида и общими интересами, даже в тех случаях, когда власть понимает общий интерес совершенно правильно. Он, однако, был уверен, что если власть понимает общий интерес правильно, то долг индивида — подчиниться ей даже вопреки своим близоруко понимаемым интересам. Понимал он и существование сложной взаимосвязи между общими и частными интересами. Он был очень озабочен тем, как минимизировать эти неизбежные коллизии и их последствия. Поэтому значительное место в Декларации занимает увязка прав индивида с полномочиями общности, к которой он принадлежит, — описание полномочий власти, прав индивида, взаимных обязанностей индивида и власти. Именно в этой связи Мейсон формулирует принципы должного (оптимального из возможных) политического устройства и описывает моральные основы такого политического устройства.
Виргинская Декларация начинается с описания индивида как основного субъекта права. Раздел I: «Все люди в естественном состоянии равно свободны и независимы (all men are by nature equally free and independent) и имеют определенные неотъемлемо им присущие права (certain inherent rights), коих они не могут, когда вступают в общественное состояние (when they enter into a state of society), лишить (deprive or divest) на основании нерасторжимого договора (by any compact) свое потомство: а именно, пользоваться жизнью и свободой (the enjoyment of life and liberty), средствами приобретения собственности и обладания ею (with the means of acquiring and possessing property), стремиться к благополучию и безопасности и добиваться их (and pursuing and obtaining happiness and safety)». Читатель, знакомый с идеями Руссо, несомненно, вспомнит, что именно такие выражения использовал французский мыслитель, описывая, как последний индивид догосударственной эпохи вступал в общественный договор, породивший первое государство. Читателям и поклонникам Руссо, каковых было тогда в Америке и в Европе немало, этот пассаж не мог не понравиться. Однако сам Мейсон едва ли имел в виду эту просвещенческую мифологию. Речь идет просто о том, что любой будущий гражданин в первые годы жизни является ребёнком, а дети не способны принимать сознательного участия Св общественной жизни — и в этом смысле пребывают в естественном состоянии. ^ Лишь становясь взрослыми, они переходят в состояние общественное. "g
Для сведения властей раздел XII сообщает, что свобода печати (the freedom g of the press) — один из величайших оплотов свободы (one of the greatest bulwarks ^ of liberty). Что ее никак ограничивать нельзя, в тексте прямо не сказано, одна- -с ко заявлено, что ограничивают ее только деспотические правительства. То есть если власти захотят, они вправе такие ограничения накладывать, но в таком случае их объявляет деспотами сама Декларация. J3
Власть, учрежденная в политии индивидом в сотрудничестве с другими ин- § дивидами, иногда может на самых что ни на есть законных основаниях ущемить его интересы. Например, легислатура может принять решение об изъятии я
его собственности для общественных нужд. В таком случае человек обязан помнить, что в выборах этой легислатуры он тоже принимал участие, так что лишился он своего имущества на законном основании, а это единственное, но для демократа решающее утешение. И всё же некоторые действия по отношению к гражданину являются запретными для легислатуры любого состава. Это и есть, строго говоря, личные права.
Их немного. Важна для всех свобода совести — речь о которой Мейсон заводит, впрочем, только в последнем, XVI разделе документа. «Религия, или долг, коим мы обязаны нашему Создателю, и способ отправления его (the manner of discharging it) могут определяться только разумом и убеждением, но не силой и не насилием; и вследствие этого все люди в равной мере имеют право на свободное исповедание религии в соответствии с тем, что диктует им убеждение (to the free exercise of religion, according to the dictates of conscience)». Мейсон не затрагивает здесь вопрос о том, допустимо ли, чтобы власти оказывали какой-либо церкви поддержку за счет бюджета штата. До революции власти делали это по отношению к Епископальной церкви, однако почти весь ее клир поддержал англичан и покинул Америку.
Прочие права важны главным образом для тех, кто оказался под судом. В разделе VIII говорится, что всякий человек, подвергнутый уголовному преследованию, вправе требовать предъявления обвинения, встречи с обвинителем и свидетелями, вправе вызывать свидетелей в свою пользу. Он имеет право на безотлагательный судебный процесс, приговор по которому вынесет «беспристрастный» состав присяжных из числа соседей, причем для обвинительного приговора необходимо единогласие. Запрещено требовать свидетельства против себя. Человек может быть лишен свободы только на основании действующего закона и по приговору равных себе (the judgement of his peers). Раздел IX запрещает несоразмерно большие залоги (excessive bail), 2 крупные штрафы (excessive fines), жестокие и необычные наказания (cruel and G unusual punishments). Раздел X — предписания об арестах и обысках, в которых J не уточняется состав преступления и имя обвиняемого (general warrants). Суд « присяжных в разделе XI назван «предпочтительной инстанцией» для рассмотрения гражданских тяжб, особенно по поводу имущества. ^ Декларация прав, предваряющая конституцию Пенсильвании 1776 г., в ос-s§ новном дублирует документ Мейсона, но добавляет свободу собраний и пе-& тиций: «Что народ имеет право собираться, чтобы обсудить общее благо, Ци проинструктировать своих представителей и обратиться к легислатуре отно-£ сительно исправления злоупотреблений с адресом, петицией или представле-s нием» (раздел XVI).
§ Декларация прав, входящая в конституцию Массачусетса 1780 г., весьма ^ тщательно воспроизводит основные позиции виргинского документа, пенсиль-& ванскую свободу собраний, и добавляет право гражданина на бесплатную и бы-£ струю защиту законом от ущерба и вреда (ст. XI), запрет карательных законов
с обратной силой (ст. XXIV), запрет осуждения кого бы то ни было за измену или иное тяжкое преступление не по суду, а решением легислатуры (XXV), а также запрет принудительного постоя (XXVII). Тут присутствует практически всё содержание будущего федерального Билля о правах 1791 г., за исключением только положения о невмешательстве государства в религиозные дела. Ст. III, наоборот, утверждает право государства поддерживать благочестие, религию и мораль, а именно: если народ по своей инициативе не проводит регулярных публичных богослужений и не поддерживает протестантских учителей благочестия, то легислатура вправе организовать богослужения и поддержать учителей.
Политические партии как косвенно признаваемый политический субъект
Порядок избрания президента, описанный в основном тексте Конституции, опирался на предположение, что в США на федеральном уровне никогда не будет разделения на политические партии. С 1804 г., когда было введено раздельное голосование и каждый выборщик получил возможность отдать один голос за кандидата в президенты, другой за кандидата в вице-президенты, стало правилом, что президент и вице-президент принадлежат к одной политической партии. Как принято говорить в США, оба кандидата значатся в одном «билете» (ticket) от соответствующей партии.
Но в конституциях штатов раздельное голосование за губернатора и вице-губернатора встречалось и раньше. В частности, в конституции Массачусетса 1780 г. указано, что заместитель губернатора (Lieutenant-Governor) избирается с предъявлением точно тех же требований и по той же процедуре, что и губернатор (Глава II. Исполнительная власть. Раздел 2. Статья I).
*** 2
Как видим, Конституция США была оригинальным сочетанием глубоко традиционных для Америки норм. Переход от представительства территориальных единиц к власти большинства, к разделению властей, к единоличной g исполнительной власти и юридическому признанию существования политических партий начался в штатах США задолго до принятия федеральной Кон- -а ституции. Ограничения власти, связанные с правами человека, имели как ми- % нимум вековую давность; они нередко нарушались в годы революции, но были ® восстановлены в 1791 г. Бикамерализм как таковой новым не был, но в Кон- J ституции США была воплощена его принципиально новая для страны разновидность: представительство большинства населения в палате представителей ^ и представительство большинства штатов в Сенате (существовавшее в период я
действия Статей Конфедерации). Концепция же народа страны как субъекта законотворчества представлена в Конституции США в сильно усеченном виде по сравнению с Виргинской Декларацией 1776 г.
Как отмечал Мэдисон в письме Томасу Джефферсону от 4 февраля 1790 г., «дух законотворчества на основании философии (philosophical legislation)» был чужд американцам24: аргументы Монтескьё и других политических писателей скорее украшали дискуссии, чем играли решающую роль в утверждении положений Конституции.
1 Американские федералисты: Гамильтон, Мэдисон, Джей. Избранные статьи / Пер. Г. Фрейдин; ред. В. и Л. Чалидзе. Benson, Vermont, 1990. С. 85.
2 Научно-критическая публикация этих документов была осуществлена Конгрессом США в начале XX в.: 59th Congress 2nd Session. House of Representatives. Document N 357: The Federal and State Constitutions, Colonial Charters and Other Organic Laws of the States, Territories and Colonies Now or Heretofore forming the United States of America / Comp. and ed. Under the Act of June 30, 1906. Washington, 1909. Vols 1-7. (Далее: Constitutions and Charters).
3 Если спросить: сколько поправок к Конституции США ныне действуют? — то ответ будет: 26. Потому что XVIII поправка (1919), которая ввела в США «сухой закон», была отменена XXI поправкой (1933).
4 Другие же регулируют то, что ранее Конституция не регулировала: например, XIII поправка (1865) отменила рабство, XXII поправка (1951) ограничила право одного лица быть президентом США двумя сроками.
5 Собрание документов, имеющих отношение к выработке и ратификации Конституции США: The Records of the Federal Convention of 1787 / Ed. by M. Farrand. Revised edition: In 4 vols. Vol. I-IV. New Haven, 1966-1987. (Далее — Farrand, номер тома римскими цифрами и страницы арабскими).
6 Конвент был созван на основании резолюции Континентального Конгресса от 21.02.1787, о где говорилось, что созывается он «с единственной, прямо выраженной целью пересмотреть Статьи Конфедерации и предложить Конгрессу и легислатурам штатов такие к ним изменения и поправки, какие были бы затем одобрены Конгрессом, утверждены штатами и сделали бы политическое устройство федерации адекватным требованиям государ-
g ственного управления и сохранения Союза» (Farrand III P. 13-14).
7 Paine Th. Rights of Man // Paine Th. The Complete Writings of Thomas Paine / Coll. and ed. ik by Ph. S. Foner: In 2 vols. New York, 1945. Vol. I. P. 278. См.: Пейн Т. Избранные сочине-« ния. М., 1959. С. 87.
8 Nevins A. The American States during and after the Revolution. New York, 1969. P. 2. f 9 Король Вильгельм III приостанавливал действие хартии Пенна в 1692-1695 гг.
с! 10 Впрочем, мэрилендский документ 1632 г. — едва ли не самая сложная и хитрая хартия ° колониального времени! Вручая Балтимору и наследникам в принципе всю полноту вла-s сти и прав собственности, хартия в пункте VIII обязывала начальников считаться с во-
лей населения. Автор хартии предостерегал собственника колонии от ситуации, когда 3 из-за какой-нибудь беды придется впервые созвать представителей фрименов и они по Si, неопытности примут неразумные решения, и требовал, чтобы представительное собрание было созвано в колонии при первой же возможности (Constitutions and Charters. <u Р. 1679). Но зная, что колония будет управляться католической верхушкой, он избегал
строгой фиксации прав протестантского большинства, которая грозила привести к параличу власти в колонии.
11 Первый конституционный проект, предполагавший сосредоточить власть в руках сената, был отвергнут большинством голосов жителей Массачусетса 4 марта 1778 г. Второй был разработан конституционным конвентом в Кембридже, который открылся 1 сентября 1779 г. и заседал несколькими сессиями с перерывами, причем проект конституции был опубликован и широко обсуждался (Nevins A. The American States during and after the Revolution. P. 177-181).
12 Мы не прослеживаем здесь конституционные процессы в независимом штате Вермонт, тем более что оригинального в них было мало: вермонтцы сознательно копировали опыт Пенсильвании. Первая конституция Вермонта была принята 8 июля 1777 г., 2-я — в марте 1786 г., 3-я — уже после вступления Вермонта в США: 10 июля 1793 г.
13 Общеизвестный текст, в котором слово government употребляется в столь необычном значении — речь А. Линкольна «Дом разделенный» (16 июня 1858 г.) В момент произнесения речи рабство законно существовало в южных штатах США, но было запрещено в северных и восточных. Линкольн констатировал, что действующая власть стремится узаконить рабство всюду в США, и предсказывал, что рабство сначала будет повсюду узаконено, а затем повсюду отменено: «дом» перестанет быть разделенным. Тот субъект политики, который ныне разделен, но скоро перестанет быть разделенным, Линкольн обозначал как this government, однако это не правительство, — не кабинет президента Бьюкенена, — а страна и населяющий ее народ.
14 С 1996 г. в Москве издается журнал «Полития».
15 Там говорилось, что каждая палата вправе отменить решения другой. Хотя фактически так обстоит дело почти со всеми двухпалатными парламентами, столь резкие формулировки встречаются редко.
16 Отвергнуты были: право федерации применять силу против штата-«делинквента», т. е. не выполняющего решений федеральных властей, в частности своих финансовых обязательств; право властей федерации отменять законы штатов.
17 Constitutions and Charters. P. 3214
18 Ibid. P. 3252.
19 Способы избрания сенаторов отдельных штатов в первые годы существования США обычно были те же, что и в колониальное время в соответствующих колониях: Main J. T. The Upper House in Revolutionary America. 1763-1788. Madison (Wis.), 1967. P. 230-238.
20 Constitutions and Charters. P. 3243.
21 Ibid. P. 2790.
22 Эти 40 человек избирали из своей среды пять советников губернатора, прочие же образовывали сенат. ^
23 Речь П. Генри на заседании ратификационного конвента Виргинии 4 июня 1788 г.: Debates 3 and other proceedings of the Convention of Virginia, convened at Richmond, on Monday the second day of June, 1788... / By D. Robertson of Petersburg. 2nd Ed. Richmond, 1805. P. 28. £
24 The Republic of Letters: The Correspondence between Thomas Jefferson and James Madison ^ 1776-1826 / Ed. by J. M. Smith. New York, 1995. Vol. I. P. 652. g
3
References Hi
59th Congress 2nd Session. House of Representatives. Document N 357: The Federal and State Constitutions, j" Colonial Charters and Other Organic Laws of the States, Territories and Colonies Now or Heretofore forming the United States of America / Comp. and ed. Under the Act of June 30, 1906. Washington, 1909. Vols 1-7. -g
Amerikanskiye federalisty: Gamilton. Medison. Dzhey. Izbrannyye stati / Per. G. Freydin; red. V. i L. Chal-idze. Benson: Vermont, 1990.
Debates and other proceedings of the Convention of Virginia, convened at Richmond, on Monday the second day of June, 1788... / By D. Robertson of Petersburg. 2nd Ed. Richmond, 1805.
MAIN J. T. The Upper House in Revolutionary America. 1763-1788. Madison (Wis.), 1967. NEVINS A. The American States during and after the Revolution. New York, 1969. PAINE TH. The Complete Writings of Thomas Paine / Collected and edited by Philip S. Foner: In 2 vols. New York, 1945.
PEYN T. Izbrannyye sochineniya. M., 1959.
The Records of the Federal Convention of 1787 / Ed. by M. Farrand. Revised edition: In 4 vols. Vol. I-IV. New Haven, 1966-1987.
The Republic of Letters: The Correspondence between Thomas Jefferson and James Madison 1776-1826 / Ed. by J. M. Smith. New York, 1995. Vol. I.
Список литературы
Американские федералисты: Гамильтон, Мэдисон, Джей. Избранные статьи. Перевод: Григорий Фрейдин. Редакторы — Валерий и Лиза Чалидзе. Benson, Vermont, 1990. ПЕЙН Т. Избранные сочинения. М., 1959.
59th Congress 2nd Session. House of Representatives. Document N 357: The Federal and State Constitutions, Colonial Charters and Other Organic Laws of the States, Territories and Colonies Now or Heretofore forming the United States of America / Comp. and ed. Under the Act of June 30, 1906. Washington, 1909. Vols 1-7. 4430 p.
Debates and other proceedings of the Convention of Virginia, convened at Richmond, on Monday the second day of June, 1788...By David Robertson of Petersburg. 2nd Ed. Richmond, 1805.
MAIN J. T. The Upper House in Revolutionary America. 1763 --1788. Madison (Wis.), 1967. NEVINS A. The American States during and after the Revolution. N.Y., 1969.
PAINE Th. The Complete Writings of Thomas Paine, collected and edited by Philip S. Foner. In 2 vols. N.Y., 1945.
The Records of the Federal Convention of 1787. Ed. by Max Farrand. Revised edition in four volumes. Vol. I — IV. New Haven, 1966-1987.
The Republic of Letters: The Correspondence between Thomas Jefferson and James Madison 1776-1826. Ed. By J. M. Smith. N.Y., 1995. Vol. I.
С. А. Исаев. Американские корни Конституции США
^ В статье сделана попытка оценить степень новизны и традиционности Конституции США по сравни нению с конституционными документами, ранее действовавшими на американской почве. Рассмотре-<3 ны те пять аспектов политического устройства, которые были предметами дебатов в Конституционном го Конвенте в Филадельфии в 1787 г., и те два аспекта, в которых политическое устройство США было ^ изменено с принятием 1-Х11 поправок к Конституции в 1791-1804 гг. Это: (1) демократический феде-§ рализм, т. е. принцип, согласно которому любой закон должен быть одобрен представителями большин-^ ства населения страны, независимо от разделения на штаты; (2) разделение властей, (3) бикамерализм, ^ (4) единоличная исполнительная власть, (5) народ США как субъект, вводящий Конституцию в дей-^ ствие, (6) права человека как ограничения, налагаемые на действия власти, (7) политические партии 8 как субъект, чье существование косвенно признаётся. В качестве документов-предшественников рас-^ смотрены колониальные хартии Коннектикута (1662), Род-Айленда (1663), Массачусетса (1691) и Пен-Е^ сильвании с Делавэром (1701); конституционные документы штатов, принятые в 1776-1784 гг., прежде ^ всего Виргинская Декларация прав (1776), конституции Пенсильвании (1776) и Массачусетса (1780); ^ а также Статьи Конфедерации (1781). Выводы: в аспектах (1), (2), (4) и (7) в Конституции США полу® чили развитие на федеральном уровне тенденции, ранее развивавшиеся в штатах. В ней воплотилась принципиально новая разновидность бикамерализма. Традиционные права человека, нарушавшиеся во время революции, были провозглашены вновь. ^ Ключевые слова: бикамерализм, Билль о правах 1791 г., Виргинская Декларация прав 1776 г., Кон-^о ституционный Конвент 1787 г., конституция Массачусетса 1780 г., Конституция США, конституция Пенсильвании 1776 г., представительство, разделения властей, сдержек и противовесов теория, хартии ^ конституционные.
Sergei A. Isaev. The American Roots of the U. S. Constitution
The article is an attempt to weigh novelty and traditionality of the U. S. Constitution, as compared with the organic acts being in force in America before. The aspects of comparison are five principles of statehood being debated in the U. S. Constitution Convention, 1787, and two, changed by the I-XII Amendments, 1791-1804. They are: (1) the democratic federalism, or national democracy i. d. the principle that no law can be in force against the will of the majority of the people of the U. S., notwithstanding the division into states; (2) division of powers, (3) bicameralism, (4) one-person executive power, (5) the people of the U.S. as the subject proclaiming the U. S. Constitution, (6) the rights of man, as restrictions imposed by law on the power, (7) the political parties as subjects recognized though indirectly As preceding documents are considered: the colonial Charters of Connecticut (1662), Rhode Island (1663), and Massachusetts (1691); Penn's Charter for Pennsylvania and Delaware (1701); the Virginian Declaration of Rights (1776); the State constitutions of Pennsylvania (1776) and Massachusetts (1780); and the Articles of the Confederation (1781). The conclusion is, that in the aspects (1), (2), (4), and (7), the U. S. Constitution embodied the tendencies previously developed in the states. But its bicameralism was of new shape. The traditional rights of men, broken during the Revolution, were proclaimed again. And doctrine of people creating political body, exposed in the Virginian Declaration, was included into the U. S. Constitution heavily truncated.
Key words: bicameralism, Bill of Rights 1791, checks and counterbalances theory Constitution of Massachusetts 1780, Constitution of Pennsylvania 1776, Constitutional Charters, Constitutional Convention 1787, division of powers, representation, Virginian Declaration of Rights 1776, U. S. Constitution.
Исаев, Сергей Александрович — к. и. н., старший научный сотрудник, Санкт-Петербургский институт истории РАН.
Isaev, Sergey Alexandrovich — Ph. D., senior researcher of the St. Petersburg Institute of history, Russian Academy of Sciences.
E-mail: [email protected]
G
tg ^
d -o
Л
Я
'S
со