Научная статья на тему 'Законы Российского государства и нормы обычного права башкир (середина XVI-XIX вв. )'

Законы Российского государства и нормы обычного права башкир (середина XVI-XIX вв. ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
834
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА / ОБЫЧНОЕ ПРАВО БАШКИР / "ПОЛОЖЕНИЕ О БАШКИРАХ" ОТ 14 МАЯ 1863 ГОДА / ПРИСОЕДИНЕНИЕ БАШКИР К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ / ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ БАШКИР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кунафина И. Р.

The article is about the laws laid-up as the basis in defining the Bashkirs statehood as a part of the Russian State in XVI-XIX centuries. The given period was chosen by the author due to the fact that a significant historical event has taken place at that time the Bashkirs have joined up with the Russian state. As the result, the problems of law and basic Common law regulating rules had to be settled and signed up. One of the aims of the author is to study the old communal (tribe) traditions and customs of the Bashkirs, consider the norms and rules of the their life set-up (structure) and compare them with the law norms mentioned in russian documents. The main document which was studied by the authoris «The Status of the Bashkirs», issued in May 14, 1863 and acted till 1917. It is the basic paper defining the legal statehood of the Bashkirs as a part of the Russian state. On comparing the existing laws in Russia (16-19 c.) concerning the juridical regulations between the border states, the author concludes that some matters of the Russian law coincided with the norms and traditional customs of the ethnic group and did not break the Common law. At the same time, some contravercies in the Common Law and restrictions of the Bashkirs rights have been found out. In conclusion, the author underlines that although the process of merging and coexisting of the two border states was long and rather complicated and full of compromises, nevertheless, it has greatly effected the traditional way of living of the Bashkirs as well as of other numerous ethnic groups of this region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Законы Российского государства и нормы обычного права башкир (середина XVI-XIX вв. )»

И.Р. Кунафина *

ЗАКОНЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И НОРМЫ ОБЫЧНОГО ПРАВА БАШКИР (середина XVI—XIX вв.)

Ключевые слова: законы Российского государства, обычное право башкир, «Положение о башкирах» от 14 мая 1863 года, присоединение башкир к Российскому государству, традиции и обычаи башкир

The article is about the laws laid-up as the basis in defining the Bashkirs statehood as a part of the Russian State in XVI—XIX centuries.

The given period was chosen by the author due to the fact that a significant historical event has taken place at that time — the Bashkirs have joined up with the Russian state.

As the result, the problems of law and basic Common law regulating rules had to be settled and signed up.

One of the aims of the author is to study the old communal (tribe) traditions and customs of the Bashkirs, consider the norms and rules of the their life set-up (structure) and compare them with the law norms mentioned in russian documents.

The main document which was studied by the author is «The Status of the Bashkirs», issued in May 14, 1863 and acted till 1917. It is the basic paper defining the legal statehood of the Bashkirs as a part of the Russian state.

On comparing the existing laws in Russia (16—19 c.) concerning the juridical regulations between the border states, the author concludes that some matters of the Russian law coincided with the norms and traditional customs of the ethnic group and did not break the Common law. At the same time, some contravercies in the Common Law and restrictions of the Bashkirs rights have been found out.

In conclusion, the author underlines that although the process of merging and coexisting of the two border states was long and rather complicated and full of compromises, nevertheless, it has greatly effected the traditional way of living of the Bashkirs as well as of other numerous ethnic groups of this region.

Обычное право башкир на сегодняшний день несомненно является правовым наследием башкирского народа, своеобразные закономерности преемственности правовой культуры которого, кажется, уже себя исчерпали. Обычное право башкир стало архаичным, давно забытым и вспоминаемым лишь при каких-либо исторических и краеведческих изысканиях, при рассмотрении и прослеживании становления этапов права, изучении вопросов

* Соискатель Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина. [Vash-urist@rambler.ru]

истории государства и права Башкортостана. Однако правовой нигилизм, кризис в социальных, национальных, экономических отношениях вновь возвращают нас к истокам зарождения права, правового регулирования отношений, необходимости определения духовно-правовой основы для решения проблем, связанных с наступившими изменениями в жизни нашего общества, и тем самым представляют, на наш взгляд, научный интерес выбранной нами тематики.

Для осмысления новых правовых задач, проведения реформ необходимо знание правовой истории, ее этапов, связанных не только с нормативным правом, но и обычным. Показателен пример проведенной Россией судебной реформы на Северном Кавказе в XIX веке, когда обычное право стало звеном правовой системы государства ‘.

Исследования законов Российского государства и норм обычного права башкир в середине XVI—XIX вв. представляют для нас интерес, поскольку происходит столкновение норм обычного права башкир с законами, вводимыми Российским государством, касающимися башкирского народа.

Из числа представителей юридической науки одними из первых исследователей отдельных институтов обычного права башкир являются И.Г. Ак-манов, С.Ф. Касимов («История Башкортостана с древнейших времен до наших дней» в 2-х томах), Ф.А. Ишкулов («Судебная реформа и контрреформа в Башкортостане»), А.С. Масалимов («Судебная реформа 1864 г. и практическая ее организация в Уфимской губернии»). Проблемы конституционного права освещены А.Ф. Маликовым («Проблемы конституционного права Республики Башкортостан») и В.К. Самигуллиным («Конституционное развитие Башкортостана»), Т.С. Искужиным составлена хрестоматия в двух частях («История государства и права Башкортостана»), вопросы наследственного права нашли свое отражение в работах Н.Б. Бикбулатова («Шариат и обычай в наследовании и разделе имущества у башкир»), семейного права в работах А.З. Асфандиярова («Семья и брак у башкир в XVI — первой половине XIX вв.»), описание обрядов башкир показаны в монографии М.Н. Сулеймановой («Доисламские верования и обряды башкир»), исторические исследования и очерки по этнографии Башкирии представлены в работах Р. Г. Кузеева, Н.Г. Кислякова. Х.Б. Асылгужин повествует о взаимоотношениях России с Башкортостаном и т.д. Кроме того, в учебнике «История государства и права Башкортостана», авторами которого являются З.И. Еникеев, А.З. Еникеев рассматривалось обычное право башкир.

На основании изученного материала мы можем констатировать, что в середине XVI века произошло крупное событие в истории Башкортостана,

1 Яхтанигов 3. Обычное право в системе юридического плюрализма // Юридический мир, 2008, № 11. С. 1.

которое стало поворотным моментом в истории башкирского народа. Важность и актуальность проблемы вхождения Башкортостана в состав Российского государства определяется сложностью, противоречивостью и неоднозначностью значения данного исторического акта. Не случайно в исторической литературе по данному вопросу было немало споров.

Активное участие в решении судьбоносной проблемы вхождения в состав другого государства приняли башкирские бии (общественная должность главы общины (улуса) племени, судья (термин, имевший хождение среди тюркоязычного населения Урало-Поволжья, Сибири, Казахстана и Средней Азии в основном в докапиталистическую эпоху наряду с терминами «мурза», «князь», «султан»).

Это особенно отчетливо прослеживается при анализе шежере (народных преданий) минцев, юрматынцев и объединенной группы родов юго-восточной части башкирского края ‘, которые сообщают, что вопрос о принятии русского подданства решался на народных собраниях башкирских родов. Впоследствии башкирскими учеными был подтвержден факт добровольного вхождения в Российское государство башкирского народа, а именно: три копии жалованных грамот Ивана Грозного, данных башкирам племени Мин и четырем башкирским племенам юга2.

Одним из условий вхождения башкирских племен в состав Российского государства в 1555—1557 гг. являлось сохранение религии, народных обычаев и обрядов башкир. В шежере племен Усерган, Тамьян, Кыпсак и Бурзян рассказывается: «Договорились о землях наших и религии, договорились башкир-мусульман никогда в другую религию не насиловать, обычаи наши соблюдать, башкирам служить царю с рвением»3.

Отношения между московским государством и башкирским народом строились на договорных началах, закрепленных в жалованной грамоте Ивана Грозного, однако они не сохранились. Основными положениями Российского государства в данных грамотах было то, что башкиры становились его поданными, соглашались платить ясак медом и звериными шкурами или, взамен того, деньгами, которые они должны были вносить казанским воеводам, нести воинскую службу по охране юго-восточных границ и принимать участие в войнах. Главным вопросом оставалась земля, которая объявлялась собственностью Российского государства, но передавалась в вотчинное землепользование. Взамен Российское государство обязалось защищать баш-

1 Шежере юрматы, бурзян, усерган. История государства и права Башкортостана / составители: Ф.А. Ишкулов, Т.С. Искужин. Уфа, 1995. С. 7—26.

2 <Ы11р://%'%^.уе8Ыек.ги/ЫаЬаг/ргт1.рЫр?8иЪас1юп=8Ыо%'М1&111=1178989680&агсЫуе=1180877144 &81аг1_1гош=&иса1=1&>(последнее посещение — 6 мая 2009 г.).

3 Кузеев Р.Г., Юлдашбаев Б.Х. 400 лет вместе с русским народом. Уфа, 1957. С. 60.

кир от набегов соседних родов и народов, от попыток кочевых ханов подчинить башкир своему господству; оно гарантировало также их земельные права. Русское правительство сразу же после присоединения Башкирии признало за башкирскими общинами вотчинное право на занимаемые ими земли.

Башкиры считали жалованные грамоты Ивана Грозного высокоавторитетными государственными актами. Особое значение эти грамоты имели при решении земельных вопросов. Более того, Д.Н. Соколов даже утверждает, что наличие вотчинных прав у башкир, подтвержденных государственным актом, «избавило их от крепостного права и от перевода на положение государственных крестьян с отбиранием в пользу казны всех земель, за выделом определенной подушевой нормы»1. Получение жалованных грамот для башкир имело не только экономическое, но и политическое значение, так как, опираясь на них, они впоследствии упорно боролись за неприкосновенность своих вотчинных земель.

В книге Ф.Х. Гумерова «Законы Российской империи о башкирах, мишарях, тептярях и бобылях» собраны законы Российской империи середины XVI—XVIII веков, касающиеся башкир, мишар, тептяр и бобылей. Законы имеют разные названия: именной, высочайше утвержденный, сенатский, высочайшая резолюция на доклад министра, Сената, Государственнаго Совета и его департаментов. Во всех случаях закон считался принятым после того, как о нем докладывали царю, и он писал резолюцию «Быть по сему». Только царь Николай I стал подписывать документы своим высочайшим именем «Николай».

Основными законами Российской империи о башкирах с середины XVI века являются: Соборное Уложение 1649 г., «Об отделении Уфимской провинции от Казанской губернии, о состоянии оной в особенном ведомстве Сената и о назначении для управления оной воеводою бригадира Бутурлина. Именной, состоявшийся в Верховном Тайном Совете — 27 июля 1728 г.», «Башкирцам всех дорог и волостей, батырам и старшинам и всем ясачным людям, данный вследствие указа 1728 июля 27. Именной — на Уфу, 31 июля 1728 г.», «О бытии на Уфе и в Бахмуте воеводам по прежнему и об определении в те города комендантов. Сенатский. — 21 августа 1733 г.», «Об учреждении Оренбургской губернии и о подчинении под ея ведомств Уфимской провинции и всех в тех местах строющихся крепостей. Именной. 15 марта 1744 г.», «Об учреждении Уфимскаго наместничества из двух областей, Уфимской и Оренбургской, и о разделении оных на уезды. Именной, данный Сенату. 13 декабря 1781 г.», «Об устройстве Уфимской губернии. — с приложением штата чинам, полагаемым для отправления пограничных дел. Именной, данный ге-

1 Соколов Д.Н. Оренбургская губерния. М., 1916. С. 87.

нерал-поручику Якоби. 14 генваря 1782 г.», «О новом разделении государства на губернии. По именному указу, данному Сенату. 12 декабря 1796 г.» и т.д.1.

На наш взгляд, особо следует выделить «Положение о башкирах», которое было утверждено Александром II 14 мая 1863 г. после Крестьянской реформы 1861 года. Это важнейший документ, определивший правовое положение башкир в составе Российского государства и действовавший практически до октября 1917 года.

Нам хотелось бы рассмотреть его более подробно, провести анализ и сравнение норм обычного права башкир с нормами, изложенными в «Положении о башкирах» от 14 мая 1863 г. (далее — «Положение»). Вначале дадим краткую характеристику данного акта.

Закон состоял из двух разделов: «Положение о башкирах», распространявшегося на мишарей, тептярей, бобылей и часть башкир (неслужащих кантонов), и «Правил особого управления башкирами», действовавших только в отношении башкир.

В соответствии с «Положением о башкирах» башкирское войско упразднялось, его служащие, кроме башкир — служащих кантонов, были переведены в гражданское сословие и наравне с русскими крестьянами приобретали права сельских обывателей.

На основании «Положения» башкиры получили право совершать различные сделки, приобретать в собственность движимое и недвижимое имущество, открывать и содержать промышленные и торговые заведения, заниматься ремеслами, переходить в другие сословия, отлучаться из мест жительства, поступать на государственную службу.

Башкиры и припущенники (категория населения в Башкортостане, которая формировалась на основе припуска на вотчинные земли башкир) не могли быть лишены прав состояния или ограничены в этих правах иначе как по суду или по приговору сельского общества, они не подлежали наказанию без приговора суда или распоряжения правительственных и общественных властей.

Башкирские феодалы и духовенство были приравнены к соответствующим сословиям России. Правительство сочло опасным лишить башкир их вотчинных прав на принадлежащие им земли. «Общественные вотчинные земли, — говорится в ''Положении'', — в прежнее время пожалованные башкирам или иначе им доставшиеся, обмежеванные за башкирскими обществами при генеральном межевании и состоящие в бесспорном их владении... принадлежат сим обществам на праве собственности». Земли, оставшиеся

1 Законы Российской империи о башкирах, мишарях, тептярях и бобылях / составитель, автор вступительных статей и примечаний Ф.Х. Гумеров. Уфа, Китап, 1999.

излишними после наделения вотчинников (не менее 40 десятин на душу) и припущенников (для военных —по 30, для гражданских — по 15 десятин на душу), башкирские общества имели право продавать и сдавать в аренду (душевые наделы продавать или сдавать в аренду не разрешалось)1. Казенные повинности башкир и припущенников оставались прежними.

При изучении текста «Положения» прослеживается некоторая его аналогия с современными терминами и понятиями, а также классификациями права.

Например, ст. 9 «Положения», которой предписывается, что «башкиры не могут быть подвергаемы никакому наказанию иначе как по судебному приговору или законному распоряжению поставленных над ними правительственных и общественных властей». А также ст. 12: «Башкиры не могут быть лишены прав состояния или ограничены в сих правах иначе как по суду или по приговору общества, утвержденному порядком, установленным в сем положении»2.

Подпункты 1, 2 ст. 8 «Положения», в которых закреплено право подавать иски, судебные тяжбы, башкиры могут самостоятельно либо через своих представителей быть поверенными от имени как башкир своего общества, так и от лиц посторонних, охранять свои права всеми дозволенными законом способами, быть свидетелями и поручителями на общем основании. Мы видим, что были нормы гражданского и уголовного права, четко регламентировавшие защиту любым дозволенным законом способом нарушенного права — самостоятельно либо через представителя; здесь же мы находим не просто представление интересов отдельных граждан, но и коллективное.

Также хочется отметить, что в «Положении» представляются лица, участвующие при рассмотрении спора, — свидетели, поручители, а также очерчивается их круг прав и обязанностей, т.е. «на общем основании»3. В примечании к ст. 8 «Положения» мы сталкиваемся с так называемым исполнением судебного акта и исполнительным производством: «При продаже имущества башкир на удовлетворение взыскания из вырученных денег прежде всего и сполна удовлетворяются недоимки по казенным повинностям, а также по мирским сборам, и затем уже прочия взыскания по соразмерности исков»4, что можно обозначить как требования (очередь) кредиторов. В ст. 13—14 башкирам дается право «как отдельно, так и целыми обществами, могут при-

1 История Башкортостана с древнейших времен до наших дней: В 2 т. / под ред. И.Г. Акмано-ва. Т. 1. История Башкортостана с древнейших времен до конца XIX века / сост. И.Г. Акманов, С.Ф. Касимов. Уфа: Китап, 2006. С. 384—385.: ил.

2 Законы Российской империи о башкирах, мишарях, тептярях и бобылях / составитель, автор вступительных статей и примечаний Ф.Х. Гумеров. Уфа, Китап, 1999. С. 422.

3 ПСЗ РИ.П. Т. ХЬ. № 42282. С. 765.

4 ПСЗ РИ.П. Т. ХЬ. № 42282. С. 766.

обретать в собственность движимыя и недвижимыя имущества, а также отчуждать оные, отдавать их в залог и вообще распоряжаться ими с соблюдением общих установленных на сей предмет для сельских обывателей узаконений. Приобретенными до издания сего положения в частную собственность имуществами башкиры имеют право пользоваться и распоряжаться, как своим достоянием, на основании общих законов»1.

Остались неизменными для башкир нормы «Положения», регулирующие семейно-брачные отношения, например, ст. 5 «Положения» повествует «в отношении к правам и обязанностям семейственным распространяются на башкир общия постановления законов гражданских» и тут же в примечании повествуется, что «попечение о личности и об имуществе малолетних сирот возлагается на обязанность сельских обществ. В назначении опекунов и попечителей, в проверке их действий и во всех сего рода делах башкиры руководствуются местными своими обычаями. Если в распоряжениях общества родственники малолетняго усмотрели что-либо клонящееся к его ущербу, то они могут обращаться к защите мироваго посредника»2. Что позволяет нам сделать вывод о том, что Российское государство отдает полномочия по разрешению семейных вопросов башкирам в соответствии с их традициями и обычаями.

Так, в данный период времени действуют норма о недопустимости брака между родственниками вплоть до седьмого колена, правило левирата (обязанность младшего брата жениться на вдове умершего старшего брата), браки башкиры заключали по сватовству (калымный, колыбельное сватовство) и путем умыкания, правило сорората (женитьба на младшей сестре умершей невесты), развод мог быть инициирован любой из сторон (талак и хулла (хлюг)).

В башкирском обществе преимущественно заключались моногамные браки.

Полностью перешли нормы обычного наследственного права башкир в «Положение» и получили отражение его в ст. 22 главы 2: «В порядке наследования имуществом предоставляется башкирам руководствоваться местными своими обычаями»3.

Позже «Положение о башкирах» изменялось и дополнялось новыми статьями, но приведенная выше статья сохранилась в прежней редакции и была дополнена лишь некоторыми пояснениями. В частности, Указом 2 департамента Правительствующего сената от 11 марта 1909 г. за № 2321 было определено, что существование того или другого обычая в порядке наследо-

1 ПСЗ РИ.П. Т. ХЬ. № 42282. С. 769.

2 ПСЗ РИ.П. Т. ХЬ. № 42282. С. 770.

3 ПСЗ РИ.П. Т. ХЬ. № 42282. С. 771.

вания в данной местности может быть удостоверено сельским сходом. Но тот же документ установил, что приговор общества, удостоверяющий существование того или иного обычая в порядке наследования, не разрешает вопроса о самом наследстве, что вопрос этот, в случае спора, подлежит ведению суда1. Как видим, и сход, и суд вмешивались в имущественные отношения башкирской семьи лишь в тех случаях, когда между заинтересованными лицами или семьями возникали разногласия, споры.

В указанный период существовала определенная взаимосвязь между наследованием и нормами брака. Таким образом, указанные выше левиратные браки являлись одновременно и формой наследования. Вместе с вдовой и ее детьми к деверю переходили дом и имущество брата, его права и обязанности в отношении к семье, его общественный статус. Как видим, здесь и брачная норма, и наследование.

Обычай минорат (младший сын рассматривался как прямой наследник отца и ему доставалась обычно значительно большая доля наследства) связан с доисламскими традициями тюркских народов и по существу противоречит ша-риатным статьям, согласно которым родные братья как люди одной степени родства по отношению к отцу располагают одинаковыми правами. Надо отметить, что минорат у башкир являлся не только правом, но и обязанностью: младший сын должен был похоронить отца, уплатить его долги, содержать мать. Если оставалась с ним незамужняя сестра, он должен был справлять ей свадьбу, приданое2. Широкое распространение также получила практика наследования по завещанию.

Все вышеперечисленное знаменовало собой тенденцию образования малых семей, развития частной собственности, переплетение старых обычаев, норм шариата, различные социальные и правовые явления. Происходившее под воздействием российского законодательства говорит о сложных, болезненных, противоречивых процессах, происходящих в башкирском обществе.

Нормы в области судопроизводства в «Положении» описаны в главе 3, которая называется «О Волостном суде», отл. 4. В параграфах 1 упоминается о составе суда и времени собраний, во 2 — предметы ведомства и пределы власти волостного суда, в 3 — порядок производства и решения дел, в 4 — разбор спорных и тяжебных дел третейским судом.

В ст. 85 «Положения» прямо указано, что «...если тяжущиеся стороны не пойдут на мировую сделку, то суд решит дело либо на основании заявленных в волостном правлении сделок или обязательств, если таковыя заключены

1 Бикбулатов Н.В. Шариат и обычай в наследовании и разделе имущества у башкир //в Сб.: «Традиции и современность в культуре народов» / отв. ред. Ф.Ш. Абсаликова, И.Г. Петров. Уфа, Гилем, 1999. С. 122.

2 Там же. С. 123.

между спорящими сторонами, либо, при отсутствии таковых сделок, на основании местных обычаев и правил»1. Правосудие осуществлялось выборным лицом из числа старейшин-аксакалов либо знатных башкир, пользующихся авторитетом у своих соплеменников, решения старейшин-судей имели бес-прикословный характер, суд рассматривал только те дела, которые были возбуждены самими сторонами и при наличии их обоюдного согласия на рассмотрение дела в местном суде, судебный процесс носил состязательный характер на основе оценки показаний свидетелей и приведенных сторонами доказательств, решение (приговор) приводилось в исполнение немедленно. Однако по требованию царского правительства тот или иной обычай башкир признавался нормой права, если был одобрен либо на сходе башкирской общины, либо на совете старейшин-аксакалов аула, или Оренбургским мусульманским Духовным Собранием (по делам семейно-брачных отношений)2.

Наряду с нормами, установленными Российским государством, традициями и обычаями башкир, перешедших от древних предков, действовали и нормы шариата (единая система законов, предписаний в исламе, регулирующих жизнь мусульманина от колыбели до смерти, включая и обычаи). В общем, ислам не оказал существенного влияния на жизнь башкир, а нормы шариата зачастую игнорировались3.

Нормы обычного права башкир косвенно нашли свое отражение, например, в ст. 10 «Положения», которая гласит, что «башкирам предоставляются также следующие права по состоянию:

1) На основании правил, в сем «Положении» изложенных, участвовать в сходах, в составлении мирских приговоров и в общественных выборах, равно отправлять по выборам общественным должности, установленныя законом.

2) Перечисляться в другие сословия и общества по правилам, в сем положении изложенным, а равно по собственному желанию поступать в военную службу и наниматься в рекруты, на общем для сельских обывателей основании»4.

На наш взгляд, в разделе 1 «Положения», который называется «О правах башкир», усматривается, что нормы «Положения» носят отсылочный характер, так, например, ст. 16 отсылает нас к «Свод. зак. гражд. Т. X. Ч. прил. к ст. 1481»5, когда «припущенные обществами башкир к водворению на их землях (ст. 15) без законных актов, определяющих пространство владения, башкиры и крестьяне разных ведомств наделяются из тех угодьями по существующим на это особым правилам».

1 ПСЗ РИ.П. Т. ХЬ. № 42282. С. 754.

2 Еникеев З.И. Особенности осуществления правосудия в Башкирском крае в дореволюционной России // Государство и право, 2004, № 1. С. 99.

3Там же. С. 100.

4 ПСЗ РИ.П. Т. ХЬ. № 42282. С. 754.

5 ПСЗ РИ.П. Т. ХЬ. № 42282. С. 755.

Бланкетная норма, например, содержится в ст. 18 «Положения»: «Обще-ственныя башкирския земли или остаются в нераздельном всего общества владении, или же, по усмотрению общества, разделяются между домохозяевами, с предоставлением каждому приходящагося на его долю участка. При убыли и прибыли членов общества или по другим каким-либо причинам представляется обществам переделять общественную землю по их усмотрению, за исключением участков, выделенных в частную собственность (ст. 20 и п. 6 ст. 31). Башкиры могут доставшиеся им участки передавать в кратковременное пользование посторонним лицам»1 (нормы аренды).

В примечании к статье мы видим, что существуют гражданские палаты для решения дел по башкирским вотчинным общественным землям.

В «Положении» содержатся нормы о переводе башкир в гражданское состояние, сопровождавшемся реорганизацией и укрупнением кантонов (их число сокращалось с 28 до 11), границы которых приблизились к уездному делению: были образованы уезды Оренбургский, Верхнеуральский, Троицкий, Челябинский, Красноуфимский, Бирский, Мензелинский, Бугуруслан-ский, Белебеевский, Уфимский и Стерлитамакский2.

Юртовые полувоенные управления башкир и припущенников ликвидировались, и на их месте создавались сельские и волостные (юртовые) общества, сходные с крестьянским самоуправлением русского населения.

Отменялась подсудность общеуголовных дел только военным судам, все гражданские и некоторые уголовные дела могли разрешаться в общегражданских судах «по обычаям сего народа» и законам шариата.

Кантонные управления подчинялись общему управлению башкирами, созданному вместо упраздненного управления командующего Башкирским войском. Это управление создавалось временно — до отмены кантонной системы 3.

В августе 1863 года кантонные начальники объявили башкирам и припу-щенникам «Положение» 14 мая 1863 г. и приступили к созданию сельских и волостных (юртовых) обществ. Согласно предписанию оренбургского генерал-губернатора, кантонные начальники при образовании сельских обществ должны были руководствоваться тем, чтобы «число их не было слишком большим», а башкиры и припущенники по возможности составляли отдельные общества.

При образовании волостных обществ за основу принимались уездные границы, существующее поземельное деление, а также желание самих башкир. Деревни припущенников должны были соединяться в отдельные от башкир-

1 ПСЗ РИ.П. Т. ХЬ. № 42282. С. 766.

2 Еникеев З.И., Еникеев А.З. История государства и права Башкортостана. Уфа: Китап, 2007. С. 186—189.

3 < М1р://%'%'%'.Ъа8ЫпГогт.ги/т(1ех.рИр?111=65168 > (последнее посещение — 19 мая 2009 г.).

вотчинников волости. К концу 1863 года во всех кантонах было закончено образование сельских и волостных обществ и выборы должностных лиц. Было создано 808 сельских и 130 волостных обществ, в которых старостами и старшинами стали в основном зажиточные башкиры 1.

Введение «Положения» 14 мая 1863 г. стало первым этапом на пути перевода башкир и припущенников в податное сословие. Оренбургский генерал-губернатор Безак в октябре 1864 года поставил перед Военным министерством вопрос о переходе ко второму этапу реформы — передаче башкир и припущенников в гражданское ведомство.

Таким образом, очевиден вывод о том, что обычное право башкир формировалась в соответствии с нормами русского права, существовавшего на тот момент.

В «Положении» нормы обычного права башкир либо отражены полностью: предписанное исполнять имело право применяться согласно своим обычаям и традициям. Нормы сосуществуют параллельно либо они не включены в положение вообще, некоторые из которых нашли свое выражение в источниках и формулировках современного права.

К нормам, которые получили отражение в «Положении», полностью безоговорочно можно отнести нормы статей о семейном, наследственном правах, о чем прямо указывается в ст. 5, 22.

Выделим также тот факт, что Российское государство уважительно относилось к традициям, обычаям башкир, не вмешиваясь в их внутреннюю жизнь, о чем свидетельствуют такие указы, как Указ Сената от 31 мая 1734 г. «Об отдаче башкирцам рыбных ловель по рекам Белой и по Каме, с положением на них оброка; о провозе башкирцам для себя Илецкой соли и о не-продаже ими оной русским; о дозволении Уфимским иноверным народам разбираться третейским судом и мириться добровольно..», башкирам разрешалось в собственных делах, кроме дел об убийстве и разбое, самим осуществлять правосудие в третейских судах2.

Кроме того, мы можем констатировать тот факт, что русское право того периода было достаточно сформировано, составитель владел терминологией современного судопроизводства, оперировал понятиями вещного, обязательственного права, сохранившимися и в наши дни, четко и концептуально выделял права личные (право на защиту, право свободы передвижения, свободы образования, свободы выбора в широком смысле, регламентировал порядок избирательных должностей, разделял понятия движимого и недвижимого имущества, дана характеристика и особенности важнейших институтов

1 Иир://%'%'%'.Ьа8ЫпГогт.т/т(1ех.рИр?111=65168 > (последнее посещение — 23 мая 2009 г.).

2 Еникеев З.И. Особенности осуществления правосудия в Башкирском крае в дореволюционной России // Государство и право. 2004. № 1. С. 98.

жизнедеятельности любого человека и общества, а наиболее значимое, на наш взгляд, — право каждого башкира на справедливый, своевременный и состязательный процесс.

В «Положении» даны понятия и признаки объектов права, правоотношений, существующие и в наше время, такие как третейский суд, залог, иск, жалоба, частная собственность, законная сила, мировая сделка, суд, меры наказания, цена иска, ущерб и многие другие.

Нормы обычного права башкир, нашедшие отражение в данном «Положении», носят своеобразный характер, показательно, что башкирский народ свободолюбив и предан своим традициям и обычаям, «каждый желает жить так же, как и его предки».

«Положение о башкирах» от 14 мая 1863 г. — это памятник истории, содержащий и объединяющий в себе нормы обычного права башкир, нормы права российского государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Xарактерно и то, что традиции и обычаи башкирского народа соприкасаются, принимаются, ограничиваются, утрачиваются при объединении двух достаточно самостоятельных и различных систем управления.

«Положение о башкирах» стало первым правовым актом, отрегулировавшим правовой статус башкир, началом отмены кантонной системы управления на территории края.

Однако в законах 1863 и 1865 гг. остались вне поля зрения вопросы землеустройства вотчинников и припущенников. Наделение местного населения землей правительство связывало с последующей экспроприацией башкирских угодий. Отчуждение вотчинных земель должно было укрепить дворянское землевладение в крае.

Кроме того, 02 июля 1865 г. было принято высочайше утвержденное мнение Государственного Совета «О передаче управления башкирами из военного в гражданское ведомство». Башкиры и припущенники, сохраняя права, предоставленные им «Положением» 14 мая 1863 г., переходили из военного в гражданское ведомство, то есть в заведование общих губернских и уездных по крестьянским делам присутствий и мировых посредников. Кантон-ные управления и общее управление башкирами ликвидировались. Отмена кантонной системы и перевод башкир в гражданское сословие ликвидировали военно-феодальный гнет местного населения и открыли возможности для развития капиталистических отношений в крае.

Законы Российского государства в корне меняли традиционный уклад жизни не только башкир, но и всего населения тогдашней Башкирии. Тем не менее реальная жизнь населения подчинялась традициям и обычаям башкирских предков. И те из традиций, которые не противоречили законам Российского государства, воспринимались правящим центром допустимыми и в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.