Vowels]. The USSR Academy of Sciences. Institute of Linguistics. Moscow: Nauka, 1974. 768 p. (in Russ.).
11. Pokrovskaya, L.A. Gagauzskie terminy rodstva [Gagauz Terms of Kinship]. In: Algebra rodstva. Rodstvo. Sistemy rodstva. Systemy terminov rodstva [Algebra of Kinship. Kinship. Kinship Systems. Systems of Kinship Terms]. Issue 1. St. Petersburg: Evropeyskiy Dom press, 1995. 316 p. (in Russ.).
12. Malov, S.E. Pamyatniki drevnetyurkskoypis'men-nosti [Monuments of Ancient Turkic Writing]. Moscow; Leningrad, 1951. 480 p. (in Russ.).
13. Dyrenkova, N.P. Tyurki Sayano-Altaya. Stat'i i etnograficheskie materialy [The Turks of the Sayano-Al-tai. Articles and Ethnographic Materials]. St. Petersburg: The Museum of Anthropology and Ethnography, the Russian Academy of Sciences, 2012. 408 p. (in Russ.).
DOI 10.24411/2223-0564-2018-10305 А.И. Акманов, Р.Б. Зайтунов, А.А. Даутов УДК 94 (470.57)
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО МЕЖЕВАНИЯ БАШКИРСКИХ ЗЕМЕЛЬ В 60-70-Х ГГ. XIX В.
Аннотация
Статья посвящена характеристике основных законодательных актов специального межевания башкирских земель 60-70-х гг. XIX века. Основной стратегической задачей царского правительства на Южном Урале во второй половине XIX в. оставалось дальнейшее упрочение здесь своих позиций и создание условий для стабильного развития сельского хозяйства и промышленности, резкого расширения объемов земледелия в частности. Начавшаяся массовая крестьянская колонизация края вполне соответствовала этим задачам. При этом значительная часть земель находилась во владении башкир. Специальное межевание должно было урегулировать земельные отношения между башкирами-вотчинниками, их припущенниками, а также другими категориями переселенцев в регионе. Для организации более эффективного использования земли правительство периодически выпускало разнообразные нормативные акты, которые конкретизировали принципы межевания земли и дальнейшее земельное обеспечение населения края. Таким образом, в законодательстве проявляются две тенденции: с одной стороны, власти признавали наличие башкирского вотчинного права на землю, с другой - они поощряли колонизацию края переселенцами из центральной части страны.
Акманов Айтуган Ирекович, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент АН РБ, вице-президент АН РБ (Уфа), e-mail: [email protected]
Зайтунов Расих Батырович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России, историографии и источниковедения Института истории и государственного управления Башкирского государственного университета (Уфа), e-mail: [email protected]
Даутов Азат Алтынбаевич, помощник вице-президента АН РБ (Уфа), e-mail: [email protected]
Aytugan I. Akmanov, Prof. Dr.Sc. (History), Associate Member of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan, Vice-President of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan (Ufa), e-mail: [email protected]
Rasikh B. Zaitunov, Cand.Sc. (History), Associate Professor at the Chair of the Russian History, Historiography and Source Studies, Institute of History and Public Administration, Bashkir State University (Ufa), e-mail: [email protected]
Azat A. Dautov, Assistant to the Vice-President of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan (Ufa), e-mail: [email protected]
© Акманов А.И., Зайтунов Р.Б., Даутов А.А., 2018
ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2018/3 (81)
Ключевые слова: специальное межевание, Башкирская межевая комиссия, башкиры-вотчинники, припущенни-ки, правительство, законы
Aytugan I. Akmanov, Rasikh B. Zaitunov, Azat A. Dautov
LEGAL SUPPORT OF SPECIAL SURVEY OF THE BASHKIR LANDS IN THE 1860-1870'S
Abstract
The article is devoted to the characteristics of the main acts of special survey of the Bashkir lands in the 60's-70's of the 19th century. The main strategic objective of the Tsarist government in the South Urals in the second half of the 19th century remained enhancement of its standing in the region and creation of conditions for stable development of agriculture and industry, drastic expansion of farming in particular. The mass country colonization of the region corresponded to these tasks. However, a considerable part of lands was possessed by the Bashkirs. Special land surveying had to settle the land relations between votchinnik Bashkirs, their pripushchennik (leaseholder), and other categories of immigrants in the region. For the organization of more effective use of the land the government has periodically issued various regulations which specified the principles of land surveying and further providing the regional population with the land. Thus, the legislation reveals two tendencies. On the one hand, the authorities recognized the existence of the Bashkir patrimonial land right, on the other hand, they encouraged the colonization of the region by immigrants from the central part of the country.
Key words: Special land surveying, Bashkir land commission, Bashkir great landowners, pripushchennik (leaseholders), government, laws
Во второй половине XVI в. произошло важнейшее событие в истории нашего края: башкиры добровольно вошли в состав Русского государства. Данное обстоятельство серьезно повлияло на дальнейшее социально-экономическое развитие обширного региона. Одним из ключевых аспектов вхождения стало признание башкир вотчинниками (собственниками) занимаемых ими земель. В последующие столетия царские власти производили периодические изъятия части башкирских земель для различных общегосударственных потребностей. Однако в целом власти неоднократно признавали особый правовой статус башкирских земель. Эта специфическая политика в отношении башкирского землевладения сохранялась и после введения кан-тонной системы управления с 1798 года, когда башкиры, мишари, тептяри стали официально выполнять военную и пограничную службу. Две последние группы населения поселялись с XVIII века на различных условиях пользования землей. Следует отметить, что мишари - это представители тюркского этноса из Поволжья, которые с XVIII века стали использоваться царскими властями для усиления контроля над территорией Башкортостана. Тептярями являлись представители нерусского населения, они официально арендовали башкирские земли. В начале 60-х гг. XIX в. правительство отменило кантон-
ную систему управления. В этой связи представляет интерес процесс адаптации башкир к статусу гражданского населения.
В первой половине XIX века были проведены предварительные измерения башкирских земель как часть общероссийского Генерального межевания земель Европейской России. Итогом этого мероприятия стало создание системы условно-территориальных единиц - межевых дач. Каждая дача обычно объединяла группу сельских населенных пунктов, которые были связаны общностью административно-территориального управления и хозяйственной деятельности. В последующее время предполагалось постепенно разделить земли этих межевых дач между соответствующими населенными пунктами, затем и между отдельными домовладениями. В частности, с 1848 г. функционировала Башкирская межевая комиссия, которая включала представителей башкир-вотчинников и их припущенни-ков-арендаторов. Таким образом, предполагалось обеспечить землеустройство в течение достаточно длительного периода времени.
Важным законодательным актом стало «Положение о башкирах» от 14 мая 1863 г. С этого времени башкиры стали «свободными сельскими обывателями». Управление ими теперь было сосредоточено в губернских и уездных присутствиях по крестьянским делам. Численность
башкир к 1863 г. составила 575000 человек по Оренбургской, Пермской, Вятской, Самарской губерниям. Для них были установлены минимальные нормы неотчуждаемых наделов в 40 десятин на душу мужского пола по сведениям VII ревизии (1816 г.). Арендаторы-припущенники на башкирских землях общей численностью в 425000 человек (мишари, тептяри, бобыли) могли получить определенные нормы земельного обеспечения. Так, бывшим военным припущен-никам (мишари, тептяри) допускалось предоставить по 30 десятин на душу мужского пола и гражданским припущенникам из числа бобылей, которые пользовались землей по устной договоренности с башкирами, позволялось получить по 15 десятин на душу мужского пола. После этого распределения земли башкир, не вошедшие в состав вышеуказанных личных наделов различных категорий населения, оставались в общей собственности вотчинников [1, с. 232]. Последний тип угодий можно было продать или сдать в аренду с согласия владельцев дачи. Принципиальным новшеством являлась возможность свободы землепользования, которое могло быть общинного либо частного типа [2, с. 150-151].
Однако этот нормативный акт не затрагивал детально ряд проблем, связанных с движением населения. В частности, требовалось конкретизировать принципы купли-продажи и аренды свободных угодий из башкирских дач, которые не вошли в состав неотчуждаемых наделов. Для разрешения этой задачи правительство разработало новый законодательный акт от 10 февраля 1869 г., который стал основой для Специального межевания башкирских угодий. Межевые дачи классифицировались как многоземельные и малоземельные. К первой категории относились дачи, где угодьями могли быть обеспечены башкиры-вотчинники из расчета по 40 десятин на душу мужского пола (согласно сведениям VII ревизии). Бывшие военные припущенники из числа мишарей и тептярей могли быть обеспечены по 30 десятин на душу мужского пола, а для гражданских припущенников из числа бобылей допускалось выделить по 15 десятин на душу мужского пола. Малоземельными являлись дачи, где вотчинники могли быть обеспечены землей по вышеуказанной норме, а для припущенников отсутствовали возможности для обеспечения угодьями. Правительство предусмотрело и другой вариант земельного обеспечения для населения башкирских дач. В подобных случаях
башкир-вотчинников следовало наделять 15 десятинами на душу мужского пола по сведениям X ревизии (1859 г.). Припущенникам же следовало равномерно отвести полагающуюся им пропорцию, т.е. бывшим военным не более 11 десятин на душу мужского пола, а гражданским не более 6 десятин на душу мужского пола. Раздел территории межевой дачи между вотчинниками и припущенниками осуществлял мировой посредник из числа предводителей уездного дворянства. Эта работа проводилась в присутствии будущих владельцев наделов и представителей заинтересованных учреждений. В случае возникновения угрозы чересполосицы допускался взаимный обмен земельными угодьями, либо могла быть предоставлена денежная компенсация в размере по 3 рубля за каждую десятину удобной земли. Важным итогом размежевания должно было быть наличие на каждом участке всех видов необходимых угодий для хозяйственной деятельности. Процесс землеустроительных работ по каждой межевой даче необходимо было показать в итоговом документе -раздельном акте. Его должны были подписать представители местной администрации, вотчинники и припущенники. В качестве руководящей структуры по проведению межевания земли выступали губернские присутствия по крестьянским делам.
В связи с проведением размежевания башкир-вотчинников и их припущенников правительство начинает регламентировать порядок купли-продажи и аренды земли. Теперь сделки допускались лишь на тех территориях, где земля была полностью размежевана. Башкиры-вотчинники могли продать или сдать в аренду практически любое количество угодий, но при условии сохранения в неприкосновенности неотчуждаемых наделов в 15 десятин на каждую душу мужского пола, учтенную X ревизской переписью (1859 г.). Важной оговоркой являлось оформление решения местной власти в лице сельского схода или же волостного собрания. При этом следовало получить поддержку 2/3 голосов домохозяев данного собрания. Кроме того, приговор должен был содержать подробную информацию об отчуждаемом участке. Достаточно определенно распределялись вырученные средства от продажи (аренды) участков: 1/3 суммы шла на банковский счет конкретного сельского общества или волости, где состоялась сделка, а 2/3 суммы распределяли между членами общины [3, с. 148-156].
Таким образом, указ от 10 февраля 1869 г. должен был стать важным актом по окончательному упорядочению проблем, связанных с башкирским землевладением. Процесс стихийного переселения из центральных губерний страны на территорию края серьезно затруднял полную реализацию указа. Тем не менее предпринимались меры по воплощению нового закона в жизнь. Так, для интеграции управления природными ресурсами вся документация относительно землевладения вотчинников с 1869 г. была передана из Башкирской межевой комиссии в губернские и уездные присутствия по крестьянским делам [4, с. 134].
Верховный контроль над землеустройством в башкирских дачах стало осуществлять министерство внутренних дел. При проведении измерений ведущая роль отводилась мировым посредникам из дворян. Последние организовывали подготовку раздельных актов на владение землей для вотчинников и припущенников. После этого производилась предварительная нарезка земли для каждой категории населения при помощи землемеров губернского присутствия. Мировые посредники и члены уездных присутствий по крестьянским делам должны были присутствовать при совершении этих работ. Однако представители уездных структур нередко самоустранялись от этой работы, что снижало качество проводимых земельных измерений [4, с. 135]. Все это способствовало злоупотреблениям среди чиновников уездных присутствий при расчетах относительно земельного обеспечения различных групп населения. В итоге нередкими были случаи повторного составления раздельных актов и затем происходили изменения границ предполагаемых наделов вотчинников и припущенников [4, с. 136].
Важным новшеством в ходе реализации указа от 10 февраля 1869 г. стало решение о создании фонда «запасных земель» из части наделов бывших военных припущенников - мишарей, тептярей. С 30-х гг. XIX века правительство узаконило наделение представителей этого сословия пропорцией в 30 дес. на душу м.п. по данным VII ревизии. Однако уже с 1869 г. половину этих душевых наделов (15 дес.) следовало передавать в распоряжение государства. Эти участки стали называться «запасными угодьями» и предназначались для обеспечения в будущем припущенни-ков из малоземельных башкирских дач. Однако в реальности большая часть этих угодий впоследствии была направлена на иные цели.
Реализация указа от 10 февраля 1869 г. означала придание нового импульса переселенческому движению на территории края. Этому способствовало разделение территории башкирских межевых дач на «душевые» наделы для индивидуального земельного обеспечения и остающиеся после этого «свободные» участки, находившиеся в коллективном владении башкир данной волости. Правительство предоставило возможность различным переселенцам легально приобретать угодья за счет «свободных» участков. Появление указа от 10 февраля 1869 г. стимулировало процесс распродажи башкирских земель. При этом многие заключаемые сделки совершались по символическим ценам. Этот процесс перераспределения угодий способствовал нарастанию социальной напряженности в крае. В итоге власти принимают ряд решений об усилении контроля за земельными сделками.
9 мая 1878 г. правительство измененяет порядок продажи башкирских земель. Вновь подчеркивалась законность сделок только в тех дачах, где было произведено окончательное размежевание башкир-вотчинников с припущенни-ками и гарантировалось предоставление вотчинникам по 15 десятин удобной земли на душу мужского пола по сведениям Х ревизии. Здесь ключевым документом является решение (приговор) сельских сходов, которым принадлежит земля. В случае если земельный участок принадлежал жителям волости, то решение об отчуждении утверждалось на волостном сходе [5, с. 332-335]. Сельский сход являлся собранием глав крестьянских хозяйств конкретной деревни для обсуждения различных вопросов жизнедеятельности данного населенного пункта. Волостной сход представлял собрание домовладельцев группы сельских населенных пунктов, объединенных в волость. Для признания действительности решения об отчуждении того или иного участка было необходимо наличие согласия 2/3 от численности членов сельского общества или волости. Допускалась возможность несогласия отдельных вотчинников с решением общины. В этом случае следовало обеспечить предоставление этим людям определенного количества земельных угодий для ведения индивидуального хозяйства.
В данном акте было обращено внимание на содержание общественного приговора. Следовало учитывать ряд факторов по населенным пунктам, где организовывались земельные сделки.
В частности, таковыми были учет количества ревизских душ и реальных домохозяев, которые могли не совпадать; наличие специальной межевой документации в виде планов участков и письменного их описания (межевые книги); информация о площади и количестве участков для каждого домовладельца, их стоимости и ориентирах их фактического расположения; наличие или отсутствие припущенников-арендаторов с указанием их предложений о возможном земельном обеспечении.
Данная информация предоставлялась в губернские присутствия по крестьянским делам, которые производили раздел продаваемых угодий на небольшие участки с условием наличия вблизи водного источника, который был необходим для функционирования соответствующего хозяйства. После этого новообразованные участки могли выставляться на торги. При проведении последних допускалось присутствие представителей башкир-вотчинников, которые продавали эти угодья. Следует отметить, что на аукцион допускались как частные лица, так и представители крестьянских обществ, которые стремились приобрести земли.
Средства, вырученные от продажи участков башкирских земель, губернское присутствие рекомендовало распределять следующим образом: треть суммы направлялась на коллективный счет данной сельской общины в банке, а две трети дохода от продажи - на депозитный счет сельской общины для последующего распределения между домовладельцами [5, с. 332-335].
Вышеуказанный нормативный акт должен был реализовываться под контролем оренбургского генерал-губернатора. Документация о купле-продаже башкирских земель, где обнаруживались нарушения законодательства, подлежала аннулированию, но с условием соблюдения десятилетнего срока давности со времени совершения сделки. Таким образом, принятием указа от 9 мая 1878 г. власти пытались упорядочить масштабы и размер колонизации края путем аннулирования незаконных сделок и установления регламентированных правил по продаже башкирских угодий.
В последующее время были изданы дополнительные акты, которые конкретизировали содержание вышеперечисленных указов. По инициативе оренбургского генерал-губернатора Н.А. Крыжановского были изданы правила от 4 августа 1878 г. Согласно этому распоряжению
следовало полностью реализовать официальное узаконение неотчуждаемых наделов для башкир-вотчинников путем предоставления им по 15 десятин на душу мужского пола по данным X ревизии. Остающиеся «свободные угодья», не вошедшие в состав душевых наделов вотчинников, могли быть проданы переселенцам. Главным основанием для раздела территории башкирской дачи на душевые и свободные участки являлся приговор соединенных сельских сходов. Здесь следует отметить, что в каждой земельной даче находилось обычно несколько, а иногда и несколько десятков населенных пунктов. Жители этих поселений могли в административном отношении принадлежать к различным волостям. Однако при решении вопросов о землевладении и землепользовании все они составляли вместе соединенный сельский сход.
При этом сохранялось требование обеспечить согласие 2/3 голосов вотчинников по каждому селению башкирской дачи для осуществления земельных разделов. Затем решения о предоставлении угодий свидетельствовались представителями вотчинников, соответствующими волостными правлениями, представителями уездного и губернского присутствий по крестьянским делам.
Выдел наделов из башкирских дач для вотчинников и их припущенников осуществляли землемеры из губернских присутствий по крестьянским делам: соответственно Уфимской, Оренбургской, Пермской, Самарской, Вятской губерний. В качестве понятых находились представители вотчинников-владельцев дачи и уездного присутствия. После полевых работ землемеры оформляли документацию - план и описание границ каждого участка. Подлинники подготовленных документов с подписями понятых направлялись для хранения в губернские присутствия по крестьянским делам, а копии выдавались владельцам.
В правилах от 4 августа 1878 г. вновь была подтверждена возможность выдела земли в частную собственность для домовладельцев. Данное действие производилось за счет будущих владельцев участка. Реализация этого мероприятия совершалась на основе решения членов сельского общества - коллективного владельца общинной земли. После этого производилось освидетельствование местной администрацией - волостным правлением, членом уездного присутствия по крестьянским делам
и утверждение акта оренбургским генерал-губернатором [6, с. 91-99].
Таким образом, законодательные акты конца 60-70-х гг. XIX в. носили противоречивый характер. Они свидетельствовали о стремлении правительства сохранить земельный фонд за башкирами, защитить их от возможных злоупотреблений со стороны покупателей. В то же время курс на снижение размеров душевого надела с 40 до 15 десятин показывал стремление властей установить контроль над частью башкирского земельного фонда под видом свободных участков. Последующие события показали, что установление более жесткого контроля за земельными сделками предполагалось преимущественно для размещения здесь переселенцев. Наблюдалось увеличение масштабов колонизации в крае на протяжении 6070-х гг. XIX в.
ЛИТЕРАТУРА
1. Семенов-Тян-Шанский П. Географическо-статистический словарь Российской империи. Т. 1. СПб.: Тип. В. Безобразова и Комп., 1863. 727 с.
2. Очерки по истории Башкирской АССР. Т. 1. Ч. 2. Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1959. 539 с.
3. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Второе. Т. 44. Ч. 1. № 46750. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1873. 963 с.
4. Ремезов Н.В. Быль в сказочной стране. Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1986. 190 с.
5. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Второе. Т. 53. Ч. 1. № 58487. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1880. 465 с.
6. Рудин С.Д. Сборник законов, распоряжений и сведений для руководства межевых комиссий, их чле-
нов и землемеров при размежевании башкирских дач. СПб.: Изд-во М-ва юст. по упр. Межевой частью, 1899. 180 с.
REFERENCES
1. Semenyov-Tyan-Shansky, P. Geografichesko-statisticheskij slovar' Rossijskoj imperii. T. 1 [Geographical and Statistical Dictionary of the Russian Empire. Vol. 1]. St. Petersburg: Printing House of V Bezobrazov and Company, 1863. 727 p. (in Russ.).
2. Ocherki po istorii Bashkirskoj ASSR. T. 1. Ch. 2. [Essays on the History of the Bashkir Autonomous Soviet Socialist Republic. Vol. 1. Part 2]. Ufa: The Bashkir Publishing House, 1959. 539 p. (in Russ.).
3. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj Imperii. So-branie Vtoroe. T. 44. Ch. 1. № 46750 [Complete Collection of Laws of the Russian Empire. Collection 2. Vol. 44. Part 1. No. 46750]. St. Petersburg: The Printing House of the Second Department of the Own Office of His Imperial Majesty, 1873. 963 p. (in Russ.).
4. Remezov, N.V Byl'v skazochnoj strane [The Real Story in the Fairy-Tale Country]. 2nd ed. Ufa: The Bashkir Publishing House, 1986. 190 p. (in Russ.).
5. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj Imperii. Sobranie Vtoroe. T. 53. Ch. 1. № 58487 [Complete Collection of Laws of the Russian Empire. Collection 2. Vol. 53. Part 1. No. 58487]. St. Petersburg: The Printing House of the Second Department of the Own Office of His Imperial Majesty, 1880. 465 p. (in Russ.).
6. Rudin, S.D. Sbornik zakonov, rasporjazhenij i sve-denij dlja rukovodstva mezhevykh komissij, ikh chlenov i zemlemerov pri razmezhevanii bashkirskikh dach [The Collection of Laws, Orders and Data for the Management of Boundary-Making Commissions, Their Members and Land Surveyors for the Delimitation of the Bashkir Dachas]. St. Petersburg: The Publishing House of the Ministry of Justice on the Management of the Boundary Part, 1899. 180 p. (in Russ.).