Научная статья на тему 'Межевые работы на башкирских землях в конце XVIII-XIX вв. '

Межевые работы на башкирских землях в конце XVIII-XIX вв. Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

427
51
Поделиться
Ключевые слова
БАШКИРЫ / ВОТЧИННОЕ ПРАВО / ГЕНЕРАЛЬНОЕ МЕЖЕВАНИЕ / МАНИФЕСТ / ИНСТРУКЦИИ / ДАЧА / МЕЖЕВАЯ КОНТОРА / МЕЖЕВЫЕ ПЛАНЫ / ЗЕМЛЕМЕРЫ / ПРИПУЩЕННИКИ / СПОРНЫЕ ДЕЛА / СПЕЦИАЛЬНОЕ МЕЖЕВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Акманов А. И.

Статья посвящена изучению истории межевых работ на башкирских землях. Первым этапом всеобщего измерения земельных угодий в крае стала организация Генерального межевания, которое проводилось с конца XVIII в. Это мероприятие означало осуществление учета, регистрации фактического землевладения и землепользования, разрешение земельных споров с оформлением и выдачей документации владельцам. На основе собранной информации с середины ХIХ в. на башкирских землях проводится Специальное межевание, которое являлось фактическим продолжением предшествующего этапа земельных измерений. При этом правительство стремилось сохранить вотчины башкир, найти возможности и для земельного обеспечения переселенцев.

Текст научной работы на тему «Межевые работы на башкирских землях в конце XVIII-XIX вв. »

УДК 94 (47) + 94(470.57)

МЕЖЕВЫЕ РАБОТЫ НА БАШКИРСКИХ ЗЕМЛЯХ В КОНЦЕ XVIII-XIX ВВ.

© А. И. Акманов

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (347) 273 67 78.

E-mail: aaitugan@rambler.ru

Статья посвящена изучению истории межевых работ на башкирских землях. Первым этапом всеобщего измерения земельных угодий в крае стала организация Генерального межевания, которое проводилось с конца XVIII в. Это мероприятие означало осуществление учета, регистрации фактического землевладения и землепользования, разрешение земельных споров с оформлением и выдачей документации владельцам. На основе собранной информации с середины Х1Х в. на башкирских землях проводится Специальное межевание, которое являлось фактическим продолжением предшествующего этапа земельных измерений. При этом правительство стремилось сохранить вотчины башкир, найти возможности и для земельного обеспечения переселенцев.

Ключевые слова: башкиры, вотчинное право, Генеральное межевание, манифест, инструкции, дача, межевая контора, межевые планы, землемеры, припущенники, спорные дела, Специальное межевание.

Во второй половине XVI в. произошло важное событие для истории края - башкиры добровольно вошли в состав Русского государства. Важнейшим условием этого процесса было признание за башкирам вотчинного права на землю. В XVII - первой трети XVIII вв. царское правительство в целом придерживалось курса на сохранение земельных угодий края за башкирами. Постепенно с 30-х гг.

XVIII в. власти начинают более активно вмешиваться в процесс управления земельными ресурсами края для основания крепостей, строительства горных заводов, обеспечения дворян, чиновников, военно-служилого населения, крестьян-переселен-цев. Все это означало перераспределение земельных угодий, что вызывало споры между башкирами и различными группами переселенцев. Для урегулирования аграрных отношений царское правительство организовало в стране масштабное Генеральное межевание земель, которое стало первым этапом землеустройства и для населения края.

Цели, принципы и формы проведения Генерального межевания изложены в «Манифесте о Генеральном размежевании земель по всей империи» от 19 сентября 1765 г., «Инструкции землемерам к генеральному всей империи размежеванию» от 13 февраля 1766 г. и «Инструкции Межевым Губернским Канцеляриям и провинциальным конторам» от 25 мая 1766 г. Манифест 1765 г. провозглашал курс на юридическое закрепление фактического землевладения и землепользования. В указах от 13 февраля 1766 г. и 25 мая 1766 г. определялись порядок и последовательность межевых работ, обязанности землемеров и правила оформления документации [1, с. 329-339, 560-580, 716-735].

Следует отметить основной принцип Генерального межевания - это земельные измерения по «дачам». «Дача» - это условная территориальная единица, охватывающая один или несколько десятков населенных пунктов. «Дачей» могли быть как отдельное дворянское поместье, частный завод, так и несколько поместий, заводов. Принцип создания «дачи» на территории Оренбургского края обычно ограничивался дворянским поместьем, частным заводом или волостью государственных крестьян.

На территории края (Оренбургская, Пермская, Саратовская, Вятская губернии в первой половине

XIX в.) башкирская волость обычно составляла отдельную дачу Генерального межевания. Однако здесь были и исключения, когда в состав башкир -ской дачи мог входить отдельный населенный пункт или же группа волостей.

В компетенцию основных организаторов земельных измерений - губернских межевых контор - входил большой круг задач. В частности, они должны были организовать землемерные работы, а затем обеспечить оформление проверки планов, межевых книг дач и выдачу этих документов владельцам. При этом за межевую документацию с населения дачи взыскивалась пошлина. Важной функцией чиновников являлось решение межевых споров в течение шесть недель со дня поступления [1, с. 329-339, 560-580, 716-735].

Полевые измерения проводили землемерные команды. Каждая команда состояла из землемера, помощника землемера, старшего и младшего землемерных учеников, 1-2 канцеляристов и 4 солдат для полевой работы. Владельцы межуемых дач предварительно извещались повестками о начале землемерных работ. Для придания объективности процессу межевания следовало привлечь наряду с владельцами дач и трех понятых (свидетелей) из числа людей, издавна проживающих в близлежащих селениях. В случае возникновения споров число понятых могло быть увеличено до 12 человек. Особое внимание уделялось межеванию казенных угодий, поскольку здесь требовалось присутствие особого уполномоченного.

Важным принципом Генерального межевания являлся курс властей на склонение владельцев дач к принятию компромиссных решений («полюбовному разводу»). Это означало, что межевые органы не будут требовать предъявления документов на право владения при быстром и бесконфликтном определении владельцами сопредельных дач своих границ. А в случае споров персонал Межевой конторы должен был проверять подлинность и содержание владельческих документов [1, с. 329-339, 560-580, 716-735].

732

ИСТОРИЯ

Самой сложной частью работы Межевой конторы было решение спорных дел о границах дач между их владельцами. Работа с ними производилась уже с первых лет межевания. В случае спора владельцы могли предъявлять на рассмотрение в Межевую Контору писцовые книги, планы и межевые книги Генерального межевания, всякие крепости, жалованные грамоты, указы на деревни, земли и другие угодья. Кроме того, в качестве доказательства конкретного мнения о границах дачи могло использоваться бесспорное владение до 1765 г., свидетельства понятых людей. В случае недовольства решением спорного дела допускалась возможность апелляции [1, с. 329-339, 560580, 716-735].

Каждая землемерная команда составляла полевой журнал (записки), дневной журнал, экономический журнал, специальные геометрические планы с межевыми книгами на обмежеванные земельные дачи.

При этом много внимания землемеры уделяли составлению картографической документации. Для каждой земельной дачи составлялся специальный геометрический план и межевая книга. В случае бесспорного обмежевания границ дачи землемер составлял план в масштабе 1 дюйм - 100 сажен и межевую книгу дачи - словесное описание границ дачи с указанием географических ориентиров. Специальный план и межевая книга подписывались землемером, владельцами дач и понятыми. После межевания «дача» получала порядковый номер и наносилась на генеральный план уезда, составляемый в масштабе 500 сажен в 1 дюйме [1, с. 329339, 560-580, 716-735].

Генеральное межевание началось в 1766 г. с центральных губерний империи и на протяжении 30 лет была обмежевана значительная часть территории европейской части страны. С середины 90-х гг. XVIII в. началась подготовка к межеванию окраин, в том числе Оренбургской губернии. Для этой цели царское правительство издало ряд законодательных актов и распоряжений, касающихся межевания на территории края. Так, 25 июня 1797 г. принят указ об открытии этого мероприятия в Оренбургской губернии с весны 1798 г. [2, С.638-641]. Важное значение имели «Дополнительные статьи и мнение Сената к общей Межевой инструкции, Высочайше конфирмованные для межевания земель в Оренбургской, Саратовской и Симбирской губерниях» от 14 августа 1798 г. Появление этих дополнений объясняется тем, что необходимо было учитывать особенности земельных отношений региона при межевании: обширность края, специфика башкирского землевладения (вотчинное право на землю). Были установлены размеры минимального надела крестьян-переселенцев в 15 десятин на душу мужского пола. Башкиры-вотчинники сохраняли свои владения без каких-либо ограничений [3, С.337-345].

Для практического осуществления земельных измерений в крае была создана Оренбургская межевая контора с 1798 г., которая размещалась в г. Уфе. Землемеры руководили 27 межевыми командами, в состав которых были также включены

их помощники, землемерные ученики первого и второго класса [4, л. 9-11].

Генеральное межевание Оренбургской губернии, начавшись в 1798 г., продолжалось свыше 40 лет. В нем можно выделить два этапа. В ходе первого этапа (1798-1805 гг.) главным направлением работы было межевание земельных угодий. За этот период измерено свыше 90% территории губернии. Одновременно персонал Межевой конторы занимался канцелярской и чертежной работой по оформлению документации на земельные дачи. На втором этапе (1806-1842 гг.), хотя и продолжалось межевание дач, чиновники занимались преимущественно разбором спорных дел, завершением оформления документации, рассылкой готовых документов владельцам и государственным учреждениям.

Следует отметить отношение Оренбургской межевой конторы к башкирским землям. При их межевании учитывалось вотчинное право башкир. В случае представления ими старинных жалованных грамот чиновники закрепляли за ними всю территорию отмежеванной дачи. Землемеры способствовали укреплению землевладения и военно-служилых людей (солдат, казаков, мишарей). В связи с этим следует указать на факт закрепления за крепостями значительных массивов земли, постепенно изъятых у башкир в течение ХУП-ХУШ вв. Правительство признало наличие на территории значительного количества крестьян-переселенцев, закрепив за ними угодья, которыми они пользовались. При этом власти придерживались 15-ти десятинной нормы для всех категорий крестьянства. В случае ее превышения излишние земли обычно изымались в казну.

Общие итоги Генерального межевания Оренбургской губернии к 40-м гг.Х1Х в. были следующие. К башкирским дачам было отведено всего 12 818 468 десятин (45% территории губернии), но единолично 41 117 душ обоего пола пользовались 3 179 661 десятин, или 11% от территории губернии. Остальные 9 638 807 десятин (34%) находились в совместном владении башкир с их припу-щенниками. Здесь проживало 113 724 башкир-вотчинников, 4 336 башкир-припущенников и

144 957 припущенников небашкирского происхождения. Кроме того, около 40 000 душ обоего пола башкир проживало в сопредельных уездах Пермской, Вятской, Саратовской губерний. Они фактически пользовались угодьями площадью около 1 млн. десятин. Дворянам (1 399 душ обоего пола) и владельцам заводов (1 878 душ обоего пола) принадлежало 3 658 272 десятин(12.8% территории Оренбургской губернии). Здесь же проживали зависимые от них крестьяне численностью 131 154 душ обоего пола. Военно-служилым людям численностью 72 897 душ обоего пола принадлежало 3 908 287 десятин. (13.9%), казенным и удельным крестьянам (243 309 душ обоего пола) - 6 476 520 десятин (23.5%) Немало угодий находилось в непосредственном ведении губернских властей - это 1 358 191 десятин (4.6%) [5, л. 1].

Генеральное межевание было лишь первым шагом в упорядочении земельных отношений в крае. Следующим этапом стало Специальное меже-

вание, когда происходило землеустройство внутри дач Генерального межевания. Оно развернулось с середины XIX в. В это время следовало обеспечить выдел земель башкир-вотчинников от участков, находящихся в пользовании их припущенников (арендаторов), т.е. безземельных башкир, а также мишарей, татар, чувашей, мордвы, марийцев. Кроме того, в башкирских дачах следовало отделить владения частных лиц, которые возникли в результате скупки земли различными переселенцами. Размежевание владений башкир-вотчинников от участков припущенников и частных лиц должно было, по замыслу властей, обеспечить доступ к малоиспользуемым землям. Эти угодья правительство планировало использовать для обеспечения переселенцев из числа дворян, офицеров, чиновников, крестьян.

Во второй половине 60-х гг. XIX в. правительство стремится найти свободные земельные площади для урегулирования аграрных отношений между дворянством и крестьянами. Данный фактор обусловливает новые попытки правительства по размежеванию башкирских дач между вотчинниками и припу-щенниками [6, с. 121-122].

По расчетам властей после наделения всех башкир-вотчинников 15 десятинами земли на душу мужского пола по X ревизии, а припущенников - 6 десятинами на душу мужского пола, оставалось бы около 9 млн. десятин в коллективном владении башкирских общин. Эти угодья правительство намеревалось использовать для дальнейшего заселения края. Общее руководство размежеванием на протяжении 70-90-х гг. XIX в. стало осуществлять МВД, а практическое исполнение было возложено на губернские (уездные) присутствия по крестьянским делам, мировых посредников из числа местных дворян [7, с. 29-32].

Порядок работы при межевании башкирских дач был следующим. Мировые посредники, а с 1889 г. земские участковые начальники, составляли раздельные акты о распределении земли между вотчинниками, припущенниками и частными собственниками каждой башкирской дачи. Губернские присутствия рассматривали эти акты и затем давали распоряжения об их исполнении уездным землемерам, т.е. они давали юридическую оценку действительности документов владельцев и пользователей дач. Решение губернского присутствия могло быть обжаловано жителями дачи в Сенате. При спорных случаях, когда припущенники или частные собственники предъявляли документы с указанием только географических ориентиров участка, но без обозначения точных размеров, начиналось судебное разбирательство [8, л. 3 об.].

Таким образом, во второй половине XIX в. осуществлялось юридическое оформление границ населенных пунктов и земельных владений башкир-вотчинников. При этом по итогам межевания внутри некоторых башкирских дач могли появиться несколько типов участков. Первую группу составляли наделы башкир-вотчинников по 40 деся-

тин на душу м.п. согласно VII ревизии, или по 15 десятин на душу м.п., по X ревизии. Во вторую группу включались душевые наделы бывших военных припущенников (мишарей, тептярей, бобылей и безземельных башкир) по 30 десятин на душу м.п., согласно VII ревизии. При этом половина душевого надела последних переходила в категорию «запасных земель». А эти угодья предназначались для обеспечения малоземельных припущенников. Однако в 70-е гг. XIX в. большинство запасных участков было распродано в пользу местных чиновников по льготным ценам. Третью группу земель составляли 15 десятинные наделы по VII ревизии гражданских припущенников из числа государственных и удельных крестьян. В четвертую группу входили участки, купленные переселенцами у башкир-вотчинников в частную собственность. Последнюю группу создавали «свободные за душевым наделом земли», которые находились в коллективной собственности у башкир-вотчинников. Правила от 4 августа 1878 г. допускали возможность раздела последней категории участков между башкирами-вотчинниками, являвшимися совла-

дельцами дачи [6, с. 93].

Организация межевых работ на башкирских землях в конце XVIII-XIX в. обеспечила определенное упорядочение земельных отношений. Первоначально эта цель была достигнута путем использования дачного принципа в земельных измерениях. Внутри отдельной дачи могло находиться либо одно, либо несколько и даже несколько десятков владений. Временно это уменьшило споры между владельцами. Важной задачей межевания также были учет и официальное укрепление границ казенных угодий за государством. Крупным итогом Генерального межевания явилось не только уточнение земельных границ дворянских и заводских владений, но и официальное закрепление за ними новых, не всегда бесспорно приобретенных угодий за счет башкир. В последующем мероприятия Специального межевания позволили государству получить полную картину о структуре башкирского землевладения. Исходя из этих сведений правительство периодически осуществляло реализацию нового этапа переселенческого движения за счет изъятия части земельных угодий башкир.

ЛИТЕРАТУРА

1. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1. Т.17. №12474. С. 12570, 12659, 12711, 1138 с.

2. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1. Т 24. №18019.

3. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1. Т. 25, №18625.

4. Российский государственный архив древних актов. Ф. 1324. Оп. 7. Д. 478.

5. Российский государственный архив древних актов. Ф. 1355. Оп. 1. Д. 927-941,1873,1877-1887.

6. Сборник законов и распоряжений по размежеванию башкирских дач. СПб., 1899. 198 с.

7. Родоканаки А. И. Особые и местные межевания и землеустройство. Уфа, 1910. 88 с.

8. Российский государственный исторический архив Санкт-Петербурга. Ф.1278. Оп. 7. Д. 954.

Поступила в редакцию 04.04.2012 г.