Научная статья на тему 'Низшие суды в системе правосудия российской империи во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. (на примере губерний Урала и Западной Сибири)'

Низшие суды в системе правосудия российской империи во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. (на примере губерний Урала и Западной Сибири) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
374
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / HISTORY / ЮСТИЦИЯ / JUSTICE / ОБЫЧАИ / CUSTOMS / УНИФИКАЦИЯ / UNIFICATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воропанов Виталий Александрович

Во второй половине XVIII первой половине XIX вв. российская абсолютная монархия осуществляла специальное правовое регулирование организации и деятельности традиционных судов. Узаконенное действие общественных примирительных процедур и упрощенный порядок судебных разбирательств облегчали работу государственных судов, став объективным этапом формирования единой правовой системы Российского государства, условий для становления общих норм и стандартов правовой культуры.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the late 18th and the early 19th centuries the absolute monarchy in Russia realized special judicial regulation of traditional courts' activity. Legal activity of public conciliatory procedures and simplified course of court examinations commuted the work of state courts, becoming the objective stage of the forming of unified judicial system of the Russian state, conditions for organization of general norms and standards of judicial culture.

Текст научной работы на тему «Низшие суды в системе правосудия российской империи во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. (на примере губерний Урала и Западной Сибири)»

НИЗШИЕ СУДЫ В СИСТЕМЕ ПРАВОСУДИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII -ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВВ.

(НА ПРИМЕРЕ ГУБЕРНИЙ УРАЛА И ЗАПАДНОЙ СИБИРИ)*

УДК 347.99+94

Формирование сословного строя в России XVIII в., форсированное в правление Екатерины II (1762-1796 гг.), сопровождалось развитием корпоративных институтов правосудия и правозащиты. Закономерным следствием расширения прав сословий стало официальное предоставление верховной властью самоуправления в сфере низшей сельской юстиции. Общинные суды традиционно являлись основной инстанцией, разбиравшей «маловажные» дела населения. Включая сельские общества в механизм публичной власти, законодатель последовательно стремился оформить статус традиционных судов в реформированной системе правосудия империи, санкционировал применение обычаев, а также осуществление планомерной систематизации и инкорпорации обычно-правовых норм в систему русского законодательства.

Уже указ Сената от 9 апреля 1763 г. закрепил право «разбирать между народом всякие ссоры» в среде государственных крестьян за выборными начальниками, принимавшими решения большинством голосов. В случае разногласия судей дело выносилось на рассмотрение мирского схода [18, с. 127-128]. В январе 1781 г. выборным словесным судам были переданы «маловажные дела» приписных крестьян на Урале, разделенных на «десятки» и «сотни» для предупреждения «своевольств, разврата и ослушаний» [22]. В январе 1782 г. генерал-губернатор Пермский и Тобольский издал на основе монарших

В.А. ВОРОПАНОВ

инструкций «Наставление на постановление волостных судов» [11], ставшее первым опытом по созданию унифицированной системы сельского выборного управления. По замечанию В.В. Рабцевич, наименование волостных учреждений судами, вероятно, отразило стремление верховной власти к установлению единообразия в структуре местного аппарата управления с ограничением судебных правомочий волостных и нижних земских судов [34, с. 12]. Законодатель, безусловно, следовал древней государственно-правовой традиции, поименовав уездные и волостные органы административной юстиции «судами».

Волостные суды вводились «для разбирательства маловажных дел и смотрения за обывателями всяких непорядков» [7]. Функции органов крестьянского самоуправления, ставших незаменимой опорой уездных властей, оказались очень широки, их деятельность подверглась растущей бюрократизации [35, с. 12-13]. Однако в Сибири складывание волостей как общественных и хозяйственных союзов сдерживалось социальной, культурно-бытовой, этнической и религиозной разобщенностью, подвижностью населения, притоком ссыльнопоселенцев. Губернская администрация рекомендовала избирать на 3-летний срок двойной состав членов волостного управления «из числа первостатейных лучших крестьян» - двух старост и четырех выборных с их взаимозаменяемостью каждые полгода. Как правило, обыватели ограничи-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Особенности функционирования региональных судебных систем в Российской империи во второй половине XVIII - первой половине XIX вв.»), проект № 09-03-85301а/У.

вались формированием одной коллегии, сменявшейся ежегодно [18, с. 20].

Волостные судьи удерживали обывателей от подачи исковых заявлений в государственные инстанции, стремясь примирить стороны, приглашая к разбирательствам посредников, обязались «во всякой час принимать и выслушивать терпеливо жалобы, прошении, уведомлении о содеянном в той волости непорядке, неустройстве и закона противности», брали обвиняемых под стражу. «Наставление» сообщало порядок проведения предварительных следствий. Для выяснения всех обстоятельств рекомендовались вопросы к свидетелям («во вред чей или чему учинено», «над кем учинено», «что учинено», «о способе или орудии», «об околичностях» и др.). К участию, в розыске привлекались сотники, десятники и «лучшие люди» общины. Сведения по делу, содержание обвинений, приговоры, результаты предварительных следствий записывались в журнале. Губернское руководство регулярно напоминало волостному начальству о запрете на решение уголовных дел, подлежавших передаче в земские суды [18, с. 129-130].

На упорядочение общей системы сельской юстиции был направлен указ, учредивший в 1787 г. в казенных селениях Екатеринославского наместничества должности старшин, старост и словесных разборщиков с учетом количества домохозяйств. Для производства суда выборные лица собирались в мирской избе. Низшая инстанция рассматривала незначительные конфликты между крестьянами - споры, оскорбления, драки. В случае разногласия словесных разборщиков, подавалось мнение сельского начальника. Стороны, недовольные решением суда, могли избрать мировых посредников [24].

Унификация территориальных обществ на Урале и в Западной Сибири не коснулась приписных крестьян Колыва-но-Воскресенского горного округа, находившихся в ведении особых земских изб и контор, а также служилых формирований (мещеряков, тептярей, казаков), социально-правового устройства ряда коренных народов [37, с. 24]. Башкиры объединялись в «волости» как земельно-вотчинные и ад-

министративные образования [39, с. 50]. В решении дел население обращалось к посредничеству духовных лиц и старейшин, судилось по обычаям и мусульманскому праву [12, с. 101-102].

В 1763 г. право сибирских автохтонов разбираться «во всех делах тяжебных и маловажных уголовных» по обычаям Сенат зафиксировал в инструкции секунд-майору Щербачеву, направленному для урегулирования ясачных сборов. Компетенцию туземных судов подтвердили именные указы 1780-х гг., оставив за истцами возможность пересмотра дел в государственных инстанциях [23]. Администрация не вмешивалась в племенные выборы, официально признавая статус князцов, старшин, сотников, зависевших от воли этнических коллективов. Особым межэтническим авторитетом пользовались хантыйские князья, проводившие фискальную политику самодержавия в труднодоступных районах Северного Приобья [16, с. 53-73]. Судебные функции исполняли лидеры южноалтайских кочевников. Влияние России на дючины усиливалось посредством судебной деятельности комендантов Кузнецка и Бийска, принимавших добровольные прошения и жалобы калмык, разбиравшиеся на основе обычного права. Переход калмык в ведение Бийского коменданта был узаконен в 1799 г. [26]

Между тем, интеграция в российский социум сибирских татар ускорялась посредством общей регламентации выборов и деятельности низших должностных лиц. Государственным органам запрещалось требовать ясачных людей в уездный центр по гражданским и мелким уголовным делам. В частности, татары Тюменского уезда с 1766 г. избирали «опекунов», обязанных представлять интересы сообществен-ников, разбирать дела «по самой сущей справедливости», «под опасением по силе государственных законов штрафа и телесного наказания». Юртовых жителей, «кто по тому словесному суду в каковых ссорах или драках и протчих непотребствах явит-ца», повелевалось отправлять в Тюменскую воеводскую канцелярию [8]. При разборе имущественных дел руководители тюрко-язычных общин пользовались обычным правом и нормами шариата, приглашая к суду духовных лиц [1, с. 60-61]. После во-

лостной реформы, распределившей юрты между русскими судами, татары поспешили напомнить губернской администрации о самостоятельной юрисдикции своих властей. В феврале 1790 г. татарские общины Тюменской округи вновь избрали пять опекунов, приведенных муллой к присяге в уездном центре. Земская полиция разослала указы о неподведомственности жителей юрт волостным судам [9].

Тогда же в Южном Поволжье введение органов самоуправления по единому образцу среди оседлых и кочевых татар ускорили события русско-турецкой войны. Уже в ноябре 1787 г. кавказский наместник учредил в 8 кундровских аулах Красноярского уезда «особливых сотских и десяц-ких», наделенных узкими судебно-поли-цейскими полномочиями. Обязанности аульных начальников излагались в специальном «наставлении». Уполномоченным, обязанным блюсти равную «ко всем справедливость», запрещалось творить «обиды» и «налоги» «под опасением за всякое небрежение по указам штрафа». Татары, неудовлетворенные результатами разбора «домашних обид» на месте, могли обращаться с жалобами в нижние расправы Астраханской области [2].

Лишив в 1797 г. сельские сословия права участия в управлении и суде на уездном уровне, император Павел ввел в империи унифицированную систему волостных учреждений, усилив административную связь между бюрократическим аппаратом и органами крестьянского самоуправления. Положением от 7 августа повсеместно выравнивались территориальные единицы и создавались волостные правления. Учитывая естественно-географические и демографические особенности региона, сибирская администрация сохранила прежние размеры волостей, переименовав волостные суды в правления. Власть над поселянами вручалась голове и заседателям, получившим жалованье, статусные привилегии и специальную правовую защиту. Волостная администрация наделялась судебными функциями, обязавшись «в маловажных между поселян ссорах и исках расправу чинить и примирять, и в случае несоглашения или неудовольствия предоставлять им волю разведываться в судах» [10]. Словесный разбор крестьянс-

ких дел поручался и деревенским десятникам, и сотникам [19, с. 27].

Губернское начальство стремилось повысить роль волостного звена в судопроизводстве. Так, в 1800 г. Тобольское губернское правление предложило волостным судам удерживать обывателей «кротчайшими мерами» от подачи в государственные инстанции прошений, «никакого внимания не заслуживающих» [33, с. 139]. Указ от 10 июля 1817 г. окончательно закрепил круг дел, подведомственных волостным судам: «обманы разного рода, предмет коих не превышает 5 рублей; легкие побои или оскорбления в драке или ссоре, одним другому причиненные; пьянство, своевольство, непослушание, нарушение благочиния и кратковременная своевольная отлучка из селений». Мелкие правонарушения наказывались «домашним образом или легким полицейским исправлением» волостным головой в присутствии мирского схода [18, с. 131-132].

Развитие мирской юстиции сопровождалось реформой в сфере управления государственных имуществ 1838-1841 гг., введшая для казенных крестьян расправы. Сельские расправы в лице старшин и двух сельских добросовестных являлись первой степенью «домашнего» суда, волостные, собиравшие для отправления правосудия волостных голов и добросовестных, - второй [30]. Волостные суды уполномочивались оканчивать имущественные споры до 15 руб. серебром и определять наказание за мелкие правонарушения с суммой ущерба до 30 руб. [32]. На Урале преобразование общественного управления встретило массовое сопротивление крестьян, опасавшихся изменений своего статусного положения. Члены сельской и волостной администрации лишались доверия и подвергались насилию [15, с. 449-451]. После введения расправ сельский сход сохранил прежнее значение судебной инстанции, разбиравшей основную часть «маловажных» дел. «Свой суд короче», - были убеждены миряне [19, с. 69].

За Уралом мероприятия 1840-х гг. по реорганизации крестьянского самоуправления имели ограниченные последствия. Сибирское руководство успешно отстаивало ведомственные интересы, саботируя усилия министерства государственных

имуществ. К 1853 г. «образцовое» управление действовало лишь в 23 русских и 3 инородческих волостях Западной Сибири, к 1858 г. - в 43-х (17 % от общего числа волостных правлений и инородческих управ). Права и обязанности сельских сходов и расправ присваивались волостным сходам и расправам. В руках волостной администрации традиционно сосредотачивались широкие полномочия [36, с. 151]. Волостные правления, в частности, были вовлечены в следственную и судебно-исполнительную деятельность окружной полиции, ведя специальную делопроизводственную документацию. Сельская администрация высылала в суды ответчиков и свидетелей, проводила опросы,собирала индивидуальные характеристики, подписи фигурантов дел, ознакомленных с судебными решениями. При осуществлении телесных наказаний присутствовали сельские начальники и обыватели [4]. Отчетность чиновников существенно зависела от усердия выборных должностных лиц [3].

При вступлении в должность члены волостной администрации обязались подпиской соблюдать пределы узаконенной компетенции. Расследование и решение уголовных дел не являлось редкостью для волостного начальства [18, с. 130-131]. За правонарушения ссыльных, не причисленных к крестьянскому сословию, волостные правления определяли наказания до 100 ударов розгами и заключали под стражу до месяца в «исполнительном» порядке [6]. Подобно жителям Урала, сибиряки предпочитали оканчивать личные конфликты и имущественные споры на сельских сходах посредством стариков на основе обычного права. Слабость мирского контроля за деятельностью волостного начальства вызывала объективное недоверие крестьян волостному суду, нередко называвшемуся «шемякиным» и «судом на вощеных ногах». Впрочем, по замечанию Н.А. Миненко, к середине XIX в. наметился рост числа дел, переданных в вышестоящие инстанции, связанных с ослаблением патриархальных традиций [18, с. 134-140, 162].

Разделение сельского населения под юрисдикцию многих низших инстанций

объяснялось развитием сословного строя. В конце XVIII в. дворцовые крестьяне поступили в ведение сельских приказов в лице выборных голов и заседателей. Следуя традициям патернализма, в 1808 г. монархия установила широкую административную опеку над ведомственными крестьянами. Учреждение удельных контор освободило общины от участия в уездных выборах и труда самостоятельной правовой защиты [25]. Вятская удельная контора объединила 15 сельских приказов губернии, ее Пермское отделение (с 1830 г. контора) - 3, Оренбургская контора - 6. Удельные конторы разбирали имущественные иски, приговаривали крестьян к наказаниям за незначительные правонарушения. Низшее управление вручалось головам и заседателям, отбиравшимися управляющими из числа мирских кандидатов и утверждавшихся Департаментом уделов. Мелкие тяжбы и споры доверялись «добросовестным», назначавшимся обывателями «из самых лучших и надежных крестьян, известных по хорошему поведению и доброму характеру» [21, с. 27-29].

Словесные суды по обычаям допускались в среде уральских казаков [28], однако на все служилые сословия Оренбургского края с 1798 г. распространялась власть кантонного начальства. С 1834 г. Башкиро-мещерякское войско дополнительно делилось на 6 попечительств. Указ от 27 октября 1841 г. уравнял попечителей и кантонных начальников в полномочиях с земскими судами и становыми приставами, отметив, что «разбирательство на месте и безотлагательное наказание виновных по незначительным кражам и мошенничеству, служит к облегчению судебного делопроизводства, скорейшему окончанию маловажных дел и обузданию воров» [13, с. 209]. Сибирское казачество, организованное, подобно оренбургскому, государством, в имущественных спорах и личных конфликтах обращалось «к примирительным разбирательствам» при участии полковых командиров. Материальные претензии до 15 рублей удовлетворялись полковыми начальниками «полицейским порядком» [31].

Право сибирских автохтонов разбираться «во всех маловажных своих делах» по обычаям монарх подтвердил в инст-

рукции Сибирскому генерал-губернатору 1803 г. [27] Однако решения по гражданским искам и уголовным делам, поступавшим в суды, основывались на законах, не удовлетворяя фигурантов, приводя исход конфликтов в противоречие с культурой обычного права, представлениями аборигенов о справедливости [20, с. 27]. На основе Устава, подготовленного Сибирским комитетом в 1822 г., администрация Западной Сибири наделила правами и статусом инородных управ старшин (голов, князцов) «оседлых» и «кочевых» «инородцев». Особенностью волостного управления бродячих инородцев Обдор-ского и Кондинского отделений Березовского округа стало подчинение старшин отдельных городков (юртов), родов и ватаг наследственным князцам. Таким образом, остяки, недовольные приговорами юрточных, родовых и ватажных старшин, сходов, имели возможность приносить жалобы главе волости как второй степени словесной расправы. От авторитета княз-ца зависела заинтересованность истцов в обращении к русским чиновникам [16, с. 105-108]. Посредством письменных жалоб дела аборигенов переносились из земского в окружной суд, но за сторонами признавалось право приглашать посредников и после работы словесных расправ всех степеней. Решения посредников являлись окончательными.

Юридической базой для деятельности органов самоуправления и государственных судов планировался свод «степных законов», компилировавший обычно-правовые нормы и опубликованный на языках заинтересованных групп [29]. Собрание сведений о правовых обычаях и традициях аборигенов, и составление сводов «степных законов» оказалось непосильной задачей, поставленной перед губернским руководством. Предварительная работа по инкорпорации обычно-правовых норм в систему законодательства для Восточной Сибири завершилась в 1841 г., однако проект из 802 статей подвергся критическим замечаниям министров юстиции и внутренних дел [17, с. 139-140]. Материалы «степных законов» для Западной Сибири были возвращены в мае 1832 г. для дора-

ботки в Совете ГУЗС с приложением в качестве образца Свода законов для кочевых инородцев Восточной Сибири. В конце 1830-х гг. чиновники констатировали отсутствие в крае «положительных правил для суда и расправы по делам» коренного населения [5].

Традиционные суды оставались наиболее привлекательной формой отправления правосудия для автохтонов, уклонявшихся от власти князцов и старшин, склонных к поборам, произволу и часто безответственных за результаты правоприменительной деятельности [14, с. 57-62]. Положение от 4 июня 1853 г. потребовало от коренного населения избирать в должности лиц старше 21 года, имевших хозяйство «и не только не опороченных судом и не оглашенных в дурном поведении, но и не стоящих под судом и следствием» [38, с. 134].

Таким образом, во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. верховная власть, широко используя общественные примирительные процедуры и упрощенный порядок судебных разбирательств, осуществляла законодательное и практическое включение традиционных форм правосудия в государственную систему, унифицировала организацию сельских, волостных, родовых, мусульманских судов, регламентировала их компетенцию, устанавливала общие правила наделения властью, порядок наступления юридической ответственности за правонарушения для уполномоченных лиц. Закрепляя ограниченную юрисдикцию чиновников и офицеров в среде сословий, занятых исполнением государственных служб, монархия не лишала приписных крестьян, мастеровых и рабочих людей, казаков права обращения в словесные и третейские суды. Узаконенное действие традиционных судов, многообразие локальных обычаев позволяло государственным инстанциям справляться с неуклонно росшими объемами письменных делопроизводств, являясь объективным этапом формирования единой правовой системы Российского государства, условий для становления норм и стандартов правовой культуры гражданской общности.

1. Валеев Ф.Т. Сибирские татары. Культура и быт. - Казань, 1993.

2. ГААО (Государственный архив Астраханской области). Ф. 423. Оп. 2. Д. 54. Л. 2-10.

3. ГАНО (Государственный архив Новосибирской области). Ф. Д-78. Оп. 1. Д. 100. Л. 6-15, 51-56.

4. ГАНО. Ф. Д-78. Оп. 1. Д. 106. Л. 9-9 об., 39, 139-140, 155-162, 289-294, 336, 383.

5. ГАОО (Государственный архив Омской области). Ф. 3. Оп. 1. Д. 1674. Л. 738-745.

6. ГАОО. Ф. 3. Оп. 3. Д. 4403. Л. 2-5 об.

7. ГАТО (Государственный архив Тюменской области). Ф. И-10. Оп. 1. Д. 648. Л. 1-3 об.

8. ГАТО. Ф. И-10. Оп. 1. Д. 803. Л. 1-2.

9. ГАТО. Ф. И-10. Оп. 1. Д. 804. Л. 1-16.

10. ГАТО. Ф. И-10. Оп. 1. Д. 1986. Л. 1-3.

11. ГАТО. Ф. И-10. Оп. 1. Д. 4146. Л. 3-25.

12. Еникеев З.И. Особенности осуществления правосудия в Башкирском крае в дореволюционной России // Государство и право. - 2004. - № 1.

13. Законы российской империи о башкирах, мишарях, тептярях и бобылях / авт. сост. Ф.Х. Гумеров. - Уфа: Китап, 1999.

14. Зибарев В.А. Юстиция у малых народов Севера (XVIII-XIX вв.). Томск, 1990.

15. История Урала с древнейших времен до 1861 г. / отв. ред. А.А. Преображенский. М., 1989.

16. Конев А.Ю. Коренные народы Северо-Западной Сибири в административной системе Российской империи (XVIII-XX вв.). М., 1995.

17. Марченко В.Г. Управление и суд у малых народов Севера Сибири и Дальнего Востока: дис. ... канд. ист. наук. - Томск, 1985.

18. Миненко Н.А. Русская крестьянская община в Западной Сибири. XVIII-XIX в. - Новосибирск, 1991.

19. Миненко Н.А. Самоуправление у русских крестьян Урала в XVIII - середине XIX века // Апкаримова Е.Ю., Голикова С.В., Миненко Н.А., Побережников И.В. Сельское и городское самоуправление на Урале в XVIII - начале XX века. М., 2003.

20. Обозрение главных оснований местного управления Сибири [Текст]. СПб., 1841.

21. Половинкин Н.С. Дворцовые (удельные) крестьяне Среднего Поволжья и Приуралья (вторая половина XVI - первая половина XIX вв.). - Тюмень, 1992.

22. ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXI. № 15115.

23. ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXI. № 15675, 15680.

24. ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXII. № 16603.

25. ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXIV. № 17906, 18082; Т. XXV. № 18423; Т. XXX. № 23686.

26. ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXV. № 19196.

27. ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXVII. № 20771. П. 9.

28. ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXVII. № 21101.

29. ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXXVIII. № 29126. Ст. 68-72.

30. ПСЗ РИ. Собр. II. Т. XIV. № 12166.

31. ПСЗ РИ. Собр. II. Т. XXI. № 20671. Ст. 279-282.

32. СЗ. Т. II. Ч. 1. Ст. 4965-4966, 5404-5409.

33. Рабцевич В.В. Крестьянская община в системе местного управления Западной Сибири (1 775-1825 гг.) // Крестьянская община в Сибири XVII - начала XX в. Новосибирск, 1977.

34. Рабцевич В.В. Крестьянская община как орган управления сибирской деревни в 80-х годах XVIII - первой половине XIX века // Крестьяне Сибири периода разложения феодализма и развития капитализма. - Новосибирск,

1980.

35. Рабцевич В.В. Управление государственными крестьянами Сибири в последней четверти XVIII - первой половине XIX века // Крестьяне Сибири периода разложения феодализма и развития капитализма. - Новосибирск,

1981.

36. Ремнев А.В. Самодержавие и Сибирь. Административная политика второй половины XIX - начала XX веков. Омск, 1997.

37. Соболева Т.Н., Разгон В.Н. Очерки истории Кабинетского хозяйства на Алтае (вторая половина XVIII - первая половина XIX в.). Барнаул, 1997.

38. Сословно-правовое и административное устройство коренных народов Северо-Западной Сибири (конец - начало века): сб. правовых актов и документов. Тюмень, 1999.

39. Толмашевская Н.Н. От социального пространства к социальному времени: Опыт этнической истории башкирского этноса в новое время. Уфа, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.