Научная статья на тему 'Законотворческая деятельность Народного Собрания Республики Дагестан и его роль в развитии социальной сферы региона'

Законотворческая деятельность Народного Собрания Республики Дагестан и его роль в развитии социальной сферы региона Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
парламент Республики Дагестан / Народное Собрание / социальная сфера / Parliament of the Republic of Dagestan / People's Assembly / social sphere

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Раисат Гаджиевна Хайбулаева

В статье раскрывается законотворческая деятельность парламента Республики Дагестан. Проведен анализ принятых законов, их влияния на развитие социальной сферы. Раскрыты положительный опыт и недостатки, влияющие на эффективность социального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legislative activity of the People’s Assembly of the Republic of Dagestan, its role in the development of the social sphere of the region

The article reveals the legislative activity of the parliament of the republic. An analysis of the adopted laws and their impact on the development of the social sphere is carried out. Positive experience and shortcomings affecting the effectiveness of social development are revealed.

Текст научной работы на тему «Законотворческая деятельность Народного Собрания Республики Дагестан и его роль в развитии социальной сферы региона»

Закон и право. 2024. № 3. С. 115-121. Law and legislation. 2024;(3):115-121.

Научная статья УДК 342.9

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-115-121 EDN: https://elibrary.ru/ZHFBTO

NIION: 1997-0063-3/24-143 MOSURED: 77/27-001-2024-3-343

Законотворческая деятельность Народного Собрания Республики Дагестан и его роль в развитии социальной сферы региона

Раисат Гаджиевна Хайбулаева

Юридический институт Дагестанского государственного университета, Махачкала, Россия, rgx05@mail.ru

Аннотация. В статье раскрывается законотворческая деятельность парламента Республики Дагестан. Проведен анализ принятых законов, их влияния на развитие социальной сферы. Раскрыты положительный опыт и недостатки, влияющие на эффективность социального развития.

Ключевые слова: парламент Республики Дагестан, Народное Собрание, социальная сфера. Для цитирования: Хайбулаева Р.Г. Законотворческая деятельность Народного Собрания Республики Дагестан и его роль в развитии социальной сферы региона // Закон и право. 2024. № 3. С. 115—121. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-115-121 ЕБЫ: https://elibrary.ru/ZHFBTO

Original article

Legislative activity of the People's Assembly of the Republic of Dagestan, its role in the development of the social sphere of the region

Raisat G. Khaibulaeva

Law Institute of Dagestan State University, Makhachkala,

Russia, rgx05@mail.ru

Abstract. The article reveals the legislative activity of the parliament of the republic. An analysis of the adopted laws and their impact on the development of the social sphere is carried out. Positive experience and shortcomings affecting the effectiveness of social development are revealed.

Keywords: Parliament of the Republic of Dagestan, People's Assembly, social sphere.

For citation: Khaibulaeva R.G. Legislative activity of the People's Assembly of the Republic of Dagestan, its role in the development of the social sphere of the region // Law and legislation. 2024;(3):115—121. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-115-121 EDN: https://elibrary.ru/ZHFBTO

Представительным органом, осуществляющим законотворческую деятельность Республики Дагестан, является Народное Собрание Республики Дагестан. Его основное предназначение — создание законодательной базы в интересах сохранения целостности государства, конституционного строя, соблюдения конституционных основ, стабильности в обществе, соблюдения прав человека и гражда-

© Хайбулаева Р.Г. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 03-2024

нина и дальнейшего развития личности и общества в целом и экономической и социальной сфер жизнедеятельности в пределах территории республики в рамках вопросов, отнесенных к ведению субъектов Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

В Регламенте Народного Собрания Республики Дагестан, принятом Постановлением Народного Собрания Республики Дагестан 28 сентября 1995 г. (в ред. Постановления Народного

Собрания РД от 26.01.2023) указано, что Народное Собрание самостоятельно решает вопросы, относящиеся к его ведению в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ (далее — Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»), другими федеральными конституционными законами, федеральными законами, Конституцией Республики Дагестан и законами Республики Дагестан.

В структуре Народного Собрания имеются комитеты — как курирующие общее направление деятельности, так и отраслевые. К одним из отраслевых относится Комитет по здравоохранению, труду и социальной политике, функцией которого является обеспечение деятельности Народного Собрания по социальным вопросам.

К вопросам ведения Комитета относятся: здравоохранение, социальная защита населения, охрана материнства и детства, отцовства, семьи, труд и занятость, социальное и медицинское страхование, вопросы по делам ветеранов и инвалидов.

Комитет осуществляет взаимодействие с государственными органами и общественными организациями, иными органами и организациями, научными учреждениями, занятыми исследованиями в сфере здравоохранения, труда и социальной политики.

Исследовательский анализ законотворческой деятельности Народного Собрания Республики Дагестан приводит к некоторым определенным выводам.

Законотворческому процессу как одному из основных задач совершенствования правовой системы придается большое значение. В Республике Дагестан накоплен определенный опыт правотворческой работы в социальной сфере.

Следует отметить, что законодательство в Дагестане носит сравнительно стабильный характер. Большинство законов на республиканском уровне принимается в связи с принятием федеральных законов или их изменением.

Но сложившаяся законодательная база в области социальной политики в республике имеет консолидирующее значение, направлена на реализацию прав и свобод населения, обеспечение развития социальной инфраструктуры. Она регулирует правоотношения в области социальной защиты населения, включая защиту трудовых прав и социальное обеспечение, гарантированное государством.

Республиканская политика в области здравоохранения реализовывается в основном за счет государственных программ в области здравоохранения. Посредством соответствующих законов регулируются условия для оказания качественной медицинской помощи, а также порядок предоставления социальных услуг.

Изданные в системе образования в Республике Дагестан законы касаются реализации прав на получение гражданами образовательных услуг и ответственности образовательных учреждений за их качество. Они регулируют социальное развитие культуры, спорта, физической культуры.

По сложившемуся у некоторой части населения, умеющей сопоставлять потенциальные и реализуемые возможности парламента Республики Дагестан, мнению можно полагать, что в качестве одной из форм эффективного развития правотворчества в социальной сфере важно развивать диалог власти и гражданского общества, а также усилить участие научных организаций и экспертных специалистов.

Таким образом, правотворческая деятельность представительного органа Республики Дагестан в социальной сфере в большей степени выражена в принятии законов с наибольшей конкретизацией федеральных законов, в пределах возможности и в границах позволительного пространства они дополняют федеральные законы, подводят их под местные особенности, возможности бюджета, соизмеряя с экономическими возможностями, устанавливают нормы, пределы и размеры социальных выплат, отнесенных к ведению субъектов, направлены на осуществление социальной защиты граждан, повышение качества медицинской помощи, образовательных услуг и расширение сети объектов социальной инфраструктуры. Правотворчество в Дагестане, как и в целом по России, рассматривается как составная часть правовой системы и охватывает широкий спектр вопросов, вплоть до семейного права.

Регулирование деятельности в республике с учетом местных особенностей социально-экономического развития создает условия для повышения эффективности экономической политики республики и улучшения благосостояния населения республики.

В большей степени присущей для Дагестана особенностью, требующей учета при принятии нормативных актов в области социального законодательства в Республике Дагестан, следует считать влияние традиций, обычаев и религиозности общества. Ошибки, допущенные законодателем, выраженные в принятии законов без

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2024

учета норм поведения, быта и сложившихся традиций населения, могут приводить к конфликтам, а также к проблемам исполнения таких законов. Бесспорно, на региональное правотворчество в социальной сфере влияют и политическая, и экономическая, и социальная обстановка в регионе. И наконец, самый важный и отличительный фактор, влияющий на принимаемые законы, — это многонациональное^ республики.

Для более детального понимания роли и значения законотворческой деятельности в Дагестане в развитии социальной сферы представляется важным привести некоторый анализ формирования законодательной базы в Республике Дагестан по последним трем созывам.

Пятый созыв Народного Собрания Республики Дагестан начал свою работу в марте 2011 г. и работал с 2011 г. по 2016 г. Совершенствование законодательства в социальной сфере с учетом работы предыдущих созывов продолжало оставаться одним важнейших направлений парламента.

Принят ряд законов, касающихся основных гарантий прав и законных интересов детей и молодежи. Закон об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи предусматривает повышение качества предоставляемых оздоровительных и досуговых услуг, развитие сети санаторных и оздоровительных учреждений для этой категории дагестанцев. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установлены дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Поправки внесены и в Закон «О земле», в соответствии с которым граждане, имеющие трех и более детей, получают право на однократное бесплатное приобретение в собственность земельного участка.

В целях обеспечения беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения с 2013 г. в республике реализуется Республиканская целевая программа «Доступная среда». Важно отметить, что данная программа реализована в республике не на должном уровне.

Так, в рамках «Прямой линии» к Главе Дагестана обратились двукратная чемпионка мира и шестикратная чемпионка России по паратхэквон-до и общественный деятель с вопросом о том, что маломобильные граждане сталкиваются с неудобствами в передвижении: то ширина тротуара едва позволяет проехать на маленькой коляске, то разбита плитка, то закрыты возможные въезды в парк. Отвечая на данный вопрос, Глава республики от-

метил, что проявит инициативу и на уровне Народного Собрания Республики Дагестан примут закон, обеспечивающий выполнение требований по «Доступной среде» всех участников данного процесса. Претворение в жизнь предложений жителей республики Главой Дагестана будет реализовано посредством внесения изменений в законодательные акты, принимаемые представительной властью Республики Дагестан в области жилищно-коммунального хозяйства и градостроительной деятельности Республики Дагестан.

Парламентским корпусом шестого созыва, который работал с 2016 г. по 2021 г., Народного Собрания Республики Дагестан были приняты законы, направленные на поддержку категорий граждан и семей, нуждающихся в особом отношении государства, а также усиление защиты прав детей, многодетных семей, молодежи, пенсионеров и людей с ограниченными возможностями здоровья.

Впервые была введена практика предоставления социальных выплат на приобретение жилья инвалидам первой группы и семьям, имеющим детей-инвалидов. Согласно Закону Республики Дагестан «О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан», принятому Народным Собранием 26 января 2006 г. № 4, соответствующий орган принимает граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, органы местного самоуправления по месту жительства включают в сводный список для получения мер поддержки.

В категорию получателей входят инвалиды 1 -й группы и семьи, имеющие детей-инвалидов. Данная республиканская программа осуществляется в рамках Постановления Правительства Республики Дагестан с 2019 г. Дагестан является первым в разработке и внедрении механизма оказания государственной поддержи инвалидам 1-й группы и семьям, имеющим детей-инвалидов, в форме предоставления социальной выплаты на приобретение жилья.

Основным условием программы является использование гражданами собственных средств при приобретении жилых помещений в размере не менее 750 тыс. руб., в том числе средства материнского капитала,

В качестве собственных средств могут использоваться заемные средства ипотечного жилищного кредита на приобретение жилого помещения, подлежащие оплате получателями

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 03-2024

ежемесячно с аннуитетным платежом в размере не более 10 000,0 руб. на срок не более 10 лет.

Максимальный размер предоставляемой субсидии не должен превышать размера субсидии, исчисляемой из расчета площади 81 кв. м.

Максимальный размер субсидии составляет 5 067 501,00 руб. Субсидия предоставляется из расчета на одиноко проживающих граждан — 40 кв. м, на семью из двух человек — 45 кв. м, на семью из трех или четырех человек — по 18 кв. м на каждого члена семьи, на семью из пяти и более человек — 81 кв. м.

В настоящее время в сводном списке в соответствии с Законом Республики Дагестан № 4 от 3 февраля 2006 г. в очереди на получение жилья с 1 января 2005 г. состоят 23 102 человека.

Для реализации программы в республиканском бюджете ежегодно предусмотрено 300,00 млн руб.1.

В условиях пандемии коронавируса в 2020 г., когда многие регионы России, в том числе и Дагестан, оказались в непростой ситуации, Народным Собранием были предприняты меры по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, а также по дополнительной поддержке граждан. Был принят пакет законов, реализация которых позволила избежать негативного развития ситуации на рынке труда и обеспечить восстановление деловой активности.

Было принято Постановление от 22 октября 2020 г. № 1188-У1 НС «О ситуации, связанной с распространением на территории Республики Дагестан новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19)», в котором были даны рекомендации Правительству Республики Дагестан о разработке комплекса мероприятий по улучшению ситуации, связанной с распространением коро-навируса. Вместе с тем Народное Собрание поддержало федеральный законопроект об использовании ОЯ-кодов о вакцинации от СОУГО-19 при посещении общественных мест. Принятие данного Закона дало возможность на уровне регионов устанавливать правила посещения массовых мероприятий, учреждений культуры, кафе, ресторанов, торговых центров, что способствовало предупреждению распространения ко-ронавируса. Законопроект поддержали 62 из 72 присутствующих на заседании депутатов.

Кроме того, депутатами парламента предоставлялась материальная помощь нуждающимся, больницам передавались медикаменты и средства

1 Министерство труда и социального развития РД // https://dagmintrud.ru/activity/11935

защиты для медицинского персонала, выделялись финансовые средства лечебным учреждениям.

В 2021 г. приступил к работе седьмой созыв Народного Собрания Республики Дагестан. На первой сессии Народного Собрания Председателем республиканского парламента было отмечено, что в первую очередь необходимо работать именно в социальной сфере.

Председатель Правительства Республики Дагестан отметил, что на социальную политику планируется выделить свыше 20% от всех бюджетных назначений, а если учитывать расходы на здравоохранение и образование, то в совокупности такие ассигнования составляют 59% от всех расходных статей, которые мы на себя берем.

Планируемый бюджет трехлетки — социально ориентированный, направленный, прежде всего, на обеспечение социальных гарантий граждан2. Вместе с тем на 2024 г. и плановый период 2025 и 2026 гг. премьер обозначил приоритетными вопросы последовательного повышения заработной платы работников бюджетной сферы, индексацию размеров социальных выплат, обеспечение доступности медицинской помощи и реабилитации, закупки лекарств, модернизации объектов образования.

Согласно основным принципам охраны здоровья, изложенным в принятом Народным Собранием Республики Дагестан Законе Республики Дагестан «Об охране здоровья граждан в Республике Дагестан» от 14 июня 2012 г. № 34 возникает необходимость обеспечения доступности и повышения качества медицинской помощи жителям республики. В то же время не во всех населенных пунктах имелись равные условия для реализации прав на получение медицинских услуг по вышеназванным критериям.

Для части жителей республики, проживающих в некоторых населенных пунктах, в силу проведенных государством мероприятий оказавшихся за пределами территории своих муниципальных районов, не всегда представлялась такая возможность. Закрепленные за медицинскими учреждениями на территории своих районов жители этих населенных пунктов в зоне отгонного животноводства не обслуживались в тех районах, в которых они фактически проживали.

Расстояния и труднодоступность в условиях Дагестана создавали проблему с обращениями в медицинские учреждения. Решение проблемы требовало подхода со стороны республиканских органов, в том числе представительного органа.

2 http s:// dagminob r. ru/press/58986

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2024

В настоящее время по инициативе депутата Народного Собрания подготавливается законопроект о внесении изменений в соответствующие законодательные акты, направленные на устранение имеющейся проблемы. Несмотря на перспективу благополучного решения проблемы на республиканском законодательном уровне и, не дожидаясь этого, в настоящее время уже в результате усилий депутатов Народного Собрания Республики Дагестан найден соответствующий действующему законодательству выход из ситуации. В населенных пунктах, до придания им соответствующего статуса, организовано установление временных сборно-щитовых конструкций фельдшерско-акушерских пунктов. Примером этого, в частности, является уже свершившийся факт размещения такого объекта в селении Хамзаюрт по инициативе депутата Народного Собрания Мухтарпаши Дарбишевича Умаханова.

Особое значение имеет нормативный правовой акт, принятый в 2023 г. Это Закон Республики Дагестан «О дополнительных мерах социальной поддержки граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, а также граждан Российской Федерации, принимающих участие в Специальной военной операции на добровольной основе, и членов их семей» от 2 июня 2023 г. № 54. Принятие данного Закона было необходимо в рамках оказания поддержки семьям участников Специальной военной операции, так как более 25 000 жителей Дагестана принимают участие в Специальной военной операции3.

Система социальной защиты населения Республики Дагестан осуществляется в следующих формах деятельности органов социальной защиты граждан: адресная социальная помощь малообеспеченным категориям населения; обеспечение нуждающихся семей жилищными субсидиями; материальная поддержка малоимущих и многодетных семей; социальная поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо особо отметить, что относительно лиц с ограниченными возможностями здоровья Министерством труда и социального развития Республики Дагестан, органами социальной защиты населения, учреждениями социального обслуживания населения в муниципальных районах и городских округах региона проводится определенная работа по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В Республике Дагестан на 1 ноября 2023 г. проживает 335 203 инвалида, из них — 40 455 детей-инвалидов.

Для обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., предусмотрена социальная выплата за счет средств федерального бюджета в форме свидетельства о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья в соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 25 декабря 2007 г. № 348. Размер субсидии рассчитывается исходя из общей площади жилья 18 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилья по Республике Дагестан, устанавливаемой Минстроем РД.

На улучшение жилищных условий в Республики Дагестан за период с 1 января по 1 ноября 2023 г. выдано 73 свидетельства о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья, в 2022 г. — 240, в 2021 г. — 122, в 2020 г. — 1224.

В части социального обслуживания граждан на дому, в полустационарной и стационарной формах, ежегодно предоставляются свыше 135 — 145 тыс. гражданам и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Так, в 2020 г. социальные услуги предоставлены 137,7 тыс. человек, в 2021 г. — 145,9 тыс., в 2022 г. — 145,9 тыс., в I полугодии 2023 г. — 72,4 тыс. человек.

Кроме того, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%. Численность инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, получающих ежемесячную денежную выплату по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, составляет 91,1 тыс. человек, из них: инвалиды — 66,5 тыс. человек, семьи, имеющие детей-инвалидов, — 24,6 тыс. человек5.

Имеющаяся картина подчеркивает степень важности принятия законов относительно категории населения, которые в силу обстоятельств, связанных с длительностью нахождения республики в зоне террористической опасности, военного конфликта, как в самой республике, так и

3 https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/09/22/ 996499-matvienko-vstretilas-v-dagestane-s-materyami-uchastnikov-spetsoperatsii

4 Министерство труда и социального развития РД // https://dagmintrud.ru/activity

5 Министерство труда и социального развития РД // https://dagmintrud.ru/activity

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 03-2024

сопредельной территории, менталитета дагестанской молодежи и большей доли незанятой части в трудовых ресурсах, чем обусловлен наибольший процент пропорциональности служащих в силовых структурах России, а также при-родно-географических условий, особенностей изнурительного физического труда и других жизненных и бытовых проблем, оказавшихся в числе нуждающихся в государственной социальной поддержке. По анализу же принятых законов можно проследить категории нуждающихся и их охват региональным законодательством.

Кроме того, депутаты Народного Собрания принимают активное участие в городских и муниципальных благотворительных мероприятиях, в ходе непосредственного общения решают вопросы защиты социально незащищенных слоев населения.

Обобщая анализ принятых законодательных актов, можно сделать вывод, что самыми результативными в законотворческой деятельности были годы работы депутатского корпуса Республики Дагестан шестого созыва. Количество принятых актов сравнительно с двумя ранее работавшими созывами увеличилось почти вдвое. Многие наблюдатели склонны связать активность законотворческого органа республики с периодом работы Главой Дагестана Р.Г. Абдула-типова (с января 2013 г. по сентябрь 2017 г.).

Связь этих двух фактов и их влияние на результаты работы парламента объясняются тем, что Глава республики активизировал всю деятельность в Дагестане. Он инициировал проектное развитие в республике. Было принято восемь проектов развития по значимым направлениям. Ежедневно посещая по 6 — 8 важнейших объектов, учреждений и организаций, встречаясь с людьми, введя в практику регулярные встречи с руководителями парламентских комитетов, руководителями республиканских министерств, главами городов и районов, коллективами учреждений и организаций, с простыми людьми, Глава республики изучал, делал выводы и инициировал в представительный орган предложения по созданию условий для социально-экономического развития территории. Введенная практика открытия общественной приемной депутатов различных уровней и проявленная ими ответственность по связям с общественностью, выслушиванием проблем общества давала ощутимые результаты, связь с избирателями расширилась.

Плодотворная работа всех органов государственной власти и их представителей по связи с общественностью благотворно сказалась на за-

конотворческой работе и отразилась не только на количестве, но и востребованности обществом, служа на благо его развития.

В то же время надо отметить, что будет не объективным не признать, что развитие социального законодательства Республики Дагестан имеет и свои проблемы. Отмечается, что на него может влиять коррупция. А реализации некоторых законов может помешать такая проблема, как недостаточная финансовая поддержка. Проблемой общества необходимо считать, что законы принимаются по признакам недостаточной прозрачности, без полноценного учета мнений и интересов граждан.

Таким образом, исследовательский анализ принципов формирования, структуры, регламента работы и функциональной деятельности Народного Собрания Республики Дагестан как законодательного органа субъекта приводит к мысли, что парламент Республики Дагестан сформировался с учетом положительного опыта, накопившегося за 70 предыдущих лет до его создания на основании Конституции республики, в которой выражена воля дагестанского народа. Структура Народного Собрания представляется оптимальной; функцией, распределенной между комитетами, охвачен весь диапазон деятельности законодательного органа республики.

Анализ правотворческой деятельности представительного органа Республики Дагестан показывает, что Народное Собрание Республики Дагестан является органом, представляющим интересы всех национальностей, проживающих на территории республики, и воплощающим в жизнь интересы всего дагестанского общества посредством принятия законов, регламентирующих порядок, жизнедеятельность, направления развития, нормируя социальные и экономические параметры, непосредственно затрагивающие, прежде всего, жизненные интересы населения.

В правотворческой деятельности парламента примечательно то, что первые годы становления парламентаризма в Дагестане в постсоветское время, как и во всей России, с учетом новых реалий перехода к рыночной экономике и в сложившейся ситуации материального состояния разных слоев населения законодательство было обновлено принятием законов, в том числе в области социального законодательства. А в последующие годы и по настоящее время прослеживается закономерная тенденция внесения продиктованных временем изменений в ранее принятые и ныне действующие республиканские законодательные акты.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2024

В целом ранее в полном объеме созданная законодательная база с последующим дополнением перечня принятых законов и с учетом экономических показателей, бюджетных возможностей и запросами общества, с внесенными изменениями сыграла значительную роль в улучшении социально-экономического состояния республики, сохранении стабильности в обществе, в поддержании уровня жизни населения, в оказании адресной социальной поддержки нуждающейся категории лиц.

Вместе с тем в законотворческой области, наряду со значительными положительными моментами, существует ряд проблем, которые требуют устранения в дальнейшей практике разработки и реализации законов и постановлений.

Список источников

1. Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» от 21.12.2021 № 414-ФЗ // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

2. Конституция Республики Дагестан (ред. от 26.06.2021, принята Конституционным Собранием 10.07.2003, с изм. и доп., вступившими в силу с 01.07.2021) // https://constitution.garant.ru/ region/cons_dagest/?yscИd=lt77qzm8r7461700324

3. Закон Республики Дагестан «О комитетах Народного Собрания Республики Дагестан» от 13.07.1995 № 2 (ред. от 05.12.2016, принят Народным Собранием РД 29.06.1995) // https:// base.garant.ru/26503046/?ysclid=lt77sq2ua420696304

4. Закон Республики Дагестан «О контрольных полномочиях Народного Собрания Республики Дагестан» от 23.11.2010 № 66 (ред. от 11.02.2015, принят Народным Собранием РД 18.11.2010) // https://base.garant.ru/26513764/ ?ysclid=lt77u8fa45762979692

5. Алъбеева А.Ю. Правовая политика в отношении инвалидов в советской и постсоветской России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Бакушев В.В., Лихачев В.Н. Парламентаризм: Учебник. М.: РЕАЛ ПРИНТ, 2015. 744 с.

7. Ефимов А. Ф, Соколова Н.М., Толчеев Н.К. Комментарии к Жилищному кодексу Российской Федерации: с постатейными материалами. М.: Проспект, 2011.

8. Лобанова Е.Э. Социальная политика государства и управление социальным развитием организации: учеб. пособие. Красноярск, 2021.

References

1. Federal Law «On General Principles of the Organization of Public Power in the subjects of the Russian Federation» dated 21.12.2021 № 414-FZ // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

2. The Constitution of the Republic of Dagestan (as amended on 26.06.2021, adopted by the Constitutional Assembly on 10.07.2003, with amendments and additions that entered into force on 01.07.2021) // https://constitution.garant.ru/ region/cons_dagest/?ysclid=lt77qzm8r7461700324

3. The Law of the Republic of Dagestan «On Committees of the People's Assembly of the Republic of Dagestan» dated 13.07.1995 № 2 (ed. dated 05.12.2016, adopted by the People's Assembly of the Republic of Dagestan on 29.06.1995) // https:// base.garant.ru/26503046/?ysclid=lt77sq2ua420696304

4. The Law of the Republic of Dagestan «On the Control Powers of the People's Assembly of the Republic of Dagestan» dated 23.11.2010 № 66 (as amended on 11.02.2015, adopted by the People's Assembly of the Republic of Dagestan on 18.11.2010) // https:// base.garant.ru/26513764/?ysclid=lt77u8fa45762 979692

5. Albeeva A. Yu. Legal policy in relation to the disabled in Soviet and post-Soviet Russia: Abstract diss. ... cand. jurid. sciences'. Krasnodar, 2017.

6. Bakushev V. V., Likhachev V.N. Parliamentarism: Textbook. M.: REAL PRINT, 2015. 744 p.

7. Efimov A.F., Sokolova N.M., Tolcheev N.K. Comments on the Housing Code of the Russian Federation: with article-by-article materials. Moscow: Prospekt, 2011.

8. Lobanova E.E. Social policy of the state and management of social development of the organization: Studies stipend. Krasnoyarsk, 2021.

Информация об авторе

Хайбулаева Р.Г. — соискатель 1-го года обучения кафедры административного, финансового и таможенного права

Статья поступила в редакцию 21.01.2024; одобрена после рецензирования 08.02.2024; принята к публикации 14.02.2024.

Information about the author

Khaibulaeva R.G. — applicant 1st year of study of the administrative, financial and custom low departments

The article was submitted 21.01.2024; approved after reviewing 08.02.2024; accepted for publication 14.02.2024.

LAW & LEGISLATION • 03-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.