УДК 342
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАРОДНОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН С ИНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Шабанов Х.М., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, kafedraconst@mail. ru
Габиева С.М., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, [email protected]
Алибеков Т.Г., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, [email protected]
В статье рассматриваются актуальные вопросы взаимодействия Народного Собрания Республики Дагестан с иными органами государственной власти на основе анализа законодательства России и Республики Дагестан. Актуальность темы статьи обусловлена тем, что в юридической науке недостаточно исследованы вопросы взаимодействия парламентов субъектов Федерации с иными органами государственной власти. Целью статьи является анализ ряда вопросов такого взаимодействия и разработка на этой основе рекомендаций, направленных на дальнейшее совершенствование законодательства по данной проблематике. В статье авторы раскрывают взаимодействие Народного Собрания Республики Дагестан с иными органами власти, взяв за основу принцип разделения единой государственной власти на три ветви. Акцентируется внимание на взаимодействии Народного Собрания в сфере законодательной деятельности, государственного строительства и административно-практической деятельности; по кадровым вопросам, контрольным полномочиям, а также в области социально-экономического сотрудничества и внешних сношений.
Результатом исследования является формулирование выводов и предложений по совершенствованию правовых норм о взаимодействии с федеральными органами государственной власти и повышению эффективности всего механизма государственной власти в субъектах РФ.
Ключевые слова: Народное Собрание Республики Дагестан, законодательная власть, Конституция России, круг полномочий, взаимодействие парламента.
ШК 342
THE INTERACTION OF THE NATIONAL ASSEMBLY OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN WITH
OTHER PUBLIC AUTHORITIES
Shabanov Kh.M., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, [email protected] Gabueva S.M., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, [email protected] Alibekov T.G., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, [email protected]
The article considers topical issues of cooperation between the National Assembly of the Republic of Dagestan with other bodies of state power on the basis of the analysis of the legislation of Russia and the Republic of Dagestan. Topicality of the article due to the fact that legal science is insufficiently studied issues of cooperation between parliaments of subjects of Federation with other public authorities. The aim of the article is the analysis of a number of issues such as interaction and development on this basis of recommendations aimed at further improvement of legislation on this issue. In the article, the authors reveal the interaction of the National Assembly of the Republic of Dagestan with other authorities, based on the principle of the separation of the unified state power into three branches. The focus is on the interaction of the National Assembly in the sphere of legislative activity, statebuilding and administrative practices; personnel, control power, as well as in the field of socio-economic cooperation and external relations.
The result of this research is the formulation of conclusions and proposals for improvement of legal norms on interaction with Federal bodies of state power and efficiency of the whole mechanism of state power in the constituent entities of the Russian Federation.
Key words: National Assembly of the Republic of Dagestan, the legislature, the Constitution, terms of reference, the interaction of the Parliament.
В 2015 году Народное Собрание Республики Дагестан отметило свой 20-летний юбилей . Глава
*До этого в Дагестане прототипом отчасти являлся Съезд народных депутатов ДАССР, а Верховный Совет ДАССР был постоянно действующим законодатель-
Республики Дагестан Р.Г. Абдулатипов, выступая на торжестве, посвященном юбилею дагестанского парламента, констатировал: «Парламент - это очень
ным, распорядительным и контрольным органом государственной власти.
ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ДГУ. Т. 14. 2015. № 2.
важный политический институт. При всех сложностях существования, парламентская система в регионах функционирует, развивается региональная правовая система» [1].
Политологи, конституционалисты, государственные деятели, несмотря на различные, порой противоречивые мнения, отмечают важность функционирования законодательных органов власти субъектов [2, с. 807; 3, с. 33]. Президент России В.В. Путин, выступая перед представителями законодательной власти регионов, отметил: «За последние годы заметно возрос политический вес законодательных собраний субъектов Российской Федерации. Сегодня в их ведении не только региональное законодательство. Они играют важную роль в формировании органов исполнительной власти территорий, активно участвуют в назначении представителей в контрольные органы, региональных Уполномоченных по правам человека, в формировании других государственных и общественных институтов»
[4].
Парламент Республики Дагестан, как и законодательные (представительные) органы других субъектов Федерации, выполняя свои полномочия, активно взаимодействует с органами государственной власти региона. Взаимодействие парламента осуществляется на основании и в соответствии с нормами Конституции России, федерального законодательства (в частности, Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации» от 6 окт. 1999 г. №184: в ред. от 18.04.2015 г.), Конституции Республики Дагестан, ряда нормативных правовых актов республики.
Залогом успешного развития региона является эффективное функционирование, взаимодействие парламента и органов власти, которое осуществляется по нескольким направлениям: в сфере законодательной деятельности; в области государственного строительства и административно-практической деятельности; по кадровым вопросам, контрольным полномочиям, а также в области социально-экономического сотрудничества и внешних сношений. Круг полномочий парламентов субъектов довольно широкий. В процессе взаимодействия с федеральными и иными органами власти парламенты субъектов принимают решения об осуществлении права законодательной инициативы в Федеральном Собрании РФ, об обращении к Президенту России, в Конституционный Суд и в иные суды РФ, согласовывают назначение кадров судебных и правоохранительных органов и т.д. [5, с. 42]. И хотя полномочия для всех региональных парламентов в соответствии с ФЗ №184 в целом унифицированы, существует ряд отличительных особенностей.
Считаем целесообразным раскрыть взаимодействие Народного Собрания Республики Дагестан, взяв за основу принцип разделения единой государственной власти на три ветви.
Исходя из законодательной функции Народного Собрания, хочется остановиться на взаимодействии с иными органами в ходе законотворческого процесса. В соответствии с региональной Конститу-
цией право законодательной инициативы принадлежит Главе Республики Дагестан, депутатам Народного Собрания Республики Дагестан, Правительству Республики Дагестан, представительным органам муниципальных образований, Общественной палате Республики Дагестан, а также Конституционному Суду Республики Дагестан, Избирательной комиссии Республики Дагестан, Уполномоченному по правам человека в Республике Дагестан, Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Республике Дагестан и прокурору Республики Дагестан по вопросам их ведения. В 2013 году на проведенных 13 сессиях было принято 107 законов Республики Дагестан и 114 постановлений Народного Собрания. Темп законотворческой деятельности в 2014 году оставался прежним: было принято 106 законов и 91 постановление Народного Собрания [6].
В качестве одного из эффективных, по нашему мнению, способов взаимодействия, Конституция РФ (ст. 104) предусматривает еще одно полномочие Народного Собрания РД, наряду с другими законодательными органами, - обладание правом законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Однако парламент Республики Дагестан пассивен - представил в Государственную Думу текущего созыва всего пять законодательных инициатив, в то время как Курултай Республики Башкортостан - 55, законодательное Собрание Республики Карелия - 62, Самарская Губернская дума - 57, Ил Ту-мэн Республики Саха (Якутия)- 24 и т.д. (информация по состоянию на 29.04.2015 г.). В то же время отмечается, что «традиционно качество законопроектов, вносимых законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Государственную Думу, в целом оценивается специалистами как невысокое» [7, с. 46].
Контрольные полномочия парламента субъекта могут выражаться в праве запроса отчетности высшего исполнительного органа парламенту, возможность выражения недоверия высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ, а также его членам, контроля за исполнением законодательных актов; контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий и др.
Еще одним аспектом взаимодействия Народного Собрания РД с органами власти субъекта является предоставление Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» субъектам Российской Федерации возможности выбора избрания высшего должностного лица субъекта путем всенародных выборов или парламентом субъекта Федерации. В случае избрания главы субъекта парламентом субъекта (как в Республике Дагестан) законодательным (представительным) органом решается судьба не только кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Федерации, но и трех потенциальных кандидатов для наделения полномочиями члена Совета Федерации от исполнительной власти субъекта [8, с. 33].
В целях оптимизации деятельности ряда органов власти РД необходимо акцентировать
внимание на взаимодействии Народного Собрания РД с иными органами власти Республики в русле кадровых полномочий. Например, Народное Собрание РД назначает на должность мировых судей; назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты РД, его заместителя и аудиторов; назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека в республике в порядке, установленном законом; решает вопрос о недоверии (доверии) Главе РД и др.
Значимым является взаимодействие исполнительного органа власти Республики Дагестан с Правительством РД. Так, к ведению Народного Собрания, относится дача согласия на назначение Председателя Правительства РД. Кандидат на должность Председателя Правительства представляет парламенту программу основных направлений деятельности нового Правительства, отвечает на вопросы депутатов. После того как кандидатуры были обсуждены, решение о даче согласия на назначение Председателя Правительства парламент принимает тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов, а по результатам голосования принимается постановление. Тесное взаимодействие Парламента и Правительства Республики Дагестан проявляется и в ходе решения вопроса о недоверии (доверии) Председателю Правительства РД; порядка избрания Главы Республики Дагестан депутатами Народного Собрания РД и порядка отзыва Главы Республики Дагестан, установления системы исполнительных органов государственной власти республики; реализации права законодательной инициативы в Федеральном Собрании РФ; принятия Регламента Народного Собрания РД, решения вопросов внутреннего распорядка его деятельности; созыва Конституционного Собрания; учреждения государственных наград Республики Дагестан, установления специальных и почетных званий, классных чинов Республики Дагестан; официального толкования законов Республики Дагестан; утверждения заключения и расторжения договоров Республики Дагестан; осуществления контроля за соблюдением и исполнением законов Республики Дагестан (ст. 68 Конституции РД). На заседании сессии Народного Собрания может проводиться «правительственный час» для ответов члена Правительства Республики Дагестан. Наиболее распространенным способом
взаимодействия является право присутствовать на любом открытом или закрытом заседании Народного Собрания лицам, входящим в состав Правительства Республики Дагестан, Государственному секретарю Республики Дагестан, судьям Конституционного Суда Республики Дагестан, Председателю Верховного Суда Республики Дагестан, Председателю Арбитражного Суда Республики Дагестан, Прокурору Республики Дагестан, Председателю Счетной палаты Республики Дагестан, заместителю Председателя Счетной палаты, аудиторам Счетной палаты, Уполномоченному по правам человека в Республике Дагестан, Уполномоченному по защите прав
предпринимателей в Республике Дагестан, Председателю Избирательной комиссии Республики Дагестан (в ред. постановлений Народного Собрания РД от 25.04.2006 г. № 631-Ш НС, от 26.04.2007 г. № 22-ГУ НС, от 30.01.2014 г. №734-У НС).
Останавливаясь на взаимодействии с судебной ветвью власти, необходимо отметить возможность обращения Парламента РД с запросами в Конституционный Суд Российской Федерации и в Конституционный Суд Республики Дагестан. Так, Конституционный Суд РД в своем постановлении №2-п в связи с запросами депутатов и жалобой гражданина Ю. Шахбанова 22 января 1999 года признал нормы п. 5 ст. 11 Закона РД от 30 ноября 1998 г. «О выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан» не соответствующими Конституции РФ и РД о так называемых «женских избирательных округах».
Еще одна особенность компетенции Народного Собрания Республики Дагестан связана с возможностью создания в республике конституционного (уставного) суда (п. 4 ст. 68 Конституции РД). В пункте 1 статьи 27 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 года (в ред. от 05.02.2014 г.) предусматривается право создания субъектами РФ своих конституционных (уставных) судов. При этом Народное Собрание назначает на должность Председателя Конституционного Суда РД, его заместителя, судью-секретаря и судей Конституционного Суда РД. Однако такая возможность реализована только в 16 субъектов РФ, в частности, в Республике Дагестан [9]. До 2014 года конституционные уставные суды функционировали в 17 субъектах Федерации, в 2014 году был упразднен уставной суд Челябинской области [10, с. 36].
Анализ законодательства России и Республики Дагестан, а также позиций ряда ученых позволяет сделать ряд конкретных выводов.
Концепция народного представительства, заложенная в Конституции РФ и в других нормативных правовых актах, нашла свое воплощение не только в Федеральном Собрании, но и в региональных парламентах. Представительная и контрольная функции региональных парламентов, их детальная регламентация должны повысить эффективность всего механизма государственной власти в субъектах РФ. Важно стремиться к более активному участию депутатов в законотворческой деятельности. Это будет возможно только при формировании профессионального депутатского корпуса, когда все депутаты Народного Собрания будут работать на постоянной основе , занимаясь исключительно правотворчеством. Путем реализации комплекса мер необходимо укрепить позиции Народного Собрания РД в системе органов государственной власти, упрочить его положение во взаимоотношениях с выс-
В настоящее время из 90 депутатов Народного Собрания республики на профессиональной основе работают 45 депутатов.
ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ДГУ. Т. i4. 20i5. № 2.
шим должностным лицом и исполнительным орга- правовые нормы о взаимодействии с федеральными ном власти республики, а также совершенствовать органами государственной власти.
Литература
1. Рамазан Абдулатипов встретился с руководителями делегаций парламентов субъектов СКФО. 23 апреля 20i5 г. РИА Новости. URL: http://www.public.riadagestan.ru/news/president/ramazan_abdulatipov_ vstretilsya_s_rukovoditelyami_delegatsiy_parlamentov_subektov_skfo/ [Электронный ресурс] (дата обращения: 28.04.20i5).
2. Пирбудагова Д.Ш., Исабагандова И.И. К вопросу о компетенции законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Право и политика. 20i4. № 6. С. 807-8П.
3. Пирбудагова Д.Ш., Магомедова А.К. Единство системы исполнительной власти как конституционный принцип: вопросы теории и практики // Юридический вестник ДГУ. 20i4. № 2. С. 33-36.
4. Приморские парламентарии встретились с Президентом России. 28 апреля 20i5 г. Политика. ДЕЙТА [Электронный ресурс]. URL: https://news.mail.ru/inregions/fareast/25/politics/2i867036/ (дата обращения: 28.04.20i5).
5. Лебедева Н.В. Компетенция законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ // Проблемы права. 2013. №2 (40).
6. Доклады Председателя Народного Собрания Республики Дагестан Х.И. Шихсаидова «Об итогах деятельности Народного Собрания Республики Дагестан за 2013 год» от 30 января 20i4 г. и за 20i4 год от 27 февраля 2015 г. [Сайт Народного Собрания Республики Дагестан] (дата обращения: 01.06.2015).
7. Виноградов А.С. Особенности регионального инициирования законопроектов (на примере Южного Федерального округа) // Представительная власть. 21 век. 2006. № 6 (72). С. 46.
8. Габиева С.М., Алиев А.Р. К вопросу о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Юридический вестник ДГУ. 2013. № 2. С. 33-36.
9. Информация о деятельности Конституционного Суда Республики Дагестан за 20i4 год. [Официальный сайт Конституционного Суда Республики Дагестан] (дата обращения: 01.06.2015).
10. Карасев А.Т., Савоськин А.В. К вопросу об упразднении уставного суда Челябинской области // Проблемы права. 2014. № 2 (45).
References
1. Ramazan Abdulatipov vstretilsya s rukovoditelyami delegatsii parlamentov sub"ektov SKFO. 23 aprelya 2015 g. RIA Novosti. URL: http://www.public.riadagestan.ru/news/president/ramazan_abdulatipov_ vstretilsya_s_rukovoditelyami_delegatsiy_parlamentov_subektov_skfo/ [Elektronnyi resurs] (data obrashcheniya: 28.04.20i5).
2. Pirbudagova D.Sh., Isabagandova I.I. K voprosu o kompetentsii zakonodatel'nykh (predstavi-tel'nykh) organov gosudarstvennoi vlasti sub"ektov Rossiiskoi Federatsii // Pravo i politika. 2014. № 6. S. 807-811.
3. Pirbudagova D.Sh., Magomedova A.K. Edinstvo sistemy ispolnitel'noi vlasti kak konstitutsionnyi printsip: voprosy teorii i praktiki // Yuridicheskii vestnik DGU. 2014. № 2. S. 33-36.
4. Primorskie parlamentarii vstretilis' s Prezidentom Rossii. 28 aprelya 2015 g. Politika. DEITA [Elek-tronnyi resurs]. URL: https://news.mail.ru/inregions/fareast/25/politics/21867036/ (data obrashcheniya: 28.04.20i5).
5. Lebedeva N.V. Kompetentsiya zakonodatel'nykh (predstavitel'nykh) organov gosudarstvennoi vlasti sub"ektov RF // Problemy prava. 2013. №2 (40).
6. Doklady Predsedatelya Narodnogo Sobraniya Respubliki Dagestan Kh.I. Shikhsaidova «Ob itogakh deyatel'nosti Narodnogo Sobraniya Respubliki Dagestan za 2013 god» ot 30 yanvarya 2014 g. i za 2014 god ot 27 fevralya 2015 g. [Sait Narodnogo Sobraniya Respubliki Dagestan] (data obrashcheniya: 01.06.2015).
7. Vinogradov A.S. Osobennosti regional'nogo initsiirovaniya zakonoproektov (na primere Yuzhnogo Federal'nogo okruga) // Predstavitel'naya vlast'. 2i vek. 2006. № 6 (72). S. 46.
8. Gabieva S.M., Aliev A.R. K voprosu o poryadke formirovaniya Soveta Federatsii Federal'nogo Sobraniya Rossiiskoi Federatsii // Yuridicheskii vestnik DGU. 2013. № 2. S. 33-36.
9. Informatsiya o deyatel'nosti Konstitutsionnogo Suda Respubliki Dagestan za 2014 god. [Ofitsial'nyi sait Konstitutsionnogo Suda Respubliki Dagestan] (data obrashcheniya: 01.06.2015).
10. Karasev A.T., Savos'kin A.V. K voprosu ob uprazdnenii ustavnogo suda Chelyabinskoi oblasti // Problemy prava. 2014. № 2 (45).
Поступила в редакцию 12 мая 2015 г.
Received 12 May,2015