Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1079
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / ПОЖИЛЫЕ ГРАЖДАНЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лугуева Ариза Садыковна, Раджабова Анжела Назировна

Перед государством встает острая необходимость в профессиональной работе с пожилыми людьми, где социальный работник занимает одну из главных ролей в социальной адаптации пожилых для поддержания их личностного и социального статуса, защиты их прав и законных интересов в целях улучшения качества жизни пожилых людей. Рассматривается практическое применение инновационных технологий социальной работы с пожилыми людьми. В работе проанализирован современный уровень социального обслуживания и меры по совершенствованию социальной работы с гражданами пожилого возраста. Рассмотрено состояние социального обслуживания граждан пожилого возраста в России на примере Республики Дагестан, выявлены проблемы социального обслуживания граждан пожилого возраста в Республике Дагестан, исследованы современные технологии и передовые практики социального обслуживания граждан пожилого возраста. В качестве методов эмпирического исследования применялись методы традиционного анализа документов, анализ статистических данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лугуева Ариза Садыковна, Раджабова Анжела Назировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF SOCIAL WORK WITH ELDERLY PEOPLE (ON THE EXAMPLE OF RD)

The State faces an urgent need for professional work with the elderly, where a social worker plays one of the main roles in the social adaptation of the elderly to maintain their personal and social status, protect their rights and legitimate interests in order to improve the quality of life of the elderly. The practical application of innovative technologies of social work with the elderly is considered. The paper analyzes the current level of social services and measures to improve social work with elderly citizens. The state of social services for elderly citizens in Russia is considered on the example of the Republic of Dagestan, the problems of social services for elderly citizens in the Republic of Dagestan are identified, modern technologies and best practices of social services for elderly citizens are investigated. Methods of traditional document analysis and statistical data analysis were used as methods of empirical research.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)»

УДК 364.1 ЛУГУЕВА АРИЗА САДЫКОВНА

к.ф-м.н., доцент кафедры прикладной математики ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»; доцент кафедры математики, ФГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства»,

e-mail: lugueva_a@mail.ru

РАДЖАБОВА АНЖЕЛА НАЗИРОВНА

студентка 3 курса Социального факультета ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», e-mail: lugueva_a@mail.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ (НА ПРИМЕРЕ РД)

Аннотация. Перед государством встает острая необходимость в профессиональной работе с пожилыми людьми, где социальный работник занимает одну из главных ролей в социальной адаптации пожилых для поддержания их личностного и социального статуса, защиты их прав и законных интересов в целях улучшения качества жизни пожилых людей. Рассматривается практическое применение инновационных технологий социальной работы с пожилыми людьми. В работе проанализирован современный уровень социального обслуживания и меры по совершенствованию социальной работы с гражданами пожилого возраста. Рассмотрено состояние социального обслуживания граждан пожилого возраста в России на примере Республики Дагестан, выявлены проблемы социального обслуживания граждан пожилого возраста в Республике Дагестан, исследованы современные технологии и передовые практики социального обслуживания граждан пожилого возраста. В качестве методов эмпирического исследования применялись методы традиционного анализа документов, анализ статистических данных. Ключевые слова: инновационные технологии, социальная политика, Республика Дагестан, пожилые граждане.

LUGUEVA ARIZA SADYKOVNA

Ph.D. of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of Applied Mathematics, Dagestan State University; Associate Professor of the Department of Mathematics, Dagestan

State University of National Economy, e-mail: lugueva_a@mail.ru

RADZHABOVA ANGELA NAZIROVNA

3rd year student of the Social Faculty of the Dagestan State University,

e-mail: lugueva_a@mail.ru

INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF SOCIAL WORK WITH ELDERLY PEOPLE (ON THE EXAMPLE OF RD)

Abstract. The State faces an urgent need for professional work with the elderly, where a social worker plays one of the main roles in the social adaptation of the elderly to maintain their personal and social status, protect their rights and legitimate interests in order to improve the quality of life of the elderly. The practical application of innovative technologies of social work with the elderly is considered. The paper analyzes the current level of social services and measures to improve social work with elderly citizens. The state of social services for elderly citizens in Russia is considered on the example of the Republic of Dagestan, the problems of social services for elderly citizens in the Republic of Dagestan are identified, modern technologies and best practices of social services for elderly citizens are investigated. Methods of traditional document analysis and statistical data analysis were used as methods of empirical research.

Keywords: innovative technologies, social policy, Republic of Dagestan, senior citizens.

1. Введение. Поиск новых форм в социальном обслуживании лиц пожилого возраста становится необходимым в связи со старением населения и, одновременно с этим, увеличением продолжительности жизни.

Для решения проблем пожилых граждан, их поддержки и социального благополучия требуется применение новых методов. Большая часть людей пожилого возраста продолжает работать и после достижения ими возраста выхода на пенсию. Они живут активной, насыщенной жизнью. Это заставляет общество задуматься о том, как с учетом всех экономических, политических, демографических факторов способствовать активизации деятельности пожилых людей.

Тема данного исследования актуальна, так как необходимо совершенствовать систему социального обслуживания граждан пожилого возраста. Тенденция к старению населения нашей страны способствует тому, что проблема социального обслуживания граждан пожилого возраста является все чаще предметом дискуссии в научных кругах.

Исследованиями в области теории и практики социального обслуживания граждан старшего возрасти и совершенствования правовых механизмов в этой области занимались Н.Л. Зуева, Д.Г. Бычков, Е.А. Дмитриева. В.П. Галанов и др. Многие из исследователей отмечают, что, хотя законодательная база в этой области достаточно проработана, необходимый набор услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания населения, может зачастую быть ненадлежащего качества или вовсе не доходить до потенциального потребителя. Это касается и социальных услуг в отношении граждан пожилого возраста, так как они относятся к основным получателям услуг таких учреждений.

2. Основная часть.

2.1. Статус и основные проблемы пожилых людей в обществе

В последние годы в России, как и в большинстве стран мира, имеется тенденция к возрастанию доли граждан пожилого возраста. В декларациях Международной организации труда и Организации Объединенных Наций к такой социальной группе относят граждан в возрасте не моложе шестидесяти лет. В то же время выход на пенсию во многих странах установлен с воз-

Продолжительность жизни жителей России, (ожидаемая] за 1990-2020 гг.

74 72

70

68

55

Ы

♦и -—

♦ ♦♦♦♦♦♦

19Й5 1990 1995 2000 2005 2010 2015 2020 2025

Ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) - значение средней продолжительности предстоящей жизни, прогнозируемое в предположении, что уровни смертности населения во всех возрастах в будущем останутся такими же, как в рассматриваемом году.

Таблица 1

№ Субъект РФ 2014 г. 2020 г.

1 Республика Дагестан 75,83 76,4

2 г. Москва 76,70 76,2

3 Российская Федерация 70,93 71,5

Наибольшая продолжительность жизни (ожидаемая) в России в 2020 г. при рождении по обоим полам (табл. 2):

- в Республике Ингушетия - 81,2 года (83,41 за 2019 г.), далее Республика Дагестан - 76,4 года (79,1 года за 2019) и город Москва - 76,2 (78,36 за 2019). В целом по Российской Федерации - 71,5 (73,34 за 2019 г.

Среди федеральных округов лидирует Северо-Кавказский с показателем 74,6 (76,65 за 2019).

Таблица 2

№ Субъект РФ Лет Разница с РФ Разница с МСК

1 Республика Ингушетия 81,2 9,7 5,0

2 Республика Дагестан 76,4 4,9 0,2

3 г. Москва 76,2 4,7 0,0

Российская Федерация 71,5 0,0 -4,7

Северо-Кавказский ФО 74,6 3,1 -1,6

Вместе с увеличением численности пожилого населения растет и их доля в численности населения Российской Федерации. За последние пятнадцать лет граждане пенсионного возраста стали составлять 5,2 процента в общей численности населения России. (см. табл. 3)

Таблица 3

Показатели Годы

2005 2010 2016 2018 2020

Все население, (тыс. человек) 143801,0 142833,5 146544,7 146880,4 146880,4

В т. ч. в возрасте старше трудоспособного (тыс. человек) 29353,0 31186,1 35986,3 36276,2 37048,8

Доля численности населения в возрасте старше трудоспособного (всего населения, %) 20,4 21,8 24,6 24,7 25,2

Как видим из табл. 3, наряду с ростом населения старше трудоспособного (на более чем 3,5 млн человек за 15 лет) возросла и их доля во всем населении России почти на четверть.

Одновременно отмечается увеличение продолжительности жизни и снижение смертности в категории пожилых граждан. Стоит сказать, что качество жизни пожилых граждан и их здоровье не улучшается с ростом продолжительности их жизни и снижением порога смертности. Они все так же нуждаются в помощи и социальной поддержке.

Характеризуя граждан пожилого возраста как социально-демографическую группу можно резюмировать следующее:

- пожилые граждане в большей своей части требуют внимания социальных служб;

- в Российской Федерации, как в большинстве стран мира, складывается тенденция к увеличению продолжительности жизни населения и увеличению доли пожилых граждан в общей численности страны;

- старшая возрастная группа населения, которая нуждается в социальном обслуживании и социальном обеспечении, является ценным ресурсом, необходимым для стабильного социально-экономического развития;

- лица пожилого возраста часто готовы к самореализации, способны вести активную трудовую деятельность, а также заниматься общественной деятельностью.

На практике мы видим, что встречаются разные типы пожилых людей. Это могут быть проживающие в семье и живущие отдельно; те, кто доволен, что вышел на пенсию, и новой жизнью и недовольные, и отчаявшиеся; ведущие малоподвижный образ жизни и активно занимающиеся спортом, оптимистичные и жизнерадостные.

Поэтому для успешной работы с лицами пожилого возраста социальный работник должен знать особенности их характера, материальное положение и потребности в духовной жизни, социально-экономическое положение, особенности здоровья и хорошо владеть научными достижениями в области социальной работы с этой категорией граждан.

Приоритетными направлениями социально-экономической политики нашей страны, как демократического государства с рыночными экономическими отношениями, наряду с преобразованиями в культурной и научно-образовательной сфере являются преобразования в социальной сфере.

Для сохранения культурных и нравственных ценностей государства необходимо уделять должное внимание пожилым людям, являющимся их носителями. Необходимо укреплять связь поколений и больше привлекать пожилых людей в социальную, культурную и экономическую деятельность на благо государства [19].

В настоящее время большая часть населения страны может надеяться прожить более шестидесяти лет. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к пятидесятым годам этого века число лиц в возрасте более шестидесяти лет увеличится вдвое. Этот факт требует от государства предпринять кардинальные социальные преобразования. Пожилые граждане, обладая бесценным опытом и знаниями, являются хранителями важнейших духовных ценностей населения страны.

Для решения проблем людей пожилого возраста в России 5 февраля 2016 г. Распоряжением Правительства Российской Федерации №164-р принята Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 г. Эта стратегия направлена на улучшение качественных показателей жизни этой группы населения [10].

Право на качественное социальное обслуживание и социальное обеспечение в России заложено в Конституции Российской Федерации [5]. Рассмотрим понятие «Социальное обслуживание» так, как оно определено в научных работах и законодательных актах

В законе закреплённое понятие социального обслуживания граждан, как деятельности социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, появилось в 1995 г. вместе с принятием Законов от 10.12.1995 № 195-ФЗ об основах социального обслуживании населения в РФ и от 02.08.1995 № 122-ФЗ о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов.

В Законе РФ №442-Ф3 о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации, принятом 28.12.2013 г., определено рассматриваемое понятие как деятельность по предоставлению социальных услуг, а социальная услуга - как действие или действия в сфере социального обслуживания для оказания постоянной, периодической, разовой помощи, в т. ч. срочной помощи, гражданину, с тем чтобы улучшить условия его жизнедеятельности и (или) расширить его возможности самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности [4].

В своих работах И. Логинова и Ю. Гатен определяют социальное обслуживание как систему «способов социально-гуманистической деятельности». Они обращены к социальной реабилитации и адаптации каждого индивида, семей, определенных общностей людей [6].

Галагановым В. П. отмечается относительная унифицированность социального обслуживания, относящегося к государственному сектору социального обеспечения [1]. То, насколько эффективно социальное обслуживание можно определить как по общим (тем, что служат для оценивания общей эффективности), так и по особенным (служащим для оценивания конкретного набора услуг социального плана и необходимых методов, деятельности отдельных организаций и отдельных специалистов) [6].

Для обозначения конкретных критериев социального обслуживания необходимо определиться с целями, задачами и степенью реализации предоставляемых социальных услуг [12].

В России определены основные направления в сфере социального обслуживания на уровне федерального, регионального и местного законодательства.

Государство (и это предусмотрено в Конституции России) посредством системы социальных служб предусматривает поддержку. Такой поддержкой являются пенсии, пособия и различные государственные гарантии, дающие право на жилье и юридическую помощь. В Кон-

ституции, как Основном законе, нет конкретных норм, но есть основные направления, по которым существует правовое государство.

Основные нормы социального обслуживания граждан пожилого возраста закреплены в Федеральном законе о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации, о котором говорилось ранее. Этот закон является одним из основных в сфере социального обслуживания граждан, определяющим новый тип обслуживания социально уязвимых категорий граждан, к которым относятся и пожилые люди. Согласно ему, пожилые граждане нашей страны должны иметь одинаковый доступ к социальному обеспечению и социальному обслуживанию независимо от пола, возраста, вероисповедания и др. Этот нормативный акт определяет необходимость в адресности социального обслуживания и поддержания привычного образа жизни граждан пожилого возраста.

Объектом закон определяет пожилых граждан, получателей социальных услуг, нуждающихся в социальном обслуживании. Субъектом являются государственные и негосударственные организации, работающие в сфере социального обслуживания. Это могут быть организации коммерческие и некоммерческие, частные или государственные.

В соответствии с Законом о социальном обслуживании обеспечением законодательной базы и реализацией государственной политики занимаются соответствующие органы на региональном и федеральном уровне - Минтруд России на федеральном уровне, а на региональном уровне - министерства субъектов Российской Федерации. В РД эти функции возложены на Министерство труда и социального развития Республики Дагестан.

Основными исполнителями Закона о социальном обслуживании и участниками социального обслуживания являются органы самоуправления на местах, хотя в Законе напрямую они не указаны. Зуева Н. в своих работах отмечает, что без прямого участия органов местного самоуправления невозможно создание продуктивной системы социального обслуживания людей старшего поколения [4]. Необходимо включить органы местного самоуправления в число основных ответственных за оказание социальных услуг, закрепив это на законодательном уровне.

В Республике Дагестан, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N204 (от 7 мая 2018 г.) «О национальных целях стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.» [14] будет внедрена система долговременного ухода во всех муниципальных образованиях. В связи с этим рассматривается вопрос создания стандартов и реестров нуждающихся в социальном обслуживании и социальной помощи жителей республики. Необходимо внести стандарты ухода и помощи нуждающимся пожилым гражданам на дому, обсудить вопрос создания некоммерческих структур, помогающих приемным семьям для пожилых людей и предоставляющих услуги сиделок этой категории населения.

Для полноценного социального обслуживания пожилых граждан необходимо наладить четкое взаимодействие ведомств и подведомственных организаций. Так, было бы целесообразно создать мобильные бригады, осуществляющие социальное обслуживание. В состав таких бригад наряду с работниками социальных служб необходимо включать сотрудников гериатрических центров и представителей администрации города или района. Также возникает необходимость дополнительной подготовки и переподготовки, дополнительного профильного обучения социальных и медицинских работников, для чего на местах должно быть организовано проведение обучающих семинаров и конференций.

Возникает необходимость совершенствования нормативно-правовой составляющей социального обслуживания, что способствовало бы сокращению времени ожидания обслуживания в стационарных организациях и дало возможность тесно взаимодействовать работникам транспортных организаций, учреждений, обеспечивающих пенсионное обеспечение, и медицинских учреждений.

Таким образом, имеется сформированное на основе реальных требований законодательство в сфере социального обеспечения пожилых граждан. Также можно заключить, что разрабатываются национальные проекты в сфере медицинского обслуживания. Но при этом рано говорить, что нынешняя сложившаяся правовая система по социальному обслуживанию пожилых достаточно эффективна. Еще требуются дальнейшие изменения в социальной сфере.

2.2. Инновационные технологии работы с пожилыми людьми.

Организуя и совершенствуя социальную работу с пожилыми, возникает необходимость использовать разного рода технологии, обогащающие их культурную и социальную жизнь.

Внедряя новые инновационные технологии в деятельность социальных служб, работающих с пожилыми, можно отдалить опасности, возникающие у таких категорий граждан, а их возникает немало.

Какой смысл несет понятие технологии социальной работы с пожилыми людьми? Фирсов М. раскрывает это понятие как «целенаправленный, специально организованными операциями и процедурами процесс и результат помощи, активирующий взаимодействия людей друг с другом, группами, институтами, сообществом в целях содействия личным и социальным переменам» [15].

Технологии социальной работы направлены на поддержку тех, кто оказывается в трудных жизненных ситуациях [3]. Инновационные технологии в социальной работе являются частью работы, направленной на повышение качества жизни.

Одной из форм инновационных технологий являются создаваемые в регионах страны клубы пожилых людей, где их участники могут реализовать себя в творческой и духовной сфере. В Республике Дагестан также создаются такие клубы, объединяющие пожилых людей по их интересам. Часто в таких клубах каждый может найти себе занятие по душе и при этом принимать участие в общих мероприятиях, рассчитанных на всех членов клуба.

Так в г. Каспийске реализуется проект «Центр культуры и досуга "Общение" для пожилых каспийчан - место, где согреваются сердца». Организатором проекта является региональное отделение Всероссийского общественного движения «"Матери России" Республики Дагестан». Основными целями проекта является: улучшение качества культурного досуга людей пенсионного возраста, преодоление чувства одиночества, морально-психологическая и социальная поддержка лиц пожилого возраста специалистами движения «Матери России» РД, содействие общению пожилых людей с молодежью, приобщение молодых людей к духовному опыту старшего поколения, тем самым способствование воспитанию уважительного отношения к матери, женщине, пожилому человеку, создание условий, обеспечивающих активную жизнь инвалидов, людей пожилого возраста для творческой самореализации и социальной активности путем участия в конкурсах, фестивалях и других культурно-массовых мероприятиях.

Давно доказано, что, если человек общается с людьми, у которых есть схожие проблемы, он намного легче переносит тяжесть сложившейся ситуации.

В Республике Дагестан реализуется проект «Азбука Интернета». Он позволяет людям старшей возрастной группы освоить работу в глобальной сети, дающей возможность общения на расстоянии. Кроме того, пожилые люди учатся работать с электронными ресурсами, оплатить коммунальные счета, не выходя из дома, подавать заявления в различные органы, используя сервис «Электронного правительства», а также получат много других новых возможностей.

К новым технологиям работы с пожилыми людьми относится и арт-терапия. Это метод, применяемый в психотерапевтических целях. Люди старшего поколения могут выражать себя в живописи, графике, музыке и других видах искусства. Это могут быть как индивидуальные занятия, так и занятия в группах.

С недавнего времени в Республике Дагестан реализуется проект «Бабушкин сундук». Суть проекта в том, что пенсионеры, которые любят вязать, объединяются, занимаются этим, а волонтеры продают плоды их труда, организовывая ярмарки или аукционы.

По расчетам Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, за 2021 г. численность населения старше трудоспособного возраста, нуждающегося в стационарном социальном обслуживании, составит, при различных вариантах прогноза, около 400 человек. Общая численность населения, нуждающегося в стационарном социальном обслуживании (пожилые люди и инвалиды), при различных вариантах прогноза, в 2021 г. в среднем составит около 1100 человек. Общая прогнозируемая численность пожилых людей и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании во всех формах, составит в 2021 г., соответственно, около 140 тыс. человек. По состоянию на 1 января 2021 г. численность пенсионеров, состоящих на учете, составила 676,5 тыс. человек (на 1 января 2020 г. - 677,6 тыс. человек), средний раз-

мер пенсии в реальном выражении к соответствующей дате предыдущего года - 96,7% [2].

Несмотря на принятые решения по расширению перечня мер и улучшению условий социальной поддержки граждан, ежегодное увеличение объемов финансирования, результаты функционирования системы социальной поддержки граждан оказываются недостаточно высокими, в т. ч. с позиций:

- сокращения материального неблагополучия, бедности, социального и имущественного неравенства. По данным Дагестанстата [2], доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в целом по Республике Дагестан в 2020 г. составила 14,8 проц., что, к примеру, почти в 2 раза выше по сравнению с 2021 г. (7%), коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) - 12,6, коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) - 0,383;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- повышения уровня и качества жизни пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, иных категорий населения, в отношении которых законодательно установлены обязательства государства по предоставлению мер социальной поддержки. Из общего числа зданий, в которых размещены стационарные учреждения социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов, требуют капитального ремонта 22,5 процента;

- сокращения физического неблагополучия, в т. ч. инвалидности, состояния психического здоровья, социально опасных заболеваний граждан;

- сокращения социального неблагополучия, преодоления негативных явлений в области семейно-детских отношений [2].

В целях создания условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки и повышения доступности социального обслуживания населения Правительство Республики Дагестан приняло Государственную программу Республики Дагестан «Социальная поддержка граждан» [18].

В настоящее время в республике более 75 учреждений, занимающихся социальным обслуживанием, которые предоставляют социальные услуги, в т. ч. и гражданам пожилого возраста. Также имеются и негосударственные организации, занимающиеся социальным обслуживанием. Однако доля таковых совсем мала в общем количестве подобных учреждений - всего 2 процента. В связи с этим одной из основных задач является увеличение доли таких негосударственных организаций в этой сфере, что приведет к улучшению качества и доступности социальной помощи пожилым гражданам.

В муниципальном образовании «Город Махачкала» для обеспечения реализации мер, социальной поддержки граждан пожилого возраста функционирует Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

При Центре функционируют: 18 отделений социального обслуживания на дому, отделение срочного социального обслуживания, отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Сотрудники центра наряду с традиционными методами социальной работы стараются применять разнообразные инновационные методы.

Так, подопечные Центра, отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов посещают кинотеатры и выставки. В мае 2021 г. подопечные Центра, отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов посетили конный клуб «Агачаул».

Работники социальной сферы должны быть психологами и помощниками, позволяющими справляться с множеством проблем, возникающих у пожилых людей. Это обрело еще большее значение в период изоляции, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции. В этот период пожилым людям было рекомендовано оставаться дома, и большую поддержку им оказывали волонтеры и социальные работники. Многие из них приносили пожилым и пенсионерам домой лекарственные препараты и продукты питания, помогали им производить коммунальные платежи. Социальные работники - это люди, ищущие подход к каждому.

Социальный работник - это не работа, а призвание. Заниматься социальной помощью и поддержкой могут только люди отзывчивые, внимательные и способные сопереживать.

В период распространения новой коронавирусной инфекции и изоляции пожилым людям республики оказывали помощь благотворительные организации и меценаты.

Положительным является такой факт, что Министерство труда и социального развития РД совместно с акционерным обществом «Керамогранит Дагестан» создали логистический центр, занимающийся продвижением помощи благотворительных фондов «Инсан», «Надежда» и «Чистое сердце» людям, нуждающимся в ней. В течение последнего года помощь была оказана более 250 тысячам семей в виде продуктовых наборов и финансовой поддержки. Не остались в стороне и пожилые граждане, которые относятся к категории социальной уязвимых.

Одним из инновационных подходов к социальной работе с пожилыми в Дагестане является обучение компьютерной грамоте. Министерство труда и социального развития РД на своем сайте размесило информацию о том, что дагестанские пенсионеры могут обучиться финансовой грамотности на онлайн-курсах Банка России. Этому способствовало внедрение социально значимого проекта «Азбука Интернета» [9].

Так, посредством специальных обучающих курсов пожилые граждане обучаются использованию возможностей всемирной сети Интернет. В Республике Дагестан Союз пенсионеров совместно с региональным отделением Пенсионного фонда организовывали тренинги и за два года действия этой программы обучили более трех тысяч граждан старшего возраста умениям пользоваться компьютером. Теперь выпускники программы могут общаться со своими родственниками, живущими далеко от них, находить новую информацию и пользоваться всеми возможностями глобальной сети. Также в настоящее время имеются возможности поиска ра-

Литература

1. Галаганов, В. П., Антонова, Н. В. Право социального обеспечения. - Кнорус, 2020.

2. Дагестанстат. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - URL : https://dagstat.gks.ru/urovjiz.

3. Зайнышева, И. Г. Технология социальной работы : учеб. пособие. - М. : ВЛАДОС, 2012.

4. Зуева, Н. Л. Текущие проблемы законодательства о социальном обслуживании и тенденции законотворчества // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2016. № 1. С. 16-22.

5. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12.12.1993; с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ].

6. Логинова, И. А., Гатен, Ю. В. О проблемах эффективности и качества социального обслуживания населения //Вестник Самарского муниципального института управления. 2016. № 3. С. 100-107.

7. Лугуева, А. С., Магомедова, П. И., Айгубова, Б. Н. Деятельность органов государственной службы занятости населения по трудоустройству граждан с низкой конкурентоспособностью на рынке труда //Региональные проблемы преобразования экономики. 2020. № 9 (119). С. 125-131.

8. Лугуева, А. С., Маммаева, Д. С. Существующие информационные технологии в деятельности социальных служб РФ и Республики Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. 2019. № 12 (110). С. 118-126.

9. Министерство труда и соц. развития РД. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - URL : https:// dagmintrud.ru/novosti-ucherezhdeniy/111108/.

10. Парий-Сергеенко, Е. П. Нормативные основы социального обслуживания граждан пожилого возраста //Право и современные государства. -М., 2018. № 4. С. 67-72.

11. Сайт о странах, городах, статистике населения и пр. [Электронный ресурс]. - URL : http:// www. statdata. ru/spg_reg_rf.

12. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения. - М. : Юрайт, 2016.

13. Тяпкина, Т. Ю. Характеристика пожилых людей как особой социально-демографической группы / Т. Ю. Тяпкина // NAUKA-RASTUDENT.RU: электронный научно-практический журнал. Уфа, 2017 [Электронныйресурс]. - URL : http://nauka- rastudent.ru/37/3907/.

14. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» [Электронный ресурс]. - URL : http://kremlin.ru/acts/ bank/43027.

15. Фирсов, М. В., Студёнова, Е. Г. Технология социальной работы : учебник для бакалавров. — 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2012.

16. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. -URL : https://rosstat.gov.ru/.

17. Электронная библиотечная система РУКОНТ. Российская энциклопедия социальной работы. Официальный сайт [Электронныйресурс]. - URL : https://lib.rucont.ru/efd/689431/info.

18. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - URL : http://docs.cntd.ru/document/423902813.

19. Юмашева, Т. А. Социальная политика в отношении граждан старшего поколения. Инновационные формы социальной работы с пожилыми людьми : сб. научных трудов. - Балашов, 2010.

References:

1.Galaganov, V. P., Antonova, N. V. Pravo social'nogo obespecheniya. - Knorus, 2020.

2. Dagestanstat. Oficial'nyj sajt [Elektronnyj resurs]. - URL : https://dagstat.gks.ru/urovjiz.

3. Zajnysheva, I. G. Tekhnologiya social'noj raboty : ucheb. posobie. - M. : VLADOS, 2012.

4. Zueva, N. L. Tekushchie problemy zakonodatel'stva o social'nom obsluzhivanii i tendencii zakonotvorchest-va // Vestnik VGU. Seriya: Pravo. 2016. № 1. S. 16-22.

5. Konstituciya Rossijskoj Federacii [prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993; s uchyotom popravok, vnesyonnyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ].

6. Loginova, I. A., Gaten, YU. V. O problemah effektivnosti i kachestva social'nogo obsluzhivaniya naseleni-ya // Vestnik Samarskogo municipal'nogo instituta upravleniya. 2016. № 3. S. 100-107.

7. Lugueva, A. S., Magomedova, P. I., Ajgubova, B. N. Deyatel'nost' organov gosudarstvennoj sluzhby zanya-tosti naseleniya po trudoustrojstvu grazhdan s nizkoj konkurentosposobnost'yu na rynke truda // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2020. № 9 (119). S. 125-131.

8. Lugueva, A. S., Mammaeva, D. S. Sushchestvuyushchie informacionnye tekhnologii v deyatel'nosti social'nyh sluzhb RF i Respubliki Dagestan // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2019. № 12 (110). S. 118-126.

9. Ministerstvo truda i soc. razvitiya RD. Oficial'nyj sajt [Elektronnyj resurs]. - URL : https://dagmintrud.ru/ novosti-ucherezhdeniy/111108/.

10. Parij-Sergeenko, E. P. Normativnye osnovy social'nogo obsluzhivaniya grazhdan pozhilogo vozrasta // Pravo i sovremennye gosudarstva. - M., 2018. № 4. S. 67-72.

11. Sajt o stranah, gorodah, statistike naseleniya i pr. [Elektronnyj resurs]. - URL : http://www.statdata.ru/ spgregrf.

12. Sulejmanova, G. V. Pravo social'nogo obespecheniya. - M. : YUrajt, 2016.

13. Tyapkina, T. YU. Harakteristika pozhilyh lyudej kak osoboj social'no-demograficheskoj gruppy / T. YU. Tyapkina // NAUKA-RASTUDENT.RU: elektronnyj nauchno-prakticheskij zhurnal. Ufa, 2017 [Elektronnyj resurs]. - URL : http://nauka- rastudent.ru/37/3907/.

14. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 № 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii naperiod do 2024 g.» [Elektronnyj resurs]. - URL : http://kremlin.ru/acts/bank/43027.

15. Firsov, M. V., Studyonova, E. G. Tekhnologiya social'noj raboty : uchebnik dlya bakalavrov. — 3-e izd., pererab. i dop. - M., 2012.

16. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Oficial'nyj sajt. [Elektronnyj resurs]. - URL : https:// rosstat.gov.ru/.

17. Elektronnaya bibliotechnaya sistema RUKONT. Rossijskaya enciklopediya social'noj raboty. Oficial'nyj sajt [Elektronnyj resurs]. - URL : https://lib.rucont.ru/efd/689431/info.

18. Elektronnyj fond pravovoj i normativno-tekhnicheskoj dokumentacii. Oficial'nyj sajt [Elektronnyj resurs]. -URL : http://docs.cntd.ru/document/423902813.

19. YUmasheva, T. A. Social'naya politika v otnoshenii grazhdan starshego pokoleniya. Innovacionnye formy social'noj raboty spozhilymi lyud'mi : sb. nauchnyh trudov. - Balashov, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.