УДК 331.522 ЛУГУЕВА АРИЗА САДЫКОВНА
к.ф.-м.н., доцент кафедры прикладной ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»; доцент кафедры математики ФГБОУ ВО»Дагестанский государственный университет народного хозяйства»,
e-mail: [email protected]
D0l:10.26726/1812-7096-2020-09-125-131 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ ГРАЖДАН С НИЗКОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ НА РЫНКЕ ТРУДА
Аннотация. Цель работы. В статье представлен анализ деятельности органов государственной службы занятости населения по трудоустройству граждан с низкой конкурентоспособностью на рынке труда. Метод или методология проведения работы. Основой данной работы являются труды отечественных и зарубежных ученых по изучению проблемы внедрения. В исследовании используются методы теоретического и сравнительного анализа научной литературы и нормативно-правовых документов. Результаты. Острой социальной проблемой, за которой стоит бедность и духовное обнищание людей, является проблема безработицы. В работе обобщены рекомендации по разрешению проблем региональной занятости и выделены те, которые необходимо учитывать органам государственной службы занятости населения при разработке и реализации технологий трудоустройству граждан с низкой конкурентоспособностью на рынке труда. Рассмотрены возможные способы разрешения возникающих проблем. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы органами служб занятости регионального уровня, а также при разработке стратегий и планов экономического развития региона. Выводы. Полученные результаты исследования способствуют повышению объективности принятия управленческих решений в региональной политике. Ключевые слова: служба занятости, безработица, экономическая стратегия, государственная политика.
LUGUEVA ARIZA SADYKOVNA
Ph.D. of Physical and Mathematical Sciences, associate Professor of applied mathematics,Dagestan state University, associate Professor of the Department of mathematics, DAGESTAN state University of national economy
e-mail: [email protected]
ACTIVITIES OF THE STATE EMPLOYMENT SERVICE THE POPULATION FOR THE EMPLOYMENT OF CITIZENS WITH LOW COMPETITIVENESS IN THE LABOR MARKET
Abstract. The purpose of the work. The article presents an analysis of the activities of the state employment service for the employment of citizens with low competitiveness in the labor market. Method or methodology of the work. The basis of this work is the works of domestic and foreign scientists on the study of the problem of implementation. The study uses methods of theoretical and comparative analysis of scientific literature and regulatory documents. Results. The problem of unemployment is an acute social problem, which is caused by poverty and spiritual impoverishment of people. The paper summarizes the recommendations for solving the problems of regional employment and highlights those that should be taken into account by the state employment service when developing and implementing technologies for the employment of citizens with low competitiveness in the labor market. Possible ways of solving emerging problems are considered. Scope of the results. The results of the study can be used by the bodies of employment services at the regional level, as well as in the development of strategies and plans for the economic development of the region. Conclusions. The results of the study contribute to improving the objectivity of management decision-making in regional policy.
Keywords: employment service, unemployment, economic strategy, state policy.
Введение. В условиях формирования социально-ориентированной рыночной экономики среди множества ее проблем особое значение имеет первоочередное решение задач, связанных с регулированием рынка труда, устойчивым сокращением уровня безработицы во всех регионах, обеспечением эффективной занятости трудоспособного населения, социальной защитой тех слоев населения, которые в силу объективных причин является малоконкурентными, а значит, и уязвимыми группами на рынке труда.
Методы исследования. Теоретическим и практическим аспектам реализации государственной политики занятости посвящено огромное число научных работ российских ученых. Результативно изучаются вопросы, которые связаны с анализом функций, содержанием этой политики. Среди ученых, которые рассматривали вопросы безработицы и реализации политики занятости, наиболее заметны Т. Мальтус, Дж. М. Кейнс, К. Маркс, А. Маршалл, Д. Рикардо и др.
Теоретические аспекты, связанные с анализом проблем эффективности политики занятости, исследованы в работах группы отечественных авторов, к которым относятся А.Э. Котляр, Г.С. Беккер, С.А. Кузьмин, О.С. Климова, Е.Д. Богаченко, М.А. Клупт, И.Д. Мацкуля и др. Однако социальной и экономической оценке действенности политики занятости государства не уделяется должного внимания; по причине групп оснований институционального характера пока не подготовлен приспособленный для отечественных условий методический фундамент.
Цель нашего исследования состоит в том, чтобы выявить эффективность работы центров занятости по трудоустройству граждан с низкой конкурентоспособностью на рынке труда, а также исследовать социально-экономические тенденции и технологии государственного регулирования, направленные на содействие их занятости на российском рынке труда. В соответствии с этим были рассмотрены теоретические аспекты функционирования рынка труда и занятости населения; изучены проблемы занятости населения на региональном рынке труда и направления их решения; изучена деятельность Махачкалинского центра занятости по трудоустройству граждан с низкой конкурентоспособностью на рынке труда.
Со времени перестройки, и в особенности с внедрением в экономике рыночных отношений в РФ вообще и РД, в частности, произошли существенные изменения в сфере распределения общественной собственности. Трансформационные процессы изменили прежнюю конфигурацию экономической структуры общества. Они непосредственно отражаются в занятости населения, т. е. численность занятых по различным формам собственности является индикатором этого трансформационного изменения [3].
Государственная политика занятости населения является системой мер косвенного и прямого влияния государства на трудовую сферу для разрешения намеченных проблем. Проблемы госполитики в области занятости выражают состояние трудовой сферы, необходимое для достижения решения стоящих сегодня перед страной проблем. Для разрешения данных вопросов органы социальной защиты населения готовят проекты поддержки занятости граждан.
По периодам воздействия комплекс вопросов госполитики в области занятости содержит две главные задачи. Первая - на краткосрочное и среднесрочное будущее (до начала стабильного повышения производства ВВП) - препятствование массовому высвобождению скрытых (потенциальных) безработных и резкому повышению структурно-регрессивной (т. е. соединенной с опережающим уменьшением спроса на трудовую деятельность в самых обнадеживающих сферах промышленности обрабатываемой, «социально-направленных» отраслей и науки), открытой (реальной), безработицы, включая длительные (застойные) ее составляющие.
Вторая группа задач - на долговременное будущее - подразумевает уравновешивание, затем повышение всеобщего спроса на трудовую деятельность на основе усиливающегося в структурном и технологическом отношении повышения производства (ВВП) с уменьшением уровней скрытой (потенциальной) и неполной (частичной) безработицы. В достаточно отдаленном будущем возможна постановка задачи уменьшения реальной (по исследованиям Государственного комитета статистики России, в части сопоставимых с нормами МОТ) регистрированной безработицы и фактической безработицы.
При этом необходимо развивать частные структуры содействия занятости, так как пришедший сюда гражданин приходит не за регистрацией и пособием, а реально найти место посто-
янной работы.
Здесь на первый план выходит содействие в развитии малого предпринимательства - главного поглотителя рабочей силы.
Государство из рынке труда
^ /
Содействие в ттдоуаеойств«. подготовке и переподготовке кщ» Разните ги6ного №м*а труде, гграйовое ов есп еч ени е- трудовой деятельности Социальная Асищеркяа грэидэп. И СП ЫТЫввЮщИ л трудности в трудоустройстве
Рис. 1. Направления государственной политики на рынке труда
Условием решения выше обозначенных задач является не только увеличение ресурсного обеспечения на основе экономического роста, но и развитие законодательства, и соответственное изменение общественного отношения к данным проблемам. Направления государственной политики на рынке труда на данном этапе представлено на рис. 1.
Негативно отразились реформы в депрессивных регионах, под которыми следует понимать регионы, находящиеся по разным причинам на протяжении длительного времени в состоянии экономического кризиса, не обеспечивающие большую часть населения доходами и социальными услугами хотя бы на минимально достаточном уровне, в которых большинство макроэкономических показателей ниже средних по России, в которых перестают действовать стимулы саморазвития и нет оснований рассчитывать на разрешение кризисных ситуаций без дополнительной федеральной помощи. К таким регионам относятся большинство регионов Северо-Кавказского федерального округа, в т. ч. и Республика Дагестан.
В конце января 2020 г. в органах службы занятости населения (по данным Роструда) состояло на учете в качестве безработных 700 тыс. человек, что на 1,2% больше по сравнению с декабрем 2019 г. и на 4,6% меньше по сравнению с январем 2019 г. Среди безработных в возрасте 15 лет и старше доля женщин в январе 2020 г. составила 47,4%, городских жителей -68,2%, молодежи до 25 лет - 18,5%, лиц, не имеющих опыта трудовой деятельности, - 21,2%. Уровень безработицы среди сельских жителей (6,5%) превышает уровень безработицы среди городских жителей (4,1%).
По заказу РИА Новости агентство РИА Рейтинг на основе данных официальной статистики подготовило рейтинг регионов по уровню безработицы [17].
Лидерами рейтинга стали: Москва (1,5%) и Санкт-Петербург (1,5%). Низкие уровни безработицы в данных регионах находят отражение и в низких показателях коэффициента напряженности на рынке труда (численности безработных на сто открытых вакансий).
Замыкают рейтинг российских регионов по уровню безработицы, превышающему 10%, Республика Ингушетия - 26,3%, Республика Северная Осетия-Алания - 13,6%, Чеченская Республика - 13,5%, Республика Дагестан - 13,5% (табл.). Ситуация в этих регионах с рабочими местами остается сложной.
С 2019 г. в рамках Федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» организовано профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц предпенсионного возраста востребованным в экономике навыкам и компетенциям.
К концу 2024 г. мероприятиями по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию должно быть охвачено не менее 450 тыс. человек.
Рейтинг регионов РФ по уровню безработицы в 2020 г. (по состоянию на март 2020 г.) [17]
Место б Субъект РФ Уровень Измененне Число
рейтинге безработи уровня безработных на
по сезраоотнцы к 100 открытых
России аналогичному периоду 201S-2019 гг., ял. вакансии
- Российски я Федерашн 4,6 -0,2 231
1 Москва 1,5 0,3 75
82 Чеченска я Республика 13.5 0,3 4342
S3 Рест-блнка Дагестан 13,5 -0,2 23043
84 Республика Северная Осетия- Алания 13,6 2,9 32S7
S5 Реет блика Ингушетия 26.3 0.0 60000
Незанятым гражданам предпенсионного возраста, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, предусматривается выплата стипендии в размере минимального размера оплаты труда в месяц, увеличенного на районный коэффициент.
С 2020 г. расширяется возрастная категория участников программы. С 2020 г. профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование предусмотрено для граждан в возрасте 50 лет и старше, а также для граждан предпенсионного возраста, выходящих на пенсию досрочно.
С 2020 г. в рамках проекта «Демография» организовано переобучение и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет и женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости.
Принимаемые меры рассчитаны на увеличение доли инвалидов трудоспособного возраста, имеющих постоянную работу, до 50% к 2025 г. (к сравнению, на конец 2019 г. эта цифра составляла 28,8%).
Согласно постановлению Правительства России от 20 марта 2020 г. № 364 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 г.» (с изменениями на 8 сентября 2020 г.) сохранены размеры минимальной на уровне 2019 г. - 1500 руб.; максимальная величина пособия увеличена до размера МРОТ. Теперь это 12130 руб. (ранее для большинства граждан, признанных безработными, максимальное пособие составляло 8000 рублей, для граждан предпенсионного возраста - 11280 руб.) [6].
Приоритетным направлением в деятельности органов государственной службы занятости населения Республики Дагестан является трудоустройство граждан с низкой конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности в поиске работы. Среди них - женщины, имеющие малолетних детей, граждане, имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, граждане предпенсионного возраста, отдельные категории молодежи, в т. ч. и несовершеннолетние граждане. При этом органы государственной службы занятости населения Республики Дагестан оказывают социальную поддержку и государственные услуги в сфере занятости населению в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 о занятости населения в Российской Федерации и Административным регламентом Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденным приказом Министерства труда и социального развития Республики Дагестан от 23 сентября 2013 г. № 11-1156
В настоящее время центры занятости населения продолжают индивидуальную работу с неработающими инвалидами, в т. ч. инвалидами молодого возраста, по выявлению их желания найти подходящую работу, а также по оказанию им содействия в трудоустройстве независимо
Региональные проблемы преобразования экономики, № 9, 2020
от обращения их в центры занятости населения.
В целях реализации комплекса мер, направленных на обеспечение занятости молодежи, в т. ч. выпускников профессиональных образовательных организаций, функционирует «Республиканский молодежный центр занятости "Успех"», которым обеспечивается трудоустройство молодых граждан, выпускников профессиональных образовательных организаций, в т. ч. в рамках реализации федеральных проектов в части возрождения студенческих отрядов, поднятия престижа рабочих профессий (движение ВОРЛД СКИЛС), а также организация прохождения практики и стажировки выпускниками высших и средних специальных учебных заведений на предприятиях, реализующих инвестиционные проекты [12].
Применение новых современных информационных технологий, которые находятся в постоянном развитии и совершенствовании, позволяют расширить возможность интерактивного взаимодействия работодателей и граждан, ищущих работу. Они открывают новые возможности и для специалистов, представляющих службы занятости населения.
При этом поиск работы сегодня не органичен узкой территорией. У граждан появилась возможность, несмотря на границы, находить работу не только в своей республике или стране, но и за рубежом.
Появилась также возможность получения новой специальности с использованием дистанционной подготовки и переподготовки. Той специальности, которая является востребованной на рынке труда.
Так, клиенты служб занятости могут иметь доступ к сайтам: «Работа в России» [12] (рис. 2) и Единый портал Госуслуг.
ЦЕЛЬ: Содействие повышению трудовой мобильности граждан Российской Федерации Содействие в трудоустройстве, поиске работников
/
Работа в России
Источники базы вакансий
Центры занятости населения
Работодатели
\
Данные коммерческих порталов
о
Ресурс бесплатен для работодателей и соискателей
\
# МИННИ МЧнсии л^м имйрищм
/ ^
V-/ »о шо«"»01»м (|ИМ ЙНМ1 • Рмоаи 4«М §
I» »рч» |||1ч )1)цир«щ цр41
V»/
1М1«(М ДМ ЧМЛИДЧ
Дктуя I деацгроссаквоД нм ммий <
обй^'ММС! • м
в
о ппкгм
5«.|119П«Ь ги
(ЩМЛМЙ (№ АРМИ »отаюо
П»М05Ы» СКНОвДИИ*
|о тмин— трурФоА мобшмюсти]. Ркпор—»мм» Рсссийпай ♦»дцмм»»от М <вр»м /014 г И* 66) о (об утгрид!Iщи пл^о по г
Рис.2. Общественная база вакансий «Работа в России»
В Дагестане в г. Махачкале, в центре занятости используется «Единая электронная информационная система», которая действует на всей территории России. Ввиду того, что в службу занятости часто обращаются и низкоквалифицированное население, это позволяет им сориентироваться на рынке труда. Причем эта же система дает возможность быстрого реагирования на различные ситуации, возникающие в рабочем процессе. Граждане получают возможность найти работу и в других регионах страны [10].
Стоит также сказать и о том, что, в соответствии с законом, практически на всех рабочих местах персональные данные работников обрабатываются автоматически. Такие данные защищаются с использованием программы WipNetCustom.
Практически все учреждения и ведомства, органы власти в России и в Республике Дагестан имеют свои официальные сайты или используют единые сайты страны. На этих сайтах также размещается информация о вакансиях.
Службы занятости в электронном виде предоставляют гражданам, ищущим работу, выбор имеющихся вакансий. В свою очередь, работодатели имеют возможность подбора работников. Также появилась возможность временного трудоустройства несовершеннолетних с четырнадцати до восемнадцати лет на каникулах и в свободное от учебы время. Для выпускников школ и других образовательных учреждений есть возможность предоставления информации о ситуации на рынке труда.
В настоящее время имеются возможности поиска работы с использованием мобильных телефонов и смартфонов.
Особое внимание уделяется лицам предпенсионного возраста и граждан старше трудоспособного возраста. Зачастую их уровень владения новыми технологиями достаточно низкий. А успех в профессиональной деятельности в последнее время во многом определяется возможностью работы с новыми информационными технологиями и быстрым обменом информацией. И в этом также помогают центры занятости. В них проходят подготовку и переподготовку в сфере использования информационных технологий. В центрах занятости населения в России и в Дагестане проводят обучение лиц старшего возраста работе на компьютере и использованию Интернета.
Так, в центре занятости населения в Махачкале организовано обучение граждан, ищущих работу на компьютере, и специальным навыкам (для работников торговли, бухгалтерии и пр.).
В связи с этим хочется отметить, что новые технологии позволяют динамично развивать работу служб занятости с учетом достижений современного информационного мира. Поэтому внедрение информационных и инновационных технологий все шире применяется в работе с гражданами, находящимися в поиске работы [11].
Результаты. В ходе проведенной работы выяснилось, что наиболее многочисленной из уязвимых категорий населения является молодежь и женщины. Экономический кризис усугубил и так непростое положение этих категорий населения.
Выводы. Новые информационные технологии применяют в службах занятости по всей стране, в силу того что доступность государственных услуг является в настоящее время задачей, которая поставлена президентом страны. Для решения проблем с занятостью необходимо:
- организовать профориентационную работу со школьниками и студентами;
- проводить ярмарки вакансий для каждой из уязвимых групп населения;
- разработать правовую основу для оформления отношений учебных заведений и служб занятости, для того чтобы обеспечить приоритет молодежи в приеме на работу после окончания высших учебных заведений.
Литература
1. Абдулаева, З. З. Социально-экономические проблемы занятости женщин на рынке труда // Вопросы структуризации экономики. 2013. № 3. С. 94-99.
2. Абдулаева, З. З., Айгубов, С. З., Магомедова, П. И. Особенности формирования женского рынка труда в республиках Северного Кавказа // Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : материалы Международной научно-практической конференции. 2019. С. 60-62.
3. Гарунова, А. В., Лугуева, А. С., Курбанова, Ф. Ф. Безработица в России как социально-экономическое явление //Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 12 (98). С. 242-250.
4. Деневизюк, Д. А., Гимбатов, Ш. М., Тумсоев, А. Б., Кутаев, Ш. К., Ахмедова, Л. А., Султанов, Г. С., Патлис, В. В., Мартышенко, Н. С., Мартышенко, С. Н. Социально-экономическое развитие на современном этапе: проблемы и направления : монография. - М., 2015. Книга 2.
5. Колосова, Р. П. Российский рынок труда : возможности и ограничения в контексте социоэкономи-ческого подхода // Труд и социальные отношения. 2009. № 4. С. 18-23.
6. Консультант Плюс. Официальный сайт. - URL : http://www.consultant.ru/law/hotdocs/61249.html/.
7. Кутаев, Ш. К. Основные проблемы формирования регионального рынка труда и эффективного использования трудовых ресурсов // Фундаментальные исследования. 2016. № 2-3. С. 583-587.
8. Кутаев, Ш. К. Препятствия в трудоустройстве молодых специалистов // Международный журнал
прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-1. С. 126-129.
9. Кутаев, Ш. К. Региональный рынок труда : функционирование и развитие. - Махачкала : Изд-во «Наука плюс», 2008.
10. Лугуева, А. С., Маммаева, Д. С. Анализ цифровой экономики на региональном уровне : общая экономическая характеристика, цифровой анализ, анализ эффективности (на примере РД) // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-2 (85). С. 1019-1024.
11. Лугуева, А. С., Маммаева, Д.С. Существующие информационные технологии в деятельности социальных служб РФ и Республики Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. 2019. № 12 (110). С. 118-126.
12. Минкомсвязь РД. Официальный сайт. - URL : http://minsvyazrd.ru/bezrabotnye.
13. Общероссийская база вакансий. «Работа в России». - URL : https://trudvsem.ru/.
14. Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости. - URL : http:// www. rostrud. ru /.
15. Официальный сайт Министерства труда и социального развития Республики Дагестан. - URL : http: //www.dagmintrud.ru/.
16. Петров, Е. В., Колосова, М. В., Качаева, С. Г., Печенкина, Т. И. Содействие занятости и трудоустройству молодежи в современных экономических условиях // Наука, образование, общество. 2015. № 4 (6). С. 161-173.
17. Полищук, Е. А. Особенности государственной политики содействия занятости в условиях развития рынка труда //Молодая наука : сб. трудов. 2015. С. 152-157.
18. Рейтинг регионов РФ по уровню безработицы - 2020. - URL : https://riarating.ru/infografika/.
19. Hornstein, A., Kudlyak, M. and Lange, F. Measuring resource utilization in the labor market // FRB Economic Quarterly. 2014. Vol. 100(1). C. 1-21.
20. Hagel, J. and Brown, J. S. The Only Sustainable Edge : Why Business Strategy Depends On Productive Friction And Dynamic Specialization // Harvard Business Review Press. 2005.
21. Gimpelson, V., Kapelyushnikov, R., Lukyanova, A. Employment protection legislation in Russia : regional enforcement and labor market outcomes // Comparative econ. studies. Tempe, 2010. Vol. 52. No. 4. P. 611-636.
References:
1. Abdulaeva, Z. Z. Social'no-ekonomicheskie problemy zanyatosti zhenshchin na rynke truda // Voprosy strukturizacii ekonomiki. 2013. № 3. S. 94-99.
2. Abdulaeva, Z. Z., Ajgubov, S. Z., Magomedova, P. I. Osobennosti formirovaniya zhenskogo rynka truda v respublikah Severnogo Kavkaza // Tekhnologii social'noj raboty v razlichnyh sferah zhiznedeyatel'nos-ti: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2019. S. 60-62.
3. Garunova, A. V., Lugueva, A. S., Kurbanova, F. F. Bezrabotica v Rossii kak social'no-ekonomicheskoe yavlenie //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2018. № 12 (98). S. 242-250.
4. Denevizyuk, D. A., Gimbatov, SH. M., Tumsoev, A. B., Kutaev, SH. K., Ahmedova, L. A., Sultanov, G. S., Pat-lis, V. V., Martyshenko, N. S., Martyshenko, S. N. Social'no-ekonomicheskoe razvitie na sovremennom etape: problemy i napravleniya : monografya. - M., 2015. Kniga 2.
5. Kolosova, R. P. Rossijskij rynok truda : vozmozhnosti i ogranicheniya v kontekste socioekonomicheskogo pod-hoda // Trud i social'nye otnosheniya. 2009. № 4. S. 18-23.
6. Konsul'tant Plyus. Oficial'nyj sajt. - URL : http://www.consultant.ru/law/hotdocs/61249.html/.
7. Kutaev, SH. K. Osnovnye problemy formirovaniya regional'nogo rynka truda i effektivnogo ispol'zovaniya trudovyh resursov //Fundamental'nye issledovaniya. 2016. № 2-3. S. 583-587.
8. Kutaev, SH. K. Prepyatstviya v trudoustrojstve molodyh specialistov // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2016. № 6-1. S. 126-129.
9. Kutaev, SH. K. Regional'nyj rynok truda : funkcionirovanie i razvitie. - Mahachkala : Izd-vo «Nauka plyus», 2008.
10. Lugueva, A. S., Mammaeva, D. S. Analiz cifrovoj ekonomiki na regional'nom urovne : obshchaya ekonomich-eskaya harakteristika, cifrovoj analiz, analiz effektivnosti (na primere RD) // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2017. № 8-2 (85). S. 1019-1024.
11. Lugueva, A. S., Mammaeva, D.S. Sushchestvuyushchie informacionnye tekhnologii v deyatel'nosti social'nyh sluzhb RF i Respubliki Dagestan // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2019. № 12 (110). S. 118-126.
12. Minkomsvyaz'RD. Oficial'nyj sajt. - URL : http://minsvyazrd.ru/bezrabotnye.
13. Obshcherossijskaya baza vakansij. «Rabota v Rossii». - URL : https://trudvsem.ru/.
14. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby po trudu i zanyatosti. - URL : http://www. rostrud. ru /.
15. Oficial'nyj sajt Ministerstva truda i social'nogo razvitiya Respubliki Dagestan. - URL : http: // www. dagmintrud. ru/.
16. Petrov, E. V., Kolosova, M. V., Kachaeva, S. G., Pechenkina, T. I. Sodejstvie zanyatosti i trudoustrojstvu mo-lodezhi v sovremennyh ekonomicheskih usloviyah //Nauka, obrazovanie, obshchestvo. 2015. № 4 (6). S. 161-173.
17. Polishchuk, E. A. Osobennosti gosudarstvennoj politiki sodejstviya zanyatosti v usloviyah razvitiya rynka truda //Molodaya nauka : sb. trudov. 2015. S. 152-157.
18. Rejting regionov RF po urovnyu bezraboticy - 2020. - URL : https://riarating.ru/infografika/.
19. Hornstein, A., Kudlyak, M. and Lange, F. Measuring resource utilization in the labor market // FRB Economic Quarterly. 2014. Vol. 100(1). C. 1-21.
20. Hagel, J. and Brown, J. S. The Only Sustainable Edge : Why Business Strategy Depends On Productive Friction And Dynamic Specialization // Harvard Business Review Press. 2005.
21. Gimpelson, V., Kapelyushnikov, R., Lukyanova, A. Employment protection legislation in Russia : regional enforcement and labor market outcomes // Comparative econ. studies. Tempe, 2010. Vol. 52. No. 4. P. 611-636.