УДК 330.59 АБДУЛАЕВА ЗАИРА ЗАПИРОВНА
к.э.н., старший научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН», доцент ФГОБУ ВО «Дагестанский государственный университет»,
e-mail: [email protected]
МАГОМЕДОВА ПАТИМАТИБРАГИМОВНА
старший преподаватель кафедры «Социальные и информационные технологии» ФГОБУ ВО «Дагестанский государственный университет»,
e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ КАК СПЕЦИФИЧЕСКОГО СЕГМЕНТА РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА
Аннотация. Несмотря на существующую правовую основу, вопросы занятости и трудоустройства инвалидов остаются недостаточно проработанными во многих регионах, в частности, в Республике Дагестан, где одни из самых высоких показателей инвалидиза-ции населения, как среди регионов Северного Кавказа, так и в целом по России. Целью исследования является изучение и систематизация основных проблем, а также выявление тенденций и направлений трудоустройства инвалидов как специфического сегмента регионального рынка труда (на материалах Республики Дагестан). Метод и методология проведения работы. В основе исследования лежит общенаучный метод, предусматривающий использование системного подхода для решения поставленной цели. Теоретическую и методологическую базу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых, в которых проводится анализ содержания понятий «инвалиды», «трудоустройство инвалидов», а также дается определение способам эмпирического изучения предметного содержания трудоустройства инвалидов. Результаты. В статье определены препятствия, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья на рынке труда, проводится анализ статистической информации о тенденциях в области трудоустройства лиц с ограниченными возможностями в регионе. Обосновано, что для решения проблемы трудоустройства инвалидов необходима комплексная работа по всем направлениям, включающим в себя взаимодействие с работодателями, совершенствование нормативно-правовой базы, создание доступной среды, обеспечение инвалидов доступом к образованию, что, в свою очередь, требует системных мер на всех уровнях, начиная от федеральных государственных органов и заканчивая органами местного самоуправления и частными фирмами. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы органами управления региона для снижения уровня безработицы среди инвалидов. Ключевые слова: инвалиды, трудоустройство инвалидов, доступная среда, безработица, регион.
ABDULAEVA ZAIRA ZAPIROVNA
Ph. D., senior researcher, FSB "Institute of socio-economic research, Dagestan scientific center, Russian Academy of Sciences" associate Professor Dagestan state University», e-mail: [email protected]
MAGOMEDOVA PATIMATIBRAHIMOVNA
senior lecturer of the Department "Social and information technologies» Dagestan state University», e-mail: [email protected]
PROBLEMS AND TRENDS OF EMPLOYMENT OF DISABLED PEOPLE AS SPECIFIC SEGMENT OF THE REGIONAL LABOR MARKET
Abstract. Despite the existing legal framework, the issues of employment and employment of persons with disabilities remain insufficiently worked out in many regions, in particular, in the Republic of Dagestan, where one of the highest rates of disability of the population, both among the regions of the North Caucasus and in Russia as a whole. The aim of the study is to study and systematize the main problems, as well as to identify trends and directions of employment of disabled people as a specific segment of the regional labor market (on the materials of the Republic of Dagestan). Method and methodology of the work. The research is based on a General scientific method, which provides for the use of a systematic approach to solve the goal. The theoretical and methodological basis of the research consists of scientific works of domestic and foreign scientists, which analyze the content of the concepts of "disabled people", "employment of disabled people", and also defines the methods of empirical study of the subject content of employment of disabled people. Results. The article identifies the obstacles faced by people with disabilities in the labor market, analyzes statistical information on trends in employment of persons with disabilities in the region. It is proved that in order to solve the problem of employment of persons with disabilities, comprehensive work is needed in all areas, including interaction with employers, improving the regulatory framework, creating an accessible environment, ensuring access to education for persons with disabilities, which, in turn, requires systemic measures at all levels, from Federal state bodies to local governments and private firms. The scope of the results. The results of the study can be used by the regional authorities to reduce the unemployment rate among the disabled.
Keywords: disabled people, employment of disabled people, accessible environment, unemployment, region.
В настоящее время рынок труда людей с ограниченными возможностями характеризуется несоответствием между спросом и предложением на рабочую силу, поэтому ограничение трудоспособности делает процесс трудоустройства чрезвычайно трудным для этой категории безработных. В России, насчитывающей более 12 млн людей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), только 28% из них трудоустроены, в то же время в зарубежных странах этот показатель достигает 40-50%.
Особенно актуальна эта проблема для большинства регионов Северного Кавказа, в т. ч. и для Республики Дагестан, где уровень инвалидизации населения значительно более высокий в сравнении с другими регионами России. Несмотря на существующую правовую основу, вопросы формирования доступной среды для инвалидов в Республике Дагестан и трудоустройства инвалидов остаются нерешенными, что порождает высокую социальную зависимость, вынужденную изоляцию инвалидов, низкий уровень их жизни и другие проблемы.
Нередко работодатели под разными предлогами не трудоустраивают инвалидов, ограничивают их в правах, делают недоступными некоторые виды работ из-за их физической неприспособленности. При этом заявительный механизм и традиционные меры активной политики занятости, применяемые по отношению к лицам без инвалидности, являются недостаточными для трудоустройства и закрепления на рабочих местах граждан, имеющих значительные ограничения жизнедеятельности.
Ежегодное увеличение числа людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, делает вопросы профессиональной абилитации, реабилитации и качественного трудоустройства инвалидов одним из приоритетных направлений социальной политики РФ.
К сожалению, проблемы, связанные с расширением сферы профессиональной и социальной реабилитации людей с ОВЗ, которые имеют желание и возможности работать, решаются неэффективно. Так, по данным Госкомстата, в 2017 г. в России нетрудоустроенные граждане с инвалидностью составили почти 23% у мужчин и 17% у женщин. Для некоторых возрастных групп (особенно, 40-44, 45-49 и 50-54) уровень безработицы среди инвалидов значительно (почти в два раза) выше, чем тот же уровень по российским гражданам без инвалидности) [1]. (рис.1).
30
25
20
15
10
5 0
□ Уровень экономической активности □ Уровень занятости □ Уровень безработицы
Рис. 1. Уровень экономической активности, занятости и безработицы лиц в возрасте 15-27 лет, имеющих инвалидность, 2017 г.
Еще большую озабоченность данные показатели вызывают в связи с возрастанием абсолютного числа инвалидов, особенно инвалидов с детства, которые являются наиболее социально уязвимой частью людей с ОВЗ и требует максимального внимания со стороны государства как в вопросах обучения, в т. ч. - обучения профессии, так и в вопросах последующего трудоустройства, абилитации и реабилитации. Если в 2011 г. численность инвалидов с детства в РФ составляла 541000 человек, то к 2018 г. эта цифра увеличилась до 651000 человек, то есть выросла почти на 20% [2], что предполагает формирование продуманной и выверенной социально-экономической политики государства по профессиональной подготовке, последующему трудоустройству, абилитации и реабилитации людей с ограничениями по здоровью.
Изучение и анализ многочисленных исследований по вопросам занятости инвалидов позволили нам выделить и систематизировать основные проблемы трудоустройства инвалидов в России и ее регионах, которые можно условно объединить в несколько групп.
Первая группа проблем связана с тем, что слабо отработаны законодательные механизмы, призванные обеспечивать взаимодействие между государством и бизнесом в вопросах, связанных с квотами и созданием специализированных рабочих мест для людей с инвалидностью [3]. С одной стороны, можно заметить некоторые положительные изменения в этой области. В частности, в 2015 г. в РФ произошла ратификация Конвенции по правам инвалидов (принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106, Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ) [4]. В Закон № 419-ФЗ [5], помимо реабилитации людей с ограничениями здоровья, с 1 января 2016 года введено принципиально новое понятие «абилитация инвалидов», предполагающее не восстановление утраченных в результате болезни или травмы навыков, а обучение новым [6]. Программа индивидуальной абилитации, несомненно, позволит оптимизировать процесс интеграции людей с ограничениями по здоровью в профессиональные сообщества, «... более полно и внимательно относиться к заполнению разделов психолого-педагогической коррекции и социальной адаптации в индивидуальных программах реабилитации и абилитации (ИПРА)» [7].
С другой стороны, как указывают многие авторы, наиболее слабым звеном в российском законодательстве по вопросу инвалидности остается установление критериев по определению группы инвалидности для впервые признанных инвалидами, а также правил последующего подтверждения группы инвалидности [8]. Решение проблем, связанных с трудоустройством инвалидов I и II групп, которые инициируются в законодательных и методологических отношениях, затянуто, несмотря на то что на теоретическом уровне и в соответствии с зарубежным опытом их трудоустройство в определенных условиях уже давно считается вполне достижимым и желательным.
Вторую группу факторов можно условно обозначить как организационные, они включают
в себя [9]:
- слабое взаимодействие государственных и общественных структур, предназначенных для обеспечения профессиональной подготовки, поиска работы и трудоустройства людей с ОВЗ;
- отсутствие заинтересованности государственных структур в обеспечении правовой и экономической поддержки работодателей, которые трудоустраивают инвалидов;
- недостаточный контроль со стороны государственных органов за тем, чтобы ФЗ РФ 23 февраля 2013 г. № 11-ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов [10], в котором предписано ужесточить санкции за неисполнение трудовых обязательств для людей с ограниченными возможностями, создание для них рабочих мест в рамках квот, установленных региональными властями, выполнялся [11].
Весьма низким является уровень мотивации государственных и муниципальных служащих, вовлеченных в процессы помощи инвалидам, к качественному выполнению своих обязанностей. Например, в западных странах, в частности, в некоторых штатах США, к работе с инвалидами допускаются только те служащие, которые после прохождения специального психологического тестирования продемонстрировали высокий уровень желания помогать другим людям. Такой подход в г. Феникс (США) позволил повысить уровень удовлетворенности людей с ОВЗ помощью и поддержкой со стороны государственных структур до 90% [12].
Следующую группу факторов можно условно назвать институционально-инфраструктурными, к ним относятся [13]:
- фактическое отсутствие региональных площадок по трудоустройству соискателей с ограничениями здоровья;
- отсутствие доступной для людей с ОВЗ социальной среды, которая развивала бы профессиональные и личные их интересы;
- неразвитая городская инфраструктура, адаптированная для лиц с ОВЗ.
- незначительное число общественных организаций (особенно в регионах РФ), которые смогли бы профессионально сориентировать и трудоустроить молодых специалистов с ОВЗ.
Проблема трудоустройства специалистов с ОВЗ наиболее остро проявляется не в мегаполисах, а в провинциальной местности, где транспортная инфраструктура слаборазвита, в основном преобладает производство с использованием низкоквалифицированного физического труда, общий уровень безработицы значительно превышает уровень мегаполисов, а степень готовности руководителей предприятий к приему на работу специалистов с ОВЗ значительно ниже.
Также в этой группе можно выделить проблему недостаточной эффективности информационно-консультационной поддержки граждан с ОВЗ, которая включает, в т. ч., их профессиональную, социально-психологическую подготовку к трудоустройству, отсутствия дальнейшей индивидуальной работы, связанной с поиском подходящего для них места работы. Исследования, проведенные отечественными и зарубежными специалистами, показывают, что из общего числа всех инвалидов самостоятельно может трудоустроиться только половина.
При этом можно заметить, что данная группа факторов достаточно тесно перекликается с организационными факторами.
Наконец, наиболее значимые, на наш взгляд, факторы, действие которых приводит к возникновению барьеров в профессиональном обучении и последующем трудоустройстве инвалидов в России и ее регионах - это социально-психологические факторы, которые включают:
- отрицательное отношение (как в обществе, так и со стороны значительной части работодателей) к людям с ОВЗ, ложные представления о том, что инвалиды желают оставаться под опекой государства;
- неправильное представление значительного числа работодателей о том, что человека с ОВЗ сложно уволить, если он некачественно работает;
- затруднения в реализации социальной, экономической и правовой политики к профессиональной переподготовке и дальнейшему трудоустройству людей с ОВЗ;
- фактическая (психологическая и социальная) дискриминация людей с ОВЗ со стороны потенциальных работодателей [14].
Трудоустройство специалистов с ограниченными по состоянию здоровья возможностями,
являющихся выпускниками вузов, является важной проблемой, требующей пристального внимания, поскольку многие работодатели психологически не готовы и с неохотой принимают на работу работников с ОВЗ, хотя действует порядок обязательного государственного квотирования. Не имеющие трудового стажа и стабильных коммуникационных навыков соискатели-инвалиды имеют проблемы с трудоустройством. Ввиду существующего предубеждения руководителей и атмосферы отчужденности в коллективе многим специалистам с ОВЗ не удается сохранить новое рабочее место.
Задача максимального содействия трудоустройству инвалидов, несмотря на предпринимаемые федеральными и региональными властями усилия и активное участие в её решении общественных организаций, по сей день остается нерешенной в полной мере. Продолжают существовать отдельные возрастные группы людей с ограниченными возможностями, испытывающие проблемы при поиске работы, а кто-то из них -довольно существенная часть - пополняет ряды безработных. Однако и среди тех инвалидов, кто нашел работу, существует неудовлетворенность тем положением дел, в котором они оказались, а именно - необходимостью выбирать работу без учета своих пожеланий и профессиональных способностей.
В Республике Дагестан трудоустройство и интеграция граждан с ограниченными возможностями в общество стали одними из приоритетных в деятельности органов исполнительной власти. По состоянию на 1.03.2019 г. по данным ГУ ОПФ РФ по РД на территории республики зарегистрировано 176,1 тыс. инвалидов трудоспособного возраста, из которых осуществляют трудовую деятельность 40,5 тыс. инвалидов, что составляет 23,0% от общей численности инвалидов трудоспособного возраста (всего инвалидов в республике - 322,0 тыс. чел.) (табл.1).
Таблица 1
Регистрация и трудоустройство граждан, в т. ч. инвалидов в органах государственной службы занятости населения РД*
№ п/п Наименование показателей Ед. изм. 2018 г. по состоянию на 1.04.2019 г.
1. Обратилось всего в поисках работы чел. 75 983 17 725
1.1 Из них инвалиды чел. 5 119 961
2. Оказано содействие в трудоустройстве: чел. 63 946 14 194
2.1 Из них инвалиды чел. 3 932 535
2.1.1 На постоянные рабочие места чел. 1 517 72
2.1.2 На условиях временной занятости чел. 2 415 463
3. Уровень трудоустройства, всего % 84,2 80,1
4. Уровень трудоустройства инвалидов % 76,8 55,7
5. Численность инвалидов в РД по данным ГУ-ОПФР по РД, всего чел. 323 168 323 286
5.1 Из них численность инвалидов трудоспособного возраста в РД по данным ГУ-ОПФР по РД чел. 176 973 176 575
5.2 Из них численность работающих инвалидов трудоспособного возраста в РД по данным ГУ-ОПФР по РД чел. 40 800 40 853
6. Количество квотируемых рабочих мест ед. 6 707 6 741
7. Численность безработных граждан чел. 23 411 24 040
8. Уровень зарегистрированной безработицы: по Республике Дагестан по Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу % 1,7 0,9 2,7 1.7 1,0 2.8
9. Коэффициент напряженности на рынке труда чел. 22 24
10. Потребность в работниках, заявленная работодателями на конец отчетного периода ед. 1060 1031
^Источник: Данные Министерства труда и социального развития Республики Дагестан.
Органы государственной службы занятости населения Республики Дагестан не имеют возможности в полной мере оказать содействие в трудоустройстве всех трудоспособных инвалидов по причине отсутствия подходящих вакансий, в т. ч. постоянного характера (на 1.04.19 г. по РД имеется всего 1031 вакансия).
Любой работодатель при количестве сотрудников свыше 35 человек обязан иметь рабочие места для инвалидов и, соответственно, трудоустраивать их на своем предприятии. Теоретически работодатель не вправе отказать инвалиду в приеме на работу. Но, к сожалению, на практике подобное происходит довольно часто. Здесь речь идет о социальной ответственности. Ведь, для того чтобы взять на работу такого сотрудника, ему необходимо создать определенные условия труда. Плюс к этому - для инвалидов первой и второй групп предусмотрен укороченный рабочий день. При этом работодатели по закону понесут ответственность, если необоснованно откажут в трудоустройстве инвалиду.
Вопросы квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в республике регулируются Законом РД от 9 июля 2010 года № 39 о квотировании рабочих мест для инвалидов в РД и постановлением Правительства РД от 30 апреля 2010 года № 118 «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов». На начало 2019 г. на территории республики функционируют 1,6 тыс. организаций, на которых предусмотрено установление квоты для трудоустройства инвалидов в количестве 6,7 тыс. рабочих мест, в т. ч. на 1,1 тыс. организаций со среднесписочной численностью работников от 35 до 100 человек квота установлена в количестве 2,0 тыс. рабочих мест, в 445 организациях с численностью более 100 человек - в количестве 4,8 тыс. рабочих мест. Количество квотированных рабочих мест, на которые трудоустроены инвалиды, составило 6,4 тыс. единиц. Кроме того, в 2019 г. в организациях с численностью более 100 человек в счет квоты предусмотрено создание 507 специальных рабочих мест для инвалидов. На 1 марта 2019 г. таких мест создано 264.
В регионе реализуется государственная программа РД «Содействие занятости населения», в рамках которой в 2018 г. трудоустроено около 4,0 тыс. чел., относящихся к категории инвалидов (из 5,1 тыс. обратившихся), государственная услуга по содействию самозанятости безработных граждан оказана 244 инвалидам. При этом уровень трудоустройства данной категории за 2018 г. составил 76,8%.
В государственную программу РД «Содействие занятости населения» внесены изменения, предусматривающие реализацию мероприятий по сопровождению при содействии занятости, такие, как оказание индивидуальной помощи принимаемым и принятым на работу гражданам из числа инвалидов, нуждающимся в дополнительных мерах содействия в поиске работы, трудоустройстве, дополнительном оснащении специального рабочего места, освоении профессиональных знаний, умений и трудовых действий, а также в адаптации на рабочем месте, включая помощь при формировании и освоении доступного для них маршрута передвижения до места работы и на территории организации-работодателя.
Также в РД разработана подпрограмма «Сопровождение инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве» в рамках государственной программы Республики Дагестан «Содействие занятости населения».
В 2019 г. в городе Махачкала открыто первое в России социальное кафе «Кафе перемен», большую часть сотрудников которого будут составлять люди с ограниченными возможностями здоровья. Реализация социального проекта позволила получить работу 15 молодым людям с особенностями физического и психического развития и двум поварам-наставникам. Для последующей работы в «Кафе перемен» молодые люди проходили специальное обучение. Было приобретено все необходимое оборудование, для того чтобы весь процесс был максимально автоматизирован, что позволит работать на нем людям с довольно большим количеством ограничений. Площадь заведения составляет 200 квадратных метров, в нем создана полностью безбарьерная среда, как для персонала, так и для посетителей, в т. ч. инвалидов-колясочников - просторный зал с проездами для инвалидной коляски, низкая барная стойка, адаптированные санузлы. На втором этаже кафе оборудован зал для занятий с детьми с особенностями развития.
Сформирован специализированный банк вакансий для инвалидов, в т. ч. посредством наполнения информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России». Так, за 2017 г. работодателями республики были размещены сведения о наличии 2,7 тыс. рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях бюджетной сферы и компаниях с государственным участием (более чем в 2 раза больше аналогичного показателя за 2016 г.).
Как видим, проблема трудоустройства инвалидов для властей разного уровня и многих общественных организаций за предыдущие 10 лет встала в разряд приоритетных направлений деятельности. Так, за эти годы удалось создать и успешно апробировать разного рода адаптационные программы, помогающие искать работу и способствующие трудоустройству или своими силами, или при кураторском содействии. Главная идея этих адаптационных программ заключается в том, чтобы помощь молодым специалистам с ограниченными возможностями здоровья (чаще всего индивидуальная) помогала преодолеть имеющиеся барьеры и содействовала успешному началу их трудовой деятельности.
Однако большинство принятых и реализуемых программ не приводят к существенным изменениям в плане решения проблем с трудоустройством инвалидов, в первую очередь по причине их несистемности и разрозненности.
Среди обязательных направлений деятельности, которые необходимо осуществлять при содействии занятости инвалидов, можно выделить следующие:
1. Формирование перечней рекомендованных специальностей для людей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Профориентация подростков с ограничениями возможностей здоровья.
3. Создание и функционирование специальных учебных центров с учетом отдельных видов ограничения возможностей здоровья.
4. Функционирование общественных организаций, оказывающих помощь в трудоустройстве инвалидов.
5. Функционирование центров занятости/служб трудоустройства, обрабатывающих вакансии для инвалидов.
6. Оказание государственной поддержки в создании особых условий труда для людей с ограничениями возможностей здоровья.
7. Функционирование общественных организаций, сопровождающих инвалидов в первые месяцы их трудоустройства на новом рабочем месте.
Представляется, что содействовать трудоустройству инвалидов на открытом рынке труда, а также помогать в трудоустройстве тех инвалидам, которые могут выполнять отдельные виды трудовой деятельности с помощью других лиц, является более предпочтительным, чем просто выплачивать пособия по безработице. Правильный подход к трудоустройству инвалидов помогает не только максимально использовать потенциал их профессиональной пригодности, но также благодаря точно подобранным профессиям и вариантам занятости снимает многие проблемы социальной и экономической приспособленности этих людей к жизни в современном обществе, их жизнедеятельности и жизнеобеспечения.
Литература
1. Труд и занятость инвалидов // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# (дата обращения: 26.06.2019).
2. Данные федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов». См.: Численность инвалидов // Федеральный реестр инвалидов [Электронный ресурс]. URL: https://sfri.ru/analitika/ chislennost (дата обращения 17.05.19).
3. Шуайпова П.Г. Инвалиды в России: правовые проблемы их трудоустройства // Юридический вестник ДГУ. 2015. № 3. С. 95-99.
4. Федеральный закон от 3.05.2012 N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» // ГАРАНТ.РУ [Информационно-правовой портал]. URL: http://base.garant.ru/70170066/ (дата обращения:26.06.2019).
5. Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» // Консультант Плюс [Информационно-правовой портал]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_171577/ (дата обращения: 26.06.2019).
6.Ильин О.А. «Человек компенсаторный» (заметки об образовании и трудоустройстве инвалидов) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. № 6. С. 53-62.
7. Михайлова А. 5 основных изменений в жизни инвалидов в 2016 году // ГАРАНТ. РУ [Информационно- правовой портал]. URL: http://www.garant.ru/article/678950/#ixzz4R7DpMNAX (дата обращения:26.06.2019).
8. Павловская О.Ю. Занятость и трудоустройство инвалидов: правовые аспекты и актуальные проблемы правоприменения //Право и экономика. 2015. № 1. С. 74-79.
9. Зайцева Т.В., Халуторных О.Н. Трудоустройство инвалидов в РФ, или Что делать с равными правами человека на труд?// Государственное управление. Электронный вестник Выпуск № 71. Декабрь 2018 г.
10. Федеральный закон от 23.02.2013 N 11-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов» // ГАРАНТ.РУ [Информационно-правовой портал]. URL: http://base.garant.ru/70321480/ (дата обращения: 26.10.2018).
11. Вивчарук К.Г. Квотирование рабочих мест для инвалидов и другие проблемы трудоустройства // III Международная научно-практическая конференция «Современные тенденции и инновации в науке и производстве», Междуреченск, 2-4 апреля 2014 г. Кемерово, 2014. С. 241-242
12. Perry J.L., Wise L.R. Motivational basis of Public Service // Public Administration Review. 1990. Vol. 50. №. 3. P. 367-373.
13. Зайцева Т.В., Халуторных О.Н. Трудоустройство инвалидов в РФ, или Что делать с равными правами человека на труд?// Государственное управление. Электронный вестник Выпуск № 71. Декабрь 2018 г.
14. Парягина О. Инвалиды: дискриминация и занятость // Управление персоналом. 2007. № 6. URL: http:// www.top-personal.ru/issue.html?1069 (дата обращения: 26.07.2019)
15. Кутаев Ш.К., Гимбатов Ш.М., Дохолян С.В., Садыкова А.М. Формирование государственной политики занятости в трудоизбыточных регионах СКФО// Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. № 12 (86). С. 93-98.
16. Гимбатов Ш.М. Проблемы управления рынком труда в субъектах Северо-Кавказского федерального округа// Вопросы структуризации экономики. 2018. № 4. С. 29-32.
17. Хаджалова Х.М.Уровень и качество жизни населения в горных районах Республики Дагестан// В сборнике: Горные территории: вопросы сохранения самобытности и обеспечения устойчивого развития материалы I-ой Международной научно-практической конференции. 2015. С. 169-173.
References:
1. Trud i zanyatost' invalidov // Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Elektronnyj resurs]. URL: http:// www.gks. ru/wps/wm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# (data obrashcheniya: 26.06.2019).
2. Dannye federal'noj gosudarstvennoj informacionnoj sistemy «Federal'nyj re-estr invalidov». Sm.: CHislennost' invalidov // Federal'nyj reestr invalidov [Elektronnyj resurs].
URL: https://sfri.ru/analitika/chislennost (data obrashcheniya 17.05.19).
3. SHuajpova P.G. Invalidy v Rossii: pravovye problemy ih trudoustrojstva // YUri-dicheskij vestnik DGU. 2015. № 3. S. 95-99.
4. Federal'nyj zakon ot 3.05.2012 N 46-FZ «O ratifikacii Konvencii o pravah inva-lidov» // GARANT.RU [Informacionno-pravovojportal]. URL: http://base.garant.ru/70170066/ (data obrashcheniya:26.06.2019).
5. Federal'nyj zakon ot 01.12.2014 N 419-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zako-nodatel'nye akty Rossijskoj Fed-eracii po voprosam social'noj zashchity invalidov v svyazi s ratifikaciej Konvencii o
pravah invalidov» // Konsultant Plyus [Informacionno-pravovoj por-tal]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_171577/ (data obrashcheniya: 26.06.2019).
6. Win O.A. «CHelovek kompensatornyj» (zametki ob obrazovanii i trudoustrojstve invalidov) //Vospitanie i obuchenie detej s narusheniyami razvitiya. 2014. № 6. S. 53-62.
7. Mihajlova A. 5 osnovnyh izmenenij v zhizni invalidov v 2016 godu // GARANT. RU [Informacionno-pravovoj portal]. URL: http://www.garant.ru/article/678950Mixzz4R7DpMNAX (data obrashcheniya:26.06.2019).
8. Pavlovskaya O.YU. Zanyatost' i trudoustrojstvo invalidov: pravovye aspekty i aktu-al'nye problemy pravoprime-neniya //Pravo i ekonomika. 2015. № 1. S. 74-79.
9. Zajceva T.V., Halutornyh O.N. Trudoustrojstvo invalidov v RF, ili CHto delat' s ravnymi pravami cheloveka na trud?// Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik Vypusk № 71. Dekabr' 2018 g.
10. Federal'nyj zakon ot 23.02.2013 N 11-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zako-nodatel'nye akty Rossijskoj Fed-eraciipo voprosu kvotirovaniya rabochih mest dlya invalidov» // GARANT.RU
[Informacionno-pravovojportal]. URL: http://base.garant.ru/70321480/ (data obrashche-niya: 26.10.2018).
11. Vivcharuk K.G. Kvotirovanie rabochih mest dlya invalidov i drugie problemy trudo-ustrojstva //IIIMezhdunarod-naya nauchno-prakticheskaya konferenciya «Sovremennye tendencii i innovacii v nauke i
proizvodstve», Mezhdurechensk, 2-4 aprelya 2014 g. Kemerovo, 2014. S. 241-242
12. Perry J.L., Wise L.R. Motivational basis of Public Service // Public Administration Review. 1990. Vol. 50. №. 3. P. 367-373.
13. Zajceva T.V., Halutornyh O.N. Trudoustrojstvo invalidov v RF, ili CHto delat' s ravnymi pravami cheloveka na trud?// Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik Vypusk № 71. Dekabr' 2018 g.
14. Paryagina O. Invalidy: diskriminaciya i zanyatost' // Upravlenie personalom. 2007. № 6. URL: http://www.top-personal.ru/issue.html?l069 (data obrashcheniya: 26.07.2019)
15. Kutaev SH.K., Gimbatov SH.M., Doholyan S.V., SadykovaA.M.
Formirovanie gosudarstvennoj politiki zanyatosti v trudoizbytochnyh regionah SKFO// Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2017. № 12 (86). S. 93-98.
16. Gimbatov SH.M. Problemy upravleniya rynkom truda v subëktah Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga// Vo-prosy strukturizacii ekonomiki. 20l8. № 4. S. 29-32.
17. Hadzhalova H.M.Uroven' i kachestvo zhizni naseleniya v gornyh rajonah Respubliki Dagestan// V sbornike: Gornye territorii: voprosy sohraneniya samobytnosti i obespecheniya ustojchivogo razvitiya materialy I-oj Mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. S. 169-173.