УДК 316.422 ЛУГУЕВА АРИЗА САДЫКОВНА
к.ф.-м.н., доцент кафедры прикладной математики, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», доцент кафедры математики ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства»
e-mail: [email protected]
АБДУЛХАЛИМОВА АННА ВАЛЕРЬЕВНА
преподаватель математики, Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41, г. Москва,
e-mail: [email protected]
ЗАЛКЕПРИЕВА АМИНАТАЗИЗОВНА
магистрант 2 курса Факультета управления ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,
e-mail: [email protected]
D0l:10.26726/1812-7096-2020-06-49-55 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Аннотация. Цель работы. В статье рассматриваются показатели инновационной деятельности в России и состояния инновационного развития регионов. Метод или методология проведения работы. Проведен анализ общегосударственной и региональной инновационной политики. Основой данной работы являются труды отечественных и зарубежных ученых по изучению проблемы внедрения. Исследование основывается на общенаучной методологии, которая предусматривает применение системного подхода к решению проблем. Результаты. Выявлены основные тенденции, определяющие развитие инновационной политики региона. Каждый субъект Российской Федерации конкурирует с другими регионами за источники финансирования, за выгодные проекты, за качественные трудовые ресурсы. Показано, что не все регионы имеют достаточный опыт в управлении и развитии инновационным потенциалом. У каждой области развития имеются свои особенности, своя инновационная программа развития. Для обеспечения конкурентного преимущества необходима непрерывно развивающая стратегия управления. Рассмотрены возникающие при этом проблемы и возможные способы их разрешения. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы органами управления регионального уровня при разработке стратегий и планов развития экономического развития региона. Выводы. Полученные результаты исследования способствуют повышению объективности принятия управленческих решений в региональной инновационной политике. Проведенный анализ показывает, что в силу разницы социально-экономических условий инновационная система региона не может быть стандартизирована для всех одинаково. Необходимо менять практику традиционного стратегического планирования на технологию разработки динамической стратегии развития территории. Ключевые слова: инновация, инновационная политика, политика, инновационная модель, экономическая стратегия.
LUGUEVA ARIZA SADYKOVNA
Ph.D. of Physical and Mathematical Sciences, associate Professor of applied mathematics, Dagestan state University, associate Professor of the Department of mathematics, DAGESTAN state University of national economy
e-mail: [email protected]
ABDULKHALIMOVA ANNA VALERYEVNA
teacher of mathematics,
College of urban planning, transport and technology No. 41, Moscow,
e-mail: [email protected]
ZALKEPRIEVA AMINATAZIZOVNA
2nd year master's student Of the faculty of management Of the "Dagestan state University", e-mail: [email protected]
PROBLEMS AND WAYS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGION
Abstract. Purpose of work. The article examines the indicators of innovation activity in Russia and the state of innovative development of regions. Method or methodology of the work. The analysis of national and regional innovation policy is carried out. The basis of this work is the works of domestic and foreign scientists on the study of the problem of implementation. The research is based on a General scientific methodology that provides for a systematic approach to problem solving. Results. The main trends that determine the development of innovation policy in the region are identified. Each subject of the Russian Federation competes with other regions for sources of financing, for profitable projects, and for high-quality labor resources. It is shown that not all regions have sufficient experience in managing and developing innovation potential. Each area of development has its own characteristics, its own innovative development program. To ensure a competitive advantage, a continuously developing management strategy is necessary. The problems that arise in this case and possible ways to solve them are considered. The scope of the results. The results of the study can be used by regional government authorities in developing strategies and plans for the development of economic development in the region. Conclusions. The results of the study contribute to improving the objectivity of management decision-making in regional innovation policy. The analysis shows that due to the difference in socioeconomic conditions, the innovation system of the region cannot be standardized for everyone in the same way. It is necessary to change the practice of traditional strategic planning to the technology of developing a dynamic strategy for the development of the territory. Keywords: innovation, innovation policy, policy, innovation model, economic strategy.
Введение. В России от уровня развития региональной системы зависит федеральная целостность государства. Уровень социально-экономического развития субъектов РФ характеризуется высокой степенью , что влечет к ухудшению экономики страны. Главным регулирующим инструментом развития экономики страны и регионов является инновационная деятельность.
Методы исследования. Особое внимание инновациям уделяется для преодоления кризисных явлений и выхода страны на траекторию устойчивого роста. Переход экономики страны с преимущественно сырьевого на инновационный путь развития будет целесообразным. Современный мир сложно представить без осуществившихся инноваций и без будущих, способствующих дальнейшей эволюции. Не использовав высокий инновационный потенциал страны, сложно добиться поставленных задач, направленных на увеличение объема ВВП и укреплении конкурентоспособности России на мировых рынках.
Инновация - процесс, в ходе которого идея приобретает экономическое содержание. Управление инновациями нацелено на принятие решений, которые гарантировали бы создание конкурентоспособных продуктов, достигая эффективных результатов инновации [5].
Инновационное развитие - это комплексное понятие, которое мы рассматриваем как процесс целенаправленного создания, внедрения и коммерциализации инноваций для достижения экономического, технологического совершенствования экономики путем достижения общественных потребностей. Следовательно, инновационное развитие должно иметь комплексный характер [4].
Мы знаем, что для инновационного развития страны важную роль играет развитая инновационная инфраструктура в регионах. В мире именно инновационная развитость регионов является двигателем успеха страны. Поэтому важность поддержки регионов, инвестирующих в инновации необходима. Однако, инвестиционные успехи регионов особо не поощряются. Государственная поддержка осуществляется дотационным регионам, а регионы-доноры, наоборот, платят государству.
Инновационную инфраструктуру территорий образовывают: наукограды, технопарки, бизнес-инкубаторы, экспертные и консультационные центры, патентные службы, фонды по финансированию и страхованию рисков и т. д.
Государству необходимо уделить особое внимание реализации масштабных программ инновации, позволяющих эффективное формирование на территории регионов инновационной инфраструктуры:
- центр трансфера технологий (ЦТГ);
- технопарков (ТП);
- особых экономических зон (ОЭЗ);
- инновационных территориальных кластеров (ИТК).
Так как у каждого региона имеются уникальные природно-климатические, минерально-сырьевые особенности, руководителям профильных органов власти необходимо обеспечить стимулирование предпринимателей для создания новых разработок.
Говоря о факторах-барьерах, создающих преграду на пути инновационного развития в России, можно отметить, что налоговых льгот, предоставляемых компаниям, занимающимся разработкой инноваций, на мой взгляд недостаточно. В России бизнесу, обеспечивающему производство или использование инновационной продукции в своей деятельности, можно было бы дополнительно снизить налоговую нагрузку. Положительно на повышение развития инновационной деятельности в регионах сказалось бы субсидирование процентной ставки по кредитам для проектов, связанных с разработкой инновационных продуктов. Для примера, на сегодняшний день в Бельгии для поддержания инновационной деятельности государство выдает беспроцентные кредиты и субсидии, размер которых может составлять 25%.
В рамках государственной политики, проводимой органами власти России и ее субъектов, необходимо отметить важность формирования и осуществления инновационной политики в РФ, а также формирования базовой инфраструктуры для инновационного предпринимательства, формирования органами государственной власти страны и ее регионов территорий инновационного развития и развития инновационных кластеров.
Для более точного прояснения инновационного положения в России покажем динамику изменений показателей инновационной деятельности с 2015 по 2019 г. (табл. 1).
В 2019 г. уровень инновационной активности организаций составил 7,6% (табл. 1). По сравнению с предыдущими годами значение показателя снизилось на более чем 1%. На протяжении 2015-2019 гг. значение показателя сокращается, причем в последние 4 года это сокращение ускорилось. Аналогичная тенденция характерна и для показателя, характеризующего удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг. Однако данные таблицы показывают, что величины затрат на технологические инновации с 2015 по 2019 г. заметно увеличились (на 374 тыс. руб.).
Таблица 1
Показатели инновационной деятельности в России [17]
№ Показатели Ед. изм. Годы
2015 2016 2017 2018 2019
1. Инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций) % 9,9 9,3 8,4 8,3 7,6
2. Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг % 2,6 2,5 2,4 2,1 2
3. Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами млн руб. 45525133,8 51316283,5 57611057,8 68982626,6 75025588,6
4. В т. ч. инновационные товары, работы, услуги 3843428,7 4364321,7 4166998,7 4516276,4 4678061,4
5. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг % 8,4 8,5 7,2 6,5 5,9
6. Затраты на технологические инновации млн руб. 1200363 1284590 1404985 1472822 1575133
Исходя из анализа показателей инновационной деятельности, мы заметили снижение показателя инновационной активности организации относительно прошлых лет. Но хотелось бы отметить, что затраты на технологические инновации с каждым годом растут.
Изучая мировой опыт, можно понять, что существенную роль для улучшения инновационного развития играют кластерные модели [9]. Министерство экономического развития России в 2019 г. отнесло поддержку развития кластеров к приоритетам государственной политики социально-экономического развития страны. Кластер не ограничивается какой-то отраслью, а затрагивает несколько смежных отраслей. Он объединяет предприятия между собой, что дает возможность для повышения конкурентоспособности региональной экономики, что является важным критерием для оценки развития региона.
Для инновационного развития региона необходимо следовать ряду принципов:
- в первую очередь в регионе должны быть созданы условия для развития региональной инновационной среды;
- развитие инновационной культуры в регионе;
- способности общества к инновационному мышлению;
- значительную роль для инновационного развития в регионе играет созданная государством инновационная политика;
- способность региона к инновационному развитию определяет уровень регионального инновационного потенциала.
У каждого субъекта РФ различное развитие инновационных процессов, разные возможности в силу влияния различных условий, факторов. На уровень выпуска конкурентоспособной продукции в регионе влияют малые предприятия, они служат толчком инновационного переоснащения в экономике. Именно малые инновационные предприятия используют не более 3% инвестиций на НИР и ОКР, дают больше половины нововведений на мировом рынке [13]. Также у регионов России различны уровни инновационного развития. Наибольший интерес представляют ведущие регионы в плане инновационного развития, что подтверждается их высокими позициями в рейтингах.
В Российской Федерации для поддержки и продвижения региональных инновационных научно-технических проектов создана ассоциация инновационных регионов России совместно с Минэкономразвития РФ. С участием представителей региональной администрации и ведущих-экспертов зарубежных стран разработан Рейтинг инновационных регионов. Рейтинг отражает наилучшие практики регионального управления инновационным развитием [10].
На сайте АИРР представлен инновационный рейтинг регионов России за 2018 г. Регионы по уровню инновационного развития делят на 5 групп. Регионы, у которых индекс инновационного развития выше 140% от (среднего по стране уровня), входят в 1 группу - «сильных инноваторов» (табл. 2).
Таблица 2
Результаты инновационного рейтинга 2018 г.*
№ Регион I=Zi/29 % от среднего Группа
1. г. Санкт-Петербург 0,68 172,9%
2. Республика Татарстан 0,67 169,6%
3. г. Москва 0,65 166,4%
4. Томская область 0,63 161,2% сильные инноваторы
5. Московская область 0,60 152,2%
6. Новосибирская область 0,58 148,6%
7. Калужская область 0,57 145,0%
8. Нижегородская область 0,55 140,8%
^Источник: Ассоциация инновационных регионов России [5].
Из представленной выше таблицы можно увидеть, что лидирующие позиции занимает Санкт-Петербург (172,9% от среднего уровня инновационного развития по стране), Республика Татарстан (169,6%) и Москва (166,4%). Относительно прошлого года Республика Татарстан поднялась на 2-е место, обогнав Москву. К аутсайдерам относят 6 субъектов РФ. Данную группу образуют бедные регионы Сибири и Северного Кавказа.
Для повышения своей инновационной привлекательности регионы, в свою очередь, должны перестроить свое экономическое пространство в постепенное насыщение научно-техническими и инжиниринговыми организациями, высокотехнологичными производствами и сетью высококвалифицированных инновационных услуг.
Для эффективного инновационного менеджмента необходимо стратегическое управление, так как оно нацелено на решение проблем в сфере планирования и реализации долгосрочных инновационных проектов. И, когда одна страна не может добиться инновационного лидерства, необходимо подключать опыт других стран или же объединять усилия таких межгосударственных объединений, как ЕС или СНГ для осуществления приоритетных инновационных проектов. Необходимо отметить, что на сегодняшний день нет единой стратегии инновационного развития стран, общих подходов, способов решения схожих проблем регионального развития, которые можно было бы улучшить путем стратегического планирования управления.
Каждый субъект Российской Федерации конкурирует с другими регионами за источники финансирования, за выгодные проекты, за качественные трудовые ресурсы. И для обеспечения конкурентного преимущества, как и говорилось выше, необходимо непрерывно развивающая стратегия управления. Поэтому необходимо менять практику традиционного стратегического планирования на технологию разработки динамической стратегии развития территории. Традиционное программирование последовательно осуществляют фазы разработки и исполнения программы.
Динамическая стратегия развития предусматривает постоянное переплетение процессов формулирования и реализации стратегии, корректировки мероприятий, в зависимости от того как изменяется ситуация. Поэтому динамичная стратегия регионального развития позволит не копировать других регионов, и только это может явиться источником устойчивого конкурентного преимущества региона в современном быстро меняющемся мире.
Особо важное отношение имела бы оценка инновационного конкурентного потенциала регионов. Она дала бы возможность поделиться опытом других регионов, которые преуспели в повышении своей инновационной привлекательности среди всех регионов России. Такая информация могла бы быть полезной для создания различных объединений, в рамках которых важной целью сотрудничества являлось бы развитие инновационных предприятий и инновационной деятельности в регионах, повышение эффективности управления инновационной деятельности на основе обмена опытом и передачи нововведений во всех сферах социально-экономического развития территории.
Из-за разных социально-экономических условий инновационная система региона не может быть стандартизирована для всех одинаково. Ведь у каждой области развития бывают свои особенности, своя инновационная программа развития. Например, увеличение выпуска товаров или создание наукоемких производств влечет за собой необходимость создания объединений местных союзов, ученых, предпринимателей. И для развития данной области необходимо создать программу сотрудничества всех субъектов инновационного развития региона. Путем передачи ряда полномочий региональным властям, повысив самоорганизацию регионов это возможно реализовать.
Результаты. В настоящее время Россия нуждается в активной инновационной деятельности. Изучая показатели прошлых лет, авторами было замечено снижение показатели активности относительно прошлых лет, хотя затраты на технологические инновации с каждым годом растут.
Высокие рейтинги инновационной активности можно отметить в ЦФО, а низкий отмечен в СКФО. В общем, по инновационному развитию России есть куда стремиться, исправляя свои недочеты и перенимая опыт у других регионов.
Таким образом, исходя из рассмотренных показателей инновационной деятельности в Рос-
сии и состояния инновационного развития регионов, можно судить о том, что не все регионы имеют знания и опыт в управлении развитии инновационным потенциалом. Не говоря уже о регионах, в нашей стране недостаточно изучается и применяется опыт развитых стран мира, где эффективно сочетают государственную систему и управление инновационной деятельностью.
Выводы. Управление инновационным потенциалом региона возможно при системном подходе к развитию, это в разы результативнее исполнения одиночных мероприятий, которые направлены на совершенствование технологических отношений.
Литература
1. Анпилов, С. М., Безлепкина, Н. В., Тюкавкин, Н. М. Экономика и управление в XXI в. : колл. Монография. Т. 9. Инновации в управлении : интеграционные формы и кластеры ; под общ ред. Л.А. Сараева, А.Н. Сорочайкина, Н.М. Тюкавкина. - Самара, 2011.
2. Ассоциация инновационных регионов России. Рейтинг инновационных регионов России [Электронный ресурс]. - URL : http://www.i-regions.org/reiting/rejting-innovatsionnogo-razvitiya-, свободный. - Загл. с экрана.
3. Белокрылова, О. С. Региональная экономика и управление [Текст] : учеб. пособие / О.С. Белокрылова,
H.Н. Киселева, В.В. Хубулова. - М. : Альфа-М: Инфра-М, 2014.
4. Гарунова, А. В., Лугуева, А. С., Залкеприева, А. А. Перспективы развития инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе в Республике Дагестан // Экономика и предпринимательство. 2017. № 10-1 (87). С. 97-981.
5. Инновация, инновационный процесс, инновационный менеджмент [Электронный ресурс]. - URL : https://www.monographies.ru/ru/book/section?id=3766-, свободный. - Загл. с экрана.
6. Исакова, Г. К., Магомедова, А. Б. Инструменты и механизмы реализации государственной инвестиционной политики //Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 11 (97). С. 26-33.
7. Лайпанов, К.А. Оценка эффективности государственного регулирования АПК // Фундаментальные исследования. 2015. № 11-2. С. 38-389 [Электронный ресурс]. - URL : http:// www.fundamentalresearch.ru/ru/article/view?id=39346, свободный. - Загл. с экрана.
8. Лугуева, А. С., Гарунова, А. В., Абидов, М. Г. Инвестиционный климат в России и мире : состояние, проблемы, возможные решения // Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 11 (97). С. 247-253.
9. Лугуева, А. С., Маммаева, Д. С., Абидов, М. Г. Инвестиционные риски и инвестиционный климат в экономике РФ // Экономика и предпринимательство. 2017. № 10-1 (87). С. 168-173.
10. Марничев, В. А. Управление инновационным развитием экономических систем [Электронный ресурс]. - URL : https://unecon.ru/sites/default/files/dissmarinichev.pdf-, свободный. - Загл. с экрана.
11. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : Федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Вып. 5 /Г. И. Абдрахманова, П. Д. Бахтин, Л. М. Гохберг и др. ; под ред. Л. М. Гохберга. - М. : НИУ ВШЭ, 2017 [Электронный ресурс]. - URL : RLhttps://issek.hse.ru/data/2017/06/09/1170533818/RIR2017.pdf (дата обращения 10.12.2018 г.).
13. Федеральная служба государственной статистики. Официальная статистика. Наука. Инновации и инновационное общество. Инновации. [Электронный ресурс]. - URL : https://www.gks.ru/-, свободный. - Загл. с экрана.
14. Doloreux, D. Regional innovation systems in the periphery : the case of the Beauce in Quebec (Canada) [Text] /D. Doloreux //International Journal of Innovation Management. 2003. No. 7 (1). Р. 67-94.
15. Freeman, C. The economics of industrial innovation [Text] / C. Freeman. - Routledge, 2005.
16. The Global Innovation Index 2019 [Electronic resource]. URL : https://www.globalinnovationindex.org/gii -2019-report.
References:
I. Anpilov, S. M., Bezlepkina, N. V., Tyukavkin, N. M. Ekonomika i upravlenie v XXI v. : koll. Monografiya. T. 9. Innovacii v upravlenii : integracionnye formy i klastery ; pod obshch red. L.A. Saraeva, A.N. Sorochajkina, N.M. Tyukavkina. - Samara, 2011.
2. Associaciya innovacionnyh regionov Rossii. Rejting innovacionnyh regionov Rossii [Elektronnyj resurs]. -URL : http://www.i-regions.org/reiting/rejting-innovatsionnogo-razvitiya-, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
3. Belokrylova, O. S. Regional'naya ekonomika i upravlenie [Tekst] : ucheb. posobie / O.S. Belokrylova, N.N. Kiseleva, V.V. Hubulova. -M. : Al'fa-M: Infra-M, 2014.
4. Garunova, A. V., Lugueva, A. S., Zalkeprieva, A. A. Perspektivy razvitiya investicionnoj deyatel'nosti v ag-ropromyshlennom komplekse v Respublike Dagestan //Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2017. № 10-1 (87). S. 97-981.
5. Innovaciya, innovacionnyj process, innovacionnyj menedzhment [Elektronnyj resurs]. - URL : https:// www.monographies.ru/ru/book/section?id=3766-, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
6. Isakova, G. K., Magomedova, A. B. Instrumenty i mekhanizmy realizacii gosudarstvennoj investicionnoj politiki //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2018. № 11 (97). S. 26-33.
7. Lajpanov, K.A. Ocenka effektivnosti gosudarstvennogo regulirovaniya APK //Fundamental'nye issledovani-
ya. 2015. № 11-2. S. 38-389 [Elektronnyj resurs]. - URL : http://www.fundamentalresearch.ru/ru/article/ view?id=39346, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
8. Lugueva, A. S., Garunova, A. V., Abidov, M. G. Investicionnyj klimat v Rossii i mire : sostoyanie, problemy, vozmozhnye resheniya //Regional'nyeproblemypreobrazovaniya ekonomiki. 2018. № 11 (97). S. 247-253.
9. Lugueva, A. S., Mammaeva, D. S., Abidov, M. G. Investicionnye riski i investicionnyj klimat v ekonomike RF//Ekonomika ipredprinimatel'stvo. 2017. № 10-1 (87). S. 168-173.
10. Marnichev, V. A. Upravlenie innovacionnym razvitiem ekonomicheskih sistem [Elektronnyj resurs]. -URL : https://unecon.ru/sites/default/files/dissmarinichev.pdf-, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
11. O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii : Feder. zakon ot 24.07.2007 № 209-FZ [Elektronnyj resurs]. - Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».
12. Rejting innovacionnogo razvitiya subëktov Rossijskoj Federacii. Vyp. 5 / G. I. Abdrahmanova, P. D. Bahtin, L. M. Gohberg i dr. ; pod red. L. M. Gohberga. - M. : NIU VSHE, 2017 [Elektronnyj resurs]. - URL : RLhttps://issek.hse.ru/data/2017/06/09/1170533818/RIR2017.pdf (data obrashcheniya 10.12.2018 g.).
13. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Oficial'naya statistika. Nauka. Innovacii i innovacionnoe obshchestvo. Innovacii. [Elektronnyj resurs]. - URL : https://www.gks.ru/-, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
14. Doloreux, D. Regional innovation systems in the periphery : the case of the Beauce in Quebec (Canada) [Text] /D. Doloreux //International Journal of Innovation Management. 2003. No. 7 (1). R. 67-94.
15. Freeman, C. The economics of industrial innovation [Text] / C. Freeman. - Routledge, 2005.
16. The Global Innovation Index 2019 [Electronic resource]. URL : https://www.globalinnovationindex.org/gii -2019-report.