Научная статья на тему 'ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРОДНОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПНОСТИ'

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРОДНОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / ПАРЛАМЕНТ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаджиев Даци Магомедович

В статье исследуется проблема предупреждения преступности законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Федерации. Отмечается, что нормативная база в этом направлении не сформирована в полном объеме, поэтому формы и способы их участия в предупреждении преступности еще предстоит разнообразить, акцентировав внимание на разработке механизма контроля за деятельностью правительства, министров и аппарата. Обозначены меры по дальнейшему совершенствованию противодействия преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS, METHODS AND EVALUATION OF THE ACTIVITIES OF THE PEOPLE’S ASSEMBLY OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN FOR THE PREVENTION OF CRIME

The article examines the problem of crime prevention by legislative (representative) state authorities of the constituent entities of the Federation. It is noted that the regulatory framework in this direction has not been fully formed, therefore, the forms and methods of their participation in crime prevention have yet to be diversified, focusing on the development of a mechanism for monitoring the activities of the government, ministers and apparatus. Measures to further improve the fight against crime are outlined.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРОДНОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПНОСТИ»

DOI 10.47576/2949-1878_2023_4_117 УДК 343

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРОДНОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПНОСТИ

Гаджиев Даци Магомедович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и государственно-правовых дисциплин, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, г. Махачкала, Россия

В статье исследуется проблема предупреждения преступности законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Федерации. Отмечается, что нормативная база в этом направлении не сформирована в полном объеме, поэтому формы и способы их участия в предупреждении преступности еще предстоит разнообразить, акцентировав внимание на разработке механизма контроля за деятельностью правительства, министров и аппарата. Обозначены меры по дальнейшему совершенствованию противодействия преступности.

Ключевые слова: уголовная политика; парламент; противодействие преступности.

UDC 343

FORMS, METHODS AND EVALUATION OF THE ACTIVITIES OF THE PEOPLE'S ASSEMBLY OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN FOR THE PREVENTION

OF CRIME

Gadzhiev Datsi Magomedovich,

PhD in Law Associate Professor, Associate Professor of the Department of Criminal Law and State-Legal Disciplines, Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Russia

The article examines the problem of crime prevention by legislative (representative) state authorities of the constituent entities of the Federation. It is noted that the regulatory framework in this direction has not been fully formed, therefore, the forms and methods of their participation in crime prevention have yet to be diversified, focusing on the development of a mechanism for monitoring the activities of the government, ministers and apparatus. Measures to further improve the fight against crime are outlined.

Keywords: criminal policy; parliament; countering crime.

Вопросы предупреждения преступности занимают важное место в деятельности органов государственной власти. Это вытекает из конституционных положений.

Государственную власть в Республике Дагестан осуществляют глава Республики, Народное собрание, Правительство и суды. В сопоставлении с положениями Конституции Российской Федерации становится очевид-

ным, что при структурировании системы вла-стеотношений в Дагестане была использована федеральная матрица, основанная на конституционном принципе разделения властей. Каждый из высших органов государственной власти республики является субъектом предупреждения преступности, однако реализует в этой деятельности руководящие и координирующие функции, не перемеща-

ясь на исполнительский уровень. В то же время основой организационного процесса предупреждения преступности выступает планирование [1], которое становится оптимальным при вовлеченности в него региональных органов власти. Сбалансированное распределение их усилий способствует обеспечению национальной и общественной безопасности на долгосрочный период [2].

Проблема предупреждения преступности законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Федерации остается недостаточно исследованной. Нормативная база в этом направлении не сформирована в полном объеме, поэтому формы и способы их участия в пред -упреждении преступности еще предстоит разнообразить, акцентировав внимание на разработке механизма контроля за деятельностью правительства, министров и аппарата, а также обсуждении политики и практики борьбы с преступностью, оценки принятых ими профилактических решений.

Парламент как институт государства в целом прошел длительную историю развития. Для законодательной власти, выражающей интересы народа, преступность является барьером к управлению обществом, обстоятельством, разрушающим правопорядок, а также затрудняющим реализацию своим гражданам права на безопасную и достойную жизнь. Региональный парламентаризм обоснованно признается «естественным политическим состоянием» для субъектов Российской Федерации, предназначенным для обеспечения специфических отношений с федеральным центром и другими субъектами государства [3].

Количество избирателей в Дагестане составляет около 1,7 млн человек; региональный парламент состоит из 90 депутатов. В арифметическом выражении это означает, что каждый из них представляет около 20 тысяч человек. При этом 45 % населения Дагестана проживает в городах и поселках городского типа, общее количество которых относительно невелико (по состоянию на 1 января 2022 г. - 10 и 18 соответственно) [4]. При таких обстоятельствах выборы в региональный парламент имеют высокий общественный резонанс. Как орган, формируемый при непосредственном участии народа, региональный парламент является социаль-

но близкой к избирателям структурой, что усиливает ее подотчетность избирателям, а также способствует принятию ответственности за состояние безопасности и социального благополучия.

Народное собрание - парламент Республики Дагестан - является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти.

Рабочие органы парламента представлены 10 комитетами: Комитет по законодательству, законности и государственному строительству; Комитет по бюджету, финансам и налогам; Комитет по межнациональным отношениям, делам общественных и религиозных объединений; Комитет по здравоохранению и социальной политике; Комитет по экономической политике; Комитет по аграрной политике; Комитет по образованию, науке и культуре; Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству; Комитет по местному самоуправлению; Комитет по экологии и природным ресурсам.

Если в странах со сравнительно молодыми парламентскими учреждениями реализуется задача в короткий срок создать законодательство, отвечающее потребностям общества, то в государствах, где парламенты функционируют давно, более важным становится контроль за деятельностью правительства, министров и аппарата и ее оценка. В настоящее время парламент Дагестана реализует первую задачу, а к решению второй задачи еще не приступили.

Сущность первой задачи состоит в разработке криминологического законодательства. О. М. Ведерникова отмечает, что под ним следует рассматривать как систему нормативных актов, определяющих цели, задачи и приоритетные направления борьбы с преступностью, так формы и методы социальной деятельности по предупреждению преступлений [5]. Поскольку правовая природа криминологического законодательства признается тяготеющей к системе регулирования административно-правовых отношений [6], на его формирование может оказывать влияние именно региональный законодатель.

Для ее решения Народное собрание Республики Дагестан обладает необходимым потенциалом: его роль в стабилизации общественно-политической ситуации, пред-

упреждении антиобщественных проявлений и преступности с момента образования остается значительной. Парламент республики помогает в реализации уголовной политики путем принятия законов и постановлений, создания соответствующей правовой базы. Парламент осуществляет контроль над исполнением принятых законов, выявляет недостатки в деятельности органов власти на республиканском и муниципальном уровнях.

Хотя исследователи отмечают, что реальная власть Народного собрания зачастую носит формальный характер, поскольку итоговое решение жизненно важных вопросов остается за главой республики [7; 8], проблемы противодействия преступности остаются одним из приоритетов деятельности парламента. Например, в 1996 г. его глава М. Г Алиев посчитал необходимым обратить внимание присутствующих на следующее обстоятельство: «Новому парламенту совместно с Госсоветом, Правительством республики предстоит, проявляя заботу и внимание к правоохранительным органам, ужесточить спрос с них за состояние борьбы с преступной средой в обществе, повысить их ответственность за раскрытие преступлений. Нельзя не сказать и о том, что мы все забыли о высокой эффективности профилактической деятельности против преступности, привлечении к этой работе широкой общественности» [8].

Эти замечания были сделаны как раз в то время, когда преступность бросила вызов всему обществу, а правоохранительные органы оказались неготовыми к работе в новых условиях. Они имели стратегическое значение для формирования региональной уголовной политики, основой которой стало обеспечение общественной безопасности. В немалой степени это способствовало подавлению ваххабитского мятежа и иной экстремистской активности на рубеже веков.

Социологический опрос, зондаж общественного мнения позволяет высветить причинный комплекс отдельных негативных явлений. В связи со сложившейся в республике обстановкой Региональным центром этнополитических исследований на базе Дагестанского научного центра РАН, по заказу Министерства Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям в 1998 г. была предпринята по-

пытка изучения причин и путей разрешения социальных и межнациональных конфликтов в республике.

На вопрос о том, что приводит к социальной и межнациональной напряженности в Дагестане и Северо-Кавказском регионе, ответы распределились таким образом:

- деятельность национальных движений, национализм и сепаратизм на местах - 30 %;

- ошибки и недостатки в деятельности органов государственной власти Республики Дагестан в проведении национальной и кадровой политики - 19 %;

- всеобщий кризис, охвативший страну в результате распада СССР, экономическая и политическая нестабильность России - 15 %;

- вмешательство мафиозных, клановых и преступных групп в решение социально-экономических, политических и правовых вопросов - 14 %;

- отсутствие продуманной социально-экономической, политической и национальной политики федерального центра на Северном Кавказе - 12 %;

- изменение геополитического положения региона и попытки зарубежных стран обострить ситуацию и укрепить свое влияние в регионе - 9 %;

- затруднились дать ответ - 1 %.

Таким образом, опрошенные дагестанцы главным виновником социальной и межнациональной напряженности в регионе называли деятельность национальных движений. Они могли вывести ситуацию из-под контроля организацией митингов, пикетов и акций гражданского неповиновения. Следует отметить, что организаторы этих акций осуществляли материально-финансовое обеспечение этих мероприятий.

В то же время в указанный период парламент и Счетная палата республики ослабили контроль за целевым использованием бюджетных средств. Это позволяло манипулировать денежными средствами в корыстных целях.

Счетная палата Республики Дагестан осуществляет профилактические функции путем контроля за республиканским бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов на всех стадиях бюджетного процесса. Подотчетна Народному собранию (ст. 1 Закона Республики Дагестан от 15 ноября 2011 г. № 72 «О Счетной палате

Республики Дагестан и некоторых вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований»). Итоги ее деятельности выступают аналитической основой для последующего мониторинга финансово-хозяйственной деятельности, пределы которого могут регулироваться законодательно.

Подъем экономики региона невозможно обеспечить без эффективной власти, работающей на принципах служения дагестанскому обществу, а не различным кланам и самой себе. Серьезным тормозом на пути устойчивого развития экономики стала криминализация многих сторон общественной жизни республики, коррупция. При этом немалая ответственность перед дагестанским обществом лежит на главе Республики Дагестан, Народном собрании и Правительстве Республики Дагестан, депутатах, судьях, правоохранительных органах, органах местного самоуправления, которые обязаны обеспечить безопасность и достойную жизнь дагестанцам.

Народное собрание Республики Дагестан имеет опыт координации противодействия организованной преступности и коррупции. Республиканская программа по усилению борьбы с преступностью на 2001-2003 гг. подверглась серьезному обсуждению на парламентском уровне, и итоги ее реализации были признаны удовлетворительными.

В то же время в историческом аспекте можно отметить, что республиканский парламент, как и органы местного самоуправления, оказались поражены влиянием криминальной среды. Проникновение их представителей в законодательные органы в большей степени было продиктовано стремлением получить статус депутата, стать недосягаемым для правоохранительных органов. Потенциал криминальных структур в противостоянии власти на рубеже веков был весьма высок. Например, 21 мая 1998 г. ночью при досмотре машины вооруженной группой лиц был обстрелян милицейский патруль, убито двое, ранено шестеро милиционеров. Бандиты укрылись в доме депутата Госдумы Н. Попытка их задержания была сорвана прибывшей им на помощь группой вооруженных лиц. Противостояние бандитской группировки с органами правопорядка способствовало открытому вооруженному выступлению, по-

пытке антиконституционного переворота и захвата власти в Республике Дагестан. Был захвачен Дом Правительства на центральной площади г. Махачкалы.

В этот период времени на социально-политическую обстановку в Дагестане косвенно повлияло обновление федерального законодательства. С принятием в 1995 г. Федерального закона «Об общественных объединениях» порядок их учреждения достаточно упростился, однако на региональном уровне не было создано прозрачного правового механизма, позволяющего учитывать истинную, а не мнимую направленность этих организаций. В Дагестане активно начали создаваться различные национальные движения, которые стали высказывать идеи федеративного устройства Дагестана. Это было чревато распадом и потребовались огромные усилия органов власти по разъяснению пагубности для судеб республики реализации подобных устремлений.

Становление и развитие национальных движений свидетельствовало об их смыкании с экстремистами и уголовными элементами, руководители и активные члены этих движений стали претендовать на должности республиканского уровня. Позднее обозначилась тенденция проникновения лиц с криминальным прошлым в органы власти. В этот период недооценивалась опасность движений националистических и деструктивных сил.

Парламент Республики Дагестан, руководствуясь намерениями сохранить мир на Кавказе, провозгласил нейтралитет в межнациональных конфликтах. Однако эта гуманитарная миссия вскоре оказалась под угрозой разрушения.

Серьезную опасность стабильности в Дагестане представляла деятельность так называемого Конгресса народов Ичкерии и Дагестана, который был учрежден, несмотря на публичные возражения руководства и народов Дагестана, отдельными государственными и политическими деятелями Чеченской Республики без участия полномочных представителей народов Дагестана. Впоследствии были образованы вооруженные силы, призванные «защищать народы Дагестана от посягательств России». Конгресс принимал решения, затрагивающие интересы народов Дагестана. Более того, отдельные лидеры

этой организации подвергали сомнению легитимность существующей государственной власти. Под лозунгом «Сила - это мир» они грубо вмешивались в дела Республики Дагестан, которая по воле народов, проживающих на ее территории, входит в состав России. Несомненно, эти действия ввергли бы Дагестан в междоусобную войну. Все это парламент Дагестана расценивал как грубое вмешательство во внутренние дела Дагестана. Парламент был обеспокоен тем, что подобные действия могут иметь далеко идущие последствия, и просил принять меры по предотвращению противоправной деятельности Конгресса народов Дагестана и Чеченской Республики (Постановление Народного Собрания Республики Дагестан от 29 октября 1998 г. «Об Обращении Народного Собрания к Президенту, Парламенту и народам Чеченской Республики»).

Оживление экстремистских сил в республике требовало принятия органами власти решительных мер.

Закон 1999 г. «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» состоял из восьми статей и был принят в целях недопущения ваххабитской и иной экстремистской деятельности. Позднее были приняты законодательные акты, ужесточающие регистрацию граждан по месту пребывания с указанием цели прибытия, о выкупе у населения незаконно хранящегося оружия, об установлении вознаграждения лицам, сообщившим о готовящемся террористическом акте, и т. д. Были признаны противоречащими Конституции Республики Дагестан и угрожающими территориальной целостности и безопасности республики и запрещены на территории республики: создание и функционирование ваххабитской и других экстремистских организаций (объединений); деятельность религиозных миссий, их филиалов, религиозных учебных заведений, благотворительных и других фондов, военно-спортивных и других лагерей, нахождение на территории республики отдельных миссионеров, физических лиц, проповедующих идеи экстремистского толка; изготовление, хранение и распространение печатных изданий, кино-, фото-, аудио-, видеопродукции и других материалов, содержащих идеи экстремизма и сепаратизма, противопоставления людей по нацио-

нальному или конфессиональному признаку, призывы к насильственному изменению конституционного строя. Отчасти эти положения были восприняты федеральным законодателем при принятии Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» в 2002 г.

Дагестан одним из первых в стране установил в законах о выборах депутатов республиканского и местного уровней нормы, обязывающие указывать наличие непогашенной и неснятой судимости при выдвижении кандидатов в депутаты. Впоследствии подобные правила были включены в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Приведенные примеры позволяют заключить, что Народным собранием Республики Дагестан ведется системная работа по формированию правового пространства, регламентирующего основы предупреждения преступности в регионе.

Кроме того, депутаты способствуют установлению контроля за объективным расследованием уголовных дел, получивших общественный резонанс. Так, было рассмотрено обращение депутата Д. от Тляратинского района по факту массовых беспорядков, совершенных 24 февраля 2003 г. в сел. Тлярата. Массовые беспорядки были совершены родственниками убитого 30 сентября 2002 г. в г. Каспийске Э. в связи, по их мнению, с чрезмерно мягким приговором, вынесенным 19 февраля 2003 г. Каспийским горсудом в отношении М., который совершил убийство. При этом, по мнению родственников убитого, правоохранительные органы привлекли к уголовной ответственности не всех лиц, причастных к совершению убийства Э. С помощью депутатов конфликты удалось нейтрализовать, и все виновные были осуждены Верховным судом Республики Дагестан.

Народное Собрание Республики Дагестан, являясь законодательным органом государственной власти, осуществляет предупреждение преступности путем принятия законов, заслушивая на сессиях актуальные проблемы, связанные с противодействием антиобщественным явлениям, способствует развитию институтов гражданского общества, которые зачастую находятся в оппозиции к

официальной власти, вносит рекомендации в рассматриваемом плане.

Процесс принятия законов Народным собранием тем не менее страдает серьезными издержками, не отвечает потребностям практики. Законопроекты зачастую разрабатываются без участия и учета мнения тех ведомств, которым предстоит применять закон, отсутствует криминологическая экспертиза законопроектов. Во-первых, идет во многом дублирование федерального законодательства, во-вторых, в полной мере не учитываются специфика и особенности республики; в-третьих, не проводится социологический опрос среди различных категорий населения с целью изучения востребованности законопроекта.

Недостаточно активно проводят законотворческую деятельность отдельные депутаты, группы депутатов, министерства, ведомства, органы местного самоуправления.

В Послании Председателя Государственного Совета Республики Дагестан отмечалось, что субъектам законодательной инициативы необходимо внести системность в законотворчество, придерживаться принципа пакетного формирования нормативных правовых актов и обновления действующих законов, координировать законопроектную деятельность на ранних стадиях подготовки законов. Следует на всех уровнях улучшить работу по исполнению принятых законов.

В этой связи Народному собранию и Правительству Республики Дагестан необходимо более широко, с приглашением членов Общественной палаты, деятелей науки, практических работников обсуждать законопроекты, выстраивать нормативные правовые акты с учетом практического опыта региона, других субъектов Российской Федерации. Вместе с тем нельзя допускать правовую небрежность и недооценку последствий принимаемых решений. Нормативные правовые акты должны отвечать критериям проработанности и продуманности содержащихся в них норм.

Анализ региональной правовой базы позволяет заключить, что в сфере законотворчества Народного собрания Республики Дагестан проявляется, во-первых, непрофессионализм законодателей, во-вторых, некомпетентность «заказчика», в-третьих, слабость исполнителей. К примеру, На-

родным собранием Республики Дагестан 8 октября 2004 г. принят Закон Республики Дагестан «Об участии граждан в охране общественного порядка». Было бы целесообразнее вначале провести эксперимент по отработке основных положений законопроекта на уровне муниципального образования, а потом, после обобщения материалов правоприменительной практики, решить вопрос по существу.

Народному Собранию необходимо принять Закон «Об общественных пунктах охраны правопорядка в Республике Дагестан». Суть его заключается в том, что на территории муниципального образования создаются общественные пункты охраны правопорядка, при них организуются советы общественности. Юридический статус граждан, входящих в общественный совет, определяет закон. Статус этих пунктов общественно-государственный. Государственная поддержка заключается в выделении помещений для нормальной работы пунктов и оплате их текущих коммунальных расходов. Надо продумать вопрос оплаты работы председателя этих общественных советов (13-20 тыс. руб.). В состав совета могут войти старшие по подъезду, председатели товарищества собственников жилья, квартальных комитетов, старшие по дому, а также председатели общественных организаций, которые находятся на территории (советы ветеранов, общества инвалидов, члены общественного консультативного совета при главе муниципального образования и совета старейшин и т. д.).

В последние годы ослаблена связь депутатов с избирателями. Депутатам Народного собрания Республики Дагестан надо больше проявлять инициативы в работе, активизировать деятельность в избирательных округах, регулярно информировать население о работе парламента, комитетов и о своей деятельности. В этих целях активнее использовать парламентские слушания, круглые столы, научно-практические конференции, семинары, выездные заседания комитетов, дни парламента и др.

Парламент как орган власти, наделенный законодательными, представительными и контрольными функциями, должен своевременно и адекватно реагировать на общественно-политические события, проис-

ходящие в республике и за ее пределами, выражая тем самым мнение большинства дагестанцев. В первую очередь, это касается вопросов, связанных с противодействием экстремизму и терроризму, национализму и ксенофобии, ущемлением прав и свобод граждан.

В арсенале парламентского контроля есть такие методы, как заслушивание отчетов в соответствии с федеральным законом «О полиции» министра внутренних дел по Республике Дагестан о деятельности полиции, а также информации руководителей других правоохранительных органов о состоянии законности и борьбы с преступностью всех правоохранительных органов. В 2021 г. Народным собранием Республики Дагестан было принято постановление № 467^1 НС, в соответствии с которым на официальном сайте МВД по Республике Дагестан в рубрике «Отчеты должностных лиц» осуществляется размещение отчетов участковых уполномоченных полиции перед населением. Этот опыт можно назвать положительным примером, демонстрирующим элементы взаимодействия парламента, федерального органа исполнительной власти и гражданского общества.

Нормальное функционирование системы государственной власти в России невозможно без искоренения коррупции и других правонарушений. Как отметил Президент Российской Федерации, среди проблем, стоящих перед страной, на первом месте экстремизм, терроризм, на втором - коррупция, на третьем - организованная преступность.

В этой связи целесообразно создать специальную парламентскую комиссию по расследованию правонарушений должностных лиц органов государственной власти, не вмешиваясь в оперативные функции правоохранительных органов. Решения комиссии должны иметь рекомендательный характер.

На наш взгляд, создание парламентской комиссии отвечает целям построения гражданского общества в Дагестане, усилит гражданский контроль за должностными лицами органов государственной власти.

Таким образом, Народное собрание Республики Дагестан участвует в предупреждении преступности, изучая негативные общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности личности, общества и государства, и разрабатывая законодательные меры в этом направлении в рамках своих полномочий. Уже приобретенный опыт этой деятельности имеет важные результаты: в период интенсивных атак на республику парламенту удалось принять меры к консолидации здоровых общественно-политических сил и сохранить национальную самобытность.

Обобщая этот опыт, представляется необходимым учредить при Народном собрании Республики Дагестан постоянно действующую рабочую группу по подготовке законопроектов криминологической направленности с привлечением к участию в ней ведущих специалистов России по криминологии закона, экономической и политической криминологии, иных ученых. На основании рекомендаций указанной постоянно действующей рабочей группы существенно доработать Закон Республики Дагестан от 29.06.2017 № 52 «О профилактике правонарушений в Республике Дагестан». В нем надлежит тщательно регламентировать права и обязанности субъектов профилактики, определить задачи и функции министерств, ведомств, госкомитетов, агентств и других органов исполнительной власти. Особое внимание в этом законе следует уделить предотвращению оттока молодежи в экстремистскую среду, принять меры по разработке дополнительного антикриминального законодательства и контролю за его соблюдением.

Список литературы _

1. Жубрин Р. В. Организация предупреждения преступлений в современных условиях // Мониторинг правоприменения. 2016. № 1. С. 20-25.

2. Государственная система предупреждения преступлений и иных правонарушений, место в ней органов внутренних дел. М., 2021. С. 24.

3. Рыбакова С. С. Региональный парламент в политическом пространстве субъектов Российской Федерации : дис. ... канд. полит. наук: 23.00.05. Саратов, 2016. С. 3.

4. Единый реестр административно-территориальных единиц Республики Дагестан // Официальный сайт Министерства юстиции Республики Дагестан. URL: http://minyustrd.e-dag.ru/otkrytye-dannye/item/id/148 (дата обращения: 01.02.2023).

5. Ведерникова О. М. Теория и практика борьбы с преступностью в Великобритании. М., 2002. С. 18.

6. Городецкая М. А. Криминологическое законодательство: состояние и перспективы развития в Республике Беларусь // Право.ВУ 2017. № 2. С. 69-75.

7. Баймурзаева Ш. А. Место и роль Народного Собрания во властной системе Республики Дагестан // Власть. 2015. № 6. С. 89-93.

8. Гогурчунов Б. И. Особенности республиканской формы правления в Республике Дагестан // Вестник Дагестанского государственного университета. 2005. Вып. 2. С. 43-45.

9. Дагестанская правда. 1996. 1 нояб.

References _

1. Zhubrin R. V. Organization of crime prevention in modern conditions. Monitoring of law enforcement. 2016. No. 1. Pp. 20-25.

2. The State system for the prevention of Crimes and other offenses, the place of internal affairs bodies in it. M., 2021. P. 24.

3. Rybakova S. S. Regional Parliament in the political space of the subjects of the Russian Federation: dis.... candidate of Political Sciences. Sciences: 23.00.05. Saratov, 2016. P. 3.

4. Unified Register of Administrative-territorial units of the Republic of Dagestan. Official website of the Ministry of Justice of the Republic of Dagestan. URL: http://minyustrd.e-dag.ru/otkrytye-dannye/item/id/148 (date of reference: 01.02.2023).

5. Vedernikova O. M. Theory and practice of combating crime in the UK. M., 2002. P. 18.

6. Gorodetskaya M. A. Criminological legislation: state and prospects of development in the Republic of Belarus. Право.ВУ. 2017. No. 2. Pp. 69-75.

7. Baymurzayeva Sh. A. The place and role of the People's Assembly in the power system of the Republic of Dagestan. Power. 2015. No. 6. Pp. 89-93.

8. Gogurchunov B. I. Features of the republican form of government in the Republic of Dagestan. Bulletin of Dagestan State University. 2005. Issue. 2. Pp. 43-45.

9. Dagestanskaya pravda. 1996. November 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.