ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ, КАДРЫ
?
Адъюнкт
Академии ГПС МЧС РФ
0. Н. Орлова
Д-р экон. наук, профессор Академии ГПС МЧС РФ
В. В. Кафидов
УДК 65.050.2
ЗАКОНОМЕРНОСТИ, УЧАСТВУЮЩИЕ В УПРАВЛЕНИИ КАРЬЕРОЙ РУКОВОДИТЕЛЯ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ
Представлены результаты исследования факторов, влияющих на деловую карьеру руководящего звена специа-| листов Государственной противопожарной службы МЧС России.
На основании предыдущего опыта и большой работы, проделанной д-ром экон. наук, профессором, академиком РАЕН, НАНПБ, РАСН, МАНЕБ и Муниципальной академии В. В. Кафи-довым по вопросам рассматриваемой темы [1], выявлены закономерности, способствующие совершенствованию управления карьерой руководителя пожарной охраны.
Проводя анализ деловой карьеры, основой которого являлись автобиографии руководителей и сотрудников Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России, обучающихся на факультете руководящих кадров, каждый слушатель попытался оценить свой жизненный путь, успехи и неудачи. Некоторые слушатели испытывали небольшие затруднения при описании факторов, влияющих на деловую карьеру (форма анкетирования представлена в табл. 1). Разные пути, приведшие в пожарную охрану сотрудников как рядового, так и начальствующего состава, способствуют выработке индивидуального отношения к понятию карьеры.
Каждый слушатель проанализировал этапы деловой карьеры, включая рассмотрение причин взлетов и падений, совпадение желаний с реальным перемещением, вынужденные переходы с целью повышения должности и звания, изменения режима или характера работы (табл. 2).
Сравнительный анализ факторов, влияющих на деловую карьеру, а также ее этапов для слушателей, обучающихся на факультете руководящих кадров в 1998 г. (поступление их на работу соответствует 1983 г.) и в 2007 г. (поступление наработу—1992 г.) позволил выявить некоторые закономерности.
В опросе участвовало равное количество слушателей - 22 чел. По его результатам самым уязви-
мым, по мнению авторов статьи, оказался вопрос о том, что явилось информационным источником знания о существовании пожарной охраны (табл. 3).
Итогом послужил очень печальный вывод: как таковой официальной информацией о существовании пожарной охраны, ее приоритетах никто до поступления на учебу в пожарно-технические учреждения не владел. Было лишь нечеткое представление о деятельности пожарных частей, которое строилось и основывалось на рассказах друзей, родственников, знакомых, тоже порой не имевших ясной картины о структуре и организации пожарной охраны.
Из 5-й графы табл. 3 видно, что два слушателя 1998 учебного года указали на внешний источник — это одно из направлений на учебу в пожарно-тех-ническое училище по комсомольской линии и проводимая государством акция набора прошедших срочную службу в армии вне конкурса. О том, что пожарная охрана была одной из военизированных организаций с четкими порядком и постановкой задач и действий, а также что данная организация являлась силовой структурой государства, имела свои традиции и влияние почти на все структуры, никто не знал.
Данные табл. 3 позволяют выделить некоторую закономерность и назвать ее закономерностью неизбежности, по которой слушатели факультета руководящих кадров волей судьбы попали в пожарную охрану.
В то же время выяснилась следующая противоречивая связь между отсутствием внешнего источника информации о пожарной охране и выбором профессии, особенно на начальном этапе, при поступлении в учебные заведения после окончания
44
ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 2008 ТОМ 17
Таблица 1. Факторы, влияющие на деловую карьеру
, Описание Вы-
Фактор ,
г фактора воды
Таблица 2. Этапы деловой карьеры
1. Детство, семья, школа
1.1. Место рождения, условия проживания (город, сельская местность, собственный дом, квартира, комната и т.д.)
1.2. Род занятий, образование родителей и близких родственников, знакомых, имевших влияние на вашу жизнь
1.3. Учеба в школе: успеваемость, отношение к учебе, любимые предметы, отношения с учителями
1.4. Любимые занятия: чтение, искусство, спорт и т.д.
1.5. Желание и мотивы выбора жизненного пути. Служба в армии, отношение к службе
1.6. Оценка возможностей выбора профессии и рода занятий. Был ли выбор?
2. Начало трудовой деятельности
2.1. Обучение в Вузе: мотивы, ожидания, т.д.
2.2. Обучение в пожарно-техническом училище: обстоятельства и мотивы поступления, любимые и нелюбимые предметы, роль учебы в училище для последующей службы (в широком смысле)
2.3. Ситуация поступления на службу в пожарную охрану:
а) информированность о выбираемой профессии
б) что привлекло: форма одежды, зарплата, условия и порядок службы, возможность реализации своих способностей, сознание необходимости профессии, семейная традиция и т.п. Как вы относитесь к этому теперь?
в) кто рекомендовал поступить в пожарную охрану
г) как относились вы и ваши родственники к пожарной охране? Изменилось ли это отношение?
средней школы или другого учебного заведения (табл. 4).
35-40-летние руководители подразделений пожарной охраны, в большинстве своем, мечтали о военной службе, офицерском звании и престижном высшем образовании. Однако престиж пожарного в
Горизонтальные и вертикальные перемещения по службе Успехи Неудачи Анализ причин
Таблица 3. Информационный источник знания о существовании пожарной охраны
Учебный год Количество Информация Пресса, теле-
(год поступ- участвующих поверхностная видение,
ления в опросе от родственни- радио, внеш-
на работу) слушателей ков и знакомых ний источник
1998 г. 22 22 2
(1983 г.)
2007 г. 22 22 -
(1992 г.)
Таблица 4. Сравнительный анализ ответов на вопрос о приоритете выбора профессии в пользу пожарной охраны слушателей факультета руководящих кадров в 1998 и 2007 гг.
Учебный год (год поступления на работу) Количество участвующих в опросе слушателей Сдали экзамены в другое учебное заведение Окончили другое учебное заведение Сделали выбор в пользу пожарной охраны
1998 г. 22 - 10 10
(1983 г.)
2007 г. 22 4 9 13
(1992 г.)
Таблица 5. Сравнительный анализ мотивации выбора профессии
Учебный год (год поступления на работу) Количество участвующих в опросе слушателей Мотив выбора профессии: престижность, ношение формы, перспективность, уважение, условия прохождения службы
1998 г. (1983 г.) 22 8
2007 г. (1992 г.) 22 20
те годы был невысок. В этом можно убедиться, проанализировав результаты ответов на вопрос о мотиве выбора профессии, сравнив анкеты слушателей факультета руководящих кадров 1998 и 2007 годов обучения (табл. 5).
Очевидно, что большое расхождение во мнениях вызвал вопрос о мотиве выбора профессии. Отправной точкой в этом расхождении авторы статьи считают разрыв в годах учебы, который составляет девять лет. Наглядно видно, что за истекшие девять лет отношение к пожарной охране изменялось к лучшему. Так, престижность, возможность ношения формы, перспективность, уважение, условия
ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 2008 ТОМ 17
45
прохождения службы были определены как мотив выбора профессии каждым третьим слушателем в 1998 г. (1983 г.) и почти каждым — в 2007 г. (1992 г.). Можно смело сказать, что престиж пожарной охраны возрос втрое по сравнению с предыдущим десятилетием.
Некоторое расхождение во мнениях вызвал и вопрос об отношении слушателей и их родственников к пожарной охране. По данным опроса обучающихся 1998 и 2007 годов обучения взгляд и отношение их родственников к пожарной охране изменился в положительную сторону почти в 2,5 раза (табл. 6).
Значение 3-й графы табл. 6 за 1998 учебный год могло бы быть еще меньше. Объясняется это просто: родственники будущих солдат срочной службы изыскивали различные способы уклонения от нее, так как каждый знал, что его сын не застрахован от службы в Афганистане. Естественно, кто мало-мальски владел информацией о существовании пожарной охраны, тот не упускал такой возможности, как служба в военизированных пожарных частях. Это был наилучший выход из сложившейся на тот момент политической обстановки в стране.
Непростым оказалось для обучающихся и описание своей деловой карьеры. Чувствуется очень скромный подход к оценке своих достижений, передвижений по служебной лестнице, как правило, отсутствует либо неполон анализ своей деятельности. Напрашивается вопрос — почему? Ответ, скорее всего, кроется в том, что мы не умеем этого делать, не задумываемся о дальнейшем построении и внесении корректив в выстраивание прямой стратегической линии, ведущей наверх.
Каждый сотрудник должен уметь анализировать свою профессиональную карьеру, заботиться о своем личном развитии, более того, не останавливаясь на достигнутом, двигаться вперед, уметь вовремя отметить отрицательные моменты своей
Таблица 6. Сравнительный анализ отношения к пожарной охране родственников слушателей факультета руководящих кадров 1998 и 2007 годов обучения
Учебный год (год поступления на работу) Количество участвующих в опросе слушателей Взгляд и отношение родственников к пожарной охране
положительно отрицательно
1998 г. 22 8 14
(1983 г.)
2007 г. 22 19 3
(1992 г.)
деятельности и сделать определенные выводы, перестроиться и идти дальше в правильном направлении.
Выводы
1. Необходимо на современном этапе активизировать работу с редакциями телевизионных программ, информировать население о состоянии борьбы с пожарами и мерах по профилактике пожарной безопасности, направленных на снижение количества пожаров и последствий от них.
2. Следует формировать через средства массовой информации положительный имидж о деятельности Государственной противопожарной службы.
3. Пока деловая карьера не станет личным вопросом сотрудника, пока каждый не научится грамотно подходить к этому вопросу, ни о какой успешности и перспективности на выбранном пути не может идти и речи.
4. Отсутствие понимания важности умения анализировать свою деловую карьеру и своевременно вносить коррективы приведет к дальнейшей приостановке продвижения вверх по служебной линии или, в худшем случае, эта линия будет уже ведущей вниз.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кафидов, В. В. Социология и технологии безопасности: учебное пособие для вузов / В. В. Кафидов. — М.: Академический Проект, 2005. — С. 88-89.
Поступила в редакцию 23.11.07.
46
ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 2008 ТОМ 17 №1