Научная статья на тему 'Подготовка специалистов государственного пожарного надзора в свете реализации ФГОС 3-го поколения'

Подготовка специалистов государственного пожарного надзора в свете реализации ФГОС 3-го поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ТВОРЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ / МОЗГОВОЙ ШТУРМ / STATE FIRE CONTROL / VOCATIONAL EDUCATION / INTERACTIVE TEACHING METHODS / CREATIVE ACTIVITIES / DECISION TREE / BRAIN-STORMING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаркин С. В., Пустовалова Е. И., Бараковских М. В.

Рассматривается подготовка специалистов в области государственного пожарного надзора в свете реализации ФГОС 3-го поколения. Изложены возможности совершенствования содержания образования, овладения знаниями и практическими умениями и в целом овладения необходимыми общекультурными, профессиональными и профессионально-специализированными компетенциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макаркин С. В., Пустовалова Е. И., Бараковских М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of State Fire Control Specialists from the Standpoint of Realization of the Federal State Educational Standard of the 3rd Generation

The paper considers the training of the state fire control specialists from the standpoint of the realization of Federal State Educational Standard of the 3rd generation. There presented opportunities to improve the content of education, master learning and practical skills, and overall master the necessary common cultural and professional competencies.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалистов государственного пожарного надзора в свете реализации ФГОС 3-го поколения»

С. В. МАКАРКИН, канд. юрид. наук, доцент, начальник кафедры организации надзорной деятельности Уральского института ГПС МЧС РФ, г. Екатеринбург, Россия Е. И. ПУСТОВАЛОВА, старший преподаватель кафедры организации надзорной деятельности Уральского института ГПС МЧС РФ, г. Екатеринбург, Россия М. В. БАРАКОВСКИХ, старший преподаватель кафедры организации надзорной деятельности Уральского института ГПС МЧС РФ, г. Екатеринбург, Россия

УДК 37.01+614.84

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС 3-ГО ПОКОЛЕНИЯ

Рассматривается подготовка специалистов в области государственного пожарного надзора в свете реализации ФГОС 3-го поколения. Изложены возможности совершенствования содержания образования, овладения знаниями и практическими умениями и в целом овладения необходимыми общекультурными, профессиональными и профессионально-специализированными компетенциями.

Ключевые слова: государственный пожарный надзор; профессиональное образование; интерактивные методы обучения; творческие занятия; дерево решений; мозговой штурм.

Высокая степень качества работы надзорных органов МЧС России во многом зависит от уровня подготовки и профессионализма специалиста в данной области. Для решения этих вопросов разработаны положения Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 3-го поколения (далее — ФГОС ВПО) [1].

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО подготовка специалистов в области надзорной деятельности включает изучение дисциплины "Государственный пожарный надзор", а также дисциплин "Государственный надзор в области гражданской обороны" и "Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций".

ФГОС ВПО предусмотрена реализация компетентного подхода, что предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, практикумы, психологические и иные тренинги, учения) в сочетании с внеаудиторной работой в целях формирования и развития профессиональных компетенций обучаемых.

С учетом требований ФГОС ВПО уже сегодня в период проведения занятий (лекций, семинарских и практических занятий) по дисциплине "Государственный пожарный надзор" используются такие интерактивные формы, как творческие задания, интерактивные выступления, деловые и ролевые игры, групповое обсуждение. Возможно также применение таких методик, как "сократический диалог", "дерево решений", "мозговой штурм". Перечисленные интер-

активные формы и методы являются общепринятыми и применяются в учебном процессе высшего профессионального образования [2].

Рассмотрим каждую из названных интерактивных форм и методик.

Творческое задание составляет содержание (основу) любой интерактивной формы проведения занятия [3]. Выполнение творческих заданий требует от курсантов (слушателей) воспроизводить полученную ранее информацию в форме, определяемой преподавателем и требующей творческого подхода, а именно:

• подборка примеров из правоприменительной практики органов государственного пожарного надзора (далее — органы ГПН);

• составление отдельных процессуальных формализованных документов (акт проверки органом, предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности и (или) предписание по снятию с производства, протокол об административном правонарушении и др.);

• анализ и улучшение документа, оформленного другими обучаемыми;

• подборка материала по определенной проблеме;

• разработка материалов учебного дела об административном правонарушении, учебного контрольно-наблюдательного дела;

• разработка схемы правового явления, действия;

• участие в ролевой или деловой игре и т. п. Интерактивное выступление позволяет усилить

эффективность выступлений, являющихся частью профессиональной деятельности большинства со-

© Макаркин С. В., Пустовалова Е. И., Бараковских М. В., 2012

18

{ББИ 0869-7493 ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 2012 ТОМ 21 №6

трудников надзорных органов МЧС России — выпускников института.

Интерактивное выступление предполагает ведение постоянного диалога с аудиторией:

• задавание вопросов и получение от аудитории ответов;

• приглашение практического работника для краткого комментария по обсуждаемой проблеме;

• использование наглядных пособий (схем, таблиц, диаграмм, рисунков, видеозаписи и др.) и т. п. Методика "сократический диалог" позволяет

курсантам (слушателям) овладеть навыками задавания вопросов. "Сократический диалог" предполагает разработку цепочки вопросов, приводящих отвечающего к какому-либо выводу. Для этого один из обучаемых только задает вопросы, а другой — отвечает на них (ситуация аналогична допросу).

В соответствии с целями занятия могут задаваться различные вопросы:

• Как вы считаете, надо ли соглашаться с ...? Почему вы так считаете? (вводные вопросы);

• Что вы имели в виду? Как можете по-другому сформулировать свою позицию? (проясняющие вопросы);

• Что дало вам основание сделать такой вывод? Какие аргументы вы можете привести в подтверждение своей позиции? (вопросы, вскрывающие аргументацию);

• Что бы сказал по этому поводу...? (вопросы, помогающие встать на другую точку зрения);

• Не похоже ли будет это тогда на ...? (вопросы с использованием аналогий);

• Не означает ли это, что ...? (вопросы с использованием крайних позиций) и т. п. Использование методики "сократический диалог" приучает грамотно задавать вопросы, а также планировать ход диалога, составлять его алгоритм (предполагать возможные варианты ответов и заранее готовить варианты последующих цепочек вопросов).

Методика "дереворешений" позволяет овладеть навыками выбора оптимального варианта решения, действия и т. п. Построение "дерева решений" — практический способ оценить преимущества и недостатки различных вариантов.

"Дерево решений" для нескольких вариантов (например, трех) может выглядеть следующим образом (см. таблицу).

На этапах предложения вариантов и их оценки возможно использование методики "мозговой

штурм" [4], которая стимулирует группу курсантов к быстрому генерированию как можно большего количества вариантов ответа на заданный вопрос.

На первом этапе "мозгового штурма" группе предлагается для обсуждения определенная проблема (например, какие доказательства могут быть собраны по делу об административном правонарушении, какие последствия влечет нарушение обязательных требований пожарной безопасности и т. п.). Участники высказывают по очереди любые предложения в точной и краткой форме. Ведущий (преподаватель или один из обучаемых) записывает их на учебной или интерактивной доске.

На втором этапе "мозгового штурма" высказанные предложения обсуждаются. Группе необходимо найти возможность применения любого из высказанных предложений или наметить путь его усовершенствования. На данном этапе возможно использование различных форм дискуссии.

На третьем этапе "мозгового штурма" группа представляет результаты по заранее оговоренному принципу:

• самое оптимальное решение;

• несколько наиболее удачных предложений;

• самое необычное решение и т. п.

Для проведения "мозгового штурма" возможно деление курсантов (слушателей) на несколько подгрупп:

• генераторы идей, которые высказывают различные предложения, направленные наразрешение проблемы;

• критики, которые пытаются найти отрицательное в предложенных идеях;

• аналитики, которые будут привязывать выработанные предложения к конкретным реальным условиям с учетом критических замечаний, и т. д. Следующая интерактивная форма — групповое

обсуждение какого-либо вопроса. Применение на занятии указанной формы направлено на нахождение истины или достижение лучшего взаимопонимания [5]. Групповое обсуждение способствует лучшему усвоению изучаемого материала. Групповое обсуждение так же, как и "мозговой штурм", может проводиться в несколько этапов.

На первом этапе перед курсантами (слушателями) ставится проблема (например, правомочность принятого должностным лицом органов ГПН решения о привлечении к административной ответственности), выделяется определенное время, в течение которого курсанты должны подготовить аргументированный развернутый ответ.

Преподаватель может устанавливать определенные правила проведения группового обсуждения:

• задавать определенные рамки обсуждения (например, указать не менее 10 ошибок);

Суть проблемы: ...

Вариант 1: ... Вариант 2: ... Вариант 3: ...

Плюсы Минусы Плюсы Минусы Плюсы Минусы

{ББИ 0869-7493 ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 2012 ТОМ 21 №6

19

• ввести алгоритм выработки общего мнения;

• назначить лидера, руководящего ходом группового обсуждения, и др.

На втором этапе группового обсуждения вырабатывается групповое решение совместно с преподавателем. Разновидностью группового обсуждения является "круглый стол", который проводится с целью поделиться проблемами, собственным видением их, познакомиться с передовым опытом, достижениями [6].

Проведение практических занятий с использованием деловых и ролевых игр способствует развитию навыков критического мышления, коммуникативных навыков, навыков решения проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях. Применяются следующие виды игр: тренинг комплекса навыков (проведение проверки выполнения обязательных требований пожарной безопасности и т. п.); тренинг отдельного навыка (вручение документов по результатам проверки и т. п.); демонстрация навыка (выступление по телевидению на противопожарную тематику) и др.

Отметим, что в процессе деловой игры (например, по проверке выполнения обязательных требований пожарной безопасности) курсанты самостоятельно проводят проверку объекта, в ходе которой применяются приобретенные ими теоретические знания по различным дисциплинам (пожарная безопасность технологических процессов, пожарная безопасность в строительстве, пожарная безопасность электроустановок, правовое регулирование в области пожарной безопасности и др.).

Остановимся конкретно на дидактической (деловой) игре, которая используется при обучении по дисциплине "Государственный пожарный надзор" и может проводиться в форме психологического и лингвистического тренинга. Эта форма дает возможность курсантам (слушателям) проявить максимальную активность, показать не только умение, но и фантазию, эвристические способности. Целью деловой игры является обучение в интерактивной форме важнейшим коммуникативным навыкам: умению употреблять слова, выражения, интонации примени-

тельно к целям коммуникации и ситуации общения. Имитируя профессиональную деятельность, курсанты оказываются в условиях, близких к реальным, и имеют возможность объективно оценивать свои силы и знания.

Перечисленные интерактивные формы и методы проведения занятий по дисциплине "Государственный пожарный надзор" применяются в учебном процессе, как правило, в ходе практических занятий не только в учебно-методическом кабинете, но и в телестудии института, органах управления и подразделениях Федеральной противопожарной службы, а также на объектах г. Екатеринбурга.

На практических занятиях в телестудии института обучаемые готовят тексты и выступают по телевидению с беседами на противопожарные темы. Выступления транслируются в учебно-методический кабинет и обсуждаются преподавателями дисциплины "Государственный пожарный надзор" совместно с группой слушателей.

Обязательным элементом ряда практических занятий является разработка планирующих документов должностных лиц и органов ГПН, оформление формализованных документов по результатам проверки выполнения обязательных требований пожарной безопасности, оформление документов первичной регистрации пожара и т. п.

По нашему мнению, рассмотренные в статье интерактивные формы и методы проведения занятий находят применение и при преподавании дисциплин "Государственный надзор в области гражданской обороны" и "Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций".

Как отмечают курсанты (слушатели), опыт, полученный на занятиях с применением интерактивных форм и методов, оказывается более продуктивным в сравнении с традиционным репродуктивным обучением. К тому же такие занятия позволяют расширить диапазон охвата действительности, наглядно демонстрируют последствия принятых решений, дают возможность сравнивать альтернативные решения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 280705 Пожарная безопасность (квалификация (степень) "специалист") : приказ Минобрнауки РФ от 14.01.2011 г. № 12 // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 20.06.2011. — № 25.

2. Осипова И. В. Подготовка студентов профессионально-педагогического вуза к дидактическому технологическому творчеству : дис. ... канд. пед. наук. —Екатеринбург, 1998. — 227 с.

3. Роль интерактивных форм обучения в повышении познавательной активности учащихся / Русский информационный сайт интерактивного образования. URL : http://lisio.do.am/news/rol_inter-

20

ISSN 0869-7493 ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 2012 ТОМ 21 №6

aktivnykh_form_obuchenija_v_povyshenii_poznavatelnoj_aktivnosti_uchashhikhsja/2011-03-22-3 (дата обращения: 21.12.2011).

4. Кузьмин А. М. Методы поиска новых идей и решений. Мозговой штурм // Методы менеджмента качества. — 2003. — № 1. URL : http://www.inventech.ru (дата обращения: 15.12.2011).

5. АймаутоваН. Е., УшневС.В. Специфика группового принятия решения. URL: http://articles.ex-celion.ru/science/filosofy/05549544.html (дата обращения: 11.12.2011).

6. Бочкова Н. Б. Как вести дискуссию? URL : http://festival.1september.ru/authors/104-704-109 (дата обращения: 11.12.2011).

Материал поступил в редакцию 5 марта 2012 г.

Электронные адреса авторов: mak_s@e1.ru;

pei70@e1.ru; gpn_ui@e1.ru.

Издательство «П0ЖНАУКА»

Л. П. Пилюгин ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ВНУТРЕННИХ АВАРИЙНЫХ ВЗРЫВОВ

Настоящая книга посвящена проблеме прогнозирования последствий внутренних взрывов газо-, паро- и пылевоздушных горючих смесей (ГС), образующихся при аварийных ситуациях на взрывоопасных производствах. В книге материал излагается применительно к дефлаграционным взрывам, которые обычно имеют место при горении ГС на этих производствах.

В качестве основных показателей при прогнозировании последствий аварийных взрывов ГС рассматриваются ожидаемый характер и объем разрушений строительных конструкций в здании (сооружении), в котором происходит аварийный взрыв.

Книга продолжает исследования автора в области проектирования зданий взрывоопасных производств и оценки надежности строительных конструкций (на основе метода преобразования рядов распределения случайных величин).

С использованием методов теории вероятностей разработаны методики: определения характеристик взрывной нагрузки как случайной величины; оценки вероятностей разрушения конструкций, характера и объема разрушений в здании при внутреннем аварийном взрыве. Приведенные методики сопровождаются примерами расчетов для зданий различных объемно-планировочных решений.

121352, г. Москва, а/я 43;

тел./факс: (495) 228-09-03; e-mail: mail@firepress.ru

Предлагает вашему вниманию

ft=====5=l

tfi-t^b

-V^t!"*- _ л

ISSN 0869-7493 ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 2012 ТОМ 21 №6

21

SIBERIA

СибБезопасность СпасСиб

XXI специализированная выставка систем и средств охраны и безопасности, услуг по безопасности бизнеса, аварийно-спасательного оборудования, систем, средств и методов спасения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25-27 сентября 2012

МВК «Новосибирск Экспоцентр»

www.SibSecurityExpo.ru

а'^л ITE Сибирская Ярмарка

630071, Новосибирск, ул. Станционная, 104 Телефон: (383) 363-00-63, e-mail: meshcheryakova@sibfair.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.