УДК 159.9
ЗАКОНОМЕРНОСТИ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКОЙ САМООЦЕНКИ
©2016 Ю. М. Едиханова
канд. психол. наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии e-mail: [email protected]
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
Выявлено соотношение показателей самооценки у детей дошкольного возраста и отношения к сверстникам. Доказывается возможность формирования положительного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста посредством коррекции их самооценки. Описываются механизмы, закономерности, факторы и условия, детерминирующие эффективность психокоррекционной деятельности.
Ключевые слова: самооценка, отношение, отношение к сверстникам, механизмы коррекции, закономерности: стадиальность, синхронность, сензитивность, неравномерность.
Необходимость разработки психолого-педагогической технологии коррекции самооценки детей дошкольного возраста продиктована определенными проблемами дошкольного воспитания. Многие годы дошкольное воспитание было в основном ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребенком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении и развитии базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я». Технологизация современной жизни ведет к недоразвитию эмоциональной и коммуникативной сфер, вследствие чего формируется неадекватное отношение к сверстникам. Поэтому на современном этапе одним из приоритетных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения является создание условий для эмоционального благополучия и полноценного психического развития ребенка-дошкольника.
Как известно, отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте, являются основой духовно-нравственного становления личности ребенка, рождают наиболее смыслозначимые и сильные переживания, определяют главные человеческие поступки. Л.И. Божович отмечает, что первый опыт таких отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка. Это позволяет утверждать, что дошкольное детство является ответственным периодом в развитии ребенка, так как в это время у него закладываются основные личностные механизмы и возникает первая модель мира - система представлений об окружающей действительности, о своих возможностях и отношениях с окружающими людьми. Вследствие этого проблема взаимоотношений ребенка со сверстниками приобретает особую актуальность и значимость [Божович 2001: 180-193].
Особую актуальность приобретает также вопрос о том, как ребенок воспринимает и оценивает самого себя, как к себе относится и влияет ли отношение к себе на восприятие и отношение к другим людям. Однако исследования, посвященные данной проблематике, крайне малочисленны и касаются в основном изучения отношения личности к себе, которое является одним из видов отношений в общей системе отношений личности и рассматривается в качестве важного компонента структуры самосознания личности [Кон 1984: 232; Столин 1983: 150; Чеснокова 1997].
В психолого-педагогической литературе по проблеме отношения рассматриваются интерпретации этого понятия, дифференцируются его разновидности, указываются пути становления и развития позитивного отношения к другому. Детерминированность формирования отношения к другому представлена внешними и внутренними факторами. Формирование положительного отношения дошкольников к сверстникам является многоаспектной проблемой, включающей становление и развитие межличностных отношений дошкольников и их взаимоотношений в процессе общения [Репина 1978; Смирнова, Утробина 1996 и др.]; формирование взаимоотношений детей в детском саду и семье (В.К. Котырло (см.: [Овсянникова 2003])); особенности отношения к сверстнику у детей разных возрастных групп, у популярных и непопулярных дошкольников [Калягина 1998; Смирнова, Утробина 1996].
Отношение к другому связано с активностью, темпераментом, характером, направленностью личности, с ее способностями [Бодалев 1995: 63-75]; общительностью, внимательностью [Мясищев 1995], особенностями самосознания, симпатией к себе [Гозман 1987: 56-63; Столин 1983: 150]).
К этим факторам можно присоединить детскую самооценку. Однако исследований о влиянии самооценки на отношение к другому относительно мало. Между тем, как справедливо отмечает К. А. Абульханова-Славская, чем более человек рассматривает себя самого с позиции высших духовных ценностей, тем более широкую перспективу совершенствования своего отношения к другим он в себе открывает. Нельзя выработать ценностное, доверительное отношение к другому человеку, отрицая при этом свою самоценность [Абульханова-Славская 1991: 87-95].
Анализ литературы по изучаемой проблематике позволил установить, что слабее других в ней представлены данные о возможности формирования у детей дошкольного возраста положительного отношения к сверстникам посредством коррекции их самооценки.
Сравнительный анализ структурных компонентов отношения к другому и самооценки ребенка свидетельствует о сходстве их механизмов (самоидентификация, сличение и прогнозирование, обратная связь) и структурных компонентов (когнитивный, эмоциональный). В связи с этим мы предположили, что коррекция самооценки детей окажет существенное влияние на формирование у них позитивного отношения к сверстникам.
На этапе констатирующего эксперимента определялись уровни самооценки и отношения к сверстнику и их соотношение у детей дошкольного возраста. Диагностическая работа осуществлялась в 2004 г. на базе дошкольных образовательных учреждений № 9, 16, 35, прогимназии № 17 г. Шадринска Курганской области (обследовалось 177 детей в возрасте пяти-семи лет).
Для изучения когнитивного компонента отношения к сверстнику применялась индивидуальная беседа, разработанная Е.О. Смирновой и Н.Г. Утробиной. Исследование эмоционального и практического компонентов отношения к сверстнику осуществлялось с помощью экспериментальных проблемных ситуаций, разработанных Е.О. Смирновой, Н.Г. Утробиной («Лото», «Строитель», «Игрушки», «Подари открытку»). Для определения общего эмоционального отношения к себе использовалась рисуночная методика «Нарисуй себя» (А.М. Прихожан); исследование когнитивного компонента самооценки детей проводилось в форме индивидуальной беседы, разработанной Е.З. Басиной; уровень адекватности самооценки детей дошкольного возраста диагностировался с помощью методики «Лесенка» (В .Г. Щур).
На этапе формирующего эксперимента ставилась цель: сформировать позитивное отношение к сверстникам у детей дошкольного возраста путем коррекции их самооценки. В экспериментальную группу вошел 21 ребенок старшего дошкольного
возраста прогимназии № 17, в качестве контрольной группы была выбрана подготовительная группа ДОУ № 9 «Росинка».
На основе анализа данных диагностического исследования были выделены уровни сформированности когнитивного, эмоционального и практического компонентов отношения к сверстнику у детей дошкольного возраста.
Суммарный анализ данных исследования отношения ребенка к сверстнику позволил выделить три уровня его сформированности: низкий (40,29%), средний (35,76 %), высокий (23,91%).
В соответствии со второй задачей констатирующего эксперимента определялся уровень самооценки испытуемых и устанавливалась уровневая зависимость самооценки и отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. Анализ полученных данных позволил выделить три уровня самооценки детей дошкольного возраста и установить, что у них преобладает высокий уровень (72,31 %), реже встречаются средний (22,21 %) и низкий (5,45%) уровни.
Взаимодействие показателей самооценки и отношения к сверстнику вычислялось при помощи подсчета коэффициента корреляции (Пирсон), который составил г ху = -0,85 (при р< 0,01), что свидетельствует о наличии тесной обратной связи между этими показателями: чем выше уровень самооценки детей дошкольного возраста, тем ниже у них уровень сформированности отношения к сверстнику.
Расчет коэффициента корреляции между самооценкой и компонентами отношения к сверстнику свидетельствует о наличии тесных и умеренных обратных связей самооценки и практического компонента отношения к сверстнику (г ху = -0,94); самооценки и эмоционального компонента (г ху = -0,46 при р< 0,01). Выяснилось, что чем выше уровень самооценки, тем менее вероятно наличие высоких показателей по отдельным компонентам отношения к сверстнику.
Учитывая полученные данные, мы предположили, что коррекция самооценки детей старшего дошкольного возраста в ходе выполнения разных видов деятельности будет способствовать повышению уровня их позитивного отношения к сверстникам.
В процессе психокоррекционной работы испытуемым предлагалось выполнить специально разработанные задания, объединенные в три цикла, отличающиеся друг от друга характером деятельности (изобразительной, двигательной, трудовой), при выполнении которых корректировалась их самооценка. Коррекция детской самооценки осуществлялась на коллективных и индивидуальных занятиях, сгруппированных в три блока: ориентировочный, коррекционный, закрепляющий.
Ориентировочный блок предполагал упражнения, направленные на создание благоприятного эмоционально-психологического климата в группе, установление доверительных отношений между членами группы и экспериментатором, создание благоприятного социально-психологического климата в группе, активность деятельности и внимания, снятие напряжения (релаксация).
Занятия коррекционного блока были разделены на три части: первая предполагала коррекцию самооценки через достижение цели в ситуации помех и выбора; вторая - коррекцию самооценки в разных видах деятельности (изобразительной, трудовой, двигательной); третья - коррекцию самооценки через осознание нравственных норм и ценностей.
Закрепляющий блок занятий был направлен на закрепление полученных навыков и умений адекватного самооценивания, а также на снятие психоэмоционального напряжения. Закрепление положительного эффекта умений и навыков адекватного самооценивания в совместной деятельности осуществлялось в проигрывании проблемных ситуаций; закрепление позитивного отношения детей друг к
другу реализовалось в процессе группового рисования; снятие психоэмоционального напряжения осуществлялось посредством релаксации.
Как уже указывалось выше, ключевым моментом коррекционно-развивающей работы с дошкольниками являлась система заданий, предполагающая корректировку самооценки детей в ходе выполнения ими разных видов деятельности и оценку ее результатов испытуемыми и их сверстниками. В ходе проведенного исследования был выявлен ряд закономерностей коррекционной деятельности.
Первая закономерность - неравномерность коррекционных воздействий на испытуемых. Изучение полученных данных позволило выделить три группы детей в зависимости от особенностей выполнения ими экспериментальных заданий. Первая группа (18,56 %) - дошкольники не до конца выслушивают инструкции к заданиям и при необходимости волевых усилий отказываются от их выполнения. Вторая группа (45,06 %) - испытуемые стараются точно выполнять задание, но не могут сосредоточиться на качественном выполнении задания, часто торопятся и торопят других детей, допускают некоторые ошибки (...Я вообще-то все могу, только иногда не хочу. Стирать? Смогу, наверное, но не охота...). Третья группа (36,25 %) - дети внимательно слушают инструкции экспериментатора, пытаются выполнить задания в соответствии с предъявляемыми требованиями (.Я хочу на выставку попасть, очень хочу, я буду стараться.).
Неравномерность психокоррекционного процесса наблюдалась также и в овладении испытуемыми механизмом интерперсонального влияния. В зависимости от того, как дети воспринимали критику сверстников и взрослых в их адрес, были выделены три варианта поведения испытуемых. Критериями выделения вариантов поведения послужили особенности реакции испытуемых на критические замечания в свой адрес. Первая вариант (15%) - дети негативно воспринимают критику в свой адрес и пытаются оправдать свою неудачу действиями сверстников (..Вон, у них тоже неровно нарисовано., ...Я тоже долго стоял, просто Таня меня толкнула.). Второй вариант (20%) - дошкольники проявляют отрицательное отношение к критике, обнаруживая обиду и растерянность (.Ничего я больше делать не буду!...). Третий вариант (65%) - дети адекватно воспринимают критику в свой адрес и пытаются исправить свои ошибки (.Да, у меня не все получилось. Я выберу трудное задание, но не буду торопиться и буду стараться.).
Сравнительный анализ полученных результатов предопределил выделение трех групп испытуемых в зависимости от показателей их самооценивания после выполнения разных видов деятельности. Первую из них (20 %) составляют дети, которые оценивают результаты выполненных ими разных видов деятельности неадекватно (..Нет, у меня не самый плохой, мне попались ножницы тупые.); вторую (65 %) -дошкольники, которые результаты одних видов деятельности оценивают адекватно, а других - неадекватно (.Я же прошла, я хорошо выполнила задание., ...Мне не понравилось, как я сделала., ...Нет, я не все сделала, не знаю, можно меня хвалить или нет.. ); третью(15 %) - дошкольники, которые оценивают результаты разных видов деятельности объективно (.Я плохо выполнила задание, не до конца же.).
Вторая закономерность коррекционной деятельности - это стадиальность в овладении механизмами коррекции самооценки. Критериями выделения стадий выступили наличие и количество отличительных признаков при сравнении дошкольниками своих результатов с результатами деятельности сверстников. Первая стадия (13%) - дети затрудняются сравнить результаты своей деятельности с результатами деятельности сверстников («Не знаю, все одинаковые рисунки», «Не знаю у кого лучше»). Вторая стадия (23,6%) - при сравнении своих работ с работами сверстников дошкольники называют один или два отличительных признака («Мне
нравится мой кактус, но не очень, он криво стоит»). Третья стадия (63,3%) - при сравнении результатов своей деятельности с результатами деятельности сверстников указывается несколько отличительных признаков в соответствии с эстетическими эталонами и нормами выполнения какого-либо вида деятельности («У всех возьмут рисунки на выставку, кроме Кахора и Саши, они сильно намазали, они плохо рисуют. У них неровно нарисовано»).
Третья закономерность психокоррекционного процесса - синхронность коррекции самооценки ребенка и формирования у него положительного отношения к сверстникам. Наблюдая за поведением детей во время выполнения ими экспериментальных заданий, направленных на коррекцию самооценки, можно было проследить динамику формирования положительного отношения к сверстнику. На первых занятиях испытуемые с неадекватной самооценкой демонстрировали низкий уровень просоциальных действий: не уступали своей очереди в играх, не предлагали своей помощи сверстникам; не проявляли эмпатии по отношению к другим детям, во время выполнения упражнений отвлекались и отвлекали внимание сверстников (... Не знаю я, что рисовать, я не умею..., ...Давайте все сначала, я ничего не понял...); начиная с 5-6 занятий, выполняя коллективные аппликации и рисование, эти дошкольники стали предлагать свою помощь детям, которые затруднялись правильно выполнить задание (Яна отдала свой клей-карандаш Тане: ..Возьми мой, чтобы клей не лился., ...Надо сильнее прижимать цветы, а то отпадут. Приклеивай вот сюда, а то тут пусто...); после 15-го занятия стали проявлять высокую эмоциональную вовлеченность в деятельность сверстников, сопереживать и сочувствовать им при неудачном выполнении упражнений, демонстрировать высокий уровень осознания нравственных норм поведения (.Возьми, пожалуйста, карандаш, надо делиться, а то останешься один без друзей и никто тебе не поможет.).
Представляется, что механизмами коррекции самооценки детей старшего дошкольного возраста выступают: сличение и прогнозирование результатов и оценки выполненной деятельности; интерперсональное влияние; обратная связь; перенос способов оценки с одного вида деятельности на другой; абстрагирование в ходе выполнения творческих заданий и трудовых поручений критериев оценки своей и чужой деятельности, способов ее выполнения; предвосхищение эмоциональных реакций на критические замечания в свой адрес.
В ходе исследования было выявлено, что правильное выполнение дошкольниками заданий и адекватное самооценивание своей деятельности затрудняют: отсутствие знаний о критериях оценки качества выполнения деятельности, тенденция ориентироваться при самооценивании на процесс деятельности, а не на ее результат, низкий уровень сформированности навыков и умений изобразительной деятельности (рисование, аппликации, склеивание и др.), низкая волевая регуляция, отсутствие представлений о механизмах самооценивания, особенности психического развития в дошкольном возрасте (непроизвольный характер и небольшой объем внимания и памяти, конкретность мышления) и другие факторы.
В связи со сказанным возникла необходимость проведения дополнительной надкоррекционной работы с детьми с неадекватной самооценкой, во время которой их внимание акцентировалось на результате деятельности и оценке ее. Дошкольников обучали операциям сравнения и анализа, алгоритмизации и прогнозированию успеха и неуспеха деятельности. Помимо этого проводились дополнительные индивидуальные занятия на релаксацию. Использовались различные модификации театрализованной деятельности, где дети упражнялись моделированию эмоциональных состояний.
Мы полагаем, что эффективность коррекции детской самооценки достигалась за счет того, что работа с дошкольниками проводилась систематично (занятия
проводились два-три раза в неделю), в условиях сочетания индивидуальных и групповых форм работы, в эмоционально насыщенной обстановке (подвижные игры, релаксационные упражнения, психогимнастические игры и этюды, музыкальное сопровождение занятий), в специально организованном пространстве, в благоприятное для коррекционных занятий время; применялись различные формы работы с детьми, имеющими разные уровни самооценки.
Эффективность разработанной психолого-педагогической технологии подтвердилась при проверке количественных данных с использованием х2 - критерий Пирсона. Полученное значение критерия (х2 = 11,77) больше соответствующего табличного значения (9,51 при р< 0,01), степеней свободы (и = 2). Это свидетельствует о высокой эффективности коррекционно-развивающей работы и доказывает возможность коррекции самооценки детей дошкольного возраста на основе специально разработанной психолого-педагогической технологии.
В заключение можно сформулировать следующие выводы.
1. Коррекции детской самооценки способствуют групповые задания, при которых выполняются совместные действия в различных видах деятельности, сравниваются и оцениваются результаты деятельности свои и сверстников. Коррекция самооценки детей сопровождается повышением уровня позитивного отношения к сверстникам. Механизмами формирования адекватной самооценки детей выступают: сличение; интерперсональное влияние; обратная связь; перенос способов оценки с одного вида деятельности на другой; прогнозирование отрицательных оценок результатов деятельности; абстрагирование в ходе выполнение творческих заданий и трудовых поручений критериев оценки своей и чужой деятельности, способов ее выполнения; предвосхищение эмоциональных реакций на критические замечания в свой адрес.
2. В развитии и формировании у дошкольников адекватной самооценки прослеживается стадиальность в овладении механизмами самооценивания; неодинаковый темп коррекции самооценки в процессе выполнения экспериментальных заданий, в уровнях их выполнения в разных видах деятельности, сензитивность к формирующим воздействиям, синхронность формирования адекватной самооценки детей и изменения их отношения к сверстникам.
3. Успешность коррекции самооценки поведения и деятельности дошкольников обусловливается наличием знаний критериев оценки качества выполнения различных видов деятельности, ориентацией при самооценивании на процесс и результат деятельности, низкой волевой регуляцией, наличием представлений о механизмах самооценивания, особенностями психического развития детей.
Библиографический список
Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 300 с.
Бодалев А А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЕК», 2001. 352 с.
Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987. 175 с.
Калягина Е.А. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников: дис. . канд. психол. наук / Психологический ин-т им Л.Г. Щукиной. М., 1998
Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.
335 с.
Мясищев В.Н. Психология отношений: избр. психол. тр. Воронеж: МОДЕК, 1995. 356 с.
Овсянникова О.А. Формирование толерантного отношения дошкольников к сверстникам средствами искусства: дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2003
Отношения между сверстниками в группе детского сада: (Опыт соц.-психол. исслед.) / под ред. Т. А. Репиной. М.: Педагогика,1978. 200 с.
Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 1996. №3. С. 5-14 Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 286 с. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1997. 260 с.