Научная статья на тему 'Закономерности и принципы субъектной концепции ориентационной обучения культуре речевого общения в вузе'

Закономерности и принципы субъектной концепции ориентационной обучения культуре речевого общения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осиянова Ольга Михайловна

Статья раскрывает теоретико-методологическую базу исследования проблемы обучения культуре речевого общения в образовательном процессе вуза. Представлены закономерности и принципы как ядро субъектно-ориентационной концепции. Разработанная на ее основе технология обучения обеспечивает формирование культуры речевого общения как личностного качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Закономерности и принципы субъектной концепции ориентационной обучения культуре речевого общения в вузе»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В ОБРАЗОВАНИИ

О. М. Осиянова

ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ В ВУЗЕ

Статья раскрывает теоретико-методологическую базу исследования проблемы обучения культуре речевого общения в образовательном процессе вуза. Представлены закономерности и принципы как ядро субъектно-ориентационной концепции. Разработанная на ее основе технология обучения обеспечивает формирование культуры речевого общения как личностного качества.

The article deals with the theoretic and methodological basis of the research devoted to the problems of teaching verbal communication culture in a college educational process. It presents the system of objective laws and principles of teaching as a nucleus of a person-oriented conception. The system of objective laws and principles of teaching serves the basis for projecting the technology, which ensures formation of verbal communication culture as a personal quality.

Глобализация и интеграция многих современных процессов в социуме увеличивают значение культурообразующей функции образования, которое превращается в механизм формирования культуры мира и человека в нем, становится способом развития личности и общества. Система образования в XXI в. призвана обеспечить воспитание граждан, обладающих высокой нравственностью, способных к социализации и созидательной деятельности, проявляющих уважительное отношение к традициям и культуре других народов, готовых вести диалог, искать и находить компромиссы. Признание уникальной ценности человека, его роли в развитии социума, усиление ответственности личности за построение своего жизненного и профессионального пути являются смыслообразующими характеристиками современного высшего образования, которое уделяет особое внимание становлению человека как субъекта общения и взаимодействия.

Формирование «человека культуры», необходимость обретения человеком личностных смыслов, ценностей и целей своего развития, а также вхождение нашей страны в открытое информационное пространство актуализирует проблему обучения культуре речевого общения. Культура речевого восприятия, выражения и воздействия задает направление культурного и духовного развития личности, воспитывает новое отношение к окружающему миру, другим людям и себе самому.

Анализ философской, лингвистической, лингводидактической и психоло-го-педагогической научной литературы подтверждает, что владение общением как инструментом культуры, средством воспитания личности, становления ее сознания, мироощущения требует специально организованного обучения.

Предлагаемая вниманию читателя субъектно-ориентационная концепция обучения культуре речевого общения студентов вуза разработана с учетом философских теорий, раскрывающих природу общения как ценности и инструмента вхождения человека в культуру (М. Бубер, Э. В. Ильенков, Ж. Лакруа, Э. Левинас,

A. Ф. Лосев, Э. С. Маркарян, М. Мерло-Понти, Э. Мунье, Е. В. Сарычев, А. Г. Спир-кин, К. Ясперс и др.), отечественных и зарубежных теорий коммуникации и общения (А. А. Брудный, Л. Витгенштейн, М. С. Каган, К. Лоренц, Н. Луман, Дж. Мид, Ж.-П. Сартр, Р. К. Терещук, Э. Уилсон, Ю. Хабермас, К. Чери, А. Эспинас, К. Ясперс и др.), философской концепции диалога в познании и образовании (А. С. Ахиезер, М. М. Бахтин, Г. Гадамер, Г. Гжегорчик, С. Ю. Курганов, Г. С. Померанц, Э. Фромм), положений о сложноорганизованных системах (И. В. Блауберг, Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов, И. Р. Пригожин, В. И. Садовский, Г. Хакен, Э. Г. Юдин). Теоретической основой исследования послужили также психологические и педагогические труды, определившие роль общения в развитии личности (Б. Г. Ананьев, В. И. Андреев, А. А. Бодалев, А. А. Брудный, А. А. Вербицкий, А. Б. Добрович, И. А. Зимняя,

B. А. Кан-Калик, В. Л. Леви, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Муд-рик). При разработке настоящей концепции мы опирались на педагогическую теорию речевой деятельности (А. Н. Ксенофонтова, Г. И. Щукина), исследования коммуникативной культуры (И. А. Зимняя, И. А. Мазаева, В. В. Соколова), идеи личностно-ориентированного образования (А. С. Белкин, Е. В. Бондаревская, В. С. Лед-нев, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, И. С. Якиманская).

Субъектно-ориентационная концепция разработана на базе общенаучного системного подхода и рассматривает обучение культуре речевого общения как самоорганизующуюся систему ориентиров (целей, принципов, знаний, опыта, стимулов), отражающую стратегию научного поиска.

Многочисленные работы по теории системного подхода и проблемам развития сложных, в том числе антропоцентричных и педагогических систем (А. Н. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, К. Боулдинг, Ю. А. Конаржев-ский, Н. В. Кузьмина, В. И. Садовский, А. И. Уемов, Э. Г. Юдин, В. А. Ядов и др.) дают основание для выделения ряда значимых положений:

• целью применения системного подхода является оптимизация системы, при этом оптимизация понимается как функция предельной полезности;

• системный подход требует рассмотрения явлений в их целостности и развитии, ориентируя исследователя на первоочередное определение условий формирования системы и системообразующего фактора;

• исследуемые проблемы изучаются с учетом взаимосвязи рассматриваемой системы с более крупными системами, с которыми первая связана общностью целей;

• цели системы определяются не в рамках отдельных подсистем, а с точки зрения системы в целом.

Выбор системного субъектно-ориентационного подхода к решению проблемы обучения культуре речевого общения объясняется тем, что культура - системное качество человеческого бытия; речь как деятельность представляет собой систему процессов восприятия, выражения, воздействия; речевое общение - системное образование, имеющее многоуровневую структуру, определяемую целями общения, социальными ролями собеседников, их отношениями, знаниями, опытом и т. д.; речевое общение предполагает для его успеха выбор ориентиров, сохраняющих субъект-субъектные отношения общающихся на основе системы обратной связи.

Обучение культуре речевого общения - система, которая по способу взаимодействия с внешней средой является открытой, по признаку развития и изменений во времени - динамической, по типу целеполагания и целереали-зации - целенаправленной, по признаку субъект- субъектных и субъект-объек-тных отношений - антропоцентричной, по характеру обратной связи внутри элементов - нелинейной, по уровню сложности - сложной, по способу управляемости - самоуправляемой. Прогрессивное развитие данной системы, то есть продвижение в овладении студентом культурой речевого общения, представляет собой процесс перехода от репродуктивного уровня к эвристическому (более высокому), а затем к творческому, что отражается в культуре речевого восприятия, выражения и воздействия, способствуя формированию самостоятельности, активности, ответственности как качеств личности, заинтересованной в самосовершенствовании и саморазвитии.

Являясь теоретико-методологической базой исследования, субъектноориентационная концепция обосновывает закономерности и принципы обучения культуре речевого общения, отражающие объективные потребности современного общества и отдельной личности, тенденции педагогической науки, позволяет оптимально построить процесс обучения на основе диалектики взаимодействия общающихся сторон в образовательном процессе вуза.

Перцептивная, коммуникативная, интерактивная закономерности обучения культуре речевого общения вскрывают объективные, устойчивые, повторяющиеся взаимосвязи между культурой речевого восприятия, выражения и воздействия, представляющих ее содержание.

Перцептивная закономерность определяет зависимость успеха обучения культуре речевого восприятия от умения учитывать обстоятельства общения, оценки предшествующего интеллектуального, волевого и эмоционального опыта, отношения личности к Другому как к равному. Обучение культуре речевого восприятия зависит от объективных и субъективных причин, приводящих к закономерным изменениям в культуре личности. Так, обстоятельствами общения (внешняя причина) являются время и место общения; учебно-мате-

риальные, гигиенические и эстетические условия; люди - семья, сверстники, преподаватели. В ситуации речевого восприятия большое значение для его культуры имеют реальные учебные возможности студента (внутренние причины): уровень интеллектуального, волевого и эмоционального развития, степень сформированности знаний о культуре речевого общения, умений и навыков в этой области, сознательность их применения, работоспособность, состояние здоровья, настроение в момент восприятия речи Другого и отношения личности к нему как к равному. Как видно, перцептивная закономерность диктует условия, необходимые для реализации в обучении функций культуры речевого общения благодаря взаимосвязи образовательной среды и саморазвития личности.

Коммуникативная закономерность определяет зависимость успеха обучения культуре речевого выражения от ценностных ориентаций личности, которые формируются (изменяются, совершенствуются) в процессе развития и саморазвития личности, в чем и заключается смысл любого обучения. Эта закономерность особенно подчеркивает в культуре речевого общения интегративное качество личности, которое проявляется в сознательном отборе и использовании языковых средств, помогающих осуществлять с максимальной эффективностью речевое восприятие, выражение и воздействие в реальной ситуации общения. Нарушение указанной закономерности может разрушить общение, привести к непредсказуемым и трудно преодолимым последствиям.

Интерактивная закономерность определяет зависимость эффективности обучения культуре речевого воздействия от уровня развития ценностных, когнитивных, коммуникативных, деятельностных, рефлексивных качеств личности. Обучение культуре речевого воздействия - это обучение понятности и выразительности речи, наполненной фактическим содержанием, обращенной к насущным интересам собеседника, построенной максимально логично и убедительно настолько, чтобы побудить партнера по речевому общению к сознательным поступкам и действиям.

Действие закономерностей в конкретной ситуации обучения культуре речевого общения выражается сформулированными нами принципами (общими и специфическими): синергетическим, культуросообразности, гармонизирующего диалога, ориентации на успех, выбора индивидуальной траектории обучения. Согласно утверждению В. И. Загвязинского, суть принципа заключается в рекомендации способов регулирования отношений противоположных сторон, тенденций процесса обучения, способов разрешения противоречий, достижения меры, гармонии, позволяющих успешно решать задачи обучения [2, с. 37]. При отборе и систематизации принципов мы руководствовались критериями, предложенными В. И. Андреевым: объективностью, ориентированностью, системностью, аспектностью, дополнительностью, эффективностью, теоретической и практической значимостью [1, с. 315-316].

Синергетический принцип организации процесса обучения основывается на признании субъективности человеческого знания и интересов личности, являющихся имманентным потенциалом саморазвития и самоорганизации личности. Мера способности человека к саморазвитию - важнейший признак его культуры.

С позиций синергетики обучение культуре речевого общения рассматривается с точки зрения самоуправления, самоорганизации, саморазвития в открытых педагогических системах. Процесс становления человека, формирование личности подобен рождению порядка из беспорядка. То же может быть отнесено к обучению культуре речевого общения, так как «синергетический процесс в педагогических системах - взаимодействие двух сопряженных взаимосвязанных подсистем (преподавания и учения, организации и самоорганизации), приводящий к новообразованиям, повышению энергетического и творческого потенциала саморазвивающихся подсистем и обеспечивающий их переход от развития к саморазвитию» [1, с. 103].

Условия (правила) реализации этого принципа:

• видеть в культуре речевого общения необходимый источник саморазвития личности, способный трансформироваться в личностные качества субъектов педагогического процесса;

• уважать права участников педагогического процесса на свою альтернативную позицию в освоении культуры речевого общения (в содержании, методах, формах, средствах, способах контроля и оценки), осуществляя системный субъектно-ориентационный подход;

• утверждать во взаимоотношениях «преподаватель - студент» фасили-таторские, но не менторские отношения, что позволит субъектам педагогического процесса совершенствовать свои личностные качества, делая «очередной шаг к своей самости» [1, с. 102];

• сохранять связи с другими принципами обучения культуре речевого общения.

Принцип культуросообразности обучения культуре речевого общения предполагает такую организацию деятельности субъектов педагогического процесса вуза, при которой основной целью и содержанием обучения является культура, гармоничное развитие личности в интегративном сочетании общечеловеческого, этнонационального и межкультурного элементов. Реализация этого принципа, расширяя культуроведческие основы обучения, является условием эффективного междисциплинарного и социокультурного содержания в сочетании с коммуникативными и профессионально-познавательными действиями в процессе овладения культурой речевого общения. Правила этого принципа диктуют следующее:

• регулировать отношения человека к человеку средствами культуры речевого общения на основе культурной ориентированности;

• использовать диалог как поиск смысла речевого поведения другого человека и другой культуры через сравнение, анализ, рефлексию, нацеливаясь на Другого;

• поддерживать коммуникацию, стимулируя, ободряя студентов; устанавливать сходство и различие в их мнениях, диагностируя и корректируя неэффективное поведение.

• заботиться о целостном формировании компонентов культуры речевого общения: ценностно-смыслового, когнитивного, коммуникативного, деятельностного, рефлексивного;

• максимально использовать в обучении ресурсы культуры речевого общения, определяя содержание и технологию обучения, способствующую формированию личностных качеств;

• рассматривать культуру речевого общения в образовательном процессе вуза как метапредмет, как средство, расширяющее профессиональные компетенции.

Согласно принципу гармонизирующего диалога в организации процесса обучения культуре речевого общения предпочтительна субъект-субъектная модель познания и общения. Значение этого принципа заключается в том, что он становится мерой гармонизирующего взаимодействия между участниками речевого общения. Реализация принципа возможна при соблюдении нескольких правил:

• использовать ситуации общения, содержащие познавательные речемыслительные задачи, связанные с преобразованием самого субъекта деятельности и удовлетворяющие потребность личности в становлении Я-концепции;

• решать проблему, поставленную в речемыслительной задаче, как коммуникативное событие, требующее перехода от модели восприятия к выражению, а от него - к воздействию;

• использовать диалог, оценивать его эффективность с позиций решения коммуникативной задачи, а готовность к диалогу - как показатель сфор-мированности личности.

Принцип ориентации на успех предполагает такую организацию процесса обучения культуре речевого общения, в которой главным ориентиром является личное образовательное приращение внешних и внутренних качеств личности (навыков, способов действий, отношений), их позитивная оценка субъектами процесса обучения. Ориентируясь на успех в обучении культуре речевого общения, необходимо определить пути разрешения противоречия между опытом самореализации, имеющимся у студента, и деятельностью преподавателя по развитию потребности у студента в самореализации на основе личностно-значимой системы ценностей.

Реализации этого принципа способствует соблюдение правил:

• ориентировать обучаемого на приращение нового к известному и сотворение индивидуального образовательного продукта;

• поощрять самостоятельность и ориентированность в выборе языковых средств, речевого стиля для осуществления коммуникативных действий;

• знакомить обучаемых с показателями культуры речевого общения и критериями оценки достижений для формирования способности к рефлексии и самооценке.

• обучать способам использования системы ориентиров для овладения культурой речевого общения, осуществляя систематический контроль и корректировку самостоятельного выбора;

• создавать условия для положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения общению.

Принцип выбора индивидуальной траектории обучения состоит в максимально возможном сохранении индивидуальности обучения культуре речевого общения: индивидуальность - «это драгоценнейшее в человеке и его творчестве... Где она не сохранена, подавлена или в пренебрежении, там образования совершенно не происходит» [3, с. 92].

Правила этого принципа требуют:

• знать индивидуальные психологические и возрастные особенности обучаемого, а также уровень его культуры речевого общения;

• увеличивать в обучении долю открытых заданий, не имеющих однозначного предопределенного решения и реализующих право на свою точку зрения;

• опираться на актуальные интересы студентов, формируя познавательные и профессиональные мотивы;

• обучать культуре речевого общения, независимо от предметной области, используя разнообразные методы (репродуктивные, эвристические, творческие), формы работы (индивидуальные, парные, групповые, коллективные) и виды деятельности (учебная, внеучебная);

• использовать преимущественно позитивные оценки достижений обучаемых;

• побуждать обучаемых к самопознанию и самооценке, вооружая умением действовать осмысленно в ситуации выбора, обучая толерантности и способам рефлексии.

Выделенные закономерности (перцептивная, коммуникативная, интерактивная) позволили сформулировать также три группы соответствующих специфических принципов целесообразной педагогической деятельности по обучению культуре речевого общения: целостности, дифференциации, доброжелательности; обратной связи, соответствия речевого выражения, речевому восприятию и воздействию, эмоционального комфорта и эстетизации; субъект-субъектного взаимодействия, оптимизма, рефлексии.

Закономерности и принципы служат основой проектирования субъектно-ориентационной технологии, обусловливающей согласование действий

субъектов по обучению культуре речевого общения, поэтапность процедур, учет времени, данных мониторинга, педагогических условий. Она обеспечивает обучение культуре речевого общения на основе системы ориентиров (целей, принципов, знаний, опыта, стимулов), выступающих механизмом нахождения нового личностного смысла собственной позиции в речевом общении и преобразования своего внутреннего мира в речевой личностно-развивающей педагогической ситуации, независимо от предметного содержания учебного материала.

Технология обучения культуре речевого общения, разработанная нами на основе субъектно-ориентационной концепции, была успешно реализована в ходе опытно-экспериментальной работы с преподавателями и студентами Оренбургского государственного университета (ОГУ) и его филиалов. За период 1999-2007 гг. в опытно-экспериментальной работе приняли участие более 700 человек.

В обучении английскому языку преподавателей и студентов экспериментальной группы ОГУ задания, выполняемые обучаемыми на каждом этапе, усложнялись от репродуктивных действий по образцу к репродуктивноэвристическим на основе частичного самостоятельного поиска в решении коммуникативных задач и далее к творческим, исследовательским, не имеющим аналогов в практике изучения языка. Общение в предлагаемых личностно-развивающих педагогических ситуациях строилось с учетом стратегий развития критического мышления (дебаты, портфолио, кейс-стади, проект), требовало сотрудничества и коллективного взаимодействия обучаемых, стимулируя положительные мотивы и доброжелательные отношения как личностные качества.

Опытно-экспериментальная работа с преподавателями и студентами убедила, что в практике субъектно-ориентационного обучения культуре речевого общения следует ориентироваться на исследовательскую, поисковую модель, широкое использование проективных приемов, которые приучают творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения задач, выбирать способы и средства их реализации. Таким образом, успешность усвоения предметного содержания возрастала благодаря тому, что содержание обретало качественно новый личностный смысл, выступало как содержание и среда становления личностного опыта индивида. Позитивные изменения уровня культуры речевого общения студентов экспериментальной группы в результате годичного курса (100% достигли творческого уровня) убедили в эффективности субъектно-ориентационного обучения.

Итак, декларируемые нами закономерности и принципы обучения культуре речевого общения образуют систему, целостное единство, как оно понимается в излагаемой концепции, основанной на системном субъектно-ориен-

тационном подходе. Дополняя друг друга, они выступают регуляторами обучения, развития и саморазвития личности, дают организаторам обучения совокупность необходимых указаний от целеполагания до анализа результатов. Направленность всей системы на культуру речевого общения и культуру личности в целом - ее главное свойство.

Литература

1. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1996. - 552 с.

2. Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация. -М.: Академия, 2001. - 192 с.

3. Розанов В. В. Сумерки просвещения. - М.: Педагогика, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.