Научная статья на тему 'Дидактические проблемы обучения культуре речевого общения в высшей школе'

Дидактические проблемы обучения культуре речевого общения в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактические проблемы обучения культуре речевого общения в высшей школе»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ В

ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

О.М. ОСИЯНОВА

Овладение культурой речевого общения - важный аспект подготовки в вузе социально-активного, профессионально компетентного, мобильного специалиста. Являясь основой деловой профессиональной коммуникации, культура речевого общения обеспечивает специалисту комфортное включение в профессиональную деятельность и способствует самореализации личности.

В обществе XXI века с его глобальными проблемами человек может сохранять ценности культуры и осмысливать результаты своей деятельности только через связь с другими людьми. Каналом связи с другими людьми является общение, без которого не может быть полноценного формирования личности. Личностные потребности человека в общении удовлетворяются с помощью речи. Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, направленный на реализацию конкретной цели. Так культура речевого общения, проявляясь как ценностное личностное качество, определяет способность личности быть социально мобильной и создает благоприятный контекст для ее активной жизнедеятельности и творчества. Культура речевого общения, побуждая человека к совершенствованию своего лингвокоммуникативного опыта на протяжении всей жизни, разрушает иллюзию самодостаточности личности, формирует сознание собственной ответственности за результаты этого процесса, побуждает к поиску новых форм выражения, имеющих свои национально-культурные признаки в условиях самобытности собственной культуры.

Между тем, сегодня очевидны недостатки в овладении студентами университета культурой речевого общения, в том числе мастерством профессионального общения. Это проявляется в неумении пользоваться профессиональной терминологией, незнании этики, риторики профессионального общения; в отсутствии логики, убедительности, последовательности речевых действий; в неумении дискутировать, корректно и доказательно отстоять свою точку зрения; в неспособности коллегиально обсудить и прийти к решению профессиональной задачи. Причем проблема видится актуальной как для осуществления речевого общения на родном, так и на иностранном языке.

Каким оно бывает речевое общение в студенческой аудитории? Наблюдения показывают, что традиционное обучение («общение» преподавателей и студентов или студентов между собой) бывает зачастую лишено тех черт, которые присущи общению. Во-первых, отсутствуют какие-либо взаимоотношения между преподавателем и студентами, кроме официальных. Их общение - преимущественно ролевое (формальное), это - общение «преподавателя» и «студента». Они видят друг в друге только официальный статус и поэтому как речевые партнеры неинтересны друг другу (что весьма актуально для изучения предметов языкового цикла). Во-вторых, если нет взаимоотношений между студентами и преподавателем как между индивидуальностями (личностями), то нет и цели общения - изменить эти взаимоотношения.

Однако, есть еще и неформальное общение, или личностное, когда, общаясь, люди видят друг в друге не их социальное положение, должность и т.п., а человека, личность, со всеми ее свойствами. Важно отметить, что человеку (следовательно, и студенту) свойственно стремление к неофициальному общению. Его не устраивает общение ролевое, и он ищет (иногда подсознательно) пути к личностным,

человеческим контактам. Конечно, для этого необходимо иметь определенные предпосылки - быть коммуникабельным, доброжелательным, открытым, приветливым и т.п. Но важную роль играют и умения общения - установления контакта, увидеть состояние речевого партнера и понять его, поддержать беседу и т.п.

Культура речевого общения не появляется у носителя языка (а тем более у человека, изучающего язык в качестве иностранного) сама по себе, то есть в процессе социализации. Она, как и культура речи, всегда является предметом специального развития в процессе обучения. В связи с этим, рассматривая культуру вербального общения неотъемлемым свойством языковой личности, необходимо исследовать ее как педагогическую проблему, обозначив наиболее значимые аспекты в целях достижения успешного университетского образования.

Концепция успешного обучения базируется на научных подходах в рамках развивающей парадигмы образования. В основание данной концепции обучения положены теория проблемного обучения; концепция «педагогики сотрудничества»; «педагогика успеха»; методы формирования познавательного интереса, самостоятельности и творческой активности учащихся в учебной деятельности; теории саморазвития личности, связанные с учебной деятельностью, общением, речевой деятельностью.

Процесс обучения культуре речевого общения может быть представлен как система, создающая интегративное качество личности, необходимое для успешного взаимодействия людей в системе субъект-субъектных отношений и создающее (воспитывающее) новое отношение к себе, к окружающим людям, к миру в целом. Поэтому обучение культуре речевого общения не может быть сведено к обучению технике речевого общения, оно должно определить для преподавателя и студента систему необходимых ориентиров: цели, мотива, знания, принципа, опыта, стимулов -в их единстве и, таким образом, способствовать самосовершенствованию личности, как участника культурного речевого общения.

Так возникла необходимость решения проблем обучения культуре речевого общения. На первый план вышли дидактические проблемы, решение которых привело к определению функций культуры речевого общения, закономерностей и принципов обучения культуре речевого общения в вузе.

Культура речевого общения, по нашему мнению, призвана выполнять в образовательном процессе высшей школы следующие функции: информативнопознавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную, стимулирующую, прогностическую, рефлексивную.

Культура речевого общения, раскрывающая содержание человеческого бытия, может стать источником и условием познания. Познавая действительность, человек активно воздействует на нее. Это воздействие может быть успешным, если строится на объективно верном отражении мира природы, общества и самого человека. Информативно-познавательная функция культуры речевого общения предполагает знание преподавателем возрастных и индивидуальных особенностей студентов, а также создание благоприятных условий для успешного усвоения студентами предметного содержания образования путем организации комфортного культурного общения. Информативно-познавательная функция реализуется при условии такого владения речью, которое не препятствует свободному общению, целенаправленно и спонтанно используя информацию из различных областей знаний. Она обогащает предметное содержание образования знаниями о нормах и ценностях культуры в целом и культуры речевого общения, в частности. Культура речевого общения играет важную роль в осознании бесконечности познания, в совершенствовании

познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, речи, воображения), формировании познавательных мотивов учения и понимании необходимости образования через всю жизнь.

Ценностно-ориентационная функция культуры речевого общения соединяет и мобилизует мотивы, цели преподавателя, смысл его жизни и отношение к своему месту в жизни и к жизни студента. Ценностно-ориентационная функция определяет критерии для оценки результатов, достигнутых в профессиональной деятельности в сложившихся межличностных отношениях. Данная функция задает также критерии для оценки социальных, политических, нравственных, социально-психологических, педагогических явлений и процессов, создавая профессиональный и нравственный (личностный) образ личности преподавателя и студента. Ценностно-ориентационная функция культуры речевого общения осуществляет гуманистическую экспертизу учебно-воспитательного процесса вуза средствами разных форм культуры: остенсивной, императивной, аксиологической и форм-принципов. Она помогает заложить механизмы самосовершенствования, саморазвития и самореализации личности в условиях диалогического взаимодействия с природой, обществом, людьми, то есть, связана с удовлетворением экзистенциальных потребностей человека: обретением себя, выстраиванием своих ценностей, открытием мира собственного «я». При этом акцентируется внимание на развитии личностно-смысловой сферы преподавателей и студентов, признаком которой является их отношение к постигаемой действительности, переживание и осознание ее ценности, что обеспечивается активным участием в отборе, критическом анализе и конструировании личностно-значимого содержания культуры речевого общения.

Коммуникативная функция подчеркивает диалогичность культуры речевого общения как главного качества, воздействуя на сознание, волю, и чувства участников общения с целью повлиять на их взгляды и убеждения, изменить отношения к явлениям действительности, склонить к действиям и поступкам, к взаимодействию и речевому общению. Коммуникативная функция предполагает средствами культуры речевого общения совершенствовать общение и общающихся, способствуя становлению их субъектной позиции.

Стимулирующая функция культуры речевого общения связана с ориентацией субъектов процесса обучения на успешное эффективное общение, способствующее личным образовательным приращениям внешних и внутренних качеств личности. Стимулирующая функция культуры речевого общения выполнима при условии позитивной оценки преподавателем опыта самореализации и самосовершенствования личностных качеств студента в общении и познании, создании средствами культуры речевого общения атмосферы для положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения, расширяя, таким образом, сферу потребностей, интересов, убеждений, ценностных ориентаций. Такой результат достигается как смысловым содержанием речевого общения, так и эмоционально-экспрессивной стороной речи, которая стимулирует к выражению, непосредственно воздействует на взгляды, предпочтения, поведение субъектов учебной деятельности.

Важная функция культуры речевого общения как функция ценностной ориентации - прогностическая, которая «проявляется в саморегулируемой деятельности целеполагания, где будущее не просто предвосхищается, а создается самим процессом формирования иерархии ценностей» [Выжлецов Г.П., 1996. С. 85]. Будущее, которое создается в культурном речевом общении, творится личностью, связано с ее субъективностью и осуществляется с помощью норм культуры речевого

общения, которые исповедуются личностью как ценности. Так эта функция выводит личность в сферу мировоззренческого осмысления действительности, своих отношений с миром и людьми, образуя присущий только данному человеку ценностный континуум и раскрывая его потребности, интересы, критерии оценки.

Необходимым условием успешности образовательного процесса является способность личности к самоанализу и самооценке. Рефлексивная функция культуры речевого общения помогает развивать способность адекватно, эмоционально (позитивно или негативно) оценивать свое участие в речевом общении и уровень его культуры, создавая, таким образом, предпосылку для сознательного контроля своего речевого общения и поиска путей его совершенствования. Рефлексивная функция обеспечивает осознание толерантности в речевом общении, отдавая предпочтение позитивной оценке в адрес собеседника.

Ценностно-смысловое единство всех функций помогает преподавателю и студенту овладевать культурой речевого общения, соотнося позиции каждого из субъектов друг с другом, позволяя осуществлять выбор ценностей, задавая критерии для оценок социальных, нравственных и педагогических явлений Единство функций учит умению вырабатывать собственное мнение. Исходя из осмысления различного опыта, идей и представлений, оно помогает принимать самостоятельные решения.

Нарушение этого единства при полноценном осуществлении каждой функции культуры речевого общения в отдельности может оказать влияние на успешность взаимодействия субъектов общения. Так, например, неадекватность информативнопознавательной функции сказывается на обучении студентов, на возможности их когнитивных потенций. Пренебрежение коммуникативной направленностью приводит к нарушению контактов преподавателя со студентами, воздвигает психологический барьер, нарушая нормальную учебную атмосферу. Неполноценность стимулирующей, побуждающей функции может нанести урон развитию студентов, замедлить или воспрепятствовать формированию их личностных образований, активности, самостоятельности, саморегуляции.

Определение функций культуры речевого общения позволило нам целенаправленно организовать обучение культуре речевого общения таким образом, чтобы оно способствовало реализации этих функций, что потребовало выявления закономерностей процесса обучения культуре речевого общения и принципов, обеспечивающих их соблюдение.

Опираясь на общедидактические принципы процесса обучения, мы сформулировали принципы, реализация которых необходима при обучении культуре речевого общения и проектировании технологии, учитывая закономерности процесса обучения культуре речевого общения.

Закономерности обучения - это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между компонентами процесса обучения. Часть закономерностей действует всегда независимо от действий участников и условий протекания процесса, например, «цели и содержание обучения зависят от требований общества к уровню образования личности». Особенностью большинства этих связей в дидактике выступает их вероятностно-статистический характер, и она проявляется как тенденция не в каждом случае, а в некотором множестве случаев, в статистическом ряду, что характерно для всех общественных процессов, в том числе и процесса обучения.

Выделяются внешние и внутренние закономерности. Внешние характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-

экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в

определенном типе личности и уровне образования. Внутренние закономерности отражают связи между компонентами процесса обучения: целями, содержанием, методами, средствами, то есть между преподаванием, учением и изучаемым материалом. Таких закономерностей в дидактике открыто много, и большая часть из них действует при создании определенных условий обучения, а обнаруживаются они опытным, эмпирическим путем, «по здравому смыслу» (П.И. Пидкасистый). Установленные закономерности делают процесс обучения более сознательным, управляемым, эффективным, так как они обязательно учитывают данные психологии, физиологии и других наук. Следовательно, установление и знание закономерностей процесса обучения культуре речевого общения позволяет построить его оптимально в разных ситуациях.

Анализ проблемы обучения культуре речевого общения и организация экспериментальной работы побудили нас к более точному определению основных закономерностей и принципов организации системы учебно-познавательной деятельности в этом процессе в рамках представляемой нами целостной концепции обучения культуре речевого общения. В качестве закономерностей обучения культуре речевого общения в вузе выделены следующие:

1. Процесс обучения культуре речевого общения обусловлен потребностями общества в профессиональном росте выпускников вуза. Соблюдение этой закономерности обеспечивает зависимость квалификационной характеристики специалиста с высшим образованием от определенного уровня культуры речевого общения.

2. Содержание обучения культуре речевого общения в вузе зависит от его цели и задач. Учет этой закономерности позволяет полно и успешно перевести социальный заказ на уровень педагогических методов и средств.

3. Успешность обучения культуре речевого общения определяется характером мотивов обучения субъектов целостного педагогического процесса вуза. Единство и взаимообусловленность цели и мотивов деятельности преподавателя и студентов, обеспечивающих их интерес и активность в процессе обучения культуре речевого общения - залог успеха.

4. Методы, формы и средства организации, стимулирования и контроля деятельности взаимосвязаны и зависят от задач и содержания обучения культуре речевого общения. Развивать интерес студентов, переводить их с одного уровня на другой, качественно новый, можно тогда, когда будут сформированы качественно новые методы, формы и средства организации, стимулирования и контроля, соответствующие новому уровню деятельности.

5. Организация контроля и корректировки - необходимое условие обучения культуре речевого общения. Соблюдение этой закономерности требует постоянно обеспечивать в обучении обратную связь, гуманитарные измерения, подтверждающие успешные шаги по овладению культурой речевого общения.

Выявленные закономерности являются теоретической основой для определения принципов обучения культуре речевого общения, сформулированных нами. По определению видного дидакта современности В.И. Загвязинского, принципы обучения - это инструментальное, данное в категориях деятельности, выражение педагогической концепции. Это знание о закономерностях процесса обучения, его сущности, содержании и структуре, выраженное в виде норм

(правил) деятельности, регулятивов для практики. Это выражение действия закономерностей в конкретной ситуации. В нашем случае - в ситуации обучения культуре речевого общения.

Согласно утверждению В.И. Загвязинского, суть принципа заключается в рекомендации способов регулирования отношений противоположных сторон, тенденций процесса обучения, способов разрешения противоречий, достижения меры, гармонии, позволяющих успешно решать задачи обучения. Принимая эти утверждения, мы сформулировали следующие принципы обучения культуре речевого общения: аксиологический, культуросообразности, синергетический,

гармонизирующего диалога, ориентации на успех, выбора индивидуальной траектории обучения.

Аксиологический принцип предполагает такую организацию процесса обучения культуре речевого общения, которая обеспечивала бы ориентацию субъектов этого процесса на социально-значимые ценности (Человек, Жизнь, Красота, Познание, Труд, Отечество). «В самом общем виде процесс ориентации может быть представлен как расширяющееся жизненное пространство, в котором личность строит, приобретает определенную «траекторию своего движения» согласно ориентирам: ценностям внешнего мира и ценностям самопознания, самооценки, саморазвития» [Кирьякова А.В., 1991. С. 31]. Главные правила этого принципа в обучении культуре речевого общения:

• представлять культуру речевого общения как приоритетную ценность в высшем профессиональном образовании, осознавая ее значимость в саморазвитии личности;

• использовать в обучении культуре речевого общения систему ориентиров как ценностную ориентацию в сознании индивида, способную влиять на выбор языковых средств, речевого стиля, регулировать коммуникативные действия человека, образ его мышления, установки и эмоции, лежащие в основе поведения;

• вводить обучаемых в мир ценностей и помогать в выборе личностнозначимой системы ценностных ориентаций.

Так реализация аксиологического принципа в обучении культуре речевого общения будет характеризовать отношение человека к явлениям, событиям, вещам, социуму.

Принцип культуросообразности в обучении культуре речевого общения предполагает такую организацию деятельности субъектов педагогического процесса вуза, при которой основной целью и содержанием обучения является культура, гармоничное развитие личности в интегративном сочетании общечеловеческого, этнонационального и межкультурного элементов. Реализация этого принципа, расширяя культуроведческие основы обучения, является условием эффективного междисциплинарного и социокультурного содержания в сочетании с коммуникативными и профессионально-познавательными действиями в процессе овладения культурой речевого общения. Правила этого принципа диктуют следующее: средствами культуры речевого общения регулировать отношения человека к человеку на основе культурной ориентированности; использовать диалог как поиск смысла речевого поведения другого человека и другой культуры через сравнение, анализ, рефлексию, нацеливаясь на «другого»; поддерживать коммуникацию, стимулируя, ободряя студентов, диагностируя и корректируя неэффективное поведение, устанавливая сходство и различия в их мнениях; заботиться о целостном формировании компонентов культуры речевого общения: ценностно-смысловом,

когнитивном, коммуникативном, деятельностном, рефлексивном; максимально использовать в обучении ресурсы культуры речевого общения, определяя содержание и технологию обучения, способствующую формированию личностных качеств; ввести в профессиональную подготовку специалистов в университете культуру речевого общения как метапредмет, как средство, расширяющее профессиональные компетенции. Так достижение гармонизирующего воздействия культуры на личность приводит к совершенствованию коммуникативных функций речевого общения, вербальной регуляции эмоций, стратегии сотрудничества, эмпатии и толерантности.

Синергетический принцип предполагает такую организацию процесса обучения культуре речевого общения, которая признает субъективность человеческого знания и интересов личности, являющихся имманентным потенциалом саморазвития и самоорганизации личности. Важно подчеркнуть, что важнейшим признаком культуры человека и является мера его способности к саморазвитию. С позиций синергетики обучение культуре речевого общения рассматривается с точки зрения самоуправления, самоорганизации, саморазвития в открытых системах, какими являются педагогические. Для исследования проблемы обучения культуре речевого общения целесообразно опираться на синергетический принцип, так как он, как теория самоорганизации начинает свое существование как междисциплинарное направление и продуцирует научное знание разной степени общности, строгости и воспроизводства. Процесс становления человека, превращение его в личность подобен рождению порядка из беспорядка. То же может быть отнесено к формированию культуры речевого общения, так как «синергетический процесс в педагогических системах это взаимодействие двух сопряженных взаимосвязанных подсистем (преподавания и учения, организации и самоорганизации), приводящий к новообразованиям, повышению энергетического и творческого потенциала саморазвивающихся подсистем и обеспечивающий их переход от развития к саморазвитию» [Андреев В.И., 1996. С.103]. Условия (правила) реализации этого принципа: утверждать во взаимоотношениях преподаватель-студент фасилитаторские, но не менторские отношения, что позволит субъектам педагогического процесса совершенствовать свои личностные качества, делая «очередной шаг к своей самости» [Андреев В.И., 1996. С.102]; видеть в культуре необходимый источник саморазвития личности, способный трансформироваться в личностные качества субъектов педагогического процесса; уважать права участников педагогического процесса на свою альтернативную позицию в освоении культуры речевого общения (в содержании, методах, формах, средствах, способах контроля и оценки), осуществляя системно-ориентационный подход; связи с другими принципами обучения культуре речевого общения - условие реализации синергетического принципа.

Принцип гармонизирующего диалога предполагает такую организацию процесса обучения культуре речевого общения, которая отражает предпочтение субъект-субъектной модели познания и общения модели субъект-объектной, монологической. Значение этого принципа заключается в том. Что он становится мерой гармонизирующего взаимодействия между участниками речевого общения. Реализация этого принципа возможна при соблюдении нескольких правил: использовать диалог, ситуации общения, содержащие познавательные речемыслительные задачи; речемыслительная задача должна быть связана с преобразованием самого субъекта деятельности и удовлетворять потребность личности в становлении Я-концепции; речемыслительная задача должна содержать проблему, решение которой становится для коммуникантов событием, требующим перехода от модели восприятия к выражению, а от него - к воздействию; оценивать

эффективность диалога с позиций решения коммуникативной задачи, а готовность к диалогу как показатель сформированности личности.

Принцип ориентации на успех предполагает такую организацию обучения культуре речевого общения, в которой главным ориентиром является личное образовательное приращение внешних (способов действий) и внутренних качеств личности (навыков, способов, отношений), их позитивная оценка субъектами процесса обучения. Ориентируясь на успех в обучении культуре речевого общения, необходимо определить пути разрешения противоречия между опытом

самореализации, имеющийся у студента и деятельностью преподавателя по возвышению потребности студента в самореализации на основе личностно-значимой системы ценностей. Реализации этого принципа способствует соблюдение его правил: ориентировать обучаемого на приращение нового к известному и сотворение индивидуального образовательного продукта; поощрять самостоятельность и

ориентированность в выборе языковых средств, речевого стиля для осуществления

коммуникативных действий; знакомить обучаемых культуре речевого общения с показателями культуры речевого общения и критериями оценки достижений для формирования способности к рефлексии и самооценке; обучать способам

использования системы ориентиров для овладения культурой речевого общения; создавать условия для положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения; осуществлять систематический контроль и корректировку выбора обучаемых.

Так, побуждая субъектов процесса обучения культуре речевого общения к совершенствованию на протяжении всех лет обучения в университете при изучении различных предметных дисциплин, формируется сознание собственной ответственности за результаты этого процесса. Культура речевого общения, являясь показателем уровня сознания человека, определяет его способность быть социально мобильным в обществе и ориентироваться в современном полиэтническом и поликультурном обществе.

Принцип выбора индивидуальной траектории обучения предполагает такую организацию обучения культуре речевого общения, в которой, по словам В.В. Розанова, «как в образуемом (ученик), так и в образующем (учебный материал) была по возможности сохранена индивидуальность, это драгоценнейшее в человеке и его творчестве. Где она не сохранена, подавлена или в пренебрежении, там образования совершенно не происходит» [Розанов В.В., 1990. С. 92]. Правила этого принципа требуют знать индивидуальные психологические и возрастные особенности обучаемого, а также уровень его культуры речевого общения; увеличивать в обучении долю открытых заданий, не имеющих однозначного предопределенного решения и реализующих право на свою точку зрения; опираться на актуальные интересы студентов, формируя познавательные и профессиональные мотивы; обучать культуре речевого общения, независимо от предметной области, используя разнообразные методы (репродуктивные, эвристические, творческие), формы работы (индивидуальные, парные, групповые, коллективные: урок, экскурсия, практикум и т.д.) и виды деятельности (учебная и внеурочная работа: кружки, клубы, различные объединения по интересам и т.п.); использовать преимущественно позитивные оценки достижений обучаемых; побуждать обучаемых к самопознанию и самооценке, вооружая умением действовать осмысленно в ситуации выбора, обучая толерантности и способам рефлексии.

Как видно декларируемые нами принципы обучения культуре речевого общения образуют систему, целостное единство. Реализация одного принципа связана с

реализацией других: аксиологический принцип связан с принципом

культуросообразности, синергетическим, принципом ориентации на успех и выбора индивидуальной траектории обучения и т.д. Все вместе они отражают основные особенности процесса обучения культуре речевого общения, основанном на системно-ориентационном и личностно-деятельностном подходах. Они дают организаторам обучения культуре речевого общения совокупность необходимых указаний от целеполагания до анализа результатов. Направленность всей системы на формирование культуры речевого общения и культуры личности в целом - ее главное свойство. Следовательно, ориентация на отдельные принципы недопустима, так как только в этом случае можно видеть противоположные стороны, взаимодействующие элементы процесса обучения культуре речевого общения и регулировать их взаимодействие, опираясь на закономерности, выявленные в исследовании проблемы.

Достижение успешности обучения культуре речевого общения должно быть направлено на разрешение противоречия между целями, содержанием, принципами культуры речевого общения и организационными моделями обучения в вузе. Эта успешность, с одной стороны, проявляется, с другой, зависит от уровня потребности обучаемых в культуре речевого общения и собственном развитии. Основное педагогическое средство достижения успешности - включение преподавателя и студентов в деятельность по обучению культуре речевого общения при активной позиции каждого субъекта общения. Решение дидактических проблем обучения культуре речевого общения - определение функций культуры речевого общения, закономерностей и принципов обучения - помогли выделить такие компоненты системы успешного обучения, как работа с мотивацией субъектов речевого общения в образовательном процессе вуза; обеспечение комфортности процесса обучения в целом, независимо от специальности, и культуры речевого общения, в частности; построение диалога (преподаватель - студент, студент - студент).

Культура речевого общения может приобретаться: в сфере интеллектуальнопознавательного поиска, наделенного личностным смыслом; в процессе коммуникативно-диалогической деятельности, если таковая ведет к открытию собственной жизненной позиции; в сфере эмоционально-личностных проявлений при поиске личностных смыслов, выработке и переживании ценностных аспектов различных действий и отношений; в сфере выбора жизненных целей, проектов, способов самореализации, апробации новых ролей, творчества. Речевое общение при этом обогащается качественно новыми свойствами.

Список литературы

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. -Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1996. - 552 с.

2. Выжлецов, Г.П. Аксиология культуры. - СПб., 1996. - 152 с.

3. Загвязинский, В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. - М. : Академия, 2001. - 192 с.

4. Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально-значимые ценности. - Л. : РГПУ, 1991. - 188 с.

5. Розанов В.В. Сумерки просвещения. - М.: Педагогика, 1990. - С. 92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.