Научная статья на тему 'Субъектно-ориентационная система обучения культуре речевого общения'

Субъектно-ориентационная система обучения культуре речевого общения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТАЦИОННАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМНО-СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ОРИЕНТИР / ОРИЕНТАЦИЯ / КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ / СУБЪЕКТНО-СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ДИАЛОГ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / SYSTEM OF TEACHING / PERSONALLY ORIENTED SYSTEM / SYSTEMPERSONALLY-ORIENTED APPROACH / POINT OF ORIENTATION / VERBAL COMMUNICATION CULTURE / PERSON-TO-PERSON RELATIONS / EDUCATIONAL PROCESS / TEACHING TECHNOLOGY / DIALOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осиянова Ольга Михайловна

Представлена система обучения культуре речевого общения студентов. Показано, что опора в обучении культуре речевого общения на самостоятельную ориентацию студентов стимулирует становление их субъектной позиции в познании и общении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осиянова Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personally oriented system of teaching verbal communication culture

The article deals with a system of verbal communication culture training. It is stated that the attention paid to students' self development stimulates the formation of their own subject view on cognition and communication processes

Текст научной работы на тему «Субъектно-ориентационная система обучения культуре речевого общения»

О. М. Осиянова

(Оренбург)

СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТАЦИОННАЯ СИСТЕМА О БУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

В статье представлена система обучения культуре речевого общения студентов. Показано, что опора в обучении культуре речевого общения на самостоятельную ориентацию студентов стимулирует становление их субъектной позиции в познании и общении

В современных условиях общение становится инструментом решения многих проблем, содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми независимо от национальной, религиозной, социальной принадлежности. Поэтому адаптация и реализация человека в социальной среде требует способности к эффективному интерактивному взаимодействию, успех которого во многом определяется культурой речевого общения.

Важным звеном формирования культуры речевого общения является образовательный процесс вуза. Подготовка высококвалифицированных специалистов, соответствующих международным стандартам, способных к профессиональному росту и мобильности в условиях развития новых наукоемких технологий, невозможна без коммуникативной компетентности - ключевой составляющей целей и результата современного образования, основа которой -культура речевого общения. Так, проблема обучения культуре общения находит отражение в компетентностном подходе, определяющем задачу формирования коммуникативной компетентности на родном и иностранном языке, что особенно актуально в контексте подготовки специалистов для любой профессиональной деятельности [8, 10]. Владение нормативной культурой речевого общения на родном и иностранном языке в бытовой, научной и производственной сферах закономерно выступает одним из требований к подготовленности выпускника вуза и находит отражение в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения [4].

Культура речевого общения не развивается у носителя языка сама по себе в процессе социализации. Напротив, она всегда является предметом специального формирования в процессе обучения. Чрезвычайно важно, что в настоящее время в программы обучения многих вузов, в том числе и технических, введены такие предметы, как «Русский язык и культура речи», «Стилистика русского языка и культура речи», «Введение в лингвистику», «Семиотика», «Речевая коммуникация», «Риторика», «Психология и этика делового общения», «Этикет». Необходимость включения данных предметов в образовательный процесс является ответом на социальный заказ современного общества, переживающего серьезный кризис культуры речевого общения, проявляющийся в косноязычии, бедности и невыразительности речи, ее засоренности канцеляризмами, штампами, нелитературными оборотами и ненормативной лексикой, в незнании студентами этики и риторики общения. Косноязычие студентов - скорее правило, чем исключение. Оно касается студентов всех факультетов в большей или меньшей степени и выражается в неумении корректно и доказательно отстаивать свою точку зрения, коллегиально обсуждать, дискутировать и принимать решения.

За последние десятилетия русская речевая практика претерпела значительные изменения. Появление и распространение во всех сферах жизни технических средств коммуникации (Интернет, сотовая и пей-джинговая связь), изменение материальных условий жизни привело к растущей некоммуникабельности людей, проявляю-

щейся в преобразовании форм общения, их глубины и диапазона. Слабый словарный запас, логически разорванное изложение, отсутствие умения сформулировать своими словами идею, высказанную другим человеком, опора не на силу аргументов, а на аргументы силы в решении спорных вопросов - все это мы наблюдаем каждый день в разных ситуациях и на любом уровне. Необходимость создания условий для обретения студентом личностных смыслов, ценностей и целей своего развития актуализирует проблему обучения культуре речевого общения, позволяющей рассматривать общение как деятельность, в которой взаимодействие субъектов, сознательно культивирующих в себе гуманистические качества, задает направление социальному, культурному и духовному развитию личности, воспитывая новое отношение к окружающему миру, другим людям и себе самому.

Анализ публикаций и существующей практики обучения общению в прошлом и настоящем позволил обратить внимание на несколько направлений, представленных в отечественных и зарубежных философских, психологических, лингвистических, лин-гводидактических и педагогических исследованиях. Условно их можно обозначить как направления: риторическое; социально-психологическое - основанное на активных методах работы в группе; культурологическое - обращенное к различным аспектам совершенствования культуры речи, речевой культуре; коммуникативное, представленное стратегиями формирования коммуникативной компетенции [1, 4, 7].

Принимая во внимание и высоко оценивая разработанные подходы к обучению общению как междисциплинарной области знания, следует признать, что не все проблемы в обучении культуре речевого общения решены. Нередко подходы к обучению культуре общения носят предметно-направленный характер, ориентированы на продукт обучения, оставляют в стороне самого субъекта общения. Сегодня, когда совершенствование межличностных контактов становится не только частью нравственного воспитания, но и одним из результатов профессиональной подготовки, ре-

шение проблем обучения культуре речевого общения в условиях различных образовательных институтов требует разработки нового подхода и целостной системы обучения, которая обеспечит требуемый результат как для личности, так и для общества в целом. Речь идет о такой педагогической системе обучения культуре речевого общения, которая имеет не только предметно-направленный, но, главное, субъект-но-ориентированный характер, обеспечена технологически и учитывает специально разработанную систему ориентиров, осваиваемых субъектом. Предлагаемая система обучения рассматривается в нашем исследовании как субъектно-ориентационная.

Субъектно - ориентационная система обучения культуре речевого общения представляет инновационную систему как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и со средой элементов, необходимых для реализации функций культуры речевого общения (информативно-познавательной, ценностно-ориентаци-онной, коммуникативной, стимулирующей, прогностической, рефлексивной), которая разработана с целью обучения общению в контексте личностного и профессионального развития субъекта в образовательном процессе. Инноватику данной системы определяет опора в обучении культуре речевого общения на самостоятельную ориентацию студентов в выборе значимых целей и принципов деятельности на основе имеющихся и приобретаемых опыта и знаний, стимулирующих становление их субъектной позиции в познании и общении.

Структурными компонентами субъект-но-ориентационной системы выступают: субъекты образовательного процесса (преподаватели и студенты), цель, подход, закономерности и принципы, содержание обучения, образовательная технология, включающая комплекс методов, форм, средств, а также деятельность субъектов, в ходе которой происходит усвоение знаний, способов действий и развитие личностных качеств студентов.

Субъектно-ориентационная система является открытой по способу взаимодействия с внешней средой, динамической по

признаку развития и изменений во времени, целенаправленной по типу целеполага-ния и целереализации; антропоцентрич-ной по признаку субъект-субъектных и субъект-объектных отношений, нелинейной по характеру обратной связи внутри элементов, сложной по уровню сложности, самоуправляемой по способу управляемости. Она характеризуется целостностью строения, устойчивостью поведения, обладает определенной структурой и организацией, представляет собой динамическое образование, в основе динамизма которого лежит ориентировочная деятельность по выбору нужной иерархии в системе ориентиров на уровне подсистем разной субстратной организации.

Теоретико-методологической основой построения субъектно - ориентационной системы обучения культуре речевого общения выступает системно-субъектно-ориен-тационный подход, представляющий собой интегративное объединение системного и субъектно-ориентационного подходов. Рассматривая исследуемый объект системным, системно-субъектно-ориентационный подход обеспечивает развитие, автономность и целенаправленность системы обучения культуре речевого общения посредством системы ориентиров (целей, принципов, знаний, опыта, стимулов), способной влиять на речевое поведение субъектов (коммуникативные действия человека, образ его мышления; выбор языковых средств, речевого стиля; установки и эмоции), обеспечивая качественное изменение их позиции в речевом общении, направленном на достижение субъект-субъектного взаимодействия.

Ориентиры - динамичные параметры, выстраивающиеся на разных этапах речевого общения в изменяющиеся иерархические структуры. Они обеспечивают трансформацию цели общения в побуждения самой личности, допуская воздействие на ее мотивационную сферу, внутренний мир, самосознание. Поэтому системно-субъект-но-ориентационный подход, как и базовое для него понятие «ориентир» рассматривается нами с двух точек зрения - внешней, связанной с созданием условий для обуче-

ния культуре речевого общения, и внутренней, отражающей изменение ценностных отношений субъектов в процессе обучения, их личностное развитие.

В основе субъектно-ориентационной системы обучения культуре речевого общения лежит совокупность закономерностей, раскрывающих диалектику взаимодействия общающихся сторон в образовательном процессе (перцептивная, коммуникативная, интерактивная) и принципов, отражающих действие закономерностей в ситуациях обучения культуре речевого общения: общих (синергетизма, культуросооб-разности, диалогизма, ориентации на успех, выбора индивидуальной траектории обучения) и специфических в обучении культуре речевого восприятия, выражения, воздействия (целостности, обратной связи, эмоционального комфорта и эстетизации, субъектно-субъектного взаимодействия, рефлексии). Синергетический принцип, выступая системообразующим, обеспечивает единство всех принципов, успех их реализации и превращение субъектно-ориентаци-онной парадигмы обучения культуре речевого общения в фактор самоорганизации системы.

Обучение культуре речевого общения в субъектно-ориентационной системе строится на основе технологии, которая обусловливает согласование действий субъектов, поэтапность процедур, учет времени, данных мониторинга, педагогических условий; обеспечивает обучение культуре речевого общения на основе системы ориентиров, выступающих механизмом нахождения нового личностного смысла собственной позиции в речевом общении и преобразования своего внутреннего мира в речевой личностно-развивающей ситуации, независимо от предметного содержания учебного материала. Необходимой технологической единицей субъектно-ориентационно-го обучения культуре речевого общения выступает диалог как форма обмена и обогащения личностными потенциалами, способ согласованного взаимодействия субъектов деятельности по созданию в междиалоговом пространстве нового совместного продукта усилиями каждого участника общения [5].

В основе технологии обучения культуре речевого общения лежит теория планомерного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина [2], в соответствии с которой процесс обучения направлен на формирование ориентировочной, исполнительной и контрольной части речевого действия. Ориентировочная часть обеспечивает определение цели речевого общения, выбор средств и форм с помощью системы ориентиров. Исполнительная часть осуществляет реализацию речевого общения на основе выстроенной иерархии ориентиров. Контрольная часть сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию и ориентировочной и исполнительской части (уточнение цели, изменения в иерархии ориентиров и их содержании).

Качество речевого общения зависит от способа построения ориентировочного этапа, типа ориентировочной основы действий (ООД). Для обучения культуре речевого общения необходимо самостоятельное построение студентом полной ООД для каждого конкретного случая с помощью данной преподавателем системы ориентиров. Верное и быстрое выполнение речевого действия с помощью ориентиров во внеш-неречевой форме обеспечивает перевод его во внутреннюю форму на этап внешней речи про себя. При таком высоком типе ориентировки обучаемый сам может определить необходимые ориентиры и проявить творчество в ситуации речевого общения. Полнота и точность владения ООД определяют совершенство опыта и деятельности личности по овладению культурой речевого общения и имеют большое значение для успешного овладения предметными знаниями, для максимально эффективного решения учебных и профессиональных задач присвоения чужого опыта. Полученная в обучении культуре речевого общения возможность самостоятельно планировать и осуществлять свое речевое общение реализуется в познавательной деятельности и обеспечивает социально значимый результат рождения субъекта деятельности.

Технология обучения культуре речевого общения студентов предусматривает продвижение в овладении исследуемым качеством по циклам и этапам. Цикличность обучения культуре речевого общения обусловлена последовательной сменой доминанты целей обучения, где первый цикл -обучение культуре речевого восприятия собеседника как основе культуры речевого общения; второй цикл - обучение культуре речевого выражения на основе системы ориентиров; третий цикл - обучение культуре речевого воздействия с использованием системы ориентиров, определяющих субъектную позицию собеседника. Последовательность этапов внутри каждого цикла представляет собой развитие: проектировочный этап задает направленность процессу обучения на основе ориентиров-целей, принципов, знаний, опыта, стимулов; содержательный этап, ориентированный на сотрудничество и коммуникативные качества речи, обеспечивает продвижение процесса обучения к заданной цели (выработка на основе ориентиров собственных схем общения с анализом ситуаций, дискуссиями, рефлексией); контрольно-оценочный этап выполняет диагностиче-ски-коррекционную роль (опросные методы, тестирование, экспертные оценки)

Система ориентиров есть условие успешного перехода от репродуктивного уровня на более высокий (эвристический), а от него к творческому. На репродуктивном уровне овладение техникой взаимодействия и взаимоотношений в речевом общении происходит по образцу, алгоритму с использованием речевых штампов, клише. Эвристический уровень характеризуется самостоятельностью в выборе ориентиров, наиболее соответствующих заданным условиям речевого общения. Творческий уровень характеризуется самостоятельностью планирования и осуществления речевого выражения и воздействия в новой нестандартной ситуации общения.

Каждый цикл технологии отличается от предыдущего методами, формами и средствами, которые зависят от позиции субъектов образовательного процесса и содержания обучения. Все три цикла прохо-

дят параллельно с освоением предметных знаний, умений и навыков на основе отношения преподавателя к студенту как к субъекту речевого общения, активизации межсубъектных отношений в речевом общении, усложнения различных вариантов речевого общения с опорой на систему ориентиров. Данные циклы являются крупными единицами процесса обучения культуре речевого общения.

В первом цикле модели субъектно-ори-ентационного обучения создаются благоприятные условия для принятия личностью опыта субъективирования, придания личностного смысла элементам содержания образования. Активное речевое восприятие ситуации и информации позволяет преподавателю уступить свою управляющую роль самостоятельному выбору студентов, способствует развитию рефлексии в определении своего уровня культуры речевого общения через оценку умений слушать и слышать собеседника, понимать его позицию, прогнозировать последствия его высказываний, соотносить услышанное с приобретением знаний, связывать конкретные факты с выводами.

Второй цикл обогащает знаниями речевого этикета, правил делового общения, стилей речи. Повышение коммуникативных качеств речи (убедительности, содержательности, понятности, выразительности, воздейственности) в атмосфере сотрудничества делает студентов активными соучастниками учебного процесса, располагающими самостоятельными суждениями, самосознанием на основе развития умений задавать вопросы, размышлять вслух, выражать свое отношение к высказываемому. При этом происходит слияние познавательных мотивов и мотивов общения.

Третий цикл обеспечивает продуктивность речевого общения в новой нестандартной ситуации при условии осуществления сознательного контроля общения, осознания толерантности с предпочтением позитивной оценки собеседника. Расширение сферы общения участников взаимоотношений обеспечивает переход субъект-объектных отношений в субъект-субъектные. Субъектная позиция студента прояв-

ляется в форме самостоятельных конструктивных предложений, демонстрирующих умения логично выстраивать содержание высказывания, доказывать, утверждать свою точку зрения, организовывать речь, ориентируясь на мир знаний адресата.

Разные уровни овладения культурой речевого общения достигаются разнообразными методами и приемами обучения: проблемное обучение, учебная дискуссия, круглые столы, учебное исследование, метод проектов, имитационные и коммуникативно-лингвистические игры, стратегии развития критического мышления в лекционной форме и в проведении семинаров, коллективное творческое дело, учебное исследование, в которых система ориентиров является фактором успешности [1].

Длительная опытно-экспериментальная работа в Оренбургском государственном университете со студентами гуманитарных, экономических и технических специальностей на предметном содержании общепрофессиональных дисциплин и иностранного языка (полагаем, что для решения задач личностного и профессионального развития необходимо, чтобы обучение культуре речевого общения на родном и иностранном языке осуществлялось в единой логике) позволила выявить особенности реализации субъектно-ориентацион-ной системы обучения культуре речевого общения как ресурса модернизации образовательного процесса вуза:

1) обучение на основе индивидуальных программ совершенствования культуры речевого общения, которые выявляют нравственные аспекты индивидуального поведения, актуализируя культурные стереотипы профессиональной компетентности;

2) формирование позитивной оценки партнера по речевому общению, создание основы для сотрудничества, требующего от личности активного участия в совместной деятельности, саморегуляции, самооценки;

3) обучение в группе, ибо только в этой ситуации возникают межличностные отношения по поводу предмета изучения; эмоционально-ценностный стиль обучения

обеспечивает личностное включение в процесс на уровне эмпатического понимания;

4) системное использование рефлексии как метода обучения культуре речевого общения путем постепенного «выращивания» схем рефлексивного анализа на основе системы ориентиров.

Успешность реализации субъектно-ориентационной системы обучения культуре речевого общения проявляется в создании атмосферы сотрудничества в общении равных. Став субъектом коммуникативной деятельности, студент становится субъектом в усвоении предметного содержания, предпочитая групповые формы организации обучения, где культура речевого общения выступает фактором успешности учения, а возможности обучения речевому общению есть в любом предмете.

Таким образом, обучение культуре речевого общения в разработанной субъект-но-ориентационной системе имеет суммарный эффект: на фоне адекватного программе освоения предметного содержания развиваются навыки рефлексии собственной культуры речевого общения и Другого, происходит изменение отношений от субъект-объектных к субъект-субъектным, что способствует повышению качества речевого общения по показателям ценностно-смыслового, когнитивного, коммуникативного, праксеологического и рефлексивного компонентов в умениях использовать имеющиеся знания адекватно ситуации общения, слушать и слышать собеседника, регулировать отношения, отстаивать свою точку зрения, планировать дискурс и управлять им, создавая эмоциональный комфорт в общении, отдавать предпочтение позитивной оценке собеседника.

Реализация субъектно-ориентацион-ной системы обучения культуре речевого общения приводит нас к качественно новому пониманию позиции преподавателя, не допускающей ее отчуждения от собственного труда. Деятельность преподавателя -мощный вид социального творчества, способного воздействовать на духовный мир другого человека. Перед преподавателем высшей школы возникает задача, парадоксальная по своей методологической сущно-

сти: как технологизировать свою деятельность по формированию неалгоритмизи-руемой индивидуально-личностной сферы студента. Для этого сам педагог должен преодолеть в себе внешнюю заданность, императивность, ритуальность своего профессионального поведения [9].

Отношения преподаватель-студент являются стимулятором их деятельности, рождения интереса к учению и общению. Путь к этому - в активном деятельном участии в учебном процессе каждого студента, в его совместной деятельности с преподавателем, обнаруживающими благоприятный результат благодаря культуре речевого общения. Культура речевого общения ориентирует преподавателя на создание индивидуальной траектории развития каждому студенту в соответствии с его возможностями и способностями, обеспечивая целостность и результативность вузовского образования. Позиция и стиль деятельности преподавателя в реализации субъ-ектно-ориентационной системы обучения культуре речевого общения определяются категорией меры, обеспечивающей успешность речевого общения студентов: в предъявлении к ним требований с учетом индивидуальных возможностей; в управлении деятельностью студентов и предоставлении им свободы; в сочетании педагогического опыта преподавателя и незрелого опыта студентов. Данная проблема представляется как междисциплинарная, и ее решение возможно при интеграции деятельности всех участников образовательного процесса вуза.

Конструирование образовательного пространства, в котором субъект-субъектные отношения определяют развитие личности на основе субъектно-ориентацион-ной системы обучения культуре речевого общения, создает атмосферу партнерства и сотрудничества, ведет к осознанию необходимости реорганизации образовательной среды вуза как учебного заведения открытого и демократичного. Необходимо, чтобы обучение культуре речевого общения строилось на содержании любой учебной дисциплины без боязни усложнить содержание, способы и характер деятельности.

Только извлекая опыт любой предметной области, предоставляя широкое поле для развития в ней индивидуальностей, можно формировать людей активных, самостоятельных, увлеченных, творчески деятельных. Успех реализации инновационной сис-

темы обучения меняет концепцию развития высшего учебного заведения, отражая ценности гражданского, поликультурного образования, ценности диалога, толерантности, открытости средствами культуры речевого общения.

Литература

1. Вербицкий А. А. Человек в контексте речи: формы и методы активного обучения. - М. : Знание, 1990.

2. Гальперин П. Я. Введение в психологию : учеб. пособие для вузов. - М. : Университет, 2007. - 336 с.

3. Горшкова В. В. Взрослый как субъект непрерывного профессионального образования : монография. - СПб.: ГНУ ИОВ РАО,

2004. - 148 с.

4. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высш. образование сегодня. -

2005. - № 11. - С. 14-20.

5. Ксенофонтова А. Н. Технологии взаимодействия как фактор развития речевой деятельности студентов : монография. -Саратов, 2007. - 164 с.

6. Методы системного педагогического исследования : учеб. пособие / под ред. Н. В. Кузьминой. - М. : Народное образование,

2002. - 208 с.

7. Рыданова И. И. Основы педагогики общения. - Минск.: Белорусская наука, 1998. - 319 с.

8. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка / пер. с англ. - М.: МГЛУ,

2003. - 256 с.

9. Сериков В. В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы. - М. : Педагогика, 1998. - 187 с.

10. Common European Framework of Reference for Language Learning and Teaching for European Citizenship. - Council of Europe, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.