волна, если есть другая волна, абсолютно идентичная первой, то при наложении таких волн возникает усиление амплитуды колебаний. Значит, звук от камертона отразился от поверхности воды в мензурке и на поверхности накладывается на звук, исходящий от камертона - результат - усиление звука - резонанс.
К недостатку данного подхода можно отнести отсутствие индивидуального подхода к учащимся, но это вполне может быть компенсировано оживлением урока: эмоциональные споры и доказательства, обсуждения и поиски. Это положительно сказывается на отношении ученика не только к данному предмету, но и к учению в целом. Для активизации познавательной деятельности и развитию креативных способностей учащихся проблемное обучение необходимо использовать в работе учителя.
Список литературы:
1. Даль В. Толковый словарь. Т. 3. - М.: «Терра», 1995. - С. 468.
2. Малафеев Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе. - М.: «Просвещение», 1993. - С. 3.
3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М.: «Просвещение», 1975. - С. 255.
4. Малафеев Р.И. Проблемное обучение физики в средней школе. - М.: «Просвещение», 1993. - С. 24-28
5. Малафеев Р.И. Проблемное обучение физики в средней школе. - М.: «Просвещение», 1993. - С. 46-51.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ВОЛОНТЕРОВ КУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
© Санина М.К.*
Филиал Российского государственного социального университета, г. Сочи
В статье раскрыты закономерности и принципы, влияющие на эффективность формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности. Представленные принципы (интеграции, толерантности, субъектности, учета имеющегося начального уровня сформированном^ этнокультурной грамотности каждого волонтера, адекватности, позитивного восприятия личности) должны служить целевым ориентиром в процессе формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности.
* Преподаватель кафедры Теории и методики довузовского образования, аспирант Астраханского государственного университета.
В целях выявления системы принципов, оказывающих влияние на эффективность формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности, прежде всего, определимся с сущностью понятия «принцип».
В науке различают три значения этого слова.
Принцип (от латинского словарппаршш - начало, основа) - это:
а) основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения и т.д.;
б) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности;
в) основная особенность устройства, механизма, прибора (Г. Нойнер, Ю.К. Бабанский, 1984).
Исходя из определенных нами функций этнокультурной грамотности (педагогических: когнитивной, развивающей и воспитывающей; социальных: разграничения и интеграции человеческих групп, регулятивно-пове-денческой, коммуникативной; психологических: психологической защиты, комфортности и гедонистической), были выявлены зависимости взаимодействия добровольцев с участниками и гостями культурно-массовых и физ-культурно-спортивных мероприятий отличной от своей национальности и на основе их определены принципы формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности.
1. Зависимость от участия в культурно-массовых или физкультурных мероприятиях представителей множества этносов, что ведет к потребности в этнокультурных знаниях, умениях межнационального взаимодействия и личностных эмоционально-психологических качествах как компонентов этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности.
Многонациональность культурно-массовых и физкультурно-спортив-ных мероприятий рассматривается нами как характеристика меры совпадений целей, интересов различных групп, индивидов между собой, характеризующее: совокупность процессов, благодаря которым происходит сцепление разнородных взаимодействующих элементов в физкультурно-спортивное сообщество; формы поддержания волонтерами культурно-спортивной направленности определенной устойчивости и равновесия отношений между участниками и гостями различной этнической принадлежности.
Функциональная задача волонтеров культурно-спортивной направленности заключается в создании благоприятных условий для взаимного приспособления представителей различных этносов с точки зрения их содействия благополучному проведению культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий.
В условиях, когда ведущие страны мира изыскивают любые возможности для укрепления взаимосвязей, трудно рассчитывать на успешность
решения своих образовательных проблем любой из стран мира в одиночку. Это, в свою очередь, связано с отношением к задаче формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности, через процессы достижения цели и адаптации, что предполагает принцип интеграции.
Данный принцип следует рассматривать на нескольких уровнях: интеграции этнических культур, интеграции учебных дисциплин и интеграции между видами деятельности - языковой, когнитивной, коммуникативной, педагогической, культуротворческой, проектной и информационной. На уровне культуры следует осознавать, что культурные концептосферы, типы мировидения, обусловленные культурой / культурами, не могут быть постигнуты по отдельности, без осознания их взаимообусловленности и взаимосвязанности. Различные этнические культуры слагают культуру глобальную, которая не откроется для личности во всей своей целостности при стремлении обучаемого освоить лишь один набор моральных и ценностных ориентиров помимо собственного. На уровне учебных дисциплин интеграция должна также рассматриваться как один из ключевых принципов развития этнокультурной грамотности. Развитие этнокультурной грамотности в полном объёме это своеобразный, продолжительный и непрекращающийся всю жизнь творческий процесс. Выразительность, информационная и эмоциональная значимость элементов культуры прослеживается в образовательном пространстве каждого урока любой учебной дисциплины, а также во внеаудиторной и внеучебной деятельности. На уровне видов деятельности принцип интеграции устанавливает связи между основными видами деятельности, включая культуротворческую. Интеграция - это выражение закономерности педагогического процесса в целом: чем больше связей будет включать педагогический процесс, тем развитие этнокультурной грамотности будет более эффективным благодаря активизации всех психических и личностных свойств человека.
Нарушение этого принципа приведет к фрагментации теоретических этнокультурных знаний, то есть отсутствию их целостности.
2. Зависимость от воспитания толерантного сознания, способствующего становлению толерантной культуры (объективированные смыслы), а та, в свою очередь, - становлению толерантной личности волонтера культурно-спортивной направленности (личностные смыслы).
Отличительной чертой современного общества является сосуществование и взаимовлияние различных философских, религиозных и политических систем. Нормы и правила, действующие только в одной культуре, уже не могут восприниматься как абсолютные.
Социальная значимость толерантности состоит в том, что она не только позволяет увидеть перспективу устранения противоречий и разрушительных конфликтов, но и пробудить требуемую социальную энергию общества и
каждого его члена, потому что объективно является особой духовно-нравственной ценностью, которая в равной степени дорога всем людям.
Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в среде подростков и студентов, которые в большинстве своем и составляют ряды волонтеров культурно-спортивной направленности. Взаимная нетерпимость, культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение молодых людей все чаще проникают и в высшую школу. В этой связи активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания молодежи в духе толерантности, уважения прав и свобод других, не похожих на тебя, людей.
Таким образом, принцип толерантности (равноправия культур и плюрализма оценочных позиций) по отношению к другим взглядам, ценностям, верованиям справедлив и для формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности.
Данный принцип предполагает ориентацию на формирование у волонтеров культурно-спортивной направленности осознанного устойчивого восприятия собственной этнической культуры не как центра, стержня культуры глобальной, а лишь как одного из «полюсов».
Нарушение принципа толерантности не обеспечит эффективного выполнения добровольцем задач при оказании помощи в организации и проведении культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий, отличающихся многонациональностью, и достижения взаимного уважения, понимания и согласования различных интересов и точек зрения волонтеров, участников и гостей культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий.
3. Зависимость от субъективного подхода каждого волонтера к необходимости формирования этнокультурной грамотности и степени его активности в этом процессе.
Одной из качественных характеристик процесса формирования этнокультурной грамотности является отказ волонтера от этноцентристских позиций как препятствия на пути восприятия мультикультурности современного общества.
Сложность заключается, прежде всего, в том, что волонтер должен выбрать для себя определенную жизненную стратегию - сознательно принять новую социокультурую реальность или вынужденно смириться с ней.
Из этой закономерности вытекает принцип субъектности, который предполагает организацию личностного осмысления каждым добровольцем знаний о культуре своего и иных этносов, предоставление права свободного выбора способов межнационального взаимодействия в процессе организации и проведения массовых культурно-спортивных мероприятий на основе этих знаний.
Несоблюдение этого принципа приведет к пассивной позиции добровольца, что сделает невозможным его функционирование как значимого субъекта волонтерской деятельности.
4. Зависимость выбора средств и методов формирования этнокультурной грамотности от степени осведомленности волонтеров культурно-спортивной направленности об особенностях и специфике культур разных этносов.
Дело в том, что любой доброволец не поступает в «педагогическую лабораторию» с так сказать «нулевой» этнокультурной грамотностью, и работа по её формированию не начинается «с чистого листа». Поэтому формирование данного качества, выбор средств и методов этого процесса должны обязательно опираться на уже имеющийся у волонтера опыт в этой области. Эта закономерность обусловливает принцип учета имеющегося начального уровня сформированности этнокультурной грамотности каждого волонтера.
Нарушение данного принципа приведет к снижению эффективности процесса формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности.
5. Зависимость результатов формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности от обеспечения единства содержания и средств данного педагогического процесса социокультурной ситуации, в которой он организуется.
Задачи формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности ориентированы на реальные отношения, складывающиеся между обучаемыми и участниками и гостями культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий иной этнической принадлежности. В этой связи содержательно формирование этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности предполагает сообщение добровольцам необходимых теоретических этнокультурных знаний, развитие умений и навыков эффективного межнационального взаимодействия и воспитание соответствующих социокультурных установок и личностных эмоционально-психологических качеств.
Из этой закономерности вытекает принцип адекватности.
Несоблюдение в процессе формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности данного принципа также ведет к неэффективности данного процесса.
6. Зависимость от необходимости уважения самоценности каждого субъекта многонациональных культурно-массовых и физкультурно-спор-тивных мероприятий.
Общеизвестно, что ценности выступают мотивом сознательного поведения индивида. На их основе складываются социокультурные типы отношения граждан к процессам, происходящим в обществе. В этой связи задачей образования является воспитание детей и юных граждан в духе искренности и понимания по отношению к другим людям, их культуре и истории, к особенностям их человеческой природы. Следовательно при взаимодействии субъектов многонациональных культурно-массовых и физкультурно-
спортивных мероприятий должен действовать принцип позитивного восприятия личности, означающий принятие человека таким, каков он есть, независимо от его этнической принадлежности.
Если в межнациональном взаимодействии волонтеров и гостей массовых культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий не будет учитываться этот принцип, то эффективность этого процесса будет существенно снижаться, так как только позитивно настроенные друг на друга субъекты могут плодотворно сотрудничать.
Таким образом, процесс формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности должен строиться на принципах: интеграции, толерантности (равноправия культур и плюрализма оценочных позиций), субъектности, учета имеющегося начального уровня сформированности этнокультурной грамотности каждого волонтера, адекватности и позитивного восприятия личности.
Представленные выше принципы могут служить целевым ориентиром в процессе формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ПРИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМ ПОДХОДЕ К МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ
© Смирнова О.М.*
Московский государственный областной социально-гуманитарный институт,
г. Коломна
В статье уделяется внимание самостоятельной работе младших школьников по предмету «Окружающий мир» в условиях дифференциации. Дифференцированный подход к учащимся рассматривается как основа уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов, при которой организация самостоятельной работы связана с формой учебной работы учащихся.
Средства обучения, такие как учебник, рабочие тетради при изучении курса «Окружающий мир» направлены на поиск информации, преобразование и представление ее, что обеспечивает формирование у младших школьников способности к самостоятельным учебным действиям. Существенная роль в этом отводится самостоятельной работе. В современных условиях
* Доцент кафедры Начального, дошкольного и специального образования, кандидат педагогических наук, доцент.