2012. № 1
208
УДК 339.543.662
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ И ИНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАК ИСТОЧНИК СОВРЕМЕННОГО ТАМОЖЕННОГО ПРАВА
Т. А. Матвеева
Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 27 марта 2012 г.
Аннотация: в статье рассматриваются деление источников современного таможенного права на два уровня: наднациональное законодательство и национальное законодательство, классификация законов в таможенной сфере, содержание нового термина «законодательство Российской Федерации о таможенном деле».
Ключевые слова: источники таможенного права, наднациональное законодательство, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, иное законодательство.
Abstract: in article are considered division of sources of the modern customs right into two levels: the supranational legislation and the national legislation, classification of laws in the customs sphere, contents of the new term «the legislation of the Russian Federation on customs business».
Key words: sources of the customs right, supranational legislation, legislation of the Russian Federation on customs business, other legislation.
В настоящее время таможенное право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также отношения в области таможенного дела в Российской Федерации, связанные с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации. И не случайно, в учебниках по таможенному праву последних лет речь идет об источниках таможенного права Таможенного союза и Российской Федерации1.
В ст. 4 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»2 подчеркивается, что правовые отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, регулируются в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (ч. 1), а отношения в области таможенного дела в Российской Федерации — таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (ч. 3).
В таможенном праве сложилась уникальная ситуация: сейчас это единственная отрасль российского права, где источниками являются не только общепризнанные принципы международного права, междуна-
1 См., например : Чермянинов Д. В. Таможенное право : учебник / отв. ред. Д. Н. Бахрах. М. : Изд-во Юрайт, 2011. С. 19.
2 Рос. газ. 2010. 29 нояб.
© Матвеева Т. А., 2012
родные договоры и нормативные правовые акты Российской Федерации, но и новое явление — нормы наднационального права.
С точки зрения международного права наднациональное право - условное обозначение институционально-правового явления в международной системе, суть которого состоит в том, что государства обязаны или вынуждены подчиняться нормам, созданным и (или) вступившим в силу без их согласия.
Речь, как правило, идет о «вторичных» нормах, т.е. нормах, принятых международной организацией на основании ее уставной правосубъектности, например, большинством голосов (в такой ситуации государства, проголосовавшие «против», все равно обязаны выполнять решение). Часто принятые нормы подлежат прямому и приоритетному применению на территории государства как гражданами, так и государственными органами.
Подобные нормы свидетельствуют о некоей воле, которая стоит выше воли суверенного государства, о перераспределении функций и компетенций, свойственных суверенным государствам, в пользу международных организаций.
Признаки наднациональности присутствуют в деятельности ряда международных организаций регионального и универсального характера, в том числе в рамках интеграционных объединений государств, например в ЕС3.
Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана — интеграционное объединение в рамках Евразийского экономического сообщества. Стороны заключили Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза4, где подчеркивается, что положения Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) имеют преимущественную силу над иными положениями таможенного законодательства Таможенного союза (ст. 1), т.е. над международными договорами государств — членов Таможенного союза и решениями Комиссии Таможенного союза (в соответствии с Договором от 18 ноября 2011 г. — Евразийская экономическая комиссия), регулирующими таможенные правоотношения в Таможенном союзе.
Таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и толь- 209
ко в части, не урегулированной таким законодательством, — в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза.
Таким образом, ТК ТС устанавливает два основных уровня регулирования:
- наднациональное законодательство (таможенное законодательство Таможенного союза);
3 См.: Шумилов В. М. Международное экономическое право : учеб. для магистров. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Изд-во Юрайт, 2011. С. 35.
4 См.: Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза») // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 23.
Ст. 2796.
14. Заказ 670
Т. А. Матвеева. Законодательство РФ о таможенном деле...
2012. № 1
210
- национальное законодательство (законодательство государств — членов Таможенного союза).
В специальной литературе высказано мнение о шести уровнях системы законодательства в Таможенном союзе: Таможенный кодекс Таможенного союза, принятые в соответствии с ним международные соглашения государств — членов Таможенного союза и решения Комиссии Таможенного союза, Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», принятые в соответствии с ним подзаконные нормативные правовые акты и акты Федеральной таможенной службы5. Три верхних уровня подразумевают отсылки на национальное законодательство государств — членов Таможенного союза. Всего в ТК ТС содержится более 200 отсылочных норм на национальное законодательство.
Издание Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» стало первым шагом на пути приведения российского таможенного законодательства в соответствие с законодательством Таможенного союза. Помимо реализации предусмотренных ТК ТС отсылочных норм этот закон также решает две задачи: первая — организационные вопросы функционирования российской таможенной службы и вторая — реализация тех норм, которые не отражены в ТК ТС6.
Федеральный закон № 311 вводит новое понятие: законодательство Российской Федерации о таможенном деле (ст. 4), которое состоит из Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов. Таким образом, термин «законодательство» употребляется в узком значении — как совокупность только законов. Кроме того, в тексте федерального закона упоминается и иное законодательство: законодательство РФ о Государственной границе РФ (ст. 4, 193, 195), законодательство РФ о налогах и сборах (ст. 4, 158), валютное законодательство РФ (ст. 4), законодательство РФ об административном правонарушении (ст. 21, 171 и др.), уголовно-процессуальное законодательство РФ (ст. 21, 171), гражданское законодательство РФ (ст. 140,141), законодательство РФ о банках и банковской деятельности (ст. 141), законодательство РФ об исполнительном производстве (ст. 158), гражданское процессуальное законодательство РФ (ст. 171), арбитражное процессуальное законодательство РФ (ст. 171), законодательство РФ о защите информации (ст. 184) и т.д. При этом в ряде случаев в законе проводится четкое разграничение, например, ст. 4 устанавливает, что порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами Государственной границы РФ регулируется законодательством РФ о Государственной границе РФ, а в части, не урегулированной законодательством РФ о Государственной границе РФ, — законодательством РФ о таможенном деле (ч. 3); если иное
5 См.: Ивин В. ФТС о национальном законе // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2011. № 3. С. 14.
6 См.: Там же.
не установлено таможенным законодательством Таможенного союза, к отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство РФ о таможенном деле применяется в части, не урегулированной законодательством РФ о налогах и сборах (ч. 4).
В юридической литературе называются различные критерии классификации законов в качестве источников таможенного права. Наиболее популярным в прошлые годы было деление на таможенные законы и законы, содержащие отдельные таможенно-правовые нормы7.
К таможенным законам относили Таможенный кодекс РФ (1993 г.,
2003 г.), Закон РФ «О таможенном тарифе» (1993 г.), а в дальнейшем и Федеральный закон «О службе в таможенных органах» (1997 г.). Некоторые авторы называли их «базовые законы» и даже «чисто таможенные законы»8, хотя последний термин вряд ли можно назвать юридическим.
Особое место занимает Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (2003 г.), который К. А. Бекяшев и Е. Г. Моисеев относят к содержащему отдельные таможенные нормы, а В. В. Покровская считает, что даже Таможенный кодекс РФ «вторичен по отношению к Федеральному закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», поскольку последний определяет не только характер и механизм госрегу-лирования в сфере ВЭД, но и состав его инструментов, их направленность, условия и принципы их реализации»9.
К сожалению, в учебной литературе встречались и достаточно странные, вызывающие недоумение высказывания о том, что «Таможенный кодекс РФ и другие кодифицированные нормативные правовые акты приравниваются по юридической силе к федеральным законам»10, в то время как Таможенный кодекс РФ и был федеральным законом; а также, что «нижестоящее место в иерархии нормативных правовых актов по отношению к федеральным законам занимают законы РФ»11, тогда как законы РФ и федеральные законы имеют абсолютно одинаковую юридическую силу, разница лишь в дате их принятия: до вступления в силу Конституции РФ 1993 г. принимались законы РФ, после — федеральные законы.
Законы, содержащие отдельные таможенные нормы (И. В. Тимошенко
211
называет их законами, которые содержат правовые нормы, регулирую-
7 См., например: Козырин А. Н. Таможенное право России : учеб. пособие. М. : СПАРК, 1995. С. 73—74 ; Бекяшев К. А., Моисеев Е. Г. Таможенное право : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ТК Велби : Проспект, 2008. С. 19—20.
8 См.: Тимошенко И. В. Таможенное право России : учеб. для вузов. Ростов н/Д : Феникс , 2008. С . 76.
9 Покровская В. В. Таможенное дело : учебник. М. : Изд-во Юрайт : ИД Юрайт,
2011. С. 48.
10 Таможенное право : учеб. для вузов / М. М. Рассолов, Н. Д. Эриашвили,
В. Н. Галузо и др. ; под ред. М. М. Рассолова, Н. Д. Эриашвили. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 27.
11 Там же. С. 28.
Т. А. Матвеева. Законодательство РФ о таможенном деле...
2012. № 1
212
щие отдельные аспекты таможенно-правовых отношений12, В. В. Покровская относит их к «вторичному законодательству», в отличие от «базовых законов»13), по мнению большинства авторов, следующие: Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» 1993 г., ФЗ «Об оружии» 1996 г., ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» 1998 г., ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» 1998 г.14, ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» 2003 г. и др.15
В. В. Покровская к вторичному законодательству относит также Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях16.
Представляется, что, исходя из данной классификации, Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» должен быть отнесен к таможенным законам, поскольку большинство его норм посвящено перемещению через границу определенного вида товара.
Еще в 1995 г. А. Н. Козырин подчеркнул комплексный характер таможенного права, который предполагает «использование отдельных норм, содержащихся в источниках других отраслей права - Уголовном кодексе (уголовно-наказуемая контрабанда, валютные преступления), Гражданском кодексе (права и обязанности сторон по договору хранения и перевозки при регулировании правоотношений, возникающих в связи с использованием услуг таможенного перевозчика, хранением товара на таможенном складе и складе временного хранения и т.д.), Уголовно-процессуальном и Гражданском процессуальном кодексах и т.д.»17.
В дальнейшем это положение было воспроизведено многими авторами, иногда почти дословно18.
В. А. Горбухов пишет, что комплексный характер таможенного права предполагает использование отдельных норм, которые содержатся в актах других отраслей права. Так, ответственность за совершение преступлений в таможенной сфере предусмотрена Уголовным кодексом РФ. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях регулирует вопросы, относящиеся к административным правонарушениям в сфере таможенного права и ответственности за их совершение19.
12 См.: Тимошенко И. В. Указ. соч. С. 76.
13 См.: Покровская В. В. Указ. соч. С. 48-49.
14 Признан утратившим силу статьей 25 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 409 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Рос. газ. 2011. 9 дек.
15 См., например: Бакаева О. Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право России : учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. М. : Юрист, 2003. С. 33 ; Бекяшев К. А., Моисеев Е. Г. Указ. соч. С. 20 ; Тимошенко И. В. Указ. соч. С. 77-78 ; Покровская В. В. Указ соч. С. 49-50.
16 См.: Покровская В. В. Указ соч. С. 49-50.
17 См.: Козырин А. Н. Указ. соч. С. 74.
18 См.: Покровская В. В. Указ. соч. С. 48.
19 См.: Горбухов В. А. Таможенное право России : учеб. пособие. М. : Омега-Л,
2012. С. 20-21.
О. Ю. Бакаева считает, что «таможенное законодательство включает положения отдельных органических (кодифицированных) законов: НК, БК, КоАП и др. При этом как комплексная отрасль законодательства таможенное право представлено лишь теми нормами, которые содержат положения, применяющиеся в области таможенного дела»20.
Д. В. Чермянинов указывает, что в таможенных правоотношениях применяются и некоторые положения УК РФ. При проведении следственных действий по преступлениям применяется еще один кодифицированный закон - УПК РФ21.
Вряд ли с этими утверждениями можно согласиться, поскольку когда речь идет о преступлениях, то возникают уголовно-правовые отношения, а когда об административных правонарушениях - административно -правовые отношения, а не таможенные.
Дело в том, что первый Таможенный кодекс РФ 1993 г.22 содержал раздел 9 «Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела. Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов Российской Федерации» и раздел 10 «Нарушения таможенных правил и ответственность за эти нарушения. Производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение». В дальнейшем нормы раздела 10 утратили силу в связи с введением в действие с 1 июля 2002 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таможенный кодекс РФ 2003 г.23 подобных положений уже не содержал, однако часть ученых так и продолжали относить к предмету регулирования таможенного права общественные отношения, связанные с совершением уголовных преступлений и административных правонарушений (нарушений таможенных правил) в сфере таможенного дела (регламентированы соответственно нормами УК РФ и КоАП РФ)24.
Пока действовал Таможенный кодекс РФ 1993 г. в первоначальной редакции, вполне можно было согласиться с мнением А. Ф. Ноздрачева о том, что «правовые нормы разной правоотраслевой принадлежности, будучи включенными в ТК РФ, навсегда остаются в таможенном праве и в своей совокупности образуют особую юридическую общность - таможенное право как комплексную отрасль. Тот факт, что некоторые нормы ТК РФ одновременно входят в состав других отраслей права, нисколько не колеблет вывода об их неизменной принадлежности таможенному праву. Нормы с «двойным гражданством» по тому же предмету, по тем же . способам воздействия входят в другие отрасли и одновременно, а не вторично, функционально объединяются в системе таможенного права»25.
213
20 Таможенное право : учеб. пособие / отв. ред. О. Ю. Бакаева. 2-е изд., пересмотр. М. : Норма : ИНФРА-М, 2012. С. 68.
21 См.: Чермянинов Д. В. Указ. соч. С. 28.
22 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 31. Ст. 1224.
23 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 22. Ст. 2066.
24 См., например: Тимошенко И. В. Указ. соч. С. 51.
25 См.: Таможенное право : учебник / отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. М. : Юрист, 1998.
С. 46.
Т. А. Матвеева. Законодательство РФ о таможенном деле...
2012. № 1
214
Представляется, что современное таможенное право, особенно в связи с тем, что оно объединяет наднациональное и национальное право, должно сконцентрировать в себе все нормы, касающиеся порядка перемещения товаров через таможенную границу. Так, ст. 3 Таможенного кодекса Таможенного союза упоминает меры таможенно-тарифного регулирования, а также запреты и ограничения. До принятия ТК ТС эти понятия содержались только в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» 2003 г. Теперь значение термина «запреты и ограничения», а также «мер нетарифного регулирования» раскрывает ст. 4 ТК ТС, однако определение мер таможеннотарифного регулирования там почему-то отсутствует. Необходимость его закрепления именно в таможенном законодательстве вытекает и из понятия таможенного дела в Российской Федерации, которое представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).
Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» закрепляет, что порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации валюты государств — членов Таможенного союза, валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг, валютных ценностей и дорожных чеков регулируется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, международным договором государств — членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и с настоящим Федеральным законом (ч. 5 ст. 4).
Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 г. № 51 принят Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза и правительствам государств — членов Таможенного союза поручено обеспечить приведение национального законодательства в соответствие с Договором. Более чем через год Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» изложена в следующей редакции: «Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле»26.
26 Рос. газ. 2011. 9 дек.
Обращает на себя внимание несоответствие терминологии данного федерального закона Договору, который выделяет «наличные денежные средства» — денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монет, за исключением монет из драгоценных металлов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в государствах —членах Таможенного союза или иностранных государствах (группе иностранных государств), включая изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки; «денежные инструменты» — дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.
Кроме того, ст. 15 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» в последней редакции содержит отсылочную норму и ее наличие теряет всякий смысл. Фактически порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наличных денежных средств и денежных инструментов регулируется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, международным договором государств — членов Таможенного союза и Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации». В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения в ч. 5 ст. 4 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
В Таможенном кодексе Таможенного союза раздел 7 регламентирует особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров; в Федеральном законе № 311 раздел 7 называется «Особенности совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров». В эти разделы вполне органично могли бы вписаться положения о перемещении наличных денежных средств и денежных инструментов, а также и других предметов: культурных ценностей, оружия, наркотических средств и психотропных веществ, лекарственных средств и т.п. Как известно, сейчас эти нормы разбросаны по разным федеральным законам.
В настоящее время федеральные законы, имеющие отношение к таможенной сфере и являющиеся источниками таможенного права, можно классифицировать следующим образом:
1. Федеральные законы, конкретизирующие нормы Таможенного кодекса Таможенного закона. Это, прежде всего, Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе», который определяет порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, случаи освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины, особенности применения ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза, а также особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот. Несмотря на то, что ст. 74 ТК ТС установлено, что виды тарифных льгот (льгот по уплате таможенных пошлин), порядок и случаи их предо-
Т. А. Матвеева. Законодательство РФ о таможенном деле...
2012. № 1
216
ставления определяются в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) международными договорами государств — членов Таможенного союза, тарифные льготы в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, устанавливаются Законом РФ «О таможенном тарифе» (ст. 34). В связи с этим в ст. 74 ТК ТС нужно разграничить тарифные льготы в отношении товаров ввозимых и тарифные льготы в отношении товаров вывозимых.
Статья 70 ТК ТС закрепляет, что специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза. В Российской Федерации действует Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».
2. Федеральные законы, разъясняющие, конкретизирующие нормы Таможенного кодекса Таможенного союза и Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». К ним можно отнести, например, Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (конкретизирует положения ст. 3, 4 ТК ТС, ст. 2 ФЗ № 311). Кроме того, продолжают действовать: Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», Федеральный закон от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 31 мая 1999 г. № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области», хотя и ст. 202 ТК ТС, и ст. 225 ФЗ № 311 закрепляют, что таможенные процедуры свободной таможенной зоны и свободного склада устанавливаются в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, а также были приняты: Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г. и Соглашение о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада от 18 июня 2010 г.
3. Федеральные законы, конкретизирующие положения Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Таким законом является, например, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации». Оба закона дают определение должностных лиц таможенных органов, хотя не совсем понятно, почему они отличаются. В соответствии со ст. 9 ФЗ № 311 должностными лицами таможенных органов являются граждане Российской Федерации, замещающие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, должности сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации. В новой редакции ст. 3 ФЗ № 114 закрепляет:
«Должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания (далее — сотрудники таможенных органов), и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов»27. Вполне логичным было бы указание во втором определении на гражданство Российской Федерации лиц, замещающих должности в таможенных органах, а также на то, что федеральным государственным гражданским служащим присваиваются классные чины.
По словам В. В. Путина, уже принято решение начать кодификацию правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, чтобы участникам экономической жизни не приходилось пробираться через «лес» многочисленных абзацев, статей и отсылочных норм. Для работы им будет достаточно всего лишь двух базовых документов — Таможенного кодекса и Кодифицированного договора по вопросам Таможенного союза и Единого экономического пространства28. В связи с этим важное значение приобретает дальнейшее совершенствование законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также тесно связанного с ним иного законодательства.
27 Рос. газ. 2011. 9 дек.
28 См.: Путин В. В. Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня // Известия. 2011. 4 окт.
Воронежский государственный университет
Матвеева Т. А., кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и муниципального права E-mail: ser35031333@yandex.ru Тел.: 8-915-548-58-69"
Voronezh State University Matveeva T. A., Candidate of the Legal Sciences, Associate Professor of the Administrative and Municipal Law Department E-mail: ser35031333@yandex.ru Теl.: 8-915-548-58-69 "