Научная статья на тему 'Законодательство Российской Федерации о таможенном деле и иное законодательство как источник современного Таможенного права'

Законодательство Российской Федерации о таможенном деле и иное законодательство как источник современного Таможенного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
464
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИКИ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА / НАДНАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ / ИНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / SOURCES OF THE CUSTOMS RIGHT / SUPRANATIONAL LEGISLATION / LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION ON CUSTOMS BUSINESS / OTHER LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матвеева Т. А.

В статье рассматриваются деление источников современного таможенного права на два уровня: наднациональное законодательство и национальное законодательство, классификация законов в таможенной сфере, содержание нового термина «законодательство Российской Федерации о таможенном деле».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The custom legislature of Russian Federation and other statutes as a source of modern custom law

In article are considered division of sources of the modern customs right into two levels: the supranational legislation and the national legislation, classification of laws in the customs sphere, contents of the new term «the legislation of the Russian Federation on customs business».

Текст научной работы на тему «Законодательство Российской Федерации о таможенном деле и иное законодательство как источник современного Таможенного права»

2012. № 1

208

УДК 339.543.662

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ И ИНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАК ИСТОЧНИК СОВРЕМЕННОГО ТАМОЖЕННОГО ПРАВА

Т. А. Матвеева

Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 27 марта 2012 г.

Аннотация: в статье рассматриваются деление источников современного таможенного права на два уровня: наднациональное законодательство и национальное законодательство, классификация законов в таможенной сфере, содержание нового термина «законодательство Российской Федерации о таможенном деле».

Ключевые слова: источники таможенного права, наднациональное законодательство, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, иное законодательство.

Abstract: in article are considered division of sources of the modern customs right into two levels: the supranational legislation and the national legislation, classification of laws in the customs sphere, contents of the new term «the legislation of the Russian Federation on customs business».

Key words: sources of the customs right, supranational legislation, legislation of the Russian Federation on customs business, other legislation.

В настоящее время таможенное право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также отношения в области таможенного дела в Российской Федерации, связанные с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации. И не случайно, в учебниках по таможенному праву последних лет речь идет об источниках таможенного права Таможенного союза и Российской Федерации1.

В ст. 4 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»2 подчеркивается, что правовые отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, регулируются в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (ч. 1), а отношения в области таможенного дела в Российской Федерации — таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (ч. 3).

В таможенном праве сложилась уникальная ситуация: сейчас это единственная отрасль российского права, где источниками являются не только общепризнанные принципы международного права, междуна-

1 См., например : Чермянинов Д. В. Таможенное право : учебник / отв. ред. Д. Н. Бахрах. М. : Изд-во Юрайт, 2011. С. 19.

2 Рос. газ. 2010. 29 нояб.

© Матвеева Т. А., 2012

родные договоры и нормативные правовые акты Российской Федерации, но и новое явление — нормы наднационального права.

С точки зрения международного права наднациональное право - условное обозначение институционально-правового явления в международной системе, суть которого состоит в том, что государства обязаны или вынуждены подчиняться нормам, созданным и (или) вступившим в силу без их согласия.

Речь, как правило, идет о «вторичных» нормах, т.е. нормах, принятых международной организацией на основании ее уставной правосубъектности, например, большинством голосов (в такой ситуации государства, проголосовавшие «против», все равно обязаны выполнять решение). Часто принятые нормы подлежат прямому и приоритетному применению на территории государства как гражданами, так и государственными органами.

Подобные нормы свидетельствуют о некоей воле, которая стоит выше воли суверенного государства, о перераспределении функций и компетенций, свойственных суверенным государствам, в пользу международных организаций.

Признаки наднациональности присутствуют в деятельности ряда международных организаций регионального и универсального характера, в том числе в рамках интеграционных объединений государств, например в ЕС3.

Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана — интеграционное объединение в рамках Евразийского экономического сообщества. Стороны заключили Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза4, где подчеркивается, что положения Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) имеют преимущественную силу над иными положениями таможенного законодательства Таможенного союза (ст. 1), т.е. над международными договорами государств — членов Таможенного союза и решениями Комиссии Таможенного союза (в соответствии с Договором от 18 ноября 2011 г. — Евразийская экономическая комиссия), регулирующими таможенные правоотношения в Таможенном союзе.

Таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и толь- 209

ко в части, не урегулированной таким законодательством, — в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза.

Таким образом, ТК ТС устанавливает два основных уровня регулирования:

- наднациональное законодательство (таможенное законодательство Таможенного союза);

3 См.: Шумилов В. М. Международное экономическое право : учеб. для магистров. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Изд-во Юрайт, 2011. С. 35.

4 См.: Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза») // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 23.

Ст. 2796.

14. Заказ 670

Т. А. Матвеева. Законодательство РФ о таможенном деле...

2012. № 1

210

- национальное законодательство (законодательство государств — членов Таможенного союза).

В специальной литературе высказано мнение о шести уровнях системы законодательства в Таможенном союзе: Таможенный кодекс Таможенного союза, принятые в соответствии с ним международные соглашения государств — членов Таможенного союза и решения Комиссии Таможенного союза, Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», принятые в соответствии с ним подзаконные нормативные правовые акты и акты Федеральной таможенной службы5. Три верхних уровня подразумевают отсылки на национальное законодательство государств — членов Таможенного союза. Всего в ТК ТС содержится более 200 отсылочных норм на национальное законодательство.

Издание Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» стало первым шагом на пути приведения российского таможенного законодательства в соответствие с законодательством Таможенного союза. Помимо реализации предусмотренных ТК ТС отсылочных норм этот закон также решает две задачи: первая — организационные вопросы функционирования российской таможенной службы и вторая — реализация тех норм, которые не отражены в ТК ТС6.

Федеральный закон № 311 вводит новое понятие: законодательство Российской Федерации о таможенном деле (ст. 4), которое состоит из Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов. Таким образом, термин «законодательство» употребляется в узком значении — как совокупность только законов. Кроме того, в тексте федерального закона упоминается и иное законодательство: законодательство РФ о Государственной границе РФ (ст. 4, 193, 195), законодательство РФ о налогах и сборах (ст. 4, 158), валютное законодательство РФ (ст. 4), законодательство РФ об административном правонарушении (ст. 21, 171 и др.), уголовно-процессуальное законодательство РФ (ст. 21, 171), гражданское законодательство РФ (ст. 140,141), законодательство РФ о банках и банковской деятельности (ст. 141), законодательство РФ об исполнительном производстве (ст. 158), гражданское процессуальное законодательство РФ (ст. 171), арбитражное процессуальное законодательство РФ (ст. 171), законодательство РФ о защите информации (ст. 184) и т.д. При этом в ряде случаев в законе проводится четкое разграничение, например, ст. 4 устанавливает, что порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами Государственной границы РФ регулируется законодательством РФ о Государственной границе РФ, а в части, не урегулированной законодательством РФ о Государственной границе РФ, — законодательством РФ о таможенном деле (ч. 3); если иное

5 См.: Ивин В. ФТС о национальном законе // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2011. № 3. С. 14.

6 См.: Там же.

не установлено таможенным законодательством Таможенного союза, к отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство РФ о таможенном деле применяется в части, не урегулированной законодательством РФ о налогах и сборах (ч. 4).

В юридической литературе называются различные критерии классификации законов в качестве источников таможенного права. Наиболее популярным в прошлые годы было деление на таможенные законы и законы, содержащие отдельные таможенно-правовые нормы7.

К таможенным законам относили Таможенный кодекс РФ (1993 г.,

2003 г.), Закон РФ «О таможенном тарифе» (1993 г.), а в дальнейшем и Федеральный закон «О службе в таможенных органах» (1997 г.). Некоторые авторы называли их «базовые законы» и даже «чисто таможенные законы»8, хотя последний термин вряд ли можно назвать юридическим.

Особое место занимает Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (2003 г.), который К. А. Бекяшев и Е. Г. Моисеев относят к содержащему отдельные таможенные нормы, а В. В. Покровская считает, что даже Таможенный кодекс РФ «вторичен по отношению к Федеральному закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», поскольку последний определяет не только характер и механизм госрегу-лирования в сфере ВЭД, но и состав его инструментов, их направленность, условия и принципы их реализации»9.

К сожалению, в учебной литературе встречались и достаточно странные, вызывающие недоумение высказывания о том, что «Таможенный кодекс РФ и другие кодифицированные нормативные правовые акты приравниваются по юридической силе к федеральным законам»10, в то время как Таможенный кодекс РФ и был федеральным законом; а также, что «нижестоящее место в иерархии нормативных правовых актов по отношению к федеральным законам занимают законы РФ»11, тогда как законы РФ и федеральные законы имеют абсолютно одинаковую юридическую силу, разница лишь в дате их принятия: до вступления в силу Конституции РФ 1993 г. принимались законы РФ, после — федеральные законы.

Законы, содержащие отдельные таможенные нормы (И. В. Тимошенко

211

называет их законами, которые содержат правовые нормы, регулирую-

7 См., например: Козырин А. Н. Таможенное право России : учеб. пособие. М. : СПАРК, 1995. С. 73—74 ; Бекяшев К. А., Моисеев Е. Г. Таможенное право : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ТК Велби : Проспект, 2008. С. 19—20.

8 См.: Тимошенко И. В. Таможенное право России : учеб. для вузов. Ростов н/Д : Феникс , 2008. С . 76.

9 Покровская В. В. Таможенное дело : учебник. М. : Изд-во Юрайт : ИД Юрайт,

2011. С. 48.

10 Таможенное право : учеб. для вузов / М. М. Рассолов, Н. Д. Эриашвили,

В. Н. Галузо и др. ; под ред. М. М. Рассолова, Н. Д. Эриашвили. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 27.

11 Там же. С. 28.

Т. А. Матвеева. Законодательство РФ о таможенном деле...

2012. № 1

212

щие отдельные аспекты таможенно-правовых отношений12, В. В. Покровская относит их к «вторичному законодательству», в отличие от «базовых законов»13), по мнению большинства авторов, следующие: Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» 1993 г., ФЗ «Об оружии» 1996 г., ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» 1998 г., ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» 1998 г.14, ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» 2003 г. и др.15

В. В. Покровская к вторичному законодательству относит также Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях16.

Представляется, что, исходя из данной классификации, Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» должен быть отнесен к таможенным законам, поскольку большинство его норм посвящено перемещению через границу определенного вида товара.

Еще в 1995 г. А. Н. Козырин подчеркнул комплексный характер таможенного права, который предполагает «использование отдельных норм, содержащихся в источниках других отраслей права - Уголовном кодексе (уголовно-наказуемая контрабанда, валютные преступления), Гражданском кодексе (права и обязанности сторон по договору хранения и перевозки при регулировании правоотношений, возникающих в связи с использованием услуг таможенного перевозчика, хранением товара на таможенном складе и складе временного хранения и т.д.), Уголовно-процессуальном и Гражданском процессуальном кодексах и т.д.»17.

В дальнейшем это положение было воспроизведено многими авторами, иногда почти дословно18.

В. А. Горбухов пишет, что комплексный характер таможенного права предполагает использование отдельных норм, которые содержатся в актах других отраслей права. Так, ответственность за совершение преступлений в таможенной сфере предусмотрена Уголовным кодексом РФ. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях регулирует вопросы, относящиеся к административным правонарушениям в сфере таможенного права и ответственности за их совершение19.

12 См.: Тимошенко И. В. Указ. соч. С. 76.

13 См.: Покровская В. В. Указ. соч. С. 48-49.

14 Признан утратившим силу статьей 25 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 409 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Рос. газ. 2011. 9 дек.

15 См., например: Бакаева О. Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право России : учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. М. : Юрист, 2003. С. 33 ; Бекяшев К. А., Моисеев Е. Г. Указ. соч. С. 20 ; Тимошенко И. В. Указ. соч. С. 77-78 ; Покровская В. В. Указ соч. С. 49-50.

16 См.: Покровская В. В. Указ соч. С. 49-50.

17 См.: Козырин А. Н. Указ. соч. С. 74.

18 См.: Покровская В. В. Указ. соч. С. 48.

19 См.: Горбухов В. А. Таможенное право России : учеб. пособие. М. : Омега-Л,

2012. С. 20-21.

О. Ю. Бакаева считает, что «таможенное законодательство включает положения отдельных органических (кодифицированных) законов: НК, БК, КоАП и др. При этом как комплексная отрасль законодательства таможенное право представлено лишь теми нормами, которые содержат положения, применяющиеся в области таможенного дела»20.

Д. В. Чермянинов указывает, что в таможенных правоотношениях применяются и некоторые положения УК РФ. При проведении следственных действий по преступлениям применяется еще один кодифицированный закон - УПК РФ21.

Вряд ли с этими утверждениями можно согласиться, поскольку когда речь идет о преступлениях, то возникают уголовно-правовые отношения, а когда об административных правонарушениях - административно -правовые отношения, а не таможенные.

Дело в том, что первый Таможенный кодекс РФ 1993 г.22 содержал раздел 9 «Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела. Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов Российской Федерации» и раздел 10 «Нарушения таможенных правил и ответственность за эти нарушения. Производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение». В дальнейшем нормы раздела 10 утратили силу в связи с введением в действие с 1 июля 2002 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таможенный кодекс РФ 2003 г.23 подобных положений уже не содержал, однако часть ученых так и продолжали относить к предмету регулирования таможенного права общественные отношения, связанные с совершением уголовных преступлений и административных правонарушений (нарушений таможенных правил) в сфере таможенного дела (регламентированы соответственно нормами УК РФ и КоАП РФ)24.

Пока действовал Таможенный кодекс РФ 1993 г. в первоначальной редакции, вполне можно было согласиться с мнением А. Ф. Ноздрачева о том, что «правовые нормы разной правоотраслевой принадлежности, будучи включенными в ТК РФ, навсегда остаются в таможенном праве и в своей совокупности образуют особую юридическую общность - таможенное право как комплексную отрасль. Тот факт, что некоторые нормы ТК РФ одновременно входят в состав других отраслей права, нисколько не колеблет вывода об их неизменной принадлежности таможенному праву. Нормы с «двойным гражданством» по тому же предмету, по тем же . способам воздействия входят в другие отрасли и одновременно, а не вторично, функционально объединяются в системе таможенного права»25.

213

20 Таможенное право : учеб. пособие / отв. ред. О. Ю. Бакаева. 2-е изд., пересмотр. М. : Норма : ИНФРА-М, 2012. С. 68.

21 См.: Чермянинов Д. В. Указ. соч. С. 28.

22 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 31. Ст. 1224.

23 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 22. Ст. 2066.

24 См., например: Тимошенко И. В. Указ. соч. С. 51.

25 См.: Таможенное право : учебник / отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. М. : Юрист, 1998.

С. 46.

Т. А. Матвеева. Законодательство РФ о таможенном деле...

2012. № 1

214

Представляется, что современное таможенное право, особенно в связи с тем, что оно объединяет наднациональное и национальное право, должно сконцентрировать в себе все нормы, касающиеся порядка перемещения товаров через таможенную границу. Так, ст. 3 Таможенного кодекса Таможенного союза упоминает меры таможенно-тарифного регулирования, а также запреты и ограничения. До принятия ТК ТС эти понятия содержались только в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» 2003 г. Теперь значение термина «запреты и ограничения», а также «мер нетарифного регулирования» раскрывает ст. 4 ТК ТС, однако определение мер таможеннотарифного регулирования там почему-то отсутствует. Необходимость его закрепления именно в таможенном законодательстве вытекает и из понятия таможенного дела в Российской Федерации, которое представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).

Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» закрепляет, что порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации валюты государств — членов Таможенного союза, валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг, валютных ценностей и дорожных чеков регулируется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, международным договором государств — членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и с настоящим Федеральным законом (ч. 5 ст. 4).

Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 г. № 51 принят Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза и правительствам государств — членов Таможенного союза поручено обеспечить приведение национального законодательства в соответствие с Договором. Более чем через год Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» изложена в следующей редакции: «Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле»26.

26 Рос. газ. 2011. 9 дек.

Обращает на себя внимание несоответствие терминологии данного федерального закона Договору, который выделяет «наличные денежные средства» — денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монет, за исключением монет из драгоценных металлов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в государствах —членах Таможенного союза или иностранных государствах (группе иностранных государств), включая изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки; «денежные инструменты» — дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.

Кроме того, ст. 15 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» в последней редакции содержит отсылочную норму и ее наличие теряет всякий смысл. Фактически порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наличных денежных средств и денежных инструментов регулируется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, международным договором государств — членов Таможенного союза и Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации». В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения в ч. 5 ст. 4 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

В Таможенном кодексе Таможенного союза раздел 7 регламентирует особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров; в Федеральном законе № 311 раздел 7 называется «Особенности совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров». В эти разделы вполне органично могли бы вписаться положения о перемещении наличных денежных средств и денежных инструментов, а также и других предметов: культурных ценностей, оружия, наркотических средств и психотропных веществ, лекарственных средств и т.п. Как известно, сейчас эти нормы разбросаны по разным федеральным законам.

В настоящее время федеральные законы, имеющие отношение к таможенной сфере и являющиеся источниками таможенного права, можно классифицировать следующим образом:

1. Федеральные законы, конкретизирующие нормы Таможенного кодекса Таможенного закона. Это, прежде всего, Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе», который определяет порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, случаи освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины, особенности применения ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза, а также особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот. Несмотря на то, что ст. 74 ТК ТС установлено, что виды тарифных льгот (льгот по уплате таможенных пошлин), порядок и случаи их предо-

Т. А. Матвеева. Законодательство РФ о таможенном деле...

2012. № 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

216

ставления определяются в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) международными договорами государств — членов Таможенного союза, тарифные льготы в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, устанавливаются Законом РФ «О таможенном тарифе» (ст. 34). В связи с этим в ст. 74 ТК ТС нужно разграничить тарифные льготы в отношении товаров ввозимых и тарифные льготы в отношении товаров вывозимых.

Статья 70 ТК ТС закрепляет, что специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза. В Российской Федерации действует Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

2. Федеральные законы, разъясняющие, конкретизирующие нормы Таможенного кодекса Таможенного союза и Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». К ним можно отнести, например, Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (конкретизирует положения ст. 3, 4 ТК ТС, ст. 2 ФЗ № 311). Кроме того, продолжают действовать: Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», Федеральный закон от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 31 мая 1999 г. № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области», хотя и ст. 202 ТК ТС, и ст. 225 ФЗ № 311 закрепляют, что таможенные процедуры свободной таможенной зоны и свободного склада устанавливаются в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, а также были приняты: Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г. и Соглашение о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада от 18 июня 2010 г.

3. Федеральные законы, конкретизирующие положения Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Таким законом является, например, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации». Оба закона дают определение должностных лиц таможенных органов, хотя не совсем понятно, почему они отличаются. В соответствии со ст. 9 ФЗ № 311 должностными лицами таможенных органов являются граждане Российской Федерации, замещающие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, должности сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации. В новой редакции ст. 3 ФЗ № 114 закрепляет:

«Должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания (далее — сотрудники таможенных органов), и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов»27. Вполне логичным было бы указание во втором определении на гражданство Российской Федерации лиц, замещающих должности в таможенных органах, а также на то, что федеральным государственным гражданским служащим присваиваются классные чины.

По словам В. В. Путина, уже принято решение начать кодификацию правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, чтобы участникам экономической жизни не приходилось пробираться через «лес» многочисленных абзацев, статей и отсылочных норм. Для работы им будет достаточно всего лишь двух базовых документов — Таможенного кодекса и Кодифицированного договора по вопросам Таможенного союза и Единого экономического пространства28. В связи с этим важное значение приобретает дальнейшее совершенствование законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также тесно связанного с ним иного законодательства.

27 Рос. газ. 2011. 9 дек.

28 См.: Путин В. В. Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня // Известия. 2011. 4 окт.

Воронежский государственный университет

Матвеева Т. А., кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и муниципального права E-mail: ser35031333@yandex.ru Тел.: 8-915-548-58-69"

Voronezh State University Matveeva T. A., Candidate of the Legal Sciences, Associate Professor of the Administrative and Municipal Law Department E-mail: ser35031333@yandex.ru Теl.: 8-915-548-58-69 "

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.