2011. № 1
208
УДК 339.543
СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА
В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
Т. А. Матвеева
Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 22 февраля 2011 г.
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием системы источников таможенного права в условиях функционирования Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Ключевые слова: источники таможенного права, таможенное законодательство, таможенное дело.
Abstract: this article discusses the problems associated with the formation of the sources of the customs law in the Customs Union of Belarus, Kazakhstan and the Russian Federation.
Key words: sources of customs law, customs law, customs.
Действующий в настоящее время Таможенный союз трех государств постсоветского пространства: Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, дает основание для пересмотра всей системы источников таможенного права. Да и само таможенное право уже не может рассматриваться в качестве только отрасли российского права, поскольку главенствующее положение в системе источников приобретают нормы международного права; существенно расширился предмет правового регулирования: это уже отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, а не Российской Федерации. Исчезло и само понятие «таможенная граница РФ», в соответствии со ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза1 таможенной границей Таможенного союза являются пределы таможенной территории Таможенного союза, т.е. пределы территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящихся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственных островов, установок, сооружений и иных объектов, в отношении которых государства — члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
Несмотря на то что, в отличие от последнего, уже практически не действующего Таможенного кодекса РФ 2003 года, в новом Федеральном законе от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»2 вообще не упоминается Конституция РФ (в Та-
1 О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза : федер. закон от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 23. Ст. 2796.
2 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 48. Ст. 6252.
© Матвеева Т. А., 2011
моженном кодексе РФ ст. 1 начиналась со слов «В соответствии с Конституцией РФ таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации...»), она остается базовым, основополагающим источником таможенного права. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (п. 1 ст. 15).
В Конституции РФ 1993 г. впервые появился термин «таможенное регулирование», которого не было в действующем на тот момент Таможенном кодексе РФ 1993 г.
В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ таможенное регулирование находится в ведении РФ. Однако в настоящее время таможенное регулирование в РФ не отделимо от таможенного регулирования в Таможенном союзе, и реально оно уже не может находиться только в ведении Российской Федерации. Федеральный закон № 311-ФЗ закрепляет: «Таможенное регулирование в РФ в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в РФ» (п. 1 ст. 2). «Отношения в области таможенного дела в РФ регулируются таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле» (п. 3 ст. 4).
Конституционно установлено, что «на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств» (п. 1 ст. 74). Нельзя не отметить, что Таможенные кодексы РФ и 1993 г., и 2003 г. изначально содержали противоречащие данному положению нормы. Это связано с существованием внешней и внутренней таможенных границ. Таможенной границей являлись пределы таможенной территории РФ (здесь таможенная граница совпадала с Государственной границей РФ), а также пределы искусственных островов, установок и сооружений, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию, и пределы особых экономических зон, которые создавались внутри территории РФ (например, Особая экономическая зона «Липецк»). Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматривались как находящиеся вне таможенной территории РФ для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера (ст. 2 ТК РФ 2003 г.).
Таможенный кодекс Таможенного союза установил, что в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза таможенной границей могут являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств — членов Таможенного союза (п. 3 ст. 2). Соглашением от 18 июня 2010 года «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и Таможенной процедуры свободной таможенной зоны» предусмотрено, что таможенной границей Таможенного союза являются пределы портовой и логистической СЭЗ, которые могут создаваться на территориях, прилегающих к пунктам пропуска через государственную (таможенную) границу.
14. Заказ 6482
Т. А. Матвеева. Система источников таможенного права...
2011. № 1
210
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы РФ являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Это положение в настоящее время является наиболее актуальным для таможенного права.
В систему международно-правовых источников входят, прежде всего, общие международные договоры по таможенным вопросам, которые можно классифицировать по следующим основаниям:
1. Закрепляющие международные стандарты в области упрощения и гармонизации таможенных процедур. Наиважнейшее значение имеют Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото) 1973 г., Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров 1983 г., Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров 1961 г., Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция) 1990 г., и др.
2. Закрепляющие систему таможенных привилегий и преференций в международном праве. Например, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.
3. Посвященные международно-правовому регулированию сотрудничества и взаимопомощи государств в таможенных делах. Например, Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений 1977 г.
4. Иные международные договоры. Таможенные конвенции 1954 г., касающиеся льгот для туристов; Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 г., и др.
Помимо общих международных договоров в практике деятельности таможенных органов применяются двусторонние соглашения таможенных служб государств, например, Протокол между Федеральной таможенной службой (ФТС России) и Таможенным департаментом Турецкой Республики об упрощении таможенных процедур, подписанный 18 сентября 2008 г. в г. Москве и утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 октября 2008 г.
Следующая группа источников - акты, составляющие договорно-правовую базу Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. В Таможенном кодексе Таможенного союза они названы «Таможенное законодательство Таможенного союза» (ст. 3), что уже подвергалось критике ввиду совсем другой юридической природы данных актов, по сравнению с законами3. Справедливость этих замечаний фактически подтверждена нормой п. 2 ст. 4 нового Федераль-
3 См.: Матвеева Т. А. Таможенное регулирование в таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана // Вестник Воронежского государственного университета. Серия : Право. 2010. № 2 (9). С. 108-110.
ного закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», где речь идет о международных договорах, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза и о решениях органов Таможенного союза.
К актам, составляющим договорно-правовую базу Таможенного союза, относятся следующие:
1. Таможенный кодекс Таможенного союза, являющийся приложением к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17, с изменениями, внесенными Протоколом о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 16 апреля 2010 г.
2. Международные договоры государств - членов Таможенного союза, направленные на формирование Таможенного союза:
Договор о Комиссии Таможенного союза (Душанбе, 6 октября 2007 г., в ред. Протокола от 9 декабря 2010 г.), Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним ( Душанбе, 6 октября 2007 г.), Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о применении международных договоров в рамках формирования Таможенного союза от 28 мая 2010 г. (Санкт-Петербург, 18 июня 2010 г.), и др.
3. Международные договоры государств - членов Таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в Таможенном союзе: Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств — членов Таможенного союза (Санкт-Петербург, 21 мая 2010 г.), Соглашение об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях (Санкт-Петербург, 18 июня 2010 г.), Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (Санкт-Петербург, 18 июня 2010 г.), Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с 211 их выпуском (Санкт-Петербург, 18 июня 2010 г.), Протокол об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза (Астана, 5 июля 2010 г.) и др.
4. Решения органов Таможенного союза, прежде всего, Решения Высшего органа Таможенного союза - Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества. Например, Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики
14*
Т. А. Матвеева. Система источников таможенного права...
2011. № 1
212
Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. № 51 «О Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза», и др.
Договором от 6 октября 2007 г. (действует в редакции Протокола от 9 декабря 2010 г.) учреждена Комиссия Таможенного союза как единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза, к функциям которой отнесены: исполнение решений, принятых Высшим органом Таможенного союза; разработка рекомендаций для Высшего органа Таможенного союза по вопросам формирования и функционирования Таможенного союза; обеспечение в пределах своих полномочий реализации международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза, и др. Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 18 Комиссии Таможенного союза предоставлены полномочия по ведению Единого таможенного тарифа Таможенного союза.
В пределах своих полномочий Комиссия принимает решения, имеющие обязательный характер для сторон, т.е. для Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Например: Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 260 «О формах таможенных документов», Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации», Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 333 «О применении мер нетарифного регулирования в рамках единой таможенной территории», Решение Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. № 343 «О вопросах технического регулирования в Таможенном союзе», Решение Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. № 335 «О проблемных вопросах, связанных с функционированием единой таможенной территории, и практике реализации механизмов Таможенного союза», Решение Комиссии Таможенного союза от 14 октября 2010 г. № 422 «О форме таможенной декларации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения», Решение Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 г. № 505 «О перечне товаров, в отношении которых с 1 января 2011 года устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств
— членов Таможенного союза», и др.
5. К современным источникам таможенного права следует отнести Протоколы и иные документы рабочих встреч руководителей таможенных служб Российской Федерации (Федеральная таможенная служба), Республики Беларусь (Государственный таможенный комитет РБ) и Республики Казахстан (Комитет таможенного контроля Министерства финансов РК). Например: Протокол рабочей встречи заместителей руководителей таможенных служб Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, состоявшейся 15 декабря 2010 г. в г. Астане.
Таможенный кодекс Таможенного союза, международные договоры государств - членов Таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения, решения Комиссии Таможенного союза, названные Таможенным кодексом ТС «Таможенное законодательство Таможенного союза» (ст. 3), действуют на таможенной территории Таможенного союза.
Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 г. № 48 Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза считается вступившим в силу с 6 июля 2010 г., но в Республике Казахстан и в Российской Федерации он применяется с 1 июля 2010 г., поскольку эти государства до намеченной даты ратифицировали Договор о ТК ТС. Этим же Решением Правительствам государств — членов Таможенного союза предписано обеспечить приведение национального законодательства в соответствие с законодательством Таможенного союза. Нормы Таможенного кодекса Таможенного союза имеют прямое действие.
Статья 2 Протокола о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 г. предписывает, что решение о вступлении в силу международных договоров государств — членов Таможенного союза принимает Высший орган таможенного союза при наличии информации депозитария о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу этого международного договора, т.е. после ратификации. Функции депозитария международных договоров по формированию Таможенного союза выполняет Комиссия Таможенного союза (ст. 6 Договора от 6 октября 2007 г.). Например: Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 18 установлено, что с 1 января 2010 г. вступают в силу: Соглашение о едином таможеннотарифном регулировании от 25 января 2008 г., Соглашение об условиях и механизмах применения тарифных квот от 12 декабря 2008 г., и др. Кроме того, этим же решением утверждены со сроком вступления в силу с 1 января 2010 г. ряд важнейших документов Таможенного союза: единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и Единый таможенный тариф Таможенного союза; Перечни развивающихся и наименее развитых стран — пользователей 213 системы тарифных преференций; Перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода одним из государств — участников Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза.
Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19 ноября 2010 г.
№ 58 «О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза» с 1 января 2011 г. вступили в силу ряд Протоколов 2010 года.
Поскольку на практике возникли трудности со своевременной ратификацией международных договоров государствами — членами Таможенного союза, между Российской Федерацией и Республикой Казахстан был
Т. А. Матвеева. Система источников таможенного права...
2011. № 1
214
подписан Договор о применении международных договоров в рамках формирования Таможенного союза от 28 мая 2010 г. (действует с изменениями, внесенными Протоколом от 18 июня 2010 г.). Договор называет
20 подписанных Договоров, Протоколов и Соглашений, которые применяют Стороны на двусторонней основе. Договор вводит новое понятие «временное применение до ратификации» (п. 3 ст. 2) и, как устанавливает ст. 8, «настоящий Договор вступает в силу с даты последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Договора в силу и временно применяется с 1 июля 2010 года». При этом текст Договора был опубликован в «Российской газете» тоже 1 июля 2010 года.
В дальнейшем Российской Федерацией были ратифицированы: Соглашение об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории Таможенного союза, подписанное в г. Санкт-Петербурге 21 мая 2010 г. (Федеральный закон от 4 октября 2010 г. № 267-ФЗ); Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин от
21 мая 2010 г. (Федеральный закон от 4 октября 2010 г. № 268-ФЗ); Соглашение о требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств — членов Таможенного союза от 21 мая 2010 г. (Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. № 302-ФЗ); Соглашение о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств—членов Таможенного союза от 21 мая 2010 г. (Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. № 303-ФЗ); Соглашение о предоставлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 21 мая 2010 г. (Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. № 304-ФЗ); Соглашение об освобождении от применения таможенными органами государств — членов Таможенного союза определенных форм таможенного контроля от 18 июня 2010 г. (Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 396-ФЗ); Соглашение об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях от 18 июня 2010 г. (Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 15-ФЗ), и др.
В начале февраля 2011 г. Президент РФ внес в Государственную Думу Федерального Собрания РФ на ратификацию Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском от 18 июня 2010 г., которое применяется с 1 июля 2010 г. Данный документ прямо затрагивает права и обязанности миллионов граждан, пересекающих таможенную границу. Однако для всеобщего сведения официально он опубликован не был.
В конце июня — начале июля 2010 г. по российскому телевидению прозвучала информация о том, что существуют новые правила перемещения товаров физическими лицами, появились некоторые публикации в газетах. Так, 28 июня 2010 г. в «Российской газете» в статье Т. Зыковой «Те-
кила без пошлины» было сказано: «О новых правилах и нормах в провозе багажа для личного пользования, которые будут действовать с 1 июля 2010 г. на территории Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии, впервые сообщил вчера журналистам начальник отдела Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования Федеральной таможенной службы Валерий Решетников»4. Порядок перемещения через таможенную границу товаров для личного пользования физическими лицами последние годы регламентировался главой 23 Таможенного кодекса РФ, а также постановлениями Правительства РФ от 27 ноября 2003 г. № 715 «Об утверждении Положения о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования» и от 29 ноября 2003 г. № 718 «Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемеща-емых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования».
Без уплаты таможенных пошлин, налогов физические лица могли ввозить в сопровождаемом и несопровождаемом багаже товары (за исключением транспортных средств), общая стоимость которых не превышала 65 тыс. рублей и общий вес которых не превышал 35 кг, при условии, что физическое лицо пересекало таможенную границу РФ не более одного раза в месяц. Соглашение от 18 июня 2010 г. эти нормы изменило: с освобождением от уплаты таможенных платежей теперь ввозятся товары для личного пользования, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1500 евро (в настоящее время это ниже, чем 65 тыс. рублей и, соответственно, положение граждан ухудшается), и общий вес которых не превышает 50 кг (в части веса положение, наоборот, улучшается). Не предусмотрены ограничения, касающиеся частоты перемещения через таможенную границу. К сожалению, в нормативно-правовые акты РФ изменения внесены не были.
Письмом ФТС России от 29 июня 2010 г. № 01-11/31847 «О неприменении отдельных норм Таможенного кодекса РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ», опубликованном в «Российской газете» 1 июля 2010 г., разъяснено, что «с 1 июля 2010 г. на территории РФ вводится в действие Таможенный кодекс таможенного союза, нормы которого имеют прямое действие». (Как 215 оказалось впоследствии, это не совсем точно, поскольку с 1 июля нормы ТК ТС стали применяться в РФ, а вступили в силу с 6 июля 2010 г.) «Таможенный кодекс РФ до его отмены действует в части, не противоречащей ТК ТС».
Из текста Письма следует, что нормы главы 23 «Перемещение товаров физическими лицами» не применяются, а применяется Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском (без указания даты под-
4 Зыкова Т. Текила без пошлины // Рос. газета. 2010. 28 июня.
Т. А. Матвеева. Система источников таможенного права...
2011. № 1
216
писания), с текстом которого, как уже отмечалось, граждане должным образом ознакомлены не были. Усугубили ситуацию и некомпетентные разъяснения в средствах массовой информации. В некоторых указывалось, что «с началом работы Таможенного союза, декларированию подлежат товары только в том случае, когда их совокупная стоимость превышает 2 тыс. евро»,5 в публикациях в «Российской газете» сообщалось, что если ввозимые товары превышают стоимость 1,5 тыс. евро и вес 50 кг, то придется оплатить пошлину в размере 30 процентов от стоимости товаров, но не менее 4 евро за килограмм6. Однако в соответствии с Приложением № 5 к Соглашению от 18 июня 2010 г. оплата производится по единой ставке 30 процентов от их таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 килограмм веса в части превышения весовой нормы 50 килограммов и (или) стоимостной нормы 1500 евро в эквиваленте.
Также не были опубликованы в печатных изданиях новые правила ввоза и вывоза валюты РФ, внутренних ценных бумаг, валютных ценностей и дорожных чеков. В настоящее время эти вопросы регламентируются Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, принятым Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г., в ст. 10 которого закреплено: «Настоящий Договор временно применяется с даты подписания, но не ранее даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. и подлежит ратификации. Настоящий Договор вступает в силу с даты получения депозитарием последнего письменного уведомления по дипломатическим каналам о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Договора в силу, но не ранее вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года». Правительствам государств — членов Таможенного союза поручено обеспечить приведение национального законодательства в соответствие с Договором, однако это до сих пор не сделано.
В ноябре 2010 г. в Государственную Думу Федерального Собрания РФ рядом депутатов Государственной Думы внесен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части их приведения в соответствие с законодательством Таможенного союза», но к весне 2011 г. этот проект так и не стал законом.
В соответствии со ст. 10 Таможенного кодекса Таможенного союза информирование о таможенном законодательстве ТС осуществляется путем опубликования актов таможенного законодательства ТС в официальных и иных печатных изданиях, а также путем доведения информации о них
5 См.: Андреева М. В одном товарном поле. Что дает россиянам вступление в Таможенный союз // Воронежский курьер. 2010. 17 июля.
6 См.: Зыкова Т. Новости для шопоголиков // Рос. газета. Неделя. 2010. 1 июля; Таможня дает ответ // Рос. газета. Неделя. 2010. 8 июля ; Панина Т. Безграничные границы // Рос. газета. 2010. 28 июля.
до всеобщего сведения по телевидению и радио, с использованием информационных технологий, а также посредством иных способов распространения информации. Комиссия Таможенного союза и таможенные органы обеспечивают беспрепятственный доступ к информации о таможенном законодательстве Таможенного союза, размещенной на их официальных веб-сайтах в сети Интернет. Решения самой Комиссии Таможенного союза, имеющие обязательный характер, вступают в силу по истечении тридцати календарных дней после дня их официального опубликования; в исключительных случаях, требующих оперативного урегулирования, в решении Комиссии может быть определен иной срок вступления его в силу, но не ранее даты официального опубликования такого решения (ст. 8 Договора о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 г. в ред. Протокола от 9 декабря 2010 г.).
Но что является официальными печатными изданиями для таможенного законодательства Таможенного союза? «Российская газета» опубликовала Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 18 и Решение Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 19 и Решение Комиссии Таможенного союза от 27 ноября
2009 г. № 132 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»7; Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о применении международных договоров в рамках формирования Таможенного союза от 28 мая 2010 г. и Протокол о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о применении международных договоров в рамках формирования Таможенного союза от 28 мая 2010 г. (Санкт-Петербург, 18 июня 2010 г.)8 и этим ограничилась.
Представляется целесообразным создание периодического издания Таможенного союза, возможно, по типу издания Совета Министров Союзного государства - газеты «Союз Беларусь-Россия». Статья 51 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», опубликованного в «Российской газете» 29 ноября 2010 г. и вступившего в силу по истечении одного месяца со дня его официального 217 опубликования, предусматривает, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает опубликование в своих официальных изданиях в том числе и актов таможенного законодательства Таможенного союза. В 2010 году официальное издание ФТС России «Таможенные ведомости. Бюллетень таможенной информации» только в № 2 и № 6 содержало рубрику «Международные связи» и опубликовало в № 2 все те же Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 18 и № 19 и Решения Комиссии
7 См.: Рос. газета. 2009. 30 нояб.
8 См.: Там же. 2010. 1 июля.
Т. А. Матвеева. Система источников таможенного права...
2011. № 1
218
Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130, 132; в № 6 - Решение Комиссии Таможенного союза от 27 января 2010 г. № 168. Практически все остальное содержание «Таможенных ведомостей» составляют официальные материалы ФТС России. Некоторые акты таможенного законодательства Таможенного союза, в основном Решения Комиссии Таможенного союза, публикует «Таможенный вестник», являющийся изданием газеты «Экономические новости».
Следующая группа источников таможенного права - нормативные правовые акты государств - членов Таможенного союза.
Иерархию нормативных правовых актов Российской Федерации возглавляет теперь уже Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЭ «О таможенном регулировании в РФ». В Таможенном кодексе РФ 2003 г. продолжает действовать только п. 1 ст. 357 «Ставки таможенных сборов». Полностью ТК РФ утратит силу с 1 октября 2011 г.
Более 80 лет в СССР, а затем в Российской Федерации в таможенной сфере действовали кодифицированные акты: Таможенный кодекс СССР 1928 г., Таможенный кодекс СССР 1964 г., Таможенный кодекс СССР 1991 г., Таможенный кодекс РФ 1993 г. и Таможенный кодекс РФ 2003 г. и совсем не ясно, зачем надо было прерывать эту традицию, тем более, что положения ФЗ № 311 во многом схожи с ТК РФ 2003 г. Как отмечал выдающийся теоретик С. С. Алексеев: «Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс - это как бы самостоятельное, развитое юридическое «хозяйство», в котором должно быть «все», что необходимо для юридического регулирования той или иной группы отношений... Основную роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, т.е. кодифицированные акты, возглавляющие соответствующую отрасль законодательства. Эти кодексы собирают в единый фокус, сводят воедино основное содержание той или иной законодательной отрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрасли как бы подстраиваются к отраслевому кодексу»9.
В Федеральном законе № 311 впервые определяются цели и предмет регулирования закона. В качестве цели на первое место поставлено обеспечение выполнения Российской Федерацией международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, решений органов Таможенного союза в сфере таможенного регулирования и таможенного дела.
Закон делает различие между правовыми отношениями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, которые регулируются в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, и отношениями в области таможенного дела, которые в Российской Федерации регулируются таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле. В Таможенном кодексе РФ употреблялся термин «таможенное законодательство РФ».
9 Алексеев С. С. Государство и право. Начальный курс. М., 1994. С. 111.
Законодательство РФ о таможенном деле состоит из Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ» и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов. Но, естественно, продолжают действовать и ранее принятые законы, прямо регулирующие таможенные правоотношения, и законы, содержащие отдельные таможенно-правовые нормы. Это Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе», Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Федеральный закон от 26 марта 1998 г. № 41 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», и др.
Правовые отношения в области таможенного дела регулируются также и иными правовыми актами РФ: Указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Федеральный закон № 311 подчеркивает, что федеральные органы исполнительной власти принимают эти акты только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ.
Акты законодательства РФ о таможенном деле вступают в силу не ранее чем по истечении 30 дней после дня их официального опубликования, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза. Иные правовые акты РФ в области таможенного дела вступают в силу не ранее чем по истечении 30 дней после дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 6 Федерального закона № 311.
Федеральный закон «О таможенном регулировании в РФ» содержит новеллы, касающиеся действия актов законодательства РФ о таможенном деле, а также иных правовых актов РФ в области таможенного дела в пространстве (ст. 7). Акты законодательства РФ о таможенном деле, а также иные правовые акты РФ в области таможенного дела действуют на всей территории РФ, а также на территориях, находящихся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственных островов, установок и сооружений, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права.
Международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, может быть предусмотрено применение актов законодательства РФ о таможенном деле и иных правовых актов РФ в области таможенного дела на территории государства - члена Таможенного союза при вывозе товаров, страной происхождения которых является РФ, или продуктов их переработки с территории этого государства
— члена Таможенного союза за пределы единой таможенной территории Таможенного союза. Международным договором РФ может быть предусмотрено применение актов законодательства РФ о таможенном деле, а также иных правовых актов РФ в области таможенного дела на территории иностранного государства или применение нормативных правовых
Т. А. Матвеева. Система источников таможенного права...
актов иностранного государства на территории РФ при осуществлении таможенными органами РФ совместного таможенного контроля с таможенными органами этого иностранного государства.
15 марта 2010 г. в Минске состоялось заседание Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав Правительств, на котором были обсуждены перспективы дальнейшего укрепления сотрудничества, предложения по реализации Декларации о формировании Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 9 декабря
2010 г., вопросы систематизации нормативно-правовой базы ЕЭП и кодификации законодательства Таможенного союза. В связи с этим можно выразить надежду, что проблемы, связанные с действием актов законодательства на единой таможенной территории Таможенного союза, будут успешно решены.
Воронежский государственный университет
Матвеева Т. А, кандидат юридических наук, доцент
E-mail: ser35031333@yandex. ru Тел.: 8-915-548-58-69"
Voronezh State University Matveeva T. A., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor
E-mail: ser35031333@yandex. ru Tel.: 8-915-548-58-69 "