АДМИНИСТРАТИВНОЕ И ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО
УДК 339.543.622
ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ РОССИИ, БЕЛОРУССИИ И КАЗАХСТАНА
Т. А. Матвеева
Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 1 октября 2010 г.
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы, связанные с таможенным регулированием в связи с созданием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и вступлением в силу Таможенного кодекса таможенного союза.
Ключевые слова: таможенное регулирование, Таможенный союз, таможенное дело.
Abstract: in article the problems connected with customs regulation in connection with creation of the Customs Union of Russia, Belarus and Kazakhstan and coming into force of the Customs Code of the Customs Union are considered.
Key words: customs regulation, Customs Union, customs business.
Таможенный кодекс таможенного союза, являющийся приложением к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза1, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от
27 ноября 2009 г. № 17, с изменениями, внесенными Протоколом о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 16 апреля 2010 г., в ст. 1 дает определение таможенного регулирования в таможенном союзе Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС).
ЕврАзЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан)
----образовалось в 2000 г. В качестве программы декларировалось создание
102 зоны свободной торговли, затем - Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Для чего и почему в наше время самостоятельные и суверенные государства образуют союзы?
Д. Карро и П. Жюйар - преподаватели Парижского университета-1 (Сорбонна) пишут: «Уже давно государства осознали неестественный характер границ с точки зрения экономических связей. Очень часто в прошлом государства решались на то, чтобы снять границы в экономическом
1 О ратификации Договора о Таможенном кодексе таможенного союза : федер. закон от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ // Рос. газ. 2010. 4 июня.
© Матвеева Т. А., 2010
смысле слова, сохраняя при этом юридические и политические функции границ»2.
Известны примеры таможенных союзов, которые образовывались в XIX в. различными германскими княжествами и королевствами. В наше время попытки создания союзов возобновились с новой силой одновременно и по экономическим, и по политическим причинам. В экономическом плане государства в своем большинстве слишком невелики, чтобы представлять собой рынок, достаточный для производства огромного количества товаров с наименьшей себестоимостью, поэтому объединение, с точки зрения рынка, государственных территорий равносильно созданию такого экономического пространства, которое необходимо для массового производства товаров и оказания услуг.
Современные (и прежде всего западные) экономисты утверждают: в настоящее время внутренний рынок должен состоять из не менее 300 миллионов потребителей. Это фундаментальный макроэкономический закон: только тогда действительно эффективно работает рынок, успешно развиваются все отрасли экономики, в том числе автомобилестроение, самолетостроение, кораблестроение.
По мнению Государственного секретаря Союзного государства П. Бородина, «Советский Союз в этом плане был вполне жизнеспособен и современен. Другое дело, что приоритет был отдан определенной идеологии, да к тому же сказался фактор гонки вооружений, мы в огромном количестве строили подводные лодки, танки, ракеты, а не, скажем, достойное жилье для людей... Но с точки зрения макроэкономики существование Советского Союза вполне закономерно»3.
Выделяют следующие типы интеграции государств:
1) секторальная интеграция - она сопровождается устранением торговых барьеров в том, что касается производства в каком-либо одном или нескольких секторах народного хозяйства;
2) зоны свободной торговли — где государства-участники устраняют все препятствия в торговых отношениях между собой, но оставляют за собой право определять собственную политику по отношению к государствам за рамками данного соглашения;
3) таможенный союз — объединение, напоминающее зону свободной торговли, но отличающееся от нее тем, что члены союза обязаны проводить 103 общую политику в области внешнеэкономических отношений, принять общий внешний таможенный тариф и унифицировать свое таможенное законодательство;
4) общий рынок — это не только таможенный союз, но и объединение, предполагающее свободное передвижение через территории стран-членов капиталов, рабочей силы и др.;
5) полный экономический союз — общий рынок, дополненный унифика-
2 Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право : учебник / пер. с фр. В. П. Серебренникова, В. М. Шумилова. М. : Муждунар. отношения, 2001. С. 236.
3 Рос. газ. 2005. 31 марта.
Т. А. Матвеева. Таможенное регулирование в таможенном союзе...
2010. № 2
104
цией платежной системы и совместной налоговой и валютно-финансовой политикой участников союза. Это касается также планов экономического развития, политики в области цен и занятости населения;
6) политический союз — объединение участников, формирование их в одну нацию-государство, с централизованной властью, контролирующей не только единство денежной и налоговой политики, но и имеющей дело с центральным парламентом и правительством, действующим от имени всех суверенных, объединенных в союз, государств.
Почти по этой схеме, в сущности, шла европейская интеграция. В 1951 г. в Париже был заключен договор шести западноевропейских стран (Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, ФРГ) об объединении трех секторов их промышленного производства: металлургической, железорудной и каменноугольной промышленности (Европейское объединение угля и стали); в 1957 г. — Римский договор об образовании Европейского Экономического Сообщества, в ст. 9 которого сказано, что «Сообщество базируется на таможенном союзе»; в 1960 г. образована Европейская Ассоциация свободной торговли; с 1 января 1993 г. начал действовать единый рынок, определяемый как пространство без внутренних границ, в котором обеспечено свободное обращение товаров, людей, услуг и капиталов, и был прекращен таможенный контроль между странами
— участницами ЕС.
12 октября 1992 г. был принят Таможенный кодекс Европейского Сообщества, который вступил в силу с 1 января 1994 г. С целью усовершенствования таможенного законодательства ЕС разработан Модернизированный Таможенный кодекс Европейского Союза, вступивший в силу 24 июня 2008 г. Поэтапное введение в действие его положений запланировано на период до 24 июня 2013 г.
На постсоветском пространстве еще в 90-х гг. прошлого столетия была предпринята попытка создания таможенного союза. Договор о Таможенном союзе был подписан 6 января 1995 г. в Минске между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, затем к нему присоединились Казахстан, Киргизия и Таджикистан.
Некоторые ученые высказывали сомнения и, как показали дальнейшие события, небезосновательные, относительно реального механизма выполнения этих договоров. В частности, известный специалист в области международного таможенного права профессор К. К. Сандровский писал: «...даже самый совершенный, казалось бы, таможенный союз, являющийся основой Евросоюза, складывался не годами, а в продолжение двух-трех десятков лет, и все равно имеет некоторые моменты, требующие усовершенствования. Однако даже осторожный оптимизм относительно перспектив таможенного союза в СНГ маловероятен, по крайней мере, на те же 20—30 лет, если учесть, что даже между основателями таможенного союза Беларусью и Россией он во многом еще не работает в полной мере. Что же касается участия в нем других образовавшихся после распада СССР государств, то вообще трудно предположить что-либо определенное в силу причин экономического, политического и иного характера.
Одно несомненно, что поиск оптимальных форм сотрудничества в области экономической интеграции ввиду глобализации самого явления будет продолжаться, в том числе и в делах таможенных»4.
Затем был Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. и, наконец, Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 г. и Договор о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 г.
Два последних документа легли в основу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза, подписанного в г. Минске 27 ноября 2009 г. главами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации.
Таможенный кодекс таможенного союза (далее - ТК ТС) должен был вступить в силу с 1 июля 2010 г., однако к этой дате Договор был ратифицирован только парламентами Казахстана и России.
10 июня 2010 г. вопрос о ратификации ТК ТС был снят с повестки нижней палаты белорусского парламента с неопределенными перспективами. 11 июня Президент Белоруссии А. Лукашенко во время визита в Москву провел новые переговоры с Президентом РФ Д. Медведевым и Председателем Правительства РФ В. Путиным, где было предложено «господину Лукашенко ратифицировать договор о ТК ТС вне связи с вопросом взимания Российской Федерации экспортных пошлин на нефть, а вопрос о пошлинах решить в двухстороннем порядке»5. 17 июня белорусский вице-премьер А. Кобяков заявил, что «Москва и Минск так и не сблизили позиции по вопросу экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты», но «Белоруссия остается в Таможенном союзе, а что касается кодекса - он находится в парламенте, и только парламент может решать, когда он его будет рассматривать»6.
Первый заместитель Правительства РФ И. Шувалов, выступая
28 июня 2010 г. на конференции инвесторов «Россия — СНГ на пути к глобализации», обозначил различные сценарии работы Таможенного союза на ближайшую перспективу. Он подчеркнул, что Таможенный союз уже действует на тройственной основе с 1 января 2010 г. в рамках первого этапа, и его главное преимущество — унифицированные пошлины, которые устанавливает наднациональный орган — Комиссия таможенного союза, решения которой не требуют одобрения на национальном уровне. Было также отмечено, что второй этап Таможенного союза, предполага- 105 ющий более тесную интеграцию между его участниками, возможен и без Белоруссии, а только между Россией и Казахстаном7.
5 июля 2010 г. в Астане состоялось заседание высшего органа Таможенного союза на уровне глав государств. На итоговом брифинге Президент России Д. Медведев прояснил, что подписанным заявлением главы
4 Сандровский К. К. Международное таможенное право : учебник. Киев :
О-во «Знання» : КОО, 2001. С.146.
5 Сапожков О. Понедельник начнется в четверг // Коммерсантъ. 2010.
18 июня.
6 Там же.
7 См.: Кукол Е. Таможенный союз нон-стоп // Рос. газ. 2010. 29 июня.
Т. А. Матвеева. Таможенное регулирование в таможенном союзе...
2010. № 2
106
России, Казахстана и Белоруссии определили, что Таможенный кодекс действует на территории трех стран с 6 июля, а между Россией и Казахстаном — еще с 1 июля8.
Таким образом, с 1 июля 2010 г. на территории Российской Федерации введен в действие Таможенный кодекс таможенного союза, нормы которого имеют прямое действие. Таможенный кодекс РФ до его отмены действует в части, не противоречащей Таможенному кодексу таможенного союза9. В частности, не применяется пункт 1 ст. 1 ТК России «Таможенное регулирование и таможенное дело в Российской Федерации», где закреплялось, что «в соответствии с Конституцией РФ таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.
Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
В настоящее время применяется пункт 1 ст. 1 ТК ТС «Таможенное регулирование в таможенном союзе»: «Таможенноерегулирование в таможенном союзе Евразийского экономического сообщества — правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами».
В данном определении обращает на себя внимание тавтология «таможенное регулирование — регулирование», и даже указание на то, что оно «правовое», не уточняет смысла термина «регулирование».
В русском языке «регулировать» — упорядочивать, налаживать; направлять развитие, движение чего-нибудь с целью привести в порядок, в систему10. С этих позиций понятие, содержащееся в Таможенном кодексе РФ, представляется более приемлемым.
Таможенный кодекс таможенного союза изменил ряд основных терминов и их определений. В частности, термин «таможенное декларирование» в ТК ТС введен вместо термина «декларирование» в ТК России; термин «таможенная процедура» ТК ТС введен вместо терминов «таможенная процедура» и «таможенный режим» ТК России.
8 См.: Кузьмин В. Два плюс один // Рос. газ. 2010. 6 июля.
9 О неприменении отдельных норм Таможенного кодекса РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ : письмо Федеральной таможенной службы от 29 июня 2010 г. № 01-11/31847 // Рос. газ. 2010. 1 июля.
10 См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М. : Рус. яз., 1984. С. 585.
В связи с этим вызывает удивление употребление понятия «таможенный режим» в Указе Президента РФ от 20 сентября 2010 г. № 1137 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию из стран, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и вывозе из Российской Федерации в эти страны драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы»11, где речь идет, в частности, о контроле за использованием «таможенных режимов переработки вне таможенной территории, переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления драгоценных металлов и драгоценных камней» (п. 22).
Несколько иначе, чем в ТК РФ, в Таможенном кодексе таможенного союза определяется выпуск товаров.
В ТК РФ выпуск товаров — действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом, а в ТК ТС речь идет о разрешении заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры.
Пользование и распоряжение, являясь правомочиями собственника, имеют конкретное содержание: извлечение из товаров пользы, определение судьбы имущества.
В то же время точный смысл термина «использование товаров» оказывается неясным.
При характеристике таможенного регулирования впервые в Таможенном кодексе таможенного союза указывается на властный характер отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами.
В связи с этим уместно привести высказывание Председателя Правительства РФ о том, что «самое пристальное внимание необходимо уделить качеству таможенного администрирования»12. На одном из заседаний президиума Правительства РФ Путин В. В. напомнил о своей встрече в Петербурге с представителями финского бизнеса, где они рассказали, что готовы инвестировать в высокотехнологичные производства, но проблема кроется в том, что продукцию нелегко вывезти из России. И этот факт становится причиной отказа предпринимателей от расширения производства в нашей стране.
Президент РФ Д. Медведев на совещании в Сочи по вопросам инвестиционного климата в связи с созданием Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии заявил: «Это масштабный проект и создает дополнительные проблемы»13. Одна из них — власть и бизнес должны учиться работать в новых условиях.
Особенно это касается государства в лице таможенных органов. «Издержки, связанные с пересечением границы, приводят к отказу от разме-
11 Рос. газ. 2010. 23 сент.
12 Там же. 26 марта.
13 Кузьмин В. Таможня добро не дает // Рос. газ. 2010. 17 авг.
Т. А. Матвеева. Таможенное регулирование в таможенном союзе...
2010. № 2
108
щения в России новых производств, — указал Д. Медведев — Мы проигрываем в отношении наших конкурентов». Уровень доверия российской таможни и участников экономической деятельности совсем невысокий. Лишь 0,5 процентов используют специальную упрощенную процедуру таможенного прохождения (по ТК ТС, «Специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору»). Все остальные, как выразился президент, идут по полной программе.
Инвестиционный климат все больше портится из-за множащихся у инвесторов проблем с таможенным администрированием. Эльвира На-биуллина, стремящаяся вернуть Министерству экономического развития РФ права нормотворчества в таможенной сфере, специально к совещанию подготовила подборку международных рейтингов. По ее словам, по показателю простоты таможенных процедур Российская Федерация находится на 115-м месте из 155 стран, на 140-м месте из 183 и на 130-м месте из 13314.
Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, — в соответствии с законодательством государств
— членов таможенного союза (п. 2 ст. 1 ТК ТС).
В соответствии со ст. 3 Таможенного кодекса РФ таможенное законодательство РФ состоит из Таможенного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (акты таможенного законодательства).
Порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы в местах ее совпадения с Государственной границей РФ регулируется законодательством РФ о Государственной границе РФ, а в части, не урегулированной законодательством РФ о государственной границе РФ, — таможенным законодательством РФ.
При регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство РФ применяется в части, не урегулированной законодательством РФ о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 3 Таможенного кодекса таможенного союза таможенное законодательство таможенного союза состоит из:
1) Таможенного кодекса таможенного союза;
2) международных договоров государств — членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе;
3) решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с Таможенным кодексом и международными договорами государств — членов таможенного союза.
14 Вислогузов В. Дмитрий Медведев хочет упростить таможню // Коммерсантъ. 2010. 17 авг.
Обращает на себя внимание отсутствие в данном перечне Решений Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств, которые, безусловно, являются одним из важнейших источников таможенного права.
Равно как и другие документы, перечисленные в ст. 3 ТК ТС также являются именно источниками таможенного права, но не актами законодательства.
Таможенный кодекс таможенного союза имеет иную природу, чем Таможенный кодекс РФ. Несмотря на то, что он называется, как федеральный закон, кодексом, на самом деле ТК ТС является приложением к международному договору, подлежащему в соответствии с действующим общим порядком ратификации и имплементации в действующее законодательство. Договор о Таможенном кодексе таможенного союза был ратифицирован Федеральным законом от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ.
Документы, которые принимаются Комиссией таможенного союза, также не имеют статуса закона, они относятся к актам международных организаций и в силу этого не подлежат ратификации. В соответствии с Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. № 15 Решения Комиссии таможенного союза, носящие обязательный характер в соответствии с договором, подлежат непосредственному применению в государствах — участниках таможенного союза, имеют юридическую силу актов, издаваемых теми государственными органами и должностными лицами государств — участников таможенного союза, к компетенции которых отнесено регулирование соответствующих правоотношений на момент передачи Комиссии соответствующих полномочий.
В 2009 г. Межгосударственный Совет принял решение о передаче Комиссии таможенного союза права регулировать таможенно-тарифные и нетарифные отношения.
В соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ таможенно-тарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин (п. 24 ст. 2). В Российской Фе- 109 дерации ставки пошлин устанавливались Правительством РФ.
Нетарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера (п. 17 ст. 2 ФЗ № 164).
Таможенный кодекс таможенного союза дает примерно такое же определение мерам нетарифного регулирования: это комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств
— членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и
Т. А. Матвеева. Таможенное регулирование в таможенном союзе...
2010. № 2
110
нормативными правовыми актами государств — членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов таможенного союза (пп. 17 п. 1 ст. 4).
В Российской Федерации количественные ограничения, решения о выделении квоты относились к компетенции Правительства РФ.
Как известно, актами Правительства РФ являются постановления и распоряжения. Следовательно, акты Комиссии таможенного союза имеют силу постановлений Правительства и к законодательным актам относиться не могут.
В связи с этим представляется необходимым переработать и название, и содержание ст. 3 Таможенного кодекса таможенного союза.
Более верным было бы наименование: «Договорно-правовая база таможенного союза», тем более что именно этот термин используется в Протоколе вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 г.15 В тексте статьи можно указать на: 1) Договор о Таможенном кодексе таможенного союза;
2) иные международные договоры государств — членов таможенного союза; 3) нормативные правовые акты институтов таможенного союза:
— решения Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза);
— решения Комиссии таможенного союза.
Если же говорить в целом о системе нормативно-правового регулирования в таможенном союзе, то она должна включать, помимо указанных выше источников, таможенные кодексы государств — участников таможенного союза (именно кодифицированные акты, а не обычные законы); национальные законы, принятые в соответствии с таможенными кодексами; указы президентов, постановления и распоряжения правительств государств — членов таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения, а также нормативные правовые акты таможенных служб государств — участников таможенного союза. В Российской Федерации это — Федеральная таможенная служба, в Республике Беларусь — Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, в Республике Казахстан — Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан.
Таможенный кодекс таможенного союза, как уже указывалось, для России и Казахстана вступил в силу с 1 июля 2010 г. Предполагалось, что действовавший с 1 января 2004 г. Таможенный кодекс РФ будет сразу же заменен Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который разъяснит все отсылочные нормы ТК ТС. Однако до ухода на летние парламентские каникулы проект был принят Государственной Думой лишь в первом чтении. Из-за споров между ведомствами нижняя палата парламента продлила срок представления
15 Таможенное законодательство таможенного союза. Вып. 1. М. : Проспект, 2010. С. 3—4.
поправок ко второму чтению до 10 сентября 2010 г., и предполагалось, что закон вступит в силу к 1 октября. Но этого не произошло.
При подготовке проекта столкнулись позиции трех ведомств16. Федеральная таможенная служба намеревалась использовать нормы действующего ТК РФ и в некоторых случаях расширить свои полномочия по администрированию.
Такое желание представляется вполне обоснованным, поскольку таможенный контроль является основополагающим направлением, обеспечивающим исполнение требований внешнеэкономического регулирования и защиту экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами. Таможенный контроль основан на идеологии анализа и управления рисками, в соответствии с которой определение стратегии таможенного контроля — это компетенция таможенных органов17. Самостоятельность таможенной службы в вопросах таможенного администрирования закреплена Международной конвенцией
об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) 1973 г. в редакции 1999 г.
Министерство экономического развития РФ предлагало упростить целый ряд таможенных процедур, а также вернуть министерству право нормотворчества в таможенной сфере, переданное Федеральной таможенной службе (далее — ФТС) Указом Президента РФ от 11 мая 2006 г.
№ 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы»18 в рамках административной реформы. ФТС — категорически против, поскольку тогда служба опять потеряет самостоятельность в принятии нормативных правовых актов и на их согласование будут уходить месяцы, как это уже было в 2004—2006 гг.
Министерство финансов РФ считает, что проект Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» излишне легко освобождает участников внешнеэкономической деятельности от обеспечения уплаты таможенных пошлин.
По мнению Президента РФ Д. Медведева, в задержке с принятием закона «как минимум один положительный момент» — дополнительное время для принятия более обдуманного текста. В новом законе, по его словам, должны быть решены четыре задачи: «максимальное сокраще- щ ние» норм непрямого действия и общего бремени таможенной нагрузки на участников внешней торговли; создание «зеленого коридора» для экспорта и импорта высокотехнологичных товаров; введение механизмов взаимодействия таможен и участников торговли и создание возможности для выявления степени влияния таможни на увеличение торгового оборота и повышение деловой активности19.
16 См.: Вислогузов В. Указ. соч.
17 См.: Вы спрашиваете — мы отвечаем : ответы специалистов Минэкономразвития на вопросы участников ВЭД // Таможенный вестник. 2010. № 14. С. 4.
18 Рос. газ. 2006. 12 мая.
19 См.: Вислогузов В. Указ. соч.
Т. А. Матвеева. Таможенное регулирование в таможенном союзе...
Поскольку новый закон в первые месяцы после вступления в силу Таможенного кодекса таможенного союза принят не был, продолжали действовать нормы Таможенного кодекса РФ 2003 г., но лишь в рамках, не противоречащих ТК ТС.
Это существенно осложнило работу бизнеса. В первые же дни действия ТК ТС на «горячую линию» ФТС поступило 2,5 тысячи обращений.
Федеральная таможенная служба издала письма от 29 июня 2010 г.: № 01-11/31847 «О неприменении отдельных норм Таможенного кодекса РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ» и № 01-11/31846 «О порядке действий при помещении товаров под таможенную процедуру и таможенном контроле товаров в условиях функционирования Таможенного союза»20.
Таким образом, ФТС, указывая на неприменение норм закона, фактически выполнила функцию законодателя, что вряд ли соответствует принципам правового государства. Сложившаяся сложная взаимосвязь наднационального и национального законодательства не согласуется и с Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция), к которой Россия пока не присоединилась, но намерена следовать ее положениям. По Киотской конвенции таможенное законодательство должно быть прозрачным, последовательным и предсказуемым.
20 Рос. газ. 2010. 1 июля.
Воронежский государственный университет
Матвеева Т. А., кандидат юридических наук, доцент
E-mail: ser35031333@yandex.ru Тел.: 8-915-548-58-69
Voronezh State University Matveeva T. A., Candidate of Legal Sci ence, Associate Professor
E-mail: ser35031333@yandex.ru Теl.: 8-915-548-58-69 "