Научная статья на тему 'Таможенный союз: проблемы и перспективы'

Таможенный союз: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
143
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ТАМОЖЕННО-ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТАМОЖЕННЫЕ ТАРИФЫ / THE CUSTOMS UNION / THE CUSTOMS-TARIFF POLICY / THE FINANCIAL LEGISLATION / THETAXATION / THE CUSTOMS LEGISLATION / FOREIGN TRADE ACTIVITIES STATE REGULATION / CUSTOM DUTIES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Максимов Юрий Анатольевич

Статья раскрывает порядок функционирования таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии, а также правовые и экономические проблемы, стоящие перед союзом. Раскрываются содержание и основные направления развития правовой базы таможенного союза, формирования таможенно-тарифной политики стран-участниц. В статье выделяются основные этапы создания договорно-правовой базы таможенного союза, конкретизируются цели его создания, а также проблемы формирования единого таможенного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EAEC CUSTOMS UNION, ITS PROBLEMS AND PERSPECTIVES

The article describes the functioning of the Customs Union of Russia, Kazakhstan and Belarus, as well as the legal and economic problems the Union is facing. The content and the basic directions for the development of the Unions’ legal basis as well as the formation of a customs-tariff policy of the participating countries are revealed. The article presents the basic stages of the contract-legal basis development, sharpensthe purposes of the Customs Union creation, and also the problems of unification of the customs legislation.

Текст научной работы на тему «Таможенный союз: проблемы и перспективы»

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Максимов Ю. А.

Статья раскрывает порядок функционирования таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии, а также правовые и экономические проблемы, стоящие перед союзом. Раскрываются содержание и основные направления развития правовой базы таможенного союза, формирования таможенно-тарифной политики стран-участниц. В статье выделяются основные этапы создания договорно-правовой базы таможенного союза, конкретизируются цели его создания, а также проблемы формирования единого таможенного законодательства.

The article describes the functioning of the Customs Union of Russia, Kazakhstan and Belarus, as well as the legal and economic problems the Union is facing. The content and the basic directions for the development of the Unions' legal basis as well as the formation of a customs-tariff policy of the participating countries are revealed. The article presents the basic stages of the contract-legal basis development, sharpens the purposes of the Customs Union creation, and also the problems of unification of the customs legislation.

Ключевые слова: таможенный союз, таможенно-тарифная политика, финансовое законодательство, налогообложение, таможенное законодательство, государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, таможенные тарифы Key words: the Customs union, the customs-tariff policy, the financial legislation, the taxation, the customs legislation, foreign trade activities state regulation, custom duties

Создание таможенного союза трех государств - Российской Федерации, Белоруссии, Казахстана - идет полным ходом, невзирая на многочисленные трудности, стоящие перед правовыми и экономическими сообществами данных государств. При этом следует иметь в виду, что межгосударственные органы, регулирующие деятельность таможенного союза (далее - ТС) уже созданы и наделены не только законотворческой инициативой, но и определенными полномочиями, закрепленными в межгосударственных правовых актах.

Идея создания ТС была высказана еще в далеком 1994 году и с тех пор страны-участники в той или иной мере предпринимали шаги по объединению правовой базы, регулирующей внешнеэкономическую деятельность государств и взаимоотношения между ними. Таким образом, государства уже 16 лет вынашивают идеи консолидации своих экономических и таможенных территорий для создания глобального, регионального экономического союза.

Предпосылками создания государствами Единого экономического пространства были соглашения о Таможенном союзе 1995 года, Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях 1996 года, а также Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве 1999 года. Подписанное соглашение о Таможенном Союзе от 20 января 1995 года провозглашало цели, которые определяются Соглашением о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года, такие как обеспечение совместными усилиями социально-экономического развития стран-участниц путем устранения между ними разделяющих таможенных препятствий для свободного перемещения товаров, работ, услуг и другого экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами стран, что в свою очередь гарантировало бы устойчивое развитие экономики, свободный товарообмен и обеспечение добросовестной конкуренции между хозяйствующими субъектами.

Также надо отметить, что основной направленностью создания такого союза являлось укрепление координации экономической политики и обеспечение всестороннего развития национального народного хозяйства, создание общего экономического пространства и выхода государств — членов Таможенного союза на мировой рынок1.

Основой для формирования ТС являлось Евроазиатское экономическое сообщество, которое было создано 10 октября 2000 года Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества, подписанным главами государств стран участников. Евроазиатское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее государств, выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка2.

Реализация соглашений о Таможенном союзе способствовала подписанию более масштабного документа о сотрудничестве государств. Подписанный договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях 29 марта 1996 года предполагал совместными усилиями добиться «поэтапного углубления интеграции участников в экономике, науке, образовании, культуре, социальной сфере и иных областях при соблюдении суверенитета Сторон, принципов равноправия и взаимной выгоды, нерушимости существующих между ними государственных границ, невмешательстве во внутренние дела друг друга».3

1 Соглашение от 06 января 1995 г. О Таможенном Союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

2 http://www.evrazes.com/

3 Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г

Проблемы становления таможенного союза стран ЕврАзЭС

37

Договор о таможенном союзе и Едином экономическом пространстве 1999 года предполагал поэтапного формирования единого экономического пространства. Первый этап заключался в том, чтобы «завершить формирование таможенного союза и создать на его основе Единое экономическое пространство»4, а также создать единую таможенную территорию. И вторым этапом являлось «эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда; проведение согласованной налоговой, денежно - кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики; развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем».5

В 2000 году, подписанный Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества предполагал более эффективное и тесное сотрудничество государств для решения поставленных задач, которые были определены еще в Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. В итоге всех межгосударственных переговоров в октябре 2007 года Россией, Белоруссией и Казахстаном были подписаны соглашения о создании единого таможенного пространства - таможенного союза. «27 ноября был подписан пакет документов о создании единого таможенного союза с 1 января 2010 года»6. «Формирование таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер»7, то есть целью создания таможенного союза является «обеспечение свободного перемещения товаров во взаимной торговле и благоприятных условий торговли таможенного союза с третьими странами, а также развития экономической интеграции Сторон».8 И, наконец, создания единого экономического пространства. С 1 января 2010 года уже начали осуществляться практические меры по созданию и функционированию таможенного союза. Идет сворачивание таможенного контроля на границах союзных государств и укрупнение таможен, таможенных постов за счет переложения части функций по таможенному оформлению и контролю на плечи других государств-участников. Зачастую существовавший ранее порядок таможенного оформления между государствами-участниками ЕврАзЭС служил основой для различного рода махинаций по уходу от таможенного обложения. Так, например, товар поступал в Казахстан по пониженным по сравнению с Россией пошлинам, а после этого ввозился на

4 Договор О Таможенном Союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г.

5 Договор О Таможенном Союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г.

6 РИА Новости http://lenta.ru/ от 27.11.2009.

7 http://tsouz.ru

8 Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 г.

таможенную территорию РФ как товар, произведенный или переработанный в Казахстане, и в этом случае действовали преференции по снижению, а иногда и вообще по освобождению от уплаты таможенных пошлин. Уже с 1 июля 2010 года вступает в силу Таможенный Кодекс таможенного союза и основной пакет нормативно-правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность союза. У России, Белоруссии и Казахстана с этого момента будет единое таможенное пространство.

России, Белоруссии и Казахстану необходимо завершить работу над 16 межправительственными соглашениями и 17 решениями комиссии таможенного союза. Об этом, как передают «Вести», заявил начальник Управления таможенного сотрудничества ФТС России Сергей Коноваленко.9

«Трудности в основном лежат в сфере формирования правовой базы таможенного союза, - говорит Коноваленко. Мы уже подготовили и подписали Таможенный кодекс, на финишной прямой находится протокол с приложениями и дополнениями к этому кодексу. Готовятся 16 межправительственных соглашений и 17 решений комиссии таможенного союза, которые также войдут в его правовую базу»10.

По словам Коноваленко, сейчас ведется активная работа над соглашениями. По 7 соглашениям практически все разногласия убраны. А по оставшимся спорные вопросы урегулированы еще не полностью.

Создание таможенных и экономических объединений всегда благотворно влияло на страны-участники данных объединений вследствие создания благоприятных либеральных условий для торговли между ними, а также создания единой правовой базы, регулирующей эти отношения. Внятная, хорошо предсказуемая правовая основа деятельности таможенных объединений позволяет участникам планировать свою экономическую деятельность, грамотно просчитывать риски и расходы, а также своевременно готовить документацию, необходимую для осуществления внешнеторгового оборота.

Смысл создания таможенного союза не может не внушать позитивного настроения в сфере расширения сотрудничества между странами участниками союза и ЕврАзЭС. Возможно, для устранения таможенных барьеров и расширения экономического сотрудничества придется принять еще не один нормативный документ, но выгода от движения к формированию единого экономического пространства для стран-участников очевидна. По мнению С. Ю. Глазьева, торговая политика - это бесконечные конфликты и борьба за национальные интересы. Однако, проигравших в этой борьбе не бывает, как считает С. Ю. Глазьев. А выигрыш трех стран, вошедших в таможенный союз, будет неизмеримо выше, чем отдельные уступки и компромиссы или тайм-ауты. Речь идет о возможностях повышения в среднесрочной

9 Источник: Росбалт http://www.rosbalt.ru/2010/04/19/729591.html

10 Источник: Росбалт http://www.rosbalt.ru/2010/04/19/729591.html

Проблемы становления таможенного союза стран ЕврАзЭС

39

перспективе темпов экономического роста в 1,5 - 2 раза за счет восстановления кооперации и общего экономического пространства.11

Несмотря на противоречия между странами, преимущества создания таможенного союза понимают даже страны, еще не вступившие в него. Так, власти Киргизии изучают возможность вступления республики в таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии12. С приходом к власти в Украине нового президента снова был поднят вопрос расширения экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Украиной. Однако, по словам Януковича, присоединиться к таможенному союзу украинской стороне не позволяют экономические принципы и законы Всемирной торговой организации (ВТО). «Украина вступила в ВТО. Украина сейчас интегрируется в ВТО. Мы развиваем политику в соответствии с принципами организации. Как участник ВТО, Украина может участвовать в каких-либо таможенных союзах только в том случае, если это не противоречит правилам торговой организации. Россия, Казахстан и Белоруссия членами ВТО не являются» - цитируют Януковича РИА-Новости.13 Но ведь и Российская Федерация не отказалась от своих планов вступить в ВТО, вопрос только в том, как это будет происходить, вместе со странами участниками таможенного союза или поодиночке. К сожалению, единого мнения в этом вопросе нет ни у глав государств, ни у экспертов в области экономики.

Кыргызстан также видит свое будущее в едином таможенном союзе Казахстана, России и Беларуси, заявил 19 апреля этого года журналистам первый заместитель председателя временного правительства Кыргызстана Алмазбек Атамбаев по окончании встречи в Астане с премьер-министром Казахстана Каримом Масимовым14.

В настоящее время складывается интересная ситуация с точки зрения правового регулирования отношений в таможенном союзе. Так, в целях развития чисто экономических интересов принимаются все новые нормативные акты, которые зачастую не в полной мере отражают мнения стран-участниц, которые носят в основном чисто декларативный характер и вызывают неувязки, как в области дефиниций, так и в области исполнения принятых решений. Так, например, в Таможенном кодексе ТС появилось, наконец, определение таможенной пошлины, но исчезло такое понятие как таможенный режим, существовавшее ранее в Таможенном кодексе РФ, да и само понятие таможенной процедуры, заменившей таможенный режим прописано не очень внятно15. А это основной документ, определяющий

11 Российская газета http://www.rg.ru/2010/04/21/tamojnya.html

12 http://news.mail.ru/politics/3111903/

13 Янукович отказался присоединять Украину к Таможенному союзу http://lenta.ru/news/2010/04/27/ impossible/

14 Комсомольская правда http://kp.by/online/news/653642/

15 Таможенный кодекс Таможенного союза ст. 4.

дальнейшее функционирование всех государственных структур государств-участников ТС.

Что и говорить о документах, регулирующих более конкретные правоотношения. По утверждению С. Ю. Глазьева, на самом деле все идет по плану, который был утвержден президентами России, Белоруссии и Казахстана в 2007 году. В соответствии с ним уже с 1 января 2010 года был введен в действие Единый таможенный тариф и единая система нетарифного регулирования, а также унифицированы и введены в действие технологии санитарного, фитосанитарного и ветеринарного контроля. Делаются шаги для сближения основных технических регламентов и стандартов друг друга.

А с 1 июля 2010 года начнет действовать единый Таможенный кодекс, который в Минске подписали президенты трех стран. С его введением будет устранено таможенное оформление на внутренних границах между нашими государствами.16

Однако декларативный порядок принятия нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность таможенного союза, вызывает большое количество вопросов. Так, когда создание таможенного союза стало реальностью, сразу выяснилось, что у трех стран очень серьезные различия в системе государственного регулирования национальных экономик. Так Казахстан, в частности, выделяется из тройки очень развитыми либеральными отношениями, у него гораздо более развитое таможенное и налоговое законодательство. В Российской Федерации система регулирования экономики носит сравнительно более административно-командный вариант. Администрирование внешней экономики и ее налогообложение, подстройка его под требования партнеров означает для Казахстана серьезный шаг назад.

Россия развивает налогообложение в части НДС по европейской (французской) модели. Для российских предпринимателей это достаточно позитивный момент в экономике, потому что, несмотря на большую ставку в 18%, взимание НДС необременительно и некриминально. В Казахстане правительство пошло по другому пути. НДС в Казахстане не один налог, а совокупность налогов с продаж, налога с оборота и какой-то модели налога на добавленную стоимость.

Конечно, правильнее было бы в течение времени, прошедшего со времени декларирования создания таможенного союза до фактического его введения, планомерно и постепенно подвести порядок налогообложения потенциальных стран-участниц и их таможенное законодательство под один знаменатель. Но, как уже говорилось, вопрос о действительной интеграции стран был поднят только с образованием ЕврАзЭС. Но и с этого времени интеграция затрагивала, прежде всего, экономические аспекты, но никак не правовую базу. Так, сейчас экономисты Казахстана выступают против единых правил таможенного союза, предлагая, в частности, осуществлять плавный

16 http://www.rg.ru/2009/11/30/souz.html

Проблемы становления таможенного союза стран ЕврАзЭС 41

переход Казахстана на европейскую модель НДС в интересах национальных предпринимателей, о необходимости с физическим уходом границы, пока оставить «актуальную границу» в связи сильно отличающимся налогообложением, оставив виртуальную границу.17

Также не вписывается в единое экономическое пространство и Белоруссия. Так, повышение в рамках таможенного союза таможенных пошлин на легковые автомобили до уровня российских и снижение их на отдельные виды автомобилей вызывает противоречия. Так, БелАЗ выступает против таможенных преференций в таможенном союзе для самосвалов с гидромеханической трансмиссией. Об этом сообщил первый заместитель генерального конструктора ОАО «БелАЗ» Олег Степук в г. Жодино на конференции «Перспективы развития карьерного транспорта», передает корреспондент БЕЛТА.18 Далее, совсем непонятна, с точки зрения логики, позиция России в отношении Белоруссии по нефтяным соглашениям. Как сообщало ИА REGNUM Новости, 25 марта 2010 года Белоруссия подала иск против России в Экономический суд СНГ. По мнению официального Минска, взимание Россией пошлины на поставляемую Белоруссии нефть является незаконным, так как обе страны входят в таможенный союз19 и должны соответственно поставлять друг другу товары без взимания каких-либо платежей. В этом аспекте встает вопрос об общности таможенного пространства, если оно действует только в отношении отдельных товаров или стран.

«Свою жизнеспособность докажет только тот союз, который будет основан на равноправии, учете интересов партнеров, следованию букве и духу взятых обязательств», - считает А. Г. Лукашенко. Если так будет, то к этому союзу подтянутся другие страны, с ним будут считаться в мире, предположил президент Белоруссии.20

Таким образом, получается, что опять-таки именно экономические интересы стран заставляют по-разному трактовать правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере внешней экономики. Выявляется непродуманность и несогласованность принятия нормативной базы функционирования таможенного союза, которая требует корректировки прямо на ходу с учетом соблюдения экономических интересов. Либо экономисты изначально не просчитали все позитивные и негативные последствия введения в действие таможенного союза, либо юристы не услышали их доводов и сделали общие правила для стран с различными экономическими механизмами функционирования народного хозяйства. А ведь через несколько месяцев на границе Беларуси и России не будет сотрудников российской таможни.

17 REGNUM http://www.regnum.ru/news/1277643.html

18 Белта http://www.belta.by/ru/belta_news?id=521676

19 REGNUM http://www.regnum.ru/news/1276084.html

20 РИА Новости http://www.rian.ru/politics/20100420/224681254.html

По словам начальника отдела аналитического управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации Ольги Ламм21, таможенники пока работают в пунктах принятия уведомлений, которые размещены на границе России и Беларуси. Сотрудники таможенной службы РФ покинут этот район в связи с очередным этапом развития таможенного союза.

В то же время ситуация на российско-казахстанском участке немного другая. Таможня продолжит работать на этой границе. Президенты России и Казахстана дали поручения соответствующим ведомствам доработать документы, которые касаются оценочных таможенных норм. Их количество необходимо уменьшить. Именно после этого таможня постепенно покинет и российско-казахстанскую границу.

Наиболее острой проблемой таможенного союза является единый тариф, так как поступления от таможенных пошлин - одна из главных статей доходов государственных бюджетов. Кроме того, входящие в таможенный союз страны имеют разную по своей структуре экономику. В России и Белоруссии выше, чем в Казахстане, доля обрабатывающих производств, поэтому отмена ввозных пошлин на многие промышленные товары для них неприемлема. В России, например, существует производство легковых автомобилей и авиационной техники, и открыть свой рынок перед конкурентами она не может. Кроме того, Россия располагает самой крупной экономикой, на долю которой приходится 3/4 валового внутреннего продукта стран СНГ, поэтому ее голос более весом.

По введению единого таможенного тарифа Белоруссии и Казахстану пришлось пойти на уступки России, в результате чего он на 92% соответствует уровню ставок российских таможенных пошлин. Как следствие, Белоруссия и Казахстан будут вынуждены повысить ставки на значительную часть импортируемых товаров, тогда как Россия примерно на 1% понизит их. Впрочем, часть пошлин, введенных для защиты внутреннего рынка в период кризиса, будет пересмотрена и, возможно, отменена.

Кроме того, все участники таможенного союза пока сохранят за собой право пользоваться такими методами регулирования, как проведение антидемпинговых расследований и начисление дополнительных платежей к импортной ставке единого таможенного тарифа на определенный вид товара.

Другой ключевой вопрос - распределение таможенных сборов. В соответствии с макроэкономическими пропорциями участников союза Россия хотела бы получить 87% суммы всех импортных пошлин. Однако, Белоруссия и Казахстан требуют компенсации за те потери, которые принесет им повышение тарифных барьеров, и окончательно этот вопрос пока не решен. Вообще экономический эффект от создания таможенного союза для разных стран будет неодинаковым. Первоначально основными выгодами сможет воспользоваться Россия, промышленность которой получит новые рынки сбыта.

21 Белта http://www.belta.by/ru/belta_news?id=516932

Проблемы становления таможенного союза стран ЕврАзЭС 43

По словам президента Казахстана Н. Назарбаева, финансовый эффект от создания таможенного союза оценивается в 400 млрд. долл. для России и 16 млрд. долл. - для Белоруссии и Казахстана. Тем не менее, они также рассчитывают на позитивный эффект. Белоруссия, например, планирует восстановить сократившийся в этом году почти наполовину экспорт в Россию, а также рассчитывает на отмену импортных пошлин, которыми с 2007 года облагаются поставляемые в республику из РФ энергоносители. По оценкам экономистов, к 2015 году общий эффект от создания таможенного союза для его участников может составить до 15% прироста ВВП.22

Наиболее пострадавшей от создания таможенного союза страной будет Казахстан, который по большинству импортных товаров имел более низкие ставки пошлин. С началом действия единого таможенного тарифа в республике подорожает одежда, сельскохозяйственная продукция, фармацевтика, косметика, парфюмерия, строительные материалы, спортивный инвентарь, авиатехника, автомобили, электрооборудование, сотовые телефоны и многое другое.

При этом ставки таможенных пошлин на одежду увеличатся в 1,5 - 3 раза, стоимость наручных часов - на 20%, электрооборудования - на 5 - 10%. Все это вызывает тревогу предпринимателей, работающих в сегменте торговли товарами массового потребления. Однако ощутимую выгоду получит промышленность, которая сможет по льготным ценам получать из России сырье и поставлять свою продукцию на огромный российский рынок.

Нерешенным вопросом остается присоединение стран-участниц таможенного союза к ВТО. Сначала все три страны решили вступать в нее единым блоком, а затем, столкнувшись в ходе переговоров с существенными трудностями, - отдельно, но на общих условиях. При этом Казахстану предстоит провести ряд дополнительных переговоров, поскольку Россия добилась от ВТО более благоприятных условий, и за основу будут приняты именно они. Белоруссия же, которая находится в самой начальной стадии переговоров с ВТО, по-видимому, сразу примет за основу достигнутые Россией договоренности. При этом в Европе появление на её восточных границах нового интеграционного объединения никакого энтузиазма не вызывает, ибо в результате возможности Запада влиять на экономическую политику участников таможенного союза заметно снижаются.

22 Структура экспорта РФ, структура импорта РФ, Импорт и экспорт РФ // Государственный комитет статистики РФ - (www.gks.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.