Научная статья на тему 'Таможенный союз как основа межгосударственной интеграции на постсоветском пространстве'

Таможенный союз как основа межгосударственной интеграции на постсоветском пространстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1069
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / CUSTOMS UNION / ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / CUSTOMS LAWS / ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА / CUSTOMS / МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕЖБЮДЖЕТНЫЙ ТРАНСФЕРТ / INTERNATIONAL INTER-BUDGET TRANSFERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артемов Н. М.

В статье рассматриваются понятие, сущность и функции Таможенного союза ЕАЭС. Особое внимание автором обращается на вопросы, приобретшие важность в условиях функционирования этого союза, связанные с перераспределением таможенных платежей. Автором проводится сравнительно-правовое исследование механизмов распределения ввозных таможенных пошлин, в результате которого выделяются основные модели распределения ввозных таможенных пошлин и их классификации. Раскрывается понятие международного межбюджетного трансферта, объективно возникающего в условиях действующей модели распределения ввозных таможенных пошлин в Таможенном союзе ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the concept, essence and function of EAEC Customs Union. Particular attention is paid to questions that have acquired importance in the conditions during the functioning of this Union, which are associated with the redistribution of customs duties. The author conducts a comparative law research of mechanisms of distribution of customs duties, which resulted in the model highlights the main distribution of customs duties and their classification. The notion of international intergovernmental transfers is explained by objectively occurring under the current model of distribution of customs duties in the Customs Union EAEC.

Текст научной работы на тему «Таможенный союз как основа межгосударственной интеграции на постсоветском пространстве»

__ ВВОИТИН

30 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

Николай Михайлович АРТЕМОВ,

доктор юридических наук, профессор кафедры финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ КАК ОСНОВА МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье рассматриваются понятие, сущность и функции Таможенного союза ЕАЭС. Особое внимание автором обращается на вопросы, приобретшие важность в условиях функционирования этого союза, связанные с перераспределением таможенных платежей. Автором проводится сравнительно-правовое исследование механизмов распределения ввозных таможенных пошлин, в результате которого выделяются основные модели распределения ввозных таможенных пошлин и их классификации. Раскрывается понятие международного межбюджетного трансферта, объективно возникающего в условиях действующей модели распределения ввозных таможенных пошлин в Таможенном союзе ЕАЭС.

Ключевые слова: таможенный союз, таможенное законодательство, таможенная пошлина, международный межбюджетный трансферт.

The article discusses the concept, essence and function of EAEC Customs Union. Particular attention is paid to questions that have acquired importance in the conditions during the functioning of this Union, which are associated with the redistribution of customs duties. The author conducts a comparative law research of mechanisms of distribution of customs duties, which resulted in the model highlights the main distribution of customs duties and their classification. The notion of international intergovernmental transfers is explained by objectively occurring under the current model of distribution of customs duties in the Customs Union EAEC.

Keywords: customs union, customs laws, customs, international inter-budget transfers.

29 мая 2014 года лидеры Белоруссии, России и Казахстана подписали договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Данный шаг знаменует собой новую веху в развитии межгосударственных отношений на постсоветском пространстве. Как отметил Президент Российской Федерации В. В. Путин: «Договор имеет действительно эпохальное, историческое значение, открывает самые широкие перспективы для развития экономик и повышения благосостояния граждан наших стран»1. ЕАЭС предполагает свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также проведение согласованной политики в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве и транспорте.

© Н. М. Артемов, 2014 1 http://www.rg.ru/2014/05/29/dogovor-site.html

ТУШЕЮЗЕИРШИТРВТт3/^ Таможенный союз как основа межгосударственной интеграции

имени о.е. Кутафина (мпоа] на постсоветском пространстве

В то же время необходимо понимать, что подписание договора — это лишь первоначальный этап. В ближайшем будущем (к 2020 году) предстоит создать единый финансовый регулятор. Кроме того, потребуется пересмотреть многие положения внутреннего законодательства государств-членов ЕАЭС с тем, чтобы привести нормы, регулирующие финансовые отношения к единому знаменателю. Гармонизации подвергнутся нормы налогового, валютного, банковского и иных отраслей законодательства.

Логичным итогом межгосударственной интеграции в рамках Единого экономического пространства должен стать валютный союз, предполагающий не только проведение согласованной валютной политики, но и функционирование единой валюты. Пока же это, скорее, относится к отдаленной перспективе развития ЕАЭС.

Как бы то ни было краеугольным камнем, заложившим фундамент будущего ЕАЭС, стал именно Таможенный союз. Финансовый успех Таможенного союза, позволивший увеличить взаимную торговлю между государствами-участниками почти в 50 раз, позволил России, Белоруссии и Казахстану поднять вопрос о дальнейшем расширении межгосударственного сотрудничества.

В науке выделяются следующие формы государственной интеграции:

1) секторальная интеграция — состоит в устранении барьеров только в одном секторе экономики;

2) зона свободной торговли — государства-участники устраняют барьеры в торговых отношениях между собой, но оставляют за собой право определять таможенную политику в отношении к третьим странам;

3) таможенный союз — более глубокая форма интеграции, сопровождающаяся не только устранением препятствий в торговых отношениях между собой, но также и проведением согласованной таможенной, таможенно-тарифной и иной политики, касающейся внешнеэкономических отношений с третьими странами;

4) общий рынок, предполагающий свободное перемещение рабочей силы, капитала и т.д.;

5) экономический союз — включает в себя помимо всего прочего проведение общей налоговой, валютной, ценовой политики, предполагает единую платежную систему;

6) политический союз — имеет единые органы управления, выступающие от имени государств, входящих в такой союз.

Как указывает А. С. Автономов, в рамках ГАТТ/ВТО были выработаны четкие критерии таможенного союза:

— во-первых, наличие единой таможенной территории;

— во-вторых, установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран (стран, не входящих в таможенный союз);

— в-третьих, введение свободного обращения товаров внутри таможенного союза; ^

— в-четвертых, функционирование единой таможенной службы2. К

Проведенный анализ понятия, сущности, и функций Таможенного союза позволяет Н

выделить следующие его характерные черты: "О

1) Таможенный союз представляет собой форму межгосударственной интеграции — в него входят несколько независимых государств, которые на основе консенсу- И са вырабатывают единые направления таможенной и таможенно-тарифной политики,

осуществляют единое регулирование данных направлений; X

т п

Н

2 Автономов А. С. Политические и правовые рамки таможенного союза России, Казахстана и ^

Белоруссии // Правовые вопросы Евразийского таможенного союза : сб. М., 2012. С. 30. НАУКИ

__ ввоинин

32 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

2) предусматривает наличие единой таможенной территории, что означает отсутствие таможенных (но не государственных) границ между государствами-участниками и общую таможенную границу с третьими странами;

3) наличие единого таможенного тарифа (импортного или одновременно импортного и экспортного);

4) не предполагает единого налогового и валютного регулирования — это происходит в рамках единого экономического пространства;

5) наличие наднациональных органов таможенного и таможенно-тарифного регулирования;

6) двухуровневую систему таможенного и таможенно-тарифного регулирования — в таможенном союзе регулирование таможенных и таможенно-тарифных правоотношений осуществляется как наднациональными, так и национальными органами;

7) разработанные методики распределения таможенных платежей между бюджетами государств-участников.

В международной практике таможенные союзы с разной степенью успеха применяются давно. Например, в работах дореволюционных представителей науки финансового права мы находим упоминание о Германском таможенном союзе (за исключением Гамбурга и Бремена)3.

Таможенный союз также стал основой формирования единого европейского экономического пространства в рамках Европейского союза. 1 июля 1968 года Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург ввели единый таможенный тариф для третьих стран, в отношение же между указанными странами таможенные платежи были отменены — это стало отправной точкой в создании ЕС.

Помимо этого в настоящее время действуют и другие таможенные союзы:

1) Андский таможенный союз, действующий с 1995 года в рамках Андского сообщества (действует с 1969 года, в состав входят Боливия, Колумбия, Перу и Эквадор. Ранее в него также входили Чили (до 1976 года) и Боливия (до 2011 года));

2) Бенилюкс — действует с 5 сентября 1944 года, в состав входят Бельгий, Люксембург, Нидерланды;

3) Восточноафриканское сообщество — формально создано в 1967 году, было расформировано в 1977 году и возрождено 7 июля 2000 года. В состав входят Бурунди, Кения, Руанда, Танзания и Уганда;

4) Меркосур — основан в 1991 году, таможенный союз в рамках Меркосур начал действовать с 1 января 1995 года. Государства-участники Меркосур — Аргентина, Бразилия, Уругвай, Венесуэла и Парагвай;

5) Южноафриканский таможенный союз — формально образован в 1910 году, в настоящее время действует на основании переутвержденного в 1969 году Соглашения о таможенном союзе. Государствами-участницами являются ЮАР, Ботсвана, Лесото, Свазиленд, Намибия;

6) Экономическое сообщество стран Центральной Африки — образовано в 1994 году, государства-участники: Ангола, Бурунди, Камерун, Центральноафриканская Республика, Республика Конго, Демократическая Республика Конго, Габон, Экваториальная Гвинея, Сан-Томе и Принсипи, Чад.

7) Экономическое сообщество стран Западной Африки — образовано 28 мая 1975 года, в состав входят пятнадцать государств: Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кот-д'Ивуар, Кабо-Верде, Либерия, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того. В настоящее время находится на стадии формирования зоны свободной торговли.

См., например: Львов Д. М. Курс финансового права. Казань, 1887. С. 410.

Артемов Н. М. а-%а-\

ТУШЕЮЗЕИРШИТРВТт3/^ Таможенный союз как основа межгосударственной интеграции 3^3^

имени о.е. Кутафина (мпоа] на постсоветском пространстве

Как отмечает О. Ю. Бакаева: «Некоторые из таможенных союзов, созданных де-юре, не существуют де-факто: например, Восточно-Африканское сообщество и Экономическое сообщество центрально африканских государств»4.

По данным ВТО на сегодняшний день в мире насчитывается 15 таможенных со-юзов5.

Как отмечает К. Геррманн: «Географически таможенные союзы прежде всего действуют в Европе, в Центральной и Южной Америке, Центральной и Южной Африке, а также на Аравийском полуострове. Азиатский регион, Северная Америка, а также Средний Восток и Северная Африка существенно отстают в этом отношении»6.

Анализ всех вышеуказанных союзов показывает, что таможенный союз может:

1) вести к образованию единого экономического пространства с последующим образованием единого федеративного государства (как было в случае с Германией, и как фактически происходит в настоящее время в ЕС);

2) приводить к упрощению таможенных процедур и образованию де-юре единого экономического пространства между государствами-участниками (которое не всегда становится единым де-факто);

3) заканчиваться подписанием Соглашений, которые не ведут ни к каким реальным последствиям.

Как определяется в ст. 1 Договора от 06.10.2007 «таможенный союз» — это форма торгово-экономической интеграции Сторон, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом Стороны применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

С момента создания единой таможенной территории Стороны не применяют во взаимной торговле таможенные пошлины, количественные ограничения и эквивалентные им меры.

В то же время ничто не препятствует Сторонам применять во взаимной торговле специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, а также запреты и ограничения импорта или экспорта, необходимые для защиты общественной морали, жизни или здоровья человека, животных и растений, охраны окружающей природной среды и защиты культурных ценностей, при условии, что такие запреты и ограничения не являются средством неоправданной дискриминации или скрытым ограничением торговли.

По данным А. С. Автономова: «В 1988 г. доля межреспубликанского вывоза продукции внутри СССР составляла от 85% (Узбекистан и Украина) до 98% (Армения). ^ Другими словами, значительный объем производимой продукции поставлялся из одних К союзных республик в другие внутри СССР, и лишь небольшая часть (от 2 % до 15 %) шла на экспорт. Исключение составляла Россия, которая в 1988 г. из всей вывезенной о

продукции 32% поставила на экспорт, а 68 % направила в другие союзные республики»7. й

и

Е

4 Таможенное право : учеб. пособие / отв. ред. О. Ю. Бакаева. М., 2012. С. 16. и

5 См.: Гзррманн К. Признание таможенного союза в ГАТТ // Правовые вопросы Евразийского т

таможенного союза : сб. М., 2012. С. 69.

л

6 Указ. соч. С. 70. О

7 Указ соч. С. 30—31. НАУКИ

4/2014

>

л ввоинин

34 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

Как отметил Президент Российской Федерации Д. А. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию 2010 года: «В результате снятия барьеров для взаимной торговли рынок беспрепятственного сбыта российской продукции, по самым скромным оценкам экспертов, расширен на 20 процентов. Объём торговли в рамках Таможенного союза уже увеличился на треть. На рынках его стран-участниц формируется общая конкурентная среда, создаются новые рабочие места. Эффективнее используется транзитный потенциал. У предпринимателей появляются лучшие условия для выхода на международные рынки»8.

По замечанию А. В. Зверева: «Интеграция позволит получить существенный прирост ВВП к 2015 г. По подсчетам президента Казахстана Н. Назарбаева — «в размере свыше 15%». Уже сейчас экономический эффект от создания таможенного союза оценивается для России в 400 млрд долларов (16,8% ВВП), для Белоруссии и Казахстана — более чем в 16 млрд долларов (16,1% и 14, 7% ВВП, соответственно)»9.

Сам же Президент Казахстана Н. Назарбаев заявил, что «Россия и Беларусь являются естественным рынком для сбыта казахстанских товаров. Кроме того, благодаря Таможенному союзу, здесь создаются совместные предприятия, рабочие места, увеличивается продукция машиностроения»10.

Между тем оценка Таможенного союза со стороны Белоруссии не столь однозначная. Так, например, Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко неоднократно обвинял Россию в протекционизме. По его словам: «Россия пытается ... защитить своих товаропроизводителей, в том числе производителей сельхозтехники, что недопустимо в Таможенном союзе, коль мы действительно пытаемся построить еще более тесный союз. Но надо понять и Россию: своя рубашка ближе к телу»11.

Аналогичным образом и белорусские представители юридической науки подвергают Таможенный союз критике. Например, Т. В. Телятицкая считает, что «шум, поднятый вокруг Таможенного союза, абсолютно не соответствует его нынешней значимости. Проблемы, возникающие при его построении, являются обострением давно существующих противоречий относительно условий поставок нефти и газа в Беларусь»12.

Суммируя основные белорусские претензии к таможенному союзу, можно выделить следующее:

1) Россия «вывела нефть за рамки Таможенного союза»13;

11

РГ. 2010. № 271.

Зверев А. В. Политическое значение Евразийского таможенного союза Германии и Европейского Союза // Правовые вопросы Евразийского таможенного союза : сб. М., 2012. С. 13.

См.: Назарбаев: Казахстан должен закалиться в Таможенном союзе [Электронный ресурс]. Электрон. дан. ТЫаМс, 2014. Режим доступа: http://total.kz/economics/2012/12/02/nazarbaev_ kazahstan_dolzhen_zaka, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.

Лукашенко обвинил Россию в протекционизме в рамках Таможенного союза [Электронный ресурс]. Электрон. дан. ИА РЕОШМ, 2014. Режим доступа: http://regnum.ru/news/economy/ 1662493.html#ixzz2UZPsOVmF, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.

Телятицкая Т. В. Таможенный кодекс таможенного союза России, Беларуси и Казахстана: Взгляд из Минска // Правовые вопросы Евразийского таможенного союза : сб. М., 2012. С. 135—136. Данный автор также придерживается той точки зрения, что «одной из основных целей вовлечения Беларуси в Таможенный союз для России является стремление вынести протекционистские барьеры за свои границы и укрепить положение некоторых своих товарных групп на рынках стран-участниц союза». Указ. соч. С. 136.

При решении вопроса о ратификации ТК ТС Президент Российской Федерации Д. А. Медведев «предложил господину Лукашенко ратифицировать договор о ТК ТС вне связи с вопросом взимания РФ экспортных пошлин на нефть, а вопрос о пошлинах решить "в двустороннем порядке"». См.: Сапожков О. Понедельник начнется в четверг // Коммерсантъ. 2010. 18 июня.

10

12

Артемов Н. М.

Таможенный союз как основа межгосударственной интеграции имени о.е. Кутафина (мпоа] на постсоветском пространстве

2) слишком быстрая интеграция;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) российский протекционизм.

Говоря о реальных цифрах, следует отметить, что объем взаимной торговли между странами таможенного союза за 2012 год составил 68582,2 млн долларов США, что больше аналогичного показателя 2011 года на 8,7%

Объем взаимной торговли для каждой из стран ТС составил:

1) Республика Беларусь: 2011 год 15 182,9 млн долларов США, 2012 год — 17 090,0 млн долларов США, т.е. увеличился на 12,6 %;

2) Казахстан: 2011 год — 7 103,3 долларов США, 2012 год — 6 837,8, т.е. снизился на 3,7 %;

3) Российская Федерация: 2011 год — 40 814,7 млн. долларов США, 2012 — 44 654,4 млн. долларов США. Таким образом, показатель увеличился на 9,4 %.

По отношению к 2011 году:

1) экспорт товаров из Республики Беларусь в Республику Казахстан увеличился на 19,6 %, в Российскую Федерацию — 12,2%;

2) экспорт товаров из Республики Казахстан в Республику Беларусь сократился на 13, 7%, в Российскую Федерацию — на 3,6%;

3) экспорт из Российской Федерации в Республику Беларусь увеличился на 8,1 %, в Республику Казахстан — на 22,6%.

Причем, как показывает статистика, большую ориентированность на рынок стран ТС имеет именно Белорусская Республика14.

Как бы то ни было, в настоящее время все три страны—участницы Таможенного союза достигли принципиальной договоренности о расширении интеграции.

Особую важность в условиях функционирования Таможенного союза приобретают вопросы, связанные с перераспределением таможенных платежей.

В соответствии с п. 1 ст. 84 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные пошлины, налоги уплачиваются (взыскиваются) в государстве — члене Таможенного союза, таможенным органом которого производится выпуск товаров, за исключением товаров, выпущенных в таможенной процедуре таможенного транзита, или на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу. В случае применения процедуры транзита обязанность по уплате таможенных пошлин, по общему правилу, возникает в государстве-члене Таможенного союза, таможенный орган которого выпустил товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Действующая модель распределения экспортных таможенных пошлин, НДС, акцизов и таможенных сборов не вызывает каких бы то ни было вопросов:

1) экспортные таможенные пошлины зачисляются в бюджет того государства из которого происходит экспорт;

2) внешние НДС и акцизы зачисляются в бюджет страны импортера; в

3) таможенные сборы подлежат зачислению в бюджет того государства, тамо- К женные органы которого осуществляют соответствующие действия в пользу платель- О щика.

В отношении же ввозных таможенных пошлин действует более сложный механизм. Ввозные таможенные пошлины зачисляются и распределяются в соответствии с И

порядком, определяемом Соглашением об установлении и применении в Таможенном

Ч

--гп

14 См.: Взаимная торговля товарами государств-членов Таможенного союза и Единого экономи- К

ческого пространства за 2012 год. Статистический бюллетень [Электронный ресурс]. Элект- Й

рон. дан. Евразийская экономическая комиссия, 2013. Режим доступа: http://www.tsouz.ru/db/ ^ stat/pbl/Documents/Int_2012.pdf, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.

__ ввсвдпее

36 втктар юридичтской науки

союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), заключенном в Санкт-Петербурге 20.05.201015.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Соглашения от 20.05.2010 ввозные таможенные пошлины подлежат зачислению в национальной валюте на единый счет уполномоченного органа той Стороны, в которой они подлежат уплате в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, в том числе при взыскании ввозных таможенных пошлин в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза. Под уполномоченным же органом для целей данного Соглашения понимается государственный орган Стороны, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета этой Стороны. В Российской Федерации, Казахстане и Белоруссии таким органом является Казначейство.

Единый счет Казначейства открывается в национальном (центральном) банке либо в уполномоченном органе, имеющем корреспондентский счет в национальном (центральном) банке, для зачисления и распределения поступлений между бюджетами данной Стороны. Помимо этого в центральном банке одной стороны открываются счета в валютах других стран-участниц Таможенного союза. Так, например, в Национальном банке Республики Беларусь открыты счета в тенге и российских рублях для зачисления сумм распределенных пошлин от государств-участников ТС16. Аналогичным образом в Банке России были открыты счета в белорусских рублях и тенге, в Национальном банке Республики Казахстан — счета в российских и белорусских рублях. Распределение сумм ввозных таможенных пошлин происходит на счета бюджета соответствующей страны и счета в иностранной валюте других стран-участниц Таможенного союза, с которых они впоследствии перечисляются на счета центрального банка страны, которой причитаются суммы ввозных таможенных пошлин.

На единых счетах Казначейства учитывают следующие виды поступлений:

— суммы поступлений (возвратов) ввозных таможенных пошлин на едином счете уполномоченного органа;

— суммы распределенных ввозных таможенных пошлин, перечисленные на счета в иностранной валюте других Сторон;

— суммы зачисленных в бюджет Стороны доходов от распределения этой Стороной сумм ввозных таможенных пошлин;

— суммы ввозных таможенных пошлин, поступивших в бюджет Стороны от других Сторон;

— суммы поступивших в бюджет Стороны процентов за просрочку, установленных настоящим Соглашением;

— суммы распределенных ввозных таможенных пошлин, перечисление которых на счета в иностранной валюте других Сторон приостановлено.

При этом все вышеуказанные поступления обособленно отражаются в отчете об исполнении бюджета каждой из Сторон.

СЗ РФ. 2010. № 40. Ст. 4990. Далее также — Соглашение от 20.05.2010.

Бровка Г. М. Республика Беларусь в таможенном союзе: проблемы, перспективы // Правовые вопросы Евразийского таможенного союза : сб. М. : Инфотропик Медиа, 2012. С. 125. См. также: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь и правления Национального банка Республики Беларусь от 08.12.2005 № 143/171 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения республиканского бюджета и бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по доходам» // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. 2013. № 8/26847.

15

ТУШЕЮЗЕИРШИТРВТт3/^ Таможенный союз как основа межгосударственной интеграции 33Ж

имени о.е. Кутафина (мпоа] на постсоветском пространстве

Суммы ввозных таможенных пошлин распределяются между сторонами Таможенного союза в строго определенных пропорциях, закрепленных в нормативном порядке.

Как отмечают Н. Мамбеталиев и А. Баринов, нормативы распределения ввозных таможенных пошлин были разработаны экспертной группой по направлению «Выработка механизма зачисления и распределения сумм таможенных пошлин, иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие». Указанной группой были произведены расчеты нормативов распределения ввозных таможенных пошлин: как среднее арифметическое значение нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин, рассчитанных двумя способами:

— на основании показателей общего объема импорта из стран дальнего зарубежья за 2007—2008 гг.;

— исходя из стоимостных объемов импорта из стран дальнего зарубежья за 2007—2008 гг. на базе статистических данных ООН по торговле товарами «Комтрейд ООН» в разрезе двузначных групп ТН ВЭД с применением одинаковых расчетных среднеарифметических ставок единого таможенного тарифа (ЕТТ) ТС17.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Соглашения от 20.05.2010 нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин для каждой Стороны устанавливаются в следующих размерах:

Республика Беларусь — 4,70%; Республика Казахстан — 7,33%; Российская Федерация — 87,97%.

В то же время в отношении распределения ввозных таможенных пошлин между Российской Федерацией и Республикой Казахстан действуют иные нормативы. На основании п. 2 ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 28.05.2010 «О применении международных договоров в рамках формирования таможенного союза»18 суммы ввозных таможенных пошлин распределяются в следующих пропорциях:

Республика Казахстан — 7,69%; Российская Федерация — 92,31%.

Указанные цифры действуют только в отношении распределения сумм между Казахстаном и Россией и они не затрагивают сумм, причитающихся Белоруссии.

Первоначально в Соглашении стран СНГ от 20.01.1995 «О Таможенном союзе» предусматривался несколько иной механизм распределения таможенных платежей. Указанный механизм фактически закреплялся в Соглашении между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 06.01.1995 «О Таможенном союзе»19. В данном Соглашении лишь указывалось на то, что «Договаривающиеся Стороны формируют единый Таможенный союз, цели и принципы формирования, механизмы и этапы создания, порядок функционирования которого, а также распределение таможенных пошлин, налогов и сборов, условия введения временных ограничений и тамо- ^ женного контроля определяются Соглашением о Таможенном союзе между Российской К Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года». На основании же п. 1 и 2 О Соглашения от 06.01.1995: "О

1) суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, на товары, происходящие с территории третьей страны, должны были И

Б

--Ч

17 Мамбеталиев Н., Баринов А. Таможенный союз: зачисление и распределение ввозных та- т моженных пошлин // Налоговый вестник. 2011. № 4. С. 68—73 // СПС «КонсультантПлюс». К

18 РГ. 2010. № 142. Й

19 СЗ РФ. 1996. № 45. Ст. 5057. НАУКИ

4/2014

>

__ ввоинин

38 втктор юридичтской науки

вноситься в бюджет государства той Договаривающейся Стороны, которая является страной назначения товара;

2) суммы вывозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, на товары, происходящие с территории третьей страны и вывозимые с территории государства любой Договаривающейся Стороны на территорию государства другой Договаривающейся Стороны, должны были вноситься в бюджет государства той Договаривающейся Стороны, с территории которой данный товар вывозится.

Таким образом, указанными соглашениями предусматривался более простой механизм распределения ввозных таможенных пошлин — по стране назначения товара. Подобный механизм, на наш взгляд, в большей степени отвечал принципу справедливости распределения таможенных пошлин в Таможенном союзе, поскольку он основывался не на абстрактных экономических формулах, а на совершенно объективном факторе — платежи поступали только в бюджет той страны, на территории которой указанный товар впоследствии будет продаваться. Между тем такой порядок распределения таможенных пошлин давал возможность для злоупотреблений в случаях, когда в качестве страны назначения указывалось одно государство, а фактическая реализация происходила в другом.

Основываясь на проведенном сравнительно-правовом исследовании механизмов распределения ввозных таможенных пошлин, можем выделить следующие модели.

В зависимости от полноты зачисления в национальные бюджеты выделяют модели, при которых ввозные таможенные пошлины:

1) полностью распределяются между бюджетами государств-участников таможенного союза;

2) распределяются между бюджетами государств-участников таможенного союза и бюджетом таможенного союза.

Вторая модель предполагает большую финансовую независимость наднациональных органов, первая, соответственно, больший контроль государств в отношении международной организации. Так, в частности, вторая модель реализуется в рамках Европейского союза, в котором страны-участницы обязаны зачислять подавляющую часть ввозных таможенных пошлин в общий бюджет.

В настоящее время Таможенный союз не имеет собственных доходных источников — денежные средства выделяются из бюджетов государств-участниц. Между тем применение подобной модели на данный момент является абсолютно оправданным в связи с тем, что, как предполагается, Таможенный союз будет выступать в качестве переходной модели интеграции на постсоветском пространстве, а впоследствии лишь в качестве одного из условий существования единого экономического пространства. Основная функция Таможенного союза заключается в согласовании основных направлений таможенной и таможенно-тарифной политики между государствами-участницами Таможенного союза — фактически данному образованию не нужны значительные денежные суммы для осуществления своей деятельности (они нужны только для финансового обеспечения аппарата Таможенного союза, организации различного рода встреч, форумов, конференций и т.д.).

Между тем, основываясь на положительном опыте ЕС, в дальнейшем необходимо будет предусмотреть собственные доходные источники ЕврАзЭс, поскольку единое экономическое пространство, являясь более сложной формой интеграции, предполагает проведение согласованной экономической политики и, соответственно, финансирования определенных программ за счет средств бюджета Сообщества.

В зависимости от порядка распределения ввозных таможенных пошлин различают модели, при которых указанные платежи:

1) поступают в бюджет страны назначения товара;

ТУШЕЮЗЕИРШИТРВТт3/^ Таможенный союз как основа межгосударственной интеграции З^^Н

имени о.е. Кутафина (мпоа] на постсоветском пространстве

2) распределяются между бюджетами стран-участниц Таможенного союза в определенных пропорциях. При этом пропорции могут быть как простыми, так и сложными20.

Как мы видим, в условиях Таможенного союза, предусматривающего усложненный порядок распределения и зачисления таможенных платежей, ввозные таможенные пошлины, как разновидность доходов государственного бюджета, могут быть разделены на два вида:

1) ввозные таможенные пошлины, уплаченные в связи с ввозом товаров на территорию данного государства и зачисленные в бюджет указанного государства после распределения между бюджетами стран-участниц Таможенного союза;

2) суммы ввозных таможенных пошлин, перечисленные государственными органами других стран—участниц Таможенного союза в связи с выполнением международных соглашений.

Последний платеж по своей сути представляет собой разновидность международного межбюджетного трансферта.

Первый и второй вид таможенных платежей, как разновидности доходов государственного бюджета, значительно отличаются друг от друга. Отличительные особенности второго вида платежа заключаются в том, что:

1) он уплачивается декларантом в связи с ввозом товаров на территорию одного государства, но является доходом другого государства;

2) в процессе его администрирования как дохода бюджета участвуют государственные органы разных стран, а при определенных обстоятельствах (в случае нарушения одной стороной условий международных соглашений) участником может выступать также и международная организация — Таможенный союз (который, в частности, принимает решение о возобновлении перечисления сумм ввозных таможенных пошлин, что является основанием для перечисления указанных платежей из бюджета одного государства в бюджет другого государства);

3) он перечисляется в связи с выполнением условий международных соглашений;

4) порядок администрирования данного вида таможенных пошлин как разновидности доходов госбюджета определяется на основании норм международного публичного и финансового права (а еще точнее — его подотрасли — бюджетного права).

В соответствии со ст. 6 БК РФ межбюджетные трансферты — средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. В результате их предоставления возникают межбюджетные отношения. Как определяет Н. И. Химичева, межбюджетные отношения — это «взаимоотношения между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями в лице соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса»21. В в

свою очередь, все в той же ст. 6 БК РФ закрепляется следующее определение межбюд- К

жетных отношений: это «взаимоотношения между публично-правовыми образования- Н

ми по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осущест- о

вления бюджетного процесса».

Таким образом, можно говорить о том, что международный межбюджетный транс- И

ферт — это средства, предоставляемые бюджетом одного государства бюджету другого государства в связи с выполнением международных соглашений. ч

т п

Н

20 В Таможенном союзе ЕврАзЭс применяются простые пропорции. й

21 Финансовое право : учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. М., 2009. С. 212. НАУКИ 4/2014

ввошаин

40 втктор юридичтской науки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Международный межбюджетный трансферт, объективно возникающий в условиях действующей модели распределения ввозных таможенных пошлин в Таможенном союзе, представляет собой форму межбюджетных отношений более высокого порядка, поскольку в данном случае имеют место межбюджетные отношения трех независимых, суверенных государств.

Рассматриваемый международный межбюджетный трансферт предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основах. Также можно говорить о том, что он предоставляется на безусловных началах, поскольку не содержит условий дальнейшего использования поступивших денежных средств. Фактически единственным условием предоставления международного межбюджетного трансферта является соблюдение условий международных соглашений, в связи с которыми и происходит распределение денежных средств — как нами уже было рассмотрено выше, в случае неперечисления или неполного перечисления сумм ввозных таможенных пошлин, государство, которому указанные средства не были перечислены или были перечислены не в полном объеме, может приостановить перечисление ввозных таможенных пошлин государству-нарушителю. В этом заключается еще одно отличие международного межбюджетного трансферта от трансфертов, предоставляемых бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, основной целью которых служит финансовое выравнивания обеспеченности территорий22. Вполне возможно, что впоследствии в связи с наметившимся усилением интеграции государств-участников ЕврАзЭс будут закреплены и иные формы международных межбюджетных трансфертов, которые будут предоставляться на безвозвратной и безвозмездной основе, но для осуществления целевых расходов. В настоящее же время большая часть отношения по предоставлению денежных средств бюджетом одного государства бюджету другого государства, складываются в рамках финансово-правового института государственного кредита.

22 См.: Комягин Д. Л. Бюджетное право России : учебное пособие / под общ. ред. А. Н. Козыри-на. М. : Институт публично-правовых исследований, 2011. С. 130—131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.