Научная статья на тему 'Особенности и противоречия интеграционного сотрудничества на постсоветском пространстве'

Особенности и противоречия интеграционного сотрудничества на постсоветском пространстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
751
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / СНГ / INTEGRATION / INTEGRATION COOPERATION / CUSTOMS UNION / INTEGRATION PROCESSES / FORMER SOVIET UNION / CIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старшинова Наталья Александровна

В статье раскрываются необходимость и объективные основы усиления интеграционных процессов на постсоветском пространстве. В качестве отражения этих процессов исследуется роль Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Автор показывает природу и значение образования Таможенного союза для экономики трех стран. Важным аспектом анализа в статье является характеристика этапов развития интеграционного сотрудничества, направлений совершенствования его правовой базы и проблем, которые возникают на этом пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND CONTROVERSIES OF THE INTEGRATION COOPERATION IN THE POST-SOVIET SPACE

The article reveals the necessity and the objective principles of strengthening integration processes in the former Soviet Union. As a reflection of these processes, the role of the Customs Union of Russia, Byelorussia and Kazakhstan is investigated. The author shows a nature and a meaning of Customs Union formation for the economy of three countries. The main aspect of the article is a characterization of development stages in integration cooperation, of improving its legal framework directions and the description of the problems, which sprung up on this way.

Текст научной работы на тему «Особенности и противоречия интеграционного сотрудничества на постсоветском пространстве»

УДК 339.972

Н. А. Старшинова

Кемеровский технологический институт пищевой промышленности пр. Строителей, 47, Кемерово, 650056, Россия E-mail: star_na@rambler.ru

ОСОБЕННОСТИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ИНТЕГРАЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье раскрываются необходимость и объективные основы усиления интеграционных процессов на постсоветском пространстве. В качестве отражения этих процессов исследуется роль Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Автор показывает природу и значение образования Таможенного союза для экономики трех стран. Важным аспектом анализа в статье является характеристика этапов развития интеграционного сотрудничества, направлений совершенствования его правовой базы и проблем, которые возникают на этом пути.

Ключевые слова: интеграция, интеграционное сотрудничество, таможенный союз, интеграционные процессы, постсоветское пространство, СНГ.

Одной из важнейших закономерностей развития международных экономических связей в современных условиях является усиление интеграционных процессов в различных регионах мира. Преимущества интеграции, порожденные объединением экономических потенциалов стран, обусловили широкое распространение данного явления, в том числе и среди стран с переходной экономикой. Двадцатилетие, прошедшее после распада Советского Союза, позволяет на основе анализа тенденций интеграционного сотрудничества на постсоветском пространстве обосновать особенности и противоречия этого процесса.

Распад СССР весьма болезненно отразился на экономике выделившихся стран. Из двукратного падения объема промышленного производства около половины объясняется разрывом хозяйственных связей, который был обусловлен возникновением государственных границ и барьеров на пути движения товаров, людей и капитала. Устранить эти барьеры, восстановить старые и активизировать строительство новых связей, обеспечить повышение общего уровня благосостояния народов как раз и призвана интеграция.

После получения суверенитета в результате распада СССР страны неизбежно приходят к новому витку взаимоотношений, знаменующих интеграционное сотрудничество. Постсоветское пространство в плане состояния и перспектив развития интеграционных процессов имело свои особенности. Они вытекали не только из нашей общей истории и соответствующих народнохозяйственных связей, но и характера уже сложившихся в постсоветский период межгосударственных отношений. Государствам пришлось выстраивать совершенно новую стратегию торгово-экономического сотрудничества, в значительной степени восстанавливать разорванные связи и создавать принципиально новые механизмы взаимодействия, которые соответствовали бы современным геополитическим реалиям.

Первым объединением стран на постсоветском пространстве стало Содружество Независимых Государств (СНГ), которое было образовано 8 декабря 1991 г. Начался процесс формирования качественно новых межгосударственных отношений, налаживания равноправного взаимовыгодного сотрудничества. В то же время в этих странах продолжают накапливаться недовольства и претензии к СНГ как региональному объединению государств, поскольку в его рамках не удается достичь серьезного успеха в экономическом взаимодействии. По сути, в СНГ изначально наметился определенный разрыв между реальной практикой и завышенными ожиданиями в отношении провозглашенных целей и задач. В учредительных докумен-

1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2011. Том 11, выпуск 4 © Н. А. Старшинова, 2011

тах СНГ не были определены полномочия между этим образованием и отдельными республиками, поэтому Содружество стало восприниматься не как общая структура с обязательствами по совместным политическим и экономическим действиям, а как форма добровольного сотрудничества, где отсутствует система ответственности за выполнение принятых обязательств.

Представляется, что главная особенность для всех стран СНГ состояла в том, что реформаторская экономическая политика осуществлялась параллельно с утверждением новой национальной государственности, которая вертикально затрагивала все уровни социально-экономической жизни общества. При этом нельзя не отметить, что становление сотрудничества в рамках Содружества происходило на фоне социально-экономического кризиса, национально-государственного размежевания, формирования самостоятельных рыночных хозяйств.

В Содружество входят государства, находящиеся на самых разных этапах перехода от централизованно управляемой экономики к рыночной. Реальностью являются значительные расхождения не только в темпах реформирования национальных хозяйств, но и в уровнях их развития и структуре производства. Это обстоятельство существенно сужает возможность достаточно быстрого воплощения идей по созданию реально интегрированного регионального экономического пространства.

В настоящее время СНГ - это политическое образование, теоретически позволяющее сблизить и согласовать интересы государств-участников, но отнюдь не эффективное экономическое сообщество. Сегодня в СНГ введены единая пассажирская декларация, единая форма грузовой таможенной декларации, единые нормы перемещения товаров через границу. 9 июня 2011 г. в Иркутске на 53-м заседании Совета руководителей таможенных служб государств-участников СНГ было принято решение об утверждении Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ на основе 5-й декларации Гармонизированной системы описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации о создании Международных курсов повышения квалификации специалистов-кинологов таможенных служб; рассмотрена Концепция профильной подготовки кадров для таможенных служб госу-дарств-участников СНГ на базе Российской таможенной академии на период до 2015 г. Все это показывает на сближение таможенных систем стран, входящих в СНГ.

Тенденции к интеграции выступают объективным, закономерным процессом. Однако продвижение по пути интеграции от одного этапа к другому должно быть подготовлено с политической, правовой, экономической, организационной и социальной стороны. Центробежные тенденции, проявившиеся за почти двухдесятилетний период существования СНГ, определили необходимость более строгого и взвешенного подхода к декларированию положений о новом уровне интеграции.

На наш взгляд, при всех его недостатках, СНГ не позволило разрушить определенный пласт экономических и технологических связей между предприятиями разных стран и заложило основы для укрепления отношений между субъектами и странами, которые стремились и были готовы к новому витку интеграционного взаимодействия. В этих условиях возникает идея о разноуровневой интеграции, которая на практике воплотилась в учреждении в 2000 г. Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Оно стало свидетельством единства политической воли руководителей пяти государств, которые заявили о стремлении решительно продвигаться по пути взаимного многопланового сотрудничества и реальной экономической интеграции.

Истекшее десятилетие показало востребованность и жизненную силу ЕврАзЭС. За эти годы была создана фундаментальная база для реализации инициатив в самых разных сферах сотрудничества, в основе которых лежит прагматизм, координация подходов, нацеленность на эффективное использование потенциалов стран Сообщества (Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана). Были достигнуты высокие макроэкономические результаты. В среднем по ЕврАзЭС в 2009 г. по сравнению с 2000 г. рост ВВП составил 156 %, промышленной продукции - 140 %, продукции сельского хозяйства - 145 %, инвестиций в основной капитал - 231 % \

1 Главы таможенных служб СНГ и ЕврАзЭС обсудили перспективы дальнейшего сотрудничества: http://www.evrazes-bc.ru/news/view/8110.

5 июля 2010 г. в Астане состоялось знаковое событие. На заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС были не только подведены итоги десятилетнего периода функционирования Сообщества и намечены планы работы Антикризисного фонда и Центра высоких технологий ЕврАзЭС, но и провозглашены новые, еще более амбициозные интеграционные инициативы.

К настоящему времени на постсоветском пространстве уже функционирует множество наднациональных органов. Евразийский банк развития утвердил проекты по кредитованию инвестиционных процессов системообразующих предприятий государств ЕврАзЭС. Антикризисный фонд ЕврАзЭС рассмотрел заявки и программы поддержки Таджикистана, Белоруссии, Армении и Кыргызстана. Центр высоких технологий ЕврАзЭС отобрал для реализации 8 инновационных проектов. Сейчас завершается подготовка проекта Соглашения об организации и функционировании рынка зерна государств ЕврАзЭС. С 1 января 2012 г. в Минске начинает функционировать суд ЕврАзЭС, в работе которого будут использованы европейские подходы к его функционированию и разрешению спорных вопросов на пространстве Сообщества.

В 2010 г. было объявлено о запуске в жизнь Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России. Таможенный союз (ТС) - единая таможенная территория, в пределах которой во взаимной торговле действует единый таможенный тариф, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В отличие от Зоны свободной торговли в Таможенном союзе предусмотрена единая таможенно-тарифная и торговая политика в отношении стран, не входящих в ТС. В связи с этим государствам-участникам Таможенного союза необходимо унифицировать свои торговые отношения с третьими странами.

Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана объединяет пространство, на котором проживают 167 миллионов человек. На страны, входящие в Таможенный союз, приходится 82 % экономического потенциала бывшего СССР. Совокупный ВВП трех стран составляет примерно $ 2 трлн, а совокупный товарооборот - $ 900 млрд. Однако по потенциалу, по степени зависимости друг от друга, а, следовательно, по доле в товарообороте представленные в ТС страны достаточно сильно отличаются между собой. Так, удельный вес Белоруссии и Казахстана во внешнеторговом обороте РФ составляет 4,7 и 2,3 %, доля России и Казахстана в белорусском товарообороте - примерно 47 и 0,8 %, доля России и Белоруссии в казахстанском товарообороте - 24 и 0,7 % 2.

По опыту ЕС был образован специальный орган - Комиссия Таможенного союза. Так, чтобы защитить общий сельскохозяйственный рынок от конкуренции, ТС установил в начале лета 2011 г. единые пошлины на ввоз картофеля, капусты и гречки. Комиссия ТС приняла решение о корректировке ставок ввозных пошлин Единого таможенного тарифа ТС на ряд товаров, в том числе нитей полиэфирных, соевого шрота, мойвы свежей и охлажденной, пены монтажной полиуретановой, шин пневматических резиновых новых, фосфатов, нефти сырой 3. 22 июня 2011 г. состоялось 28-е заседание Комиссии Таможенного союза, на котором члены Комиссии одобрили проект изменений в Положении о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе и таможенной территории ТС. Были приняты решения о мерах по защите экономических интересов производителей машиностроительного крепежа, никельсодержащего плоского проката из коррозионностойкой стали, полиамидных технических нитей, подшипниковых труб, некоторых видов стальных труб, крепежных изделий, столовых приборов, подшипников качения, нержавеющих труб 4.

Важной стороной начального этапа интеграции является унификация технических регламентов для стран Таможенного союза. Национальные нормы, требования к качеству и безопасности продукции постепенно уйдут в прошлое. Также единой должна стать и маркировка продукции. Право на принятие технических регламентов делегируется Комиссии Таможенного союза. Система технического регулирования в ТС будет схожа с Европейской системой,

2 Таможенный союз: первые итоги. ИА «К^пиш»: http://regfortrade.ru/index.php?option=com_content&view= аг-ticle&id=844:2010-11-19-12-06-438catid=1:latest-news&Itemid.-148

3 Итоги 27-го заседания Комиссии Таможенного союза: http://www.провэд.рф/tam sous/270-itogi-27-go-zasedaniya-komissii-tamozhennogo-soyuza.html

4 О 28-м заседании Комиссии Таможенного союза: http://www.tsouz.ru/news/Pages/23-06-2011-3.aspx.

как наиболее оптимальной. К 2012 г. все национальные технические регламенты должны замениться союзными, тем самым будут устранены все технические барьеры, а следовательно, и товары будут перемещаться свободно, без ущерба качеству и безопасности.

С 1 июля 2011 г. должен быть полностью снят таможенный, транспортный, санитарный, ветеринарный и фитосанитарный контроль с границ государств-членов ТС и осуществлен перенос таможенной границы в рамках ТС на внешний контур. Это решение может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Несомненно, в выигрыше окажется бизнес, который не будет тратиться на дополнительные таможенные сборы и получение дополнительных разрешений для транспортировки грузов, и к тому же сэкономит время в пути. Государства смогут сократить расходы на содержание таможни. Однако перенос границы окажет отрицательное воздействие на работников таможенных постов. Согласно данным Федеральной Таможенной службы (ФТС) РФ с 1 июля 2011 г. будет ликвидировано 16 таможенных постов на границах с Белоруссией и Казахстаном и представлено на увольнение 3,7 тысячи сотрудников таможенных органов ФТС [2].

Но проблемы России в отношениях с Казахстаном этим не исчерпываются. Появление единого таможенного пространства подразумевает прямую инвестиционную конкуренцию национальных юрисдикций. В настоящее время Россия обладает непривлекательным инвестиционным климатом, в том числе по уровню налоговой нагрузки уступает Казахстану. Так, ставка НДС в России - 18 %, в Казахстане - 12, ставка НДФЛ - 13 против 10 %, ставка налога на прибыль - 20 против 15 %, ставка страховых взносов - 34 против 21 %. В результате для российского бизнеса имеется прямая выгода свернуть свою деятельность на российской территории и обосноваться в Казахстане. По данным РСПП, к началу лета 2011 г. это уже сделали около 300 российских компаний. После ликвидации внутренних таможенных границ этот процесс может усилиться [2].

При создании Таможенного союза Казахстан оговорил себе пониженные пошлины по 409 товарным позициям. Среди них лекарства, медицинское оборудование, сырье для нефтехимической отрасли, некоторые виды изделий из алюминия, целлюлоза, бумажная продукция. После снятия контроля эти товары можно будет ввозить по казахстанской пошлине, а потом свободно поставлять на российский и белорусский рынки.

Граница Казахстана с Китаем до образования единого внешнего контура оставалась почти прозрачной, что определяло широкие масштабы контрабанды китайских товаров. Например, через таможенный пункт «Хоргос» проходило до 12 тысяч машин с контрабандой в год. На заседании казахстанского парламента недавно были приведены данные статистики китайской и казахстанской таможни. Они существенно не совпадали друг с другом. По данным китайской стороны, экспорт товаров в Казахстан в 2010 г. составил $ 9,3 млрд, а по данным комитета таможенного контроля Министерства финансов Казахстана - $ 4 млрд. По 2009 г. расхождение составляло $ 4,2 млрд [7]. Пограничная служба России уже констатировала тот факт, что около 43 % контрабанды, задержанной сотрудниками этого ведомства, приходится на российско-казахстанский участок границы. Представители российской легкой промышленности уже бьют тревогу, так как на казахстанских складах накопилось огромное количество контрабандных товаров, которое после 1 июля 2011 г. хлынет в Россию 5.

Становление Таможенного союза, определяющего свободу движения товаров, является первым шагом к формированию Единого экономического пространства (ЕЭП). ЕЭП наряду со свободой перемещения товаров предусматривает свободу движения через границы государств услуг, капитала и рабочей силы. В реальности свобода обмена услугами должна основываться на реализации Соглашения о торговле услугами и инвестициях в государствах-участниках ЕЭП. Свобода движения капитала предполагает реализацию положений Соглашения о создании благоприятных условий на финансовых рынках и Соглашения о согласованных принципах валютной политики. Свобода передвижения рабочей силы предусматривает введение в действие Соглашения о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств и Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей. Когда будет создано ЕЭП, то мигрантам из государств ТС будут гарантироваться возможности трудоустройства и связанные с этим социальные гарантии,

5 Таможенный союз. Первые неутешительные итоги: http://wingi.ru/content articles view/id-4809.

аналогичные действующим для собственных граждан. Трудящимся-мигрантам не нужно будет получать разрешение на осуществление трудовой деятельности и их пребывание будет определяться сроком действия трудового договора с работодателем. В рамках ЕЭП предполагается свободное движение человеческих ресурсов, но либерализация этих правил будет проходить поэтапно.

ЕЭП должно реально начать функционировать с 1 января 2012 г., когда исчезнут не только таможенные границы между странами, но и будут применяться единые принципы для работы бизнеса. Будет создан единый рынок с унифицированным законодательством, согласованной социально-экономической политикой, гармоничным использованием технологических и гуманитарных ресурсов наших стран. Создание ЕЭП придаст новый импульс развитию более тесной интеграции, сближению экономик государств-участников в целях ускорения социально-экономического прогресса, роста благосостояния народов. По оценкам специалистов дополнительный прирост ВВП трех стран к 2015 г. должен составить 15 % ($ 400 млрд для России и $ 16 млрд - для Белоруссии и Казахстана) 6. Становление ТС и ЕЭП, в свою очередь, будет представлять реальный путь к созданию Евразийского экономического союза в целях обеспечения гармоничного, взаимодополняющего и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами, международными экономическими объединениями и организациями.

Формирование Евразийского экономического союза будет основываться на введении в жизнь следующих соглашений: Соглашение о согласованной макроэкономической политике; Соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий; Соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общего рынка нефти и нефтепродуктов РБ, РК и РФ; Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы тарифной политики; Соглашение о правилах доступа к услугам естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам; Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики; Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции; Соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий; Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства; Соглашение о государственных (муниципальных) закупках; Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в РБ, РК и РФ; Соглашение о единых принципах и правилах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности.

Для разработки ряда положений ЕЭП было взято европейское законодательство и учтен европейский опыт. Дефицит государственного бюджета в каждый из трех стран не должен превышать 3 % ВВП, уровень госдолга - 50 % ВВП, а темп роста цен за год не должен быть выше пяти процентных пунктов по сравнению с самым низким в ЕЭП параметром инфляции. Вступить в силу эти решения должны с 2013 г. Завершение формирования правовой базы ЕЭП является этапным событием в интеграционном процессе на постсоветском пространстве, но сейчас наступает самое трудное - это реализация на практике задуманного на высшем уровне.

Первой стадией формирования Таможенного союза стало введение с 2010 г. единых для трех стран импортных пошлин. За основу были взяты ставки российского Таможенного тарифа (80 %). Проблемным вопросом стала отмена нефтяных пошлин для Белоруссии. После подписания Белоруссией документов о ЕЭП Россия отменит нефтяные пошлины. По расчетам экспертов из-за отмены пошлин на нефть Россия не досчитается $ 4,4 млрд. Хотя около $ 2,5 млрд она должна получить от экспортных пошлин на нефтепродукты, произведенные из российского сырья, которые полностью должны быть перечислены в российский бюджет. В 2011 г. Россия обязалась поставлять в Белоруссию нефть без уплаты экспортной пошлины, но белорусские партнеры должны были уплачивать российской стороне 100 % экспортной пошлины за нефтепродукты, если они вывозятся в третьи страны, но произведены из российского сырья. Прошедший год показал, что возвращение экспортной пошлины за бензин

6 Таможенный союз РФ, Белоруссии и Казахстана увеличит ВВП на 15 %: http://www.rian.ru/politics/20100104/ 202835596.html.

и нефтепродукты задерживалось, так как белорусская сторона заявляла, что эти товары произведены не из российского сырья. Таким образом, из-за отмены пошлин российский бюджет не получил солидной суммы доходов. Хочется надеяться, что будут правы те специалисты, которые считают, что если реально будут воплощены в жизнь механизмы ТС и ЕЭП, то за счет интеграции и льготных условий перемещения продукции произойдет увеличение товарооборота, а следовательно, возрастут и доходы государственного бюджета.

В результате образования Таможенного союза конкуренция должна быть свободной на всем пространстве Союза. Полтора года отводится на гармонизацию законодательства в области конкуренции. Полномочия надзора за конкуренцией переданы Комиссии ТС. Однако реально борьба с недобросовестной конкуренцией начнется на транснациональном уровне через 20 месяцев после подписания договора, борьба с картельными сговорами - через 22 месяца, со злоупотреблением доминирующим положением - через 24 месяца. Сегодня можно утверждать, что в странах ТС имеются существенные диспропорции с точки зрения доступа к конкуренции.

Одной из основных целей ТС является защита товаропроизводителей стран-союзников. Но поддержка отечественного производителя является «палкой о двух концах». Например, было бы неплохо, если бы российские фермеры закупали продукцию отечественного и белорусского сельскохозяйственного машиностроения. Однако в реальности они в основном хотели бы покупать технику американских и европейских компаний. Протекционистские меры в отношении собственных товаропроизводителей наряду с плюсами почти всегда имеют «негативную изнанку». После того как в 2010 г. по сравнению с 2009 г. Россия сократила украинскую квоту на беспошлинную поставку труб с 428 тысяч до 260 тысяч тонн, российские заводы тут же повысили цену на свою трубную продукцию и в проигрыше оказались российские потребители данной продукции.

Белорусское правительство оказывает серьезную поддержку национальных производителей. Это касается, в частности, создателей и продавцов сельскохозяйственной продукции и техники. В настоящее время белорусские производители молочной продукции зачастую выходят на российский рынок с ценами ниже себестоимости, т. е. применяют демпинг. Правительственные дотации позволяют им поставлять на рынок исключительно натуральную продукцию, в то время как российский производитель, не избалованный государственными средствами, использует в большинстве случаев сухое молоко, вдобавок разбавляя его растительными жирами. Чтобы окончательно не разорить молочных фермеров российское правительство решило сохранить систему квотирования молочной продукции.

Руководящие органы за столь недолгий период жизни ТС приняли уже более десятка постановлений, повышающих импортные пошлины. В качестве примера можно привести российских и белорусских сыроделов, которые активно лоббируют меры, приводящие к повышению цен на импортные сыры на всех прилавках союзников, так как отечественные производители не могут на равных конкурировать с импортной продукцией. А между тем европейские производители за 2010 г. увеличили поставки сыров массового сегмента в Россию на 38 %. В случае если решение о повышении импортных пошлин будет принято, то цены в магазинах однозначно увеличатся [4]. Однако повышение пошлин является ограниченным ресурсом и после гипотетического вступления в ВТО Таможенному союзу все-таки придется существенно снижать импортные пошлины.

В теоретическом плане существует такое положение, которое носит название «эффекта отклонения торговли». Это положение отражает отрицательное влияние создания Таможенного союза для «третьих стран», т. е. тех стран, которые не входят в интеграционное объединение. Суть этого негативного влияния заключается в том, что в результате уменьшения таможенных пошлин и снятия других торговых ограничений между странами внутри интеграционного объединения страдает более эффективное производство определенных товаров в других странах, в отношении которых в целом увеличиваются барьеры.

Данное теоретическое положение в настоящее время имеет непосредственное отношение к Украине, производство которой в результате образования Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном может понести существенные потери из-за сложившихся новых ограничений. Введение ТС предполагает действие единых защитных мер на всей единой таможенной территории трех государств. Подобное решение может определить ухудше-

ние ситуации в торговле с Украиной. До сих пор антидемпинговые и защитные меры в отношении ограничения ввоза товаров (прежде всего продукции металлургии и машиностроения) на свою территорию принимала только Россия. Теперь позицию партнера должны разделить Белоруссия и Казахстан. На долю России в 2010 г. в целом приходилось 26,1 % экспорта и 36,5 % импорта Украины. Белоруссия на 20 % зависит от продукции украинского машиностроения. Казахстан примерно на треть покрывает потребность в продукции машиностроения украинскими поставками.

Пока Россия, Казахстан и Белоруссия не являются членами ВТО, Украина не может войти в Таможенный союз, так как она входит в вышеуказанную организацию. Чтобы присоединиться к единому таможенному пространству, Украине придется более чем вдвое увеличить ввозные пошлины, поскольку средний импортный тариф здесь составляет 4,5 %, а в Таможенном союзе - 10,25 % [5].

Украина до конца 2011 г. хотела бы подписать соглашение о создании Зоны свободной торговли с Европейским союзом. Но если Украина присоединится к ТС и повысит ставки пошлин (а это возможно только после согласования с членами ВТО), то создание ЗСТ с ЕС станет невозможным. В свою очередь, если Украина не присоединится к ТС, то стодолларовая скидка на одну тысячу кубометров газа из России для Украины, которая действует до конца 2011 г., будет отменена. Пока нет формальных оснований для начала переговоров о вступлении Украины в ТС. Дело в том, что на участие в Таможенном союзе в соответствии с процедурами может претендовать только государство-член ЕврАзЭС, а Украина в ЕврАзЭС является лишь наблюдателем.

Сегодня агропромышленный комплекс Украины практически не имеет масштабного выхода на другие внешние рынки, кроме России. Евросоюз в рамках переговоров о Зоне свободной торговли дает Украине дискриминирующие квоты, которые не решают проблемы сбыта украинского продовольствия, так как большая часть экспорта мясомолочных и других продуктов из Украины приходится на Россию. Экономический эффект от улучшения условий торговли в составе ТС для Украины оценивается в $ 6-9 млрд в год. Если же Украина войдет в Зону свободной торговли с Европой на условиях, которые члены ТС сочтут для себя рискованными с точки зрения перетока европейских товаров через Украину на территорию Таможенного союза, то не исключено ухудшение режима торговли, связанное с наращиванием числа изъятий из имеющихся соглашений о свободной торговле 7.

Необходимо констатировать, что пока Таможенный союз не внес ощутимых изменений в жизнь простых граждан. Однако практически «младенческий возраст» нового экономического образования позволяет надеяться, что интеграция еще не показала все заложенные в ней резервы.

ТС и ЕЭП открыты для других государств. Такие страны, как Таджикистан и Кыргызстан объявили о своем желании присоединиться к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана. Но важно не повторить ошибок Европейского союза, когда в него вошли страны, обладающие более низким уровнем социально-экономического развития. В период последнего кризиса эти страны стремились улучшить ситуацию за счет более сильных и стабильных стран, что не могло не породить усугубление противоречий между странами ЕС.

В конечном итоге будущее ЕврАзЭС, ТС и ЕЭП в решающей степени будет зависеть от состояния экономики России. Сегодня Россия по своему народно-хозяйственному потенциалу способна и должна выполнить роль системообразующего ядра региональных интеграционных процессов на постсоветском пространстве. При этом все больше растет понимание того, что усиление региональной экономической интеграции является действующим рычагом модернизации и общего подъема экономики во всех интегрирующихся странах.

Список литературы

1. Мансуров Т. 10 лет реальной интеграции // Известия. 2010. 8 окт.

2. Наумов И. Россия, Белоруссия и Казахстан перешли на безграничное сотрудничество. иКЬ: http://www.ng.ru/economics/2011-07-01/4_no_borders.html.

7 Мы досконально изучили и взяли на вооружение опыт ЕС: http://www.kommersant.ru/doc/1660727.

3. Литвинов А. Россия готовится к открытию таможенной границы с соседом. ИКЬ: http://www.mn.ru/newspaper economics/20110602/302217165.html.

4. Казмин Д., Стеркин Ф. Как в Европе // Ведомости. 2010. 19 окт.

5. Лютова М., Письменная Е. Союз на три с плюсом // Ведомости. 2011. 8 апр.

Материал поступил в редколлегию 13.07.2011

N. A. Starshinova

FEATURES AND CONTROVERSIES OF THE INTEGRATION COOPERATION IN THE POST-SOVIET SPACE

The article reveals the necessity and the objective principles of strengthening integration processes in the former Soviet Union. As a reflection of these processes, the role of the Customs Union of Russia, Byelorussia and Kazakhstan is investigated. The author shows a nature and a meaning of Customs Union formation for the economy of three countries. The main aspect of the article is a characterization of development stages in integration cooperation, of improving its legal framework directions and the description of the problems, which sprung up on this way.

Keywords: integration, integration cooperation, Customs Union, integration processes, former Soviet Union, CIS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.