Дюсенов Ербол Абаевич,
старший научный сотрудник Центра правового мониторинга Института законодательства РК, кандидат юридических наук
Ахметов Ерлан Кадиржанович,
научный сотрудник Центра правового мониторинга Института законодательства РК
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В СВЕТЕ СОЦИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ КАЗАХСТАНА
Новые принципы социальной политики заданы Президентом Республики Казахстан -Лидером Нации Н.А. Назарбаевым в Стратегии "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства [1]. В программном документе указывается на необходимость модернизации политики обеспечения занятости и оплаты труда. Даны поручения по разработке механизмов выделения бюджетных средств в регионы с высоким процентом безработных и людей с низкими доходами. Отмечается, что после публикации статьи Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Социальная модернизация: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» проводится работа по совершенствованию законодательства о профсоюзах и трудовой деятельности, поставлена цель - сформировать принципиально новую модель трудовых отношений, сочетающую поддержку предпринимательства с учетом интересов работников. Во исполнение поручения Главы государства принята Общенациональная концепция социального развития Республики Казахстан до 2030 года.
При этом отношения занятости, состояние трудоустроенности являются основным аспектом социального благополучия общества и государства.
В Конституции Республики Казахстан 1995 года (далее - Конституция) закреплено, что Республика Казахстан утверждает себя
демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы [2].
Конституция Республики Казахстан являясь Основным Законом содержит принципиальные положения в сфере занятости и труда.
Отношения в сфере занятости и труда регулируются различными методами правового регулирования. В Конституции помимо закрепленного права на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии применяются запреты, ограничения, меры стимулирующего характера.
Статья 24 Конституции закрепляет право каждого на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии, условия осуществления трудовой деятельности, основания привлечения к принудительному труду, социальную защиту от безработицы, право на отдых, на ведение трудовых споров, включая право на забастовку.
Реализация конституционных положений в отношении занятости населения находит свое воплощение в нормах права законодательных и подзаконных актов.
В Конституции имеются дифференцированные ограничения и запреты в отношении Президента Республики Казахстан, депутатов Парламента, членов Правительства, председателя и членов Конституционного Совета,
судей на совмещение с работой депутата представительного органа, на занятие предпринимательской деятельностью, на вхождение в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации, на занятие иных оплачиваемых должностей [3]. При этом в отношении Депутатов Парламента четко определено прекращение полномочий депутата в случае, если он является депутатом другого представительного органа, занимает иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществляет предпринимательскую деятельность, входит в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.
Более детальный анализ конституционных положений показывает на потенциал правового регулирования в области занятости населения и в целом социальной функции государства.
Анализ социального законодательства необходимо проводить с учётом программных документы стратегического характера, которые не могут быть привязаны к стройной иерархии нормативных правовых актов, поскольку могут утверждаться как на законодательном, так и на подзаконном уровне, а также обращения, статьи Главы государства, которые не утверждались нормативным правовым актом, как, например, Программная статья «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу всеобщего труда» [4].
При этом выверенность и своевременность принимаемых на Высшем государственном уровне решений предопределяют действенность и эффективность государственной политики в социальной сфере. В реализацию документов стратегического характера Правительством в сжатые сроки разрабатываются планы, программы и принимаются меры по их исполнению. В связи с чем значимость указанных документов не вызывает сомнений, выступает важным фактором последовательной модернизации экономики и законодательства Казахстана.
На основании Послания Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» была разработана и утверждена постановлением Правительства от 19 июня 2013 года № 636 Дорожная карта занятости 2020 [5]. Следует констатировать, что принимаемые государством
меры по снижению безработицы и повышению эффективности самозанятого населения находят позитивное подтверждение в официальной статистике.
На официальном сайте Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан отмечено, что «Реализация Дорожной карты занятости 2020 в первую очередь направлена на обучение, трудоустройство, содействие в открытии и расширении собственного дела по месту жительства, а в случае отсутствия таких возможностей, содействие добровольному переезду из населенных пунктов с низким экономическим потенциалом в населенные пункты с высоким экономическим потенциалом и центры экономического роста с целью расширения доступности продуктивной занятости.» [6].
Реализация Дорожной карты занятости предусматривает конкретные направления для обеспечения занятости населения через развитие инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства, поддержку частной предпринимательской инициативы и комплексного развития опорных сел, а также посредством обучения и переселения в рамках потребностей работодателя в целях содействия в трудоустройстве.
По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан по состоянию на второй квартал 2014 года уровень безработицы в Республике Казахстан составил 5,1 %. Анализ официальной статистики по состоянию занятости в масштабе республики в период с января 2010 года по июль 2014 года показывает планомерное снижение уровня безработицы с 6,3 % до 5,1 % [7].
Анализ состояния занятости за последние годы позволяет проследить стабильное улучшение показателей в масштабах Республики Казахстан.
Согласно данным управлений координации занятости и социальных программ областей, г.г. Алматы и Астаны в городах республиканского значения за январь-июнь 2014 года по вопросам занятости обратилось 168,2 тыс. граждан. Жители сельской местности, в числе обратившихся, составили 83,5 тыс. чел. или около 50 процентов.
На 1 июля 2014 года на учете в органах занятости состояло 55,6 тыс. чел., из них 28,1 тыс. чел., т.е. 50,5 процента, жители сельской местности. В числе безработных 36 тыс. чел. или 64,7 процента женщины, 31,8 процента, т.е. 17,8
тыс. чел. молодежь в возрасте 16-29 лет.
При содействии органов занятости населения трудоустроено 79,4 тыс. чел. или 48,7 процента к общему числу обратившихся в уполномоченные органы, из которых на социальные рабочие места - 5,6 тыс. безработных граждан, на прохождение «молодежной практики» направлено 2 тыс. выпускников организаций образования. Жители сельской местности в числе трудоустроенных составляют 38,7 тыс. чел. или 48,7 процента.
Между тем в масштабах Республики Казахстан довольно низкий средний показатель по доле зарегистрированных безработных 0,6% от экономически активного населения страны. Это отражает наличие в стране категорий лиц, не желающих становиться на учет, принимать активные действия по трудоустройству в связи с теми или иными личными качествами либо имущественной обеспеченностью индивида.
С учетом этого отметим, что одним из основных приоритетов в области занятости населения является воплощение идеи Общества всеобщего труда, обозначенной в статье Главы государства Н.А. Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего труда: общество» [4]. Следует привести стержневой тезис идеи: «В конечном счете, все ценности мировой цивилизации, все экономические и культурные богатства создаются человеческим трудом, а не виртуальными финансовыми институтами.».
В этой связи требуют своего осмысления подходы к выстраиванию социальной и налоговой политики государства в рыночных условиях при наличии развитых финансовых инструментов управления капиталом.
Дальнейшее развитие системы социальной защиты населения, в том числе и осужденных, является одной из задач, поставленных Главой государства в статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда».
В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года поставлена задача решить проблему занятости осужденных путем привлечения их к общественно полезному труду [8].
Актуальным является решение проблем занятости осужденных к лишению свободы путем привлечения их к общественно-полезному труду и/или обучению, социальным программам ре социализации, в том числе антинаркотиче ского, антиалкогольного содержания либо иными формами социально-активной деятельности.
В декабре 2014 года в Генеральной прокуратуре прошел второй международный Форум тюремной реформы «Занятость в колониях - 2017», организованный Генеральной прокуратурой, Министерством внутренних дел и Penal Reform International (PRI - Международная тюремная реформа), при поддержке Посольства Великобритании в Казахстане и Центра ОБСЕ в Астане.
На данном мероприятии заместитель Генерального прокурора РК Жакип Асанов озвучил, что как минимум 10 000 заключенных освободится в 2015 году в РК.
В ходе второго форума тюремной реформы «Занятость в колониях 2017» представителями Генеральной прокуратуры сообщено, что на сегодняшний день в колониях 41% заключенных составляют люди, которые два и более раза лишались свободы. В принципе, пенитенциарная система функционирует по системе вращающейся двери. Без денег некоторые из них, вероятнее всего, отправятся на преступления. Что говорится, «украл, выпил - в тюрьму».
Каждый десятый заключенный, по информации заместителя Генеральной прокуратуры, не имеет образования, трое из десяти не осваивали никаких специальностей, а те, кто имеет специальность, не могут найти работу, потому как профподготовка не учитывает особенности реального рынка.
В настоящее время в колониях трудоустроены 49% заключенных. Это всего лишь 30% от общего контингента исправительных учреждений.
Обновление производства не производилось с 1987 года. На сегодня более 59% оборудования считается устаревшим, 25,8% - в нерабочем состоянии.
За 11 месяцев текущего года из 42566 заключенных трудоспособными считаются 27299 (62%). Из них трудоустроено 13342 (49%), на предприятиях РГП - 7356, на хозяйственном обслуживании исправительных учреждений -3203, на других работах - 2783.
Нынешняя система занятости осужденных не позволяет эффективно решить проблемы с погашением причиненного материального ущерба государству и потерпевшим.
Трудовая занятость осужденных это одна из важных и основных проблем в уголовно -исполнительной системе. Соответственно труд в исправительных учреждениях позволит разрешить множество проблем.
Возместить причиненный ущерб, оказывать материальную помощь своей семье и близким
родственникам, иметь на счету накопления, необходимые на первое время на свободе.
Все эти вышесказанные шаги могут обеспечить полную занятость заключенных, стремление к дальнейшему совершенствованию и предотвращение рецидивных действий преступлений [9].
Сфера занятости населения требует дальнейшего совершенствования законодательства, разработки программ и принятия мер на республиканском и местном уровнях по предупреждению низкого уровня занятости населения, а также повышению качественного содержания структуры занятости в стране.
Список литературы
1. Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства / Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана, г. Астана, 14 декабря 2012 года // "Казахстанская правда" от 15.12.2012 г., № 437-438 (27256-27257); "Егемен Казахстан" 2012.12.15., № 828-831 (27902);
2. Конституция Республики Казахстан. Конституция принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 г. // Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., № 4, ст. 217;
3. П. 1 ст. 43, п. 3 ст. 52, п. 2. ст. 68, п. 4 ст. 71, п. 4 ст. 79 Конституции Республики Казахстан. Конституция принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 г. // Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., № 4, ст. 217;
4. Н.А. Назарбаев «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего труда» // Мысль. - 2012. - №8. - С. 2-18;
5. Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2013 года № 636 «Об утверждении Дорожной карты занятости 2020» // САПП Республики Казахстан, 2013 г., № 39, ст. 567;
6. Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан - http://dkz.enbek.gov.kz/;
7. Основные индикаторы рынка труда по месяцам 2010-2014 гг. (оценочные данные). Сайт Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. - URL: http://www.stat.gov.kz;
8. Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года» // «Казахстанская правда» от 27.08.2009 г., № 205 (25949);
9. Официальный сайт Генеральная Прокуратура Республики Казахстан -http://prokuror.gov.kz.
Бул мацалада халъщты жумыспен цамту мэселелер1 бойынша багдарламалыц цужаттарга жэне халыцты жумыспен цамтуды цамтамасыз ету саласындагы ужтетт1 органдардыц цуцыц цолдану тэж1рибестщ цорытындыларына талдау ЖYргiзiлген.
Ty^h свздер: зацнама, элеуметтж саясат, халыцты жумыспен цамту.
В данной статье проведен анализ программных документов по вопросам занятости населения и итоги правоприменительной практики уполномоченных органов в области обеспечения занятости населения.
Ключевые слова: законодательство, социальная политика, занятость населения.
In this article an analysis of policy documents on employment of population and the results of law enforcement practice of the authorized bodies in the field of employment.
Keywords: legislation, social policy, employment ofpopulation
Ербол Абай^лы ДYЙсенов,
КР Зацнама институты К^ьщтьщ мониторинг орталыгыныц ага гылыми ^ызметкер^ з.г.к.
Ерлан Кадыржан^лы Ахметов,
КР Зацнама институты К^ы^ты^ мониторинг орталыгыныц гылыми ^ызметкерi
^азакстанньщ элеуметтж жа^ыруы аясында ^азакстан Республикасынын халыкты ж^мыспен камту саласындаFы заннамасы
Дюсенов Ербол Абаевич,
старший научный сотрудник Центра правового мониторинга Института законодательства РК, к.ю.н.
Ахметов Ерлан Кадиржанович,
научный сотрудник Центра правового мониторинга Института законодательства РК
Законодательство Республики Казахстан в области занятости населения в свете социальной модернизации Казахстана
Dyussenov Yerbol Abaevich,
Senior Researcher at the Center for legal monitoring of the SI "Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan", c.j.s.
Akhmetov Erlan Kadirzhanovich,
Researcher at the Center for legal monitoring of the SI "Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan"
Legislation of the Republic of Kazakhstan in the field of employment in the light of social modernization of Kazakhstan