№ 3 (27) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан
Шеримова Нурзат Шаирбековна,
заведующая кафедрой государственных и гражданско-правовых дисциплин Жетысуского государственного университета им. И. Жансугурова, кандидат юридических наук
конституционно-правовые основы формирования общества всеобщего труда
Отличительной особенностью Конституции Республики Казахстан является то, что она, провозглашая права и свободы гражданина, установила, что их признание и соблюдение являются обязанностью государства. Кроме того, в ней определены основные механизмы, необходимые для защиты данных прав. К числу институтов, на которые возложена ответственность за их обеспечение и защиту, можно отнести все ветви государственной власти, которые составляют основу внутригосударственных механизмов защиты прав человека, а также определяют методы, процедуры и средства для обеспечения реализации общепризнанных прав и свобод человека. К ним Конституция относит:
1) защиту прав человека Президентом Республики Казахстан, как гарантом незыблемости Конституции, конституционных прав и свобод человека и гражданина;
2) защиту прав человека органами правосудия;
3) защиту прав человека национальными институтами (Уполномоченный по правам человека и Комиссия по правам человека).
Именно в процессе построения социального государства во главу угла выдвигаются реализация потребностей и интересов личности, повышение благосостояния всех граждан, установление социальной справедливости, а также уважение достоинства каждого человека. Несмотря на трудность достижения баланса между рыночной свободой и вмешательством государства, как показывает опыт многих западных стран, расширение социальной функции государства можно сочетать с непрерывным ростом экономического благосостояния, тем более что государственное влияние, как правило, оказывает благотворное воздействие на общественный и экономический прогресс.
Это вытекает из основ социальной государственности, базирующихся на следующих принципах:
1) принцип экономической свободы человека, выражающийся в создании условий для выбора рода деятельности в соответствии с возможно-
стями и способностями индивида;
2) принцип юридического равенства всех поколений прав человека;
3) принцип равенства прав всех субъектов экономических отношений, обеспечиваемый через систему социального партнерства, при непременном участии государства в формировании правовых условий для этого, одновременно дополненный элементами экономической демократии;
4) принцип солидарной ответственности каждого индивида за положение дел в обществе, заключающийся в социальной поддержке государства и общественных организаций малолетних, нетрудоспособных и нуждающихся;
5) принцип регулирования и выравнивания доходов граждан, не допускающий большого разрыва между богатством и бедностью;
6) принцип государственного регулирования рыночных отношений, предполагающий плановость при сохранении ответственности государства за выработку и соблюдение правил рыночной игры, а также за развитием социальной сферы, включающей обеспечение занятости, высокого уровня жизни и поддержку образования, науки, культуры, здравоохранения.
Еще одним важным принципом социальной деятельности государства является то, что она не может находиться вне правового поля. Поэтому построение социального государства имеет перспективу только в развитом правовом обществе, где государство гарантирует реализацию и защиту закрепленных в законодательных актах (Конституции, законах, указах, постановлениях и т.д.) прав и свобод, выражающих интересы и потребности личности, социальных групп и народа, на основе принципов социальной справедливости, гуманизма и взаимной ответственности.
Закрепленные в отраслевых законодательствах общепризнанные права человека сами по себе ничего не значат без их соответствующей реализации. А, как известно, реализация прав и свобод индивидуума происходит через деятельность государства, которое является его функцией.
Особо следует выделить функцию обеспечения занятости, которая является наиболее острой проблемой в современной рыночной системе. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы. Это ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения. В ней неизбежна вынужденная безработица (естественным считается ее уровень до 6%). Безработица - не только серьезная социальная проблема, но и недо-произведенный валовой национальный продукт, снижение потребительского спроса и налоговых поступлений, рост расходов государства на пособия. В связи с этим государство должно стремиться обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулировать рынок рабочей силы.
Особое внимание вопросу занятости населения было уделено Президентом Н.А. Назарбаевым в его Послании от 18 февраля 2005 года народу Казахстана, где было указано, что «недостаток рабочих мест лишает наших желающих и способных трудиться граждан возможности обеспечивать себя и свои семьи. Когда-нибудь, в будущем, в нашем динамично развивающемся народном хозяйстве найдется рабочее место для всех и каждого. Но люди не могут ждать. Мы развернем широкомасштабную программу общественных работ, чтобы дать рабочие места тысячам наших граждан, сейчас оставшихся без работы, позволив им помочь стране завершить строительство дорог, школ, жилых домов и медицинских учреждений - того, в чем так нуждается сейчас наша страна. В период экономического кризиса и спада государство обязано дать шанс тем, кто ищет работу, и оно это сделает» [1]. Но, к сожалению, следует отметить, что за прошедший семилетний период данная проблема осталась не до конца разрешенной.
Для более широкого охвата безработных повсеместно расширялись общественные работы. Организация общественных работ представляет собой важный фактор облегчения ситуации на рынке труда, однако требует значительных затрат со стороны государства. Решая одну проблему, нужно учитывать, что общественные работы носят временный характер. Участие в них не может обеспечить сколько-нибудь значительное повышение профессиональных навыков и квалификации, а скорее наоборот.
Мы полагаем, что для совершенствования
организации занятости населения, необходимо улучшить систему подготовки и переподготовки рабочих кадров и специалистов. Подготовка должна осуществляться на основе анализа положения на рынке труда и прогнозирования его развития. Для этого необходимо налаживание постоянных контактов между высшими учебными заведениями и службами занятости. Путем обмена нужной обеим сторонам информацией будет происходить научно обоснованный прогноз развития рынка труда и занятости молодых специалистов.
Анализ развития современных государств показывает, что их экономические успехи определяются системами образования, образованностью граждан, подготовленностью на всех уровнях рабочей силы, что привело к переоценке и пересмотру роли и места образовательных услуг в обществе. Из этого можно сделать вывод о том, что наиболее эффективным фактором конкурентоспособности национальных экономик, их роста и развития становится уровень образования населения и профессиональной подготовки кадров.
Особую значимость в данной сложившейся ситуации приобретает выдвинутая Президентом Казахстана идея создания Общества Всеобщего Труда, где высказаны следующие основания: «Сегодня труд - как решающий национальный фактор в условиях XXI века, в условиях глобальной конкуренции, - должен быть выдвинут на первый план.... В конечном счете, все ценности мировой цивилизации, все экономические и культурные богатства создаются человеческим трудом, а не виртуальными финансовыми институтами. Поэтому именно реальный производительный труд мы и должны поставить в основу нашей политики социальной модернизации» [2].
Наше общество должно полностью поддержать идею о необходимости поднятия авторитета человека труда. Начинать надо со школьной скамьи, чтобы дети могли найти правильный ориентир при выборе профессии, так как преподносимые телевидением ролики, реклама, фильмы часто пропагандируют легкие пути достижения цели, «звездную сторону» жизни артистов эстрады и кино.
Немаловажную роль имеет улучшение условий жизни в сельской местности, приравнивание ее к городской, что повлечет уменьшение миграции населения из села в мегаполисы в поисках работы.
Как показывает практика, зачастую довольно сложно определить границы допустимого вмешательства государства в сферу регулирования рынка труда. Чрезмерное регулирование отношений на рынке труда, сковывающее свободу труда и предпринимательской деятельности, как и недостаточное внимание государства к правовому регулированию в указанной сфере, приводят к кризисной
№ 3 (27) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан
ситуации и неблагоприятным последствиям для экономики в целом. Необходим баланс интересов субъектов, действующих на рынке труда.
Резюмируя вышеизложенные рассуждения, можно сделать некоторые выводы. Главные направления вмешательства государства в сфере трудовых отношений должны заключаться, во-первых, в установлении обязательных стандартов поведения субъектов на рынке труда; во-вторых, в контроле и надзоре за соблюдением трудового законодательства; в-третьих, в регламентации норм, механизмов и процедур, которым стороны трудовых отношений и их представители обязаны следовать, а также тех из них, которые могут быть определены по договоренности сторон за рамками государственного регулирования. Полагаю, что государство должно оказывать всестороннюю поддержку предпринимательству, гарантировать соблюдение прав и свобод граждан, что даст возможность им самим обеспечить работой не только себя, но и создать много новых рабочих мест.
Все это еще раз подчеркивает необходимость дальнейшего совершенствования правотворческой деятельности государственных органов, внедрения в нее научных достижений, максимального отражения в ней назревших потребностей общественного развития и интересов народа.
Государственное управление современным обществом должно осуществляться посредством управления интересами и через интересы людей. Это означает, что при выработке любых нормативных правовых актов, с одной стороны, должно быть глубокое изучение разнообразных социальных интересов, а с другой - такое их соединение, чтобы человек, реализуя личные интересы, мог тем самым способствовать осуществлению основных целей коллектива, общества, государства. Ни один интерес не может и не должен быть игнорирован в подлинном демократическом государстве, ибо, как убедительно свидетельствует исторический опыт, «общественное» дело в конечном итоге не выиграет, если оно «подавляет» личное, не опирается на него.
Для успешного модернизационного процесса создания «общества всеобщего труда» в Казахстане, Президентом были обозначены несколько принципов. Один из принципов - принцип стимулирования - означает, что «Государство создает условия для того, чтобы казахстанцы могли самостоятельно улучшать свое качество жизни. Государственная социальная поддержка направляется адресатам, чтобы побуждать их к трудовой, творческой и общественной активности».
Приведенные проблемы должны найти свое решение в выработке направлений социальной политики государства. Кроме того, полагаю, что следу-
ющие обстоятельства в некоторой степени должны влиять на формирование социальной политики:
1. Необходимо на законодательном уровне закрепить положение о том, что крупные компании и предприятия обязаны в течение определенного периода времени производить профессиональную подготовку и переподготовку не только своих рабочих, но и безработных, то есть обучать новым стандартам работы на определенном оборудовании и по новейшим технологиям. При установлении рейтинга предприятий республики обязательно учитывать данное положение, а для заинтересованности их в этом предоставлять определенные кредитные или налоговые льготы. Это было бы и облегчением для республиканского бюджета. И, несомненно, следует установить тесную взаимосвязь между работодателями и органами занятости, установить контроль за надлежащим исполнением работодателями своих обязанностей путем предоставления отчетов в территориальные органы занятости.
2. Далее полагаю, что при проведении плановых проверок предприятий и организаций одним из критериев стабильности, соблюдения трудового законодательства, создания достойных условий труда необходимо учитывать фактор текучести кадров. Это верная «лакмусовая бумажка», которая даст подлинную картину об условиях труда в организации.
3. Согласно п. 3 статьи 149 Трудового кодекса, работник, отслуживший срочную воинскую службу, имеет преимущественное право при приеме на работу на то же предприятие, где он работал до призыва на срочную воинскую службу. Полагаю, что целесообразнее заменить это право на право сохранения места работы за таким работником, так как преимущественное право еще нужно иногда доказывать и в судебном порядке. Введение этой нормы значительно повлияло бы на занятость молодых людей, вернувшихся с воинской службы. С другой стороны, это психологически положительно повлияло бы на солдата, который будет уверен, что за ним сохранено место работы, и нет необходимости в поисках ее после службы. Нужно отметить, что какого-либо риска или дополнительных финансовых затрат для государства это не повлечет.
4. В настоящее время имеет место нежелание людей поступать на работу с тяжелыми и вредными условиями труда, недовольство условиями труда (об этом свидетельствуют последние выступления шахтеров, металлургов, нефтяников). Полагаю, что причина не только в низкой заработной плате. Нужны дополнительные социальные льготы, такие как восстановление для таких работников права раннего выхода на пенсию, так как они физически не могут работать во вредном производстве до 63
лет. Положительную роль сыграла бы постановка на учет на получение жилья из государственного жилищного фонда или же внеочередное выделение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. Введение таких норм решило бы проблему рабочей силы и текучести кадров на таких предприятиях, а в конечном итоге и вопросы занятости населения в целом.
5. При сокращении численности штатов (что характерно в условиях рынка) вменить в обязанности работодателей выплачивать компенсацию в соответствии с возрастом сокращаемого работника. такая практика существует во многих странах, так как чем старше возраст работника, тем сложнее ему вновь найти работу, поэтому компенсационные выплаты в связи с потерей работы для такой категории работников выше. Многие могут возразить и указать на нарушение прав работодателей, предпринимателей, но пола-
гаю, что это заставит задуматься работодателя, который в настоящее время позволяет себе уволить работника предпенсионного возраста.
6. Нами предлагается внести в Трудовой кодекс РК норму о предоставлении работнику, увольняемому в связи с сокращением численности штата, одного свободного дня в течение рабочей недели с сохранением заработной платы, для поиска новой работы, как это предусмотрено в трудовом законодательстве некоторых республик. Введение этой нормы положительно повлияет на вопросы занятости населения, так как сократится время вынужденной безработицы.
Указанные проблемы должны стать предметом обсуждения не только государственных, но и частных структур, так как ответственность за ход и результаты социальной модернизации должны нести все.
Список литературы
1. Н.А. Назарбаев. Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации: Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 18 февраля 2005 г. // Казахстанская правда. - 2005. - 19 февраля.
2. Н.А. Назарбаев «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к обществу всеобщего труда» // Казахстанская правда. - 2012 г. - 10 июля.
Мацалада халъщты жумыспен цамту мэселелер жэне олардыц шешу жолдары царастырылады.
Ty^h свздер: халыщты жумыспен цамту, Конституция, мемлекеттщ рвл1.
В статье рассматриваются вопросы занятости населения и пути их решения.
Ключевые слова: занятость населения, Конституция, роль государства.
Article deals with the problems concerning employment of population and its ways of solving.
Keywords: population employment, Constitution, state role.
Н^рзат Шайырбеккызы Шерiмова,
I. Жансупров атындагы Жетысу мемлекетпк университет мемлекетпк жэне азаматтьщ-^^ьщтьщ пэндер кафедрасыныц мецгерушю, з.г.к., доцент
Жалпьн^а ортак ецбек к^амын кдаудыц конституциялык-к^кыктык; негiздерi
Шеримова Нурзат Шаирбековна,
заведующая кафедрой государственных и гражданско-правовых дисциплин Жетысуского госуниверситета им. И. Жансугурова, к.ю.н., доцент
Конституционно-правовые основы формирования общества всеобщего труда
Sherimova Nurzat Shairbekkyzy,
Zhetysu state university named after I. Zhansugurov, candidate of law, associate professor
Constitutional legal bases of forming society of general labor