Научная статья на тему 'Принципы трудового права'

Принципы трудового права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1762
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бухарбаева С.А.

В статье рассматривается система, содержание принципов трудового права, воплощение основных начал в нормах трудового законодательства Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы трудового права»

Трудовое право

ГИЛ

С.А. БУХАРБАЕВА

и.о. заместителя директора ГУ «Институт законодательства РК»,

кандидат юридических наук

ПРИНЦИПЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

Согласно Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года №858, в условиях рыночной экономики, наличия рынка труда и проблем занятости населения актуальным является вопрос трудовых правоотношений. В этой связи необходимо постоянное совершенствование трудового законодательства на основе системного анализа практики его применения и учета международного опыта в данной сфере [1].

Необходимо отметить, что впервые в Трудовом кодексе Республики Казахстан от 15 мая 2007 года (далее - ТК РК) принципы трудового права отражены в отдельной норме (в статье 4 закреплена система принципов трудового законодательства Республики Казахстан, в статьях 5-8 раскрывается содержание некоторых из них).

Согласно статье 4 ТК РК, принципами трудового законодательства Республики Казахстан являются:

1) недопустимость ограничения прав человека и гражданина в сфере труда;

2) свобода труда;

3) запрещение дискриминации, принудительного труда и наихудших форм детского труда;

4) обеспечение права на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

5) приоритет жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности;

6) обеспечение права на справедливое вознаграждение за труд не ниже минимального размера заработной платы;

7) обеспечение права на отдых;

8) равенство прав и возможностей работников;

9) обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов;

10) социальное партнерство;

11) государственное регулирование вопросов безопасности и охраны труда;

12) обеспечение права представителей работников осуществлять общественный контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан.

В данной статье постараемся раскрыть содержание каждого из перечисленных основополагающих принципов.

Принцип недопустимости ограничения прав человека и гражданина в сфере труда

В п.5 ст. 12 Конституции Республики Казахстан предусматривается, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, посягать на конституционный строй и общественную нравственность. Из этого вытекает необходимость правомерного использования своих прав и свобод каждым человеком, без нарушения предписаний закона, прежде всего Конституции.

В определенных экстремальных ситуациях может возникнуть объективная необходимость временного ограничения прав и свобод. В п.1 ст. 39 Конституции Республики Казахстан устанавливается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

Согласно статье 5 ТК РК, никто не может быть ограничен в правах в сфере труда, кроме случаев и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан Однако всякое различие, исключение и предпочтение, основанное на специфических требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией. Случаи ограничения в трудовых правах предусмотрены, например, в ст.ст. 179, 184 ТК РК - ограничение в правах несовершеннолетних работников, ст.ст. 185, 186 ТК РК - ограничение прав женщин и иных лиц с семейными обязанностями и т.д. Данные категории граждан, обладающие особыми субъективными качествами, проявляющимися в физиологических особенностях их организма, не могут выполнять трудовую функцию на общих основаниях, иначе это отрицательно скажется на состоянии их здоровья.

Вместе с тем существуют ограничения в трудовых правах, не связанных с физиологическими особенностями организма, а обусловленных, на-

~86 7 Ns 3 (19) 2010 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

пример, спецификой условий труда. В качестве примера можно привести ст. 10 Закона Республики Казахстан от 23 июля 1999 года, закрепляющей ограничения, связанные с пребыванием на государственной службе. Принцип свободы труда В соответствии со статьей 6 ТК РК, каждый имеет право свободно выбирать труд или свободно соглашаться на труд без какой бы то ни было дискриминации и принуждения к нему, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Согласно п.1 ст.24 Конституции Республики Казахстан, каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии.

Право на свободу труда включает и право на труд. Однако здесь право на труд является элементом правосубъектности гражданина, а не как право требовать от кого-либо предоставления определенной работы (у государства или других работодателей) [2]. В данном случае государство просто признает за лицом способность обладать этим правом, но не больше.

Принцип запрещения дискриминации, принудительного труда и наихудших форм детского труда

Данный принцип вытекает из принципа свободы труда, рассмотренного выше, а также из Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда, принятой на 86-й сессии Международной конференции труда 18 июня 1998 года.

В Конституции Республики Казахстан в п.2 ст. 14 говорится, что «никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам».

Статья 1 Конвенции № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятости» от 25 июня 1958 года гласит, что термин «дискриминация» включает всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на признаках расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения и имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей в области труда и занятий.

Согласно статье 8 ТК РК, принудительный труд запрещен, он означает любую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для выполнения ко-

торой это лицо не предложило добровольно своих услуг, за исключением работ:

- требузмых от какого-либо лица вследствие приговора суда, вступившего в законную силу, при условии, что работа будет производиться под надзором и контролем государственных органов и что лицо, выполняющее ее, не будет уступлено или передано в распоряжение физических и (или) юридических лиц;

- требузмых в условиях чрезвычайного или военного положения.

Детство представляет собой период жизни, который должен быть направлен на полноценное (физическое, умственное, нравственное) развитие ребенка, получения им образования. Вместе с тем ТК РК (ст. 30) установил минимальный возраст, с которого допускается заключение трудового договора - 16 лет. Однако с письменного согласия одного из родителей, опекуна, попечителя или усыновителя трудовой договор может быть заключен с более раннего возраста, но без ущерба здоровью, нравственному развитию и процессу образования.

Принцип обеспечения права на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены

Конституционное право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, закреплено в п.2 ст. 24 Конституции Республики Казахстан.

В 1996 году Казахстан ратифицировал Конвенцию МОТ «О безопасности и гигиене труда в производственной среде» № 155 1981 года, в 2007 году - «О безопасности и гигиене труда в строительстве» № 167 1988 года. Таким образом, государство взяло на себя обязательство осуществлять и периодически пересматривать согласованную национальную политику в области безопасности труда, гигиены труда и производственной среды. Целью такой политики является предупреждение несчастных случаев и повреждение здоровья, возникающие в результате работы, в ходе ее или связанные с ней, сводя к минимуму насколько это обоснованно и практически осуществимо, причины опасностей, свойственных производственной среде.

Принцип приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности

В статье 1 Конституции Республики Казахстан сказано, что высшей ценностью нашего государства является человек, его жизнь, права и свободы.

Как известно, трудовое законодательство преследует две цели - экономическую, состоящую в содействии развитию производства, и соци-

Трудовое право

ПО

альную, заключающуюся в защите интересов человека труда [3].

В науке трудового права переходного периода шла дискуссия относительного того, что имеет первичное значение - либо производственные успехи, как средство стабилизации экономики, способствующие дальнейшему развитию рыночных отношений, либо обеспечение интересов работников, улучшение социальной политики.

Однако одним из движущих факторов становления рыночной экономики, развития производства является конкуренция, которой нет дела до социальной справедливости. В этом плане совершенно верно отмечается, что обеспечить социальную справедливость и защиту прав и интересов личности, создать необходимые условия для становления и развития механизмов социального партнерства должно государство, которое посредством правового регулирования способно оказывать влияние на экономику. В настоящее время рассматриваемый принцип нашел свое продолжение во многих институтах трудового законодательства (трудовой договор, оплаты труда, особенности регулирования труда отдельных категорий работников, безопасность и охрана труда и т.д.).

Принцип обеспечения права на справедливое вознаграждение за труд не ниже минимального размера заработной платы

Гражданину Республики Казахстан, в соответствии с Конституцией, гарантируется минимальный размер заработной платы (ст.28). Согласно п. 2 ст. 121 ТК РК размер месячной заработной платы работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного законом Республики Казахстан минимального размера месячной заработной платы. Устанавливаемый минимум оплаты труда гарантирует работнику сохранение определенного уровня вознаграждения за труд. Он периодически пересматривается с учетом роста стоимости жизни, изменения социально-экономического положения в государстве. Значение социально гарантированного минимального размера заработной платы состоит в том, что он устанавливает низшую границу эффективности труда, препятствует произвольному понижению цены труда, позволяет уменьшить чрезмерную дифференциацию доходов, которая провоцирует социальную напряженность и т.д.

Принцип обеспечения права на отдых

Согласно п. 4 статьи 24 Конституции Республики Казахстан, каждый имеет право на отдых.

В Трудовом кодексе времени отдыха посвящена глава 8, регулирующая вопросы каждого из видов времени отдыха. Вместе с тем считаем необходимым решить вопрос минимальной продолжительности части ежегодного оплачиваемого трудового отпуска, которую работник должен получить ежегодно в обязательном порядке.

Принцип равенства прав и возможностей работников

В соответствии со статьей 8 ТК РК, каждый имеет равные возможности в реализации своих прав и свобод в сфере труда. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации при реализации трудовых прав в зависимости от пола, возраста, физических недостатков, расы, национальности, языка, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности к роду или сословию, к общественным объединениям. Не являются дискриминацией различия, исключения, предпочтения и ограничения, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд или иные инстанции в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

Принцип обеспечения права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов

В данном положении нашла свое воплощение одна из основных идей Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда - свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров. Кроме того, свобода объединений закреплена в п.1. статьи 23 Конституции Республики Казахстан. Данный принцип нашел свое отражение во многих положениях ТК РК. Как работники, так и работодатели имеют право на объединения, для представления и защиты своих прав (п.п.8 п. 1 ст.22 ТК РК и п.п 4 п.1 ст. 23 ТК РК соответственно).

Принцип социального партнерства

Сущность социального партнерства относится к определению принципов взаимодействия главных участников производственного процесса - работника и работодателя. Но, кроме того, данные участники в процессе разрешения вопросов, касающихся производственного процесса, сталкиваются с другими явлениями общественной жизни. Поэтому в качестве партнера социального диалога выступа-

88 7 Ns 3 (19) 2010 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

ет государство, больше играющего роль посредника между работниками и работодателями, представляя, прежде всего, интересы всего общества. Институт социального партнерства закреплен в разделе 4 ТК РК. Достижение социального мира необходимо рассматривать как следствие активного сотрудничества партнеров, их постоянных взаимных усилий. Стоит отметить, что ТК РК регулирует социальное партнерство как форму нормотворчества, основанную на договорных началах, включающую в себя два уровня: бипартизм (в рамках отдельного предприятия) и трипартизм (на уровне государства, отрасли, региона), которые отличаются между собой не только уровнем своего действия, но и субъектным составом.

Принцип государственного регулирования вопросов безопасности и охраны труда

В соответствии со ст. 307 ТК РК, государственное управление, контроль и надзор в области безопасности и охраны труда осуществляются Правительством Республики Казахстан, уполномоченным государственным органом по труду и иными уполномоченными государственными органами в соответствии с их компетенцией. Кроме того, согласно ст. 308 ТК РК, требования по безопасности и охране труда устанавливаются нормативными правовыми актами Республики

Казахстан и должны содержать правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности. Требования по безопасности и охране труда обязательны для исполнения работодателями и работниками при осуществлении ими деятельности на территории Республики Казахстан. В связи с тем, что вопросы безопасности и охраны труда напрямую связаны с защитой прав и интересов человека труда, данная сфера отнесена к государственному регулированию.

Принцип обеспечения права представителей работников осуществлять общественный контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан

Общественный контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан регулируется главой 40 ТК РК. Согласно п. 1 ст. 340 ТК РК, общественный контроль в области безопасности и охраны труда в организации осуществляет общественный инспектор по охране труда, избираемый профсоюзным комитетом организации, а при отсутствии профессионального союза - общим собранием (конференцией) работников. Вместе с тем данный контроль возможен при условии закрепления такого права в соглашениях и коллективных договорах.

Использованная литература

1. Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 года, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 24 август 2009 года №858.

2. Димитрова С.А. Правовые проблемы труда и занятости населения. - Алматы, 1997. - С. 96.

3. Лившиц Р.З. Трудовое законодательство: поиск концепции // Советское государство и право. -1990. - № 7. - С. 49.

Осы мацалада К,азацстан Республикасы ецбек зацнамасы нормаларында ецбек цуцыгы жуйеЫ, цагидаттарыныц мэш, нег1зг1 квздершц 1ске асырылуы царастырылады.

В статье рассматривается система, содержание принципов трудового права, воплощение основных начал в нормах трудового законодательства Республики Казахстан.

This article considers the system, principles of labor law, implementation of the basic principles in the labor legislation of the Republic of Kazakhstan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.