ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЗАНЯТОСТИ И ЕЕ ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ
The conceptual apparatus of employment and its
further development
Жанкубаев Б. А.*
Аннотация: При разработке нормативной базы административного и экономико-правового регулирования отношений в сфере занятости одним из важнейших вопросов является установление нормативов принятой терминологии. Сегодня в этой, достаточно новой, для стран СНГ теме и проблеме нормативного регулирования вопросы создания понятийного аппарата в сфере занятости имеют свою высокую актуальность и вызывают интерес у специалистов, юристов и руководителей, работающих в этой сфере.
Рассмотрен понятийный аппарат занятости населения, с точки зрения толкования его учеными-экономистами и юристами и необходимости внесения изменений в понятие занятости в действующее законодательство.
Abstract: A most important issue in developing the normative legal basis of administrative and economic-cum-legal regulation of relationships in the sphere of employment is the introduction of standard approved terminology. Today, the issues of creating the conceptual apparatus in the sphere of employment are highly topical and interesting for specialists, lawyers, and executives working in this field, considering that this topic and problem of normative regulation are rather new for the CIS countries.
The conceptual apparatus for population employment is considered in the paper, from the standpoint of its interpretation by scholars in economics and law as well as the necessity of introducing changes in the concept of employment in the laws currently in force.
Ключевые слова: занятость, полная занятость, эффективная занятость, нестандартная занятость, труд, безработный, конституция, гражданский кодекс, законодательство о занятости.
Keywords: employment, full employment, effective employment, non-standard employment, labour, unemployed person, the Constitution, the Civil Code, laws on employment.
При разработке нормативной базы административного и экономико-правового регулирования отношений в сфере занятости одним из важнейших вопросов является установление норматив принятой терминологии. Сегодня в этой, достаточно новой, для стран СНГ теме и проблеме нормативного регулирования вопросы создания понятийного аппарата в сфере занятости имеют свою высокую актуальность и вызывают интерес у специалистов, юристов и руководителей, работающих в этой сфере.
Исследование показало, что в Казахстане, в России и в других странах СНГ к настоящему време-
ни, уже сложилась определенная теоретическая и методологическая база определения занятости населения. Этому способствовали - принятые политические и экономические решения о перестройке механизма управления отраслями экономики, направленные на усиление его рыночной ориентации, создание системы экономических регуляторов структуры производства и формирование многоукладной экономики. Имеющие в Казахстане и странах СНГ крупные теоретические, методологические и прикладные исследования, связанные с изучением закономерных процессов занятости населения, учитывают стадии форми-
* Жанкубаев Бахытбек Аубакирович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Логистика и оценка» Института Экономики и бизнеса Казахского национального технического университета им. К.И. Сатпаева, Республика Казахстан, г. Алматы.
Zhankubaev Bakhytbek Aubakirovich, Ph.D. in Economics, Associate Professor at the Logistics and Valuation Department of the Economics and Business Institute of the Satpayev Kazakh National Technical University, Republic of Kazakhstan, Almaty. E-mail: [email protected]
рования, распределения и использования трудового потенциала, дают фундаментальную основу для дальнейшего развития принципов регулирования занятости в новых условиях. Особенно следует выделить исследования общих проблем воспроизводства и использования рабочей силы в теоретическом, методологическом аспекте и в хозяйственной практике.
В экономической литературе общепринятым считается рассматривать занятость, как полную, рациональную, эффективную и оптимальную, хотя все они существуют одновременно и только в совокупности представляют занятость вообще. Многие авторы считают, что характеристики занятости как рациональной, эффективной и оптимальной отражают ее различные аспекты и важно, что каждая из них не противопоставлялась полной занятости, поскольку в данный момент рациональный характер труда, его эффективность и оптимальность реализуется в границах полной занятости рабочего населения.
Под полной занятостью, понимается создание таких материально-технических и социально-экономических условий, при которых каждому трудоспособному члену общества предоставляется право и объективная возможность участвовать в общественно полезном труде, дающим средства к жизни и возможность удовлетворить потребности. В этом отношении понятие полной занятости отражает самую существенную черту любого общественного строя. Оно характеризует основной источник средств воспроизводства населения и обязанность общества гарантировать каждому возможность реализации права на труд и личных способностей в одной из сфер общественно полезной деятельности.
В соответствии с классической теорией занятости чистый капитализм способен обеспечить практически постоянную, полную занятость. Этот вывод основывался на предположении об эластичности цен и заработной платы.
Экономисты-классики утверждали, что поскольку предложение создает спрос, то общее перепроизводство невозможно. Этот вывод, как считалось, действителен и тогда, когда имеют место сбережения, ибо денежный рынок, в частности ставка процента, автоматически приводит в соответствие планы домохозяйств по сбережениям и инвестиционные планы предприятий.
Согласно классической теории занятости, даже если и произойдет временное сокращение общих расходов, то оно будет компенсировано снижением цен и заработной платы, так что реальный объем производства, занятость и реальный доход не снизятся.
Экономические кризисы в XIX - начале XX
веков обусловили появление кейнсианской теории, главным вопросом которой является установление функциональной зависимости между «склонностью к потреблению» и «склонностью к сбережению». По мнению Дж. Кейнса, эта зависимость должна определяться «основным психологическим законом, выражающимся в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход» (5, с. 90). Учитывая, что «склонность к потреблению» всегда меньше единицы, потребительский спрос будет меньше созданной продукции. Недостаток спроса может быть компенсирован расширением «инвестиционного спроса». Дж. Кейнс считал, что расширение инвестиций является главным средством преодоления не только разрыва между производством и потреблением, но и обеспечения в соответствии с необходимым ростом производства «полной занятости» и, следовательно, устранения безработицы [2].
Схема кейнсианского регулирования упрощенно представляется следующим образом; понижение процента - рост нормы прибыли - увеличение «склонности к инвестициям» - расширение производства -«полная занятость» - общее совпадение спроса с предложением -устранение кризисов. Согласно кейнсианской концепции эта схема основана на принципе мультипликатора, означающего кратное увеличение прироста дохода, занятости и потребления к приросту инвестиций. Теория мультипликационного процесса предусматривает гармоничное сочетание накопления и потребления, что не всегда отражает реальную действительность рыночной экономики. Поэтому позднее она была дополнена принципом акселерации, основанным на системе рычагов стимулирования новых инвестиций, и, следовательно, создания рабочих мест [2, с. 18].
Большое внимание наряду с инвестициями уделяется совокупному кейнсианской теории спросу и необходимости активной государственной макроэкономической политики по его регулированию, поскольку рыночная экономика не способна автоматически создавать такой уровень совокупных расходов, который бы побуждал предпринимателей производить необходимый объем продукции без инфляции и при полной занятости [2, с. 231].
Кейнсианская теория занятости отвергает положение о том, что ставка процента уравнивает сбережения и инвестиции, поскольку считается, что субъекты сбережений и инвесторы представляют совершенно разные группы, принимающие решения о сбережениях и инвестициях по раз-
ным причинам, которые, в основном для субъектов сбережений, не связаны со ставкой процента. Кроме того, из-за изменений в: а) величине денег на руках у населения и б) ссудах, предоставляемых банками и другими финансовыми учреждениями, предложение средств может превысить или быть меньше текущих сбережений, в связи с тем, что сбережения и инвестиции не равны. Кейнсианцы ставят под сомнение положение об эластичности цен и заработной платы, исходя из практических и теоретических соображений. Они утверждают, что наличие профсоюзов и монополий, законодательства о минимальной ставке заработной платы и масса других подобных факторов по существу устраняют возможность существенного снижения цен и заработной платы, которое уменьшает общий доход, а значит, и спрос на труд. [3,14,17].
Кейнсианская модель государственного регулирования совокупного спроса и занятости посредством проведения целенаправленной инвестиционной и фискальной политики нашла дальнейшее продолжение в исследованиях известных западных экономистов - П.Самуэльсона, А. Маршала, К.Макконнелла, С.Брю, С.Фишера, Р.Дорнбуша, Р.Шмалензи и др.
Одним из важнейших социальных вопросов является создание системы формирования эффективной занятости. Четкая ориентация на эффективную занятость как главный критерий политики занятости и один из важнейших показателей социально-экономического прогресса продиктована новыми требованиями производства к формированию и реализации трудового потенциала.
Эффективная занятость предполагает способность общественной системы хозяйствования обеспечить экономические и социальные условия воспроизводства тружеников в соответствии с критериями образа жизни, целями социально-экономического развития, требованиями интенсификации и динамизма общественного производства.
Интересны, на наш взгляд, рассуждения о занятости В. Гимпельсона и В. Капелюшникова.[3] Они вводят понятие стандартной и нестандартной занятости: «Стандартной обычно считается занятость по найму в режиме полного рабочего дня на основе бессрочного трудового договора на предприятии или в организации под непосредственным руководством работодателя или назначенных им менеджеров. В большинстве развитых стран такой стандарт закреплен законодательно. Наоборот, все формы занятости, отклоняющиеся от него, включая самозанятость, они рассматривают как нестандартные.
Набор нестандартных форм занятости, по их мнению, могут включать:
• непостоянную (временную) занятость (temporary or fixedterm employment). Непостоянно занятыми они считают работников, заключивших трудовые контракты на определенный срок или на выполнение конкретного объема работ, а также имеющих сезонную, случайную или разовую работу;
• неполную занятость (parttime employment). Они делят на два основных подхода к ее определению - количественный и качественный. В первом случае к не полностью занятым относят работников, обычная продолжительность рабочего времени которых меньше нормальной величины (как правило, 30-35 рабочих часов в неделю; они называют таких работников «малозанятыми»), во втором - тех, кто имеет трудовые контракты на неполное рабочее время;
• недозанятостъ (underemployment). Эту категорию, по их мнению, составляют работники, которые временно отсутствуют на рабочем месте или трудятся меньше обычного времени по таким не зависящим от них причинам, как отпуска по инициативе работодателей, вынужденные переводы на со-кращенный график работы, отсутствие клиентов или заказов и т.д.:
• сверхзанятость (overtime employment). Сверхзанятыми, они счи-тают, работников, продолжительность рабочего времени которых больше определенной пороговой величины (обычно свыше 40 рабочих часов в неделю);
• самостоятельную занятость (self-employment), охватывающую работодателей, членов производственных кооперативов и самозанятых в узком смысле (own-account workers);
• неформальную занятость (informal employment). Сюда относят: а) занятые индивидуальным (некорпорированным) предпринимательством; б) занятые по найму у физических лиц; в) занятые в домашних хозяйствах населения; г) занятые в формальном секторе на основе устной договоренности;
• занятость в домашних хозяйствах населения (household employment). Данная категория охватывает тех, кто производит товары или услуги в домашних условиях либо для продажи на рынке, либо для собственного потребления. Во многих странах лица, производящие продукты исключительно для собственного потребления, не рассматриваются как занятые и включаются в состав экономи-
чески неактивного населения.
Вместе с тем несколько отличаются мнения других российских ученых. Так занятость, отмечает Л.С. Чижова - «это в первую очередь отношения между людьми по поводу удовлетворения личных и общественных потребностей и получения заработка (трудового дохода)».[4] По мнению А.Э. Котляра: «в период перехода к рыночным отношениям, основные понятия трудовых отношений - труд, занятость, рынок труда стали наполняться специфическим содержанием и приобретать новую актуальность» Он подчеркивает: что труд - это деятельность в рамках определенной части суток, рабочего времени. Как и вся деятельность, труд прерывен, он периодически перемежается другими видами деятельности, отдыхом. Даже внутри производственного процесса труду принадлежит только часть времени производства [5,15,17,18].
Занятость, по его мнению, в отличии от труда -не деятельность , а общественные отношения, прежде всего экономические и правовые, по поводу включения работника в определенную кооперацию труда на определенном рабочем месте. До тех пор пока работник продолжает оставаться в той или иной подсистеме хозяйственного комплекса, эти отношения имеют непрерывный характер. Так, для того чтобы считаться занятым, человеку достаточно иметь связь с рабочим местом - быть членом какого - то производственного коллектива, работать в порядке индивидуальной трудовой деятельности, частного предпринимательства и т.д. Статус занятого совершенно не зависит от того, трудится человек в данный момент, занимается спортом или отдыхает» [5,15,18].
Хотя занятость и не совпадает с трудом, категории эти тесно взаимосвязаны. Поскольку занятость проявляется в отношениях по установлению взаимосвязи отдельных индивидов с конкретными рабочими местами, а в широком народнохозяйственном аспекте - в пропорции между личными и вещественными факторами производства, постольку она представляет собой необходимые социальные рамки, в которых осуществляется труд. Действительно, если рассматривать занятость лишь как включенность человека в процесс труда, как его трудовую деятельность вне зависимости от того, в каких общественных формах осуществляется эта деятельность, абстрагируясь от этих общественных форм, то это будет означать рассмотрение занятости лишь как элемента производительных сил.
Труд сам по себе как целеполагающая человеческая деятельность по созданию потребительной стоимости, есть взаимодействие человека с при-
родой, как естественное, а не общественное отношение. Рассмотрение занятости как общественное отношение раскрывает, в каких качествах, в каких общественных формах включается человек в процесс труда, осуществляет свою трудовую деятельность. Такой подход отражает общественную специфику труда, специфику занятости в конкретном обществе, в частности, в гражданском обществе, основанном на товарном производстве и товарном обмене, когда посредством труда создается не просто потребительная стоимость, а товар.
Исходя из перечисленного выше можно выразить собственное мнение о занятости: занятость-это отношения между членами общества по поводу занятия рабочего места, связанные с этим удовлетворение их личных и общественных потребностей и получение дохода, но не противоречащее действующему законодательству.
Экономика Казахстана стоит на твердых рыночных отношениях. Поэтому специфика занятости, ее динамика и перспективы, общественные средства воздействия на ее развитие могут быть раскрыты лишь при рассмотрении специфики занятости как общественного отношения
Для экономики, основанной на товарном производстве и рыночных отношениях, характерны две важнейшие экономические формы занятости: самодеятельная занятость, прежде всего предпринимательство, и занятость в качестве наемного работника. Все остальные формы занятости производны от этих двух
Производственные или экономические отношения как научная абстракция подразделяются на отношения производства, распределения, обмена и потребления. Их конкретные формы зависят от стадии развития данного общества, от экономической формы производства. В условиях товарного производства и товарного обмена, развития рыночных, товарных отношений, как это имеет место в Казахстане, отношения производства, распределения, обмена и потребления носят товарный характер, определяя и экономические формы включения человеческого труда в процесс производства, экономическую специфику включения людей в экономический процесс.
Отношения занятости не есть самостоятельные независимые отношения, это особый срез экономических отношений производства, распределения, обмена и потребления в их единстве, выражающий участие населения в этих отношениях, экономическую форму и меру такого участия.
Никакое производство, даже самое автоматизированное, невозможно без приложения труда,
без включения человека в процесс производства, без соединения труда со средствами производства. Именно поэтому в экономической литературе говорят о занятости как социально-экономическом процессе приложения труда различных групп населения, в различных сферах общественно полезной деятельности. Считают также, что занятость преломляет соединение личного и вещественного факторов производства сквозь призму включенности работника в процесс труда [5,14,17,18]. Наконец, отмечают, что занятость предполагает взаимосвязь отдельных индивидов с рабочими местами с целью труда.
В учебнике под редакцией В.С. Буланова и Н.А. Волгина определяется занятость как экономическая категория - это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включений в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей и интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. [8,17,18].
Но занятость населения нельзя свести только к экономическим формам производства. Отношения занятости есть и сторона распределительных отношений, поскольку выражает собой формы распределения членов общества, т.е. населения, по различным родам и видам производства и распределения между членами общества произведенного продукта в форме дохода от трудовой деятельности. Отношения занятости есть сторона и отношений потребления, поскольку в процессе труда, в процессе потребления происходит потребление жизненных сил работника. Наконец, всякий акт производства есть также акт обмена, поскольку в процессе производства происходит обмен деятельности и способностей, а само включение населения в производственный процесс в достаточной мере происходит путем обмена рабочей силы на средства существования.
Выше уже было отмечено, что в экономические отношения занятости индивиды включаются в двух основных формах: самодеятельного производителя и наемного работника. К самодеятельным производителям относятся, прежде всего, предприниматели, члены производственных кооперативов, лица, работающие в своих подсобных хозяйствах и т.д. В обоих случаях целью включения населения в отношения занятости является получение дохода.
Следует вместе с тем учитывать, что экономические отношения, в том числе отношения занятости, - это отношения деятельные, поскольку сам процесс производства - деятельный процесс. Поэтому предприятие, которое не работает, есть
лишь предприятие в возможности, в потенции. Точно так же трудоспособный человек, лица, занятые обучением, - это лишь работники в потенции, в возможности, которая превращается в действительность после включения человека в производственный процесс.
Занятость в широком смысле в качестве непременного условия включает в себя деятельное участие членов общества. Пассивное же участие в отношениях распределения относится не к категории занятости, а к категории социальной помощи, включая социальное обеспечение.
Экономически занятость можно подразделить на первичную, в которой члены общества участвуют в качестве производительных работников, и вторичную, при которой работник осуществляет свою деятельность за счет созданного в первичной сфере материального продукта.
Юридически же к занятому населению относится более широкий круг населения, например, учащиеся и некоторые другие категории населения. Правом регулируется не только сам процесс занятости, но и формы подготовки к включению в этот процесс, порядок самого включения в него и формы прекращения такой включенности. Наконец, к нормам о занятости населения относятся и нормы, регулирующие организацию занятости, определяющие правовое положение безработных как вынужденно незанятых [10] .
Таким образом, занятость как особый срез экономических отношений производства, обмена и потребления находится в зависимости от состояния этих отношений, т.е. состояния всей экономики в целом и прежде всего от состояния производства, поскольку распределять, обменивать и потреблять можно лишь то, что произведено, исключая, конечно, случаи внешних заимствований и иностранной безвозмездной помощи, которые не могут оказывать решающего влияния на распределительные отношения.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что процент занятого населения увеличивается в периоды подъема экономики и уменьшается в периоды ее застоя, когда число незанятых граждан оказывается довольно значительным. Напротив, в периоды подъема экономики собственного незанятого населения может не хватать для замещения всех свободных рабочих мест, и к работе привлекаются иностранцы. Особенно ярко это видно на примере ФРГ, где в периоды подъема экономики для замещения свободных рабочих мест привлекались миллионы иностранных граждан.
Говоря о правовом понятии занятости в Респу-
блике Казахстан, мы исходим из официального определения права, данного в Конституции Республики Казахстан [11]. Согласно ст. 4 (п.1 ) Конституции действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующие ей законы, иные нормативные правовые акты, международные договоры и иные обязательства Республики, а также нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда республики. В этой же статье Конституции дано понятие позитивного права, т.е. выраженного в нормативных актах уполномоченных государственных органов и обозначенного Конституцией как «действующего права». В ст. 12 Конституции указано, что в Республике признаются и гарантируются права и свободы человека, которые принадлежат ему от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми и определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов. Таким образом, содержание и применение нормативных правовых актов преломляется через неотчуждаемые и абсолютные права и свободы человека, фиксируемые в Конституции республики [11].
Вместе с тем право - мощный фактор воздействия на общественные отношения, в том числе и экономические. При этом право, если оно соответствует реальному состоянию и прогрессивному развитию экономических отношений, может оказывать на них достаточно мощное позитивное воздействие и, наоборот, правовые нормы, не учитывающие в должной мере состояние и возможности прогрессивного экономического развития, могут оказывать отрицательное воздействие на состояние экономики. С учетом сказанного нельзя, как недооценивать, так и переоценивать возможности воздействия права на экономику [16,17,18].
В связи с тем, что экономические отношения занятости - это срез экономических отношений производства, распределения, обмена и потребления, юридическими средствами воздействия на занятость являются все юридические средства, способствующие подъему экономики и ее прогрессивному развитию. Причем, возможности права при определении наиболее благоприятных условий занятости относительно ограничены. Практика показала, что в условиях рыночных отношений полную занятость населения с помощью правовых норм нельзя обеспечить. Даже в тех странах, где Конституция закрепила право граждан на труд, достигнуть обеспечения работой всех желающих граждан не удается.
Право на труд, а, следовательно, и право на занятость было провозглашено и Конституцией СССР
1977 г. Согласно ст. 40 Конституции СССР граждане СССР имели право на труд, то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей. Однако обеспечить это право, даже формально, СССР к концу своего существования не смог [6,15].
Для граждан Республики Казахстан оно было предусмотрено Конституцией Республики 1993 г. Согласно ст. 19 граждане республики имели право на труд, в том числе было предоставлено право свободно трудиться в качестве самостоятельного производителя или по трудовому договору в соответствии со своими желаниями, способностями и специальной подготовкой [6,15].
Однако действующая в настоящее время, принятая в 1995 году Конституция Республики Казахстан, внесла коррективы в данное понятие, закрепив право на свободу труда. Согласно ст. 24 (п.1 ) Конституции каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Закрепленное право на свободу труда отражает экономические реалии Казахстана в условиях перехода к рыночной экономике, когда обеспечить право на труд, право на занятость для всего населения юридическими средствами просто невозможно. В преамбуле Закона КазССР «О занятости населения», принятом в 1990 г., когда в Казахстане еще действовали Конституция СССР и близкая ей по содержанию Конституция Казахской ССР 1978 г., было сказано, что закон исходит из закрепленного в Конституциях СССР и Казахской ССР права на труд. Вместе с тем закон предусматривал и защиту от безработицы в условиях рыночной экономики [6,15,17].
Закон РК «О занятости населения» от 23 декабря 2001 г. определяет «занятость» как не противоречащую Конституции Республики Казахстан деятельность граждан, связанную с удовлетворением их личных и общественных потребностей и, как правило, приносящую им заработок или трудовой доход. Аналогичное определение занятости содержится и в законодательстве других стран СНГ, в частности, России и Кыргызской республики [10].
Юридически человек считается занятым также и в периоды фактических перерывов в работе в тех случаях, когда рабочее время и время отдыха определены законодательно договором или обусловлены самим характером деятельности.
Юридически под занятостью понимается гораздо более широкий круг видов деятельности. На юридическое понятие занятости влияют не только экономические факторы, но и социально-экономические, которые в любом государстве, а тем более, в социальном каким в соответствии со ст.1 (п.1) Конституции является Республика Казахстан, играют важную роль в жизни общества [11].
Перечень групп населения, которое юридически считается занятым, дан в Законе «О занятости населения» (ст. 2). Юридически занятое население можно свести к трем группам: 1) самодеятельное население, прежде всего предприниматели; 2) наемные работники; 3) занятые иными видами общественно полезной деятельности, признаваемой законом [10].
Первые две группы соответствуют экономически занятому населению, а третья включается в число занятого населения благодаря ее социальной значимости.
Согласно Закону «О занятости» ст. 2 (п.2, 3 ,4) к самодеятельному населению, относятся граждане самостоятельно обеспечивающие себя работой, включая предпринимателей создающих собственное производство и участвующих в нем, деятельность лиц занятых индивидуальной трудовой деятельностью, членов кооперативов, крестьянских хозяйств и членов их семей [10]. Однако гражданское законодательство (ст. 19 ГК РК) относит к предпринимательству, под которым понимается имущественная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от форм собственности, направленная на получение прибыли или личного дохода, основанная на частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения государственного предприятия.
Наибольшую группу занятого населения составляют наемные работники. Согласно ст. 2 (п 2,3,4), к выполняющим работу по найму как к занятому населению относятся граждане, выполняющие работу по найму в организациях всех видов и форм собственности, включая совместные и иностранные, за вознаграждение, в течение полного или неполного рабочего времени, а также имеющие оплачиваемую работу, подтвержденную соответствующим договором, контрактом, соглашением, но временно отсутствующие в связи с болезнью, отпуском, забастовкой, временной приостановкой производства [10].
Следует добавить, что к числу работников по найму нужно относить и граждан, работающих по договору найма у других граждан - работодателей, а не только выполняющих работу по найму в организациях.
Наконец, в третью группу включаются лица, занятые иной социально полезной деятельностью. К ним (ст. 2 п.6 Закона «О занятости населения») относятся военнослужащие, проходящие службу в Вооруженных Силах, пограничных, внутренних и органах государственной безопасности и внутренних дел, Агентстве по чрезвычайным ситуациям и др. ст. 2.
Важным признаком занятости является получение занятыми гражданами дохода от своей деятельности. Статья 1 (п.5) Закона «О занятости населения» говорит о занятости как деятельности, приносящей, заработок или трудовой доход [10] .
Что касается деятельности, не приносящей дохода, например, в любительском спорте или самодеятельности, то лиц этими видами деятельности нельзя относить к занятому населению, поскольку в отношениях занятости деятельность осуществляется ради дохода, являющегося источником существования занятого населения или, по крайней мере, является подготовительной деятельностью ради дохода.
Иностранцы и лица без гражданства предоставляют, кроме того, вид на жительство иностранца и удостоверение
Признание незанятого человека безработным имеет важное юридическое значение, поскольку «безработный» получает право на содействие государственном уполномоченном органе по занятости, в трудоустройстве на подходящую работу и на социальные гарантии компенсации, предусмотренные законодательством [10].
Занятость из российского законодательства
Занятость населения является важной социально-экономической категорией, связанной с реализацией права человека «свобод но распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (п. 1 ст. 37 Конституции РФ) [12]. Занятость населения - это состояние его экономически активной части, которое характеризуется наличием у людей работы, или легитимного, т.е. не противоречащего действующему законодательству, доходного занятия. Иначе говоря, занятость - это обеспеченность людей общественно необходимой работой, приносящей им заработок, трудовой доход. Другим состоянием экономически активного населения по его отношению к наличию (отсутствию) работы является безработица (см. параграф 8.3). Состояние занятости прямо связано с понятием «занятые», которое в официальной российской экономической практике имеет неоднозначную трактовку. Так, Закон о занятости населения в Российской Федерации» [13] (в ред. от 10 января 2003 г.) категорию занятых трактует шире, чем это
определено в рекомендациях Международной организации труда, которым следует Росстат с мая 1993 г. Содержание этого понятия и особенности подхода к подсчетам численности рассматриваемой категории населения приведены далее. По методологии Международной организации труда, занятые - это лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период: выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу самостоятельно или у отдельных граждан независимо от сроков получения непосредственной оплаты или дохода за свою деятельность; выполняли работу без оплаты на семейном предприятии; временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы, ухода за больными; ежегодного отпуска или выходных дней; компенсационного отпуска или отгулов, возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные (выходные) дни; работы по специальному графику; нахождения в резерве (при работе на транспорте); установленного законом отпуска по беременности, родам, уходу за ребенком; обучения, переподготовки вне своего рабочего места, учебного отпуска; отпуска без сохранения содержания или с сохранением содержания по инициативе администрации; забастовки; других подобных причин. Не включаются в состав занятых зарегистрированные безработные, выполняющие оплачиваемые общественные работы, полученные через службу занятости, учащиеся и студенты, выполняющие оплачиваемые сельскохозяйственные работы по направлению учебных заведений. Согласно Закону о занятости населения в Российской Федерации, занятые - это граждане: работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, указанных в сноске); зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; ш выполняющие работу по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей); избранные, назначенные
или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (по методологии Международной организации труда, военнослужащие, работники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы относятся к наемным работникам); проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению Роструда; временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами. Сравнение категории «занятые» в обоих источниках показывает, что Закон о занятости населения в Российской Федерации в отличие от рекомендаций Международной организации труда, которым следует Росстат, помимо различных групп работающих и временно отсутствующих на рабочем месте (что, по существу, совпадает в отмеченных документах) относит к занятым большую группу безработных, участвующих в общественных работах, а также граждан, обучающихся очно в разных учебных заведениях [13].
Что касается общественных работ, то трудно понять, почему одна часть безработных, участвующих в их выполнении, отнесена Законом о занятости населения в Российской Федерации к занятым, а другая - к незанятым. Почему, например, безработный, стремящийся возобновить трудовую деятельность после более чем годичного перерыва и участвующий в общественных работах, относится к занятым, а если такое желание появилось у безработного в срок менее годового перерыва (даже на один день), будет отнесен к незанятым. Здесь можно предположить какие-то конъюнктурные соображения, о которых догадаться довольно сложно. Относительно обучающихся очно положение более понятное. В самом деле, обучающиеся очно - люди занятые, такими их считает Закон о занятости населения в Российской Федерации. Но следует понимать, что в методике Росстата
речь идет о занятых как о части экономически активного населения, а обучающиеся очно к этой категории отнесены быть не могут, так как в силу специфики своей деятельности - дневного обучения - они должны быть экономически неактивны, т.е. не работать на производстве или в сфере услуг с целью получения заработка. Подобное, казалось бы, разночтение согласуется при рассмотрении видов и форм занятости. Дело в том, что практические потребности учета населения вызывают необходимость выделения различных видов занятости. Так, различают занятость продуктивную, социально полезную, полную, рациональную, эффективную, скрытую и др. В пределах этих видов занятости выделяют такие формы, как частичную, временную, гибкую занятость и др. Продуктивная занятость - это занятость населения в общественном производстве. Она характеризуется численностью занятых людей из числа экономически активного населения, установленной Росстатом в соответствии с методологией учета занятости Международной организации труда. Социально полезная занятость определяется числом людей, не только занятых в общественном производстве, на военной службе, альтернативной гражданской службе, службе в органах внутренних дел, но и обучающихся очно (в трудоспособном возрасте), занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками. Это понятие близко по своему содержанию понятию занятости, данному в Законе о занятости населения в Российской Федерации (за исключением занятых в домашнем хозяйстве, уходом за детьми и больными родственниками, которых этот Закон занятыми не считает). Полная занятость - это такое экономическое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует циклическая безработица, но при этом сохраняется ее естественный уровень, определяемый фрикционной и структурной безработицей. Полную занятость населения следует отличать от полной занятости работников, которая в отличие от их частичной или временной занятости характеризуется наличием постоянной работы с нормаль ной продолжительностью рабочего времени. Рациональная занятость определяется отношением величины продуктивной занятости к величине занятости социально полез ной. Уровень рациональной занятости - гипотетическая величина, требующая научного обоснования и имеющая, как это можно предположить, для каждого этапа экономического развития страны определенную оптимальную величину, выше и ниже которой степень
рациональности понижается. Эффективная занятость - теоретическое понятие, подразумевающее использование персонала без потерь рабочего времени, когда достигается наибольший экономический результат. В связи с подобным понятием уместно ставить вопрос о степени эффективности занятости как об отношении явочного фонда рабочего времени занятых к их номинальному фонду рабочего времени. Если рациональную занятость нужно оптимизировать, то эффективную занятость - максимизировать. Скрытая занятость - это занятость людей, находящаяся вне сферы учета официальных органов в незарегистрированных хозяйственных структурах, которые не платят налогов. К такому виду занятости относится теневая экономика или ее неформальный сек тор - нелегальные производство товаров, строительные работы, сфера бытовых услуг (ремонт квартир, бытовой техники, частные уроки, медицинские услуги, пошив одежды и др.), торговля с рук и т.п. Частичная занятость - форма занятости, характеризующаяся сокращенным объемом недельной трудовой нагрузки. Нормальная продолжительность рабочей недели, установленная ТК РФ, составляет не более 40 ч. Меньшая недельная продолжительность рабочего времени установлена для работников в возрасте до 18 лет, инвалидов I или II группы, а также работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда [6,14,15,17].
Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается федеральными законами для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и др.). Во всех прочих случаях сокращенная по сравнению с нормальной продолжительность трудовой нагрузки работника дает основание относить его к частично занятому. Временная занятость - такая форма занятости, при которой люди заняты на производстве или в сфере услуг строго ограниченное трудовым договором время, которое может составлять от одного дня до нескольких лет. Временные работники используются для подмены постоянных работников на определенный срок (на время болезни, декретного отпуска, профессионального обучения и др.), для выполнения разовых, случайных и непрестижных работ, работ по ликвидации сбоев в производстве, на ликвидации аварий, сезон ных работ и т.п. Временная занятость может использоваться и для работ, требующих высокой квалификации персонала, например для разовой наладки сложного оборудования. Широкое использование формы временной занятости смягчает ситуацию с безработицей. гибкая занятость - форма
трудоустройства с нестандартны ми условиями найма и труда. К таким условиям относят: нестандартные режимы рабочего времени, при которых продолжительность рабочего времени меньше, чем установлено государственными нормативами. В их число входят режим неполного рабочего времени, сокращенная рабочая неделя, сезонная работа; нестандартные организационные формы найма работников в виде краткосрочных трудовых договоров на работы случайного характера, трехсторонних соглашений между службой занятости, предпринимателем и временным работником; нестандартные способы работы и рабочие места, например надомный труд (выполнение производственного задания в домашних условиях), работа с домашнего телефона, работа на собственном автотранспорте и др.; самозанятость граждан, которая осуществляется без оформления ими формальных трудовых отношений, за свой счет, путем самостоятельного или при помощи членов своей семьи выполнения работы, реализации продукции и т.п. Иногда к гибким формам занятости относят гибкие режимы рабочего времени (гибкую рабочую смену, гибкие рабочую неделю и месяц, когда время начала и окончания работы могут регулировать сами работники), что недостаточно точно. Если гибкость режима рабочего времени осуществляется в условиях соблюдения нормативного суммарного рабочего времени, отрабатываемого каждым работником на стандартном рабочем месте, то такие режимы отношения к гибкой занятости не имеют. Это будет обычная форма занятости, но с гибким графиком работы. В статистике зарубежных стран можно встретить понятие альтернативных видов занятости, под которыми понимают разновидности нестандартной, добровольной, согласованной с профсоюзами неполной занятости работающих людей. К этим видам занятости относят: сокращенное рабочее время; рабочее место, занимаемое несколькими работниками; работу по вызову; работу по выходным дням; надомный труд и другие гибкие формы занятости. Гибкие формы занятости заключаются в приспособлении продолжительности времени работы и места работы к возможностям и потребностям определенных категорий работников, таких как женщины с малолетними детьми, инвалиды, пенсионеры, учащаяся молодежь. Такие формы занятости способствуют росту эффективности производства и удовлетворению материальных интересов тех категорий граждан, которые не могут в силу разнообразных причин быть заняты в стандартных условиях труда. Однако гибкая
занятость имеет и негативные моменты в силу отсутствия там коллективных форм социальной защиты работников. В экономической литературе встречается понятие избыточной занятости, которая трактуется как особенность «российского пути» в сфере занятости, проявившаяся в том, что приспособление к происходящим переменам в экономике осуществлялось не столько за счет сокращения численности занятых, сколько за счет гибкости в оплате труда, его продолжительности и интенсивности. Формами такой специфической гибкости были низкий уровень заработной платы, задержки в ее выплате, высокая дифференциация заработков, широкое использование административных отпусков, работа в режиме неполного времени, развитие вторичной занятости и др. Это было той ценой, которую платила российская экономика за поддержание относительно невысокого уровня открытой безработицы.
Основные выводы:
1. В проведенном теоретическом анализе понятийного аппарата занятости населения отдельно рассмотрено экономическое и юридическое понятие занятости населения, так экономическое понятие: занятость - это отношения между членами общества по поводу занятия рабочего места, связанные с этим удовлетворение их личных и общественных потребностей и получение дохода, но не противоречащее действующему законодательству.
2. Юридически под занятостью понимается «занятость» как не противоречащая Конституции Республики Казахстан, деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей и, как правило, приносящую им заработок или трудовой доход.
Юридически занятость есть и сторона распределительных отношений, поскольку выражает собой формы распределения членов общества, т.е. населения, по различным родам и видам производства и распределения между членами общества произведенного продукта в форме дохода от трудовой деятельности.
3. Труд сам по себе как целеполагающая человеческая деятельность по созданию потребительной стоимости, есть взаимодействие человека с природой, как естественное, а не общественное отношение. Рассмотрение занятости как общественных отношений раскрывает, в каких качествах, в каких общественных формах включается человек в процесс труда, осуществляет свою трудовую деятельность.
4. Юридическое понятие «безработный», это часть населения, граждане в трудоспособном воз-
расте, не имеющие отношения к рабочему месту и заработка (дохода), ищущие подходящую работу и готовые приступить к ней. Отсюда занятость это -отношения между членами общества по поводу занятия рабочего места, связанные с этим удовлетворение их личных и общественных потребностей и получение дохода, но не противоречащее действующему законодательству.
5. Учитывая, что с 1 января Казахстан, Россия,
Литература
1. Жанкубаев Б.А. Осмысление понятия «право на труд» в новых экономических условиях. // Вестник КазГУ. Экономическая серия. № 4. Алматы, 1996.
2. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. Антология экономической классики. М.: 1993. С. 90-100.
3. В. Гимпельсон, Р. Капелюшников. Нестандартная занятость и российский рынок труда // Вопросы экономики, № 1, 2006.
4. Чижова Л.С. Российские реформы: социальные аспекты. М.: 1998. С. 191.
5. Котляр А.Е. Российские реформы: социальные аспекты. М.: 1998. С. 238.
6. Нургалиева Е.Н. Механизм правового регулирования трудовых отношений в условиях многоукладной экономики (по материалам России и Казахстана). Афтореф. дисс. докт. юрид. наук. Санкт-Петербург, 1993.
7. Котляр А.Э. О понятии рынка труда // Вопросы экономики. 1998 г. № 1. С. 33.
8. Буланов В.С., Волгин Н.А. Рынок труда РАГС. Изд-во «Экзамен». С. 72.
9. Волгин Н.А., Одегов Ю.Г. Экономика труда социально-трудовые отношения. М.: 2003.
10. Закон «О занятости населения в РК от 23 января 2001 г.
11. Конституция Республики Казахстан. От 30 августа 1995 г.
12. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
13. Закон о занятости РФ от 02.07 2013 г.
14. Леонтьев Б.Б. Феномен «первого лица» // Экономика и жизнь. № 21, май, 1993.
15. Севостьянов В.Л. Для правового регулирования развития интеллектуально-кадрового потенциала страны требуется сформировать национальную систему компетенций и квалификаций // Правовая информатика, № 2, 2012, с. 14-17.
16. Морозов А.В., Рустикова Г.С. Интернет-ресурсы для научно-образовательной деятельности // Правовая информатика, № 2, 2013, с. 33-37.
17. Шихнабиева Т.Ш. О некоторых подходах к модернизации образовательных систем с использованием интеллектуальных методов и моделей // Правовая информатика, № 2, 2014, с. 27-31.
18. Леонтьев Б.Б. Стратегия интеллектуальной собственности Таможенного Союза // Мониторинг правоприменения, № 1, 2014, с. 25-30.
РК Беларусь, РК Армения вступают в единое Евразийское пространство необходимо внести в законодательство этих стран понятие занятости так: занятость - это отношения между членами общества по поводу занятия рабочего места, связанные с этим удовлетворение их личных и общественных потребностей и получение дохода, но не противоречащее действующему законодательству.
References
1. Zhankubaev B.A. Osmyslenie poniatiia "pravo na trud" v novykh ekonomicheskikh usloviiakh, Vestnik KazGU, Ekonomicheskaia seriia, No. 4, Almaty, 1996.
2. Keins Dzh.M. Obshchaia teoriia zaniatosti, protsenta i deneg, Antologiia ekonomicheskoi klassiki, M.: 1993, pp. 90-100.
3. V. Gimpel'son, R. Kapeliushnikov. Nestandartnaia zaniatost' i rossiiskii rynok truda, Voprosy ekonomiki, No. 1, 2006.
4. Chizhova L.S. Rossiiskie reformy: sotsial'nye aspekty, M.: 1998, p. 191.
5. Kotliar A.E. Rossiiskie reformy: sotsial'nye aspekty, M.: 1998, p. 238.
6. Nurgalieva E.N. Mekhanizm pravovogo regulirovaniia trudovykh otnoshenii v usloviiakh mnogoukladnoi ekonomiki (po materialam Rossii i Kazakhstana), aftoref. diss. dokt. iurid. nauk, Sankt-Peterburg, 1993.
7. Kotliar A.E. O poniatii rynka truda, Voprosy ekonomiki, 1998, No. 1, p. 33.
8. Bulanov V.S., Volgin N.A. Rynok truda RAGS, izd-vo "Ekzamen" p. 72.
9. Volgin N.A., Odegov lu.G. Ekonomika truda sotsial'no-trudovye otnosheniia, M.: 2003.
10. Zakon "O zaniatosti naseleniia v RK" ot 23 ianvaria 2001 g.
11. Konstitutsiia Respubliki Kazakhstan. Ot 30 avgusta 1995 g.
12. Konstitutsiia RF ot 12 dekabria 1993 g.
13. Zakon o zaniatosti RF ot 02.07 2013 g.
14. Leont'ev B.B. Fenomen "pervogo litsa" Ekonomika i zhizn; No. 21, mai, 1993 g.
15. Sevost'ianov V.L. Dlia pravovogo regulirovaniia razvitiia intellektual'no-kadrovogo potentsiala strany trebuetsia sformirovat' natsional'nuiu sistemu kompetentsii i kvalifikatsii, Pravovaia informatika, No. 2, 2012, pp. 14-17.
16. Morozov A.V., Rustikova G.S. Internet-resursy dlia nauchno-obrazovatel'noi deiatel'nosti, Pravovaia informatika, No. 2, 2013, pp. 33-37.
17. Shikhnabieva T.Sh. O nekotorykh podkhodakh k modernizatsii obrazovatel'nykh sistem s ispol'zovaniem intellektual'nykh metodov i modelei, Pravovaia informatika, No. 2, 2014, pp. 27-31.
18. Leont'ev B.B. Strategiia intellektual'noi sobstvennosti Tamozhennogo Soiuza, Monitoring pravoprimeneniia, No. 1, 2014, pp. 25-30.