Научная статья на тему 'Участие общественных организаций в проведении правового мониторинга в Республике Казахстан'

Участие общественных организаций в проведении правового мониторинга в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
135
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРАВОВОЙ МОНИТОРИНГ / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дюсенов Ербол Абаевич, Карахожаев Олжас Суюндикович

В статье рассмотрены вопросы совершенствования правового мониторинга, а также актуальные аспекты практики проведения правового мониторинга нормативных правовых актов государственными органами Республики Казахстан. С учетом содержания норм проекта Закона «О правовых актах» проведен анализ и даны предложения касательно дальнейшего развития института правового мониторинга

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие общественных организаций в проведении правового мониторинга в Республике Казахстан»

Дюсенов Ербол Абаевич, Карахожаев Олжас Суюндикович,

ведущий научный сотрудник научный сотрудник

Института законодательства РК, Института законодательства РК кандидат юридических наук

УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОВЕДЕНИИ ПРАВОВОГО МОНИТОРИНГА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Правовой мониторинг является важным институтом государственной правовой политики, основы которого закреплены в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента РК 24 августа 2009 года № 858 [1].

В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года отмечено, что особое внимание следует уделить прогнозно-аналитическому обеспечению правотворческой деятельности, которая будет основываться на постоянном мониторинге тенденций развития отраслей права и правовых систем, анализе практики применения нормативных правовых актов.

Это позволит создать современную по содержанию и методам регулирования систему, наглядно отражающую все этапы нормотворческой и правоприменительной деятельности по каждому акту, - его разработку, принятие, применение, внесение изменений и дополнений, признание утратившим силу либо разработку нового акта.

Посредством таких процедур и механизмов оптимизируется и становится системной нормотворческая деятельность государственных органов. При этом широкое применение социологических методов при правовом мониторинге позволит максимально учесть общественное мнение в ходе осуществления правовой политики.

С учетом проводимой работы государственными органами по правовому мониторингу положения Концепции правовой

политики до настоящего времени актуальны и имеют неисчерпанный потенциал дальнейшего развития института правового мониторинга.

Одним из таких направлений развития института правового мониторинга является взаимодействие государственных органов с общественными и научными организациями, экспертами при проведении правового мониторинга.

Согласно действующему Закону Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» от 24 марта 1998 года № 213 субъектами правового мониторинга признаются государственные органы, их ведомства и должностные лица Республики Казахстан.

Указанные субъекты наделены полномочиями по проведению правового мониторинга в отношении нормативных правовых актов, принятых ими и (или) разработчиками которых они являлись, для своевременного принятия мер по внесению изменений и (или) дополнений или признанию нормативных правовых актов утратившими силу.

В качестве субъектов правового мониторинга, в соответствии с установленной Конституцией Республики Казахстан, Законом «О нормативных правовых актах», Правилами проведения правового мониторинга нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства от 25 августа 2011 № 964, а также законодательством, определяющим правовой статус этих органов и должностных лиц, выступают: Верховный Суд, Центральная избирательная комиссия, центральные исполнительные органы, местные

№4 (40) 2015 ж. Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы

2

I_10

представительные и исполнительные органы, Национальный Банк, иные государственные органы.

При проведении правового мониторинга уполномоченными го сударственными

органами в соответствии с требованиями Правил проведения правового мониторинга используются следующие материалы:

- материалы научно-практических конференций, семинаров, совещаний, проводимых по проблемам действующего законодательства, а также материалы, предоставляемые неправительственными организациями;

- информация, содержащаяся в средствах массовой информации и на интернет-ресурсах в общедоступных телекоммуникационных сетях, в том числе в научных публикациях;

- результаты социологических исследований по вопросам правоприменения;

- статистические данные;

- анализы, проводившиеся ранее по той же или схожей тематике.

Как показал анализ практики проведения государственными органами правового мониторинга имеются случаи отсутствия анализа указанных материалов, в деятельности отдельных государственных органов отмечен формальный подход в проведении мониторинга.

Указанные недостатки в проведенном государственными органами правовом мониторинге нормативных правовых актов рассматривались на заседаниях Координационного совета юридических служб государственных органов при Министерстве юстиции Республики Казахстан (18.03.2015 г., 19.08.2015 г.), а также на расширенной коллегии Министерства юстиции (14.10.2015 г.).

Кроме того итоги правового мониторинга за 2012, 2013, 2014 гг. показывают, что уровень его проведения государственными органами не в полной мере достигает целей и задач, поставленных в Концепции. Сложившаяся практика носит в отдельных случаях формальный характер, предоставляемая госорганами информация не отражает в полной мере состояние законодательства и правоприменительной практики.

Дальнейшее развитие института правового мониторинга ожидается с принятием нового Закона Республики Казахстан «О правовых актах», в проекте которого предусматривается уточнение понятия правового мониторинга, конкретизируются его цели, задачи, объекты и субъекты правового мониторинга, а также

предусматривается возможность привлечения госорганами общественных и научных организаций, граждан к осуществлению мониторинга правоприменительной практики в порядке, установленном новым Законом и иными нормативными правовыми актами.

В проекте Закона «О правовых актах», разработанном Министерством юстиции Республики Казахстан, шире закреплена компетенция общественных организаций по участию в проведении правового мониторинга. В статье 49 данного законопроекта предусмотрено, что при проведении правового мониторинга уполномоченные органы имеют право привлекать общественные и научные организации, граждан в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Закрепление порядка привлечения общественных организаций к проведению мониторинга с принятием проекта Закона предполагается на подзаконном уровне. Представляется целесообразным закрепления на уровне постановления Правительства Республики Казахстан.

Действующий порядок проведения правового мониторинга НПА не предусматривает порядок привлечения юридических, физических лиц к проведению мониторинга. При этом в Методических рекомендациях по проведению правового мониторинга нормативных правовых актов, утвержденных приказом и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 28 октября 2011 года №350 содержатся положения о проведении опроса и форма анкеты для проведения социологического опроса населения. Однако анализ практики проведения мониторинга показывает, что уполномоченными органами не используются материалы опроса населения. С большой долей вероятности можно предполагать, что соответствующие опросы не проводились. Сбор и обработка материалов социологических опросов могли бы осуществлять общественные организации, физические лица.

Участие общественных организаций в проведении правового мониторинга предоставляет возможность учесть общественное мнение, консолидированную позицию участников общественных отношений в производственной, социальной и политической сферах.

В Республике Казахстан общественные организации широко представлены в качестве неправительственных, профессиональных организаций и объединений бизнес-сообщества,

Правовой мониторинг

0

граждан по гендерным и иным критериям.

Между тем вызывает вопросы формулировка в статье 49 проекта Закона Республики Казахстан «О правовых актах» привлечение общественных организаций, поскольку в законодательстве однозначного определения перечня таких организаций не имеется.

Сравнительный анализ законодательства Российской Федерации показал, что понятие общественных организаций закреплено в Гражданском кодексе РФ, под которыми признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей [2].

При этом общественные организации относятся согласно параграфу 6 главы 4 Гражданского кодекса РФ к некоммерческим корпоративным организациям.

Полагаем оправданным подразумевать под общественными организациями, которые государственные органы в соответствии с проектируемой нормы статьи 49 проекта Закона «О правовых актах» вправе привлекать к проведению правового мониторинга, общественные объединения согласно поло-

жениям Закона Республики Казахстан «Об общественных объединениях» [3].

Обще ственными объединениями в Ре спублике Казахстан признаются политические партии, профессиональные союзы и другие объединения граждан, созданные на добровольной основе для достиженияимиобщихцелей,непротиворечащих законодательству. Общественные объединения являются некоммерческими организациями.

Перспективным представляется формирование аналитического отчета «О состоянии, тенденциях развития и практики применения законодательства, предложения о направлениях его совершенствования (отраслевое законодательство)», который мог бы выполняться вышеперечисленными организациями в порядке государственного социального заказа, либо на договорных началах. Привлекаемые общественные и научные организации должны проводить исследования о состоянии, тенденциях развития и практике применения отраслевого законодательства с выработкой предложений о направлениях его совершенствования в форме аналитического отчета.

С учетом изложенного дальнейшее совершенствование механизма проведения правового мониторинга целесообразно проводить в направлении удовлетворенности населения процедурами, закрепленными в законодательстве.

Список литературы

1. Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858.

«О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года» [электронный ресурс] http://adilet.zan.kz/rus/docs/U090000858_

2. Статья 123.4 «Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015)) [электронный ресурс] http:// www.consultant.ru/

3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 июня 2014 года № 719 «О проекте Закона Республики Казахстан «О правовых актах» [электронный ресурс] http://adilet.zan.kz/rus/docs/ P1400000719.

Мацалада цуцыцтыц мониторингтг жетыдгру мзселелерг, сонымен цатар Казацстан Республикасындагы мемлекеттж органдардыц нормативтт цуцыцтыц акттерге цуцыцтыц мониторинг ЖYргiзу тэж1рибестщ взект1 аспектыер1 царастырылган. «К^цыцтыц акттер туралы» Зац жобасыныцмазмунын ескере отырып талдау ЖYргiзiлдi жэне цуцыцтыцмониторингi институттарын одан api дамытуга цатысты усыныстар 6epwdi.

TYÜin свздер: цогамдыц уйым, цуцыцтыц мониторинг, нормативтж цуцыцтыц акт, зацнама.

№4 (40) 2015 ж Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы

В статье рассмотрены вопросы совершенствования правового мониторинга, а также актуальные аспекты практики проведения правового мониторинга нормативных правовых актов государственными органами Республики Казахстан. С учетом содержания норм проекта Закона «О правовых актах» проведен анализ и даны предложения касательно дальнейшего развития института правового мониторинга.

Ключевые слова: общественная организация, правовой мониторинг, нормативный правовой акт, законодательства.

The article describes the issues of improving the legal monitoring, as well as important aspects of practice of the legal monitoring normative legal acts of state authorities the Republic of Kazakhstan. Given the content of the norms of the draft law "On Legal Acts " analysis and present proposals regarding the future development of the institute legal monitoring.

Keywords: public organization, legal monitoring, regulation, legislation.

Ербол Абай^лы ДYЙсенов,

КР Зацнама институты К^ьщтьщ мониторинг орталыгыныц жетекшi гылыми ^ызметкер^ з.г.к.

Олжас CYftiHiiK^bi Каракожаев,

КР Зацнама институты К^ыщтыщ мониторинп орталыгыныц гылыми ^ызметкерi

Казакстан Республикасында к^амдык уйымдардын кукыктык мониторинг ЖYргiзуге катысуы

Дюсенов Ербол Абаевич,

ведущий научный сотрудник Центра правового мониторинга Института законодательства РК, к.ю.н.

Карахожаев Олжас Суюндикович,

научный сотрудник Центра правового мониторинга Института законодательства РК

Участие общественных организаций в проведении правового мониторинга в Республике Казахстан

Dyussenov Yerbol Abaevich,

Leading Researcher of the Center of legal monitoring in the SI "Institute of legislation of the Republic Kazakhstan", the candidate of the juridical sciences

Karakhozhayev Olzhas Suyundikovich,

Researcher of the Center of legal monitoring in the SI "Institute of legislation of the Republic Kazakhstan"

Participation non-governmental organizations to conduct of legal monitoring in the Republic of Kazakhstan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.